Четверг, 28.03.2024, 18:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Авианесущие корабли: архаизм или необходимость?

Автор: Долгов Андрей

Возраст: 12 лет

Место учебы: МОУ «Лицей № 23»

Город, регион: г.Подольск, Московская область

Руководитель: Козлинская Ольга Александровна, МОУ «Лицей № 23»

 

Историко-исследовательская работа «Авианесущие корабли: архаизм или необходимость?»

 

План работы:

1. Выяснить, что такое авианесущий корабль и палубная авиация.

2. Провести исторический анализ авианесущих кораблей и палубной авиации.

3. Понять, нужно ли сейчас строить авианесущие корабли.

 

Вступление

В России сейчас строятся десантные вертолетоносцы «Владивосток» и « Севастополь». В США только что спущен на воду авианосец нового поколения «Gerald Ford». Другие страны также строят авианосцы: Великобритания, Индия, Китай.

Я решил изучить историю авианесущих кораблей и разобраться, насколько они нужны в современном мире.

 

Что такое авианесущий корабль и палубная авиация?

Авианесущий корабль —  класс кораблей, располагающих летательными аппаратами.

Палубная (корабельная) авиация – летательные аппараты, которые могут взлетать с корабля и садиться на корабль.

Классификация авианесущих кораблей.

Классические авианосцы. 

Это военные корабли, располагающие полётной палубой и другими средствами обепечения взлёта и посадки самолётов, а также ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники, средствами управления и обеспечения полётов. Их главной отличительной особенностью является возможность традиционного горизонтального взлета и посадки самолетов. Помимо этого они могут принимать как вертолеты, так и самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП).

Фото 1. Американский авианосец «Теодор Рузвельт».

 

Вертолетоносцы и носители СВВП. 

Это авианосцы, не имеющие возможности принимать самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой. Они могут принимать только вертолеты и СВВП. Примером такого типа судов были корабли класса «Киев».

Фото 2. Советский авианосец «Новороссийск».

Сейчас чистые вертолетоносцы почти не строятся. Более популярно совмещение функций вертолетоносца и десантного корабля. Это называется универсальный десантный корабль (УДК).

 

Прочие военные авианесущие корабли. 

Это корабли, на которых есть те или иные летательные аппараты, но они не являются основным оружием данного корабля. Примером такого корабля является российский корвет проекта 20380 «Стерегущий». На его борту в ангаре на корме базируется вертолет Ка-27пл.  

Фото 3. Российский корвет «Стерегущий».

 

Гражданские авианесущие суда. 

Это невоенные корабли, на которых размещены летательные аппараты. Обычно это вертолеты.

Фото 4. Вертолет Ка-32 над ледоколом «Россия».

  

История появления самолетов на корабле.

Первые авианосцы.

Первыми кораблями, несущими авиацию, можно фактически назвать аэростатоносцы  конца XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях (отдельные попытки использовать аэростаты для бомбардировок очень трудно назвать успешными).

Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября 1910 американец Юджин Б. Эли с борта лёгкого крейсера USS «Birmingham». Это стало возможно благодаря установленной на носу судна взлётной платформе.

Фото 5. Первый взлет самолета с борта корабля.

 

Через два месяца, 18 января 1911 года, он же совершил посадку на борт броненосного крейсера USS «Pennsylvania». Специально для этого была смонтирована деревянная взлётная палуба, с которой лётчик вскоре после успешной посадки снова взлетел.

Фото 6. Первая посадка самолета на корабль.

 

Первым настоящим авианосцем (правда, несущим гидросамолёты) являлся  британский авианосец HMS «Ark Royal», который был принят на вооружение в 1915 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций.

  

Авианосцы во Вторую мировую войну.

К началу Второй мировой войны следующие страны имели авианосцы:

Великобритания: «Argus», «Courageous», «Glorious», «Furious», «Eagle», «Hermes», «Ark Royal».

Франция: «Béarn».

США: авиатранспорт «Langley», «Lexington», «Saratoga», «Wasp», «Enterprise», «Yorktown», «Hornet», «Ranger».

Япония: «Акаги», «Кага», «Сорю», «Дзуйкаку», «Хирю», «Сёкаку».

Германия имела строящийся авианосец «Граф Цеппелин», но в боевых действиях он участия так и не принял, а палубные самолёты для него так и не были созданы.

Италия не имела авианосцев в составе действующего флота и в течение войны не завершила постройкой ни один проект.

 

Несмотря на свою молодость, авианосцы во Второй Мировой сыграли значительную роль.

Именно ударом с авианосцев по американской базе Перл Харбор Япония начала войну с США. Во время атаки были уничтожены лишь линкоры, а авианосцы были на учениях далеко оттуда. И если бы Япония потопила эти авианосцы, то она могла бы победить в войне.

Фото 7. Японский авианосец «Акаги».

 

Когда боевые действия на Тихом океане уже шли полным ходом, США (будучи более мощной державой) не могли наступать. Их сдерживали японские авианосцы. Только когда их потопили, началось наступление.

Авианосцы воевали и в Атлантике. Они прикрывали конвои, охотились на подводные лодки.

Помимо надводных авианосцев строились также подводные, наибольшую активность в этой области проявила Япония, имевшая три типа авианесущих подводных лодок, крупнейшим из которых являлся тип I-400, несущий три гидросамолёта Aichi M6A1 Seiran. Самолеты на подводной лодке размещались в специальном ангаре сверху. Японские подводные авианосцы провели единственную в историю авиационную бомбардировку территории США, сбросив несколько зажигательных бомб в надежде вызвать лесные пожары на тихоокеанском побережье.

 

Фото 8. Ангар для самолетов на подводном авианосце.

 

Современные авианосцы.

После окончания Второй мировой войны и по сей день, авианосцы активно используются ВМС США в конфликтах различной интенсивности (Вьетнам, Ирак, Афганистан, Косово) и ВМС Великобритании (Фолклендская война, Война НАТО против Югославии). Первый авианосец с ядерной двигательной установкой был введён в строй в 1961 году. Им стал USS «Enterprise», имеющий наибольшую длину (342,3 м) среди боевых кораблей мира.

Все современные авианосцы имеют ядерную силовую установку.

Фото 9. Американский и английский авианосцы.

 

В СССР первые предэскизные проекты авианосцев были выполнены в 1943 году. Тем не менее, после смещения адмирала Н. Г. Кузнецова с должности Главкомандующего Военно-морского флота в 1955 году, все проекты постройки авианосцев были закрыты новым главкомандующим С. Г. Горшковым. Авианосцы клеймились советской пропагандой как орудие агрессии. Их боевые возможности и живучесть занижались, а роль и возможности советских ракетных крейсеров завышались. После прихода к власти Брежнева и назначения министром обороны А. А. Гречко в 1967 году, Горшков изменил своё мнение. Результатом этого стала постройка авианосцев «Минск», «Киев», «Новороссийск», «Баку» с размещением на них СВВП (самолётов вертикального взлёта и посадки) Як-38.

Ввиду переоценки боевых возможностей СВВП постройка авианосца, способного нести самолёты традиционного типа откладывалась. Из-за этого первый и единственный авианосец такого типа, Проект 1143.5, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», был спущен на воду только в 1985 и принят на вооружение в 1991 году.

 

Фото 10. ТавКР «Адмирал «Кузнецов».

 

Все советские и российские авианосцы обозначаются как «авианесущий крейсер» для того, чтобы иметь возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход авианосцев по которому не разрешается на основании «Конвенции о режиме проливов» от 1936 года. Дарданеллы соединяют Чёрное море через пролив Босфор со Средиземным морем, а значит, Атлантическим океаном. Эта связь была крайне важна для советского военно-морского флота, так как единственный достаточно крупный стапель располагался на берегу Чёрного моря в Николаеве.

Кроме чисто терминологического отличия ТАвКР «Адмирал Кузнецов» отличается от авианосцев других стран наличием противокорабельных ракет, которое теоретически даёт ему возможность вести бой и без участия палубной авиации, тогда как традиционно собственное ракетное вооружение современных авианосцев ограничивается противовоздушным.

«Ульяновск» — советский тяжёлый авианесущий крейсер с атомной энергетической установкой (АТАКР), корабль проекта 1143.7. Из-за тяжёлой экономической обстановки, сложившейся после распада СССР, строительство крейсера было прекращено. Разобран на стапеле в 1992 году.

 

 Фото 11. Проект советского атомного авианосца «Ульяновск».

 

Во флотах США, Великобритании и России помимо обычных авианосцев используются вертолётоносцы, выполняющие роль десантных кораблей. Такие корабли могут принимать и СВВП тоже.

Фото 12. Посадка СВВП F-35 на американский УДК «WASP».       

 

В советском флоте вертолётоносцы выполняли противолодочные функции, подобные корабли были ещё в нескольких странах, но как выраженный класс уже не строятся. Каждый более-менее крупный современный надводный корабль, выполняющий противолодочные функции, несёт один или несколько вертолётов, а не десятки, как специализированные вертолётоносцы.

 

Современные летательные аппараты палубного базирования.

 

В настоящее время выделились такие классы палубной (корабельной) авиации –

1.     штурмовики

2.     истребители

3.     самолеты противолодочной обороны (ПЛО)

4.     разведывательные самолеты

5.     самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО)

6.     самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ)

7.     самолеты-заправщики

8.     вертолёты (ПЛО, транспортные и другого назначения)

9.     беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

 

Палубные самолёты от самолётов берегового базирования имеют некоторые отличия: лучший обзор из кабины, складывающиеся элементы конструкции, выпускной посадочный гак, усиленное шасси.

 

 

Фото 13. Модели палубной авиации из журналов «Легендарные самолеты».

 

Истребители и штурмовики.

F/A-18E/«Super Hornet» – американский палубный истребитель-бомбардировщик. Является глубокой переработкой проекта истребителя F/A-18. Первый полёт совершил 29 ноября 1995 года.

МиГ-29К (Fulcrum-D) – советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.

Су-27К (Flanker-D) – советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения. Первый полёт состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Принят на вооружение 31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолётом палубной авиации ВМФ России.

  

Палубные СВВП.

Lockheed Martin F-35 «Lightning II» – семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США, для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, и для нужд ВМС США.

Як-38 (Forger-A) – советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-36. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика при аварийных ситуациях на малых скоростях и режиме висения (более ни один самолёт отечественной авиации не имеет систему полностью автоматического покидания, решающей за лётчика).

 McDonnell Douglas AV-8B Harrier II – семейство американских штурмовиков вертикального взлёта и посадки. AV-8B «Harrier» II является развитием ранней модификацииAV-8A «Harrier».

 

Авиация снабжения.

C-2 «Greyhound» – палубный тактический транспортный самолёт средней дальности. Разработан американской фирмой Grumman на базе самолёта ДРЛО Е-2А «Hawkeye» по программе «Carrier Onboard Delivery». Принят на вооружение ВМС США в декабре 1966 года. Фюзеляж цельнометаллический, с герметичной кабиной. Крыло цельнометаллической конструкции, концевые части крыла длиной по 7,8 м могут складываться на стоянке, поворачиваясь назад и устанавливаясь вдоль фюзеляжа. Самолёт имеет грузовую кабину размерами 8.38 х 2.23 х 1.68 м. Всего выпущено 58 шт.

 

Авиация ДРЛО.

E-2 «Hawkeye» – американский палубный самолёт ДРЛО. Первый полёт совершил 21 октября 1960 года. Поставлялся на экспорт в 7 стран мира, применялся в ряде вооружённых конфликтов. С 1970-х годов основным вариантом является E-2C; планируется замена его на E-2D «Advanced Hawkeye».

Разработку вертолета Ка-31 (Helix-B) ОКБ Камова начало в 1985 году. За основу был взят планер и силовая установка вертолета Ка-29. Вертолет принят на вооружение ВМФ России в 1995 году.

Фото 14. Вертолет Ка-31 с развернутой антенной радара.

 

Авиация противолодочной обороны.

Ка-27 (Helix-A)  предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в любых метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями.

 S-3 «Viking»-американский палубный противолодочный самолет. Производился компанией Lockheed Martin, было построено 187 машин. Первый прототип совершил пробный полёт 21 января 1972 года. Серийное производство продолжалось 1971 по 1978 годы.

 

Надо ли строить авианесущие корабли?

Начну с военного использования. Авианосцы вызывают очень много споров. У них есть достоинства и недостатки.

Очень высока эффективность корабля и авиации вместе взятых. Рассмотрю пример:

Эффективность самолета – С

Эффективность корабля – К

Эффективность авианосца – не К+С, а К*С.

Эти (зачастую атомные) гиганты могут решать практически любые военные задачи: обеспечивать присутствие в данном регионе, обеспечивать вторжение и отход войск, обеспечивать господство на морях и в океане.

Ценность авианосца также в том, что это передвижная военная база со всем необходимым на борту, которая может в любое время в любой точке океана начать военные действия против своих врагов. Авианосцы нужны тем государствам, у которых нет разветвленной сети военных баз, но есть глобальные интересы. У них есть и то достоинство, что по ним можно стрелять только крылатыми ракетами. Баллистические ракеты не подходят – авианосец движется и выйдет из зоны поражения за время подлета ракеты.

В скором времени авианосцы пополнятся группами БПЛА. Это уменьшит кол-во моряков и увеличит автономность. Также БПЛА меньше размером, нежели обычные (пилотируемые) летательные аппараты, и их  смогут размещать на кораблях поменьше. А еще это снизит риск полетов (пилот может устать, а бортовой компьютер нет).

 

Строительство авианосцев долгое и очень дорогое: 5000000000$ только постройка,  обслуживание 10000000$ в месяц (данные приведены для авианосца типа «Nimitz»). Кроме этого нужно содержать авиакрыло для него и кормить экипаж.  Также есть проблема подготовки экипажа: пилотов, техников, иногда бойцов морской пехоты. В случае крупномасштабного военного конфликта авианосцы будут активно строиться, использоваться и теряться. Понятно, что на них будут тратиться астрономические средства. Некоторые государства могут себе это позволить, но многие нет. 

 

Обеспечение полетов палубной авиации дорого и сложно. Особенно сложна посадка на корабль. Именно из-за этого происходят катастрофы с летательными аппаратами и с впоследствии сложнейший ремонт авианосца.

Фото 15. Крушение A-7 «Corsair II» при посадке на авианосец USS «Midway».

 

Кроме всего, нужен достаточно сильный эскорт. Без него авианосец сразу же уничтожат, как это произошло с HMS «Courageous». Он шел без эскорта и был торпедирован немецкой подводной лодкой U-29.

Фото 16. Гибель английского авианосца HMS «Courageous».

 

Я считаю, что авианосцы нужны нашей стране. У нас нет сети военных баз, как у США. И чтобы наладить свое военное присутствие в каком-либо регионе, нам нужны авианосцы. Как я уже говорил, авианосец – это военная база, которая передвигается по морям. У нас есть 102 военная база в Гюмри. Ее персонал – 5000 человек, а экипаж авианосцев класса «Нимиц» - 5680 человек. На нашей базе стоят ЗРК С-300 для прикрытия, а на «Нимице» - «Sea Sparrow». Все очень схоже.  

Сейчас нормальных авианосцев у нас не строят. Во Франции для России строят 2 УДК типа «Мистраль», а еще 4 таких корабля построят целиком у нас.

 

 Фото 17. Достройка УДК «Владивосток» типа «Мистраль» на плаву.

 

Также в скором времени ядерную силовую установку поставят на ТАвКР «Адмирал Кузнецов». Это увеличит его дальность до практически неограниченной.

 

Отдельно хочу сказать про будущее авианосцев. У них изменится состав авиакрыла (возрастет процент БПЛА). Также увеличится размеры и самолетовместимость. И скорее всего, изменится концепция их использования.

Фото 18. Авианосец USS «Gerald R. Ford». 

 

Как считаю я, это один из авианосцев будущего.

 

Строить авианосцы или нет, зависит от государства, его политики и возможностей. Тем странам, которым необходимо их иметь, строить авианосцы надо.

 

Отдельная тема – это подводные авианосцы. Когда-то (во времена второй мировой) это было неплохое оружие. Но сейчас ему место в музее. Оно устарело. Его производство нецелесообразно из-за нескольких причин:

1.     Чтобы летательный аппарат взлетел, подводной лодке надо подниматься на поверхность. Это гарантирует ее обнаружение, а затем уничтожение.

2.     Современным летательным аппаратам нужна большая палуба и ангары. А каких размеров тогда будет сама подводная лодка? Видимо, слишком больших. Однозначно больше проекта 941 «Акула» (Typhoon class в НАТО). 

3.     Сам летательный аппарат. Что это будет? Самолет, вертолет, СВВП, дисколет или еще что-то?  Традиционные схемы скорее всего не подойдут, а разрабатывать и «учить летать» летательный аппарат  нетрадиционной схемы слишком затратно и долго.

 

Летательные аппараты могут размещаться не только на авианосцах.

Раньше их ставили только на гигантские линкоры – «Бисмарк» или «Ямато». Теперь же летательные аппараты, зачастую вертолеты вспомогательного назначения, ставят на корабли размером поменьше.

Фото 19. Собранная мною модель линкора «Бисмарк» с гидросамолетом Arado 196.

 

Для сравнения я приведу водоизмещение линкора «Бисмарк» и корвета «Стерегущий».

Бисмарк - 50 900 т.

Стерегущий – 2 220 т.

Как видно, корабли, где авиация играет вспомогательную роль, сильно уменьшились в своем размере. 

 

Среди гражданских судов авианесущими становятся не только ледоколы, которым вертолеты необходимы для проведения разведки ледовой обстановки.  Я сам видел частную яхту, стоящую в порту Валлетта на острове Мальта. На ее борту был вертолет.

Фото 20. Частная яхта с вертолетом на борту.

 

Такие суда никому не мешают и не вредят. Их строительство возможно, но нужно немногим.

 

Заключение

Авианосцы в нашей стране долгое время незаслуженно игнорировались. Я надеюсь, что в скором времени эта ситуация изменится, и Российский авианосный флот будет гордо демонстрировать наш флаг в разных уголках Мирового океана.

 

 

Список литературы:

1.     Блонский Л.В. Авиация России / Л.В. Блонский. – М.: ООО «Дом «Славянской книги», 2009.

2.     Википедия Свободная ЭнциклопедиЯ – http://www.wikipedia.org.

3.     Легендарные самолеты (серия журналов) / М.: ООО «Де Агостини», 2011.

4.     Сингаевский, В.Н. Современные боевые корабли / В.Н. Сингаевский. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2009.

 

5.     Яндекс Картинки – http://images.yandex.ru.

 
Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (08.01.2014) | Автор: Долгов Андрей E W
Просмотров: 3253 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 3
3 Igopb  
Хорошая понятная работа мне понравилась

1 Герман  
Ты хоть сам это читал? Я лично половины не понял !

2 Андрей_Долгов  
Я писал это сам и я все это прекрасно пониманию.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1986)
Фурсов Максим (1765)
Егор Андреевич Попов (1344)
Штриккер Артур (1100)
Григорьев Павел Сергеевич (580)
Медведкин Иван (464)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (343)
Ефимова Софья Алексеевна (331)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024