Четверг, 28.03.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Почему падают самолеты
Кузнецов Андрей 
Почему падают самолеты  
 
 
I.Введение.
Небо. Люди с давних пор смотрели ввысь, в облака, и предпринимали попытки покорить его. Наконец, им это удалось, и на свет стали появляться огромные крылатые машины, способные поднять человека в воздух… 
В наше время представить жизнь без авиации просто невозможно. Полеты на самолетах в наши дни стали нормой почти для каждого человека, и это не удивительно. Никакой другой вид транспорта не способен столь-же быстро преодолевать огромные расстояния, и с неимоверным комфортом доставить вас практически на другую сторону земного шара. Тем более что авиация является, пожалуй, одним из самых безопасных видов перемещения. Но, к сожалению, бывают и "исключения", и авиакатастрофы не такая уж и редкость, и,зачастую, они заканчиваются человеческими жертвами...
 В данной работе я постараюсь рассмотреть возможные причины авиакатастроф, а также постараюсь ответить на главный вопрос: почему же всё-таки падают самолеты?
 В связи с этим я поставил перед собой следующие задачи:
Раскрытие термина "авиакатастрофа".
Рассмотрение основных причин авиакатастроф, а именно: человеческий фактор, отказ техники,терроризм.
Приведение статистики крушений за последние 50 лет, и её анализ.
Извлечение выводов о том, каково состояние авиации на сегодняшний день
 
Для решения поставленных задач я буду использовать следующие методы: 
Использование литературных источников.
Проведение анализа статистических данных.
Сравнение данных по графикам.
 
II.Основная часть.
 
1. Авиакатастрофа.
Итак,  авиакатастрофа, или авиационное происшествие с человеческими жертвами — это авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести одного или более человек, находящихся на борту воздушного судна. Первые авиакатастрофы произошли практически сразу же после начала эры воздухоплавания, то есть еще в конце XIX века. С каждым годом количество их неумолимо возрастало, и это не удивительно, ведь люди всерьез начали рассматривать идею покорения воздушного пространства. 
Но что же заставляет самолеты падать? Причин может быть множество, но  я хочу привести и прокомментировать лишь основные из них. 
 
Ошибки пилотов, технические проблемы, погодные условия, теракт, ошибки членов экипажа... Все это является причинами авиакатастроф. Сейчас я постараюсь рассмотреть основные из них.
 
2. Человеческий фактор.
Одной из самых частых причин крушения воздушных судов (около 57%) является человеческий фактор. К нему относятся ошибки пилота и других членов экипажа, а также ошибки в работе всего обслуживающего персонала в целом.  Эксперты и аналитики видят в этом такие причины, как усталость экипажа, недостаточный уровень подготовки летного состава... В худшем случае даже алкоголь в крови пилотов, как было во время авиакатастрофы в Перми в сентябре 2008 года.  Невнимательность, взаимоотношения между пилотами, ошибочные действия - вот так проявлял себя человеческий фактор в каждом из погибших экипажей.
 
Наиболее яркие известные всем недавние примеры:
2 июля 2002 года на борту Ту-154 «Башкирских авиалиний» при возникновении опасного сближения и правильном срабатывании аппаратуры предупреждения столкновения старший на борту воспринял не ее рекомендацию, а противоположную команду диспетчера. Один из членов экипажа дважды обращал внимание коллег на то, что система предупреждения столкновений ТКАС-Н дает команду, противоречащую указаниям с земли. Но это оказалось не воспринято. Старший по должности в категоричной форме потребовал выполнить указания диспетчера. Страшный результат всем известен... Конечно, сейчас можно только гадать. Но если бы члены экипажа успели обменяться мнениями и приняли более правильное решение сообща, может, появился бы шанс?
За год до этого - 3 июля - под Иркутском разбился Ту-154М авиакомпании «Владивостокавиа» со 136 пассажирами. Самолет на скорости, менее рекомендованной, выполнял третий раз-ворот, находясь в левом крене. Сработавший сигнализатор большого угла атаки ввел командира в стресс. И когда тот посмотрел на авиагоризонт, ему показалось, что самолет кренится вправо. В итоге он довернул машину еще сильнее влево - и она свалилась. Второй пилот понял, что командир ошибается, но должной настойчивости не проявил. Хотя тем самым обрек и себя на гибель...
Также к человеческому фактору, на мой взгляд, можно отнести плохую оснащенность   некоторых аэродромов, посадочных полос, а также ненадлежащее состояние летающих средств, ведь ответственными за работоспособность всех отраслей авиации являются люди. В частности хотелось бы обратить внимание на быстрое и порой давольно глупое решение незапланированных ситуаций.
Так, например, курьезный случай произошел в Лондоне в 2011 году. Пилоты самолета авиакомпании Ryanair, выполнявшего рейс из Лондона в Ригу заклеили иллюминатор в кабине скотчем. После того, как в полете клейкая лента, которой экипаж пытался укрепить окно в кабине пилотов, отклеилась, пилоты были вынуждены вернуть самолет с 200 пассажирами на борту в лондонский аэропорт Стестед. А если бы окно оторвалось, пилоты могли бы оказаться за бортом.
 
3. Отказ техники.
Другим немаловажным фактором (около 22% случаев) падения самолетов являются технические проблемы самолета или же просто отказ техники. На это также есть множество причин.
Для начала это просто-напросто слишком большой срок службы самолетов. Авиакомпании, как правило, не берутся за покупку новых самолетов в силу экономической выгоды, а выжимают «все соки» из итак уже немало видавших машин. Конечно, срок службы гражданских воздушных судов составляет 40-60 тыс. летных часов или 25-30 лет эксплуатации, и при этом весь процесс создания самолета организован таким образом, что при выполнении требований эксплуатации и технического облуживания и 5-летний и 30-летний самолет обладает совершенно идентичными потребительскими качествами: летно-техническими и экономическими характеристиками, а также уровнем комфорта для экипажа и пассажиров. Но для того чтобы все эти критерии выполнялись, за самолетом нужен чуткий контроль специалистов. Даже малейшая ошибка при установке может повлечь за собой ужасные последствия. Так самолет A330-301 №VQ-BCW, заводской номер MSN 070 выпущенный 17.11.1994г.и с момента выпуска до дня совершившегося инцидента (09.12.2009г.) имел наработку -60959 летных часов 45 мин. и количество посадок -14965, у которого после взлета 9.12.2009 г. не убралось шасси, и он произвел аварийную посадку. В отчете от 16.07.2010 г. по результатам расследования авиационного инцидента сообщается, что отказ клапана был вызван его неправильной установкой в процессе сборки и не является следствием условий его эксплуатации. 
Также одной из причин может являться неудачная конструкция самолета. Особо отличился на этом поприще лайнер McDonnell Douglas DC-10. Дверь его грузового отсека была спроектирована так, что её замок мог не закрыться, в то время как отвечающий за это техник был уверен в обратном. По мере набора высоты нарастающая разность давлений в салоне и снаружи самолёта выбивала дверь, а воздух, находившийся в салоне, проламывал пол, перерезая тросы управления и все гидравлические магистрали. Пассажиры, сидевшие над грузовой дверью, просто вываливались из самолёта вместе с креслами. По такому сценарию произошло аж две катастрофы, прежде чем конструкция двери была доработана. Мало того, после этих событий в конструкции пола всех современных авиалайнеров стали предусматривать воздушные клапаны, призванные предотвратить разрушение пола в подобном случае и, как следствие, исключить потерю управления. Ситуация интересна ещё и тем, что в McDonnell Douglas прекрасно знали о возможных проблемах с дверью багажного отделения, но ради профита закрыли на них глаза. Результат не заставил себя ждать.
 
Но зачастую технические проблемы возникают у пилотов именно в воздухе. Отказ двигателя, обледенение закрылок и предкрылок, заклинивание шасси... Это далеко не полный список всех бед, которые могут случиться с оторвавшимся от земли самолетом...
 
4. Терроризм.
Терроризм , пожалуй, страшнейшее из деяний, совершаемых человеком. В данный момент в мире он распространен настолько, что ни один человек не может быть уверенным в завтрашнем дне. Постоянный страх за свои жизни захлестнул современное общество. К сожалению, авиация не является исключением, а даже, наоборот, является "лакомым кусочком" для террористов, так как выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств (как подтверждает статистика, захват и угон ВС осуществляет обычно одно лицо). Такие прeступления носят очень тяжелый характер. Так, например, подрыв даже небольшого по мощности взрывного устройства на борту находящегося в полете авиалайнера ведет чаще всего к авиационной катастрофе и гибели сразу нескольких десятков, а то и сотен людей - пассажиров и членов экипажа, а иногда и жителей населенных пунктов, на которые обрушиваются обломки самолета. В качестве примера достаточно напомнить об теракте 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки.
 
Утром того дня девятнадцать террористов, имеющих отношение к «Аль-Каиде», разделившись на четыре группы, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку.
Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines — в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений. Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около города Шенксвилл в штате Пенсильвания.
Помимо 19 террористов в результате атак погибли 2977 человек, ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами.
 
5. Самолеты падают... всё реже!
Статистика происшествий в авиации – информация открытая. Собирают ее сразу несколько международных организаций. Одна из них - Aviation Safety Network.  Я решил воспользоваться ее данными по авиакатастрофам и обнаружил: в середине ХХ века таких происшествий было примерно вдвое больше. А жертв бывало больше и в три, и в четыре раза.
Ниже я хотел бы привести график, показывающий уровень аварийности коммерческих авиаперевозок и количество погибших в авиакатастрофах за 1959-2007 гг.
 
Как можно увидеть из данного графика, в среднем, в год, на один миллион вылетов приходится в среднем около 20-30 крушений. Количество погибших составляет около 500-600 человек. В большинстве случаев самолет отправляется на списание.
Но, бывают и года - рекордсмены. Возьмем, к примеру 1948 год(к сожалению, его нет на графике): страшный «рекорд» в 76 трагедий, где погибли 1088 человек. Или 1972 год, унесший 2374 жизни – больше, чем когда-либо! В промежутке между этими датами число смертельных аварий ни разу не опускалось ниже 48. 
В конце 80-х: 1987 год – 41 катастрофа и 1104 жертвы, потом – 59 катастроф и 1143 жертвы, затем – 61 катастрофа и 1530 жертв.... В 1990 году аварийность понизась до уровня в 39 катастроф и 692 жертвы.
К 1996 году она подскачила– 52 катастрофы, 1818 погибших, В 2004-м – резко упала: 28 катастроф и 431 жертва. Потом поднималась снова – но с 2005 года идет неуклонный спад: 1063 жертвы, 889, 750... В 2007 году 577 человек. Сравните-ка это с показателем 1972 года!
Действительно, по этим данным можно судить, что летать в наше время стало куда безопаснее, чем полвека назад. 
 
III. Заключение.
Таким образом, в своей работе я постарался пролить свет на некоторые из причин падения самолетов и рассмотреть самые громкие авиакатастрофы последних лет. Подводя итог научно-исследовательской работы я могу сделать следующие выводы:
Человеческий фактор - одна из основных причин падения самолетов.
Технически устаревший парк авиации, а также неправильная замена заводских деталей увеличивает риск авиакрушений.
Сфера гражданской авиации является очень привлекательной для атак террористов.
Хотя, по сравнению с 20 веком, количество крушений заметно уменьшилось, самолеты все-равно продолжают падать.
Но я хотел бы заметить, что несмотря на все эти факторы авиация была, есть, и будет самым безопасным видом транспорта. В век современных технологий авиакампании стараются предоставить наибольший комфорт и максимально обезопасить авиаперелеты, и уже сейчас есть основания полагать, что уже через 50 лет авиация выйдет на совершенно иной уровень безопасности. Ну а я искренне желаю всем пилотам, чтобы количество их взлётов всегда ровнялось количеству посадок!
 
 
Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (13.01.2014) | Автор: Кузнецов Андрей W
Просмотров: 1581 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1769)
Егор Андреевич Попов (1351)
Штриккер Артур (1101)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Эжиев Руслан Мухаммедович (559)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (345)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024