Четверг, 02.05.2024, 08:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Какую роль сыграли самолеты – снаряды во Второй мировой войне?

Отделение среднего профессионального образования филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Уфимский государственный авиационный технический университет»в г.Кумертау «Авиационный технический колледж»

 

Историко-исследовательская работа
 
Тема: Какую роль сыграли самолеты – снаряды во Второй мировой войне?
 
Разработал студент группы ВС241 Ахметов Руслан
Консультант: преподаватель Г.И.Бочарова

 

Содержание:

 Введение

 Фау-1 – «оружие возмездия» Третьего рейха

 Замыслы применения на Востоке и проект пилотируемых самолетов-снарядов

 Меры по борьбе с Фау-1 в Советском Союзе 

 Создание в СССР нового вида оружия – беспилотной боевой техники

 Заключение

 

·         Введение

Разработка первых самолетов-снарядов началась еще на заре развития авиации, руководствуясь терминологией того времени, данные аппараты называли авиационными торпедами. Проект первого в мире самолета-снаряда был создан в 1910-1911 году французом Р. Лореном. Развитие самолетов-снарядов не прекращалось в период между двумя мировыми войнами. А с началом Второй мировой войны данная идея получила лишь дополнительный импульс к развитию. Особенно преуспели в этом направлении немцы, создавшие самолет-снаряд «Фау-1», который после войны послужил основой для многих дальнейших разработок во всем мире.

 

·         Фау-1 – «оружие возмездия» Третьего рейха

 

В июле 1941 г. на стол главы министерства авиации Германии лег технический проект такого «чудо оружия» в виде самолета-снаряда «Фау-1», относящийся к типу крылатых ракет

Новое оружие при весе боевого заряда до 1 т развивало скорость 450 – 600 км/час. При этом цель могла поражаться на дальности 250 – 320 км с вероятностью отклонения от нее на 900 м

24 декабря Фау-1 была впервые успешно запущена с катапульты на полигоне Пенемюнде-Вест на дальность около 2,7 км.

Большие потери в авиации на Восточном фронте (только под Сталинградом зимой 1942/1943 г. в период наступления Красной Армии ВВС Германии лишились около 3 тысяч своих самолетов) вынудило германское военное руководство ускорить доработку самолетов-снарядов. Уже в конце 1942 г. на заводе фирмы «Физелер» (г. Кассель) под руководством инженера Р.Лусара началось производство Фау-1.

29 мая 1943 г. министр вооружения А.Шпеер, выступая в одном из городов Рура, публично заявил о создании в Германии «оружия возмездия», которое вскоре обрушится на Англию. Но окончательно Фау-1поступили на вооружение вермахта лишь летом 1944 г. после длительного периода всевозможных доработок и исправлений в конструкции самолета-снаряда.

В июне 1944 г. немцы приступили к плановому обстрелу южных районов Англии. Для обеспечения запуска Фау-1 немцам удалось развернуть на побережье Северного моря пусковые ракетные установки, способные вести обстрел Южной Англии без использования радиоуправления.

Для установки самолета-снаряда Фау – 1 на двухмоторный бомбардировщик Не-111 применялось специальное устройство, включающее узлы крепления самолета-снаряда, оборудование с системой проводки и управления для запуска двигателя, включения в работу автопилота и производства старта.

Основными целями Фау-1 стали промышленные районы Южной Англии, к которым позднее присоединились крупные города Бельгии. В результате методичного обстрела столицы Великобритании летом 1944 г. в городе было полностью разрушено более 25,5 тысяч домов. Жертвами ракетных ударов стали 21400 лондонцев.

 

·         Замыслы применения на Востоке и проект пилотируемых самолетов-снарядов

Первые ракетные атаки городов Англии породили заманчивую идею использовать Фау – 1 и на Востоке, где первоочередными объектами должны были стать города Ленинград и Москва, а также важные промышленные районы СССР в районе Среднего и Южного Урала.

Для установки самолета-снаряда Фау – 1 на двухмоторный бомбардировщик Не-111 применялось специальное устройство, включающее узлы крепления самолета-снаряда, оборудование с системой проводки и управления для запуска двигателя, включения в работу автопилота и производства старта.

Для повышения точности поражения выбранных объектов рассматривался вариант управляемой крылатой ракеты, пилотируемой летчиком-смертником. Всего за годы войны в пилотируемый вариант было переоборудовано 175 экземпляров Фау – 1. Отсутствие у немецких летчиков-добровольцев самурайского духа и готовности погибнуть за высокие идеалы привело руководителей проекта пилотируемых самолетов-снарядов к выводу, что до намеченной цели долетят лишь единичные добровольцы, пересмотреть ранее принятое решение и отказаться от участия в этом проекте. Реально оценивая состояние готовящихся летчиков, заместитель министра ВВС Германии генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх категорически настоял на оснащении «Reichenberg IV» катапультируемым креслом для спасения пилота после наведения ракеты на цель.

 

·         Меры по борьбе с Фау-1 в Советском Союзе

Учитывая возможность нанесения ударов Фау-1 по территории СССР, Ставка Верховного Главнокомандования потребовала от командования артиллерии Красной Армии принять необходимые меры по защите Ленинграда, Москвы и других городов страны от предполагаемых ракетных ударов противника.

15 июля 1944 г. начальник Центрального штаба Войск ПВО генерал- лейтенант Н.Н.Нагорный направил командующему Ленинградской армии ПВО директиву с информацией о подготовке немецкого командования «к обстрелу города Ленинграда самолетами-снарядами со стороны Финляндии и Прибалтики

В прифронтовой полосе уничтожение самолетов-снарядов предусматривалось проводить в коридорах их пролета.

Выделенным для решения этой задачи войскам ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) определялись полосы наблюдения, пересекающие указанный коридор. При этом ширина этих полос должна была превышать величину коридора в два раза. Первая полоса наблюдения располагалась всего в 3 – 4 км от линии фронта, вторая и последующие на расстоянии в 25 – 30 км одна от другой отодвигались в глубь территории страны.

Аэродромы и временные площадки истребительной авиации привлекаемой для борьбы с Фау-1, размещались в зоне или вблизи предполагаемого воздушного коридора полета самолетов-снарядов.

Зенитная артиллерия и зенитные пулеметы должны были располагаться в 10 – 12 км от линии фронта между зонами патрулирования самолетов-истребителей.

При разработке плана защиты Ленинграда от ракетного нападения командование Ленинградской армии ПВО, в первую очередь, исходило из возможности обстрела города с территории оккупированной германскими войсками Эстонии и союзной фашистской Германии - Финляндии.

Значительную роль в борьбе с Фау-1должны были сыграть аэростаты заграждения (A3), боевые порядки которых размещались вдоль южного берега Финского залива (36 постов), а также в пригородной зоне Ленинграда (200 постов) и на баржах в Финском заливе.

Бороться с Фау-1в воздухе должна была истребительная авиация. Предполагалось одновременно задействовать до 100 самолетов-истребителей, осуществлявших поиск самолетов-снарядов методом патрулирования в зоне своей ответственности.

План обороны г. Москвы предусматривал применение противником Фау-1исключительно с самолетов-носителей.

Так, основной заслон в отражении ударов самолетов-снарядов по Москве составляли войска специально создаваемой внешней полосы прикрытия (рубеж городов Невель – Витебск – Орша – Могилев). Одиночные самолеты-снаряды, сумевшие преодолеть этот заслон, должны были уничтожаться системой ПВО столицы, т.н. второй полосой прикрытия.

Опыт подготовки к борьбе с самолетами-снарядами свидетельствовал о том, что для защиты крупных административно-промышленных центров необходимо было создавать мощные группировки ПВО, способные отразить массированные удары Фау-1при сохранении в основном ранее созданной системы противосамолетной обороны.

 

·         Создание в СССР нового вида оружия – беспилотной боевой техники в период Второй мировой войны

Узнав о том, что фашисты испытали новое оружие, советских конструкторов А. А. Новикова и В. Н. Челомея вызвали в Государственный Комитет Обороны (ГКО) и поставили перед ними задачу по созданию нового вида оружия – беспилотной боевой техники.

Работы по созданию 10Х ускорила доставка из Польши и Великобритании некомплектных образцов «Фау-1». Но о полном копировании аппарата речь не шла. При создании чертежей на автопилот АП-4 для советского самолета-снаряда 10Х в целях наиболее быстрого освоения его в серийном производстве был сделан упор на использование гироскопических узлов серийных советских приборов.

5 февраля 1945 года сборочные цеха завода покинул первый серийный 10Х.

Устройствами для подвески новых самолето-снарядов 10Х были оборудованы 2 бомбардировщика Ер-2 и 3 бомбардировщика Пе-8. При этом использование более компактных и дешевых бомбардировщиков Ер-2 представлялось более предпочтительным. Однако по причине того, что испытания нового оружия проводились в Средней Азии, самолеты Ер-2 использоваться не могли. Из-за высокой температуры их подводили моторы, по этой причине полеты выполнялись только на Пе-8.

Заводские летные испытания нового оружия начались 20 марта 1945 года в Голодной степи на базе экспедиции в Джизаке. Сброс 10Х производился на высоте 2000 метров, после чего, до момента выхода самолета-снаряда в горизонтальный полет он терял 100-200 метров высоты. Дальше полет шел на заданной высоте по установленному еще на земле курсу. Из 22 сброшенных самолетов-снарядов 10Х нормально в самостоятельный полет смогли перейти лишь 6.

Летные испытания были завершены 25 июля 1945 года. Из 66 пусков самолетов-снарядов в самостоятельный полет перешли 44 машины, причем в 20 случаях были выполнены требования по курсу, в 24 по дальности. В дальнейшем самолет-снаряд 10Х неоднократно модернизировался.

 

·          Заключение

Считаю, что самолет-снаряд мог бы сыграть значительную роль во Второй мировой войне, но:
       несмотря на сравнительную дешевизну топлива и простоту в управлении, самолет- снаряд обладал существенными недостатками, превращавшими его в удобную мишень для ПВО противника;

       по скорости и высоте полета Фау-1 мало чем отличалась от истребителей того времени, и средства ПВО противника могли успешно с ней бороться;

       при приближении к выбранной цели самолет-снаряд издавал характерный шум двигателя, позволявший предупредить местное население о надвигающейся угрозе;

       самолеты-снаряды падали в радиусе 13 км от намеченной цели.

Это в определенной степени снизило вероятность применения Фау-1 на Восточном фронте, хотя такая угроза оставалась вплоть до капитуляции Германии в мае 1945 г.

 

Используемые литература и интернет ресурсы
 
 
Авиация /энциклопедия/ Гл. ред. Г.П Савищев – М.:Большая российская энцеклопедия, 1994. – 736с.:ил.
 
Немецкая военная техника К.Бишоп, А.Уорнер Москва АСТ.Астрель.2005
 
Авиация и космонавтика №5 за2006 год
 
airwar.ru›weapon/ab/10x.html
 
topwar.ru›19339-samolety-snaryady-sssr.html
 
olymp.as-club.ru›…arkhiv…2010…samoljoty_snarjady

 

Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (10.12.2013) | Автор: Ахметов Руслан Ринатович E W
Просмотров: 2903 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2689)
Фурсов Максим (2050)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2036)
Егор Андреевич Попов (1846)
Штриккер Артур (1313)
Григорьев Павел Сергеевич (704)
Медведкин Иван (653)
Азарин Николай (580)
Ефимова Софья Алексеевна (579)
Трунов Артём Николаевич (520)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024