Вторник, 19.03.2024, 07:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Применение аэростатов в годы войны

Автор: Кондратенко Анна Геннадьевна

Возраст:17 лет
Место учебы: г. Москва Лицей № 1550
Город, регион: Москва

 

Руководитель (Ф.И.О., место работы) Жилякова Анна Викторовна, Лицей №1550

Проектно-исследовательская работа по теме:

Применение аэростатов в годы войны

План:

I. Введение

II. Основная часть

   1. Понятие аэростата и механизм его применения в военных целях

   2. Способы использования аэростатов во время I мировой войны

   3. Применение аэростатов заграждения в годы II мировой войны на Западном фронте и способы борьбы с ними

   4. Применение аэростатов в период Великой Отечественной войны

   5. Аэростатчики в годы Великой Отечественной войны
 
III. Заключение
 
IV. Источники информации

Введение

Вторая мировая война стала испытательным полигоном для многих изобретений и существенно продвинула вперёд разнообразные технологии. В области одной только авиации рывок произошёл колоссальный.

Сравните довоенные самолёты и послевоенные — земля и небо. И даже немного удивительно, что против авиации, против этого динамично развивавшегося технологичного рода войск почти все воюющие стороны использовали изобретение XVIII века — аэростаты. Однако факт — использовали.

Предлагаемое исследование рассматриваются вопросы использования аэростатов для защиты воздушного пространства в период Второй мировой войны. Особое внимание будет уделено их применению в годы Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

1. Установить, где (на Западном или Восточном фронте) аэростаты заграждения использовались наиболее интенсивно?

2. Выявить, в каких сражениях аэростаты сыграли наиболее заметную роль?

3. Изучить механизм использования аэростатов заграждения.

4. Выявить способы защиты самолетов от аэростатов.

 

Проблемный вопрос:

Насколько эффективной была защита городов с помощью аэростатов?

Основная часть

Понятие аэростата и механизм его применения в военных целях

Так что же такое аэростаты?

Аэростаты (от аэро... и греч. statos- стоящий, неподвижный) - это летательный аппарат легче воздуха, подъемная сила которого создается с помощью заключенного в оболочке (баллоне) более легкого, чем атмосферный воздух, газа (водорода, гелия, нагретого воздуха). Различают следующие виды аэростатов

 

Для военных целей применяют аэростаты свободного полета (пилотируемые с экипажем, автоматические, радио-зонды, шары-пилоты и др.) и привязанные аэростаты, которые используются для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии и для полета в стратосферу.
 
Привязные аэростаты

Конечно, аэростат не истребитель и представить себе воздушный бой, в котором с одной стороны участвует самолёт, а с другой, грубо говоря, воздушный шар, затруднительно, но в реальности таких боёв не было, если не считать расстрелов самолётами аэростатов наблюдения и их пилотов. Аэростаты можно сравнить не с боевыми машинами, а скорее с морскими якорными минами. Как и те, они были заякорены и плавали, правда, не в воде, а воздухе, ожидая, когда враг сам на них натолкнётся.

Способы использования аэростатов во время I мировой войны

Первыми, ещё в Первую мировую, аэростаты заграждения стали использовать англичане. Это были группы по три аэростата, отдалённых друг от друга на 450 метров и соединенных тросами. С их помощью британцы защищали Лондон от немецких аэропланов.

Использовались аэростаты и для разведывательных целей. В конце XIX века, начале ХХ-го воздушное фотографирование, как новый способ разведки и решения многих народнохозайственных задач, вызывало живой интерес в среде научно-технической и военной интеллигенции России. Создаются фотоаппараты, специально предназначенные для фотографирования с воздушных шаров и змеев, разрабатываются способы дешифрирования и фотограмметрических измерений воздушных снимков.

 

В 1910 г., когда во всем мире внимание все еще было приковано к летательным аппаратам легче воздуха, в частности большие надежды возлагались на дирижабли и аэростаты, в том числе и в России. В 1911 г. подполковником В.Потте создается первый в мире полуавтоматический аэрофотоаппарат. На учениях и маневрах отрабатывается методика и организация аэрофоторазведки.

Работа аэростатчиков-наблюдателей была не менее опасной, чем у военных летчиков. Аэростаты уничтожались аэропланами, при этом, на заре применения аэростатов, во многих случаях наблюдатели сгорали вместе с ними (в случае воспламенения водородный аэростат горит тысячеградусным факелом в течение 30 секунд) или разбивались, падая с огромной высоты. И надо воздать аэростатам должное - именно они заставили изменить мировоззрение пилотов «фарманов» и «ньюпортов»: те стали применять спасительные парашюты, хотя до этого брать их с собой в полет считалось трусостью, как у ...пехотных генералов, так и у стратегов воздушного боя. Так что массовое применение парашютов началось именно с аэростатов, о чем будет сказано ниже.

Там, где должным образом велась аэрофоторазведка, войскам сопутствовал успех (Эрзерумская операция, Брусиловский прорыв и др.).

Применение аэростатов заграждения в годы II мировой войны на Западном фронтеи способы борьбы с ними

Обобщив опыт, полученный в Первую мировую, во Второй мировой англичане стали использовать аэростаты заграждения массово, поднимая их в воздух до двух тысяч штук за раз. Над наиболее важными объектами аэростаты висели постоянно.

Вот, например, аэростат над Тауэр Бридж:
 

Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.

Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения. Чего только ни придумывали: и пиропатроны на крыльях, и подвижные лезвия. Но наиболее надёжными считались, так называемые, параваны — штуки из натянутых от носа фюзеляжа к концу крыла тросов или конструкции из гладких металлических прутьев, не позволяющие тросу аэростата за что-нибудь зацепиться, сбрасывающие его. Помогало это, впрочем, слабо, потому что, когда летящий самолёт сталкивается с чем-то, пусть даже и по касательной, хорошего от этого самолёту было мало. Вот, например, бомбардировщик Heinkel, оборудованный параваном, но всё равно получивший в столкновении серьёзные повреждения:

Во время боевых действий между Великобританией и Германией, Великобритания использовала большое количество аэростатов заграждения, и в ответ Германия разработала весьма эффективные устройства для их обезвреживания. Немецкое устройство состояло из небольших C-образных приспособлений, установленных на ведущей кромке крыла. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства, то после скольжения вниз крыла он приводил в действие небольшие пиропатроны, которые, сработав, в свою очередь приводили в действие лезвия, перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения.

Применение аэростатов в период Великой Отечественной войны

Наиболее эффективно аэростатная противовоздушная защита была реализована советскими войсками в Москве и Ленинграде. Наши увешивали аэростатами всё небо над главными городами страны в шахматном порядке. Чтобы поднять «потолок» (максимальную высоту подъёма), аэростаты пускали по два — тандемами. Дело в том, что трос, к которому привязан аэростат, имеет вес. И, скажем, три километра троса — это очень много и тяжело. Неся на себе такую тяжесть, аэростат не может подняться слишком высоко. Три километра — предел. А наши делали так: два километра троса несёт один аэростат, а над ним — ещё два километра — второй. Таким образом, потолок сети аэростатного заграждения подняли до четырёх километров. А для верности на каждый аэростатный трос вешали мину. Когда самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу и — бам! — до свидания. Некоторые аэростаты были также оборудованы тормозным парашютом: когда в трос влетал фашист, аэростат от троса отшибало и швыряло в свободный полёт. Одновременно открывался широкий тормозной парашют, который и создавал то самое сопротивление, которое резало самолёту крыло. Улетевший аэростат продолжал мешать самолётам противника маневрировать, а когда из него утекала часть водорода, приземлялся и мог, в принципе, быть использован повторно.
 
Аэростаты заграждения в осажденном Ленинграде

Во время Великой Отечественной войны система противовоздушной защиты, например, Москвы к началу налетов Люфтваффе на город включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также 124 аэростата заграждения. Как видно, даже такому виду борьбы с вражескими самолетами, как боевые аэростаты, отводилась весьма весомая роль в системе защиты ПВО.

Аэростатчики в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война - это и подвиги советских аэростатчиков. Многие красноармейцы аэростатных постов, рискуя своей жизнью, пытались спасти сорвавшиеся с земли в небо аэростаты, цепляясь за стальные троса и улетая вместе с ними в небо. Среди них были и девушки, рисковавшие собой ради спасения своего «беглеца». Бывали случаи приземления аэростатов или со сработавшими предохранительными клапанами, или с продырявленным с помощью перочинного ножа корпусом, если улетевшему на аэростате бойцу удавалось это сделать. Многие разбивались, не сумев удержаться на стропах. Многие до полусмерти замерзали, поднимаясь на несколько километров ввысь.
 
Аэростатная команда в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война вновь подтвердила негативную сторону аэростата для наблюдателя - при поджоге гондолы красноармейцы-наблюдатели, выпрыгнув с парашютом, иногда долетали до земли мертвыми - у нацистских летчиков попасть в спускающегося на парашюте человека было делом весьма увлекательным. Кроме всего прочего, гондола с наблюдателями под напором воздушных масс качалась как вместе с аэростатом, так и относительно него, при этом качка могла по силе сравниться с морской. Поэтому наблюдателей для аэростатов тщательно подбирали и обучали, ибо от них требовались устойчивость к «морской болезни», смелость, знание парашюта и, конечно же, умение вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. Бывали случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до безобразного состояния.

Гибли аэростатчики и на земле - от попадания снаряда или бомбы на позицию поста, от диверсантов, ну и, конечно же, от возгорания водорода при обслуживании аэростата.

Так что нереально беззаботный полет Виталия Соломина и Надежды Румянцевой на аэростате в комедии «Крепкий орешек» (современной молодежи не путать с американским блокбастером!) надо рассматривать, прежде всего, как художественный фильм. Хотя такой случай, как говорится, из жизни.
 
Надежда Румянцева в фильме "Крепкий орешек"

Данный рисунок был помешен к статье фронтового журналиста за 1941 г. о действиях личного состава одного из аэростатных постов под Москвой по спасению сорвавшегося в небо аэростата: за стропы улетающего "беглеца" уцепились старшина и рядовой, но удержаться смог только последний - вскоре старшина сорвался и разбился. Сработавший на многокилометровой высоте предохранительный клапан позволил окоченевшему от холода рядовому спуститься вместе со своим аэростатом на территорию наших войск. В случае попадания в лапы к врагу этот боец планировал порезать аэростат карманным ножом.

И все же маршал Советского Союза ГК. Жуков в своих знаменитых «Воспоминаниях и размышлениях» отмечал, что аэростатов к началу обороны столицы имелось в два раза меньше расчетного. А надежная защита неба потребовала еще большего увеличения их количества - за один раз по всей системе обороны Москвы приходилось поднимать в воздух одновременно около 300 аэростатов.

Заключение

Вы думаете, с окончанием Второй мировой войны аэростаты стали историей, музейным экспонатом? Ничего подобного! Ведущие страны Западной Европы и США предметно и настойчиво занимались вопросами арофоторазведки. Так в пятидесятые годы США создали и стали запускать на территорию СССР дрейфующие аэростаты – разведчики. Аэростат на прозрачной для радиолокационного излучения пленке нес контейнер с аэрофотоаппаратом, имевшим высокоинформативные объектив и фотопленку. Существующие в атмосфере на высоте 20 - 40 км устойчивые, протянувшиеся на тысячи километров, струйные течения, имеющие скорость 200-300 км/час, позволяли аэростатам, запущенным у западных границ стран Варшавского договора, пролетать над всей Европейской частью Советского Союза и приземляться где-либо в Иране или Пакистане. На контейнере аэростата имелись надписи на английском, персидском и арабском языках, содержащие просьбу к нашедшему контейнер передать его ближайшим властям, за что обещалось вознаграждение. Для неграмотных была нарисована картинка: местный житель передает контейнер офицеру, тот протягивает мешочек с деньгами. Таким образом, архаичный на первый взгляд аэростат и в современном техногенном мире продолжает иметь своё практическое значение.
 
Подведем итоги исследования.
 
Аэростаты начали систематически использоваться в военных целях в годы Первой мировой войны. Тогда их использовали прежде всего для воздушной разведки. В меньшей степени для заграждения. В  период Второй мировой аэростаты стали более активно применяться для защиты воздушного пространства.
 
Аэростатам заграждения отводилась большая роль в случае затяжной обороны больших городов, когда противник активно использовал авиацию. Таким образом, аэростаты заграждения сыграли большую роль в "Битве за Англию" и в первые периоды Великой Отечественной войны, при обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда. 
 
Конечно, решающую роль в борьбе с вражескими самолетами сыграла истребительная авиация, зенитная артиллерия. Но и аэростаты сыграли свою роль, хотя и "второго плана". Изобретаемые нападающей стороной многочисленные способы борьбы с аэростатами заграждения подтверждают, насколько эффективен был этот способ защиты воздушного пространства.
 

Источники информации

1. Матиясевич Л.М. У истоков космической разведки. - М.: Министерство обороны РФ;

2. Аэростаты. //Военный энциклопедический словарь под редакцией Н.В.Огаркова.

3. Бернштейн А. И. Аэростаты над Ленинградом. //Химия и Жизнь №5, 1983 г.;
 
4. http://ru.wikipedia.org/

5. http://xarhive.narod.ru/

6. http://www.aerodriving.ru/

 

 
Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (31.12.2013) | Автор: Кондратенко Анна Геннадьевна E W
Просмотров: 22979 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Фурсов Максим (1708)
Сальников Егор Олегович (1470)
Егор Андреевич Попов (1266)
Штриккер Артур (789)
Григорьев Павел Сергеевич (554)
Медведкин Иван (441)
Азарин Николай (366)
Горбунов Кирилл Антонович (331)
Трунов Артём Николаевич (320)
Ефимова Софья Алексеевна (306)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024