Четверг, 02.05.2024, 15:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Почему огненный таран-оружие русских

Исследовательская работа «Почему огненный таран-оружие русских».

Автор: Кулаков Иван Сергеевич, МБОУ «Приволжская ООШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, 8 класс.

Научный руководитель: Алексеева Олимпиада Васильевна, учитель физики, МБОУ «Приволжская ООШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

 

План. 1.Введение.

2. Основная часть.

 

  •          Таран-приём авиационного боя.
  •          Великая Отечественная война: воздушный и огненный тараны.
  •         Наши земляки, совершившие воздушный и огненный тараны в годы Великой Отечественной войны.
  •          Тараны в мирное время.

 

·                      3. Заключение.

4. Источники информации.

     Введение. Для исследовательской работы выбрана тема «Почему огненный таран-оружие русских?». Тема войны всегда была и остаётся быть актуальной и в наши дни. Подвиги Героев войны бессмертны, они рождают чувство гордости за свой народ и служат патриотическому воспитанию. Целью данной работы является описание подвигов, совершённых советскими лётчиками в разные годы и выяснить, почему таран является оружием русских? Достижение этой цели возможно решением следующих задач: собрать весь архивный материал из интернет- ресурсов, книг, газетных статей о лётчиках, совершивших воздушный и огненный тараны; использовать материал для патриотического воспитания учащихся. Автором работы применены следующие методы: изучение газетных статей; поиск материалов на Интернет-сайтах; опрос учащихся; технология ИКТ, обобщение и систематизация полученной информации. Объектом исследования являются лётчики, предметом исследования – подвиги лётчиков, совершивших воздушный и огненный тараны. Также я поставил перед собой цель: узнать имена лётчиков - наших земляков, совершивших таран и ответить на главный вопрос - почему огненный таран считается оружием русских..  Выдвигаю следующую гипотезу: установить факт совершения таранов лётчиками - нашими земляками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и выявить лётчиков из своего поселения-участников войны, совершивших таран. 

           Основная часть.      

             Таран-приём авиационного боя.

       Таран — приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае самолёта). Возможен также таран наземного объекта или корабля. Также есть наземный (танковый) таран. Впервые применил воздушный таран на практике 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика Пётр Нестеров, которого мы знаем как автора мёртвой петли- петли Нестерова. "Воздушный таран - это не только виртуозное владение машиной, исключительная храбрость и самообладание, это одна из форм проявления героизма, того самого морального фактора, который присущ советскому человеку, который не учел враг, да и не мог учесть, так как имел о нашем народе, о нашем строе весьма смутное представление", - сказал дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Александр Александрович Hовиков, возглавлявший в первые годы войны военно-воздушные силы Ленинградского фронта. Как объясняли свой поступок сами летчики? Спартак Маковский, сбивший за войну 18 самолетов врага, один из них - таранным ударом, на вопрос, думал ли он о своей жизни, идя на таран, ответил: «Hет, не думал. Я просто знал, что внизу бьются мои друзья, что им тяжело и, если гитлеровцы прорвутся туда, им еще тяжелее станет. Значит, надо уничтожить врага. А уж каким способом - значения не имеет.» [Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985.http://u.to/Y0uo  ]. Пожалуй, нет в истории военной авиации боевого приема, отношение к которому так менялось бы в зависимости от политической ситуации в стране, как к тарану. В советскую эпоху было принято только восхищаться подвигом летчика, не анализируя причины, вынуждающие его таранить вместо того, чтобы поражать противника огнем. В перестроечно-обличительный период таран рассматривался исключительно как акт отчаяния, простой размен машины на машину, пилота на пилота. Прежде всего, следует учесть, что история авиации знает два вида таранов: воздушный, когда летчик своим самолетом сбивал вражескую машину, и огненный, когда своим, как правило, горящим самолетом, пикируя, пилот поражал наземные и морские объекты. Но в уставах в предвоенные годы таран, как прием боя, не фигурировал.  На сайте http://www.allaces.ru я нашёл список авиаторов, совершивших огненный таран.

              Великая Отечественная война: воздушный и огненный тараны.

      В Великую Отечественную войну, прежде всего, в 1941-1942 годах воздушный таран стал достаточно массовым явлением. По мере увеличения мощи и профессионализма советских ВВС количество воздушных таранов уменьшалось. А всего за время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более шестисот таранов. Более двух третей из них приходится на 1941–1942 годы — самый тяжелый и кровопролитный период войны, когда решалась судьба огромной страны. В то время в летные части Люфтваффе был даже разослан приказ, который запрещал приближаться к советским самолетам ближе чем на сто метров во избежание тарана. Советские летчики применяли таран на всех типах самолетов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днем и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей территорией и над территорией противника.

   7 августа 1941 года советскому лётчику Виктору Талалихину удалось совершить первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика, чей подвиг стал  олицетворением мужества и бесстрашия, безграничной преданности Родине. За этот подвиг Виктор Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Его подвиг повторил наш земляк, уроженец д. Ураково нашего Приволжского поселения Александр Смольников. Гитлеровские летчики относились к войне как к своеобразному, очень рискованному «спорту». И стремились прежде всего увеличить «счет». А вот русские жили навязанной им войной и умирали ради Победы, той, которая — одна на всех! И цена у нее — соответствующая. Там, где немец хладнокровно и в общем-то вполне логично прикинет и отвернет свой современный «Мессершмитт-109», русский бросится в атаку на своем престарелом «ишачке» или не особо маневренном на средних и малых высотах МиГ-3. Потому что самопожертвование возможно, только когда защищаешь свой дом, семью, боевых товарищей и честь знамени полка. Это не пафос, а суровая обыденность войны: между спокойным и рассудительным бесславием и простым, осознанным или не до конца выбором Бессмертия. Продолжительное время считалось, что первым пошел на таран наземной цели на пятый день Великой Отечественной экипаж Николая Гастелло. С тех пор пилотов, пошедших на таран наземных целей, стали называть «гастелловцами». Но в результате многолетней работы исследователей, изучения архивных документов, опроса свидетелей удалось установить, что у Николая Гастелло были предшественники. Сейчас ученые полагают, что первым из советских летчиков, да и вообще в мировой авиации, совершил огненный таран комиссар бомбардировочного авиаполка батальонный комиссар Михаил Ююкин. Произошло это в августе 1939 года в боях на Халхин-Голе. В этом полку служил тогда и Н.Гастелло. Во время войны с финнами бросок подожженного бомбардировщика на наземную цель осуществил 11 марта 1940 года командир эскадрильи 16-й скоростной бомбардировочной авиабригады капитан Константин Орлов.

      Через год, уже в Великую Отечественную, подобные подвиги начали совершать с первого дня войны. 22 июня в районе Львова командир звена 62-го штурмового авиаполка старший лейтенант Петр Чиркин направил свою пылающую машину на танковую колонну гитлеровцев. 24 июня также на Львовщине, у города Броды, таранил переправу противника экипаж СБ под командованием капитана 33-го бомбардировочного авиаполка Григория Храпая. В составе экипажа были штурман лейтенант В. Филатов и стрелок-радист старший сержант Г. Тихомиров. В тот же день огненный таран совершил старший политрук С. Айрапетов. Он направил самолет на колонну автомашин врага в районе литовского города Таураге. На следующий день, 25 июня, огненный таран применил заместитель командира эскадрильи 43-го бомбардировочного авиаполка капитан А. Авдеев, врезавшись в немецкие танки на шоссе Вильнюс -- Минск.

                                     Наши земляки, совершившие воздушный и огненный тараны в годы Великой Отечественной войны.

            В своей исследовательской работе  я бы хотел отметить, что и лётчики из Чувашии, воспитанники Чебоксарского и Алатырского аэроклубов, тоже совершили тараны: воздушный и огненный, повторили подвиги известных на весь мир лётчиков Н.Гастелло и В.Талалихина. И их имена вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны. Я нашёл из разных источников имена 13 лётчиков из Чувашии. Воздушный таран совершили Александр Смольников, Никифор Игнатьев, Владимир Пеньков, Александр Костров, В.И.Гаранин. Повторили подвиг Николая Гастелло: Николай Будаков, Сергей Смирнов, Александр Осипов (Герой Советского Союза, посмертно), Анатолий Петров, Константин Пискунов, Михаил Афанасьев, Константин Андреев, Владимир Ефремов. Я не могу не отметить, что Александр Иванович Костров родился в нашей деревне Амачкино, где я проживаю ( теперь входит в черту города Мариинский Посад). Этот скромный человек также совершил в годы Великой Отечественной войны другой подвиг: угнал вражеский самолёт, тем самым, повторил подвиг Михаила Девятаева, оказывается, он совершил этот подвиг раньше, чем  Девятаев. И наш священный долг– быть верными памяти погибших в жестоких битвах за свободу Отечества и помнить наших земляков, участников Великой войны. Великая Отечественная война была для советского народа и его Вооруженных Сил самым трудным и драматическим, но вместе с тем и героическим временем. В годы жестоких военных испытаний с невиданной силой проявились веками глубоко укоренившиеся в народе чувства национальной гордости и беспредельной преданности своей Отчизне, сыновняя любовь к земле отцов и дедов слилась с глубоким осознанием возросшей личной ответственности за ее судьбу. Высокий моральный дух и патриотизм советских людей явились решающим фактором обеспечения прочного единства фронта и тыла, ставшего одним из важнейших источников достигнутой Великой Победы, которая дала чрезвычайный рост патриотического потенциала армии и народа. В природе многое поддается измерению и подсчету. Человечество придумало разные системы и меры измерения, но не существует единица измерения патриотизма. Чем можно измерить, с чем сопоставить патриотизм  13-ти земляков-летчиков, совершивших воздушный и огненный таран в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм, я думаю, явился одним  из решающих факторов победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Ни одна война в тысячелетней военной истории не дала столь массовых примеров беспредельной самоотверженности, мужества, героизма. Готовность к самопожертвованию стала массовой, и в его основе был не фанатизм, а глубоко осознанное стремление сделать все возможное и невозможное для защиты своего Отечества.

               В исследовательской работе я хотел бы рассказать о лётчике из Чувашии, совершившем огненный таран в годы Великой Отечественной войны, единственном лётчике из 13-ти земляков, совершивших огненный таран, удостоенного высокого звания Героя Советского Союза – Александре Михайловиче Осипове. Родился в с. Ямской Посад Алатырского района Чувашской Республики 15 июля 1920 года. Работал экспедитором, окончил Алатырский аэроклуб, Энгельское военно-авиационное училище. В армию был призван в 1938 г. Работал инструктором-пилотом в Одесской военно-авиационной школе пилотов. Служил летчиком разведывательного авиаполка. Во время Великой Отечественной войны был командиром эскадрильи авиационного полка. Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 г. посмертно. Погиб 19 февраля 1945 года, протаранив вражеский транспорт на Балтийском море. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, медалями. В 1980 г. именем Александра Осипова назван морской теплоход. Так же его имя носит одна из улиц г. Алатырь.

      Он получил боевую задачу — штурмовыми ударами уничтожить отходящие танки и автомашины противника. Для действий командир полка выделил несколько групп, в том числе четыре самолета во главе с ведущим младшим лейтенантом Осиповым.
Получив указание командира полка, Осипов готовил летчиков к вылету. На штурманские карты быстро наносится маршрут, уточняются цели и линия боевого соприкосновения наших войск с противником, которая ежечасно меняется, удаляясь на запад. Минут через 12—15 Осипов командует:
— По самолетам!
Взлетают. На высоте 700 метров перелетают линию фронта (ниже не позволяет облачность). По характерным ориентирам—длинная ленточка реки и около нее населенный пункт, вблизи лесная дорога, сплошь забитая крытыми автомашинами, повозками, орудиями,— выходят на цель. Пулеметно-пушечным огнем летчики заставляют зенитки замолчать. Теперь можно действовать наверняка. И штурмовики получают переданную по радио долгожданную команду своего ведущего Александра Осипова: —Приготовиться к атаке!
Уж больно заманчивая цель. Перестроившись в боевой порядок «левый пеленг», группа штурмует автоколонну немцев. Появляется множество очагов пожара. Горят ранее замаскированные танки, автомашины. Окрыленные успехом летчики, видящие в страхе бегущих гитлеровцев, снижаясь до бреющего полета, делают по пять заходов.
Осипов обнаруживает замаскированные в лесу склады с боеприпасами. Он точно сбрасывает на них бомбы. Раздаются огромной силы два взрыва. Это рвутся боеприпасы двух вражеских складов. На свой аэродром экипажи возвращаются с чувством большого удовлетворения. Их боевой счет мести врагу прибавился: уничтожено 5 танков, автомашины, 2 склада и множество гитлеровцев.
Но вот вскоре четверка наших штурмовиков встретилась с 12 вражескими бомбардировщиками. Они направляются бомбардировать наши наземные войска. Враги летят двумя группами на высоте 600 метров, построившись в «левый пеленг». Четверка наших штурмовиков идет на высоте 700 метров. Ведущий штурмовиков заместитель командира эскадрильи Александр Осипов немедленно подает команду:
— В бой, ребята!
Сам Осипов и младший лейтенант комсомолец Николай Баранов выбрали себе мишенью ведущих групп. Тех не спасет уже и бешеный огонь стрелков с «юнкерсов». Минута-две — и оба ведущие, сраженные метким огнем Осипова и Баранова, врезаются в землю.
Тройку «юнкерсов» атаковал комсомолец младший лейтенант Ваня Ситников. Расстроив группу, он подбивает один вражеский бомбардировщик. Так же уничтожает вражеский самолет летчик этой группы младший лейтенант Арсен Евдошук. Четверка бесстрашных штурмовиков вышла победителем из неравной схватки.
Коле Баранову не повезло. Мотор его самолета начинает барахлить, вода и масло хлынули в кабину летчика. Сам Коля ранен. Осколки снарядов попали в руку, лицо и чуть не задели глаза. Коля обливается кровью, из-за чего глаза не могут видеть. Но он не теряет самообладания. Напрягая всю силу и волю, он подчиняет себе израненную машину. И только тогда, когда из мотора показалось пламя, он по радио передает:
— Командир, я ранен, самолет горит. Воздушный стрелок молчит.
— Иди на посадку, я возьму тебя,— командует Осипов.
Иди на посадку!.. Для Николая это самое тяжелое. Кровь заливает глаза. Баранов почти не видит. Одной рукой держится за штурвал, второй приподнимает заплывшие кровью веки и благополучно сажает машину. Вслед за Николаем возле его самолета приземляется Осипов.
Вдали видна автомашина с гитлеровцами. Она бешенно мчится в сторону приземлившихся самолетов. Но оставшиеся в воздухе Ситников и Евдошук яростно обстреливают ее. Гитлеровцы прыгают с машины, падают на землю.
В это время Осипов подбегает к самолету Баранова, мотор которого объят пламенем и вот-вот взорвется. Николай без сознания. Осипов вытаскивает его из кабины и несет к своему самолету. То же делает и воздушный стрелок ведущего группы старшина Виктор Козенко. Он на руках выносит своего убитого товарища воздушного стрелка Сашу Милютина. Осипов и Козенко укладывают Николая и Сашу в заднюю кабину своего самолета. Туда же залезает и Козенко. Осипов взлетает. В это время воздух потрясается взрывом самолета Баранова.
Осипов, а вслед за ним Ситников и Евдошук садятся на своем аэродроме. Осипов выпускает красную ракету. К его самолету мчится дежурная санитарная машина. Из кабины выносят убитого Сашу, а вслед за ним и пришедшего в чувство Николая. Все лицо его залито кровью. Глаза закрыты.
— Только бы видели глаза,—говорит он.— Я еще с немцами не рассчитался, они передо мной в долгу.
— Будут, Коля, будут твои глаза видеть,— отвечает Осипов.— И с немцами рассчитаешься.
Саша Осипов был страстным любителем книг. И вот на фронте, в самый ожесточенный период боевых действий у Осипова оказывались новинки литературы. Каким образом он умудрялся их добывать, не смогу объяснить.
Я удивлялся этому. Во время боев я, как комсорг полка, часто бывал в политотделах дивизии, корпуса, и, несмотря на мои связи с политорганами, не мог приобрести такую литературу, как у Осипова.
Александр Осипов был исключительно скромным человеком. Он был моим другом и я хорошо знал, что в его чемодане из личных вещей были: зубная щетка, зубной порошок, мыло, полотенце, бритвенный прибор, зеркало, фотоальбом родных и товарищей. Вот и все. Остальное место занимали книги. Ими чемодан был заполнен до предела.
Обычно летчики жили в одном-двух километрах от аэродрома, по возможности в населенном пункте. Поэтому при надобности сбегать «домой» и взять что-то не представлялось возможности. Но в часы боевой передышки на аэродроме у Осипова всегда была книга. Оказывается, в кабине своего самолета он хранил библиотеку. Хорошо помню, что в ней были том избранных трудов В. И. Ленина, Конституция ССОР, Устав партии, вышедшая во время войны книжка М. Шолохова «Они сражались за Родину», томик стихов К. Симонова, несколько книг чувашских писателей, а также книги по штурманскому делу, тактике ведения воздушного боя и по другим авиационным вопросам.
И вот, бывало, как настанет передышка между боем, возьмет Осипов томик Симонова или сборник статей Алексея Толстого, усядется под крылом самолета и читает вслух. Он никогда не приглашал слушать свое чтение. Но зато летчики, как увидят, что командир под крылом, мигом соберутся возле него. Осипов командовал первой эскадрильей. А послушать его шли и со второй, и с третьей. Помню, как-то во время чтения книги Константина Симонова тишину нарушил ныне Герой Советского Союза Саша Рыбаков:
— «Жди меня, и я вернусь, только очень жди...»— ах как тепло, нежно и правильно написано,—сказал он.
И вот однажды чтение прервалось. Как всегда, шестерке штурмовиков Осипова было дано сложное боевое задание.
...Густые черные тучи низко плыли над землей. Порошил мелкий снежок. Погода для полетов была неблагоприятная. Шестерка Ил-2, сомкнув боевой строй, сделала круг над своим аэродромом и легла на боевой курс. Командир эскадрильи Осипов вел группу точно по маршруту, Казалось, на линии маршрута, испещряющие его штурманскую карту, не ориентиры, мелькающие на земле в разрывах туч, направляли его полет, а стоны женщин, детей и стариков, изнывающих в тяжелой неволе и молящих о помощи.
Как гром среди ясного неба обрушились шесть советских самолетов на немецкий аэродром. Взлетали обломки от вражеской техники, смешиваясь с землей и пламенем взрывов. А шестерка «илов» делала заход за заходом. Обезумев от неожиданности и страха, немцы метались по аэродрому, пытаясь спастись от огня мстителей. Но вскоре, придя в себя, они открыли ураганный огонь из всех видов зенитных орудий. Тысячи нитей трассирующих пуль и снарядов прошивали небо. И тогда казалось, что шесть горных орлов вступили в единоборство с огнедышащим чудовищем-драконом. Еще заход! Еще! Лишь до предела израсходовав боеприпасы, шестерка отважных, сомкнув боевой строй, ушла на восток. А сзади продолжали гореть вражеские самолеты, склады и казармы.
Но борьба для Осипова и его летчиков не кончилась, теперь она продолжалась с разгулявшейся стихией. Свинцовые тучи низко нависли над землей сплошной завесой, прижимая «ильюши» к земле. Липкий густой снегопад встал непроницаемой стеной, закрывая горизонт. Видимость сократилась до 100—150 метров. Командование считало, что лететь по маршруту дальше невозможно и по рации передало Осипову разрешение на вынужденную посадку.
Но недаром командир эскадрильи Осипов считался лучшим штурманом во всей воздушной армии.
— Веду группу на свой аэродром. Зажгите костры,— передал он.
Почти в темноте вся группа Осипова благополучно
приземлилась на своем аэродроме. Все машины были в пробоинах. Задание группа выполнила блестяще, но Осипов был грустным.
— Пойдем к самолету,— позвал он меня.— Залезай в кабину. Смотри, что сволочи сделали с книгами,— гневно и сокрушенно говорил он, показывая на пробитые осколками книги. Был изрешечен и парашют, на котором сидел Осипов, но сам он остался невредим. Я предложил Саше положить пробитые книги в мой чемодан.
— Нет уж, — сказал он.— Коль книги ранены в бою, пусть продолжают воевать вместе со мною.

В боевой истории орденов Красного Знамени и Суворова III степени штурмового авиационного полка Резерва Главного Командования помещен большой портрет На нем улыбающийся командир 1 эскадрильи, член партийного бюро Александр Михайлович Осипов.
Тут же четыре фотоснимка, сделанные с самолетов-штурмовиков с помощью фотокинопулеметов летчиками Алексеем Чернышевым и Владимиром Синяковым.
На первом снимке — горящий самолет-штурмовик в положении пикирования.
На втором — этот же самолет возле корабля.
На третьем зафиксирован момент взрыва этого же самолета на корабле.
На четвертом — огромнейшее пламя на уходящем ко дну корабле.
..Шестерка штурмовиков Ил-2 во главе с капитаном Александром Михайловичем Осиповым держала курс на Балтийское море для потопления вражеских кораблей, эвакуирующих свои окруженные войска и технику из района Данциг— Гдыня — Хель.
Обреченный враг встретил группу Осипова стеной зенитного огня. Пасмурное небо в эти секунды казалось огненным от разрывавшихся трассирующих снарядов. Но ничто не может удержать отважных советских летчиков.
Вот группа над водами Балтийского моря. На вражеские корабли точно падают бомбы, сброшенные летчиками Осипова. На кораблях один за другим появляются очаги пожара. Сбросив бомбы, летчики продолжают совершать на корабли заход за заходом, штурмуя их пулеметно-пушечным огнем. Вражеским зенитным огнем с кораблей подожжен мотор самолета Осипова. Вот-вот самолет взорвется в воздухе. На командном пункте полка по радио слышны последние слова отважного командира 1-й эскадрильи Александра Осипова.
— Прощайте, друзья! Погибаю за партию, за Родину, за советский народ. Передайте поклон Чувашии. Да здравствует победа!— несется по рации голос Осипова из объятого пламенем самолета, устремившегося на немецкий корабль, до предела нагруженного вражеской техникой и вражескими людьми.
Вместе со своим объятым пламенем самолетом Осипов вонзился в самый центр корабля и в тот же миг взорвался.

Страшной силы взрыв потряс воздух. В эти секунды по Балтийскому морю вместо корабля плыло медленно уходящее ко дну огромное зарево пламени.
— Последняя почесть, последний салют нашему любимому командиру,— скомандовал заместитель Осипова старший лейтенант Алексей Чернышев.
И пока корабль не скрылся под водой, летчики и воздушные стрелки, пикируя, обстреливали его из пушек и пулеметов.
Он, капитан Александр Михайлович Осипов, сын Советской Чувашии, кавалер двух орденов Красного Знамени и ордена Александра Невского, он, воин-коммунист, бесстрашный командир, всеобщий любимец полка, своими подвигами прославившийся на пяти фронтах, он, так много говоривший и восхищавшийся подвигом капитана Гастелло, сам совершил такой же величественный подвиг во имя любимой Родины.
Он погиб далеко за пределами своей Отчизны в холодных водах Балтийского моря вместе с горсткой земли Чувашии, бережно хранимой в платочке, земли своей матери-Отчизны, которую защищал от посягнувших на нее ненавистных врагов...
Впервые за все время боевых действий летчики вернулись на свой аэродром без своего славного командира — героя Александра Осипова. Произошло это 19 февраля 1945 года. Всего 2 месяца и 20 дней не дожил наш любимец полка до Дня Победы, о которой так мечтал.   

                                                                      Герой Советского Союза А.М.Осипов
Жестоко поплатились враги за героическую смерть капитана Александра Осипова. На наших самолетах было написано «Мщу за смерть отважного из отважных— капитана Осипова». В схватках с врагом, в воздушных боях и при бомбежке подавались команды: «За капитана Осипова!» П. Романов, бывший комсорг полка, офицер запас [ http://vurnar.ru/Osipov-Aleksandr-Mihaylovich.html].

            Тараны в мирное время.

 

      В ходе исследовательской работы я нашёл ответ на вопрос «Совершают ли лётчики тараны в наши дни?" Известны  следующие случаи совершения таранов в мирное время нашими лётчиками. 21 июня 1951 г. в воздушном бою над Северной Кореей был совершен первый в мире воздушный таран реактивным самолетом (МиГ-15) реактивного же самолета (F-86). Совершил его штурман 176-го гвардейского истребительного полка капитан (впоследствии — майор) Серафим Павлович Субботин. За этот подвиг Субботин был удостоен звания Героя Советского Союза. 28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ был совершён таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государственной границы СССР в районе Муганской долины Азербайджанской ССР) заместителем командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитаном Г.Н.Елисеевым. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза 14 декабря 1973 г. 18 июля 1981 года — советский перехватчик Су-15ТМ (пилот — Куляпин Валентин Александрович) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив — Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, хотя, по его позднейшим воспоминаниям, самолёт слушался рулей, двигатель работал, так что можно было попробовать дотянуть до аэродрома и приземлиться. За таран награждён орденом Красного Знамени. Это второй случай тарана реактивным самолётом нарушителей границы в истории советских ВВС.  [Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo.]  31 января 2000 г. вертолёт Ми-24П (№08 85-я отдельная вертолётная эскадрилья, Аллакурти) был сбит в районе Харсеноя. Экипаж в составе командира звена майора Андрея Завитухина и штурмана звена капитана Алексея Кириллина погиб. Вертолетчики совершили огненный таран, направив свою горящую машину на зенитную установку боевиков. [Список потерь военной авиации России c 2000 года. http://nnm.ru/blogs/Y2k_live/spisok_poter_voennoy_aviacii_rossii_c_2000_goda/]. «Группа боевых вертолётов, в составе которой находился экипаж Ми-24 командира звена майора Завитухина и штурмана звена капитана Алексея Кириллина, получила боевую задачу- прикрыть вертолёт Ми-8 ПСС, производивший поиск и эвакуацию группы личного состава федеральных войск, преследуемой боевиками. Вероятность огневого поражения вынудила нашу группу вертолётов начать поиск в заданном квадрате на большой высоте. Однако в условиях лесистой местности и плотной дымки эффективный Он проявлялся в горячей любви и преданности своему Отечеству, в его действительно самоотверженном труде на благо Родины, активной жизненной позиции, преданности идеалам героических поколений прошлого, готовности защищать Родину от внешних врагов. поиск был невозможен, а сильное разряжение воздуха ограничивало мощность двигателей и маневренность вертолётов. Пришлось снизиться до высоты устойчивого визуального наблюдения. Прекрасно осознавая опасность огневого поражения, майор Завитухин, как старший в группе, дал команду всем экипажам усилить бдительность. Опыт и чутьё лётчика не подвели- на подходе к населённому пункту на высоте 400 м Ми-8 неожиданно попал под шквальный огонь с земли. На его борту находилась группа спасателей и медиков. Счёт шёл на секунды. Маневрировать и эффективно применить бортовое оружие в данной обстановке было никакой возможности. Далее произошло следующее:Ми-24 майора Завитухина, находившийся ближе всех к транспортному Ми-8, вырвался вперёд и энергичным маневром встал на пути огненных трасс, несущихся с земли. Таким образом, своим бортом экипаж Ми-24 прикрыл беззащитный Ми-8. Ми-24 мгновенно вспыхнул. У его экипажа был вариант срочно покинуть машину, но случилось вот что. На глазах у своих товарищей плохо управляемый горящий вертолёт развернулся, замер на месте, как бы прощаясь с небом. И молнией обрушился в самую гущу огня зенитных установок противника. За горящим тараном российских лётчиков наблюдали не только свои, но и враги. После мощного взрыва противник молчал, пребывая в шоке. У всех лётчиков, видевших эту картину, руки сжимались в кулаки. Хотелось стрелять, стрелять и стрелять!.. Но задача оставалась невыполненной, и следовало взять себя в руки и продолжать полёт. Однако прежде чем уйти от Харсеноя, группа сделала прощальный круг над посёлком и его окрестностями, отдавая последний салют подвигу товарища и командира. Пусть никогда не померкнет память о совершивших этот подвиг!»,-пишут об этом подвиге подполковник Андрей Веричев и Мирхат Мусин [http://www.foxbat.ru/article/chech4/fire.htm].

 

 

          3. Заключение.

 

 

     Hестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный прием оружием в войне с врагом, и более 609 советских летчиков - наследников Hестерова насчитывает сегодня история авиации. Пойти на это могут лишь крайне храбрые люди. В СССР военачальники отдавали приказания уничтожать вражеские самолеты воздушным тараном при отказе бортового вооружения или преждевременном израсходовании боеприпасов в бою. То есть, согласно приказу, воздушный таран следовало применять как последнее средство в бою с самолетами врага. Советские летчики шли на самопожертвование ради великой цели – защиты социалистической  Родины от врага. Наши соколы шли на огненный таран, потому что не мыслили личного счастья вне счастья своей страны, своей Родины. И ни один немецкий летчик за весь период 2-й мировой войны не совершил ничего подобного.

Итак, были летчики, предвосхитившие подвиг Николая Гастелло, но о них продолжительное время не было известно. Не исключено, что откроется новое имя, возможно, и не одно. Война сорок первого года хранит еще много тайн. [Леонид Богданов. Герои огненных таранов, http://www.vsp.ru/social/1998/10/01/333246]. Примеры мужества, подобные подвигу Гастелло, среди советских летчиков не были единичными случаями. По подсчетам военных специалистов, только в первый год войны зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием пилотов становился пылающий самолет. Всего же за годы Великой Отечественной войны советские летчики совершали «огненные тараны» около 500 раз. В них участвовали 505 экипажей, среди которых первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Более 800 человек во время Великой Отечественной войны стали героями «огненных таранов»[ http://zvonoknaurok.ru].Считаю, что огненный таран, действительно, является оружием русских. Почему? Изобретателем воздушного тарана считается русский авиатор Н. А. Яцук, Он же предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар по крылу аэроплана противника сверху шасси своего аэроплана. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика. Хотя таран применяли лётчики  и из других стран, это единичные случаи. В ходе исследовательской работы я узнал  о более 600 воздушных таранах и 500 огненных таранах, выполненных советскими лётчиками. Только русский человек мог идти на таран, так как защита своего Отечества - священный долг каждого из нас. С надводными кораблями  в бой вступали во время боевых действий на Тихом океане в 1944—45 свыше 2500 японских лётчиков-смертников, которых называли камикадзе (это уже другой случай). Героизм молодых парней разных национальностей, вершивших легендарные подвиги, это величайший триумф того поколения. Воинский героизм всегда будет пробуждать высокие нравственные чувства и служить примером для следующих поколений. Таранные удары не являлись самоцелью. Они совершались при выполнении того или иного боевого задания, являясь неотъемлемой частью общей борьбы советских людей против немецко-фашистских захватчиков. Чем дальше уходят в историю огненные годы войны, тем зримее, величественнее предстают перед нами образы защитников Советской Родины. Мы, новое поколение, на подвигах героев учимся мужеству, храбрости, верности Отчизне, безупречному выполнению долга. С моей исследовательской работой  ознакомлены мои одноклассники. С ними я провёл социологический опрос, в котором участвовали 13 человек. Первый вопрос, на  который  нужно было ответить, это «Что такое таран, и какие виды таранов бывают»? С этим заданием все справились. А назвать имена лётчиков, совершивших воздушный или огненный таран, многие затрудняются. Всем известны только имена героев Н.Гастелло и В. Талалихина.  Про нашего легендарного земляка из д. Ураково  все слышали, о нём нам рассказывал на уроках истории учитель.  Вопрос «Совершают ли лётчики сегодня тараны, если да, назовите их» вызвал у всех затруднение. После того, как я рассказал им про Субботина, Куляпина и Елисеева, они, я думаю, надолго запомнят их имена.

 

 4.Источники информации.
 

 

1.Леонид Богданов. Герои огненных таранов, http://www.vsp.ru/social/1998/10/01/333246

2.http://zvonoknaurok.ru

3.http://www.foxbat.ru/article/chech4/fire.htm

4. Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo

5.П. Романов http://vurnar.ru/Osipov-Aleksandr-Mihaylovich.html

 



Источник: http://u.to/Y0uo, http://www.segodnia.ru,
Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (08.12.2013) | Автор: Кулаков Иван Сергеевич E W
Просмотров: 3832 | Теги: Гастелло, огненный таран, таран | Рейтинг: 2.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2704)
Фурсов Максим (2052)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2040)
Егор Андреевич Попов (1846)
Штриккер Артур (1314)
Григорьев Павел Сергеевич (704)
Медведкин Иван (655)
Азарин Николай (580)
Ефимова Софья Алексеевна (579)
Трунов Артём Николаевич (523)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024