Отделение среднего профессионального образования филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Уфимский государственный авиационный технический университет»в г.Кумертау «Авиационный технический колледж»
Историко-исследовательская работа
Тема: Какую роль сыграли самолеты – снаряды во Второй мировой войне?
Разработал студент группы ВС241 Ахметов Руслан
Консультант: преподаватель Г.И.Бочарова
Содержание:
Введение
Фау-1 – «оружие возмездия» Третьего рейха
Замыслы применения на Востоке и проект пилотируемых самолетов-снарядов
Меры по борьбе с Фау-1 в Советском Союзе
Создание в СССР нового вида оружия – беспилотной боевой техники
Заключение
· Введение
Разработка первых самолетов-снарядов началась еще на заре развития авиации, руководствуясь терминологией того времени, данные аппараты называли авиационными торпедами. Проект первого в мире самолета-снаряда был создан в 1910-1911 году французом Р. Лореном. Развитие самолетов-снарядов не прекращалось в период между двумя мировыми войнами. А с началом Второй мировой войны данная идея получила лишь дополнительный импульс к развитию. Особенно преуспели в этом направлении немцы, создавшие самолет-снаряд «Фау-1», который после войны послужил основой для многих дальнейших разработок во всем мире.
· Фау-1 – «оружие возмездия» Третьего рейха
В июле 1941 г. на стол главы министерства авиации Германии лег технический проект такого «чудо оружия» в виде самолета-снаряда «Фау-1», относящийся к типу крылатых ракет
Новое оружие при весе боевого заряда до 1 т развивало скорость 450 – 600 км/час. При этом цель могла поражаться на дальности 250 – 320 км с вероятностью отклонения от нее на 900 м
24 декабря Фау-1 была впервые успешно запущена с катапульты на полигоне Пенемюнде-Вест на дальность около 2,7 км.
Большие потери в авиации на Восточном фронте (только под Сталинградом зимой 1942/1943 г. в период наступления Красной Армии ВВС Германии лишились около 3 тысяч своих самолетов) вынудило германское военное руководство ускорить доработку самолетов-снарядов. Уже в конце 1942 г. на заводе фирмы «Физелер» (г. Кассель) под руководством инженера Р.Лусара началось производство Фау-1.
29 мая 1943 г. министр вооружения А.Шпеер, выступая в одном из городов Рура, публично заявил о создании в Германии «оружия возмездия», которое вскоре обрушится на Англию. Но окончательно Фау-1поступили на вооружение вермахта лишь летом 1944 г. после длительного периода всевозможных доработок и исправлений в конструкции самолета-снаряда.
В июне 1944 г. немцы приступили к плановому обстрелу южных районов Англии. Для обеспечения запуска Фау-1 немцам удалось развернуть на побережье Северного моря пусковые ракетные установки, способные вести обстрел Южной Англии без использования радиоуправления.
Для установки самолета-снаряда Фау – 1 на двухмоторный бомбардировщик Не-111 применялось специальное устройство, включающее узлы крепления самолета-снаряда, оборудование с системой проводки и управления для запуска двигателя, включения в работу автопилота и производства старта.
Основными целями Фау-1 стали промышленные районы Южной Англии, к которым позднее присоединились крупные города Бельгии. В результате методичного обстрела столицы Великобритании летом 1944 г. в городе было полностью разрушено более 25,5 тысяч домов. Жертвами ракетных ударов стали 21400 лондонцев.
· Замыслы применения на Востоке и проект пилотируемых самолетов-снарядов
Первые ракетные атаки городов Англии породили заманчивую идею использовать Фау – 1 и на Востоке, где первоочередными объектами должны были стать города Ленинград и Москва, а также важные промышленные районы СССР в районе Среднего и Южного Урала.
Для установки самолета-снаряда Фау – 1 на двухмоторный бомбардировщик Не-111 применялось специальное устройство, включающее узлы крепления самолета-снаряда, оборудование с системой проводки и управления для запуска двигателя, включения в работу автопилота и производства старта.
Для повышения точности поражения выбранных объектов рассматривался вариант управляемой крылатой ракеты, пилотируемой летчиком-смертником. Всего за годы войны в пилотируемый вариант было переоборудовано 175 экземпляров Фау – 1. Отсутствие у немецких летчиков-добровольцев самурайского духа и готовности погибнуть за высокие идеалы привело руководителей проекта пилотируемых самолетов-снарядов к выводу, что до намеченной цели долетят лишь единичные добровольцы, пересмотреть ранее принятое решение и отказаться от участия в этом проекте. Реально оценивая состояние готовящихся летчиков, заместитель министра ВВС Германии генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх категорически настоял на оснащении «Reichenberg IV» катапультируемым креслом для спасения пилота после наведения ракеты на цель.
· Меры по борьбе с Фау-1 в Советском Союзе
Учитывая возможность нанесения ударов Фау-1 по территории СССР, Ставка Верховного Главнокомандования потребовала от командования артиллерии Красной Армии принять необходимые меры по защите Ленинграда, Москвы и других городов страны от предполагаемых ракетных ударов противника.
15 июля 1944 г. начальник Центрального штаба Войск ПВО генерал- лейтенант Н.Н.Нагорный направил командующему Ленинградской армии ПВО директиву с информацией о подготовке немецкого командования «к обстрелу города Ленинграда самолетами-снарядами со стороны Финляндии и Прибалтики
В прифронтовой полосе уничтожение самолетов-снарядов предусматривалось проводить в коридорах их пролета.
Выделенным для решения этой задачи войскам ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) определялись полосы наблюдения, пересекающие указанный коридор. При этом ширина этих полос должна была превышать величину коридора в два раза. Первая полоса наблюдения располагалась всего в 3 – 4 км от линии фронта, вторая и последующие на расстоянии в 25 – 30 км одна от другой отодвигались в глубь территории страны.
Аэродромы и временные площадки истребительной авиации привлекаемой для борьбы с Фау-1, размещались в зоне или вблизи предполагаемого воздушного коридора полета самолетов-снарядов.
Зенитная артиллерия и зенитные пулеметы должны были располагаться в 10 – 12 км от линии фронта между зонами патрулирования самолетов-истребителей.
При разработке плана защиты Ленинграда от ракетного нападения командование Ленинградской армии ПВО, в первую очередь, исходило из возможности обстрела города с территории оккупированной германскими войсками Эстонии и союзной фашистской Германии - Финляндии.
Значительную роль в борьбе с Фау-1должны были сыграть аэростаты заграждения (A3), боевые порядки которых размещались вдоль южного берега Финского залива (36 постов), а также в пригородной зоне Ленинграда (200 постов) и на баржах в Финском заливе.
Бороться с Фау-1в воздухе должна была истребительная авиация. Предполагалось одновременно задействовать до 100 самолетов-истребителей, осуществлявших поиск самолетов-снарядов методом патрулирования в зоне своей ответственности.
План обороны г. Москвы предусматривал применение противником Фау-1исключительно с самолетов-носителей.
Так, основной заслон в отражении ударов самолетов-снарядов по Москве составляли войска специально создаваемой внешней полосы прикрытия (рубеж городов Невель – Витебск – Орша – Могилев). Одиночные самолеты-снаряды, сумевшие преодолеть этот заслон, должны были уничтожаться системой ПВО столицы, т.н. второй полосой прикрытия.
Опыт подготовки к борьбе с самолетами-снарядами свидетельствовал о том, что для защиты крупных административно-промышленных центров необходимо было создавать мощные группировки ПВО, способные отразить массированные удары Фау-1при сохранении в основном ранее созданной системы противосамолетной обороны.
· Создание в СССР нового вида оружия – беспилотной боевой техники в период Второй мировой войны
Узнав о том, что фашисты испытали новое оружие, советских конструкторов А. А. Новикова и В. Н. Челомея вызвали в Государственный Комитет Обороны (ГКО) и поставили перед ними задачу по созданию нового вида оружия – беспилотной боевой техники.
Работы по созданию 10Х ускорила доставка из Польши и Великобритании некомплектных образцов «Фау-1». Но о полном копировании аппарата речь не шла. При создании чертежей на автопилот АП-4 для советского самолета-снаряда 10Х в целях наиболее быстрого освоения его в серийном производстве был сделан упор на использование гироскопических узлов серийных советских приборов.
5 февраля 1945 года сборочные цеха завода покинул первый серийный 10Х.
Устройствами для подвески новых самолето-снарядов 10Х были оборудованы 2 бомбардировщика Ер-2 и 3 бомбардировщика Пе-8. При этом использование более компактных и дешевых бомбардировщиков Ер-2 представлялось более предпочтительным. Однако по причине того, что испытания нового оружия проводились в Средней Азии, самолеты Ер-2 использоваться не могли. Из-за высокой температуры их подводили моторы, по этой причине полеты выполнялись только на Пе-8.
Заводские летные испытания нового оружия начались 20 марта 1945 года в Голодной степи на базе экспедиции в Джизаке. Сброс 10Х производился на высоте 2000 метров, после чего, до момента выхода самолета-снаряда в горизонтальный полет он терял 100-200 метров высоты. Дальше полет шел на заданной высоте по установленному еще на земле курсу. Из 22 сброшенных самолетов-снарядов 10Х нормально в самостоятельный полет смогли перейти лишь 6.
Летные испытания были завершены 25 июля 1945 года. Из 66 пусков самолетов-снарядов в самостоятельный полет перешли 44 машины, причем в 20 случаях были выполнены требования по курсу, в 24 по дальности. В дальнейшем самолет-снаряд 10Х неоднократно модернизировался.
· Заключение
Считаю, что самолет-снаряд мог бы сыграть значительную роль во Второй мировой войне, но:
несмотря на сравнительную дешевизну топлива и простоту в управлении, самолет- снаряд обладал существенными недостатками, превращавшими его в удобную мишень для ПВО противника;
по скорости и высоте полета Фау-1 мало чем отличалась от истребителей того времени, и средства ПВО противника могли успешно с ней бороться;
при приближении к выбранной цели самолет-снаряд издавал характерный шум двигателя, позволявший предупредить местное население о надвигающейся угрозе;
самолеты-снаряды падали в радиусе 13 км от намеченной цели.
Это в определенной степени снизило вероятность применения Фау-1 на Восточном фронте, хотя такая угроза оставалась вплоть до капитуляции Германии в мае 1945 г.
Используемые литература и интернет ресурсы
Авиация /энциклопедия/ Гл. ред. Г.П Савищев – М.:Большая российская энцеклопедия, 1994. – 736с.:ил.
Немецкая военная техника К.Бишоп, А.Уорнер Москва АСТ.Астрель.2005
Авиация и космонавтика №5 за2006 год
airwar.ru›weapon/ab/10x.html
topwar.ru›19339-samolety-snaryady-sssr.html
olymp.as-club.ru›…arkhiv…2010…samoljoty_snarjady
|