Автор: Любимцев Егор
Возраст: 14 лет
Место учебы: МОУДО Детско-юношеский центр Кольского района Мурманской области
Город, регион: п. Мурмаши, Кольский район, Мурманская область
Руководитель: Крендюкова Марина Владимировна
Роль самолетов-снарядов во Второй мировой войне
План
Введение
1.Из истории создания
1.1. Самолеты-снаряды Германии
1.2. Самолеты-снаряды СССР
1.3. Самолеты-снаряды Японии
Заключение
Информационные источники
Введение
На сегодняшний день противовоздушная оборона является одним из компонентов военной безопасности любого государства, одной из форм защиты его национальной независимости и суверенитета. Это актуально для любого государства. Противовоздушная оборона – это самолёты-снаряды, сегодня известные под такими названиями как баллистические ракеты, самолёты-беспилотники, крылатые ракеты, которые впервые показали себя во Второй мировой войне и являются на сегодня самым перспективным средством вооруженной борьбы. И альтернативы им на сегодняшний день нет.
Цель исследования: выявления влияния самолетов-снарядов на исход Второй мировой войны.
Задачи:
- Изучить литературу по истории создания и применения самолетов-снарядов;
- Произвести анализ эффективности применения самолетов-снарядов;
- Определить значение, которое они сыграли во Второй мировой войне.
Гипотеза: самолеты – снаряды не сыграли значительной роли в Второй мировой войне в связи с техническим несовершенством.
Объект исследования: самолеты-снаряды Второй мировой войны
Предмет исследования: использование самолетов-снарядов в военных действиях.
Методы исследования: изучение различных информационных источников.
Теоретическая значимость работы заключается в накоплении и систематизации материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и всеми, кого интересует данная тема.
1.Из истории создания
Разработка первых самолетов-снарядов началась еще в начале 20 в. Проект первого самолета-снаряда был создан в 1910-1911 году французом Р. Лореном. Строительство самолетов-снарядов не прекращалось в период между двумя мировыми войнами. А с началом Второй мировой войны эта идея получила второе дыхание. Уже тогда и появилось впервые второе название - крылатая ракета.
Одна из основных причин создания крылатых ракет - стремление повысить эффективность поражения целей при одновременном сокращении потерь пилотируемой авиации. Основное преимущество такого вида оружия- его беспилотность. Самолеты-снаряды должны были сохранять не только людей, но и уменьшить размеры и габариты. Так как все самолеты-снаряды рассчитаны на одноразовое применение, то к ним предъявляется меньше требований по ресурсу двигателя и других агрегатов.
Самолеты-снаряды были предназначены для однократного запуска. Траектория полета определялась аэродинамической подъемной силой крыла, а также тягой двигателя и силой тяжести. Существовали также и самолеты-снаряды, которыми могли управлять смертники. Подобные проекты разрабатывались в Японии, а в Германии в конце войны в пилотируемую версию было переделано некоторое количество самолетов-снарядов «Фау-1».
1.1. Самолеты-снаряды Германии
Немцы, создавшие самолет-снаряд «Фау-1», особенно преуспели в этом направлении. Они верили, что эти самолеты-снаряды, могут переломить исход войны.
Испытания немецкого Fi-103, начались в ракетном центре в Пенемюнде в декабре 1942г. В массовое производство планировалось запустить в сентябре 1943г. Но союзники внесли в планы коррективы. Начались систематические бомбёжки Германии. Промышленности Германии пришлось рассредоточиваться и рассеиваться. Всё это существенно замедляло процесс испытаний и производства. Только к марту 1944г. удалось наладить выпуск самолетов-снарядов.
Крылатая ракета Fi-103 представляла собой «свободнонесущий среднеплан с лёгким стальным фюзеляжем длиной приблизительно 6,5 метров. В передней части фюзеляжа устанавливали боезаряд весом свыше 800 килограммов со взрывателями, в средней – топливный бак, два баллона со сжатым воздухом, аккумулятор, автопилот и устройство контроля высоты и дальности полёта. Такая ракета могла лететь на 250 километров при высоте до 1000 метров» (2).
На рассвете 13 июня 1944 года был произведён первый боевой пуск десяти ракет по целям в Англии.
Немецкая пропаганда сразу же заговорила об оружии возмездия, Vergeltungswaffe – отсюда и знаменитое обозначение таких ракет как V-1 («Фау-1»).
Но «возмездие» оказалось довольно слабым. Почти треть всех выпущенных по Англии ракет была потеряна из-за конструктивных и технологических недоработок. Ещё треть – уничтожены истребителями ПВО и зенитными орудиями, показав свою полную беззащитность: управляемая автопилотом ракета представляла собой неманевренную цель, которой было не под силу даже просто уклониться от аэростата заграждения.
Лётчики, летавшие в составе английских RAF, разработали систему, которая позволяла им сбивать «Фау-1». Необходимо было просто сбить ракету с курса потоком воздуха, пролетев в опасной близости.
Итак, несмотря на то, что ничего подобного на тот момент не существовало во всей Европе, оправдать надежды немцев данное оружие было не в состоянии. Низкая надежность и большие размеры стартовых установок, а также небольшие дальность полета, скорость, а также метод, который позволял быстро сбивать ракеты - все это не позволило новому оружию дать тот эффект, который ожидали немцы.
1.2. Самолеты-снаряды СССР
Узнав о том, что фашисты испытали новое оружие, советским конструкторам А. А. Новикову и В. Н. Челомею поставили задачу по созданию нового вида оружия – беспилотной боевой техники и 5 февраля 1945 года сборочные цеха завода покинул первый серийный 10Х.
Устройствами для подвески новых самолетов-снарядов 10Х были оборудованы бомбардировщики Ер-2 и Пе-8.
Заводские летные испытания нового оружия начались только 20 марта 1945 года. В рамках первого этапа испытаний осуществлялась проверка функционирования подвесных устройств на Пе-8, сбрасывания 10Х, а также работы его механизмов и двигателя в момент отрыва от самолета-носителя.
На втором этапе - определялись основные характеристики самолета-снаряда 10Х, проверялась работа различных агрегатов.
На третьем этапе - проверялась точность попадания самолетов-снарядов в цель и эффективность действия их боевых зарядов.
Так или иначе, летные испытания были завершены только 25 июля 1945 года. Точность самолетов-снарядов удалось довести до 88% только к 1948г., а в 1945 она составила всего лишь 36% .
В итоге, только в конце войны, когда в СССР стали знакомиться с новейшими разработками Германии в области реактивной и ракетной техники, а также ядерного оружия, государство стало серьезно заниматься этим вопросом и начало проводить масштабные исследования и эксперименты в области крылатых ракет. До этого в СССР в основном сводилось все к разработке нового вида артиллерии типа «Катюши» и ее модификаций.
1.3. Самолеты-снаряды Японии
С начала 1943 года японцы начали уступать американцам в области боевой техники, поэтому превосходство в воздухе стало постепенно переходить к противнику. Исправить положение решили за счет разработок новых оригинальных тактических приемов. Во втором полугодии 1944 года начали осуществление массированных атак пилотов-самоубийц, которые вскоре стали известными во всем мире под японским названием камикадзе. Эти вылазки стали наиболее эффективными средствами борьбы с кораблями военно-морского флота США.
В начале действия камикадзе рассматривались как исключительная мера, но вскоре они стали повсеместной практикой. Использовать для атак камикадзе обычные машины было стишком расточительно, поэтому встал вопрос о создании "одноразового" самолета, который, во-первых, способен преодолеть мощную систему противовоздушной обороны противника, во-вторых, был бы дешев в производстве и легок в управлении.
С помощью специалистов из авиационного института Императорского токийского университета и был создал самолет, получивший обозначение MXY7 "Ока" (Цветок вишни). Предназначался он в основном для защиты Японских островов от возможного вторжения противника. В район местонахождения вражеских кораблей он должен был доставляться самолетом-носителем, а после отсоединения от него пилот должен был самостоятельно направить свой самолет на цель. Первоначально в качестве силовой установки планировалось использовать ракетный двигатель. Но поскольку японцы к тому времени не располагали отечественным двигателем такого типа, то было принято решение использовать сборку из трех размещенных в хвостовой части самолета твердотопливных ракетных двигателей Тип 4-1 Модель 20.
Это решение существенно ограничило оперативную дальность MXY7 и стало основной причиной того, что успехи, достигнутые при применении самолетов этого типа, оказались более чем скромными. Конструкция "Ока" была предельно упрощена с тем, чтобы обеспечить возможность выпуска самолетов на предприятиях, не располагающих квалифицированными кадрами. В ней широко использовались нестратегические материалы, в первую очередь дерево, а содержание дефицитных легких металлов было сведено к минимуму. Ограниченным был и состав приборного оборудования.
Создание десяти опытных самолетов заняло несколько недель, и уже к сентябрю 1944 года они были готовы. Первый безмоторный полет состоялся 23 октября, а еще через месяц начались испытания в режиме с работающими двигателями. Они прошли успешно.
Производство самолетов "Ока" продолжалось недолго - с сентября 1944 по август 1945 года японцы успели построить 854 экземпляра. Это стало возможным благодаря исключительной простоте конструкции, позволившей задействовать не очень загруженные военными заказами предприятия с неквалифицированными кадрами. Одновременно с выпуском самолетов специалисты работали над их совершенствованием, что привело к созданию ряда серийных модификаций и опытных образцов.
- "Ока" Модель 11 - первая и самая массовая модификация;
- "Ока" К-1 - одноместный планер для подготовки пилотов;
- "Ока" К-1 KAI - двухместный учебно-тренировочный планер;
- "Ока" Модель 22 - вторая боевая модификация.
Боевая судьба специальных штурмовых самолетов "Ока" сложилась неудачно. Они начали нести потери еще до того, как их доставили к первому месту базирования - на Филиппины. 29 ноября 1944 года американская подводная лодка "Арчфиш" потопила крупнейший авианосец "Синано" на его борту которого находились 50 самолетов "Ока". Первая операция с использованием "Ока" состоялась 21 марта 1945 года - во время боев за Окинаву. С баз на территории Японии под прикрытием истребителей взлетело 16 бомбардировщиков G4M с самолетами-камикадзе Модель 11 на борту. Примерно в 50 км от крупного соединения американского флота их перехватили около 50 истребителей Грумман F6F "Хелкет". В завязавшейся схватке все японские бомбардировщики были сбиты. Первый успех к реактивному cамолету-снаряду "Ока" пришел 1 апреля, когда им удалось повредить американский линкор "Вест Вирджиния" и один транспортник. Первым потопленным кораблем союзников стал эсминец "Маинерт Л. Абель", уничтоженный у Окинавы 12 апреля.
Японские cамолеты-снаряды "Ока" применялись вплоть до июня 1945 года довольно активно, но их успехи были очень скромными, несопоставимыми с огромными потерями, обусловленными в первую очередь уязвимостью самолетов-носителей.
Заключение
Проанализировав историю использования самолетов-снарядов во Второй мировой войне, считаю, что они не оказали значительного влияния на исход боевых действий. В Германии, которая активно работала над созданием самолетов–снарядов, все-таки не хватило времени завершить работы, несмотря на то, что ничего подобного на тот момент не существовало во всей Европе, оправдать надежды немцев данное оружие было не в состоянии. СССР стало серьезно заниматься этим вопросом и начало проводить масштабные исследования и эксперименты в области крылатых ракет только в конце войны. А японские самолёты-снаряды применялись в конце войны довольно активно, но их успехи были очень скромными, несопоставимыми с огромными потерями, обусловленными в первую очередь уязвимостью самолетов-носителей.
Источники информации:
- https://topwar.ru/19339-samolety-snaryady-sssr.html Самолеты-снаряды СССР
- http://warspot.ru/3681-bilet-v-odin-konets-po-nemetski Военно-исторический портал
- http://www.arms-expo.ru/articles/129/70554/ Оружие мира
- http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/nemetskiy-samolet-snaryad-fi-103-fau-1-v-1.html Военная энциклопедия
|