Четверг, 22.10.2020, 21:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Восемнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Семнадцатая олимпиада (2019/20 уч.год)

История и перспективы развития авиации на Таймыре

Барсуков Вячеслав Георгиевич, 15 лет, МБОУ «СШ №8 им. Г.С. Титова», г.Норильск, Красноярский край, Россия
Руководитель: Месропян Наира Сережаевна, ФГБУ «Заповедники Таймыра»

История и перспективы развития авиации на Таймыре

Оглавление

1. Введение
2. Становление полярной авиации Таймыра
3. Вклад полярной авиации в Победу в Великой Отечественной войне
4. Вчера, сегодня, завтра полярной авиации на Таймыре
5. Характеристика музейного собрания,  экспозиции, экскурсии 
6. Заключение
7. Список литературы 
8. Приложение. Индивидуальный текст экскурсии «Перелёт» по экспозиции "Полярная авиация Таймыра" Музея авиации и космонавтики (МАиК) "СШ №8 им.Г.С.Титова".

Введение

Авиация  крепко вошла в жизнь современного общества: сделала путешествие комфортным, перемещение динамичным, а деятельность многих организаций эффективным. Она стоит на страже наших границ. Без средств авиации сегодня невозможно представить развитие регионов и хозяйственную деятельность человека. В истории освоения и развития Норильска полярная авиация сыграла одну из первостепенных ролей. Норильск – город за полярным кругом,  отрезан от «материка» отсутствием автомобильных и железных дорог по причине особых условий климата. Только летом открыта навигация по Енисею, Севморпути и круглый год – воздушное сообщение обеспечивают  жизнь  городу с богатой историей, в которой достойное место отводится полярной авиации Таймыра. 

Наша работа подготовлена по материалам школьного Музея авиации и космонавтики, на базе которого ведется работа актива  - творчески настроенных и инициативных учащихся 7-11 классов, которые оказывают помощь в работе музея, ведут переписку с летчиками, проводят экскурсии.

Эта тема нас заинтересовала  тем, что ее изученность очень низкая. Об этом мы узнали из интервью с главным краеведом Норильска С.А. Стрючковым. Нет комплексного освещения в литературе: сведения приходится собирать из разных источников. О важной роли авиации в деятельности Заповедников Таймыра и других  организаций мы узнали  из лекций   д.б.н. Л.А. Колпащикова,  публикаций на эту тему также мало. Поэтому мы решили восполнить этот пробел: в данной работе  рассмотрели  роль малой авиации в деятельности Заповедников Таймыра и отразили эти сведения в экскурсионном рассказе.

Тема нашего исследования незаслуженно забыта: государственные музеи Норильска и Дудинки не имеют постоянных разделов в экспозиции по полярной авиации Таймыра. Поэтому мы хотим больше говорить на эту тему, на современном языке, хотим сделать популярными, востребованными  и доступным для общества   наш музей -  единственный  данного профиля на Таймыре.

Так, главным теоретическим вопросом исследования стало изучение истории полярной авиации на Таймыре,  анализ музейного собрания и музейной экспозиции по полярной авиации. Практической частью исследования стали: разработка и проведение экскурсии «Пперелёт» по экспозиции. В перспективе, планируем виртуальные экскурсия  с использованием 3D шлемов и создание единого каталога публикаций о полярной авиации Таймыра.

Наша работа состоит из 2 частей. В основной части мы проанализируем историю полярной авиации на Таймыре и ее значимость в освоении Арктики, вклад летчиков в Победу в  ВОВ,  проанализируем состояние музейного собрания, дадим характеристик экспозиции и экскурсии. В заключении мы представим выводы, к которым пришли в ходе работы. В приложении к работе мы представим краткий индивидуальный текст экскурсии «Перелёт».

Главная цель нашего исследования: создание проекта обзорной экскурсии по экспозиции музея МАиК.

Задачи исследования:

  1. Изучить музейное собрание по полярной авиации, провести анализ источников, изучить опубликованные материалы по теме исследования.
  2. Выявить интересные и малоизвестные факты из истории полярной авиации.
  3. Выявить объекты показа, определить основные методы и приемы проведения экскурсии, в том числе интерактивные. 
  4. Разработать индивидуальный текст экскурсии
  5. Апробировать экскурсию и распространить опыт проекта (провести анализ, представить опыт на конференциях разного уровня)

Гипотеза исследования основывается на необходимости пополнять музейное собрание новыми материалами по теме «Полярная авиация Таймыра», доступно и современно популяризировать малоизвестные страницы истории для широкой публики (школьников, родителей, гостей, ветеранов Норильска).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования используются следующие методы:
• Изучение музейного собрания, научный потенциал которых открывает широкие возможности для исследования.
• Изучение и анализ литературы по теме «Полярная авиация Таймыра», «Заповедники и полярная авиация» (работа в архивах, библиотеках)
•  Интервью с краеведами и ветеранами Норильска.
• Устные опросы школьников, посетителей экскурсии, сравнение, выводы (книга отзывов и предложений).
• Использование инновационных технологий в экскурсии.

II. Прошлое, настоящее и будущее полярной авиации на Таймыре

1.1. Становление полярной авиации на Таймыре. ХХ век

История авиации неразрывно связана с историей освоения Арктики, в частности с историей Норильска. Первые робкие полёты начались в конце 20-х гг ХХ века. Известно, что самолёт Ш-2 кустарного производства использовался для всех северных нужд.  Между тем, авиация совершенствовалась, и уже в1929г летчик Борис Чухновский на гидросамолёте «Дорнье-Валь» впервые пролетел от Диксона до Красноярска, а два года спустя пилот Ян Липп проложил воздушный путь из Красноярска в Игарку – появились первые маршруты для обеспечения будущих строек Таймыра. Все они выполнялись в летнее время и только днем. В   1932г советский пилот Фабио Фарих зимой совершил полёт в Дудинку из Красноярска. Самолёт был в пути 30 дней при 50-градусном морозе, ветре, без навигационных карт. Было много вынужденных посадок.  В 1935 году Фарих пролетел этот путь уже за 35 часов. И наметил места постройки будущих аэродромов. Любой арктический перелёт в те годы являлся суровым испытанием для пилота. Самолёты были открытыми, и их приходилось специально переделывать для полётов на Север в единственных Красноярских авиаремонтных мастерских. Тем не менее, работа арктического пилота требовала редких профессиональных качеств и огромного мужества. Неслучайно имена прославленных полярных летчиков, таких как Михаил Водопьянов, Иван Чухновский, Василий Молоков, Василий Махоткин, известны до сих пор. Многие из них стали Героями Советского Союза. Аэродромом для первых самолетов служила любая ровная поверхность. Летом часто садились на воду, зимой на предварительно утрамбованный снег или надежный наст. Первая экспериментальная посадка самолёта на оз. Долгое, которое тогда называлось Стрехнинным, была осуществлена летом1932г, но в основном грузы для Норильска доставлялись до станции Часовня и гидросамолёты садились на р. Рыбная. И все же оттуда до строящихся объектов было 14 км., поэтому в 1935г летчик Николаев совершил удачную посадку на Долгое с технологическим грузом. После этого случая самолёты на Долгом садились постоянно.. Ночевали, потому что первые самолёты не могли летать ночью! Утром вылетали в Игарку, где дозаправлялись топливом, и только тогда брали курс на Норильск. Первый ночной полёт совершил 7 декабря 1935г летчик Попов, прилетевший из Игарки в Дудинку и тут же вернувшийся обратно. Самолёты в то время использовались, в основном, импортные – «Дорнье», «Юнкерсы», «Дугласы». В 1933г у ст. Часовня на Рыбной были дислоцированы 12 гидросамолетов. Они обслуживали все изыскательские партии, работавшие в то время на Таймыре. Грузы и людей приходилось доставлять в Норильск на лошадях. Позже гидропорт был перенесен на Валёк. Дудинская авиабаза официально существует с 1935г. С этой даты и принято считать начало работы воздушного транспорта на Таймыре. В конце 30-х среди руководства авиацией бытовало мнение, что в Арктике можно летать только на гидросамолётах – летом, а зимой – только на лыжах. В 1939г начальником Управления полярной авиацией стал Герой Советского Союза летчик Илья Павлович Мазурук, который поддержал инициативу летного состава попробовать посадку на естественные аэродромы – галечные косы, тундровое плато, речные наносы. Посадки были произведены по всему Заполярью: Норильске, Амдерме, Тиксии т.д. Таким образом, была доказана возможность использования в Арктике сухопутных самолётов. Это дало новый толчок в развитии полярной авиации и решило многие экономические задачи. Таким образом, мы делаем вывод, что Арктика – сама по себе уникальная область планеты, а освоение Таймырской Арктики с помощью средств полярной авиации происходило у нас впервые в мире. Становление полярной авиации было очень трудным. Освоение Арктики, Таймыра и Норильского месторождения было бы невозможным без того общего подвига, который совершили полярные лётчики.

1.2. Вклад полярной авиации в Победу

Металл-фронту. Великая отечественная война поставила перед Норильским комбинатом сложную и ответственную задачу: выдать никель фронту! Но Норильский комбинат только строился и налаживал производство. Необходимо было в сжатые сроки завершить строительство основных комплексов комбината и срочно наладить выпуск металла. 29 апреля 1942г на Малом металлургическом заводе Норильска был получена первая тонна чистого никеля  Ценный груз немедленно доставили в Красноярск. Эта честь была оказана пилоту первого класса Норильского авиапредприятия Степану Александровичу Веребрюсову. Позже для бесперебойной доставки никеля в Красноярск ГКО выделил группу самолетов, работу которой обеспечивали летчики норильского авиаотряда. При этом был поставлен своеобразный рекорд – летчик Евгений Лахов в течение одного дня совершил три рейса по маршруту Красноярск-Дудинка.  Летчики Норильска  оказывали большую помощь и в строительстве норильского комбината. На самолётах малой грузоподъёмности  в сложнейших метеоусловиях перевозили тяжеловесные детали, задерживающие пуск ММЗ и ТЭЦ.

Бой у Диксона,1942г. Степану Веребрюсову довелось в 1942 году в условиях нелётной погоды (сильнейшего шторма) поднять в небо и доставить гидросамолёт с хирургами Радионовым и Смирновым на Диксон к морякам-североморцам, раненым в бою с немецким крейсером "Адмирал Шеер". С началом войны СМП приобрёл  стратегическое значение – по нему шли караваны с военными грузами на фронт.  Фашистское командование  разработало операцию  «Вундерланд» («Страна чудес») для тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер», целью которого были: ледовая разведка, уничтожение полярных станций и судов с грузами в Карском море,уничтожение Диксона. В августе 1942г. «Адмирал Шеер» подходил к Диксону В результате ожесточенного боя, два наших корабля были повержены. Но вступившая в бой береговая артиллерия под командой лейтенанта М. Корнякова совершила ряд точных попаданий в цель и вызвали серьёзные повреждения в корпусе корабля. Это вынудило пиратский линкор выставить дымовую завесу и скрыться, отказавшись от дальнейшего штурма.

Хвойный квас норильчанам. Во время войны всюду по стране, в том числе и в Норильске вводились ограничения на потребление продуктов. С 1 апреля 1942 года хлеб для в/н отпускали только по карточкам. Норильчане нуждались и в других продуктах, а в особенности в витаминах. Пытались выращивать картошку и капусту на совхозных полях. Но урожай, выращенный в условиях Заполярья, не мог накормить вдоволь витаминами всё население разрастающегося посёлка. Поэтому в то время многие заболевали цингой – заболеванием, обусловленным недостатком в организме человека витаминов С (аскорбиновой кислоты) и Р. За зиму 1941-1942гг. на Ламе построили витаминный завод и к весне наладили выпуск.  Степан Веребрюсов и Алексей Чемеров на красных самолётах привозили пустую тару и увозили готовую продукцию в Норильск.  Хвойный квас буквально через 12-14 дней поднимал больных на ноги. Взрослые и дети вынуждены были пить этот ''ужасно горький на вкус'' напиток буквально каждый день, чтобы не заболеть.

Таким образом, вклад полярной авиации в Победу над врагом трудно переоценить. Начиная с мая 1942г. летчики обеспечивали постоянную доставку в Красноярск «металла моторов и танковой брони», откуда его распределяли по оборонным заводам страны. Именно с поступлением норильского никеля на фронт уже в 1943 году был достигнут коренной перелом в войне. В годы войны летчики выполняли сложнейшие задания на строительстве металлургического комбината С озеро Лама, где находился витаминный завод, возили экстракт для хвойного кваса, с помощью которого победили цингу в годы войны. Перевозили хирургов на Диксон для оказания помощи раненым североморцам после боя с немецким кораблем «Адмирал Шеер». Летчики полярной авиации сопровождали конвои с грузами по СМП и людей, эвакуировавшихся из Мончегорска в Норильск.  Один из самолетов, сбор средств на который организовала комсомольско-молодёжная бригада электролитчиков в Норильске, назвали «Заполярник».

1.3. Вчера, сегодня и завтра авиации на Таймыре

Геологи называют Таймыр – «полуостровом сокровищ», т.к. здесь найдены практически все виды полезных ископаемых: богатейшее в мире месторождение медно-никелевых руд Талнаха, большие запасы угля, графита, горючего газа, соли, железа и ртути, нефти, рудного и рассыпного золота, технических алмазов, урановых руд, редких земель и редких металлов…В 2019 году исполнилось 100 лет со дня планомерного систематического изучения геологии Таймыра. Той самой геологии, без которой в таймырской тундре не были бы разведаны богатейшие залежи недр, не вырос бы Норильск и не работал бы норильский комбинат (Компания «НорНикель»). Этим мы обязаны геологам и геологическим экспедициям, начиная с экспедиции Сотникова-Урванцева и до наших дней. С 70-х гг ХХ века наиболее интенсивно начинается геологоразведка средствами полярной авиации (заброска на острова СЛО, Северную землю, плато Путорана, Анабар). И сегодня, к сожалению, повсюду в Арктике можно встретить следы геологического изучения Таймыра различными экспедициями (бочки с ГСМ, строительный мусор), в том числе и на заповедных территориях, которые были созданы позже. Не говоря уже о деятельности промысловых хозяйства, которые добывая ресурсы севера, оставляли природе проблемы в виде накопленного мусора. Сегодня вывоз хозяйственного крупногабаритного мусора в Арктике осуществляется в основном с побережья и островов СЛО в рамках Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014-2025 гг.

ФГБУ «Заповедники Таймыра» - крупнейшее в Евразии объединение из 5 ООПТ площадью около 12 млн гектаров. Обширные, труднодоступные территории дикой природы обслуживаются наземным транспортом; большей частью водным транспортом  и малой авиацией: вертолеты арендуются  у компании «НордАвиа». Раздел по полярной авиации особенно близок к деятельности заповедников Таймыра. Ведь авиация - это та связующая нить, которая соединяет Норильск с труднодоступными участками заповедных территории, тянется на сотни полярные километры от плато Путорана к побережью морей Карского Лаптевых. Именно авиация помогает сделать доступными отдаленные участки заповедников, где нет дорог, а только льды, или отвесные горы, водные преграды. С привлечением средств авиации сегодня в заповедниках решаются многие вопросы научно-исследовательской, туристической и охранной деятельности. При участии малой  авиации осуществляются такие проекты, как изучение миграции дикого северного оленя, лося, овцебыка, морских млекопитающих, в том числе белого медведя. Ведется учет численности и изучение экологии животных. Производится заброска экспедиционных грузов в районы научных работ. Ведётся обследование территорий, подверженных пожарам и антропогенному воздействию. Не менее важной работой является изучение растительного покрова тундры и северной тайги. Многие проекты еще впереди. Как, например, мало изучены морские млекопитающие, такие как нарвалы, другие киты, исследования которых возможно только с использованием средств авиации. В принципе авиация помогает Заповедникам Таймыра изучать обширные пространства территории Таймыра и получать оперативную информацию о состоянии природной среды и животных. Вследствие чего проводятся соответствующие природоохранные мероприятий для сохранения среды обитания общего дома под названием Земля. Сегодня освоение Арктики приобретает уже международное значение. Сохранение планеты – является главной миссией человечества, как результат изучения и покорения новых рубежей!

II. Характеристика музея и музейного собрания

2.1. Комплексно-краеведческий «Музей авиации и космонавтики» (МАиК) МБОУ «СШ № 8»

Единственный музей космонавтики в Таймырском долгано-ненецком муниципальном районе. Открыт в День космонавтики 12 апреля 1978 года на базе школе № 8 г. Норильск. Его первым руководителем был участник Великой Отечественной войны Ю.Г. Забежинский. Фонды музея насчитывают ок.3000 единиц хранения. Здесь комплектуются историко-бытовая и естественно-научная коллекции. В музее хранятся материалы по истории школьного музея, школьной дружины, обширные коллекции марок и значков, макеты самолётов, свидетельства героической деятельности летчиков-полярников, аэронавигационные приборы, фрагменты летного оборудования. Из поступлений 2017-2019гг экспонируется комплекс материалов штурмана В.П. Воляженкова; летчика В.П. Опрятова; макет истребителя МИГ-29 из частной коллекции В.Г. Стрекаловской, комплекс материалов, переданных в дар партнерами школы – войсковой частью ВКО г. Норильска.

Активная поисковая работа, проделанная активом музея, обогащает научный потенциал музейного собрания, способствует новым исследованиям и дальнейшим инновациям в музее. Однако на основе анализа музейного собрания по теме «Авиация» выявлено, что музей располагает большим количеством авиационных приборов, деталей вертолетов. Но недостаточно материалов по истории развития полярной авиации Таймыра, которые бы отражали все этапы ее развития: мало личных комплексов летчиков-полярников прошлого истории Норильска, летчиков современного периода.

2.2 Разработка  экскурсии «Перелёт» по  экспозиции

Характеристика и структура экспозиции «Полярная авиация Таймыра». Экспонируется  105 ед. хранения, из которых 88 ед. – подлинники. На примере заочного путешествия по главным разделам экспозиции представлена особая роль полярной авиации в жизни региона:  героический вклад летчиков-полярников в освоении северных трасс, строительстве Норильска в годы ВОВ. Форма работы с аудиторией: интерактивные занятия, квесты, экскурсии, творческие мастерские и лаборатории. Приемы и методы показа: используется совместный показ подлинников и копий материалов, демонстрация моделей техники.

Состоит из разделов:

  1. Вводный раздел. Даёт краткую аннотацию экспозиции и разделов, о значимости полярной авиации, привязка к 75-летию юбилея Победы в ВОВ. Раскрывает образ и идею экспозиции.
  2. «История становления полярной авиации». Представляет события довоенного и военного Норильска. Раскрывает первые страницы покорения воздушных трасс Таймыра.
  3. «Роль полярных авиаторов Норильска в годы ВОВ». Раскрывает деятельность летчиков Норильского авиаотряда комбината и Енисейской группы и их вклад в дело Победы над врагом.
  4. «Легендарные летчики Норильска». Раскрывает страницы биографии легендарных летчиков Василия Махоткина и Степана Веребрюсова.
  5. «Природа – лучший мастер, конструктор и изобретатель». Занимательно даёт представление о работе в прошлом кружка «Юный авиатор» и о технологиях полета, заимствованные человеком у природы.
  6. «Авиация на службе заповедников Таймыра». Представляет краткую визитную карточку заповедников Таймыра, основные направления деятельности и роль авиации в авиа-облетах территории в научных и природоохранных целях.
  7. Заключительный раздел. Предполагает погружение в среду авиатора и выполнение творческих заданий «Отправляемся в полёт», «Фото-полёт», «Сигналы SOS» и др. 

Характеристика экскурсии «Экскурсионный перелёт». Вид экскурсии – тематическая, посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войны.  Цель – приобщение молодого поколения к истории полярной авиации на Таймыре, воспитание патриотических чувств, нравственных качеств, любви к Родине и природе. Аудитория – дети начального, среднего и старшего школьного возраста. Продолжительность – от 20-40 мин. зависит от возраста . Экскурсоводы – учащиеся  старших классов СШ №8,  составляющих актив школьного Музея. Экскурсия апробирована в течение года в работе с школьниками, в том числе из близлежащих школ района, с гостями, ветеранами Норильска. всего посетителей за год -  2135 человек. При проведении экскурсии используются разные методы рассказа и показа, демонстрация интерактивных предметов; деталей и моделей авиационной техники, творческие задания: «Дегустация хвойного напитка», «Составь лозунги военного Норильска», «Игра-викторина «Найди в экспозиции», «Отправляемся в полёт», «Фото-полёт с парашютом», «Передаём сигналы SOS».

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного исследования мы охарактеризовали прошлое, настоящее и будущее полярной авиации Таймыре на материалах музейного собрания. Раскрыли вклад полярной авиации Таймыра в годы ВОВ. Составили индивидуальный текст экскурсии. Провели экскурсии для начальных, средних и старших классов нашей школы и гостей. Поскольку деятельность заповедников Таймыра с применением средств авиации не отражена никаким образом в публикациях, мы составили  короткую характеристику о роли авиации в природоохранной, научной и эколого-просветительской работе, по результатам встреч со специалистами заповедников Таймыра, личных интервью и воспоминаний. Эти данные были использованы в составлении индивидуального текста экскурсии. Создавая эту работу, мы научились работать с архивными материалами, фондами музея, научными справками. Овладели методикой создания экскурсии. Поскольку не существует комплексного издания на тему «Полярная авиации Таймыра: развитие и перспективы», следующим большим этапом нашего исследования будет составление единого каталога статей и публикаций на данную тему, что предполагает работу с фондом редкой книги, архивах и многих музеях .

Список литературы

  1. Елагин, Н.А. Побратимы Арктики: Докум.-худож. изд./ Никандр Елагин – Тарасполь: ГИПП «Типар», 2002.
  2. Важнов, М.Я. Забвению не подлежит / М.: «Студия «Полярная звезда», 2005. – 259-260 с.
  3. Денисов, В.В., Стрючков С.А., Стрюкова Л.Н. История Норильска: сборник краеведческих очерков / В.В. Денисов, С.А. Стрючков, Л.Н. Стрючкова, под ред.Л.Н.Стрючковой. – Норильск: АПЕКС, 2013
  4. Архивы МВК «Музеи Норильска»
  5. Архивы ФГБУ «Заповедники Таймыра»

Приложение 1.  Индивидуальный текст экскурсии «Экскурсионный перелёт»

Здравствуйте! Вы находитесь в школьном Музее авиации и космонавтики. Сегодня мы отправимся в виртуальный перелёт по  экспозиции музея. Наше виртуальное путешествие из прошлого – в настоящее авиации Заполярья, начинается. Напоминаем, что многие экспонаты разрешается трогать. А вот какие? Я сориентирую вас на остановках маршрута.

В вашем обозрении -  материалы из фондов  музея. Центральную часть занимает интерактивный комплекс "Импровизированная кабина пилота", который позволит  отправиться в воображаемый полет. В заключении вы сможете примерить атрибуты летной экипировки, раскрасить фигурки самолетов и, конечно же, сделать фото на память. Экскурсию  называется «Перелёт» –  символ свободы и путешествий,   от предмета к предмету, от раздела к разделу.  перелёт  –  символ славных дел авиаторов Норильска. Еще один символ - раскрытый на фоне экспозиции   куполообразный парашюта – Д-5 /Парашют Д-5, 70-х гг./ Использовали его начинающие парашютисты для тренировочных прыжков. В нашем музее каждый экспонат: личная вещи, фотография, документ, деталь вертолета или прибор – красочно демонстрирует историю полярной авиации, за которым стоят судьбы летчиков и их славные дела.  Без них освоение Арктики было бы невозможным.

Нашу экскурсию мы начнем с погружения в прошлое: в предвоенное и военное время.  Вспомним подвиги именитых авиаторов Заполярья, стоявших у истоков покорения Арктики, где все испытывалось впервые. Посмотрите на этот экспонат. Как вы думаете, что это? /Показ фрагмента лыжи гидросамолета/. А теперь зрительно достройте ее до настоящих размеров. Представляете, насколько еще несовершенна была конструкция самолетов, летающих по Таймыру в то время. Перед нами - лыжа - кусок дерева, с одной стороны укрепленный алюминиевой пластиной для предания большей прочности и лучшего скольжения. На фрагменте сохранился номер самолета. По воспоминаниям полярных летчиков: «Самолеты были дырявые, без отопления. В таком самолете было также холодно, как и снаружи. Перед полетом летчикам и пассажирам выдавали унты, меховые комбинезоны, собачьи шубы». У пилотов существовали специальные маски для защиты лица от холода. Представляете, каково было летчикам летать на подобных самолётах?! Гидросамолеты использовались на Таймыре по причине отсутствия взлётно - посадочных полос.  Летом с помощью лыж они приводнялись на воду, а зимой –  на поплавках на лед /фото гидросамолёта, 1943 г, приводнившегося на реку, гидропорт «Валёк»/. Поначалу летали на гидросамолётах, совершая посадку на реке Рыбной, озере Долгом. А с 1940г самолеты принимал  аэрогидропорт «Валек» на реке Норильской. Но Норильску требовался аэропорт, который мог принимать более тяжеловесные самолеты. Его начали строить в 1945 году. В нашем музее хранится уникальный экспонат – фотоальбом летописи «Надежды» /показ фотоальбома/ - первого постоянного наземного аэропорта в истории Норильска. С 1951 аэропорт принимал любые самолеты, такие как Ли-2, По-2, Ил-12, Ил- 14. Эксплуатировался до 1965г.

Но вернемся к авиаторам Норильска.  Они выполняли самые ответственные и трудные задачи при строительстве комбината и города. В годы войны – сопровождали конвои судов с грузами по СМП, проводили ледовую разведку. Летали и на Диксон: перевозили в Норильск раненых бойцов, вступивших в бой с фашистским крейсером «Адмирал Шеер» в августе 1942 года. Осуществляли бесперебойную доставку норильского никеля в Красноярск, откуда ценный металл поступал на оборонные заводы страны.А когда в Норильске свирепствовала цинга, именно летчики норильского авиаотряда обеспечивали ежедневную доставку витаминного напитка в Норнильск. Спасительницей стала лиственница - самое распространенное в Сибири дерево /гербарий и фото лиственницы сибирской/. Её хвоя, и молодые ветви содержат большое количество витаминов. Поэтому на берегу озера Лама в 1942 году запустили витаминный завод по производству хвойного кваса /фотокопия витаминного завода, озеро Лама, 1942 г./. Хвойный квас получали и взрослые и дети.. /демонстрация рецепта хвойного кваса, дегустация напитка/.

Среди летчиков, обслуживающих северные трассы были и легенды Норильска: Степан Веребрюсов и Василий Махоткин.  У нас представлены  их персоналии /фото летчиков норильского авиаотряда, первый слева Н.П. Зарапетян, копии документов, письма/. Степан Александрович Веребрюсов – в авиаотряде с 1941 года. Летчик от бога: лихой и напористый, но в то же время очень надежный. На работе был строгим к себе и экипажу /фотопартрет С.Веребоюсова; и фото самолёта, на котором летал/. Каждый новый самолет, поступавший в авиаотряд, проходил у него обкатку. Он первым освоил ночные полеты. Летал практически в любую погоду. А в 1942 г. на своем самолете доставил в Красноярск первую тонну норильского никеля, А в августе в условиях сильнейшего шторма доставил на гидросамолёте хирургов на Диксон к раненым морякам-североморцам. Но в 1945г его жизнь оборвалась: а декабре 1945 г. один из пароходов назвали в его честь  /копия Приказа по Норильскому комбинату и ИТЛ НКВД СССР за 1945 за № 933/.

Еще одна легенда норильского авиаотряда Василий Михайлович Махоткин известен Норильску  с донорильской поры /фотопортрет В.Махоткина/. Смелый и напористый полярный летчик, он одним из первых прокладывал воздушные трассы над Таймыром. Участник Первой советской воздушной высокоширотной экспедиции (в 1936г вместе с пилотом Водопьяновым на двух самолетах выявляли в Арктике подходящие места для авиабаз в целях последующей заброски к Северному полюсу экспедиции Папанина. Он также обеспечивал деятельность других арктических экспедиций, проводил ледовую разведку. Летал на Диксон. В очень опасных условиях летал к зимовщикам Северной Земли и мыса Челюскин во время пурги и видимости не более 50-100 метров. Много раз летал с грузами по трассе Красноярск-Дудинка-Норильск. В честь пилота Махоткина назван остров в Карском море в районе архипелага Норденшельд, входящий в состав заповедника «Большой Арктический» /копия карты острова пилота Махоткина, арх.Норденшельда, Карское море/.

А теперь давайте от исторических фактов и событий полярной авиации. отправимся туда, где человек черпает вдохновение и идеи.

Как вы думаете, кто является самым лучшим мастером, конструктором и изобретателем? (правильно,  природа)  Самые лучшие конструкции придумала природа. Человек лишь подсмотрел и повторил все в своих изобретениях

Игра-викторина «Найди в экспозиции» 

  1. Какие животные лежат в основе изобретений, ну, например самолёта? Имеют обтекаемое туловище, хвост используют в качестве руля, а крыльями маневрируют, голова соответствует кабине экипажа, тело – фюзеляжу (правильно, птица). Самолет создан по их подобию, ведь не случайно его называют «железной птицей». 
  2. А какие животные ассоциируются с компактным летательным аппаратом и вертолетом? (стрекоза). По форме тела они больше всего напоминают вертолет и их способности закладывать виражи позавидует любой реактивный истребитель.
  3. Ячеистая структура их гнёзд легла в основу конструкций вертолетных лопастей и крыльев самолета, что обеспечила их надежность, лёгкость и прочность. Что это за насекомые и как называются их постройки? (правильно, это соты пчелы, осы). /показ таймырского шмеля/. Этот принцип лежит в основе сотовой связи и других изобретений. Обратите внимание на разрез лопасти вертолёта, верхняя и нижняя поверхность которого соединена между собой шестигранными ячейками из легкого металла.
  4. Этот древний моллюск подсказал ученым из-за особенности плавать в толще воды и подниматься к поверхности идею реактивного двигателя и кингстонов подводной лодки! Назовите его имя. (правильно, это аммонит). Вымерший моллюск времен динозавров. Его принцип перемещения  в толще воды стал  основой реактивного двигателя, который  используется  в военной и транспортной авиации /показ аммонита с красивым перламутром, Северный Таймыр/.

Человек не только вдохновляется природой, чтоб делать новые открытия. Но и исследует ее, чтобы правильно охранять и защищать.Это главная задача всех заповедников. Заповедники Таймыра в целях охраны, изучения и развития экотуризма вынуждены привлекать средства малой авиации, так как заповедные территории находятся в отдалённых и труднодоступных местах. С помощью полярной авиации изучается миграция дикого северного оленя, лося, овцебыка, морских млекопитающих, в том числе белого медведя. Ведется учет численности редких животных, таких как толсторог. Производится заброска экспедиционных грузов в районы научных стационаров. Проводится авиапатрулирование территории, выявляются очаги пожаров, выявляются браконьерские действия. Авиация помогает заповедникам изучать природу и эффективно охранять природу! /раздел  «Заповедники Таймыра», фото «Мечение белого медведя с вертодетв», фото «Учет Путоранского снежного барана/.

Современный период полярной авиации в экспозиции обозначен именами штурмана Андрея Евгеньевича Воляженкова и пилота I класса Василия Петровича Опрятова авиакомпании «Заполярье». Известно, что успешность полета зависит от профессионализма штурмана, он – есть навигатор корабля, прокладывает курс, следит за приборами, передаёт сигналы… В нашей музее хранятся предметы переданные штурманом Андреем Воляженковым: /линейка для навигации/. Зачем она нужна? В прошлом с помощью линейки и специальных кодов штурман проводил расчет полёта по заданному маршруту.  Сегодня все расчеты производит компьютер.

А сейчас мы подробнее познакомим вас с летчиком, который имеет отношение к нашей школе не только как даритель предметов. Василий Петрович Опрятов /фотопортрет В.Опрятова/ – полярный летчик, пилот гражданской авиации первого класса с 30–летним летным стажем. Когда-то очень давно, в 1984 году, он был одним из первых шефов кружка «Юный авиатор» в нашей школе: Занимательно знакомил школьников с летным делом и профессией летчика.  С 1977 года работал в малой авиации на Вальке, где, освоил сначала АН–2 в трех вариантах: зима – лыжи, лето – колеса с грунта, поплавки – с воды. А позднее переучился на вертолет МИ–8, на котором освоил Таймыр /фото вертолёта Ми-8 на котором летал летчик В.Опрятов, остановка вдоль трассы Газопровода,1988г./. Потом пересел на грузовой самолет АН–12, потом ТУ–154, «Боинг». 

Полярная авиации сегодня – это не только доставка пассажиров, грузов и продуктов в северные города и посёлки. Это и обслуживание туристических маршрутов, научных экспедиций по Таймыру, дрейфующих станций в районе северного полюса. Это помощь промысловым хозяйствам, геологам в изыскательских работах.  Набирающий высоту самолёт в нашей музейной композиции является образным завершением нашей экскурсии. Самолет, как символ развивающейся полярной авиации, устремлен вверх, в будущее. Означает стремление к новым высотам достижениям, которые будут развиты новыми поколениями авиаторов.

А теперь предлагаем посетителям погрузиться в профессию авиатора. Перед вами импровизированная кабина вертолета МИ-8. Здесь можно трогать все! Она составлена из подлинных предметов и фрагментов кабины: /створка кабины вертолета, фрагмент вертолётного винта, огнетушитель, рычаг управления, шапка летчика (шлемофон), устройство для самолетной связи, другие навигационные приборы/. Почувствуйте себя штурманом своего корабля, примерьте шлем, наушники, включите приборы и попытайтесь мысленно взлететь с помощью ручки управления! Желаем вам приятного полёта!

Категория: Семнадцатая олимпиада (2019/20 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2020) | Автор: Барсуков Вячеслав E W
Просмотров: 245 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...

Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК
ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ НАЧАТО!
ПРИЁМ РАБОТ
ОТКРЫТ!

Календарь
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2020