Митюков Игорь Олегович
Воздушная акробатика:
спорт или цирк?
План
1.Цели и задачи исследования.
2.Введение.
3.Основная часть.
3.1.История парашютизма.
3.2.Парашютный спорт.
3.3. Успехи парашютистов города Кумертау
3.4. Разновидность воздушной акробатики и демонстрация их акробатом
3.5. Практическая часть. Эксперимент видов воздушной акробатики.
4. Заключение.
5. Источники информации.
1.Цели и задачи исследования
Цель исследования:
определить, воздушная акробатика является спортом или цирком.
Задачи исследования:
- Найти информацию об истории воздушной акробатики.
- Выяснить, какие существуют виды воздушной акробатики.
- Провести эксперимент - упражнения воздушной акробатики.
2. Введение
Три года я посещаю авиационный технический спортивный клуб, где увлекаюсь этим видом спорта. Сюда меня привёл мой старший брат, тогда мне было 14 лет. И у меня появилась цель: достичь высоких спортивных результатов и попасть в сборную команду России, достойно выступать за родную страну и принимать участие во всероссийских, международных соревнованиях. Цель направляет человека, таким образом, я регулярно стал заниматься парашютным классическим двоеборьем. Первый раз прыгнул с круглым парашютом для начинающих, а в данный момент прыгаю с парашютом типа «крыло». За три года сделал 600 прыжков и понял, чтобы достичь успеха, надо усердно работать, тренироваться, в прыжках учитывать скорость и направление ветра, погодные условия, для одухотворения ознакомиться с биографией спортсменов, которые добились высоких результатов в этой сфере. Оказывается, нелегко прыгать с парашюта, побороть свой страх, управлять своим телом в воздушном потоке и делать различные фигуры.
Воздушная акробатика не только показ различных фигур, но и большой труд, стремление мастерству. Во всем мире проводятся соревнования по воздушной акробатике, итого можно твердо сказать, что это и есть спортивный вид, который представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования.
3. Основная часть.
3.1. История парашютизма
Древние записи свидетельствуют, что во многих странах люди пытались спускаться с башен, деревьев, скал с помощью различных приспособлений, похожих на зонтики. Часто такие прыжки кончались увечьем или даже смертью, потому что никто не знал законов сопротивления воздуха, а чутье часто подводило. Леонардо да Винчи первый указал на самые выгодные размеры парашюта, и об этом вспомнили воздухоплаватели.
В начале семнадцатого века другой итальянский ученый, Фауст Веранчино, описал аналогичный аппарат, величина паруса которого зависела от тяжести человека.
Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен. Это было в 20-х гг. XVII века. Французский заключённый бежал из тюрьмы с помощью предварительно сшитого из простынь шатра, к низу которого прикрепил верёвки и пластины из китового уса. Выпрыгнув из тюремного окна, беглец успешно приводнился. В 1777 году другой француз, Жан Думье, приговорённый к смертной казни, опробовал «летающий плащ профессора Фонтажа». Узнику было предложено выполнить прыжок с крыши с «плащом». В случае удачного приземления ему даровалась жизнь. Эксперимент, как и в предыдущем случае, удался. Так появился первый аналог парашюта. Практическое же применение парашютов началось в XVIII веке, при освоении полётов на воздушных шарах.
26 декабря 1783 года Луис Ленорман выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении.
Бланшар, огорченный трагической гибелью Пилатра де Розье, начал проводить эксперименты с парашютом. Вначале он подвешивал небольшие парашюты внизу под корзиной и спускал с высоты на потеху публике различных животных — собак, котов. Они в полном здравии и целости снижались на землю. Значит, если сделать парашют подходящих размеров, то и человек сможет благополучно спуститься с высоты в случае аварии воздушного шара. Но куда девать огромный парашют — купол, стропы, пояса, или, как говорят теперь, подвесную систему, если кабина аэростата маленькая, тесная и в ней зачастую негде повернуться? (парашют не укладывался в ранец, как это делается сегодня).
3.2. Парашютный спорт
Датой начала развития массового парашютного спорта в СССР является 26 июля 1930 года. В этот день в Воронеже на Аэродроме начались первые прыжки военных лётчиков под руководством Л. Г. Минова.
В тридцатые годы идет бурное развитие парашютизма в ведущих авиационных странах мира. Совершенствуются спасательные парашюты для летчиков, парашюты для десантирования людей и выброски грузов в любых условиях. Разрабатываются и совершенствуются способы расчета прыжка для выброски и приземления людей и грузов в строго заданном районе. Создается техника управления различными типами парашютов для уклонения от препятствий и приземления в запланированном месте. Очень быстро человек осваивает все более длительные задержки в раскрытии парашюта и высотные прыжки с немедленным раскрытием парашюта. За десятилетие, с 30-го по 40-й год в прыжках с парашютом были освоены высоты от 80 до 12000 метров. Рекордсмены мира падали в свободном падении более 10 километров. Рекорды менялись с калейдоскопической быстротой. Были освоены прыжки зимой и летом, днем и ночью, на лес, на ограниченные площадки, на воду, затяжные и высотные, с кислородным оборудованием, с оружием, одиночные и в массовых десантах в несколько тысяч человек. Парашюты использовались для выброски врачей, пожарников, спасателей, подрывников. Для доставки грузов, продуктов, медикаментов, горючего и др.
3.3. Успехи парашютистов города Кумертау
1985
1 место на Втором Кубке АТСК ДОССААФ (Белоруссия)
1988
1 место на Чемпионате Уральской Зоны. Состав команды В.Барусков, В.Пономарев, В.Урванцев, Ю.Яценко, Д.Шляхов, Л.Лобашов, Т.Рогачев, И.Журавлева, Л.Ермилова.
2 место на международных соревнованиях на приз журнала «Крылья Родины» (Эстония).
1989
1 место на Чемпионате Уральской Зоны
1990
1 место на Чемпионате Уральской Зоны Чемпионы МАП (Узбекистан).
1992
1 место на Чемпионате России (Москва)
Победитель Кубка свободной России (Н. Новгород) Шляхов.Д - 1место в акробатике и 3 место в двоеборье
1993
1 место на Чемпионате Уральской Зоны
1 место на Кубке «Большой Урал» заняла команда Кумертау, в составе команды были Д.Шляхов, В.Урванцев, А.Сухов, И.Журавлева, И.Абдулина.
1994
1 место на Чемпионате Уральской Зоны
1995
1 место на Чемпионате ОСТО России
1 место на Чемпионате Уральской Зоны
1 место на Кубке «Большой Урал»
1996
1 место на Чемпионате ОСТО России
1 место на Кубке Республике Башкортостан заняла команда Кумертау-1
1 место на Чемпионате Уральской Зоны
1997
1 место на Чемпионате Уральской Зоны
1 место на Чемпионате ПРиВО. Состав команды Ю.Яценко, В.Пономарев, В.Урванцев, И.Абдулина, И.Журавлева.
1 место на Чемпионате России
3 место на Кубке СНГ (Агой)
1998
1 место на Чемпионате по пара-ски (Уфа)
1 место на Чемпионате РОСТО
2 место на Чемпионате Уральской Зоны
3 место на Кубке СНГ (Агой)
1999
2 место на Чемпионате Уральской Зоны (Уфа)
3 место на Чемпионате РОСТО (Тольятия)
3 место на Чемпионате России
2000
1 место на Чемпионате России по пара-ски
1 место на Чемпионате Уральской Зоны заняла команда Кумертау-1
3 место на Чемпионате РОСТО (Самара)
3 место на точности приземления на Кубке СНГ (Агой) Состав В.Барсуков, В.Пономарев, В.Урванцев, Ю.Яценко, В.Кульдешов.
2001
2 место на Чемпионате Уральской Зоны
2 место на Чемпионате РОСТО Состав команды Ю.Яценко, В.Кульдешов, М.Семенов, А.Мухамеджанова, И.Абдулина.
2 место на Чемпионате России среди молодежи
3 место на Кубке СНГ (Агой)
2002
2 место на Чемпионате Уральский регион
2 место на Чемпионате РОСТО
2место на Чемпионате России среди молодежи. Состав команды М.Барсуков, В.Матвиенко, А.Кузьмин, И.Замесина, Е.Торгашова.
3 место на точности приземления на Кубке СНГ (Агой) . Урванцев.В - победитель Кубка СНГ на точности приземления
2 место на Чемпионате России по пара-ски
2003
1 место на Чемпионате Уральский регион
1 место на Чемпионате РОСТО
1 место на Чемпионате России по пара-ски
2004
1 место на Чемпионате Уральский регион
1 место на Чемпионате РОСТО
1 место в двоеборье на Чемпионате России среди молодежи заняла Замесина.И.
2008
2 место среди юниоров и двоеборье на Чемпионате Европе и Кубке Мира по пара-ски (в Австрии) заняла Е.Торгашова.
3 место по точности приземления на Чемпионате России среди юниоров по классическому парашютному спорту город Саранск занял Ю.Зайнулин.
3 место на Всероссийских соревнованиях между федеральными округами по классическому парашютному спорту (город Курск). Состав В.Матвиенко, М.Сухов, М.Барсуков, Е.Торгашова, И.Абдуллина.
2009
1 место на Чемпионате России по классическому парашютизму среди юниоров. Команда в составе Д.Головяшкина, С.Иванова, М.Рубцова, Т.Малыгиной, К. Трофимовой.
2010
с 13 по 19 июля 2010 года в г. Саранск прошел Чемпионат России среди юниоров по классическому парашютному спорту. Спортсмены АТСК КумАПП завоевали призовые места: индивидуальная акробатика – 1 место Рубцов Максим, 3 место заняла Ксения Трофимова; двоеборье – 1 место занял Рубцов Максим.
Став абсолютным чемпионом соревнований, Рубцов Максим прошел отбор в команду для участия в Чемпионате мира среди юниоров.
Спортсмены АТСК города Кумертау:
1. Сидорова Оксана - Мастер спорта СССР
2. Пономарёв Виктор - Мастер спорта СССР
3. Костерин Виктор - Мастер спорта СССР, летчик 1 класса
4. Барсуков Александр - Мастер спорта России
5. Барсуков Максим - Мастер спорта России
6. Шляхов Дмитрий - Мастер спорта Международного класса
7. Рубцов Максим - Мастер спорта России
8. Торгашова Евгения - Мастер спорта России
9. Абдуллина Ирина - Мастер спорта России
10. Матвиенко Владимир - Мастер спорта России
3.4. Разновидность воздушной акробатики и демонстрация их акробатом
1. Классический парашютный спорт.
В классическом парашютном спорте две дисциплины: первая - это точность приземления, вторая - индивидуальная акробатика. Точность приземления выполняется с высоты 1200м, и спортсмен должен поразить цель с диаметром 2см и так 5 прыжков подряд, выигрывает тот спортсмен, который набрал наименьшее количество сантиметров. Чтобы попасть в точку, надо учитывать скорость и направление ветра.
Индивидуальная акробатика выполняется с высоты 2200м, спортсмен должен выполнить комплекс фигур за наименьшее количество времени. Комплекс фигур состоит из 4-х спиралей и 2-х сальдо. Выигрывает тот спортсмен, который выполнил комплекс фигур за наименьшее количество времени.
Все фигуры снимаются видео установкой, которая стоит на земле и записывается на кассету, потом судьи берут эту кассету и просматривают всех спортсменов и засекают время на секундомере, если спортсмен не четко останавливает спираль на 360%, то ему присваивают штраф. И он должен раскрыть парашют не ниже 800м. Если парашютист попал в облачность, то он должен взять купол в средний режим и летать, пока он не выйдет из облачности, а если он будет терять высоту, то он может попасть в купол нижнего товарища. Если у спортсмена нет теоретической подготовки, то он тогда не сможет попасть в заданную цель.
2. Групповая акробатика.
Выполняется 2,4,8 или 16 спортсменами, с высоты 4000м. Выигрывает та команда, которая выполнила наибольшее количество фигур. Спортсмены получают задание за 10 минут до прыжка. Вместе с ними выпрыгивает воздушный оператор, который снимает все их фигуры, если оператор отвлекся или его закрутило, тогда отрицательный результат будет у этой команды. Они должны раскрыть парашюты не ниже 800м. Перед соревнованиями команда проводит теоретическую подготовку, и напоминание об особых случаях. Если спортсмен не знает особые случаи, то он может разбиться.
3.Купольная акробатика.
Выполняется 2,3,4 или более спортсменами, с высоты 2000м, или 1500м под раскрытыми куполами. Надо учитывать скорость и направление ветра. Оценивается судьями, они должны сделать наибольшее количество фигур. И их снимает воздушный оператор, если он отвлекся, тогда у команды будет отрицательный результат. И они должны раскрыть парашют не ниже 800м. И перед началом соревнований все спортсмены проходят тренаж отцепки напоминания об особых случаях, если спортсмен не знает, что он будет делать в особых случаях, то он не допускается к соревнованиям.
4.Фрифлай.
Выполняют 2 спортсмена, выпрыгивая с высоты 4000м. Все фигуры выполняются на голове или сидя. За весь полет их снимает воздушный оператор. И они должны раскрыть парашют не ниже 800м.
5.Пилотирование куполов.
Выполняется с высоты 1200м. Также он должен пролететь на нем наибольшее расстояние. И они должны залететь в сквозные ворота, и пролететь над водой 25м, и приземлится на песок или траву. Если спортсмен приземляется в воду, то он проигрывает. Выигрывает тот спортсмен, который пролетел над водой и долетел до расположенной черты.
6.Фристайл.
Выполняется одним спортсменов с высоты 4000м, в этой дисциплине оценивается красота и сложность элементов. Этого спортсмена снимает воздушный оператор, а потом после приземления у него судьи берут камеру и судят этого спортсмена, который исполнял все эти элементы в свободном падении.
7.Скайсерфинг.
Выполняется одним спортсменом с высоты 4000м. В этой дисциплине спортсмен скайсерфер выпрыгивает с лыжей, и в свободном падении выполняет различные элементы, в это время его снимает оператор, которому прикреплен к шлему камера. Самое главное в этой дисциплине, оператор грамотно должен снимать на камеру все элементы партнера.
8.Скайдайвинг.
Выполняется одним спортсменом с нижних краев атмосферы, с момента прыжка с парашютом до его раскрытия с различных высот.
9. Парашютно-горнолыжное многоборье.
Выполняется командой, они по одному совершают забег на определенную дистанцию, и прыгают на точность приземления с высоты 1200м. Обязательно надо учитывать скорость и направления ветра, чтобы попасть в заданную точку. Если спортсмен попал в снежную бурю, то соревнования отменяют, а ему дают еще один забег, этот забег не идет в зачет, а если попал в сильный ветер, то ему дают перепрыгивать, если он не согласен со своим результатом.
3.5. Практическая часть. Эксперимент видов воздушной акробатики.
Я провел несколько экспериментов воздушной акробатики, например: классический парашютный спорт, групповая акробатика, фрифлай и купольная акробатка.
Групповая акробатика: мы с партнером пытались сделать групповую акробатику, но у нас не получилось, потому что мы не смогли подойти друг к другу - там надо работать ногами, но и заодно нужно помогать чуть руками. С третьего раза мы подошли друг к другу и сделали эту фигуру. Мы не знали, как нужно правильно браться друг другу, и быстро сделать фигуры. Потому что нам не хватило высоты - мы прыгали с маленькой высоты 1600м, и нам не хватило времени. Чтобы научиться групповой акробатике, нужно тренироваться с больших высот и летать в аэродинамической трубе, так быстрее можно освоить групповую акробатику.
Фрифлай: я пробовал падать на голове сидя или стоя, но у меня не получалось, так как я срывался каждый раз. И было мало высоты, потому что мы прыгаем с Ан-2, а он на высоту 4000м очень долго забирается и поэтому у нас самая предельная высота прыжка 2200м. Я занимаюсь классическим парашютным спортом и тренируюсь в прыжках на индивидуальную акробатику, а не групповой акробатикой или фрифлайем. Но мне очень хотелось научиться делать разные фигуры в воздухе. Во фрифлайе у меня не получается, потому что я не могу понять, как нужно сидеть правильно, чтобы тебя не завернуло. Не получается стоять на голове, потому что не могу правильно поставить руки в воздушный поток, и меня все время переворачивает.
Купольная акробатика: это самое трудное, если что-то не то сделаешь - ты погубишь себя и партнера, так как можно запутаться в стропах или обвернуть куполом своего партнера. У нас не получилось, потому что я должен был поймать купол партнера и перехватиться ногами за его стропы по центру, но не успел его поймать. А если я бы попал ему в центр строп, мог бы ему завязать купол и тем погубить нас обоих. В этих случаях надо очень быстро принимать решение, для того, чтобы спастись и спасти своего партнера. Мы с инструктором один раз пытались сходить на купольную акробатику с первого раза, но не смогли сойтись в воздухе, а со второго раза сошлись и все обошлось. А когда первый раз делали, мы врезались друг в друга, но, главное, что все обошлось. Я считаю, что этот вид спорта самый жесткий и опасный.
Классический парашютный спорт: я вам уже рассказывал, что в этом спорте 2 дисциплины: это - точность приземления и индивидуальная акробатика. В точности приземления, самое главное, это - погодные условия. Если идет дождь или бывает туман, мы не совершаем прыжки на точность, потому что не видим свою точку приземления. Если погода соответствует точности, то мы прыгаем, и самое главное, в точности надо знать теорию. Если ты не знаешь теорию, ты не сможешь попадать в цель, и правильно сделать базовый заход, чтобы тебе было комфортно обработать свою цель. У меня лучше получается выполнить этот вид спорта, потому что у нас есть поэтому виду спорта тренер-инструктор.
А в индивидуальной акробатике все по–другому. Там надо уметь управлять своим телом в воздушном потоке. Я пробовал прыгать эту акробатику, но мне пока не удается так быстро выполнять комплекс фигур. Так как весь комплекс состоит из 4 спирали и два сальто. Там самое главное, надо знать, как правильно поставить руки в поток, чтобы тебя хорошо закрутило. И главное, ты весь комплекс фигур делаешь на одном дыхании, при этом ты должен быть напряжен. Если у тебя руки, ноги, пресс не напряжены, у тебя будет очень медленный комплекс, а если он медленный - ты не сможешь выиграть. У меня не получилось, потому что я бросаю взгляд на старт, и поэтому четко не выходят спирали на 360 градусов, я их постоянно не докручиваю, и за это меня судьи наказывают, добавив секунды к моему времени.
В любом спорте каждый хочет выиграть, а чтобы выиграть - надо много стараться. Если человек не заинтересован, нет конкретных целей, тогда он не сможет выиграть и попасть в сборную команду.
4. Заключение
В своей работе я ставил цель: определить, воздушная акробатика является спортом или цирком.
Для достижения этой цели я:
- изучил историю парашютизма;
- выяснил, какие существуют виды воздушной акробатики;
- выявил факторы, влияющие на полет акробата.
Проведя свои собственные эксперименты, выяснил, что воздушная акробатика зависит от уровня и подготовки спортсмена, от теоретической подготовки в особых случаях, от скорости и направления ветра, от погодных условий.
Из вышесказанного делаем вывод, что воздушная акробатика является спортом, а не цирком, так как в нем спортсмены соревнуются между собой - кто из них лучше. В цирке воздушные акробаты демонстрируют зрелищное представление, а не соревнуются между собой.
В авиационной воздушной акробатике страхующим предметом является парашют, а в воздушном цирке страхующим предметом является трос или канат. Воздушная акробатика в цирке выполняется со столбов и с трамплина. А авиационная воздушная акробатика выполняется с авиационного судна, самолетов и вертолетов. Например: Ан-2, Ан-28, Л-410, Ми-8, Ми-2 и т.д.
Воздушная акробатика выполняется за ограниченное время, для классического парашютного спорта время ограничено - за 30 секунд спортсмен должен выполнить комплекс фигур, а на точность приземления дается 3 минуты для обработки цели. На групповую акробатику дается одна минута, за минуту спортсмены должны сделать большее количество фигур. В купольной акробатике дается 2 минуты, и они должны сделать наиболее количество фигур. На пилотирование купола дается 2 минуты и спортсмены должны четко войти в сквозные ворота и приземлится. Фрифлай - спортсмены должны выполнить фигуры за одну минуту. Фристайл - спортсмен должен выполнить наибольшее количество фигур за одну минуту. Скайсерфинг- спортсмену на все фигуры дается одна минута. Парашютно-горнолыжное многоборье - спортсменам надо спуститься с горы, чем быстрее, тем лучше, а на точность приземления дается 3 минуты, чтобы попасть в заданную цель. Скайдайвинг- спортсмену дается целая минута, чтобы сделать наиболее количество фигур. Таким образом, во всех видах воздушной акробатики учитывается определенное количество времени. Вот поэтому воздушная акробатика является спортом.
И я провел опрос среди 100 учащихся нашего колледжа.
Воздушная акробатика является спортом или цирком?
Полных лет
|
Количество
студентов
|
Является
спортом
|
Объяснение
студентами
|
Является
цирком
|
Объяснение
студентами
|
15
|
2
|
2
|
Физическая, моральная, психическая
подготовка, достижение высоких результатов,
соревнование
|
-
|
Весело, интересно, развлечение для людей.
|
16
|
22
|
22
|
-
|
17
|
34
|
28
|
5
|
18
|
34
|
33
|
1
|
19
|
5
|
4
|
1
|
20
|
3
|
3
|
|
5. Источники информации
1.Андреев Е. Н. Небо вокруг меня.- М.: ДОСААФ СССР,1983.- 40 с.
2.Веробьян Б.С. История зарождения воздухоплавания и авиации в
России.- М.: Техносфера, 2008 г. – 232 с. 6.
3.Голант Ю.А., Маргелов А.В. Парашютный спорт в филателии. Каталог-справочник.- М.: ФГУП Издатцентр «Марка», 2008.- 80 с.
4.Кaйтaнов К.Ф. Под куполом пaрaшютa. - М.: ДОСААФ СССР,1984.-
65 с.
5.Красильщиков А.П. Энциклопедия.Планеры России.- М.: Полигон-пресс, 2005.-352 с.
6.Романюк В.Г. Заметки парашютиста - испытателя.- М.: Воениздат, 1973.- 96 с.
7.Серебренников Г.Г. Парашютный спорт. Учебное пособие.- М.: Патриот, 1990.- 223 с.
8.Сытин Л.Е. Все об авиации PDF.- М.: Астрель; СПб.: Полигон, 2011. — 656 с.
9.http://slovorus.ru/index.php?ID=71536&pg=9&w=%D6%C8%D0%CA&s=%D6&a=
Ответ 1. Для перевозки крупногабаритного груза.
Ответ 2. Прямоугольное.
Ответ 3. В качестве руля, для улучшения управляемости, для повышения маневренности.
Ответ 4. Амортизатор, для повышения вибрации, вызванный неровностями взлетно-посадочной полосы во время взлета и приземления.
Ответ 5. Потому что самолет может впасть в штопор.
Ответ 6. Дальний бомбардировщик Ил-4. Может летать сутками, преобладает большой скоростью полета, наибольшей дальностью, высокой грузоподъемностью.
Ответ 7. МиГ-9 - первый советский реактивный истребитель. Большая максимальная скорость, устойчивый, управляемый.
Ответ 8.МиГ-31 двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый боевой самолет 4-го поколения.
Ответ 9.Командир Валерий Павлович Чкалов и его экипаж. Стартовали «Сталинский маршрут» 20 июня Ответ 1936г. Летели 56ч. Преодолели 9375 км. Путь на Северную землю, до Петропавловска. Начинаются великие открытия и свершения - долетели до Америки; открыл трансполярные транзитные перелеты, появился интерес к авиации. Приобрел всенародную известность в СССР.
Ответ 10. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи 1452г.р. Итальянский художник, изобретатель. Воздушный винт.
Ответ 11. P-37 Los. Не смог брать бомбы крупного калибра, обладающие наибольшей разрушительной силой, частые аварии, отсутствие запчастей.
Ответ 12. У-2 или по-другому говоря, ПО-2.
Ответ 13. В 1934г. одномоторный самолет АНТ-25, пробыв в воздухе 75 часов, пролетел 12 411км. Это абсолютный мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту.
Ответ 14. Гидросамолет. Летающие лодки более устойчивы на воде и могут эксплуатироваться при большом волнении, а для поплавковых гидросамолетов эксплуатация даже при среднем волнении небезопасна и может быть запрещена.
Ответ 15.Николай Егорович Жуковский. Годы жизни 1847-1921гг. Область аэродинамики – составил основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела. Александр Федорович Можайский (1825-1890) – в 1876г. начал работать над проектом летального аппарата тяжелее воздуха, построил первый в мире аэроплан.
|