Пятница, 29.03.2024, 03:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Роль заградительных аэростатов
Пихлаев Зоригто Николаевич
Роль заградительных аэростатов
 
 
План

* Введение
 
* Основная часть
1. Плюсы и минусы
2. Практическое применение
3. Антиаэростатные припособления
4. Техника
5. Падшие аэростаты
 
*Заключение
 
*Источники
 
 
Введение

Во время Второй Мировой Войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха.
 
Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
 
Основная часть

1. Плюсы и минусы
 
Заградительные аэростаты - весьма хороший тактический ход, когда необходимо "оцепить" определённую территорию, защитить её от бесконечных бомбардировок, атак с неба, однако, есть несколько факторов, которые превращают их в обычную декорацию линии фронта. Например, на Мальте был участок, где аэростаты стояли на огромном расстоянии от друг друга, лишь слепой мог не заметить толстой верёвки, соединяющую аэростат с специальными сооружениями внизу. Немецкие лётчики облетали их стороной. Именно поэтому необходимо было тщательно рассчитать в каком положении аэростаты должны висеть над точкой, насколько они будут полезны на определённой высоте. 
 
Однако, не стоит забывать, что аэростаты были не только заградительные, они также были оборудованы под точки наблюдения ПВО. И часто эти аэростаты устанавливали в качестве заградительных, что было огромной ошибкой. Вскоре аэростаты решили делать более прочными, между двумя соседствующими закрепляли сетки, довольно незаметные для глаза вражеских пилотов и, в то же время, представляющие серьёзную угрозу для штурмовиков и бомбардировщиков.
 
Не стоит также забывать, что аэростаты часто подвергались атакам птиц, решивших, что перед ними враг и атакующих его целыми стайками, что было, конечно, фатально для самого объекта, а также стоящих на земле сооружений, на которые падали аэростаты. В этом случае страшен не само падение аэростата, а незащищенность точки появившаяся в результате падения.
 
С другой стороны, аэростаты часто сбивались вражескими снарядами, так что аэростаты чаще всего выполняли роль временного препятствия на пути врага. Также на некоторые самолёты устанавливали антиаэростатные приспособления
 
2. Практическое применение
 
В начинавшихся вечерних сумерках были хорошо видны пулемётные трассы, прорезавшие серое небо, затянутое облачной дымкой, местами подкрашенной в розовый цвет закатным солнцем. В небе висело множество аэростатов воздушного заграждения с расположенными на них пулемётными точками. После того как в Латраиду было дополнительно стянуто три десятка зенитных пушек и подвешены на разной высоте аэростаты с пулемётами, дирижабли Деремской коалиции стали бомбить город с больших высот. Точность бомбометания значительно снизилась, но это не избавило гражданское население от жертв. 
Андрей Колганов. «Повесть о потерпевшем кораблекрушение»
 
Современные системы ПВО в считанные секунды могут перехватить вражеский самолёт и отправить его в небытие одним-единственным залпом. Радары, сканирующие устройства, механизмы самонаведения, управляемые компьютерами, — всё это служит мирному небу над нашими головами. Но компьютеры появились лишь в середине XX века, да и ракеты — не слишком давнее изобретение. Как же боролись с авианалётами до изобретения всех этих изощрённых средств? По старинке. С помощью больших, неуклюжих и медленных — но незаменимых аэростатов.
 
Аэростаты применялись в защитах многих территорий, в таких городах, как Берлин, Москва, Лондон, на Мальте. Они выполняли существенную роль в защите городов, поэтому приуменьшать их важность не следует. Но, лишь вспомнив, можно также рассказать о том, что жертвами заградительных аэростатов становились и союзные самолёты.
 
 
Рассказывает Александр Бернштейн, ветеран воздухоплавания и Великой Отечественной войны.
 
Согласно документам из Центрального архива Министерства обороны СССР, за 1941–1945 годы части АЗ Московского фронта ПВО произвели около 217 тысяч подъемов аэростатов, причем все второе полугодие 1941 года — в условиях боя. По отчетам дивизий АЗ, всего было зафиксировано 92 случая налета самолета на трос аэростата, из них 12 сбиты на месте или повреждены с вынужденной посадкой. К сожалению, больше половины из них — советские самолеты, в силу тех или иных причин вошедшие в зону тросового аэростатного заграждения. Немецкие летчики строго соблюдали летную дисциплину, берегли себя и боялись заходить в зону поднятых аэростатов заграждения. Вот несколько примеров из рассекреченных отчетов полков или дивизий АЗ Московской Особой армии ПВО.

Налеты на трос немецких бомбардировщиков

1. 10 августа 1941 года.1-й полк АЗ, район деревни Татарово. Немецкий бомбардировщик «Хе-111» на высоте около 2500 м врезался в трос АЗ (верхний аэростат имел высоту 4500 м). Самолет с экипажем разбился. Боекомплекта троса ИЗ-4 не было.

2. 11 августа 1941 года.9-й полк АЗ, район Хорошево. Бомбардировщик «Хе-111» врезался в трос (боекомплект троса ИЗ-4 сработал). Самолет с отрезанным крылом и с экипажем рухнул и затонул в Москве-реке.

3. 19 августа 1941 года.9-й полк АЗ. Бомбардировщик «Ю-88» врезался в трос. Сбросил ФАБ. Опрокинул лебедку. Трос разрушился. Самолет улетел. Судьба его неизвестна.

4. 6 апреля 1942 года.9-й полк АЗ. Донской монастырь. Самолет «Ю-88» врезался в трос. Боевого комплекта троса не было. Лебедку опрокинуло. Трос разрушился. Сведений дальнейших не было.

5. 25 апреля 1942 года.9-й полк АЗ. Двухмоторный немецкий самолет на высоте около 800 м врезался в трос. Боевого комплекта троса не было. Трос оборван. Установлено, что самолет совершил вынужденную посадку за городом.

Налеты на трос советских самолетов

1. Сентябрь 1941 года.1-й полк АЗ, Садовники. Свой истребитель на высоте 2500 м, возвращаясь из боя, врезался в трос. Боекомплекта троса не было. Летчик спасся на парашюте. Самолет разбился.

2. 18 сентября 1941 года.1-й полк АЗ, Люберцы. Свой разведчик Р-5 на высоте 800 м врезался в трос. Боекомплекта троса не было. Самолет разбился. Летчик лейтенант Тихонов погиб.

3. 25 февраля 1942 года.1-й полк АЗ, Соколиная гора. Двухмоторный самолет врезался в трос. Боекомплекта троса не было. Трос прорвал бензобак. Самолет загорелся. Крыло с мотором оторвало. Самолет разбился. Винт опутан тросом.

4. 2 августа 1942 года.1-й полк АЗ, Люблино. «Дуглас» на высоте 2000 м врезался в трос. Боекомплекта троса не было. Самолет упал. Экипаж погиб.

5. 4 ноября 1942 года.9-й полк АЗ, Останкино. Самолет У-2 врезался в трос. Опустился с тросом у Останкинской ул., 9. Летчик получил увечья.

6. 21 июля 1943 года.13-йполк АЗ,14 пост. Самолет «Ил-4» врезался в трос. Боекомплект стоял на тросе и сработал. Самолет подорвало миной. Экипаж сержанты Пекалов и Мензуров были ранены осколками, но спустились на парашютах. Летчик Панферов сумел посадить самолет.

В заключение следует сказать, что за весь период Отечественной войны враг совершил на Москву 134 налета, произведя 9 тысяч самолето-вылетов. К городу прорвались на большой высоте лишь 243 экипажа. Но им удалось сбросить на жилые кварталы 1526 фугасных и 45 тысяч зажигательных бомб. Это составило только одну десятую часть того бомбового груза, который фашисты приготовили для столицы нашей Родины.

Объединенными усилиями всех боевых средств ПВО при отражении атак немецкой авиации на Москву было уничтожено 1305 самолетов противника. 

Иными словами, "налёты" советских самолётов на собственные аэростаты - это проявление недисциплинированности, т.к., следуя логике, лётчики обязательным образом должны были информированы о расположении таких сооружений.

Так или иначе, аэростаты всё же использовались широко.

 

3.  Антиаэростатные приспособления

Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения. Великобритания использовала большое количество аэростатов заграждения, и в ответ Германия разработала весьма эффективные устройства для их обезвреживания.

Немецкое устройство состояло из небольших C-образных приспособлений, установленных на ведущей кромке крыла. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства, то после скольжения вниз крыла он приводил в действие небольшие пиропатроны, которые, сработав, в свою очередь приводили в действие лезвия, перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения. Правда, такие устройства в основном не помогали т.к. в условиях боя было очень сложно осуществить обезвреживание, ведь это требовало некоторых умений и условий - под залпами ПВО очень сложно держать самолёт в одном положении, обезвреживая тросы стоящих на пути аэростатов. 

4. Техника

Аэростаты заграждения не рассчитывались на подъём большого количества полезного груза. Собственная масса троса и масса бомбы (если таковая была) — вот и всё. Поэтому по объёму они были меньше аэростатов наблюдения и прочих «собратьев». Эффективнее было «развесить» большое количество малых аэростатов, нежели несколько больших. Максимальная высота подъёма равнялась 2500 метрам — именно поэтому использовались «многоэтажные» аэростаты, так называемые тандемы. Участок троса, укреплённый на земле, нёс на себе первый аэростат; к нему уже крепился новый участок троса, который держала следующая «подушка». Таким образом, потолок аэростатного заграждения можно было поднимать до 4500 метров!

Уникальной конструкцией являлись два аэростатных поста типа «триплет», использовавшиеся над Ленинградом. Три невзаимозаменяемых аэростата, прицепленных последовательно друг к другу, позволяли поднять потолок до 6300 метров! К сожалению, подобный опыт был единственным, поскольку в то время не существовало антиобледенительных смазок — и это серьёзно мешало эффективной работе аэростатов. Помимо того, их было крайне сложно запускать и возвращать обратно на землю. Триплеты прослужили с октября 1941 по сентябрь 1942 года.

5. Павшие аэростаты

Даже многократно повреждённый и рухнувший аэростат заграждения долго не желал сдуваться. А улетевший аэростат продолжал мешать самолётам противника маневрировать, а когда из него утекала часть водорода, приземлялся и мог, в принципе, быть использован повторно.

Собственно, сбить аэростат было не так и просто. Нижняя часть аэростата заполнялась простым воздухом — и попадания ему не вредили. Обычный снаряд мог просто не сдетонировать и пройти насквозь, а огромный объём газа через маленькое отверстие выходил крайне медленно. Пробитый аэростат ещё долго парил над объектом, а когда опускался, его могли отремонтировать и снова отправить в небо.

Именно поэтому для уничтожения аэростатов ещё во время Первой мировой войны разработали зажигательные снаряды: поджог небесного тюфяка был единственным гарантированным способом вывести его из строя.

 

Заключение


Что ещё сказать? Сегодня конструкции, схожие с аэростатами заграждения, используются, например, в рекламных целях. Вы наверняка видели висящие над городом воздушные шары или дирижаблеподобные надувные тюфяки с изображением логотипа какой-нибудь компании.

Только на их тросах уже нет мин и парашютов. И дай бог, чтобы никогда не появились.

Источники


1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
3. Сохранённые в кэше поисковой машины Яндекс изображения
5. «Повесть о потерпевшем кораблекрушение»
6. Энциклопедия "War Thunder"
 
 
 
 
Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (27.11.2013) | Автор: Пихлаев Зоригто Николаевич, РФ E W
Просмотров: 3633 | Комментарии: 1 | Теги: вторая мировая война, Дизельпанк, популярная история, Заградительные аэростаты | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 1
1 Бум-Зум  
Заметка №1: не уверен насчёт выбранной темы. Нужна консультация с научруком.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1770)
Егор Андреевич Попов (1351)
Штриккер Артур (1101)
Эжиев Руслан Мухаммедович (624)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024