Автор: Суртаев Семен Александрович
Возраст: 16 лет
Место учёбы: МОУ «Сейкинская СОШ»
Город, регион: село Сейка, Республика Алтай
Руководитель: Черепанов Андрей Алексеевич, МОУ «Сейкинская СОШ»
Каковы достоинства и недостатки СВВП?
План:
- Введение
- История СВВП
- Преимущества СВВП
- Недостатки СВВП
- Заключение
- Источники информации
1. Введение
Сегодня время высоких технологий и достижений в науке. Но не все еще исследовано, усовершенствовано человеческой цивилизацией, остались еще "белые пятна" для будущих поколений исследователей. Начиная работу по теме: "Каковы достоинства и недостатки СВВП" поставил перед собой цель: изучение материала о летательных аппаратах нового поколения "СВВП". Достигнуть данной цели помогут следующие задачи: 1. выяснить каковы достоинства СВВП; 2. узнать о недостатках СВВП, изучив историю создания данного летательного аппарата.
Самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП; англ. VTOL, Vertical Take-Off and Landing) — самолёт, способный взлетать и садиться при нулевой горизонтальной скорости, используя тягу двигателя, направленную вертикально.
2. История СВВП
Разработка самолётов ВВП началась впервые в 1950-х годах, когда был достигнут соответствующий технический уровень турбореактивного и турбовинтового двигателестроения, что вызвало повсеместную заинтересованность в самолётах этого типа как среди потенциальных военных пользователей, так и в конструкторских бюро. Значительным импульсом в пользу развития СВВП послужило и широкое распространение в ВВС различных стран скоростных реактивных истребителей с высокими взлётными и посадочными скоростями. Такие боевые самолёты требовали длинных взлётно-посадочных полос с твёрдым покрытием: было очевидно, что в случае масштабных военных действий значительная часть этих аэродромов, особенно прифронтовых, будет быстро выведена из строя противником. Таким образом, военные заказчики были заинтересованы в самолётах, взлетающих и садящихся вертикально на любую небольшую площадку, то есть фактически независимых от аэродромов. В значительной мере благодаря такой заинтересованности представителей армии и флота ведущих мировых держав были созданы десятки опытных самолётов ВВП разных систем. Большинство конструкций было изготовлено в 1-2 экземплярах, которые, как правило, терпели аварии уже во время первых испытаний, и дальнейшие исследования над ними уже не проводились. Техническая комиссия НАТО, огласившая в июне 1961 года требования к истребителю-бомбардировщику вертикального взлёта и посадки, дала тем самым импульс развитию сверхзвуковых самолётов ВВП в западных странах. Предполагалось, что в 1960-х —70-х годах странам НАТО потребуется около 5 тыс. таких самолётов, из которых первые войдут в эксплуатацию уже в 1967 году. Прогноз такого большого количества продукции вызвал появление шести проектов самолётов ВВП:
- P.1150 английской фирмы «Хоукер-Сиддли» и западногерманской «Фокке-Вульф»;
- VJ-101 западногерманского Южного Объединения «EWR-Зюд» («Бельков», «Хейнкель»,«Мессершмитт»);
- D-24 нидерландской фирмы «Фоккер» и американской «Рипаблик»;
- G-95 итальянской фирмы «Фиат»;
- Мираж III V французской фирмы «Дассо»;
- F-104G в варианте ВВП американской фирмы «Локхид» совместно с английскими фирмами «Шорт» и «Роллс-ройс».
После того как все проекты были утверждены, должен был состояться конкурс, в котором из всех предложенных должны были выбрать лучший проект для запуска в серийное производство, однако, ещё до предоставления проектов на конкурс стало ясно, что он не состоится. Оказалось, что каждое государство имеет свою собственную, отличную от других концепцию будущего самолёта и не согласится на монополию одной фирмы или группы фирм. Например, английские военные поддержали не свои фирмы, а французский проект, ФРГ поддержала проект фирмы «Локхид» и так далее. Однако итоговой каплей стала Франция заявившая, что независимо от результатов конкурса будут работать над своим проектом самолёта «Мираж» III V.
Политические, технические и тактические проблемы повлияли на изменение концепции комиссии НАТО, которая разрабатывала новые требования. Началось создание многоцелевых самолётов. В этой ситуации только два из представленных проектов вышли из стадии предварительного проектирования: самолёт «Мираж» III V, финансируемый французским правительством, и самолёт VJ-101C, финансируемый западногерманской промышленностью. Эти самолёты были изготовлены соответственно в 3 и 2 экземплярах и подверглись испытаниям (4 из них погибли в катастрофах) до 1966 и 1971 годов. В 1971 году по заказу командования авиации ВМС США начались работы над третьим сверхзвуковым самолётом ВВП в западных странах — американским XFV-12A.
3. Достоинства СВВП
Преимущества СВВП для военного применения очевидны. Самолёт ВВП может базироваться на площадках, размеры которых ненамного превышают его габариты. Кроме способности вертикального взлёта и посадки, самолёты ВВП обладают дополнительными преимуществами, а именно возможностью зависания, разворота в этом положении и полёта в боковом направлении в зависимости от используемых двигательной установки и системы управления. По отношению к другим вертикально взлетающим летательным аппаратам- например вертолётам — СВВП обладают несравненно большими, вплоть до сверхзвуковых (Як-141) — скоростями и в целом преимуществами, свойственными летательным аппаратам с неподвижным крылом.
4. Недостатки СВВП
Пилотирование этого типа машин весьма сложно для лётчика и требует от него высочайшей квалификации в технике пилотирования. Такая особенность техники пилотирования ставит сложные задачи перед пилотом СВВП. Кроме того, в режиме висения и переходных режимах СВВП в целом неустойчивы, подвержены боковому скольжению, большую опасность в эти моменты представляет возможный отказ подъёмных двигателей. Такой отказ нередко служил причиной аварий серийных и экспериментальных СВВП. Также к недостаткам можно отнести значительно меньшую в сравнении с самолётами обычной схемы грузоподъёмность и дальность полёта СВВП, большой расход топлива на вертикальных режимах полёта, общую сложность и дороговизну конструкции СВВП, разрушение покрытий взлётно-посадочных площадок горячим газовым выхлопом двигателей.
5.Заключение
В ходе исследовательской работы "Каковы достоинства и недостатки СВВП" достиг поставленной перед собой цели: изучение материала о летательных аппаратах нового поколения СВВП". Выяснил каковы основные достоинства, и в чем заключаются недостатки СВВП. Познакомился с историей создания данного летательного аппарата. Я думаю, что, несмотря на свои недостатки, СВВП имеют множество преимуществ. И, скорее всего, в скором будущем, с развитием технического прогресса недостатки СВВП станут несущественными, и люди научатся использовать их в мирных целях.
6.Источники информации
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://yandex.ru/images/search
|