Вторник, 23.04.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Авианесущие корабли: архаизм или необходимость?

Башев Владислав

Возраст: 14 лет

Место учебы: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр технического творчества»

Город, регион: г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Руководитель: Орлов Валерий Борисович, педагог дополнительного образования, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр технического творчества»

Историко-исследовательская работа "АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ: АРХАИЗМ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

Содержание работы:

  1. Введение
  2. Цель работы
  3. Что такое авианесущий корабль?                                      
  4. История авианесущих кораблей
  5. Классификация авианесущих кораблей
  6. Технические характеристики авианесущих кораблей
  7. Заключение
  8. Ссылки на информацию

                                                              

Введение

В настоящее время авианесущие корабли (авианосцы) являются крупнейшими военными кораблями из когда-либо построенных. Эти «плавающие аэродромы» способны обеспечить ведение боевых действий самолетов круглосуточно, в любом районе, с минимальной зависимостью от погоды. Современный авианосец имеет на борту несколько десятков самолётов. Но правда ли нужны такие громадины на поле боя?

 

Цель работы

Рассмотреть историю авианесущих кораблей, их назначение, классификацию, технические характеристики и сделать вывод о необходимости авианосцев.

                                              

Что такое авианесущий корабль?

Авианесущий корабль (авиано́сец) – это класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация.

Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта и посадки самолётов, а также ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники, средствами управления и обеспечения полётов.

Авианосцы являются высокоманёвренными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой точке мирового океана.

                                                              

История авианесущих кораблей

1910 год.  Американский гражданский летчик Юджин Эли стал первым в истории пилотом, который взлетел с борта корабля (легкий крейсер «Бирмингем») и благополучно приземлился на суше пять минут спустя. Ю. Эли взлетал со специального деревянного помоста, установленного на крейсере.

1911 год. Юджин Эли произвел обратный эксперимент: он взлетел с аэродрома и сел на борт корабля (крейсер «Пенсильвания»). Для посадки снова была построена особая деревянная палуба.

 

1912 год. Британский летчик Чарльз Сэмсон первым взлетел с борта движущегося корабля. Линкор «Хиберния» двигался со скоростью 10.5 узлов во время военно-морских маневров.

1915 год. Офицер ВМФ США Генри Мастин впервые разработал специальную катапульту, предназначенную для запуска самолетов с борта корабля. В последующие годы катапультами были оснащены многие корабли США, Великобритании, Германии, Франции и Японии.

1918 год. Первая атака, совершенная самолетами, взлетевшими с корабля. Семь истребителей, взлетевших с британского крейсера «Фуриус», атаковали германскую военную авиабазу. До этого случая авианосцы воспринимались как корабли разведки и обороны. Самолеты могли быть оснащены торпедами, которые позволяли им атаковать вражеские суда, однако вооружения самолетов было недостаточно для атак наземных целей.

На британском корабле «Аргус» (в прошлом торговое судно) впервые в мире возведена специальная посадочная палуба для самолетов.

1920 год. Британский авианосец «Игл» впервые оснастили надстройкой типа «остров», которая теперь является неотъемлемой принадлежностью всех авианосцев. На «острове» (у «Игл» он был расположен вдоль правого борта) размещались капитанский мостик, мачта, две трубы и артиллерийское оружие. Взлетная площадка занимала всё остальное пространство палубы авианосца. Интересный факт: практически у всех авианосцев мира «остров» размещался именно по правому борту - в 1918 году соответствующее решение приняло британское Адмиралтейство. Причина была следующей: в ходе наблюдений было установлено, что летчики, не сумевшие «приземлиться» на палубе, почему-то предпочитают поворачивать самолет налево.

1922 год. Японский «Хошо» стал первым кораблем, изначально спроектированным в качестве авианосца. Год спустя на воду был спущен британский авианосец «Гермес» (его проектирование и строительство было начато раньше, чем «Хошо», однако «Гермес» вошел в строй позже из-за проведения дополнительных испытаний и экспериментов). В том же году США переоборудовали угольный транспорт в авианосец «Лэнгли».

1927 год. В строй вступил первый американский специально спроектированный авианосец «Саратога».

1941 год. Первая в истории крупномасштабная боевая операция с использованием авианосцев. Японские военно-морские силы атаковали базу военно-морского флота США в Перл-Харборе. Интересный факт: все три американских авианосца, обычно базировавшиеся в Перл-Харборе, в тот момент отсутствовали в гавани и уцелели. Командование ВМФ США пришло к выводу, что залогом победы в войне с Японией станут не линейные корабли, как считалось ранее, а авианосцы. Поэтому американские верфи, которые до начала военных действий получили заказы на строительство линкоров, были переориентированы и начали строить авианосцы.

1942 год. Впервые американские авианосцы провели наступательную операцию и атаковали японские гарнизоны на Маршалловых островах. 

1943 год. ВМФ США приняли на вооружение первый вертолет (автор проекта - Игорь Сикорский). Впоследствии, авианосцы стали нести на своем борту не только самолеты, но и вертолеты. Кроме того, появился новый тип корабля - вертолетоносец.

1945 год. В Великобритании провели первые успешные испытания посадки реактивного самолета на авианосец. Истребитель «Вампир» приземлился на палубе авианосца «Океан». Год спустя аналогичный эксперимент был проведен в США: американский «Фантом» приземлился на палубе авианосца «Франклин Д. Рузвельт». После появления реактивной авиации конструкцию авианосцев пришлось кардинально изменять: появились скошенные взлетные палубы (на старых авианосцах переоборудовались старые - плоские - взлетные палубы) и более мощные катапульты запуска.

1947 год. С авианосца «Филиппин Си» впервые взлетели транспортные самолеты.

1948 год. Впервые в истории на авианосце «Сайпан» развернута эскадрилья, состоящая исключительно из реактивных истребителей. 

На авианосцах США, Великобритании и Франции впервые появились вертолетные площадки. Вертолеты предназначались для проведения спасательных операций.

1950 год. Авианосцы продемонстрировали возможности нанесения дальних ударов. Самолет, поднявшийся с борта авианосца «Франклин Д. Рузвельт», находившегося у побережья Флориды, пролетел через территорию Мексики и приземлился на аэродроме в Сан-Франциско.

1951 год. Во время войны в Корее истребители, поднявшиеся с палубы авианосца «Принстон», впервые были использованы для бомбежки наземных целей.

1952 год. Впервые сошел со стапеля авианосец (американский «Форрестол»), в проект которого изначально была заложена скошенная взлетная палуба.

1956 год. В ходе Суэцкого кризиса впервые в истории авианосцы (британские «Океан» и «Тесей») использовались для проведения вертолетных атак на наземные цели.

1960 год. Спущен на воду первый атомный авианосец «Энтерпрайз» (США). Он стал вторым в мире кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер «Лонг Бич», сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

1961 год. На авианосце «Корал Си» впервые установлена телевизионная система. На видеопленку начали записываться все взлеты и приземления самолетов.

1964 год. Атомный авианосец «Энтерпрайз» в сопровождении двух крейсеров совершил первый кругосветный поход. Это был первый в мире поход эскадры, состоящий исключительно из кораблей с атомными энергетическими установками. Эскадра обошла Землю за 65 дней, ни разу не пристав к берегу для пополнения запасов.

В Советском Союзе первый вертолетоносец, названный противолодочным ракетным крейсером «Москва», был спущен на воду в январе 1965 года. В 1966 году появился второй противолодочный ракетный крейсер «Ленинград». Первый  авианесущий крейсер «Киев» начали строить в июле 1970 года. Корабль имел высоту 27-этажного дома, в котором размещалось около 4000 помещений. На его вооружении находились 8 пусковых установок противокорабельных ракет и полк летательных аппаратов.

После спуска на воду крейсера «Киев» были заложены второй ТАКР «Минск», третий «Новороссийск», четвертый «Баку» («Адмирал Горшков») и пятый «Тбилиси», впоследствии переименованный в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на котором было отдано предпочтение перспективным истребителям Су-27 и Миг -29 с обычным взлетом и посадкой. Для этого на авианосце «Тбилиси» был смонтирован трамплин, а также увеличено водоизмещение до 55000 тонн.

В декабре 1988 года был спущен на воду авианесущий крейсер «Варяг». Седьмой ТАКР «Ульяновск» был заложен в 1988 году, его планировалось оснастить ядерной энергетической установкой. Проект этого корабля отличался революционными решениями - он имел водоизмещение 75000 тонн и самую мощную энергетическую установку на 1200 МВт. Это позволило разместить на корабле две катапульты и в 1,5 раза больше летательных аппаратов 70 единиц, включая самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения. Огневую мощь помимо сверхзвуковых ракет дополняла броня. К 1991 году он был готов на 40%. Его строительство было прекращено после распада СССР.

2004 год.  Авианосный флот мира несет примерно 1 250 самолетов, 1 000 из них находятся на американских авианосцах, 50 - на британских. Современные авианосцы служат базой для самолетов (в том числе беспилотных) и вертолетов, кроме того они оснащены ракетными установками и системами противовоздушной обороны.

 

Классификация авианесущих кораблей

Суперавианосец (англ. super carrier) — условное название крупных авианосцев водоизмещением 50 000 - 100 000 тонн и в настоящее время практически всегда с ядерной силовой установкой и большим количеством базирующихся на них летательных аппаратов горизонтального взлета и посадки. Все современные авианосцы США относятся к суперавианосцам. Часто такие авианосцы называют также ударными авианосцами за способность корабельной авиагруппы каждого такого корабля нанести массированный удар по противнику, а также из-за того, что являются основой авианосных ударных группировок. Однако тактико-технически такие авианосцы де-факто являются многоцелевыми стратегическими авианосцами, так как способны базировать самую разнообразную палубную авиацию и довольно долго действовать вдали от родных берегов.

Многоцелевой авианосец (англ. multipurpose carrier). По традиции так называют авианосец водоизмещением 30 000 - 50 000 тонн, с ядерной или неядерной силовой установкой, который, как и суперавианосцы, способен принимать самолёты горизонтального взлета и посадки. Авианосцы такого класса имеют сходные функции с суперавианосцами, но обычно уступают им по численности авиагруппы, запасам авиатоплива, боевой живучести и автономности, или по спектру выполняемых функций. Но правильнее такие авианосцы было бы называть средними авианосцами. На данный момент к этому классу относятся:

•             атомный «Шарль де Голль» (Франция)

•             «Ляонин» (Китай)

•             «Адмирал Кузнецов» (Россия)

•             «Сан-Паулу» (Бразилия).

В этот класс также попадает построенный для Индии авианосец «Викрамадитья». Лёгкий авианосец, он же авианосец СВВП - авианосец небольших размеров (около 10 000 - 25 000 тонн), приспособленный исключительно к использованию самолётов вертикального взлета и посадки (СВВП). Такие авианосцы обладают весьма ограниченным военным потенциалом, но из-за сравнительной дешевизны используются разными странами, не способными содержать тяжелые или средние (по традиции называемые многоцелевыми) авианосцы. Примером подобных являются английские авианосцы класса «Инвинсибл», испанский «Принсипе де Астуриас», индийский «Викрант», итальянский «Джузеппе Гарибальди» и тайский «Чакри Нарубет»

Универсальные десантные корабли (УДК) - десантные вертолетоносцы с гладкой полетной палубой и возможностью принимать небольшую авиагруппу СВВП поддержки. Такие корабли имеют водоизмещение 20 000 - 45 000 тонн и возможности, сравнимые с лёгкими авианосцами, но имеют более широкий спектр десантных функций в ущерб авиационным. Яркими примерами таких кораблей являются УДК следующих классов:

•             «Уосп», «Тарава», «Америка» (США);

•             «Оушен» (Великобритания);

•             «Токто» (Республики Корея);

•             «Хюга» (Япония);

•             «Мистраль» (Франция, Россия).

Исторические классы (ныне не используемые)

Тяжёлый авианосец - авианосец, рассчитанный на ношение 70-100 летательных аппаратов. После второй мировой войны слился с классами «линейный авианосец» и «быстроходный авианосец» в единую группу суперавианосцев.

Эскортный авианосец - подкласс легкого авианосца, представляющий собой легкий авианосец построенный на базе и по технологиям гражданского кораблестроения. Часто перестраивались из торговых судов или танкеров. Отличием от легкого авианосца была низкая скорость, малая живучесть и сравнительно небольшая авиагруппа. Предназначались в первую очередь для прикрытия конвоев от воздушного нападения, развертывания непрерывного противолодочного патрулирования вдали от береговых баз и усиления прикрытия районов десантных операций.

Быстроходный авианосец - выделяемый военно-морскими теоретиками 1930-1940-х годов класс авианосцев, обладающих скоростью, сравнимой со скоростью крейсеров, и предназначенный для совместного оперирования с быстроходными соединениями. Ко второй мировой войне практически все неэскортные авианосцы, за редкими исключениями (французский «Беарн», британские «Игл» и «Аргус», японский «Хосе»), относились к быстроходным. В связи с полным исчезновением из флотов небыстроходных авианосцев (за исключением эскортных) класс с окончания второй мировой войны не существует.

Линейный авианосец - выделяемый некоторыми историками подкласс авианосцев, обладавших высокой живучестью, и приспособленных к активному выдерживанию атак противника (зачастую в ущерб авианосным функциям). К линейным авианосцам относятся британские авианосцы с бронированной полетной палубой класса «Иластриес» и японский «Тайхо». С повышением живучести авианосцев как таковых, класс слился с обычными авианосцами.

Вспомогательный авианосец - класс кораблей, предназначавшихся для вспомогательных функций: доставки на передовую запасных самолетов, обучения экипажей. К таким относятся британский «Уникорн» и японский «Синано»

Учебный авианосец - специфический класс кораблей, используемых для обучения летчиков морской авиации. Устаревшие авианосцы часто переводились в разряд учебных. Известны только два авианосца, построенных специально как учебные: американские «Вольверин» и «Сабл», перестроенные в 1942 году из колесных паромов. Эти авианосцы претендуют также на звания единственных в истории колесных авианосцев и единственных в истории пресноводных авианосцев.

Катапультный корабль - специфический класс авианосцев, рассчитанных только на взлет колесных самолетов. Посадка предполагалась на береговые аэродромы, либо на воду. Создавались как примитивная форма эскортных авианосцев, способная решить проблему отражения самолетов-разведчиков от конвоев (пусть даже ценой потери истребителя). Применялись в ВМФ Великобритании. В ВМФ Италии и Японии делались попытки переоснащения крейсеров в крупные катапультные корабли («Больцано») для решения проблемы недостаточной дальности истребителей берегового базирования.

Торговый авианосец - специфический класс в ВМФ Великобритании торговых кораблей, оснащенных полетной палубой для ношения летательных аппаратов прикрытия. Не имели ангара, несколько истребителей базировались прямо на палубе. Использовался примерно в той же роли, что и эскортный авианосец, но в отличие от него предназначался также для перевозки грузов.

Десантный авианосец - специфический класс авианосцев японской армии, создававшихся для проведения и прикрытия десантных операций. Представляли собой авианосцы, предназначенные для старта армейских самолетов (посадка предполагалась на береговые аэродромы). Являлись результатом глубоких противоречий армии и флота, не позволявших надеяться на содействие флотских авианосцев в армейских десантных операциях.

 

Технические характеристики авианесущих кораблей

Корпус

Корпус типичного авианосца имеет длину от 182 до 342 метров и осадку до 12 метров. Корпус выполнен из стали, толщина которой может быть несколько сантиметров. Живучесть корпуса достигается за счёт водонепроницаемых переборок и палуб. Для обеспечения необходимой площади полётной палубы и ангаров корпус над ватерлинией значительно увеличивается в ширину, что придаёт авианосцу его характерный облик.

Полётная палуба

Существует две основные конфигурации полётной палубы (еще одна теперь уже не встречается).

Плоская полётная палуба

Из находящихся в настоящее время в строю плоскую полётную палубу имеют все американские авианосцы (типов «Энтерпрайз» и «Нимиц»), французский авианосец «Шарль де Голль» и бразильский авианосец «Сан-Паулу» (французской постройки). Эти авианосцы предназначены для базирования самолётов горизонтального взлёта и для подъёма их в воздух используют паровые катапульты. Количество катапульт на американских авианосцах - 4, на французском и бразильском авианосцах - по 2.

Полётная палуба с трамплином

Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев, вооружённых самолётами вертикального и укороченного взлёта и посадки (СВВП). Для увеличения стартовой массы самолётов, на авианосцах данного типа практикуют взлёт после короткого разбега. В результате чего самолёт экономит горючее по сравнению с вертикальным взлётом и способен взять большую массу топлива и вооружения. Ввиду того, что посадочная скорость СВВП невелика, какие-либо дополнительные приспособления для торможения отсутствуют. Взлётная и посадочная полосы объединены между собой. Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев флотов Великобритании, Индии, Италии, Испании, Таиланда и России.

Многоуровневая полетная палуба

Ныне не встречающийся вид полетной палубы, характерный для авианосцев 1920-1930-х годов. Представлял собой короткую взлетную палубу в носовой части корпуса (или стартовую площадку в передней части ангара) и использующуюся в основном для посадки летную палубу поверх ангара.

Силовые установки

11 действующих авианосцев (США - 10, Франция - 1, данные на декабрь 2012 года) используют в качестве основных силовых установок охлаждаемые водой ядерные реакторы, что предоставляет им почти неограниченную дальность плавания. Российский тяжелый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» оснащен неядерной силовой установкой, но его модернизация, запланированная на 2020 год, включает в себя перестройку его в атомный авианосец. Все планируемые к постройке в России новые авианосцы будут атомными. Применение на авианосцах ядерной силовой установки (ЯСУ) позволяет сэкономить водоизмещение для авиационного топлива и авиационного и корабельного боезапасов.

                                                              

Заключение

В заключение хочу сказать, что авианосцы не архаизм, а очень даже нужная штука  на поле боя: эти огромные корабли прикрывают флот авиационным, в первую очередь истребительным, «зонтом», экономят топливо взлётной техники, к тому же на них находится большой запас оружия, что даёт преимущество  в бою. Сейчас основные битвы во всем мире ведутся с терроризмом, а мобильность и гибкость применения авианесущих кораблей в сочетании с их мощным вооружением позволяют обеспечить присутствие военной силы на передовых рубежах

 

Ссылки на информацию

1.       http://olymp.aviaschool.net/

2.       http://flot.com/

3.       http://las-arms.ru/

4.       http://ru.wikipedia.org/

5.       Павленко В.Ф. Корабельные самолеты. – М.: Воениздат, 1990

6.       Шант К., Бишоп К. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолеты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006

7.       Фильм «Авианесущие корабли Советского Союза», студия «Крылья России», 2012



Источник: http://1. http://olymp.aviaschool.net/ 2. http://flot.com/ 3. http://las-arms.ru/ 4. http://ru.wikip
Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2014) | Автор: Башев Владислав E W
Просмотров: 2139 | Теги: архаизм, авианосец, авианесущие корабли | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2557)
Фурсов Максим (2016)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1936)
Егор Андреевич Попов (1688)
Штриккер Артур (1269)
Григорьев Павел Сергеевич (674)
Медведкин Иван (604)
Азарин Николай (555)
Трунов Артём Николаевич (482)
Ефимова Софья Алексеевна (458)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024