Суббота, 20.04.2024, 02:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двенадцатая олимпиада (2014/15 уч.год)

Какова роль женщин в истории авиации и воздухоплавания

 

Сагдеев Марат

Возраст: 16 лет.
Место учебы: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Социально- образовательная школа №15 имени героя советского союза Д.Я.Старостина.
Город, регион: г.Ульяновск, Ленинский район.
Руководитель (Быкова Е.В. учитель информатики и ИКТ.)
Историко-исследовательская работа: "Какова роль женщин в истории авиации и воздухоплавания"

План.
1. Введение. Роль женщины в истории развития общества
2. Первые женщины-авиаторы
3. Русские женщины-авиаторы
4. Крылатая гвардия или «Ночные ведьмы»
5. «Крылатые мадонны» из Башкирии
6.Российикие женщины-летчицы в послевоенное годы и современное время
7. «Сестра Икара» из УАИ
8. Заключение. Женщина-пилот это звучит гордо!
9. Источники информации

ВВЕДЕНИЕ. Роль женщины в истории развития общества

Сегодня мы являемся свидетелями процесса изменений, происходящих в исторической науке. Одно из них – история женщин. Эмансипация привела к феминистскому движению, а в настоящее время к гендерным методологиям. Объектом и предметом современных исследований стала женщина, ее место в историческом процессе, влияние на все сферы жизнедеятельности общества. ХХ век можно назвать веком авиации. Конечно, первыми пилотами стали мужчины, и эта профессия считалась исключительно мужской. Правда, очень недолго. Женщины начали интересоваться авиацией почти сразу же, как только она появилась. Пытливый женский ум, желание летать и целеустремленность дам начала XX века, сделали из них первых авиатрисс. Все истории прихода женщин в авиацию уникальны и интересны, каждая из девушек прокладывала свой путь к заветной мечте.
Цель реферата - изучить историю и роль женщин в развитии отечественной авиации. В работе мы немного коснемся зарубежной истории освоения женщинами авиации, рассмотрим более подробно историю российских летчиц. Отдельную часть исследования посвятим особой странице истории Родины - участию женщин-авиаторов в Великой Отечественной войне. Мы поставили задачу привлечь краеведческий материал, познакомились с документами о летчицах из Башкортостана. Это легендарные «ночные ведьмы» - летчицы 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков- герой Советского Союза Магуба Сыртланова, уроженка города Белебей Башкирской АССР, которой в 2012 г. исполнилось 100 лет со дня рождения, и моя землячка, уроженка города Стерлитамак Клавдия Серебрякова. Изучая материалы о военных летчицах, я познакомился с литературой, посвященной героиням, материалами, размещенными в сети Интернет, посмотрели кинофильмы .
Следующей задачей стало знакомство с историей УГАТУ. Как студентке Уфимского государственного технического университета было интересно узнать есть ли среди его выпускников женщины-авиаторы. Изучив материалы СМИ мы выявили героиню нашего времени – Галину Кошкину.
Истории судеб женщин-авиаторов не только интересны и поучительны, они могут стать положительным примером духовно-нравственного развития личности. Возможно, и хотелось бы на это надеяться, пример российских женщин-летчиц станет моим ровесницам отправной стартовой точкой в профессию авиатора.

КРЫЛАТАЯ ГВАРДИЯ ИЛИ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ»
ЖЕНЩИНЫ-АВИАТОРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ




Бурное развитие авиации в 30-х годах XX века привело в авиацию девушек. Когда началась Великая Отечественная война, девушки, имевшие летную специальность, стремились на фронт. В самое напряженное время битвы за Москву, по инициативе прославленной летчицы Марины Расковой, было сформировано три женских авиационных полка. Женский авиационный полк - необычное явление в ВВС России. Ирина Ракобольская, начальник штаба 46 ГАПНБ вспоминала: "В годы Великой Отечественной войны был такой необыкновенный полк - 46-й гвардейский, Таманский, дважды орденоносный полк ночных бомбардировщиков, летавший на самолетах По-2. В этом полку мужчин не было. От техника до командира полка одни только женщины. В основном девочки от 17 до 22 лет. За три года боев полк сделал 24 тысячи боевых вылетов, 25 летчикам и штурманам было присвоено звание Героя Советского Союза. Полк, в котором одновременно с боевыми действиями непрерывно обучали и вводили в строй новых летчиков и штурманов. Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Ведь для того чтобы женщина окончила летную школу или аэроклуб, она должна была обладать подлинной влюбленностью в небо, страстью к полетам. А штурманами у них стали студентки вузов. Они быстро освоили новую специальность и внесли в полк особую атмосферу: в перерывы между боями проводились конференции, выпускались литературные журналы, писались стихи.... И всех объединяли особый азарт и стремление доказать, что девушки могут быть в бою не хуже мужчин... Немецкие солдаты говорили, что летчиц на По-2 трудно сбить, потому что они «ночные ведьмы». Зато пехотинцы называли этот самолет старшиной фронта, а девушек, летавших на нем, — небесными созданиями». За три года боевых действий 46-й Гвардейский Таманский авиационный полк сделал 24 тысячи боевых вылетов, сбросил 3 миллиона килограммов бомб. Полк прошел с боями от Донбасса, через Сальские степи и предгорья Кавказа при отступлении Южного фронта, через Кубань и Крым с наступающими фронтами, Белоруссию и Польшу, дошел до Восточной Пруссии, Германии и окончил войну севернее Берлина.
С самого начала своего существования и до конца войны женский полк представлял собой крепко спаянный коллектив, в котором присутствовал дух боевой дружбы, здорового соревнования и горячего патриотизма. Через несколько месяцев после окончания войны женский полк был расформирован, девушки вернулись к мирной жизни, многие продолжили прерванную учебу. Но их фронтовая дружба живет до сих пор. Ежегодно они встречаются в Москве. В интернете есть блог легендарных героинь и множество сайтов, посвященных им.

«КРЫЛАТЫЕ МАДОННЫ» ИЗ БАШКИРИИ


Магуба Гусейновна Сыртланова, (1912-1971) заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков, гвардии старший лейтенант.
Магуба Сыртланова родилась 15 июля 1912 года в Белебее, окончила семилетнюю татаро-башкирскую школу. Здесь же она посмотрела на небо как на свою судьбу. Каждый шаг вел ее к мечте. В 1932 году Магуба поступает в Балашовскую летную школу. Усвоена материальная часть знаменитого У-2, получены теоретические знания, даже удалось полетать два круга над аэродромом. Магуба поняла: ее зовет небо, оно ее стихия и смысл жизни. Но поступил приказ, повелевающий отчислить из школы девушек. Что же, мечта рухнула? Только не для Магубы! Она поехала в Тбилиси и окончила там курсы аэроклуба, поступила в военно-авиационную школу. Сыртлановой присваивают звание младшего лейтенанта и назначают в школе командиром звена. Началась Великая Отечественная война, Магуба рвалась на фронт и добилась своего! И начались дни и ночи, ночи и дни далеко не женской работы. Полк летал на ПО-2, приспособленных к военным условиям самолетах У-2. Летать на ПО-2 было большим искусством. Бомбардировщик был небольшим, фанерным, с двумя открытыми кабинами - для летчика и штурмана. Рации и связи с землей не было, экипаж переговаривался живым голосом через примитивное устройство. Днем на ПО-2 летать было опасно, летали ночью. Ориентировались по местности при лунном свете, по компасу и звездам. Бомбометание производилось вручную, осветительные бомбы выбрасывали руками. Если подобьют - верная смерть, в первый период войны летали без парашютов. Каждый вылет летчиц был подвигом. Пока летчица и штурман минут 5-6 отдыхали после прилета на базу аэродромная команда подвешивала бомбы, и вновь в ночное небо. ПО-2 мог брать за один полет до 200–250 кг бомб, с весны 1944 года на него грузили еще столько же. Немцы поначалу иронически относились к самолетам ПО-2 и называли их «русфанер», да и наши солдаты острили: «кукурузник», «кофейная мельница», «огородник». Наши бойцы говорили ласково, с любовью, уж они-то хорошо знали, какие чудеса выделывали эти «этажерки».Трудно выделить какой-либо ночной вылет экипажа нашей землячки. Может быть, ночь на 10 февраля 1943 года при выбивании немцев из станиц Поповичевская и Ангелинская? Летали шесть раз, создали три мощных очага пожара со взрывами! Может быть, 13 февраля, когда летали в окрестности станицы Славянской и бомбили живую силу и технику? Может быть, ночь на 12 сентября, когда эскадрилья громила мотомехчасти фашистов под Новороссийском? Итог боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны гвардии лейтенанта Сыртлановой: «Общий налет 9098 часов 15 минут, дневной налет 1816 часов 15 минут, ночной налет 1282 часа 40 минут, боевой налет 955 часов 20 минут, сбросила 97050 авиабомб, разбросала в тылу врага 197 пачек листовок». Из наградного листа М. Г. Сыртлановой: «В результате точных бомбовых ударов в стане врага было вызвано 128 взрывов, 85 очагов пожара, уничтожено и повреждено 2 переправы противника, 2 ж/д эшелона, взорван склад с горючим, уничтожено 3 артбатареи, два прожектора и 4 автомашины с горючим. Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава полка». 15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР М. Г. Сыртлановой присвоено высокое звание Героя Советского Союза. После увольнения из армии Магуба Гусейновна жила в Казани, скромно, мало рассказывала о своих боевых делах, больше говорила о подругах, об их ночных полетах. М. Г. Сыртланова ушла из жизни 1 октября 1971г. Ее имя носит улица в Белебее и музей в школе.
Памятник Герою Советского Союза Магубе Сыртлановой

За годы Великой Отечественной войны на защиту Родины отправились 16 тысяч моих земляков - стерлитамаковцев. Стерлитамакский аэроклуб на второй день после начала войны получил указание перестроиться на военный лад. Требовалось ускорить подготовку пилотов для фронта. В сентябре 1941 при аэроклубе открывается парашютное отделение, которое подготовило сотни бойцов воздушной пехоты, многие потом служили воздушными стрелками на штурмовиках Ил-2. Четверым выпускникам Стерлитамакского аэроклуба присвоено звание Героя Советского Союза. Это истребитель Анатолий Пантелькин, штурмовики Иван Кочетов, Анатолий Горин и Владимир Секин. В. А. Секин после увольнения в запас в 1971 году вернулся в авиацию, возглавил Стерлитамакский аэроклуб, был Почетным жителем города. Стерлитамакский аэроклуб воспитал целую когорту воинов, отличившихся в боях, вместе с мужчинами сражались и женщины. В числе 80 летчиц 46-го таманского полка ночных бомбардировщиков была и жительница Стерлитамака.
Клавдия Федоровна Серебрякова


Клава Серебрякова год прозанималась в группе авиамехаников Стерлитамакского аэроклуба, хорошо изучила устройство самолета. Затем перешла на пилотское отделение. В 1938 году семнадцатилетняя Клава по путевке комсомола поступает в Херсонскую школу Осовиахима, готовящую инструкторов летного дела. Закончив курс обучения, летчик-инструктор Серебрякова получает назначение в Тбилисский аэроклуб. Вначале Клава преподает теорию полета и аэронавигацию, потом на нее возлагают всю штурманскую подготовку учлётов. Клава тоже учится, летать в горах - непростая наука и она ей совсем скоро пригодилась в бою. Когда началась война, Клава просится на фронт, но ее не берут: подготовка летчиков тоже своего рода фронт. Аэроклуб преобразован в военную школу, Клавдия подготовила тридцать шесть пилотов, получила звание младшего лейтенанта. В это время война сама пришла за Клавой, в конце 1942 года 46-й авиационный женский полк базируется на Северном Кавказе. Клава добилась зачисления в полк, быстро завоевала всеобщее уважение и любовь новых подруг. В 1943 году в полку была сформирована учебно-боевая эскадрилья, и Клавдию Серебрякову как опытного воспитателя и летчика назначили командиром звена. Отказываясь от отдыха, она днем и ночью летала с молодыми пилотами и штурманами по маршрутам на их первые боевые задания. У нее было 550 боевых вылетов. Всю войну Клава бережно возила с собой мандолину. Девушки с удовольствием слушали в свободные минуты Клавины импровизации. С редкой настойчивостью она подбирала мелодии, пыталась наигрывать отрывки из классических произведений. С таким же упрямством она играла в шахматы. Командир звена Клавдия Серебрякова могла бы рассказать о многом. О том, как летала она над горами Кавказа, как бомбила вражеские склады с горючим, автоколонны, переправы, как порой прилетала она с боевого задания на самолете, сплошь изрешеченном пулями. Клава могла бы рассказать о том, как летала она на Малую землю, спускаясь на 100-200 метров, бросала продукты и боеприпасы отважной группе моряков, высадившейся на крымском берегу, и под непрерывным артиллерийским огнем уходила назад, на Таманский полуостров. А сколько воспоминаний мог бы вызвать Севастополь! Там Клава Серебрякова однажды прощалась с жизнью, попав в шквальный огонь вражеских зениток. Но маленький «По-2» буквально у земли вдруг выровнялся и, весь искалеченный, с подбитым мотором, дотянул до своего аэродрома. Сбили Клаву и ее штурмана Тоню Павлову 9 марта 1945 года на территории Германии, на правом берегу Вислы. Тоня скоро вылечилась, и вернулась в полк. А Клава, у которой были множественные переломы обеих ног и сломана кисть руки, и после войны долго лечилась в госпитале. Около двух лет пролежала в гипсе. Из госпиталя вышла на костылях, рука не гнулась. Но Серебрякова не собиралась жить инвалидом! Она восстановила массажем и упражнениями подвижность кисти и научилась играть на пианино!
Вернувшись в Стерлитамак, Клава поступила в учительский институт, на исторический факультет.

«СЕСТРА ИКАРА» ИЗ УАИ


Кошкина Галина Петровна,
(2.05.1962г.) полковник авиации, выпускница Уфимского авиационного института
И в наши дни женщины-авиаторы отличаются целеустремленностью. Такова судьба выпускницы УГАТУ (Уфимского авиационного института) Галины Кошкиной. Она первая в России женщина-летчица, которая освоила почти все типы вертолетов. Еще детстве девочка из башкирской деревни прочитала книгу легендарной летчицы Марины Попович и загорелась мечтой о небе. На ее пути к профессии летчика было много трудностей. После окончания школы, узнав о том, что в Оренбургское вертолетное училище ее не примут Галина поступает в УАИ, изучает авиационные двигатели. Занимается в Уфимском авиаспортклубе ДОСААФ, мечтая научиться управлять самолетом, чтобы ее туда приняли пришлось упорно потрудиться. Ей ещё не было восемнадцати лет, да и ростом Галя не вписывалась в жесткие рамки авиационных требований. За год на брусьях и перекладине вытянула себя на три сантиметра и ее зачислили в группу пилотов. Галя отлично сдала экзамены по вертолетным дисциплинам и стала курсантом-летчиком, совершала самостоятельные полеты. Уделяя много внимания полетам в аэроклубе, Галина не забывала об учебе в институте. Сначала она училась на вечернем отделении, а потом перешла на дневное, совмещая учебу в институте, работу - уборщицей в агентстве «Аэрофлота» и занятия в спортклубе. Девушку не оставляла мысль найти своего кумира - Марину Попович. Она отправилась в Москву и течение полутора суток с упорством ходила около КПП Звездного городка, пока дежурный офицер не согласился позвонить Марине Лаврентьевне. Выписали пропуск. Галина не шла, а летела над землей по дорожке, по которой ходили космонавты: Гагарин, Терешкова, Савицкая… Марина Лаврентьевна поразила Галю своей красотой и неожиданной для «звезды» легкостью в общении, они не могли наговориться, как будто знали друг друга всю жизнь. С Мариной Попович с тех пор они поддерживают постоянную связь. Желание быть похожей на Попович привело Кошкину на военную кафедру института. Это тоже оказалось не просто. Настойчивой студентке пошли навстречу- в виде исключения впервые в истории института женщине открыли дорогу к лейтенантским звездочкам. Ее упорство достигло цели - она выполнила норматив кандидата в мастера спорта на вертолете Ка-26. В 1986г. окончила факультет АД УАИ, получив специальность инженера-механика. Заканчивает Волчанское летное училище в спецгруппе девушек-вертолетчиц и служит в армии на летной должности. В 1989 году ее назначили преподавателем в Уфимское высшее авиационное училище летчиков. Непростым был ее путь в училище - сначала техником на кафедре вертолетовождения, затем в должности летающего преподавателя: она обучала динамике полета и практической аэродинамике вертолета. Ее любили и уважали как грамотного специалиста и наставника, направили в академию им. Ю.А. Гагарина, где Кошкина служила в отделе армейской авиации, летала на вертолете «Ка-50» - «Черная акула». Тема ее диссертации "Подготовка летчиков военной авиации".
Заметной вехой в судьбе Галины является межконтинентальный 111 часовой перелет по маршруту Москва - Майами в 1992 году, к 500-летию открытия Америки Колумбом. Экипаж вертолета состоял только из женщин.
В настоящее время подполковник Галина Петровна Кошкина (Скробова) старший инспектор-летчик Центра авиации МВД России. Ее целеустремленность и бойцовский характер, которому могут позавидовать многие мужчины просто поражает! Жизненный путь Г.Кошкиной можно без преувеличения назвать героическим и достойным подражания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
ЖЕНЩИНА-ПИЛОТ – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!



В работе я попытался осветить роль женщин в развитии Отечественной авиации, исследовать их вклад в историю родины и научно-технического прогресса, развития общества. Каковы же возможности, которые открываются перед девушками в современной авиации? Несмотря на то, что женщины давно пилотируют летательные аппараты, на сегодняшнем соотношении полов в авиации это никак не сказалось. Во многих странах есть женщины, управляющие авиалайнерами и боевыми самолетами. Есть они и в России, но их мало и как их вовлечь в процесс, этот вопрос требует сегодня решения. Сложности освоения летной профессии в России начинаются с получения образования. Поступление в учебное заведение и получение летной лицензии становится преградой для девушек. Сегодня в России всего три учебных заведения, которые готовят пилотов военной и гражданской авиации, куда могут «пробиться» девушки - Курганский пограничный институт, Сасовское летное училище гражданской авиации и Санкт-Петербургская академия гражданской авиации. А «пробиваться» в буквальном смысле прекрасному полу приходиться именно потому, что зачисление одной девушки на курс вместе с 270 парнями - это действительно победа! Немалую роль играет и проявление мужского шовинизма - управление самолетом до сих пор считается мужским занятием. Хотя женщины многократно доказывали свою профпригодность, к ним относятся с недоверием и опаской. Сложности обучения и работы заключаются в отсутствии поддержки и недоверии окружающих. Решительное непринятие желания женщин наравне с мужчинами работать, летать и воевать, очень ярко проявляется в нашем обществе. За границей число женщин, управляющих военными и пассажирскими самолетами, гораздо больше чем в России. Путь в профессию заключается в преодолении стереотипов, которыми пропитано общество. До 2011 В России была только одна женщина-командир "Боинга" - Татьяна Рыманова из "S7 Airlines". В конце 2011 года авиакомпания «Россия» впервые приняла на должность командира воздушного судна -Татьяну Казачкову, свидетельство пилота она получила в США, после окончания обучения в Санкт-Петербургской Академии Гражданской Авиации. Ещё женщина - КВС Ольга Грачёва есть в ОАО "Аэрофлот", а всего в российской гражданской авиации 15 женщин-пилотов. На сегодняшний день в Сасовском летном училище учатся две девушки-курсантки, с одной из которых заключила контракт компания "Трансаэро". Есть надежда, что в ближайшие годы в гражданской авиации России появление женщины командира воздушного судна уже не будет экзотической новостью. И так же, как в Европе и Америке, пассажиры российских авиакомпаний всё чаще будут слышать женский командирский голос.
Сегодня существуют организации, готовые поддержать летчиц. 20 лет действует Межрегиональная общественная организация Союз женщин летных специальностей «Авиатрисса», ее членами стали 450 женщин, их число постоянно растет, но масштабы довоенных времен, когда насчитывались тысячи женщин, пока недосягаемы. Союз активно сотрудничает с другими летными и авиационными организациями России и зарубежья, проводит конференции и форумы, где женщины летных профессий могут встретиться, поддержать друг друга и, самое главное, пробудить у молодого поколения интерес к авиации.
В последнее время авиакомпании столкнулись с острой нехваткой летных кадров. Все понимают, что летный состав стареет и популяция пилотов сокращается. Может быть, именно женщины способны в очередной раз спасти ситуацию? В тот момент, когда люди откажутся от стереотипов и авиакомпании начнут охотно принимать на работу женщин-пилотов - в Российской авиации наступит весна и подует ветер нового времени!

Источники информации

1. Базалишвили М. Мужская работа? [Электронный ресурс]-Режим доступа:http://www.dp.ru/a/2011/12/21/Muzhskaja_rabota
2. Голубева-Терес О.Т. Страницы из лётной книжки [Текст]/О.Т. Голубева-Терес.- М: Воениздат, 1988.- 163 с.
3. Голубева-Терес О. Ночные рейды советских летчиц. Из летной книжки штурмана У-2. 1941-1945 [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.oboznik.ru/?p=14720
4. Дрягина, И. В. Записки летчицы У-2. [Текст] / И.В. Дрягина.-М: Центрполиграф, 2007.- 97с.
5. Дзюба А. Женщина-пилот – это звучит гордо! [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://senturia.ru/daily/zhenshhina-pilot-eto-zvuchit..
6. Дрягина И. Некоторые заметки о роли женщин в развитии авиации [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/dryagina_iv/06.html
7. Ена А. Безумно в небо влюблена [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://vadimvswar.narod.ru
8. Женщины-авиаторы на фронтах Второй мировой войны [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://viromiro.livejournal.com/438663.html . Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://airaces.narod.ru/woman/womans.htm
9. Закиров И. Военная проза Суфияна Поварисова [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.istoki-rb.ru/index.php?article=3008
10. Зверева Лидия Виссарионовна [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
11. История авиации и воздухоплавания: Раскова Марина Михайловна [Электронный ресурс]-Режим доступа:
http://olymp.aviaschool.net/lsra xml/creator/debug/units/unit36.html
12. Клава Серебрякова[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://sasha-p.livejournal.com /183318.html
13. Коллинз Р. Великий спор пилотов: мальчики против девочек [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.airfactsjournal.com/2012/01/the-great-deba..
14. Королева Т. Ну, а девушки? [Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://jets.ru/reviews/2012/03/06/female_pilot
15. Кошкина Г. Женское счастье с «черной акулой» [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://blogs.mail.ru/mail/natashenka.d/tag
16. Кошкина Г. У меня есть ангел-хранитель [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://izvestia.ru/news/259129.- 10.03.2012
17. Кто летает лучше: женщины или мужчины?[Электронный ресурс]- Режим доступа:http://privat.aero/articles/reviews
18. Куликова М. Сестра Икара из УАИ[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.ugatu.ac.ru/aviator
19. Латыпова,Ф. От Уфы до Берлина [Текст]/Ф. Латыпова//Бельские просторы.- 2004.- №4.- С.22-49.
20. Магуба Гусейновна Сыртланова [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.belebey.ru/content/articles/index.php?arti..
21. Морозов В. Наследницы ночных ведьм [Электронный ресурс]-
Режим доступа: http://www.ugatu.ac.ru/Aviator/read_article.php?id=107 Ночные ведьмы: 65-летию Победы [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://tamanskipolk46.narod.ru/p1aa1.html
22. Первые Женщины-Авиатриссы в Царской России [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://nnm.ru/blogs/igoriok28/pervye-zhenshiny-aviatr..
23. Поварисов, С.Ш. Не бросай меня [Текст]: повести /Суфиян Поварисов.- Уфа, 992.- 267 с.
24. Пронин А. Русская авиатрисса [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://storyo.ru/393-russkaja-aviatrissa.html
25. Ракипов, Ш. Звездные ночи [Текст]/Ш. Ракипов.-Казань,1983.-210с.

Категория: Двенадцатая олимпиада (2014/15 уч.год) | Добавил: Service (23.12.2014) | Автор: Марат Сагдеев E W
Просмотров: 2307 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2498)
Фурсов Максим (1998)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1856)
Егор Андреевич Попов (1670)
Штриккер Артур (1255)
Григорьев Павел Сергеевич (661)
Медведкин Иван (588)
Азарин Николай (545)
Трунов Артём Николаевич (464)
Ефимова Софья Алексеевна (439)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024