Вторник, 21.11.2017, 15:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Высший пилотаж: боевое искусство или спорт!

Вахитов Камиль Ильдарович

Высший пилотаж: боевое искусство или спорт!

Оглавление

Введение

Появление высшего пилотажа

Высший пилотаж в спорте

Основные фигуры высшего пилотажа

Нагрузки при выполнении фигур высшего пилотажа

Катастрофы при выполнении фигур высшего пилотажа

Вывод

 

 

Введение

 

Еще в детстве я увидел по телевизору фигуры высшего пилотажа. С тех самых пор я всегда интересовался авиацией, прошло уже достаточно времени, но мой интерес не угас! Всю жизнь я мечтал прыгать с парашютом, летать на истребители и исполнять фигуры высшего пилотажа. Любовь к небу, я думаю, у меня в крови, мой дедушка учился в одном летном училище вместе с великим русским космонавтом  Ю.А.Гагарином. Я всегда с восхищением смотрю Парад Победы, и у меня замирает сердце, когда я вижу, как пролетают военные самолеты.

 

Цель моей работы: Узнать что же это все-таки высший пилотаж: спорт или боевое искусство.

 

Задачи:

 

Изучить литературу на тему высшего пилотажа.

Найти исторические данные о том, где и как образовался высший пилотаж.

Нужен ли высший пилотаж в военное время.

Высший пилотаж в спорте

Изучить какую перегрузку испытывает пилот во время исполнения фигур высшего пилотажа

Изучить классификацию фигур высшего пилотажа.

•       Привести примеры катастроф на авиа шоу

 

Появление высшего пилотажа

 

Начало высшему пилотажу дал  наш соотечественник  П.Н.Нестеров.

  File:Pyotr Nikolayevich Nesterov.jpg

Своё название  «мёртвая» получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. До П. Н. Нестерова даже горизонтальные развороты на самолётах делали без крена «блинчиком». Его заслуга в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Он так доверял своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые — центробежная сила прижимала лётчика к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали. Впервые в мире выполнена  27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеровым на самолёте «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

 File:Nizhny Novgorod Nieuport plane.jpg

Мёртвая петля  — фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли, в России известная также как «петля Нестерова». Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется правильной, если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости.

 

File:Looping.png

 

П.Н.Нестеров  Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.

 Файл:Плакат подвиг Нестерова.jpg

Первая мировая война

В развитие высшего пилотажа внесла вклад и Первая мировая война.

Появление на самолетах пулеметов заставило задуматься уже не только о пилотировании, но и о совершенствовании летных характеристик аэропланов. Все это привело к возрастанию углов крена и атаки при пилотировании, а так как вдобавок ко всему летчики выполняли все эволюции очень резко, значительно возросло количество катастроф.  Падение самолета с одновременным вращением его и потерей управляемости назвали штопором. Способ выхода из штопора придумал русский военный летчик Константин Арцеулов

 File:Арцеулов.jpg

  В сентябре 1916 года самолет «Ньюпор-21» взлетел с аэродрома Качинской школы летчиков. Набрав высоту, машина вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. Это была победа над самым грозным противником пилотов.  В октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы и стал фигурой высшего пилотажа.

Петля Нестерова, Штопор были не только фигурами высшего пилотажа, но и жизненно важными способностями пилотов.

 

Высший пилотаж в спорте

 

Высший пилотаж входит в одну из дисциплин самолетного спорта.

Самолётный спорт — технический вид спорта, где в качестве «спортивного снаряда» используется самолет.

В СССР проводились следующие соревнования по самолётному спорту:

 

 

Внутриклубные

Областные

Республиканские

Всесоюзные ведомственные

Чемпионаты СССР

 

 

 

 

 

 

 

В 1960-е гг. Центральный Комитет ДОСААФ принял решение образовать Федерации по авиационным видам спорта. На базе Центрального аэроклуба наряду с другими была создана Федерация самолётного спорта. По предложению Центрального аэроклуба и Федерации самолётного спорта СССР Международная авиационная федерация (ФАИ) в 1960 году учредила Комиссию по высшему пилотажу, которая стала организатором проведения международных соревнований, чемпионатов Европы и мира по самолётному спорту и законодателем положений о чемпионатах и правилах судейства. Центральный аэроклуб им. В.П.Чкалова в том же году учредил переходящий кубок  имени основоположника высшего пилотажа - русского лётчика Петра Николаевича Нестерова для награждения от имени ФАИ команды, занявшей первое место на чемпионате мира. Первый чемпионат мира проводился в Братиславе (ЧССР) в конце августа 1960 года. II чемпионат состоялся в Венгрии в 1962 г. На нём впервые разыгрывался Кубок им. П.Н.Нестерова. Его завоевала команда Венгрии. Наши спортсмены заняли вторую ступеньку пьедестала.

Первый Чемпионат Европы состоялся в 1977 году.

Соревнования на реактивных самолётах начали проводиться с 1967 года.

В 1968 году был учреждён Кубок Арести - переходящий приз президента комиссии ФАИ по высшему пилотажу как награда спортсмену за достигнутое на чемпионате мира абсолютное первенство. Первым обладателем этого кубка стал Игорь Егоров.

Чемпионаты Мира и Европы проводятся, чередуясь, раз в два года. Советская, а затем и Российская, команда является одной из ведущих в мире. Команду отличает ярко выраженный стиль пилотажа, школа, созданная выдающимися спортсменами.

В разные годы абсолютными чемпионами мира в классе unlimited (высший уровень) становились наши спортсмены: Владимир Мартемьянов и Галина Корчуганова (1966), Игорь Егоров и Светлана Савицкая(позднее дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР) (1970), Виктор Лецко и Лидия Леонова (1976), Валентина Яикова (1978), Виктор Смолин (1982), Халидэ Макагонова (1984), Любовь Немкова (1986), Неоднократными чемпионами и призерами чемпионатов мира и Европы становились Витольд Почернин, Алексей Пименов, Людмила Мочалина, Николай Никитюк (трижды абсолютный чемпион Европы), Ирина Адабаш, Евгений Фролов (в настоящее время ведущий летчик-испытатель ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России), Юргис Кайрис, Александр Любарец, Светлана Кабацкая, Елена Климович, Сергей Рахманин (Абсолютный чемпион Европы - 1999), Светлана Федоренко (Абсолютная чемпионка Европы 1999, 2004), Михаил Мамистов (Абсолютный чемпион Европы - 2004), Николай Тимофеев, Александр Кротов, Олег Шполянский, Валентина Дрокина, Лариса Радостева и другие.С 1991 года проводится Кубок мира Breitling -соревнования, в которых спортсмены выполняют трех- четырехминутную программу фристайла под музыку, в критерии судейства включена хореография, а с 1997 года - Гран-При Международной авиационной федерации. С 1995 г. чемпионаты мира и Европы проводятся в классе advanced. Алла Чекалова стала абсолютной чемпионкой Европы 1998 г., Владимир Попов - абсолютным чемпионом Мира 2000 г.

Основные фигуры высшего пилотажа

 

Колокол Квочура

 

Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры. 

Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур. Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь». 

Бочка

  

Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная. Впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь. Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту. 

Иммельман

  

Самолет делает боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли. Впервые фигура выполнена на моноплане Фоккер Е.III 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку. Фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики. 

Плоский штопор

  

Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса. В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете Ньюпор-XXI на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения. В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни. 

Чакра Фролова

  

Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота. Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже. Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Фигура не применялась во время воздушного боя. Ее демонстрируют во время показательных выступлений на выставкax и авиационных пpaздникax, доказывая аэродинамическое совершенство рoccийскиx истребителей поколения 4+. 

Хаммерхед

  

Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз. Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х. Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют. 

Фигура Пугачева

  

Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов (на Су-27, на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратноВпервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора. Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою. 

Ранверсман 

 

Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона). Предположительно опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку. Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты. 

 

Нагрузки при выполнении фигур высшего пилотажа

 

 

Каждый год идут жесточайшие "сражения" в воздухе между командами, выступающими на чемпионатах по высшему пилотажу. Пилоты - люди молодые, азартные. В результате из года в год техника пилотирования совершенствуется и усложняется. Чтобы выяснить, какие же перегрузки реально испытывает летчик-спортсмен, к исследованиям подключили специалистов из фирмы "Звезда" под руководством Г. И. Северина - главного специалиста России по катапультным сиденьям.   Три года на центрифуге  испытывали людей на перегрузках больших, чем в самолетах. Оказалось, что не все летчики выдерживают большие перегрузки - не у всех есть для этого природные данные: особые вестибулярный аппарат, мышечная и сосудистая системы. Действительно, при проведении соревнований происходит "естественный" отбор в сборную страны - туда попадают летчики, которые на перегрузках 12g пилотируют, можно сказать, элементарно.  С помощью аварийного регистратора и датчиков, установленных на теле летчиков, обнаружили, что в полете они выходят на такие режимы, о которых медицина и не подозревала. Выяснилось, что летчик может переносить перегрузки от - 8-10g до +12g. Тогда в авиации появились первые противоперегрузочные костюмы. Принцип их работы  прост: летчик надевает штаны, в которые подается кислород.   К сожалению, выяснилось, что в случае с летчиками-спортсменами эта система не успевает срабатывать. Испытания показали, что люди, остающиеся в сборной команде, во время действия больших нагрузок могут сами мышцами шеи автоматически пережимать сонную артерию. Кроме того, у профессионалов очень хороший вестибулярный аппарат: они могут крутиться в разных плоскостях и при этом четко останавливаться в любую секунду в нужном месте. Сейчас такие качества владения своим телом требуются и летчикам, пилотирующим современные истребители. 

Катастрофы при выполнении фигур высшего пилотажа

 Фарнборо: 65 жертв В Великобритании на известном авиашоу в Фарнборо 6 сентября 1952 года взорвался в воздухе реактивный истребитель. 

Фарнборо: 65 жертв. В Великобритании на известном авиашоу в Фарнборо 6 сентября 1952 года взорвался в воздухе реактивный истребитель. 

Самолет упал на зрителей, погибли 65 человек. После непродолжительной паузы организаторы шоу возобновили программу.

Самолет упал на зрителей, погибли 65 человек. После непродолжительной паузы организаторы шоу возобновили программу.

 

Мулхаузе: 3 жертвы 26 июня 1988 года на авиашоу в Мулхаузе (Франция) аэробус A320, пройдя над ВПП на бреющем полете, не смог набрать высоту, задел деревья и упал. Из 136 человек на борту погибли трое, 98 были ранены.

 Мулхаузе: 3 жертвы 26 июня 1988 года на авиашоу в Мулхаузе (Франция) аэробус A320, пройдя над ВПП на бреющем полете, не смог набрать высоту, задел деревья и упал. Из 136 человек на борту погибли трое, 98 были ранены.

Рамштайн: 70 жертв Трагедия произошла во время демонстрационного полета на военно-воздушной базе США в Германии в городе Рамштайн 28 августа 1988 года.

 Рамштайн: 70 жертв Трагедия произошла во время демонстрационного полета на военно-воздушной базе США в Германии в городе Рамштайн 28 августа 1988 года.

Сразу три итальянских реактивных самолета столкнулись и загорелись в воздухе.

 Сразу три итальянских реактивных самолета столкнулись и загорелись в воздухе.

Один из полыхающих самолетов упал прямо в толпу зрителей.

 

В результате трагедии погибли три пилота и 31 зритель.

Один из пытающих самолетов упал прямо в толпу зрителей.

 

 

 

В течение следующих недель от травм скончалось еще 36 человек. Еще около 400 человек получили ранения.

 В результате трагедии погибли три пилота и 31 зритель.

Самолеты принадлежали итальянской эскадрильи высшего пилотажа Frecce Tricolori.

 В течение следующих недель от травм скончалось еще 36 человек. Еще около 400 человек получили ранения.

Нижний Тагил: 19 жертв В России в городе Нижний Тагил во время празднования 9 мая 1993 года 48-ой годовщины дня победы спортивный самолет Як-52 не смог выйти из виража и упал в центре города. Помимо пилота погибли еще 18 человек.

 

Самая страшная катастрофа на авиашоу произошла под Львовом на аэродроме "Скнилов". 27 июля 2002 года по случаю 60-летия 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины на аэродроме собралось сотни человек.

 Во время выполнения фигуры высшего пилотажа на зрителей упал истребитель Су-27.

Во время выполнения фигуры высшего пилотажа на зрителей упал истребитель Су-27.

 В результате авиакатастрофы 543 человека признаны пострадавшими, погибло 77 человек, в том числе 28 несовершеннолетних, трое детей остались сиротами, 12 человек остались на всю жизнь инвалидами, 8 лечатся в психбольницах.

В результате авиакатастрофы 543 человека признаны пострадавшими, погибло 77 человек, в том числе 28 несовершеннолетних, трое детей остались сиротами, 12 человек остались на всю жизнь инвалидами, 8 лечатся в психбольницах.

 

Вывод

 

Так что это все такие такое высший пилотаж?

Думаю ,каждый сам решает, что это такое. Мое мнение, что высший пилотаж это спорт который необходим для корректного управления и развитию навыков, управления самолетом, в чрезвычайных ситуациях, и во время воздушного боя.

 

 
Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (22.12.2013) | Автор: Вахитов Камиль Ильдарович W
Просмотров: 3276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35048)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20156)
Щур Илья Андреевич (18891)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17699)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17086)
Перемота Алексей Юрьевич (14228)
Миргазетдинова Розалия (13114)
Комлев Фёдор Михайлович (12994)
Щур Илья Андреевич (12852)
Киселёв Андрей Валерьевич (12816)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017