Суббота, 20.04.2024, 13:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Какова роль женщин в истории авиации и воздухоплавания авиаторов дореволюционной России?

 

Кочергина Анастасия Николаевна

Какова роль женщин в истории авиации и воздухоплавания авиаторов дореволюционной России?

План

 

Введение

1 Выпускницы авиашколы «Гамаюн»

2 Женщины-пилоты аристократки

Заключение

Источники информации

 

Введение

 

Сегодня мы являемся свидетелями процесса изменений, происходящих в исторической науке. Одно из них – история женщин. XX век можно назвать веком авиации. Конечно, первыми пилотами были мужчины, и эта профессия считалась исключительно мужской. Но очень недолго. Женщины стали интересоваться авиацией почти сразу же, как только она появилась.

Пытливый женский ум, желание летать и целеустремленность дам начала XX века сделали из них первых авиатрисс.

Все истории прихода женщин в авиацию уникальны и интересны, каждая из девушек прокладывала свой путь к заветной мечте.

 

1 Выпускницы авиашколы «Гамаюн»

Достоянием отечественной системы подготовки авиационных кадров были первые летчицы: Галанчикова Л.А., Щетинина С.С., Зверева Л.В.

 

Галанчикова Любовь Александровна прошла обучение в авиашколе «Гамаюн», получив диплом № 56. Она стала первой Российской авиарекордсменкой, выполнявшей элементы высшего пилотажа. В 1913 г. с французским летчиком Летором Галанчикова Л.А. совершила полёт из Берлина в Париж – достижения по тем временам уникальное. На аэроплане голландского авиаконструктора А. Фоккера она установила мировой рекорд высоты для женщин - 2.400 метра. С декабря 1913 г.. Галанчикова Л.А стала первой русской женщиной-испытателем аэропланов отечественного производства. В годы первой мировой войны служила в русской авиации. После событий 1917 г. уехала с мужем в Европу, затем в Америку, где работала таксистом. Умерла на чужбине.1

Диплом пилота авиатора за № 54 от 3 октября 1911 года той же платной школы «Гамаюн» С.С. Щетинина в Гатчине был вручен Евдокии Васильевне Анатра-Наумовой, вдове известного в России одесского коннозаводчика и спортсмена, погибшего в 1910 году в автомобильной катастрофе. После смерти мужа, Евдокия Васильевна приняла решение научиться летать и, будучи не стесненной в средствах, легко поступила в летную школу С.С. Щетинина. По воспоминаниям ее современников она летала грамотно и отважно. Однако, получив диплом, практически авиацию забросила и после 1913 года вообще к самолёту не подходила.2

Русские женщины авиаторы, как и авиаторы мужчины, преклонялись перед гражданским подвигом первой авиатриссы Лидии Виссарионовны Зверевой - первой русской лётчицы. Зверева Л. В. увлеклась воздухоплаванием еще в детстве. Отец – генерал – герой Балканской войны 1877-1878 гг. поддерживал дочь во всех её начинаниях. Выпускница Белостокского института благородных девиц поступила в авиационную школу "Гамаюн" Первого российского товарищества воздухоплавания 25 июня 1911 г., а 22 августа 1911г. сдала экзамен. На следующий день Всероссийский аэроклуб вручил ей диплом пилота-авиатора № 31. Таким образом, Л.В. Зверева стала первой русской лётчицей. Много выступала с показательными полетами. Став женой лётчика Слюсаренко, вместе с ним открывает в Риге (апрель 1913г.) авиашколу и авиационные мастерские. Супруги стали обучать полётам и испытывали самолёты на поле завода "Мотор" в Зассенгофе под Ригой. В начале войны мастерские перебазировались в Петроград. Здесь их реорганизовали в небольшой завод. Мечты исполнялись одна за другой! Уже осенью Лидия решилась вложить свои средства в создание собственного завода Слюсаренко, где начали производить самолёты «Фарман» и «Моран-Парасоль» по усовершенствованным Владимиром Викторовичем чертежам. Днем триумфа Л. В. Зверевой стало 19 мая 1914 года, когда на очередных показательных выступлениях на высоте 800 метров она демонстрировала акробатические трюки, выполняла фигуру за фигурой, а в завершении прошла на малой высоте над восторженной толпой. Когда она посадила моноплан, его буквально доверху засыпали цветами. Газеты писали «Госпожа Зверева останется в благодарной памяти рижан как первая из сестер Икара, познакомившая нас с высшей школой авиации».4

А потом началась первая мировая война. Сначала завод Слюсаренко получил заказ от военного ведомства, а вслед за этим – приказ перевести производство под Петербург – тогда уже Петроград. За годы войны завод Слюсаренко выпустил более 80 самолетов. Не так уж мало для тех времен.

Лидия Зверева умерла в своем родном Петербурге 15 мая 1916 года. Ей было всего двадцать пять лет. Она многого успела достигнуть, но почти не успела пожить! Проболела тифом она недолго, и как-то странно у неё этот тиф проистекал, и никто из близких не заразился. Владимир Викторович Слюсаренко считал, что Лидия была убита агентами германской разведки, стремящимися уничтожить талантливого молодого авиатора, не желавшего работать ни на какую другую страну, кроме России. Многие друзья и близкие были солидарны со Слюсаренко. А когда после смерти Зверевой муж начал разбирать её бумаги, он обнаружил, что половина чертежей бесследно исчезла… Похоронили первую русскую авиатриссу в Александро-Невской лавре, на Никольском кладбище. Во время похорон над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома.

 

2 Женщины - пилоты аристократки

 

В авиашколу Лидии Зверевой записывались первые ученицы, причем были среди них и аристократки: Шаховская, Долгорукая, Антонова-Наумова…

Один из первых русских пилотов Павел Кузнецов (диплом ИВАК №4 от 29.11.1910 г.) провел курс обучения своей жены Доминики Илларионовны Кузнецовой-Новолейник (1886-1962). С супругом Кузнецовым в 1911 г. на аэроплане «Блерио Х1» она совершала публичные полеты в Петербурге., Одессе, Ярославле, Смоленске, Уфе. Во время своего последнего полета во Владивосток у П. Кузнецова произошла авария, и после лечения он вернулся к своей основной специальности строителя. Жена в то же время увлеклась сценой и стала профессиональной актрисой.1

Среди женщин пилотов были представители старинных княжеских родов. Княгиня Софья Александровна Долгорукая была богатой женщиной, активная спортсменка и способная материально обеспечить себе любое занятие по интересу.

 

По чисто формальным признакам ее вполне также можно назвать первой русской женщиной-лётчицей. Авиацией она увлеклась в 1910 году. Тут же уехала во Францию и стала заниматься в школе Блерио обучению полетам. В том же 1910 году девушка вовсю летала самостоятельно. Но…случилась авария, после которой ей пришлось на время оставить авиацию. Она возвращается в Петербург, принимает участие в сложном автопробеге по маршруту Петербург-Киев. В начале 1914 года княгиня возвращается в авиацию, получив 5 июня 1914 года диплом пилота-авиатора от ИВАК за № 234. С началом Первой Мировой войны Софья Александровна опять уходит из авиации, заканчивает курсы медицинских сестер и работает в этой должности в госпитале. В 1917 году поступает в Гатчинскую авиашколу на курсы переподготовки летчиков и в октябре 1917 года получает назначение на фронт в 26-й корпусной авиаотряд, став тем самым первой женщиной – военным летчиком. После переворота 1917 года уехала в Германию и опять оставила авиацию, на сей раз навсегда. Работая в военном госпитале, она вышла замуж за одного из своих пациентов – искалеченного немецкого летчика. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

 

Княгиня Евгения Михайловна Шаховская, как и С.А.Долгорукая, была большой поклонницей автомобильного спорта. Увлеклась авиацией она как-то мгновенно, побывав на старте перелета Петербург-Москва. Поступила в авиашколу ИВАК, но относительно медленная подготовка летчиков в этой школе ее не устроила. Ее нетерпеливая натура требовала постоянных энергичных действий. Бросив авиашколу, она уезжает в Германию, где поступает ученицей к шеф-пилоту завода по производству самолетов системы Райт в Иоганистали, русскому летчику В.М. Абрамовичу. Уже через два месяца после начала обучения полетам Евгения Михайловна получает диплом летчика, став первой и единственной женщиной в России, летавшей самостоятельно на труднейшем даже для мужчин-летчиков самолете «Райт». Из русских авиаторов на этой машине летали всего двое – Н.Е.Попов и В.М. Абрамович. Кстати, оба потерпели на этой машине серьезные аварии.

После получения диплома пилота-авиатора Шаховская с Абрамовичем совершили поездки по ряду городов Германии (Мюнхен, Гейдельберг, Лейпциг). Княгиня мечтала о дальних перелетах. Пыталась принять участие в Итало-турецкой войне, но не была зачислена в итальянскую авиацию. Княгиня возвратилась в Петербург и на Корпусном аэродроме совершала свои полеты.

В то время первые полосы петербургских газет пестрели совершенно нестандартными заголовками: «Две женщины в воздухе! – такой полет произошел впервые не только в России, но и в Европе!». С княгиней вместе поднималась в петербургское небо преподавательница гимназии В. Богданова. Весной 1913 года Шаховская опять возвратилась в Германию и опять работала с Абрамовичем. 11 апреля 1913 года в полете с ним же потерпела серьезную аварию, в результате которой была сильно изувечена, а Абрамович погиб. Тяжело пережив гибель своего учителя и далеко небезразличного для нее человека, Евгения Михайловна с началом Первой Мировой войны обратилась к российскому министру с просьбой зачислить ее в русскую военную авиацию. Министр распорядился отправить ее в первый полевой авиаотряд, который планировалось вооружить «Райтами», и присвоил ей чин прапорщика.

Однако жизнь княжны на фронте сложилась не лучшим образом. Она была обвинена якобы в попытке перелета в Германию и попала под суд военного трибунала. Законы военного времени требовали исключительной меры наказания. Жизнь княгини спас Николай II, повелев постричь ее в монахини. Это решение было принято в связи с беременностью Евгении Михайловны. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Самсонова Елена Павловна – дочь военного инженера, окончила с золотой медалью курс Белостокской гимназии, состояла слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге.

 

 

Окончила шоферские курсы в Варшаве. В сентябре 1913 года участвовала в соревнованиях в пригороде Москвы. Была награждена специальным призом – аналогом современного приза "За волю к победе". Такой успех именно этой, хоть и единственной женщины, на сложной трассе автокросса особенно ни кого не удивил. Помимо того, что Самсонова стала виртуозным водителем, она была еще и одной из первых российских летчиц.

В 1912 году пыталась поступить в Гатчинскую авиашколу авиационного отдела ОВШ. Женщин в военную школу не брали, и ей было отказано в приеме. Девушка поехала в Москву и поступила в частную авиашколу «Орел», организованную Б.С. Масленниковым. Она успешно окончила эту школу и летом 1913 года Самсонова сдала пилотский экзамен (диплом пилота-авиатора ИВАК №167 от 23.08.1913). Испытания проводились в присутствии комиссии Общества воздухоплавания по принятой в России программе. Требовалось, чтобы летчица, поднявшись на высоту не менее 50 метров, описала 10 "восьмёрок" вокруг двух укреплённых на поле флагов и совершила 2 планирующих спуска в намеченный круг диаметром 50 метров. Е.П. Самсонова поднялась на высоту до 300 метров и прекрасно выполнила всю программу испытания. Комиссия признала её достойной звания пилота. Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме, и 5-й в России – после Галанчиковой, Шаховской, Зверевой и Анатра. После начала Первой мировой войны Самсонова пошла работать сестрой милосердия в военный госпиталь в Варшаве, но затем быстро сменила косынку с красным крестом на "баранку" в 9-й армии. В Галиции она служила шофёром с октября 1914 года по февраль 1915 г., затем её отправили в Москву для "поправки здоровья". По неподтверждённым данным, Самсонова возила генерала, составившего ей протекцию в переводе в 5-й КАО. Военной "пилотессой" она пробыла недолго, т.к. командир отряда Г.Л. Шереметьев, недовольный присутствием женщины среди лётчиков и не слишком веривший в её способности пилота-разведчика, добился её откомандирования. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО вместе с С. Долгорукой и совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми.

 

 

Заключение

 

Цель данной исследовательской работы – изучить историю и роль женщин-авиаторов дореволюционной России.

Роль женщины в истории авиации велика. Наравне с мужчинами женщины – летчицы внесли большой вклад в развитие отечественной авиации.

Отвага, хладнокровие и высокое летное мастерство первых женщин -авиаторов, проявленные в труднейших условиях зарождения авиации, вызывают восхищение россиян и по сей день.

В работе мы рассмотрели историю первых российских летчиц, выпускниц авиашколы «Гамаюн». Отдельную часть исследования посвятили женщинам-пилотам представительницам старинных княжеских родов.

Изучая материалы о первых женщинах- летчицах, мы использовали краеведческий материал, познакомились с литературой, посвященной героиням, материалами, размещенными в сети Интернет.

Своим примером первые летчицы проложили путь в небо многим женщинам. Еще до войны многие девушки занимались в аэроклубах Осоавиахима, и к моменту начала войны среди них уже было много профессионалов своего дела. Тысячи женщин были военными авиаторами: летчиками, штурманами, бортстрелками, радистами, механиками, прибористами, мотористами, вооруженцами и т.д. Были сформированы целые авиаполки, бомбардировочные и истребительные, состоявшие исключительно из женщин-пилотов.

В авиации женщины-авиаторы продемонстрировали свою компетентность и патриотизм.

 

 

Источники информации

 

1. Авиация в России: справочник, Указ. соч. – С.308-310

2. Беляков А.И. Санкт-Петербург подаривший крылья Россия – СПб: 2003, -С. 59

3. Фитцев В.Н., Катков А.А. Авиатрисса //Академический вестник - № 3 – 2007. – С. 6-7

4. Фитцев В.Н., Катков А.А., сестры Икара //Академический вестник - №3 – 2007. – С. 6-7

5. Хороших В.А. Зарождение и формирование системы подготовки кадров гражданского

воздушного флота в отечественной истории (1887-1964 гг.) / В.А. Хороших, Курский гос.

ун-т,2012 с.56-60.

Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (31.10.2013) | Автор: Кочергина Анастасия Николаевна E W
Просмотров: 5519 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2503)
Фурсов Максим (2003)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1871)
Егор Андреевич Попов (1673)
Штриккер Артур (1258)
Григорьев Павел Сергеевич (662)
Медведкин Иван (591)
Азарин Николай (546)
Трунов Артём Николаевич (465)
Ефимова Софья Алексеевна (443)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024