Пятница, 26.04.2024, 18:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Авианесущие корабли:архаизм или необходимость?

 

 

 

 

Отделение среднего профессионального образования филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
 
«Уфимский государственный авиационный технический университет»в г.Кумертау «Авиационный технический колледж»

 

 

Историко-исследовательская работа
Тема: Авианесущие корабли:архаизм или необходимость?
                                                                           Разработал студент Д.А.Арбузов 
 
Консультант: преподаватель Бочарова 
 
 
Цель работы:
 
выявить роль авианесущих кораблей в современном мире.
 
Задачи:
 
·        собрать информацию об авианесущих кораблях, созданных в СССР/России и за рубежом;
 
·        выявить направления развития авианесущих кораблей;
 
·        изучить их тактико-технические данные; конструкцию;
 
·        провести исследовательскую работу
 
·        сделать вывод
 
 
Методы исследования:
теоретические методы:
     анализ и синтез источников информации;
     сравнение и обобщение информации.
практические методы:
     опрос студентов и преподавателей;
     сравнение и обобщение информации.
Объект исследования:
 
    авианесущие корабли
 
 
Содержание
 
 
Введение
 
1 Аэростатоносцы
 
2 Гидроавианосцы
 
3 Полупароходы(вертолетоносцы)
 
4 Противолодочные крейсера проекта 1123
 
     4.1Проект «Орёл» 
 
     4.2Тяжёлые авианесущие крейсера типа «Киев»
 
     4.3 Тяжёлые авианесущие крейсера типа «Адмирал Кузнецов» 
 
     4.4Тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск»
 
5 Атомные авианосцы
 
     5.1Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд
 
     5.2 Авианосцы типа «Нимиц»
 
6 Мнения студентов и преподавателей
 
7 Заключение
 
 
Введение
 
 
     Развитие авиации в начале XX века заставило морские ведомства различных стран обратить внимание на возможность применения самолётов в военно-морском деле.
 
     Вместо аэродромов  стали использовать плавучие авиабазы, размещенные на капитальных кораблях и имеющих на своих палубах элементы крейсерского вооружения (артиллерия; противолодочные; зенитные; противокорабельные ракетные комплексы) и авиационное вооружение.
 
1 Аэростатоносцы

Первыми кораблями, несущими авиацию, можно фактически назвать аэростатоносцы XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях. Позднее, многие из построенных в начале XX века аэростатоносцев были переоборудованы для несения гидросамолётов.

Самый первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аэростатоносец «Русь», на борту которого находилось 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар.

2 Гидроавианосцы

 

Британский гидроавианосец — HMS Ark Royal, 1914

Первоначально самолёты рассматривались как разведчики, однако вскоре стал ясен потенциал бомбардировочной и торпедоносной авиации. Предшественникам авианосцев были обычные торговые пароходы, оборудованные легкими ангарами и кранами для подъема и спуска на воду гидросамолетов.

3 Полупароходы(вертолетоносцы)

Советская авианосная программа началась с большим опозданием по сравнению с другими развитыми странами. Первая реальная возможность строительства авианосцев появилась в СССР в конце 1930-х годов, после проведения индустриализации. В это время морская авиации зарубежных стран уже вступала в пору зрелости. И.В. Сталин воспользовался открывшейся возможностью, и в 1930-х годах началась разработка двух авианосцев. Однако начало войны заставило СССР отложить эти работы в пользу более насущных задач

В первое послевоенное время изучение американского опыта применения авианосцев в Тихом океане породило планы строительства авианосного флота, однако огромные затраты на восстановление страны заставили отложить эти планы. Усиление советских сухопутных сил в Европе было более насущной задачей, чем развитие морской авиации. Тем не менее, быстро восстановившись после войны, СССР ещё в конце 1940-х годов начал проектирование новых типов авианосцев.

 

Противолодочный крейсер пр. 1123 "Москва"

      С уходом Н.С. Хрущёва и дальнейшим наращиванием военной мощи СССР при Л.И. Брежневе, на Южной верфи в Николаеве (верфь № 444) были заложены первые советские «авианосцы» — вертолётоносцы проекта 1123.

Головной корабль, получивший название «Москва», был спущен на воду в 1965 году и спустя два года вошёл в строй. За «Москвой» в конце 1968 году последовал «Ленинград». Оба корабля, классифицированные как противолодочные крейсера, имели обычную силовую установку.
 
Это были корабли, предназначенные для уничтожения атомных подводных лодок. Корабельное противолодочное оружие состояло из пусковой установки для 450-мм ракетоторпед, двух противолодочных бомбомётов РБУ-6000 и торпедных аппаратов. Для самообороны корабль имел два ЗРК с боезапасом 48 ракет и два 57-мм орудия. Буксируемый сонар действовал совместно с вертолётными фирмы Камова, которые, в том числе, изготавливаются на нашем предприятии.
 
4 Противолодочные крейсера проекта 1123

4.1 Проект «Орёл»

      Хотя «Москва» была серьёзным шагом вперёд в строительстве авианесущих кораблей, было ясно, что её возможностей недостаточно, чтобы играть полноценную роль в операциях флота. Главной проблемой была невозможность осуществления полноценного истребительного прикрытия. Советский флот сделал следующий шаг, разработав техническое задание на новый тип авианосца, способного нести самолёты.
     В результате появился наиболее амбициозный советский авианосный проект под кодовым названием «Орёл». Это был проект атомного авианосца водоизмещением      80 000 т с 70 самолётами горизонтального взлёта на борту. Предполагалось, что авианосец будет нести многоцелевую авиагруппу американского типа, включающую истребители, штурмовики и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения. В отличие от американских авианосцев, «Орёл» был вооружён противокорабельными ракетами, которые стали характерной чертой всех последующих советских проектов.
Проект «Орёл» так и не был реализован. Группа влиятельных военных, которая считала, что по критерию цена-эффективность маленькие авианосцы с самолётами вертикального взлёта более предпочтительны, заморозила дальнейшее развитие проекта. Вместо этого был предложен компромиссный вариант авианосца типа «Киев».

4.2 Тяжёлые авианесущие крейсера типа «Киев»

Тяжёлый авианесущий крейсер Новороссийск.
     Пока велась борьба за полноценный советский авианосец, разрабатывался промежуточный, «эволюционный» проект. Это был авианосец с водоизмещением 40 000 т и обычной силовой установкой, авиагруппа которого состояла из 20 вертолётов и 12 самолётов вертикального взлёта и посадки. Эффективность Як-38 оказалась невысокой, малое их количество не позволяло организовавать постоянный воздушный патруль, тем не менее, «Киев» был первым авианосцем, обеспечившим советскому флоту прикрытие с воздуха. «Киев» также имел в носовой части сильное ракетное вооружение, включавшее противокорабельные ракеты, ЗРК, ПЛРК и противолодочные бомбомёты. 
     Головной корабль, «Киев», был спущен на воду в конце 1972 года и вступил в строй в середине 1975 года. Затем последовал «Минск» (спущен в 1975 году, в строю с 1978 года) и «Новороссийск» (спущен в 1978 году, в строю с 1982 года). Последние два были отправлены на Тихоокеанский флот, вызвав озабоченность Запада советской морской экспансией в этом регионе.
Адмирал Горшков (авианесущий крейсер)
«Адмирал флота Советского Союза Горшков» (до 4 октября 1990 года «Баку», в последнее время в официальных документах именуется в упрощённом виде «Адмирал Горшков») — советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер, единственный корабль проекта 1143.4 , продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».
Строительство
17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26
27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.

4.3 Тяжёлые авианесущие крейсера типа «Адмирал Кузнецов

Первоначально «Киев» представлял собой промежуточный проект, необходимый до тех пор, пока не войдут в строй более мощные и полнофункциональные авианосцы.

В 1981 году министр обороны Устинов наблюдал за ходом учений «Запад-81» с борта авианесущего крейсера «Киев» и смог убедиться собственными глазами в ограниченности этого проекта. Это заставило его в конце концов поддержать дальнейшее развитие авианесущих кораблей. Конструкторские бюро начали прорабатывать различные варианты, начиная с положенного на полку «Орла» и кончая перепроектированием кораблей типа «Киев» в трамплинный авианосец. В конце концов был одобрен последний вариант.
     Первый и второй корабли серии были названы «Тбилиси» и «Рига». Однако из-за антисоветских выступлений в этих городах в конце 1980-х годах они были переименованы в «Адмирал Кузнецов» и «Варяг».

4.4Тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск»

     «Ульяновск» практически повторял проект «Орёл». Его водоизмещение составляло 75 000 т, взлёт самолётов впервые в советском флоте должен был обеспечиваться паровыми катапультами, а энергетическая установка впервые для авианесущих крейсеров предусматривалась атомной. Головной корабль был заложен на Южной верфи в Николаеве в конце 1988 году, однако после августовских событий 1991 года, в ноябре, работы были остановлены и не возобновились. В феврале 1992 года авианосец был утилизирован.

5 Атомные авианосцы

Во время эры технического прогресса другие страны тоже не стояли на месте и начали собирать атомные авианесущие корабли. Атомные авианосцы удалось собрать лишь США, авианосцы всего двух типов: Нимиц и Джеральд Р.Форд

5.1 Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд

Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» (англ. Gerald R. Ford class) — серия многоцелевых атомных авианосцев США, постройка которых ведётся с 2009 года. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и как следствие, меньшими эксплуатационными расходами. Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, элементов стелс-технологии.

5.2Авианосцы типа «Нимиц»

Авиано́сцы ти́па «Ни́миц» (англ. Nimitz class) — тип американских авианосцев с ядерной силовой установкой. Авианосцы «Нимиц» с максимальным водоизмещением до 106 тысяч тонн являются самыми большими военными кораблями в мире. Они предназначены для действия в составе авианосных ударных групп и поражения крупных надводных целей, обеспечения противовоздушной обороны военно-морских соединений, а также для проведения военно-воздушных операций. Общая масса боезапаса 1954 т.

6 Мнения студентов и преподавателей:

Я произвел опрос студентов и преподавателей своего колледжа по теме моей историко – исследовательской работы: Авианесущие корабли: архаизм или необходимость?
 
Опрос проводился анонимно. Всего опрошенных 163 человека.
     Итоги опроса:
Авианесущие корабли – это
Необходимость                    115 чел – 70.6%
Архаизм                                23 чел – 14.1%
Трудно ответить                   21 чел – 12.9%
Свой вариант ответа      4 чел – 2.4%
 
     А теперь посмотрим, как разделились мнения студентов 1 курса, 4 курса и преподавателей.
 
1 курс - 4 группы. Всего 87 студентов.
 
54 чел             62.1% - Необходимость
15 чел             17.2% - Архаизм
18 чел             20.7% - Трудно ответить
0 чел               0%      - Свой вариант ответа
 
4 курс - 2 группы. Всего 46 студентов.
 
33 чел             71.8% - Необходимость
6 чел               13% - Архаизм
3 чел               6.5% - Трудно ответить
4 чел               8.7% - Свой вариант ответа
 
Преподаватели 30 человек.
 
28 чел             93.3% - Необходимость
2 чел               6.7%   - Архаизм
0 чел               0%      - Трудно ответить
0 чел               0%      - Свой вариант ответа
 
     Приведем некоторые мнения студентов 1 курса:
Авианесущие корабли необходимы, так как надо укреплять оборонную мошь России. Страна должна защищать своих граждан.
Авианесущие корабли это арахаизм, так как нам авианесущие корабли не нужны, у нас достаточно средств для обороны страны. А деньги нам есть куда истратить.
     А теперь посмотрим, что ответили студенты 4 курса:
Авианесущие корабли это необходимость поэтому что у США очень много авианосцев, и по количеству они нас опережают, сейчас России очень нужны авианесущие корабли, чтобы усилить оборону России. 
Авианесущие корабли это архаизм.
Возможно авианесущие корабли нам и пригодяться, возможно и нет. Затрудняюсь ответить. Мы сейчас живем в таком веке, что ученые могут превзойти эти авианесущие корабли и придумать что то новое и современное. Но с другой стороны старая, прошлая техника более устойчива чем новая, пока что наша страна не так сильно окружена водой, чтобы авианесущие корабли были нам нужны.
     А вот мнения преподавателей:
Как любому государству необходим флот, так современному флоту необходимы авианесущие корабли. Авианесущие корабли – это мобильные авиационные базы могущие доставить штурмовую и истребительную авиацию в любую точку планеты. Выполняют функцию охраны портов, баз, коммуникаций и уничтожение соответствующих объектов противника. Авианосное соединение хорошо охраняется от воздушных подводных и наземных нападений. Необходимость в авианосце может отпасть при наличии суперскоростной и сверхдальней авиации.
 
7 Заключение
Изучив документацию об авианосцах, имеющуюся в прессе, интернете и просмотрев информацию в старых архивах журналов «Техника молодежи» и «Крылья родины», а так же проведя опрос в колледже среди преподавателей и студентов могу сделать вывод, что авианосцы ни какой не архаизм, а сегодня авианосцы, пожалуй, самые универсальные боевые единицы, оснащённые помимо основного оружия, - палубной авиации,  ракетным, пушечным вооружением и способные решать универсальные задачи:
-обеспечивать необходимое преимущество - поддержку и завоевания превосходства в воздухе сначала на острие наступления наземных войск, а затем и во всей зоне конфликта.
- современный авианосец имеет на борту несколько десятков самолётов, в число которых могут входить истребители, штурмовики, самолёты-заправщики, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, противолодочные самолёты, разведывательные самолёты и самолёты радиоэлектронной борьбы, а также группой вертолётов.
 Авианосец совместно с другими кораблями образуют авианосную группу способную автономно решать стратегические задачи.
Современный авианосец имеет мощную энергетическую установку, большой запас авиационного топлива и вооружения, что позволяет значительное время действовать вдали от своих берегов.
Авианосцы являются важнейшим средством завоевания господства в океане, резервом стратегических ядерных сил и основой ударной мощи флота в локальных войнах.
 
Список используемой литературы и интернет ресурсов
Авиация энцеклопедия/ Гл. ред. Г.П Савищев – М.:Большая российская энцеклопедия, 1994. – 736с.:ил.
Немецкая военная техника К.Бишоп, А.Уорнер Москва АСТ.Астрель.2005
 «Техника - молодежи», 2002, №10
Техника - молодёжи 2003-12, «ПОЛУПАРОХОДЫ», страница 42 
Девятая международная выставка и научная конференция по гидроавиации 2012г
ru.wikipedia.org
http://slon.ru/fast/russia/avianosets-vikramaditya-sdali-indii-1020368.xhtml
http://korrespondent.net/world/3205954-v-ssha-spuschen-na-vodu-noveishyi-atomnyi-avyanosets-dzherald-ford
 

 

Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (06.12.2013) | Автор: Арбузов Дмитрий Анатольевич E W
Просмотров: 1972 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2654)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1985)
Егор Андреевич Попов (1717)
Штриккер Артур (1290)
Григорьев Павел Сергеевич (685)
Медведкин Иван (622)
Азарин Николай (563)
Трунов Артём Николаевич (496)
Ефимова Софья Алексеевна (477)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024