Автор: Кондратенко Анна Геннадьевна
Возраст:17 лет
Место учебы: г. Москва Лицей № 1550
Город, регион: Москва
Руководитель (Ф.И.О., место работы) Жилякова Анна Викторовна, Лицей №1550
Проектно-исследовательская работа по теме:
Применение аэростатов в годы войны
План:
I. Введение
II. Основная часть
1. Понятие аэростата и механизм его применения в военных целях
2. Способы использования аэростатов во время I мировой войны
3. Применение аэростатов заграждения в годы II мировой войны на Западном фронте и способы борьбы с ними
4. Применение аэростатов в период Великой Отечественной войны
5. Аэростатчики в годы Великой Отечественной войны
III. Заключение
IV. Источники информации
Введение
Вторая мировая война стала испытательным полигоном для многих изобретений и существенно продвинула вперёд разнообразные технологии. В области одной только авиации рывок произошёл колоссальный.
Сравните довоенные самолёты и послевоенные — земля и небо. И даже немного удивительно, что против авиации, против этого динамично развивавшегося технологичного рода войск почти все воюющие стороны использовали изобретение XVIII века — аэростаты. Однако факт — использовали.
Предлагаемое исследование рассматриваются вопросы использования аэростатов для защиты воздушного пространства в период Второй мировой войны. Особое внимание будет уделено их применению в годы Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:
1. Установить, где (на Западном или Восточном фронте) аэростаты заграждения использовались наиболее интенсивно?
2. Выявить, в каких сражениях аэростаты сыграли наиболее заметную роль?
3. Изучить механизм использования аэростатов заграждения.
4. Выявить способы защиты самолетов от аэростатов.
Проблемный вопрос:
Насколько эффективной была защита городов с помощью аэростатов?
Основная часть
Понятие аэростата и механизм его применения в военных целях
Так что же такое аэростаты?
Аэростаты (от аэро... и греч. statos- стоящий, неподвижный) - это летательный аппарат легче воздуха, подъемная сила которого создается с помощью заключенного в оболочке (баллоне) более легкого, чем атмосферный воздух, газа (водорода, гелия, нагретого воздуха). Различают следующие виды аэростатов
Для военных целей применяют аэростаты свободного полета (пилотируемые с экипажем, автоматические, радио-зонды, шары-пилоты и др.) и привязанные аэростаты, которые используются для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии и для полета в стратосферу.
Привязные аэростаты
Конечно, аэростат не истребитель и представить себе воздушный бой, в котором с одной стороны участвует самолёт, а с другой, грубо говоря, воздушный шар, затруднительно, но в реальности таких боёв не было, если не считать расстрелов самолётами аэростатов наблюдения и их пилотов. Аэростаты можно сравнить не с боевыми машинами, а скорее с морскими якорными минами. Как и те, они были заякорены и плавали, правда, не в воде, а воздухе, ожидая, когда враг сам на них натолкнётся.
Способы использования аэростатов во время I мировой войны
Первыми, ещё в Первую мировую, аэростаты заграждения стали использовать англичане. Это были группы по три аэростата, отдалённых друг от друга на 450 метров и соединенных тросами. С их помощью британцы защищали Лондон от немецких аэропланов.
Использовались аэростаты и для разведывательных целей. В конце XIX века, начале ХХ-го воздушное фотографирование, как новый способ разведки и решения многих народнохозайственных задач, вызывало живой интерес в среде научно-технической и военной интеллигенции России. Создаются фотоаппараты, специально предназначенные для фотографирования с воздушных шаров и змеев, разрабатываются способы дешифрирования и фотограмметрических измерений воздушных снимков.
В 1910 г., когда во всем мире внимание все еще было приковано к летательным аппаратам легче воздуха, в частности большие надежды возлагались на дирижабли и аэростаты, в том числе и в России. В 1911 г. подполковником В.Потте создается первый в мире полуавтоматический аэрофотоаппарат. На учениях и маневрах отрабатывается методика и организация аэрофоторазведки.
Работа аэростатчиков-наблюдателей была не менее опасной, чем у военных летчиков. Аэростаты уничтожались аэропланами, при этом, на заре применения аэростатов, во многих случаях наблюдатели сгорали вместе с ними (в случае воспламенения водородный аэростат горит тысячеградусным факелом в течение 30 секунд) или разбивались, падая с огромной высоты. И надо воздать аэростатам должное - именно они заставили изменить мировоззрение пилотов «фарманов» и «ньюпортов»: те стали применять спасительные парашюты, хотя до этого брать их с собой в полет считалось трусостью, как у ...пехотных генералов, так и у стратегов воздушного боя. Так что массовое применение парашютов началось именно с аэростатов, о чем будет сказано ниже.
Там, где должным образом велась аэрофоторазведка, войскам сопутствовал успех (Эрзерумская операция, Брусиловский прорыв и др.).
Применение аэростатов заграждения в годы II мировой войны на Западном фронтеи способы борьбы с ними
Обобщив опыт, полученный в Первую мировую, во Второй мировой англичане стали использовать аэростаты заграждения массово, поднимая их в воздух до двух тысяч штук за раз. Над наиболее важными объектами аэростаты висели постоянно.
Вот, например, аэростат над Тауэр Бридж:
Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения. Чего только ни придумывали: и пиропатроны на крыльях, и подвижные лезвия. Но наиболее надёжными считались, так называемые, параваны — штуки из натянутых от носа фюзеляжа к концу крыла тросов или конструкции из гладких металлических прутьев, не позволяющие тросу аэростата за что-нибудь зацепиться, сбрасывающие его. Помогало это, впрочем, слабо, потому что, когда летящий самолёт сталкивается с чем-то, пусть даже и по касательной, хорошего от этого самолёту было мало. Вот, например, бомбардировщик Heinkel, оборудованный параваном, но всё равно получивший в столкновении серьёзные повреждения:
Во время боевых действий между Великобританией и Германией, Великобритания использовала большое количество аэростатов заграждения, и в ответ Германия разработала весьма эффективные устройства для их обезвреживания. Немецкое устройство состояло из небольших C-образных приспособлений, установленных на ведущей кромке крыла. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства, то после скольжения вниз крыла он приводил в действие небольшие пиропатроны, которые, сработав, в свою очередь приводили в действие лезвия, перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения.
Применение аэростатов в период Великой Отечественной войны
Наиболее эффективно аэростатная противовоздушная защита была реализована советскими войсками в Москве и Ленинграде. Наши увешивали аэростатами всё небо над главными городами страны в шахматном порядке. Чтобы поднять «потолок» (максимальную высоту подъёма), аэростаты пускали по два — тандемами. Дело в том, что трос, к которому привязан аэростат, имеет вес. И, скажем, три километра троса — это очень много и тяжело. Неся на себе такую тяжесть, аэростат не может подняться слишком высоко. Три километра — предел. А наши делали так: два километра троса несёт один аэростат, а над ним — ещё два километра — второй. Таким образом, потолок сети аэростатного заграждения подняли до четырёх километров. А для верности на каждый аэростатный трос вешали мину. Когда самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу и — бам! — до свидания. Некоторые аэростаты были также оборудованы тормозным парашютом: когда в трос влетал фашист, аэростат от троса отшибало и швыряло в свободный полёт. Одновременно открывался широкий тормозной парашют, который и создавал то самое сопротивление, которое резало самолёту крыло. Улетевший аэростат продолжал мешать самолётам противника маневрировать, а когда из него утекала часть водорода, приземлялся и мог, в принципе, быть использован повторно.
Аэростаты заграждения в осажденном Ленинграде
Во время Великой Отечественной войны система противовоздушной защиты, например, Москвы к началу налетов Люфтваффе на город включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также 124 аэростата заграждения. Как видно, даже такому виду борьбы с вражескими самолетами, как боевые аэростаты, отводилась весьма весомая роль в системе защиты ПВО.
Аэростатчики в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война - это и подвиги советских аэростатчиков. Многие красноармейцы аэростатных постов, рискуя своей жизнью, пытались спасти сорвавшиеся с земли в небо аэростаты, цепляясь за стальные троса и улетая вместе с ними в небо. Среди них были и девушки, рисковавшие собой ради спасения своего «беглеца». Бывали случаи приземления аэростатов или со сработавшими предохранительными клапанами, или с продырявленным с помощью перочинного ножа корпусом, если улетевшему на аэростате бойцу удавалось это сделать. Многие разбивались, не сумев удержаться на стропах. Многие до полусмерти замерзали, поднимаясь на несколько километров ввысь.
Аэростатная команда в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война вновь подтвердила негативную сторону аэростата для наблюдателя - при поджоге гондолы красноармейцы-наблюдатели, выпрыгнув с парашютом, иногда долетали до земли мертвыми - у нацистских летчиков попасть в спускающегося на парашюте человека было делом весьма увлекательным. Кроме всего прочего, гондола с наблюдателями под напором воздушных масс качалась как вместе с аэростатом, так и относительно него, при этом качка могла по силе сравниться с морской. Поэтому наблюдателей для аэростатов тщательно подбирали и обучали, ибо от них требовались устойчивость к «морской болезни», смелость, знание парашюта и, конечно же, умение вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. Бывали случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до безобразного состояния.
Гибли аэростатчики и на земле - от попадания снаряда или бомбы на позицию поста, от диверсантов, ну и, конечно же, от возгорания водорода при обслуживании аэростата.
Так что нереально беззаботный полет Виталия Соломина и Надежды Румянцевой на аэростате в комедии «Крепкий орешек» (современной молодежи не путать с американским блокбастером!) надо рассматривать, прежде всего, как художественный фильм. Хотя такой случай, как говорится, из жизни.
Надежда Румянцева в фильме "Крепкий орешек"
Данный рисунок был помешен к статье фронтового журналиста за 1941 г. о действиях личного состава одного из аэростатных постов под Москвой по спасению сорвавшегося в небо аэростата: за стропы улетающего "беглеца" уцепились старшина и рядовой, но удержаться смог только последний - вскоре старшина сорвался и разбился. Сработавший на многокилометровой высоте предохранительный клапан позволил окоченевшему от холода рядовому спуститься вместе со своим аэростатом на территорию наших войск. В случае попадания в лапы к врагу этот боец планировал порезать аэростат карманным ножом.
И все же маршал Советского Союза ГК. Жуков в своих знаменитых «Воспоминаниях и размышлениях» отмечал, что аэростатов к началу обороны столицы имелось в два раза меньше расчетного. А надежная защита неба потребовала еще большего увеличения их количества - за один раз по всей системе обороны Москвы приходилось поднимать в воздух одновременно около 300 аэростатов.
Заключение
Вы думаете, с окончанием Второй мировой войны аэростаты стали историей, музейным экспонатом? Ничего подобного! Ведущие страны Западной Европы и США предметно и настойчиво занимались вопросами арофоторазведки. Так в пятидесятые годы США создали и стали запускать на территорию СССР дрейфующие аэростаты – разведчики. Аэростат на прозрачной для радиолокационного излучения пленке нес контейнер с аэрофотоаппаратом, имевшим высокоинформативные объектив и фотопленку. Существующие в атмосфере на высоте 20 - 40 км устойчивые, протянувшиеся на тысячи километров, струйные течения, имеющие скорость 200-300 км/час, позволяли аэростатам, запущенным у западных границ стран Варшавского договора, пролетать над всей Европейской частью Советского Союза и приземляться где-либо в Иране или Пакистане. На контейнере аэростата имелись надписи на английском, персидском и арабском языках, содержащие просьбу к нашедшему контейнер передать его ближайшим властям, за что обещалось вознаграждение. Для неграмотных была нарисована картинка: местный житель передает контейнер офицеру, тот протягивает мешочек с деньгами. Таким образом, архаичный на первый взгляд аэростат и в современном техногенном мире продолжает иметь своё практическое значение.
Подведем итоги исследования.
Аэростаты начали систематически использоваться в военных целях в годы Первой мировой войны. Тогда их использовали прежде всего для воздушной разведки. В меньшей степени для заграждения. В период Второй мировой аэростаты стали более активно применяться для защиты воздушного пространства.
Аэростатам заграждения отводилась большая роль в случае затяжной обороны больших городов, когда противник активно использовал авиацию. Таким образом, аэростаты заграждения сыграли большую роль в "Битве за Англию" и в первые периоды Великой Отечественной войны, при обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда.
Конечно, решающую роль в борьбе с вражескими самолетами сыграла истребительная авиация, зенитная артиллерия. Но и аэростаты сыграли свою роль, хотя и "второго плана". Изобретаемые нападающей стороной многочисленные способы борьбы с аэростатами заграждения подтверждают, насколько эффективен был этот способ защиты воздушного пространства.
Источники информации
|