Четверг, 25.04.2024, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двенадцатая олимпиада (2014/15 уч.год)

Как авиапассажирам не заболеть воздушными болезнями?

Автор: Глимьянова Айсылу Ильсуровна  

Возраст: 16 лет 

Место учебы: МБОУ Школа-интернат с.Новый Каинлык  

Регион:Республика Башкортостан Краснокамский район с.Новый Каинлык 

Руководитель: Глимьянова Айгуль Шарафутдиновна, учитель физики МБОУ ШКола-интернат с.Новый Каинлык 

Историко-исследовательская работа "Как авиапассажирам не заболеть воздушными болезнями?"

План:

Введение 
I. Основная часть
1.1  Воздушные болезни: причины, симптомы, лечение
1.1.1 .Кинетоз - болезнь движения
1.1.2. Закладывание ушей. Зубная боль
1.1.3. Синдром эконом класса -  тромбоз глубоких вен нижней конечности 
1.1.4. Аэрофобия
1.2. Процессы, влияющие на здоровье пассажиров во время перелета
1.3.Практическая часть
1.3.1. Реакция организма на изменения положения тела в пространстве
1.3.2. Успешность некоторых двигательных реакций при раздражении вестибулярного анализатора
1.3.3.Изменение работы сердца при раздражении вестибулярного аппарата
II. Заключение
III. Литература
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

          С давних времен человечеством владела мысль о свободном полете в небесах, который манил своей безбрежностью и величием. Для достижения этой цели людям пришлось пройти долгий и тернистый путь, полный как неудач, так и  свершений. На сегодняшний день, когда скорость передвижения играет очень важную роль, невозможно представить жизнь без такого средства передвижения, как самолёт. 
         С детства я мечтала полетать на самолете, посмотреть на землю с большой высоты. А этим летом моя мечта сбылась! Мне посчастливилось побывать в Крыму, на живописном побережье Черного моря. Но… как только самолет начал взлетать, мне заложило уши, закружилась голова. Это повторилось и при посадке. В течение недели после полета я болела простудой. Это была легкая простуда - насморк, першение в горле, несильный кашель, слабость, но без температуры. Заболела не только я, но и  многие мои попутчики. Обратный полет тоже преподнес мне букет болезней, с которыми я боролась в течение нескольких недель. 
          Эта череда болезней не оставила меня равнодушной, и я вдохновилась на исследование.
Цель исследования: изучить  воздушные заболевания и способы защиты от них. 
Задачи исследования:
•    ознакомиться с литературой по данной теме;
•    выяснить, какие факторы влияют на организм человека в условиях полёта;
•     создать ряд рекомендаций по снижению негативного воздействия физико-химических процессов на организм человека во время авиаперелёта;
•    на собственных опытах увидеть и изучить, как изменение положения тела в пространстве воздействует  на человека;
•    опытным путем выявить  изменения  работы   сердца  при  раздражении  вестибулярного  анализатора;
•    формировать исследовательские навыки.
Актуальность и значимость темы  исследования:
          Способность перемещаться на огромные расстояния с максимальной скоростью стала необходимостью для  большинства  людей. У нас всё меньше времени, а успевать приходится всё больше. Современный образ жизни с возрастающим аппетитом съедает расстояния, и границы становятся прозрачнее. На работу и в отпуск, в командировки и  туристические поездки  мы передвигаемся на самолётах, поездах на магнитных подушках,  под землёй и по воде. При этом у многих из нас одна мысль о необходимости длительного многочасового перелёта   вызывает  тревогу.  Это вполне обосновано: психологически и биологически человек не создан для перемещения по воздуху, и страх, связанный с воздушными путешествиями, это  просто реакция нервной системы на неестественные условия, это нормальный страх. Как же избежать страхов и других неприятностей на борту авиалайнера?
Формулирование проблемы.
             Экстремальные  условия полета,  в которых  оказываются  летчики и  авиапассажиры,  позволяют  вскрыть  не только  тончайшие  механизмы работы  организма  человека, но и  понять потенциальные  возможности человека по  выполнению  самых  разнообразных  работ. Возможности человеческого организма, как и всего живого, ограниченны и находятся в весьма узких пределах. Где тот порог, за которым изменения функций органов и систем становятся необратимыми? Каким лимитом времени могут располагать люди, оказавшиеся в тех или иных экстремальных условиях? Как лучше защитить человека от неблагоприятного воздействия многочисленных и разнообразных факторов?
            Я не буду рассказывать об опасностях, связанных непосредственно с техникой и т.п., к тому же результаты многих исследований говорят о том, что самолет – одно из самых безопасных транспортных средств с этой точки зрения. Мне бы хотелось сосредоточиться на теме здоровья человека на фоне авиаперелетов, т.к. поддержание нормального состояния здоровья человека - одна из важнейших задач на Земле. В данной работе я постараюсь представить вашему вниманию перечень основных «воздушных» заболеваний у пассажиров авиалайнеров.

I.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


«Сказал и – сделал. В кольцо свернувшись,
 он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рождённый ползать – летать не может!..
Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся:
«Так вот в чём прелесть полётов в небо! Она – в паденьи!..Смешные птицы!» 
Максим Горький

1.1.    Воздушные болезни: причины, симптомы, лечение
           Воздушный перелет, особенно перелет на большие расстояния, подвергает пассажиров воздействию многих факторов, оказывающих негативное влияние на их здоровье. Пассажиры, имеющие хронические заболевания, подвергаются большей опасности в этом отношении. Риски, связанные с перелетом, могут быть минимизированы. Для этого нужно проконсультироваться с врачом – эскпертом в области авиационной медицины. Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся медицинские проблемы и вызывающие их факторы, связанные с авиаперелетом.
1.1.1.    Кинетоз - болезнь движения
           Кинетоз - «укачивание», «морская/воздушная болезнь». С этим коварным явлением приходилось сталкиваться очень многим из нас. Это те самые головокружение, общая слабость, сухость во рту, тошнота, бледность, находящие на человека во время его передвижения на самолете, автомобиле, корабле и т.д. При полетах в самолете данная болезнь развивается при "болтанке", когда самолет перемещается вверх и вниз, при "рыскании", когда он совершает вращательные движения в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха ("воздушные ямы"). 
              Согласно исследованиям, всего лишь 6-8% людей абсолютно не подвержены болезни движения, остальные же в меньшей или большей степени испытывают на себе последствия кинетоза. Кто-то, взойдя в первый раз на палубу, почувствует лишь легкий кратковременный дискомфорт, кто-то же все время поездки будет страдать от проявлений болезни движения. 
            Английский исследователь Бенсон, изучавший болезнь движения, писал: "…является нормальной реакцией здорового человека, не имеющего каких-либо органических или функциональных нарушений, на воздействие непривычного вида движений определенной интенсивности и длительности". При этом термин "болезнь" не несет какого-либо патологического смысла, а используется только для характеристики развивающегося при болезни движения синдрома вестибуловегетативных и вестибулосенсорных нарушений, вызванных различными видами движения.
Симптомы.
           Ведущим симптомом является тошнота. Основные признаки болезни движения - бледность, потоотделение и рвота. К возможным симптомам можно отнести тяжесть в голове и головную боль, чаще в области лба, иногда сопровождающуюся головокружением, ощущением "пьянящей легкости" в голове или нарушениями ориентации в пространстве. К числу других важных симптомов следует отнести сонливость.
           Полеты на самолетах нередко сопровождаются иллюзорными ощущениями. При обычных произвольных движениях головы и туловища вестибулярный аппарат обеспечивает ЦНС весьма точной информацией о скорости поворота головы относительно Земли. При некоторых неестественных пассивных движениях (когда человек находится в движущемся объекте) эта информация может привести к странным ощущениям. Если прекращается вращение самолета вокруг продольной оси, у пассажира возникает ясное ощущение вращения тела и самолета в противоположном направлении. Эта иллюзия связана с реакцией вестибулярного аппарата на непривычный раздражитель - большое угловое ускорение, но не ясно, каким образом информация от вестибулярных и других рецепторов обрабатывается в ЦНС для того, чтобы человек ощущал подлинное или иллюзорное движение. 
          Индивидуальная устойчивость к болезни движения колеблется в широких пределах. Лица, обладающие врожденной устойчивостью, быстрее адаптируются к провоцирующим ускорениям. Среди психологических факторов, влияющих на устойчивость к кинетозу, важное значение имеет тип нервной деятельности, мотивация и активация внимания, страх, тревога. К другим факторам, имеющим значение для формирования уровня предрасположенности к болезни движения, можно отнести характер пищи, различные запахи, наблюдение икоты, позывов на рвоту и рвоту у других пострадавших и т.п. 
Лечение и способы предотвращения.
           Каким образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы? Прежде всего, необходимо до минимума ограничить движения головой, т.к. роль двигательной активности головы при болезни движения очень велика. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше, если голова будет опираться на соответствующую опору.
Могут оказаться полезными советы, позволяющие пассажирам во время перелета уменьшить зрительно-вестибулярное рассогласование. При первых признаках укачивания лучше сидеть с закрытыми глазами либо зафиксировать взгляд на линии горизонта или видимой земле.
1.1.2.    Закладывание ушей. Зубная боль.
            Герметические салоны самолетов довольно хорошо оснащены системами искусственного климата, позволяющими регулировать температуру, влажность и движение воздуха. Однако при взлете давление падает, а при приземлении повышается, что не может не отразиться на людях: пассажир чувствует шум, у него может заложить уши, иногда даже на 1—2 дня. 
             Объясняется это разностью давления воздуха в среднем ухе и салоне самолета. Давление в наружном ухе при взлете понижается, при посадке – повышается, в среднем же ухе эти процессы происходят медленнее, и, как следствие, чувствуется дискомфорт. Эти неприятные ощущения можно предотвратить зевотой или глотанием. При этом воздух начинает проходить через евстахиеву трубу, что улучшает так называемую вентиляцию среднего уха. При этом воздушная волна, проходя через рот и евстахиеву трубу в среднее ухо, уравновешивает давление на барабанную перепонку снаружи и изнутри и избавляет от неприятного ощущения в ушах.
           Также иногда в полете на значительной высоте может появиться внезапная и очень сильная зубная боль. Как правило, боль появляется в плохо запломбированном зубе, который на земле не болит. Происходит это потому, что под пломбой или под коронкой имеется небольшой пузырек воздуха. Этот пузырек, незаметный на земле, расширяясь при понижении окружающего давления, начинает давить на нервные окончания зубной мякоти и вызывает порой нестерпимые боли. Поэтому необходимо внимательно следить за состоянием своих зубов.
1.1.3. Синдром эконом класса -  тромбоз глубоких вен нижней конечности
           Во время долгих перелетов, когда пассажиры много часов проводят без движения в неудобной позе,  в пережатых венах нижних конечностей могут образовываться тромбы. Если такой тромб оторвется и попадет в легочную артерию, это приведет к рефлекторной остановке сердца и неминуемой гибели в течение суток. Такой тромбоз может случиться и у пассажиров бизнес- и первого класса, но с меньшей вероятностью, поскольку они летают в значительно более комфортабельных условиях. 
Симптомы.
          Тромбоз глубоких вен редко сопровождается болью и покраснением кожи, обычно эти симптомы выражены минимально. У примерно половины людей тромбоз глубоких вен протекает бессимптомно. Зачастую у этих пациентов первым симптомом заболевания может быть боль в грудной клетке, что является первым признаком развития такого грозного осложнения тромбоза глубоких вен, как тромбоэмболии легочной артерии. При нарушении венозного оттока в результате тромбоза глубоких вен развивается боль и отек в нижней конечности, на ощупь конечность становится горячей. В зависимости от локализации венозного тромбоза может отекать лодыжка, голень или все бедро. Иногда тромбы могут способствовать повреждению клапанного аппарата вены. В свою очередь нарушение функции венозных клапанов приводит к нарушению венозного оттока и развитию отека нижних конечностей. 
Лечение и способы предотвращения.
         Чтобы предотвратить образование тромбов, врачи рекомендуют всем пассажирам каждый час или два вставать, по возможности пройтись по салону или сделать специальные упражнения на месте. Ручную кладь лучше ставить не под кресло, а наверх, чтобы не ограничивать пространство для ног.  Кроме того, следует пить больше жидкости (исключение составляют алкоголь и кофе). 
         Пассажирам групп риска (в частности, это относится к беременным женщинам или людям, которые страдают повышенной свертываемостью крови) врачи рекомендуют перед полетом запастись специальными компрессионными гольфами. Кроме того, им следует проконсультироваться с врачом, при необходимости им могут назначить специальные препараты, уменьшающие свертываемость крови. Самое популярное средство, разжижающее кровь, – это обычный аспирин. Врачи рекомендуют принимать его за день и сразу перед полетом. 
           Еще одна малоприятная авиационная особенность – при разгоне или торможении сверхзвукового лайнера у человека происходит смешение крови. И если он находится в горизонтальном положении, кровь приливает либо к голове, либо к ногам, что недопустимо для людей со слабым сердцем или повышенным давлением. Именно по этой причине во время взлета и посадки стюардессы заставляют пассажиров сесть прямо, приведя спинки кресел в вертикальное положение.
1.1.4. Аэрофобия
             Авиатранспорт породил и некоторые болезни, связанные с психологическими расстройствами. Самой серьезной, еще до конца не изученной, а потому с трудом поддающейся лечению, считают аэрофобию – панический страх перед любыми полетами на воздушных судах. Разные источники, посвященные аэрофобии, приводят следующие данные: опасаются летать от трети до половины авиапассажиров, а у порядка 15% людей этот страх настолько силен, что они просто не могут заставить себя подняться на борт воздушного судна. Именно этих последних чаще всего и считают жертвами аэрофобии. 
           Проявляется аэрофобия, кстати, у мужчин и женщин по-разному. Женщины боятся конкретных моментов: аварии, падения, захвата самолета террористами или своей непроизвольной бурной реакции на все это, а мужчины — самого процесса полета на большой высоте в непонятном агрегате, который им никак не подчиняется.
           Многочисленные исследования показывают определенную связь между способностью к формированию панических реакций вообще и авиафобией в частности. В большинстве случаев аэрофобию можно рассматривать как проявление более глобальной психологической проблемы. Обостряясь на фоне депрессии, усталости, в стрессовых ситуациях, это свойство может находиться в «дремлющем» состоянии в психологически комфортные периоды жизни.
           Значительно реже аэрофобия носит изолированный характер, и предметом панического страха становится только то, что связано с воздушными путешествиями, а в остальных ситуациях человек не испытывает ничего похожего. Кроме того, при аэрофобии различается и само содержание страха: для одних людей это страх катастрофы из-за технических неисправностей, или природных катаклизмов (страх перед неуправляемыми разрушительными условиями окружающей среды).
           Другие же боятся, что в момент перелета что-нибудь случится с их здоровьем, им станет плохо, случится сердечный приступ, инсульт от перемены давления и т.д., а выхода из замкнутого пространства салона нет, и оказание срочной медицинской помощи невозможно (разновидность клаустрофобии). Есть, наконец, случаи, когда человек боится впасть в панику (страх утраты контроля над собой).
          Это лишь общий перечень причин и форм страха. Он далеко не полон, но в любом случае, каждый из них (как и при любой другой фобии) сводится к двум основным: это страх смерти и страх потери контроля над своими действиями.
Лечение и способы предотвращения.
          Однако 98% людей, испытывающих трепет перед полётами, могут избавиться от этого страха. Успех лечения, как пишут психологи, всегда зависит от тщательного анализа всех индивидуальных особенностей состояния в каждом отдельном случае, от контекста той личности, в рамках которой это состояние развивается, — то есть поиска исходных причин болезни. Если нет возможности разобрать все вопросы с психологом, а лететь надо, и страх слишком силён, необходимо предупреждать экипаж об этой проблеме. Не рекомендуется употреблять спиртное перед полетом – при низких шансах на решение проблемы есть большая вероятность только усугубить ситуацию. Нервным пассажирам советуют не стараться уйти в себя, не прислушиваться к звукам и шумам, издаваемым самолётом, в надежде убедиться, что всё идёт нормально. Страх, таким образом, имеет способность лишь возрастать. Лучший способ избавиться от страхов — это проговорить их, рассказать о проблеме и выговориться. В особо тяжёлых случаях аэрофобии следует все же избегать полётов и выбирать другие средства передвижения.
1.2.    Процессы, влияющие на здоровье пассажиров во время перелета
           Несмотря на удобство передвижения по миру с помощью авиации, этот вид транспорта является одним из самых стрессовых для организма. Воздушный перелет, особенно перелет на большие расстояния, подвергает пассажиров воздействию многих физико-химических факторов, оказывающих негативное влияние на их здоровье. Но риски, связанные с перелетом, могут быть минимизированы при соблюдении рекомендаций, основанных на изучении негативного влияния данных факторов и направленных на снижение их воздействия на человека. 
         Летом я была на экскурсии в аэропорт г.Уфа. Благодаря содержательным ответам работников аэропорта я выявила процессы, влияющие на здоровье пассажиров во время перелета и составила рекомендации. 

 

Физические процессы
Давление в салоне
          В современных самолетах салоны герметичны, но давление в них несколько меньше чем давление на уровне моря (это требует больших затрат топлива). При полете на высоте 11-12 тыс давление в кабине эквивалентно подъему на 1800-2400 м над уровнем моря. Такое давление хорошо переносится только абсолютно здоровыми людьми.
Уровень кислорода
         Из-за понижения атмосферного давления в кабине самолета, количество кислорода в крови пассажиров и экипажа также снижается. На фоне некоторых заболеваний такое снижение может привести к тяжелым последствиям. Особенно страдают люди с заболеваниями сердца и легких, с пониженным содержанием гемоглобина. 
Влажность воздуха
         Обычно в салоне самолета очень сухой воздух - влажность составляет около 20% (комфортная влажность для человек больше 30%). Низкая влажность может вызвать сухость кожи и слизистых, дискомфорт в глазах, но риска для здоровья практически не представляет.
Расширение газов
          Согласно закону Бойля-Мариотта, газ, заключенный в закрытых полостях, будет расширяться при подъеме на высоту. У здоровых пассажиров это проявляется в виде незначительной боли в животе и заложенности ушей. Но пассажиры с насморком уже подвержен риску развития отита. При простудах евстахиева труба, соединяющая глотку с внутренним ухом и выравнивающая в нем давление при подъеме на высоту, воспалена, просвет ее сужен, возникают неприятные ощущения и боль в ушах. За счет такого же механизма (расширение газа) при взлете может возникнуть вздутие кишечника и боль в животе.
Вибрация
         Вибрация при прохождении зоны турбулентности может стать причиной «морской» блезни и приступов тошноты и мигрени.
Неподвижность
         Сокращение мышц голени  важный фактор, способствующий венозному оттоку от ног. Длительная неподвижность (особенно в сидячем положении) приводит к застою крови в венах и может привести к тромбозу вен.
Химические процессы
Озон
           Озон – более активная форма обычного кислорода. Его содержание выше в верхних слоях атмосферы. Озон может вызвать раздражение легких, слизистых и глаз. В современных самолетах установлены специальные фильтры и катализаторы, превращающие озон в простой кислород. Но в устаревших отечественных моделях таких фильтров нет.
Космическая радиация
           На больших высотах уровень космической радиации возрастает, но до настоящего времени сколько-нибудь значимого негативного влияния от этого не обнаружено.
Последствия дайвинга
           Сразу после погружения лететь не рекомендуется. Минимальное время от погружения до полета должно быть 12 часов, а лучше – 24 часа. Это нужно для того, чтобы избыточный азот успел вывестись из организма.
Итак, мои рекомендации:
Перед и во время полета  не рекомендуется:
•    курить – никотин негативно влияет на свертываемость крови;
•    пить газированные напитки, чтобы избежать тошноты и метеоризма;
•    употреблять алкоголь , это может привести к обезвоживанию организма;
•    много пить чая или кофе - они не лучшим образом воздействуют на нервную систему и могут поспособствовать развитию тревожности;
•    переедать тяжелую и жирную пищу.
Во время полета  следует:
•    пить как можно больше, желательно – каждые полчаса; лучше всего минеральную негазированную воду или соки с витамином С;
•    сменить контактные линзы на очки, чтобы избежать сухости и покраснения слизистой оболочки глаз;
•    надеть просторную одежду из натуральных тканей. Обувь должна быть удобной и легкой, во время полета можно сменить ее на плотные носки;
•    употреблять легкую, хорошо сбалансированную пищу, богатую белком, которая легко переваривается;
•    пользоваться увлажняющим кремом и гидротермальным спреем для лица;
•    взять специальную надувную подушку, она поддержит голову во время сна  и создаст дополнительный комфорт в области шеи.
  Противопоказания к перелету: 
•    новорожденные младше 7 дней;
•    беременность больше 36 недель;
•    ишемическая болезнь сердца с болевыми приступами в покое;
•    серьезные и/или острые инфекционные заболевания;
•    декомпресионная болезнь;
•    повышенное внутричерепное давлениенедавний инфаркт миокарда или инсульт;
•    операции, связанные с введением воздуха в закрытую полость тела;
•    тяжелое респираторное заболевание, одышка, пневмоторакс;
•    серповидно-клеточная анемия;
•    психиатрическое заболевание.

1.3.Практическая часть
1.3.1. Реакция организма на изменения положения тела в пространстве
Материалы
: кушетка, небольшой  коврик, тонометр с фонендоскопом,  секундомер.
Ход работы.
        Для изучения реакции организма на изменение положения тела в пространстве у исследуемого в положении лежа  после 5 минут покоя я измерила артериальное давление (АД) и  частоту сердечных сокращений (ЧСС). 
        После этого исследуемый  выполнил стойку на голове, и я повторно определила показатели через каждую минуту, пока они не стабилизировались. 
Полученные результаты

Таблица 1. Изменение частоты сердечных сокращений

Показатель В состоянии покоя После стойки Через мин 2 мин 3 мин 4 мин 5 мин 6 мин
ЧСС 82 125 117 106  97 88 79 70

           Результаты считаются хорошими, если ЧСС и АД после  нагрузки  повысилось  на 1/3  или  меньше  от  результатов  покоя; если  наполовину – результат  средний, а если больше чем  наполовину – результат  неудовлетворительный. Разница АД в состоянии покоя и после стойки на голове составляет 10 %. Изменение ЧСС в состоянии покоя и после стойки на голове составляет  34 %
          Исходя из представленных данных, можно заметить, что значения АД, ЧСС  после нагрузок увеличились на 1\3 или менее. Это говорит о том, что  исследуемый - тренированный  человек. 
          Попытка  нетренированного  человека  сразу  приступить  к большим  нагрузкам  обычно  приводит  не только  к утомлению  мышц,  но и к кислородному  голоданию  скелетных  мышц  и самого  сердца.  А оно  очень  чувствительно  к недостатку  кислорода.
         С другой стороны,  известно,  что слабые  нагрузки  тренированного человека эффекта  не дают.  Поэтому  нагрузка  должна  не только  постепенно  наращиваться,  но и правильно  дозироваться.                      
1.3.2.Успешность  некоторых  двигательных  реакций  при  раздражении  вестибулярного  анализатора
Материалы:  офисное  вращающееся кресло,  повязка  для глаз, секундомер, карандаш, линейка.
Ход работы.
         Для исследования успешности некоторых двигательных реакций при раздражении вестибулярного анализатора я посадила  исследуемого в офисное вращающееся кресло, перед ним на расстоянии 0,5 м на уровне его головы установила карандаш. Попросила исследуемого посмотреть на карандаш, закрыть глаза и указательным пальцем коснуться верхнего конца. Затем исследуемый опустил голову под углом 15°. Исследуемого вращала в кресле со скоростью пол-оборота в 1 с. После 10 оборотов кресло внезапно остановила. Сразу же после вра¬щения исследуемый протянул руку вперед и, не открывая глаз, снова попытался коснуться верхнего конца карандаша. Аналогичные пробы сделала после вращения в кресле 10 раз.  
Полученные результаты

Таблица 2. Результаты успешности двигательных реакций при раздражении вестибулярного анализатора

Показатель успешности двигательных реакций До вращения После вращения
Наличие ошибки в пробе с карандашом          0             3

Анализ результатов.
         Анализ  работы  на успешность  некоторых  двигательных  реакций  при раздражении  вестибулярного   анализатора  показал (табл. 2), что  после  вращения  исследуемый    не смог коснуться  верхнего  конца  карандаша. Рука  непроизвольно  отклонялась  в сторону  вращения.  
         При  вращательных   движениях  тела  жидкость  в  определенном   канальце  либо  отстает  в движении, либо  продолжает  двигаться  по инерции,  приводя  к отклонению  чувствительных  волосков  и возбуждению  рецепторов.  На уровне  среднего  мозга  центры  вестибулярного  анализатора  образуют  тесные  связи  с центрами  глазодвигательного  нерва.  Этим, в частности,  и объясняется  иллюзия  движения  предметов  по  кругу,  после  того  как мы  прекращаем  вращение.  Хорошая   устойчивость  вестибулярного  аппарата, т.е.  нормальная  функция  органов  равновесия  необходима  не только  летчикам, но и  работникам наземного и морского транспорта.  Вестибулярный  аппарат  хорошо  поддается  тренировке  путем  вращения  на  специальной  центрифуге, при использовании качелей.  
1.3.3. Изменение работы сердца при раздражении вестибулярного анализатора
 Материалы:  офисное вращающееся кресло, секундомер, тонометр, фонендоскоп.
 Ход работы.
          Для изучения изменения работы сердца при раздражении вестибулярного анализатора я посадила исследуемого в офисное вращающееся кресло, закрыла его глаза повязкой  и наклонила голову и туловище вперед на 90°. После определения у исследуемого часто¬ты сердечных сокращений, его вращала в кресле. Сразу же после остановки кресла подсчитала по секундомеру пульс за каждые 1-минутные промежутки времени до восстановления его исходной величины. 
Полученные результаты

 

 

Таблица 3. Результаты изменения работы сердца при раздражении вестибулярного анализатора

Показатель В состоянии покоя После вращения Через 1 мин 2 мин 3 мин 4 мин 5 мин
ЧСС 72 94 87 84 78 73 69

Анализ результатов
         Изменение ЧСС после вращения составляет   23%,  исходя из этого можно сделать вывод, что исследуемый – тренированный человек.


II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В современном мире путешествие на самолете является самым быстрым и удобным. Ведь если раньше приходилось тратить на переезды несколько дней, сейчас достичь практически любой точки мира можно в течение нескольких часов. За последние годы самолет стал самым популярным видом транспорта, и все больше людей отдают ему предпочтение. Однако даже для тех, кто летает часто, авиаперелет является волнительным. А некоторые люди перед полетом вообще испытывают панический страх. Все это объяснимо: любого из нас пугают непривычные обстоятельства и новая среда, в которой мы оказываемся. Поэтому почти для каждого авиаперелет – это всегда стресс. Медицинская наука уже давно и пристально следит за тем комплексом вредных воздействий, которые оказывают воздушные авиаперелеты на организм человека. В данной работе я изучила основные «воздушные» болезни и способы их предотвращения.
         В ходе исследовательской работы я выяснила факторы и физико-химические процессы, влияющие на организм человека в условиях полёта. Давление в салоне, уровень кислорода, расширение газов, влажность воздуха, вибрация, неподвижность, озон, космическая радиация и последствия дайвинга – все эти процессы влияют на наш организм. Изучив их воздействие на здоровье пассажира авиалайнера, были сформулированы рекомендации, которые помогают более комфортно переносить воздушное путешествие. 
       Оказалось, что воздействие на организм человека различных факторов во время полета разнообразно. Следствием этого является:
•    изменение положения тела в пространстве;
•    раздражение вестибулярного анализатора;
•    изменение работы сердца и кровеносных сосудов.
Опытным путем было выявлено, что
•    при изменении положения тела в пространстве во время полета возрастает частота сердечных сокращений и артериальное давление.Это способствует усилению доставки кислорода к тканям. У тренированных людей отклонения  от исходного значения составляют не более 1\3;
•    раздражение вестибулярного аппарата приводит к нарушению координации движений и   увеличению частоты сердечных сокращений;
•    степень выраженности адаптаций зависит от уровня  тренированности организма.
       По окончании исследования я увидела, что достигла своей цели, выполнила все поставленные задачи и узнала много нового об авиаперелётах, тем самым значительно расширив свой кругозор.

Будьте всегда здоровы! Удачного полёта!


III. ЛИТЕРАТУРА

1.    Платонов К. К. "Человек в полете": М.: Воениздат, 1957. — 288 с. Издание второе, переработанное и дополненное.
2.    Мацнев Э.И. "Болезнь движения": Фармацевтический вестник. 2002. № 19. С. 15–20.
3.    Шутова С.В. Методика  выполнения  практических  работ  по  экологии  человека: Учебно-методическое пособие. -  Тамбов: ТОИПКРО, 2007
4.    Шутова С.В.Экология человека: Учебное пособие для учащихся 8-го класса. –  Тамбов: ООО «Издательство «Юлис», 2007.
5.    www.medical-enc.ru
6.    tourlib.net/statti_tourism/samolet.htm
7.    www.wikipedia.org
8.    www.airlines-inform.ru
9.    www.medportal.ru

 

 

 

 

 

 

Категория: Двенадцатая олимпиада (2014/15 уч.год) | Добавил: Service (15.12.2014) | Автор: Айсылу Глимьянова E W
Просмотров: 2915 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2630)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1974)
Егор Андреевич Попов (1711)
Штриккер Артур (1287)
Григорьев Павел Сергеевич (684)
Медведкин Иван (616)
Азарин Николай (562)
Трунов Артём Николаевич (494)
Ефимова Софья Алексеевна (473)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024