Суббота, 20.04.2024, 02:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Скрытые смыслы аэронаутонимов: об именовании летательных аппаратов в России.
Автор Газутдинов Денис Инарович, 14 лет, лицей №123 г.Уфа 
Тема "Скрытые смыслы аэронаутонимов: об именовании летательных аппаратов в России"
Содержание
Введение
1 "Пернатые" имена
   1.1 На заре освоения воздушного пространства
   1.2 У новых типов летательных аппаратов
   1.3 Авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи"
Выводы по разделу 1
2 Географические имена
Выводы по разделу 2
3 Имена собственные в именах летательных аппаратов
   3.1 Богатырские и мифологические имена
   3.2 Аэронаутонимы с именами авиаторов
   3.3 Аэронаутонимы с именами известных деятелей
Выводы по разделу 3
4 Все для становления родной авиации!
   4.1 Новые самолеты - от народа
   4.2 Новые рекорды - от лётчиков
Выводы по разделу 4
5 Народные аэронаутонимы
Выводы по разделу 5
Заключение
Краткий список источников информации
 
   Введение
  У многих из нас есть привычка давать имена любимым предметам: ведь и вправду она отличается от сотни таких же по царапинке, западающей кнопке, стертой букве в названии. На самом деле стремление дать собственное имя неодухотворенному предмету имеет глубокий сакральный смысл.
  В Старом Завете Библии умение Адама давать имена растениям и животным признается ярким признаком его сущности творца и создателя. Языческие религии возводят в ранг постулата утверждение, что как только объект (живой или не живой) получает собственное имя, он обретает и душу, свой собственный характер. Наверно, поэтому у зарубежных авиаторов принято давать звучные  аэронаутонимы - имена летательным аппаратам - "Летающая крепость", "Энергичный" и т.п. А каким традициям в именовании летательных аппаратов (ЛА) следуют российские авиаторы в разные периоды развития страны и почему они их придерживаются? Найти ответ на этот вопрос и является целью выполнения работы.
 
  1 "Пернатые" имена         
  1.1 На заре освоения воздушного пространства
  В конце XVIII века Россия вступила на путь освоения неба. Первые ЛА, вставшие на вооружение российской армии - военные аэростаты, были приобретены во Франции. Они получили имена "Сокол" и "Орел". "Полет" "Орла" оказался коротким: его забраковала Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям по причине утечки газа. А судьба "Сокола" сложилась хорошо: летом 1885 г. на Волковом поле (г. Санкт-Петербург) на нем проведены учебные подъемы, а в октябре того же года он совершил перелет из столицы в Новгород. Это стало началом свободных полетов в России. По этому поводу Военным министром на доклад генерал-инспектора по инженерной части генерал-лейтенанта К.Я. Зверева о благополучном полете была наложена следующая резолюция :"Поздравляю с началом и успехом. Дай Бог, чтобы дело это развилось у нас и быстро и хорошо на пользу России и славу нашей армии и ее отрядов по воздухоплаванию..."
 
  Военные воздухоплаватели того времени считали, что названия ЛА в России должны были иметь исключительно отечественное происхождение. Уже в 1886 г. аэростат, автором которого был подполковник Н.А. Орлов, получил имя «Русский». Он применялся в военных маневрах под Брест-Литовском (Брест). Патриотизм русского офицера был поддержан в инженерном ведомстве, и в июне 1887 г. утверждено решение Комиссии по применению воздухоплавания о закреплении за каждым воздушным шаром русской армии имен по названию птиц. 
  Из доклада генерал-лейтенанта К.Я.Зверева Военному министру П.С. Ванновскому о присвоении наименований воздушным шарам, имеющимся в воздухоплавательном парке от 27 мая (8 июня) 1887 г.:
...XI. Разрешить дать названия шарам, имеющимся в парке 1, причем за шаром, совершившим полет в маневрах под Брестом в прошлом году, сохранить данное ему подполковником Орловым название «Русский», другие же шары назвать именами различных птиц, как, например: Орел, Голубь, Ястреб, Сокол, Кречет, Коршун, Беркут, Кобчик, Чайка, Ласточка, Ворон и т.п.
  Резолюция военного министра: 
  "Утверждаю, постановления Комиссии, в сем докладе перечисленные, разрешаю и испрашиваемые расходы. Ген.-ад. Ванновский"
  Русско-японская война 1904-1905 гг. показала, что у аэростатов нет равных в воздухе по решению многих задач, поэтому несмотря на значительную отсталость России от ведущих европейских государств, воздухоплавание выделено в отдельное направление. Тем временем на смену аэростатам шли управляемые дирижабли. Вскоре годы на вооружении воздухоплавательных частей поступили дирижабли:"Лебедь","Кречет","Голубь","Ястреб" и др. 
  Затем в период I-ой и II-ой мировых войн "птичьи" имена исчезают, так как самолеты становятся визитными карточками летчиков и при их именовании появляются новые принципы, о которых далее.
     
   1.2 У новых типов летательных аппаратов
   При проведении исследования я обратил внимание, что в послевоенное время "пернатые" имена давали новым для своего времени типам ЛА.   
   В середине 60-х - это экранопланы.
  В 1966 году американский разведывательный спутник засёк над Каспием неизвестный летательный объект. Это был 430-тонный экраноплан -гигант. Американцы окрестили русское чудо «Каспийским монстром», а в СССР этот проект имел кодовое название «Дракон». Хотя его конструктор Ростислав Алексеев назвал самое засекреченное судно нашего флота ласково и мирно – «Орлёнок». Вскоре у "Орленка"-"Монстра" появился и младший брат - десантно-транспортный экраноплан «Орленок». А разработанный потом тяжелый ракетоносец-экраноплан получил имя "Лунь" - хищной птицы семейства ястребиных. Ведь он мог обогнать самую быстроходную подлодку, молниеносно нанести удар по вражеской эскадре и поразить цели на дальности до 90 км. Боевые экранопланы имеют имена птиц-хищников.
  "Стриж", "Иволга","Стерх 10" - это аэронаутонимы многоцелевых легких экранопланов: небольшие аппараты - небольшие птички. Но они трудятся на благо государства. «Иволга» с ноября 2011 года находится в опытной эксплуатации в Пограничном управлении ФСБ России.
  
  "Стерх 10" - название нового экраноплана - сразу привлекает внимание.  Осенью прошлого года Президент России Владимир Путин совершил полет на мотодельтоплане. Он участвовал в одном из экспериментов, цель которого — показать выращенным в питомнике стерхам маршрут перелета. Я думаю, что такое символичное имя поможет возродить и экранопланостроение в России.
  А в конце 80-х - беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
  В 1982 году в вооруженном конфликте между Израилем, Сирией и Ливаном впервые для разведки были применены малогабаритные беспилотники. Увидев их в деле, Минобороны СССР "заказало" разработку подобных аппаратов. По воспоминаниям  главного конструктора БПЛА ОКБ им. Яковлева Юрия Янкевича: 
— ...Наши решили сделать три летательных комплекса. Вместе они должны были обеспечить разведку на всю глубину территории противника — на любой высоте, любой дальности, для любых родов войск....Стали думать, как их назвать. Решили, что название должно более-менее соответствовать функциональному назначению машины. Создана она, чтобы летать, значит, название должно быть "летающее". Размер аппарата, конечно, тоже имел значение. Ну представьте, если бы такую махину, как Ил-86, "Сойкой" назвали... Несуразица. Мы решили так: маленькие комплексы назвать насекомыми, а те, что побольше, — птицами. Чем больше машина, тем крупнее птица. Вот и получилось: маленький комплекс (летает на 100 км) — "Пчела", комплекс средней дальности (до 300 км) — "Дятел", комплекс большой дальности (более 500 км) — "Коршун". 
  Таким образом, спустя много лет "пернатые" имена вернулись.
 
  1.3 Авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи"
  Конечно же, рассказывая в работе о "пернатых" именах летательных аппаратов, я не могу пропустить самолеты знаменитой российской пилотажной группы - "Стрижи". Ведь помимо названия группы, это стало и именем её самолетов. 
  Стрижи - юркие маленькие птички, а для фанатов авиации - это грозные МиГи в оригинальной раскраске, с силуэтом стремительной птицы на фюзеляже и крыльях. Свой нынешний вид МиГи обрели лишь в 2003 году - через 12 лет после "дня рождения" 6 мая 1991 года. А первоначальная раскраска "Стрижей" с синими молниями на бортах тесно связана с поиском названия для группы, а значит, и для её боевых машин. Вот что об этом рассказывает заслуженный военный летчик России, первый командир пилотажной группы Александр Кутузов:     
 
  Своими блестящими выступлениями на авиашоу летчики пилотажной группы "Стрижи" и их машины дарят всем чувство гордости за Российские ВВС. 
   Выводы по разделу 1
1. "Пернатые" имена первых летательных аппаратов свидетельствуют о большом желании людей покорить воздух, так как во многих религиях птицы символизируют восхождение на небо. Этим же фактом, я думаю, объясняются и "птичьи" имена новых типов ЛА, даваемые им разработчиками.
3. Я считаю, это верно, что авиационная пилотажная группа из состава 237 Гвардейского Центра Показа Авиационной Техники имени И.Н.Кожедуба и её шустрые самолеты носят имя "Стрижи". Дух захватывает от головокружительных кульбитов этих птиц. 
 
  2 Географические имена
  В царской России также применялся и еще один принцип именования ЛА. На архивных фотографиях помимо "пернатых" имен на оболочках аэростатов есть также названия крупных городов империи, в которых дислоцировались воздухоплавательные отделения, например, «Санкт-Петербург», «Варшава»
   На рубеже тысячелетий в ВВС вновь возродилась эта традиция. Сегодня, как и сто лет назад, воздушные просторы страны вновь бороздят воздушные корабли, носящие названия ведущих административных центров России. На вооружении Дальней Авиации (ДА) имеются самолеты-"города" Ту-95: «Моздок», «Челябинск», «Самара», «Курган» и т.д. В военно-транспортной авиации есть «Великий Новгород», «Оренбург», «Псков». Помимо "городских" имен в Дальней Авиации есть и "речные" у Ту-134УБЛ: «Волга», «Урал», «Цна», а также - «Десятина», «Мещера» - они названы в честь рек, рядом с которыми расположены аэродромы.
  Выводы по разделу 2
  Я полагаю, что имена городов России на первых военных аэростатах и бортах самолетов современных ВВС подтверждают преемственность традиций, характерную для авиаторов, и отражают бескрайние просторы России.
 
  3 Имена собственные в именах летательных аппаратов
  После аэростатов на небесных просторах нашей страны появляются самолеты. Сначала это аппараты преимущественно иностранного производства - "Фарманы" и "Ньюпоры", получившие свои названия по фамилиям своих конструкторов. Но против покупки "иностранцев" для армии выступило большинство русских заводов. Так зарождается отечественное самолетостроение. Первые самолеты имели обозначения подобно иностранным - по фамилии создателя. Например, "С-3А" у Игоря Ивановича Сикорского. Но, начиная с 1913 года, самолеты стали получать имена собственные, не связанные с именами конструкторов. Одним из первых свое имя получил двухмоторный ЛА И.И. Сикорского, построенный весной 1913 г. на Русско-Балтийском вагонном заводе. Из-за своих огромных размеров ему было присвоено имя "Гранд" ("Большой") с приставкой "Балтийский". Но это название общественность посчитала неприемлемой для наименования русского воздушного корабля, поэтому его следующая модификация стала именоваться «Русский витязь», которое оправдывается сполна: им установлен мировой рекорд по продолжительности полета. Это был первый в мире четырехмоторный самолет, к сожалению, просуществовавший недолго. На 3-м конкурсе военных самолетов 11 сентября 1913 г. на него упал двигатель пролетавшего над ним «Меллера II». После этого происшествия «Русский витязь» не восстанавливался.
  3.1 Богатырские и мифологические имена
  "Илья Муромец"
  Вскоре новой модификацией «Русского витязя» стал самолет не раз прославивший свою Родину и создателя и ставший основоположником целой плеяды "богатырей" российской авиации. Самолет-гигант, поименованный в честь былинного богатыря "Ильей Муромцем", действительно завоевал всемирное уважение и славу для нашей авиации: рекордсмен по дальности перелета, первый в мире пассажирский самолет, впоследствии ставший и первым в мире бомбардировщиком...Имя стало общим для различных модификаций машины, строившейся с 1913 по 1917 годы. Оно наносилось большими буквами старорусской вязью в носовой части ЛА или на его фюзеляже. Рядом размещался военный опознавательный знак-треугольный государственный флаг. Именно "Илья Муромец" положил начало развитию дальней стратегической авиации в России.
 
  Я уже писал выше о преемственности в авиации, поэтому в ходе подготовки к юбилейному 50-му воздушному параду в Москве главнокомандующий ВВС генерал-полковник П.С. Дейнекин приказал присвоить двум стратегическим бомбардировщикам Ту-160, участвовавшим в параде, имя «Илья Муромец».
  "Святогор"
  Успех самолетов Сикорского "Русского витязя" и "Ильи Муромца" вдохновил других русских конструкторов на создание тяжелых самолетов. Самым грандиозным начинанием такого рода был самолет "Святогор" инженера Василия Слесарева. Уже само это название говорит о грандиозности замысла - под этим именем в народном творчестве упоминается наиболее мощный богатырь. "Святогор" должен был превосходить своего предшественника "Илью Муромца". Достаточно сказать, что по расчетам гигант Слесарева мог держаться в воздухе 30 часов!
  Но несмотря на все усилия автора и огромные денежные средства, вложенные в проект, самолет так и не смог оторваться от земли. Считается, что главная причина неудачи в расположении моторов внутри фюзеляжа. Так В.Слесарев заботился об улучшении аэродинамики и комфортном обслуживании моторов в ходе полета. 
  Неизвестно, о чем думал августейший шеф российской авиации великий князь Александр Михайлович, приказавший назвать "Святогором" новый тяжелый бомбардировщик, но это символичное название оказалось пророческим. Ведь если вспомнить былины — именно Святогор был настолько могучим богатырем, что даже шагу ступить не смог, ушел в землю. Зато Илья Муромец по земле скакал так, словно летал, проделывал путь от Мурома до Киева за считанные часы и бил Змеев — врагов Земли Русской...
  Ан-22 "Антей"
  В ходе исследования я узнал, что "богатырские" имена есть не только у первых российских самолетов. "Сильные" имена своим питомцам давал и знаменитый авиаконструктор Олег Константинович Антонов. Его "дети" получили имена ""Антей" и "Руслан".
  Ан-22 впервые поднялся в воздух в 1965 году и в том же году произвел фурор на авиасалоне в Ле-Бурже . Это первый широкофюзеляжный и самый большой в мире турбовинтовой самолет. 
  Имя свое самолет получил в честь великана из греческой мифологии. Антей был сыном богини земли Геи и черпал силы непосредственно из грунта. Я думаю, что конструктор хотел этим подчеркнуть способность самолета взлетать с грунтовых взлетно-посадочных полос. А в итоге получился казус. Согласно легенде Антей был побежден Гераклом, который поднял великана в воздух и держал, пока силы того не иссякли. По-английски Геракл - Hercules. Так называется американский транспортный самолет С-130, поднявшийся в небо в одно время с "Антеем" и уступивший ему небо.  
  Ан-124 "Руслан"
  Ан-124 "Руслан" стал вторым после "Антея" летающим супертяжеловесом ОКБ Антонова. Во время гонки за превосходство в воздухе в тяжелом весе между СССР и США на секретный "Проект 400" работала вся страна. Он "впитал" в себя передовые идеи своего времени и стал гордостью отечественного авиастроения.
  В конце 2002 года в интервью украинской газете "ФАКТЫ" к 20-летию первого полета гиганта на вопрос об истории возникновения имени Михаил Григорьевич Харченко-первый ведущий инженер по летным испытаниям Ан-124 ответил следующее:
"Традиция давать большим летательным аппаратам имена восходит еще к 10-30-м годам - помните самолеты "Русский Витязь", "Илья Муромец", "Максим Горький", "Родина"?... Естественно, мы ожидали, что и "четырехсотке" дадут какое-то величественное имя - античного Зевса или нашего Добрыни Никитича...Я слышал, что руководство ОКБ рассматривало даже вариант "Тарас Бульба". И вдруг накануне дня выкатки машины из цеха встречаю в коридоре ОКБ Марину Попович. Знаменитая летчица дружила с Олегом Константиновичем. Увидев меня, она радостно бросилась навстречу..."Миша, - полушепотом говорит Попович, - я только что была у ОК (так сокращенно мы между собой называли Антонова). Он определился с названием!.." Когда я услышал имя "Руслан", разочаровался. Ожидал чего-то более громкого. "Миша, ты что, расстроился? - начала утешать меня Марина Лаврентьевна. - Да ОК - мудрый человек! Вслушайся в благозвучность! Руслан - это же наш былинный герой из сказки Пушкина, который Черномору бороду отрубил". ...
  Больше 30 лет прошло с тех пор. Много сложностей пережил "Руслан", появившись в переломное для страны время. Но подобно бороде Черномора, он "отрубил" их все и по сей день по всему миру перевозит уникальные и негабаритные грузы и ставит рекорды, побить которые пока другим не под силу.
  ВМ-Т "Атлант" (ЗМ-Т)
  В конце 80-х годов в связи с постройкой многоразового космического корабля "Буран" и ракетоносителя "Энергия", срочно потребовался самолет способный перевозить их части к месту сборки.Исследования показали, лучший способ доставки-воздушный, и руководители «Энергии» обратились за помощью к О.К.Антонову. Специалисты его ОКБ рассмотрели возможность модернизации Ан-22 и пришли к выводу о ее нецелесообразности, планируя в дальнейшем получить специальный самолет на базе создаваемого Ан-124. Но решение требовалось найти быстро и предложение В. Мясищева использовать для создания необычного транспортного средства стратегический бомбардировщик ЗМ оказалось кстати. Так появился еще один уникальный летательный аппарат ВМ-Т "Атлант". 
  В 1981 году ВМ-Т "Атлант" совершил свой первый полет. Если обратиться к греческой мифологии, то Атлант - титан, отличающийся мощной силой и держащий небесный свод; символ выносливости. В этом случае, по моему мнению, имя снова полностью соответствует носителю.
  Авиационная группа вышего пилотажа "Русские витязи"
  Это единственная пилотажная команда, выполняющая групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях. Гордое имя "Русские витязи" вместе с летчиками принадлежит и шести СУ-27-м. В начале 1991 года, когда сформировался состав, было принято решение дать новому подразделению яркое название. Это было очень нелёгким делом. Первые варианты были один экзотичнее другого. Пока Николай Гречанов не произнёс слово «витязь». Всё сразу стало на свои места.
 
  Верно выбранное имя "Русские витязи" подчеркивает и историческую связь с богатырской Русью, и мощь и силу самолетов Су-27. Я считаю, это было бы нелепо, если отряд из тяжелых Су-27 назывался бы, например, "Голуби".  
 
  3.2 Аэронаутонимы с именами авиаторов
  Для любителей авиации не секрет, что в составе ВВС России несут службу именные самолеты, посвященные выдающимся летчикам. В Дальней авиации летают "Михаил Громов", "Василий Решетников", "Александр Голованов", "Александр Молодчий", "Валерий Чкалов", а в военно-транспортной авиации есть "Маршал авиации Скрипко", "Герой Советского Союза B.C. Гризодубова". 
  В июле 2013 года пополнился ряд именных самолетов и во фронтовой авиации: в Канской авиагруппе появились четыре именных самолёта. Сверхзвуковые МиГи-31  назвали в честь Героев Советского Союза - лётчики служили в этом полку во время Великой Отечественной войны. Увековечены имена летчиков-асов Александра Лобанова, Николая Клёпикова, Ивана Пилипенко и Ивана Семенцова. Право летать на этих машинах получили только лучшие экипажи авиагруппы.
   
  В ходе исследования я узнал, что традиция присвоения ЛА имен людей, сыгравших не последнюю роль в её развитии, начата еще в царской России. Первым представителем таких именных самолетов стал аппарат системы «Фарман», построенный на деньги императорского всероссийского аэроклуба (ИВАК). 23 марта (5 апреля) 1911г было решено присвоить ему имя «Народный имени Мациевича» в честь российского летчика Л.М. Мациевича, погибшего 24 сентября (7 октября) 1910г при  выполнении полета и открывшего печальный список трагически ушедших из жизни наших авиаторов.   
  В годы I-ой Мировой войны в память о погибшем друге - выдающемся русском военном летчике штабс-капитане П.Н. Нестерове поручик С. Бродович поместил на борту своего самолета надпись «Память Нестерова».
  Первыми летчиками в Красной армии (РККА), чьи имена были нанесены на самолеты, стали асы  1-й советской истребительной авиагруппы Александр Иванович Ефимов и Георгий Степанович Сапожников, которые согласно рапорту начальника ВВС РККА Петра Ионовича Баранова «…беззаветной храбростью и преданностью делу Рабоче-Крестьянского Государства вписали лучшие страницы в историю Советской Авиации…». В 1927 году в рядах 8-ой разведывательной авиаэскадрильи «Красная Москва» начали службу самолеты «Георгий Сапожников» и «Александр Ефимов».
  Вскоре на бортах советских  ЛА появились имена летчиков, участвовавших в сверхдальних перелетах. Так, в 1934 г. самолет типа «АНТ-25РД» был украшен надписью «Лет. Громов-Филин-Спирин», посвященной перелету советских летчиков Михаила Громова,  Александра  Филина и Ивана Спирина, установивших мировое достижение по дальности и продолжительности полета.  За время полета по маршруту Москва-Рязань-Тула экипаж находился в воздухе 75 часов 2 минуты.  За этот подвиг М.Громов был удостоен звания Героя Советского Союза, а А. Филин и И. Спирин награждены орденами Ленина.
  Во время Великой Отечественной войны традиция отражать на бортах самолетов имена летчиков лишь укрепилась. Большинство именных самолетов- аппараты с именами погибших товарищей, за которых беспощадно мстили врагу. Несмотря на свое многообразие, например: «За Володю!» (Як-9, 1943 г), «За Женю Лобанова» (Ил-2, 1943 г) и др., все они имели одну направленность - предъявить противнику счет за погибших в боях однополчан.
  Иногда подобная надпись выражалась в виде предложения. Так, на борту самолета-бомбардировщика (командир экипажа майор К. Иванцов) было написано «За тебя родной брат Ваня, мщу фашистскому зверью Я!». Позднее экипаж указанного самолета принял участие в заключительной Берлинской стратегической операции. Проводя воздушную бомбардировку фашистской Германии, летчики смогли посчитаться  за своего товарища.
  В послевоенное время, в период 1950 - 1980-х гг, заметен определенный застой в текстовом бортовом «творчестве». Основным толчком в возрождении традиции именных самолетов в ВВС явился период подготовки к празднованию 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. И теперь эта традиция не угасает.
  Самолеты -"визитные карточки" - второе направление применения имени авиатора при именовании летательного аппарата. Этот принцип зародился с началом воздушных боев Первой мировой. Так военные асы «привлекали» внимание к своей персоне. Признанный мастер воздушного боя летчик 5-го истребительного авиационного отряда прапорщик О. Панкратов написал на фюзеляже: «Военный летчик прапорщик Панкратов».  В сентябре 1916 г в районе Двинских позиций он с летчиком-наблюдателем французской службы Анри Лораном вступили в неравный бой с вражеской эскадрильей, в ходе которого им удалось сбить самолет противника.В этом бою летчик-истребитель Панкратов получил смертельное ранение.
  В годы Великой Отечественной войны известный советский летчик-ас Михаил Баранов по примеру прапорщика Панкратова на борту своей машины большими буквами написал «Гроза фашистов М.Д. Баранов». Такое отважный летчик мог себе позволить. За полтора года войны он совершил более 200 боевых вылетов, лично сбив при этом 24 самолета противника. Иногда названия самолетов ограничивались лишь начальным словом вышеприведенной фразы - «Гроза». С такой надписью летал известный советский летчик-ас Герой Советского Союза капитан В.Ф. Хохлачев.
 
  3.3 Аэронаутонимы с именами известных деятелей
  В нашей стране существовала также тенденция увековечения имен известных в стране людей на фюзеляжах воздушных судов. В таких аэронаутонимах во все времена находили свое отражение процессы, происходившие в высшей власти страны, в её  культуре, науке и спорте. Существовало лишь негласное правило, согласно которому ЛА не давали имена живущих «нетитулованных»  особ. Но я узнал, что и здесь есть исключения. Например, когда у власти был И.Сталин, начался процесс присвоения самолетам имен здравствующей государственной элиты. Среди первых - истребитель типа «И-5», украшенный именем «Клим Ворошилов», в тот период наркома обороны СССР. Также многим известен трагически разбившийся гигант АНТ-20 "Максим Горький", построенный к 40-летию деятельности тезки-писателя.
  В годы Великой Отечественной войны на фюзеляжах боевых машин можно было найти имена выдающихся российских полководцевв их числе: «Александр Невский», «Александр Суворов». Так, на именном самолете «Александр Невский» воевал знаменитый советский летчик капитан А.Д. Билюкин. На штурмовике Ил-2, названном в честь великого русского полководца генералиссимуса А.В. Суворова, успешно громил фашистов экипаж военных летчиков В. Алексухина и А. Гатаюнова.
  Другому советскому авиатору капитану Ю.И. Горохову перед началом Курской битвы, как лучшему летчику-истребителю 162-го истребительного авиационного полка, старейшим советским писателем-пушкинистом А.И. Новиковым был вручен именной самолет Як-7 «Александр Пушкин». Идея создания этой боевой машины была приурочена к 106-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина, инициатором которой и выступил Новиков. Благодаря его неустанной работе по популяризации имени великого русского поэта в трудовых коллективах ему удалось в короткий срок собрать нужную для строительства самолета сумму денег.
  После появления Ту-160 «Илья Муромец» перед 50-м Парадом Победы следующим именным самолетом в рядах ВВС стал ракетоносец «Иван Ярыгин»-в честь известного российского борца, неоднократного победителя мировых чемпионатов и Олимпийских игр, одного из лучших спортсменов планеты, трагически погибшего в автокатастрофе.
  Сегодня самолеты с именами великих россиян летают и в Аэрофлоте. Это известные композиторы, художники, общественных деятели, ученые и конструкторы. И качества своих носителей-людей, думается, обретают вместе с именами и машины. Всегда приятно знать, не что, а кто нас везет. К примеру, Андрей Рублев придает спокойной доброжелательности, а Сергей Королев - уверенности в благополучном завершении полета. По информации с авиафорумов, с этим согласно  большинство участников. Есть даже мнения, что «этих людей знает весь мир… а «Аэрофлот» нуждается в рекламе… ».
Выводы по разделу 3
1.  Аэронаутонимы - имена былинных богатырей - отражают подлинный российский национальных дух.
2. Имена греческих мифических героев у отечественных самолетов позволяют подчеркнуть конкретные достоинства ЛА.
3. Аэронаутонимы-имена выдающихся авиаторов-"продлевают" их "полет": живет имя и человека чаще вспоминают. И он словно второй жизнью тоже живет.
4. Имена великих россиян у самолетов-хорошая традиция:все они мировые величины и известны любому образованному человеку в любой стране мира. Это способствует усилению имиджа России как могучей державы.
 
  4 Все для становления родной авиации!
  4.1 Новые самолеты - от народа
  В начале ХХ века началось народное движение по поддержанию отечественного воздушного флота, которое не прекращалось до конца Великой Отечественной войны. В связи с этим в истории отечественной авиации много ЛА с названиями различных организаций, строивших самолеты на собственные средства. Традиция зародилась в сентябре 1912 г. когда имперский всероссийский аэроклуб (ИВАК) заключил соглашение с руководством Северо-западной железной дорогой о постройке самолета системы «Фарман» с присвоением ему имени «Северо-Западные дороги». Для его приобретения железнодорожники передали около 6 тысяч рублей - добровольные пожертвования служащих железной дороги.
  С окончанием Гражданской войны руководство СССР, поняв важную роль авиации в укреплении обороноспособности страны, призвало различные учреждения "взять шефство" над авиационными частями и помочь им в приобретении ЛА. Так в авиации появились самолеты, имена которых говорили сами за себя: «Ивановский медработник», «Химик», «Дзержинец», «Ивановская ткачиха», «Ивановский текстильщик»,«Московский строитель» и «Московский металлист»  и др. Но в этом ряду встречаются и интересные именования. Например, в 1927 году в ВВС РККА появились самолеты «Наш ответ Чемберлену». Они были построены на средства фонда потребительских коопераций. А именем своим обязаны произошедшему в то время разрыву дипломатических отношений с Великобританией по инициативе британского министра иностранных дел Остина Чемберлена.
  В годы Великой Отечественной войны именные самолеты на фронт поступали от трудовых коллективов, колхозов и совхозов, и даже отдельных граждан нашей страны. Например, на самолете-истребителе Ла-5ФН, построенном на личные средства колхозника Василия Конева, знаменитый советский летчик-ас Иван Кожедуб одержал ряд воздушных побед в небе Молдавии в 1944 г. А экипажу советского летчика Г.Паршина семья Барановых передала самолет, построенный на собственные средства, с именем «Месть Барановых», отражая тем самым стремление внести свой посильный вклад в общую победу над фашизмом. 
  Многие трудовые коллективы выпускаемым сверхплановым самолетам присваивали различные патриотические наименования, отражавшие веяние времени: «За Сталина», «За партию большевиков», «За Родину», «За Москву», «За Ленинград» и т.д. Чаще всего они вручались исключительно летчикам-асам. Приближение победы над врагом незамедлительно отразилось на содержании бортовых надписей. В этот период многие самолеты украсились лозунгом «Вперед на Запад!», ставшим главным девизом последних месяцев войны.
  Современная Россия-одна из сильных мировых держав, всем известны её авиационные достижения. Государство вкладывает в развитие новых авиатехнологий значительные средства, поэтому у нас отсутствует необходимость собирать средства на постройку новых самолетов. Я думаю, многих рекордов могло бы и не быть, если бы не всенародная поддержка авиации в период её становления и тяжелые времена.
   
  4.2 Новые рекорды - от лётчиков
  В 1920-30-е годы молодому государству СССР нужно было завоевывать авторитет у собственных граждан и на мировой арене. В этом стали помогать авиаторы, совершая рекордные для того времени перелеты. ЛА, принимавшие участие в них, получали "громкие" имена. Среди первых-самолет АНТ-6 «Страна Советов», совершивший первый в истории отечественной авиации межконтинентальный перелет. Во время Великой Отечественной войны по этому маршруту была проложена воздушная трасса, по которой из США поступали необходимые для нужд фронта самолеты.
   Широкий мировой резонанс получил трансарктический перелет из Москвы на Дальний Восток, получивший название «Сталинский маршрут». Участвовавший в нем экипаж АНТ-25-2: Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков сумел проложить через Арктику новый воздушный путь. За сверхдальний перелет по маршруту Москва - о. Удд в 1936 г вышеназванные летчики были удостоены звания Героя Советского Союза.
   Не отставали и летчицы. На самолете АНТ-37 бис «Родина» 24-25 сентября 1938 г Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова пролетел 5908 км от Москвы до дальневосточного поселка Керби. За этот подвиг они также были удостоены звания Героя Советского Союза. Имея громкие имена, самолеты-участники "сверхперелетов" завоевывали не только воздушное пространство, но и создавали облик нашей Родины.
  Вывод по разделу 4
 1. Именование ЛА в честь трудовых коллективов отражало и укрепляло неразрывную связь Красной Армии и советского общества.
 2. Авиаторы 1930-40х годов приложили немало героических усилий для усиления позиций нашего государства в мировом воздушном пространстве   
 
  5 Народные аэронаутонимы
  Завершая исследование, я хочу отметить, такой факт: нет разницы – было присвоено имя какому-либо летательному аппарату или нет. Если самолёт не имеет официального названия, он все равно получает народное, фольклорное. Остановимся на самых известных примерах. 
 Устойчивый, легкоуправляемый, с высокими летными данными и исключительной маневренностью истребитель И-15 пользовался заслуженной любовью летчиков. Они называли его «ишачком», любили его и ругали, как любят и ругают привычный предмет, приносящий радость и огорчения. Именно на нем советские летчики осенью 1936г вступили в борьбу с фашистами в Испании. Испанцы любят меткие прозвища. И-15 с тупой, несколько вздёрнутой передней частью фюзеляжа,  сразу назвали "чатос"-"курносый". И-16 с одной парой коротких широких крыльев окрестили "москас"–"мошки".
  За необычную конфигурацию фюзеляжа советские лётчики называли Ил-2 - "горбатым". Когда же в горячке боя получалось не то, что планировалось, в сердцах обзывали "верблюдом". Немецкие летчики уважительно называли его "черной смертью". А один английский генерал,анализируя итоги войны, отметил: "Россия выпотрошила немецкую армию. Ил-2 был одним из важнейших хирургических инструментов".
 
  У многих боевых машин, воевавших в Афганистане, есть имена: небольшой и юркий МиГ-21 "Веселый", трудолюбивый Ми-8 "Пчела", хищный Ми-24 "Крокодил" и "Полосатый" за своеобразный камуфляж. Однако, первыми в этом ряду стоят Су-25 известные как «грачи». Поначалу слово было радиопозывным первой пары опытных самолетов, проходивших войсковые испытания в операции "Ромб". Имя оказалось очень удачным: сам Су-25 с широким крылом и толстыми мотогондолами похож на эту работящую птицу. Среди пехоты штурмовик заслужил репутацию "расчески"- благодаря роду деятельности по "приведению в порядок" местности и за характерный вид крыла с ощетинившимся десятком подвесок. За прямое крыло, служившее характерным отличием от других машин, его именовали "крестом"- это прозвище "рисовало" противнику перспективы от встречи. Но имя «Грач» прижилось настолько, что многие до сих пор полагают его официальным названием.
  О возникновении известных имен грозных винтокрылых машин Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор» рассказывает генеральный конструктор ОАО "Камов"Сергей Михеев.
Выводы по разделу 5
1.  Народные имена метко отражают конструктивные особенности и «натуру» летательного аппарата.
2. Народные имена, как правило, дают сами авиаторы: полагаясь в бою на технику и доверяя ей, так они наделяют её частицей одушевленности и характером.
 
  Заключение
  Описать все имена отечественных ЛА и историю их появления, конечно, невозможно. В нашей стране не было и нет какого-либо общего подхода к их именованию. Представленная в работе попытка как-то систематизировать известные аэронаутонимы, выяснив их смысл и историю возникновения – это мое субъективное мнение. При этом, я считаю, что разнообразные принципы именования наших ЛА и их нестандартные аэронаутонимы сами по себе стали историей авиации России и являются весьма занимательными вехами на длинном пути совершенствования отечественной авиационной техники.
 
Краткий список источников информации
Литература
1) Козлов П. Я. Штурмовики: Очерки. - М.: ДОСААФ, 1987. - 119 с.
2) Павлова Е. «Печенег» на тропе войны. Почему российскому оружию дают красивые  имена // Журнал подразделений специального назначения "Братишка" / 2005. Вып. 6(87) С. 58 – 60
3) «Илья Муромец». Гордость русской авиации – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО. 2010. – 144с.: ил.
4) Маскалик , А . И . Экранопланы Транспортные суда XXI века / А . И . Маскалик .- СПб.: Судостроение, 2005. - 576 с. 
5) Прежде чем назвать крылатый гигант "Русланом", Олег Антонов рассматривал несколько вариантов // газета «Факты» от 28.01.2003
Электронные ресурсы
1) http://nik191-1.ucoz.ru - цикл статей из истории науки и техники – "Из   истории собственных наименований воздушных судов России"
2) http://www.russianknights.ru - официальный сайт авиационной пилотажной группы "Русские Витязи"
3) http://www.strizhi.ru - официальный сайт авиационной пилотажной группы "Стрижи"
4) http://www.airwar.ru – Большая авиационная энциклопедия
5) http://airaces.narod.ru/all/roshin_i1.htm - цикл статей - "Именные самолеты Второй мировой"
Видео- и фотоматериалы
1) http://www.nsktv.ru/vesti_sibir/2013/07/12/17260.html - выпуск программы Вести от 12.07.2013  «В Красноярском крае перехватчикам Миг-31 дают имена героев Великой Отечественной войны» 
2) http://pilot.strizhi.info/2011/05/05/9496 - сюжет из передачи «Смотр» от 05.05.2011 История создания авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» к  20 – летию группы.
3) http://www.vesti.ru/videos?vid=329426 – выпуск программы Вести от 05.04.2011 «Командир "Русских витязей": поначалу мне казалось, что я ошибся с профессией»
4) http://www.utro.ru/articles/2011/09/12/997983.shtml - фильм о Ка – 52 «Аллигатор»
5) http://waralbum.ru/ - военный альбом:военные фотографии

 

Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (10.11.2013) | Автор: Газутдинов Денис Инарович W
Просмотров: 4466 | Рейтинг: 4.5/38
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2498)
Фурсов Максим (1998)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1856)
Егор Андреевич Попов (1670)
Штриккер Артур (1255)
Григорьев Павел Сергеевич (661)
Медведкин Иван (588)
Азарин Николай (545)
Трунов Артём Николаевич (464)
Ефимова Софья Алексеевна (439)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024