Четверг, 27.07.2017, 07:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Башкортостан - небу и космосу

Исследовательская работа "Башкортостан - небу и космосу"

Автор: Глимьянова Айсылу Ильсуровна, 17 лет

Место учебы: МБОУ Школа-интернат с.Новый Каинлык

Республика Башкортостан, Краснокамский район

Руководитель: Глимьянова Айгуль Шарафутдиновна, учитель физики 

Содержание:
Введение
I. Основная часть
1.1. Уроженцы Башкортостана – небу и космосу
1.1.1. У. Н. Султанов – космонавт-испытатель СССР, Заслуженный летчик-испытатель РФ
1.1.2. И. М. Хомяков – генерал-майор, инженер ракетных войск стратегического назначения
1.1.3.Н.Ш.Саттаров – космонавт-испытатель Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института ВВС
1.1.4. В. Т. Исаков – космонавт-испытатель, 4-й набор ВВС
1.1.5. М. С. Хакимов – полковник в отставке
1.1.6. Р. С. Саматов – лётчик-истребитель, Заслуженный учитель РСФСР
    1.2. Промышленные предприятия Башкортостана, работающие на космическую и авиационную отрасль
1.2.1. Уфимское моторостроительное производственное объединение
1.2.2. Кумертауское авиационное производственное предприятие
1.2.3. Уфимское агрегатное производственное объединение
1.2.4. Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика»
1.2.5. Уфимское научно-производственное предприятие «Молния»
1.2.6. Уфимское приборостроительное производственное объединение
1.2.7. Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций
1.3. Популяризация космических достижений 
1.3.1. «Космические» памятные места
1.3.2. Летчики и космонавты, с которыми я имела честь общаться
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Человечество вышло на звездные трассы, и космические дали не просто манят людей, они зовут познавать и преобразовывать мир, они зовут в глубины Вселенной, к новым мирам! Мы живем в суровое и прекрасное время великих испытаний и великих откровений. Кто знает, какие горизонты откроются человечеству в ближайшем будущем.
В олимпиаде участвую в третий раз. Для исследовательской работы мною выбрана тема «Башкортостан – небу и космосу». Хотела бы продолжить тему, начатую в 9 классе, о роли Башкортостана в освоении космоса, отдать дань уважения и признательности человеческому подвигу, как пример для трепетного поклонения, и как пример для подражания.
Цель исследования: изучить, какой вклад внес Башкортостан в развитие космонавтики.
Задачи исследования:
- ознакомиться с литературой по данной теме;
- узнать о жизни космонавтов-испытателей —  уроженцев Башкортостана; 
- изучить промышленные предприятия Башкортостана, работающие на космическую и авиационную отрасль;
- узнать, какие памятные места, связанные с космосом, есть в моей республике;
- способствовать  патриотическому воспитанию  и выбору профессии подрастающего поколения на примере жизни и деятельности знаменитых земляков, имеющих непосредственное отношение к освоению космоса;
- организовать просветительскую деятельность среди молодежи;
- формировать потребности в интеллектуальном и физическом развитии на примере достижений земляков.
Актуальность и значимость темы исследования.
История освоения космоса — самый яркий  пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет — ничто по меркам истории! Большая часть населения планеты живо помнит времена, когда полёт на Луну считался чем-то из области фантастики. Сегодня же космические корабли не только «бороздят просторы», успешно маневрируя в условиях минимальной гравитации, но и доставляют на земную орбиту грузы, космонавтов и космических туристов. 
Формулирование проблемы
 Башкортостан – это республика, расположенная в самом центре Южного Урала, сегодня представляет собой один из наиболее развитых и стабильных регионов России. За красоту и разнообразие природы Башкортостан нередко называют второй Швейцарией. Богата башкирская земля и многочисленными полезными ископаемыми: в ее недрах содержатся нефть, медь, цинк, золото, серебро, железные руды, каменная соль и многое другое. С  уважением жители Башкортостана относятся к развитию авиации и космонавтики в своей республике. Сделано уже многое, но, сколько вершин еще не покорено! 

I.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Уроженцы Башкортостана – небу и космосу
1.1.1. У. Н. Султанов - космонавт-испытатель СССР, Заслуженный летчик-испытатель РФ

Урал Назибович родился 18 ноября 1948 года в селе Никифарово Альшеевского района Башкирской АССР, РСФСР. 


Образование и научные звания:
Окончил школу в Михайловке (пригород Уфы). В 1981 году окончил вечернее отделение факультета самолетостроения Жуковского филиала Московского авиационного института (МАИ) им. Серго Орджоникидзе, получив специальность инженера-механика.
Военное образование:
В 1967 году окончил Казанское суворовское военное училище. В 1971 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ХВВАУЛ).
Воинская служба:
На службе в Советской Армии с 1967 года. До 1971 года - курсант Харьковского ВВАУЛ. Получил квалификацию военного летчика-истребителя. С 1971 года служил летчиком-инструктором Харьковского ВВАУЛ. В 1977 году вышел в запас.
Воинское звание:
Капитан запаса (с 1977 года).
Майор запаса
Классность:
Имеет налет более 4000 часов на 48 самолетах и их модификациях.
Летчик-испытатель 3-го класса (1978).Летчик-испытатель 2-го класса (1981).Летчик-испытатель 1-го класса (1986).
Почетные звания:
Заслуженный летчик-испытатель России (18.12.1997).
Награды:
Медаль «100 лет ВВС России» (2012).
Испытательная работа:
В 1978 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).
С 1978 года работал летчиком-испытателем Летно-испытательного центра (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Проводил исследования двигателей самолетов МиГ-21 и МиГ-23 на критических режимах и высотах, разрабатывал тактику боевого маневрирования и элементов воздушного боя на самолетах МиГ-21 и МиГ-23. Участвовал в государственных совместных испытаниях по проверке совместимости пилотажно-навигационного комплекса и системы автоматического управления самолета Су-27.
В 1981 - 1982 годах проводил испытания лазерной системы фотографирования завихрений воздуха на крыльях на самолете Су-9 на больших углах атаки.
В 1985 - 1987 годах и в 1990 году проводил прочностные испытания самолетов Су- 27, Су-25, МиГ-31 и Су-24, двигателей самолетов МиГ-29 и Су-24.
Летом 1992 года проходил подготовку и участвовал в показательных полетах на выставке «Мосаэрошоу-92». Выполнял на самолете Ту-154 снижение по крутой глиссаде и высший пилотаж на предельно малых высотах на самолете МиГ-29.
С 16 ноября 1992 по 1997 год работал заместителем начальника Школы летчиков-испытателей ЛИИ по летной службе.
В июле-августе 1997 года во время двух полетов на спарке МиГ-25 установил два мировых рекорда по максимальной высоте горизонтального полета без груза в классе самолетов до 35 тонн и самолетов свыше 35 тонн, а также 8 мировых рекордов по скорости набора высоты (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 23 км). Командиром экипажа был Иван Анатольевич Пышный, а Урал Султанов летал вторым пилотом.
Всего в разное время установил 10 мировых авиационных рекордов.И хотя в космос полететь ему не довелось, его работа была так или иначе связана с космонавтикой.
Космическая подготовка:
В 1978 году участвовал в отработке системы и принципов управления посадкой «Бурана», снижающегося по крутой глиссаде, на самолете Ил-18. В 1979-1980 годах участвовал в эксперименте «Иммерсия», который заключался в исследовании воздействия невесомости на технику пилотирования. После недельной гидроневесомости в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) выполнял посадку на Ил-18 (1979) и на Су-7 (1980) по крутой глиссаде.
В феврале 1982 года был отобран для работ по программе 11Ф35 («Буран»). В сентябре 1982 года был направлен на углубленные медицинские обследования в ИМБП. 29 декабря 1982 года прошел врачебно-экспертную комиссию (ВЭК), а 25 января 1983 года получил окончательное заключение ГМК о годности к спецподготовке и приказом МАП №213 от 25 апреля 1983 года был зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей.
С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю. А. Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
С 1987 года проходил подготовку по программе «Буран», в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и самолете МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК «Буран».
С 1988 года планировался в МАП в качестве второго пилота дублирующего экипажа «Бурана» для первого пилотируемого полета.
В 1988 году готовился к пилотированию МиГ-25 при встрече «Бурана» после первого орбитального полета и был дублером Магомеда Толбоева.
В 1991-1992 годах участвовал в летной подготовке французских космонавтов и летчиков по программе пилотирования воздушно-космических самолетов. В 1991 был инструктором Жан-Лу Кретьена (Jean-LoupChretien), в 1992 году - Жан-ПьераЭньере (Jean-PierreHaignere) и летчика Ги Мито. 


В аэрокосмической школе нам выпала удача на протяжении всей смены свободно общаться с Уралом Назибовичем. Пользуясь этим, я задала ему несколько интересующих вопросов. Отвечает Урал Назибович полно, с подробностями, приправляя ответы традиционным «султановским» юмором.

1.1.2. И.М.Хомяков – генерал-майор, инженер ракетных войск стратегического назначения
Есть в Нуримановском районе Башкортостана небольшое село Никольское, раскинувшееся на берегах живописной речушки Салдыбаш, левого притока реки Уфа. 17 ноября 1918 года в этом селе родился Илларион Мартемьянович Хомяков, ставший впоследствии известным в республике и за ее пределами доктором технических наук, профессором, генералом-майором, инженером ракетных войск стратегического назначения, посвятившим большую часть своей жизни проблемам создания ракетно-космической техники, подготовки специалистов для различныхобластей авиации и космонавтики. 


В своем селе Илларион Мартемьянович прожил 16 лет. Здесь он окончил начальную школу. Как вспоминал впоследствии И.М.Хомяков, в школе для него больших проблем не было. Учился с удовольствием, получал хорошие оценки. Постепенно появилась цель в жизни – стать образованным человеком, связать свою жизнь с интересной и уважаемой в обществе профессией. В то время особым почетом пользовались профессии летчика, моряка, полярного исследователя, геологоразведчика.После окончания семилетки И. М. Хомяков решил учиться на геолога. Поступил на рабфак в городе Златоусте, затем выдержал вступительные экзамены в Свердловский горный институт, завершать который пришлось уже в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. 
Коренной поворот в жизни и деятельности И.М.Хомякова произошел весной 1949 года, когда он получил назначение на новое место службы – на неизвестный тогда, строго засекреченный ракетный полигон «Капустин Яр», расположенный в заволжской степи, в Астраханской области. Строительство полигона, ставшего впоследствии первым космодромом в нашей стране, началось в июне 1946 года, и уже 18 октября 1947 года отсюда стартовала первая советская баллистическая ракета. Она достигла высоты 86 км и упала в 274 км от места пуска. С этого дня ведет свой отчет отечественное ракетостроение. С прибытием И. М. Хомякова на полигон «Капустин Яр» вся его последующая жизнь была связана с ракетной техникой, ее использованием и совершенствованием. 
Илларион Мартемьянович был свидетелем успешных запусков автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», орбитальных научных станций «Салют». Немало было и неудачных стартов, взрывов ракет-носителей, в том числе четыре аварийных пуска гигантского носителя «Н-1», в результате чего наша страна проиграла лунную гонку США. И. М. Хомяков вносил свой посильный вклад в дела и свершения многотысячного коллектива космодрома. В числе наиболее значимых достижений в области ракетной техники с его участием в период службы на Байконуре - ликвидация неуязвимости основного вероятного противника и снижение эффективности использования ракет противника путем совершенствования и доводки системы боевого использования ракет стратегического назначения.
Оценивая свой вклад в развитие ракетно-космической техники, И. М. Хомяков писал: «Ведь какая-то, пусть малая, доля и моего труда легла в успехи советской космонавтики. Если говорить о своей работе на Байконуре отдельно, то она складывалась из моих обязанностей по укреплению научных, деловых связей с разного рода научными организациями, научно-исследовательскими институтами, с учеными, специалистами нашего и близкого к нашему профиля. Мы нуждались в их помощи и получали ее. Мы разрабатывали планы по совершенствованию техники, которая была необходима космодрому для запуска ракет, отслеживания их полетов. Поступали новые и новые ракеты и ракетные комплексы. Для их запуска была необходима или новая техника, или существенная модернизация старой. Мы занимались организацией рационализаторства и изобретательства, всемерно поощряли как материально, так и морально эту чрезвычайно важную для нас деятельность».
По достижении пенсионного возраста И. М. Хомяков в 1974 году был уволен в запас. Ему была предложена трехкомнатная квартира в подмосковном городе Одинцово. Однако его потянуло в родной Башкортостан. В Уфе произошла встреча с ректором Уфимского авиационного института Р.Р.Мавлютовым, после которой И. М. Хомяков возглавил в институте электромеханический факультет. В 1976 году им была создана кафедра авиационного электрооборудования, объединенная в 1991 году с кафедрой электромеханики. 
Родина высоко оценила добросовестный труд И.М.Хомякова на ответственных постах. Он награжден орденами Ленина, Дружбы народов, медалями. Федерация космонавтики Российской Федерации отметила его вклад в развитие ракетно-космической отрасли медалями имени К.Э.Циолковского, имени академика Н.А.Пилюгина, дважды медалью имени академика М.В.Келдыша.
Своеобразным завещанием подрастающему поколению стало «Слово к молодежи» в его книге воспоминаний «Незабываемые годы», опубликованной в 2001 году. Обращаясь к юношам и девушкам, он отмечал: «Мы, поколение людей, начавших штурмовать космос, к сожалению, не увидим этих новых достижений человеческого гения и умелых рук. Но мы горды тем, что заложили добрый фундамент в это грандиозное дело, которое продолжать надлежит вам, сегодня совсем молодым людям».

1.1.3. Н.Ш.Саттаров – космонавт-испытатель Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института ВВС
Уроженец деревни Кабаково Кармаскалинского района Башкирской АССР Наиль Саттаров после окончания Оренбургского высшего военного авиационного училища служил летчиком-испытателем. Проходил подготовку к космическим полетам в ЦПК имени Ю. А. Гагарина по целевому набору с 1978 года. Опыта космических полетов не имеет.


Статус - космонавт-испытатель Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института ВВС (ГКНИИ ВВС).
Дата и место рождения: 23 декабря 1941 года, деревня Кабаково Кармаскалинского района Башкирской АССР.
Образование: в 1960 году окончил 11 классов средней школы села Кармаскалы.
Профессиональная деятельность: в 1960-1961 годах работал слесарем-ремонтником завода железобетонных изделий (ЖБИ) в городе Мелеуз Башкирской АССР. С июля 1993 года работал летчиком-испытателем Авиационногонаучно-технического комплекса (АНТК) им. А. Н. Туполева. С января 1999 года работал ведущим инженером АНТК им. А. Н. Туполева.
Военное образование: в 1965 году окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) по специальности «Боевое применение и эксплуатация самолетов».
Космическая подготовка: в 1978 году был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС им. В. П. Чкалова для проведения атмосферных испытаний МТКК «Буран». 1 декабря 1978 года был утвержден в качестве члена группы летчиков-испытателей. С января 1979 по май 1980 года проходил (методом сборов) общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина в качестве слушателя-космонавта.
Крест на карьере
...В составе первой группы летчиков-испытателей наш земляк проходил общекосмическую подготовку по программе «Буран» в Звездном. Их время от времени откомандировывали летать на свои базы. Это делалось для того, чтобы будущие космонавты постоянно находились в летной форме. Задания планировались не очень сложные. Вот полковник Наиль Саттаров бороздит голубое небо. Вдруг в голове созрела мысль: «крутануть» на Ту-154 «бочку», и сам того не сознавая, он выполнил фигуру высшего пилотажа. Удовольствие получил неописуемое. В воздухе он еще не мог предположить, какая участь ждет его на земле. А ждали его серьезные потрясения. За нарушение инструкций пилотирования самолета Ту-154, проявившееся в самовольном выполнении фигуры высшего пилотажа - он был понижен в должности, отстранен от летной работы. Более того, своим непродуманным поступком он навсегда поставил крест и на космической подготовке: из Главкомата ВВС поступило распоряжение убыть в научно- исследовательский институт им. Чкалова и приступить к испытательным полетам.
Классность: за время испытательной работы освоил 65 типов и модификаций самолетов: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-7, Су-17, Су-24, Як-28, Як-40, Як-18А, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту~204, Ту-16, Ту-22, ТУ-22М, Ту-95, Ту-160, Ил-28, Ил-76, А-50 (ДРЛО). Общий налет составляет около 7 000 часов. 
Почетные звания: заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации (декабрь 1997). Спортивные достижения: мастер спорта международного класса по самолетному спорту. Награды: орден Красной Звезды (1987) и 6 медалей.
1.1.4. В.Т.Исаков – космонавт-испытатель, 4-й набор ВВС
4 апреля 1940 года в селе Зилаир Зилаирского района Башкирской АССР родился Владимир Тимофеевич Исаков. В 60-80-х годах он проходил подготовку к полетам в космос в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Опыта космических полетов не имеет. После выбытия из отряда космонавтов (1983) служил в Научно-исследовательском институте ЦПК.


Статус - космонавт-испытатель.
Образование и научные звания: в 1959 году окончил 10 классов в средней школе города Коркино Челябинской области, в 1963 году окончил Челябинское военное авиационное училище штурманов (ВАУШ), 24 июня 1975 года окончил заочный факультет Военно-воздушной академии (ВВА) им. Ю. А. Гагарина. В 1985 году защитил диссертацию и получил степень кандидата географических наук.
Космическая подготовка: 7 мая 1967 года приказом Главкома ВВС №369 назначен на должность слушателя-космонавта ЦПК ВВС. С мая 1967 по июль 1969 года проходил общекосмическую подготовку. 18 августа 1969 года был назначен космонавтом 3-го отдела 1-го управления 1-го НИИ ЦПК. В 1969-1976 годах проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов. Готовился в условном экипаже вместе с Юрием Исауловым. В 1976 - 1983 годах проходил подготовку в составе группы космонавтовпо программе полетов на ДОС «Салют».
Служба и должности в ЦПК: 8 августа 1969 года был назначен космонавтом 3-го отдела (лунные программы) 1-го управления 1-го НИИ ЦПК. 30 апреля 1974 года переведен в 1-й отдел 1-го управления. 30 марта 1976 года был переведен в группу космических летательных аппаратов специального назначения. С 25 января 1982 года был космонавтом-испытателем группы орбитальных пилотируемых комплексов общего и специального назначения. 20 апреля 1983 года отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением на должность сменного руководителя группы управления. С 8 января 1985 года служил сменным руководителем, ведущим инженером группы управления (деятельность экипажей в полете) отряда космонавтов. С 1 октября 1986 года был руководителем полетами, ведущим инженером, с 5 июля 1988 года - начальником смены, ведущим инженером 5-й группы отряда космонавтов 1-й НИИ ЦПК. С 26 февраля 1990 года служил начальником смены, ведущим инженером 3-й группы отряда космонавтов. 31 октября 1992 года приказом Министра обороны Российской Федерации уволен в запас по возрасту.

1.1.5. М.С.Хакимов – полковник в отставке
Мунир Султанович Хакимов родился в Уфе. Полковник в отставке. Окончил Уфимскую школу № 35, Серпуховский военный институт ракетных войск. Служил на космодроме Байконур.


Воспоминания Мунира Султановича Хакимова о работе на космодроме Байконур под названием «Не робей, лейтенант!» 12 апреля 2011 года опубликовала столичная информационная газета «Уфимские ведомости».
– Вы были участником подготовки запуска «Востока-1». Как вы попали на космодром?
– В 1960-м я был откомандирован в Казахстан на одну из ракетных точек. Принявшие такое решение отцы-командиры не предполагали, что в самом скором времени я окажусь в центре интересных, с высоты сегодняшнего дня я бы сказал исторических, событий.
– Ваши первые впечатления от Байконура?
– Станция называлась Тюра-Там (позже узнал: острословы прозвали её Тюрьма-Там). Ни вокзала, ни перрона, ни людей, ни даже собак – лишь какой-то дощатый сарайчик в сторонке. А кругом – выжженная степь, почти пустыня. Через час появился живой человек – путевая обходчица.
– А каковы были ваши обязанности?
– Меня назначили начальником боевого расчёта I-й ступени на так называемой площадке №2, где интенсивно шли испытания ракетоносителя Р-7. Полвека назад на нашей 2-й площадке имелись, кроме собственно стартовой площадки, общежитие, столовая. А ещё – огромный монтажный зал, где стыковались все ступени ракеты. Из-за высокой степени секретности я, например, не допускался к схемам II-й или III-й ступени.
– А о роли Королёва Вы тогда знали?
– Да, конечно. В один из обеденных перерывов в цех вошёл коренастый человек в ладно пригнанной дублёнке и коричневой велюровой шляпе. Я, будучи дежурным офицером, узнал главного конструктора и отдал ему честь. С.П.Королёв подошёл, поздоровался со мной за руку, задал обычные в таких случаях вопросы: откуда прибыл, как служба и т.п. Я смущённо отвечал, он что-то ещё сказал, а напоследок улыбнулся и поддержал меня: «Не робей, лейтенант!».
– Вы видели Гагарина до знаменитого полёта?
– Как-то в феврале 1961 года в монтажном зале появилась группа молодых офицеров ВВС – человек 10-12, возглавлял её прославленный военный лётчик Н. П. Каманин. Офицеры подошли к нам, стали задавать вопросы, ходили вокруг ракеты, трогали её руками.Мы так и не узнали, кто из них Гагарин, кто - Титов. Впрочем, это неудивительно: «Восток-1» был рассчитан на небольшого человека - не выше 175 см, не тяжелее 72 кг. Технический персонал долгое время не знал, кто все-таки полетит вкосмос. Самому Гагарину объявили о том, что именно он летит, за три дня до запуска. Страшно было – не передать, - сейчас полковник может говорить об этом с улыбкой. - Представьте себе, что даже командир испытательной части потом признавался: «Я был уверен в удачном исходе лишь на 60%». Что уж о нас говорить? Страшно было и в момент самого запуска. - Вот представьте себе, - взгляд полковника сосредоточен и серьезен. – Я отвечаю за первую ступень ракеты. Она взлетела, и по рации сообщают: «Первая ступень отработала нормально». И ты думаешь: «Уфф… Слава Богу!» Прямо гора с плеч. А когда полет завершился, «байконуровцы» праздновали целые сутки.
– Чем ещё вам запомнилось 12 апреля 1961-го?
– 10 апреля корабль «Восток-1» состыковали с ракетой-носителем и ранним утром следующего дня вывезли на стартовую позицию. 12 апреля 1961-го. Прекрасная солнечная погода. Старт мы наблюдали километров с трёх. Потом были вошедшие в летопись истории человечества 108 минут...Боже, как мы радовались, как ликовали, это невозможно передать словами… Мне кажется, что тогда мы были по-настоящему счастливы. Как показало дальнейшее развитие космонавтики, личности, равной С.П.Королёву по масштабу, не появилось ни в СССР, ни в США, ни в других странах мира, а его ракеты встали плотным частоколом перед ордами современных чингиз-ханов. Природа не повторяется, никогда не появится второго Чайковского или Рахманинова, Пушкина или Лермонтова. Не будет и другого такого главного конструктора, который заставил бы вновь уважать нашу страну, считаться с нею, чтобы никто не смел безнаказанно бомбить чужие города и «защищать» мирное население ударами «гуманных» ракет. На сегодняшний день в космосе побывало уже более 500 человек. Но назовёте вы имя 101-го, 201-го, 301-го космонавта или астронавта? Нет! А Юрия Гагарина, его обаятельную улыбку помнят люди всего мира».
1.1.6. Р.С.Саматов – лётчик-истребитель, Заслуженный учитель РСФСР
При упоминании великих летчиков и космонавтов Башкортостана, нельзя не вспомнить и о легендарном человеке, моем земляке – Рамазане Саматовиче Саматове. 


Рамазан Саматович родился 2 мая 1922 года в деревне Новый Актанышбаш Краснокамского района. Вырос он в многодетной семье крестьянина, где кроме него - самого младшего, было ещё десять детей. После того, как Рамазан Саматович окончил ускоренный курс по подготовке лётчиков Качинского авиационно-истребительского училища, его включили в военную часть, которая была сформирована в 1941 году близ города Симферополя. Он был свидетелем того, как германская авиация наносила по Сталинграду жесточайшие удары. Более двух месяцев продолжались бои за каждую улицу, за каждый дом. Рамазан Саматович участвовал и в сражении на Курской дуге, служил в 44 гвардейской дивизии 708 авиаполка. Но на третий день после начала Курской битвы он был ранен в ногу и госпитализирован. После госпиталя Рамазан Саматович был переведён в Прибалтийский фронт под командованием И. X. Баграмяна. Осенью 1944 года Рамазан Саматович участвовал в наступательной операции в Прибалтике, против группы немецкой армии « Север». Долгожданный День Победы 9 мая 1945 года Саматов Рамазан Саматович встретил в Латвии.  Рамазан Саматович был демобилизован 16 октября 1945 года по болезни. Он поистине легендарная личность. За время войны сделал 146 боевых вылетов, сбил три немецких самолёта. Он награждён орденами Отечественной войны 1-ой и 2-ой степени, Красной Звезды  и медалями.
Не менее легендарен и героичен трудовой путь Рамазана Саматовича. С 1945 года он – учитель физкультуры и военного дела сначала в Новокабановской (1945-46 г.г.), затем в Новокаинлыковской (1946-1968 г.г.) и родной Новоактанышбашской школах (1968-1992 г.г.). На протяжении 33 лет он являлся бессменным начальником районного пионерского лагеря.
Р.С.Саматов был бесконечно влюблён в педагогику, спорт, армию и нашу страну. Многие его ученики выбрали военную специальность, есть среди них полковник, преподаватель военной кафедры УГАТУ Фасил Разетдинов, командир воздушного судна лётчик гражданской авиации Рашит Гильметов.
Рамазану Саматовичу можно позавидовать - он прожил достойную счастливую жизнь, осуществив свою детскую мечту стать лётчиком, выйдя живым из страшной военной мясорубки, проработав на любимой учительской работе, встретив спокойную и миловидную жену Нагиму и вырастив с ней четверых хороших детей, оставив о себе добрую и светлую память.

1.2.Промышленные предприятия республики, работающие на космическую и авиационную отрасли
1.2.1. Уфимское моторостроительное производственное объединение
Открытое акционерное общество «Уфимское моторостроительное производственное объединение» – крупнейшее в России двигателестроительное  предприятие, основанное в 1925 году. 


ОАО «УМПО» расположено на двух производственных площадках на территории г.Уфы Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и  инструментальное.
Основными видами деятельности ОАО «УМПО» являются разработка, опытное производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.
За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов.
1.2.2. Кумертауское авиационное производственное предприятие
Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП) основано в 1962 году на базе Кумертауского ремонтно-механического завода. КумАПП специализируется на производстве вертолетов соосной схемы разработки конструкторского бюро «Камов».


КумАПП выпускает все типы вертолетов для военно-морского флота России, включая модификации Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Вертолеты этого типа обладают уникальными техническими характеристиками и применяются военно-морскими силами многих стран.
Помимо военных, предприятие выпускает гражданские вертолеты – новый многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС, который разработан на основе поисково-спасательного Ка-27ПС, а также легкий вертолет Ка-226Т.Вертолеты марки «Ка» эксплуатируются более чем в 30 странах, участвуя в специальных операциях по всему миру.  
В начале 1980-х годов Кумертауское авиационное производственное предприятие участвовало в программе по созданию многоразового транспортного космического корабля «Буран». Он представлял собой пилотируемый орбитальный самолет многоразового использования,предназначенный для выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания.


В ноябре 2015 года Холдинг «Вертолеты России» приступил к реализации программы реструктуризации своих производственных мощностей и основных фондов. Одним из ключевых проектов программы является создание на базе двух предприятий холдинга - Кумертауского авиационного производственного предприятия и Казанского вертолетного завода - единого вертолетостроительного кластера, который будет производить вертолеты различного класса и назначения. Задачи будут решены при объединении производственных мощностей путем передачи полномочий и акций КумАПП Казанскому вертолетному заводу.
На площадке в Кумертау планируется запустить производство деталей и агрегатов для вертолетов Ми-8, «Ансат» и Ми-38, увеличить объемы заготовительно-штамповочных, кузнечно-прессовых и агрегатно-сборочных производств. В ближайшей перспективе будет организовано производство средств наземного обслуживания.
1.2.3. Уфимское агрегатное производственное объединение 
В 1935 году в Москве началась история завода № 161, освоившего производство авиационных свечей и систем зажигания. В начале Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Уфу. За военный период авиационными свечами, изготовленными коллективом предприятия, были оснащены более 137 тыс. боевых самолетов. 


В настоящее время «Уфимское агрегатное производственное объединение» является крупнейшим в России поставщиком свечей, применяемых в поршневых и газотурбинных двигателях для гражданских и военных летательных аппаратов. В УАПО накоплен огромный опыт по производству высокоточной техники. Здесь выпускаются генераторы и стартер-генераторы более десяти наименований, агрегаты и электронные системы зажигания более пятидесяти наименований, преобразователи токов и системы зажигания, ионизационные датчики пламени более двадцати видов, сигнализаторы, исполнительные механизмы, высоковольтная аппаратура и другие виды продукции.
В 2014 году на базе Уфимского агрегатного производственного объединения Уфимский производственный кластер холдинга «Авиационное оборудование» приступил к серийному выпуску изделия БВРК-9М2, предназначенного для стабилизации электроснабжения бортовых систем российских самолетов и космических ракет. 
Изделие БВРК-9М2 – усовершенствованная модель предыдущих поколений БВРК-9М и БВРК-9МТ, разработанная предприятием холдинга «Авиационное оборудование». Изделие включает в себя блоки выпрямления, регулирования и коммутации бортовой системы для современных воздушных судов гражданского и военного назначения, а также космических ракет. Особенностью БВРК-9М2 являются небольшие габариты, безотказность и надежность, которая была продемонстрирована в ходе испытаний.
1.2.4.Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика»
Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика» свое начало берет от филиала Ржевского завода прокладок и уплотнительных материалов, который был эвакуирован в Уфу в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время ОАО УАП «Гидравлика» входит в состав Российского авиационно-космического агентства в качестве разработчика и изготовителя продукции авиационного и ракетно-космического назначения. Предприятие является разработчиком и серийным изготовителем: гибких металлических, фторопластовых рукавов и компенсаторов 1600 типов, размеров и наименований, авиационных агрегатов, фильтров гидравлических, топливных, масляных, воздушных и других (более 400 наименований), вспомогательных газотурбинных двигателей и турбоустановок 18 наименований и модификаций.Одним из главных направлений специализации предприятия стало производство вспомогательных силовых установок, производящих запуск маршевого двигателя и обеспечивающих подачу бортового электропитания и кондиционирования салона самолета.


Изделия УАП «Гидравлика» широко представлены в ракетно-космической технике, включая многоразовые ракетно-космические системы,предназначенные для многоцелевого применения с продолжительностью полета в космосе от 3 до 30 суток, орбитальную научную станцию «Мир», Международную космическую станцию, космический ракетный комплекс «Ангара» и другие системы.
1.2.5.Уфимское научно-производственное предприятие «Молния»
Открытое акционерное общество Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» ведет свою историю от созданного в 1941 году конструкторского бюро по разработке авиационных свечей для поршневых двигателей.


50-е годы стали важной вехой в развитии предприятия – «Молния» перешла на разработку емкостных систем зажигания, работающих с искровыми и полупроводниковыми свечами, а также электронных ограничителей температуры и корректоров оборотов, положивших начало новому направлению деятельности – созданию электронных регуляторов для газотурбинных двигателей.
С этого времени «Молния», оставаясь признанным лидером в СССР по созданию систем зажигания, вошла в «обойму» предприятий-разработчиков электронной аппаратуры для авиадвигателей. Разработанные УНПП «Молния» системы зажигания и электронные системы управления применяются практически на всех двигателях самолетов и вертолетов, производимых в России.
Электронные агрегаты и системы зажигания, спроектированные и изготовленные коллективом предприятия, успешно эксплуатируются на одном из самых массовых в мире самолетов Ан-24, на транспортных самолетах Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», на истребителях МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31, на пассажирских и транспортных самолетах Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-40, Як-42, Ил-76, Ан-72, Ан-74, вертолетах Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ка-32.
При создании ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» также использовалась система зажигания, разработанная в «Молнии».
УНПП «Молния» является единственным предприятием в Российской Федерации, разрабатывающим системы зажигания для космических газотурбинных и жидкостно-реактивных двигателей. 
1.2.6.Уфимское приборостроительное производственное объединение
Федеральное государственное унитарное предприятие «Уфимское приборостроительное производственное объединение» является одним из крупнейших предприятий авиационного приборостроения России. Предприятие было введено в эксплуатацию по решению Правительства СССР в феврале 1956 года и сегодня представляет собой серийный производственный комплекс с полным технологическим циклом.


Главное направление деятельности предприятия - это  разработка, производство, испытания и ремонт авиационной техники для различных типов самолетов и вертолетов:
•    навигационных и пилотажных комплексов;
•    систем автоматического управления и автопилотов;
•    бортовых цифровых вычислительных машин;
•    наземных систем контроля.
Принимая во внимание возрождение в настоящее время в России космической отрасли, бесценный опыт УППО вновь становится более востребованным. В 2007 году после долгих лет перерыва предприятие реанимировало выпуск ряда важных приборов для Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королёва. Специальная комиссия РКК провела авторский надзор по проверке готовности объединения к изготовлению приборов и комплектующих для изделий ракетно-космической техники и пришла к выводу о том, что производственная, испытательная и экспериментальная базы и персонал УППО способны обеспечивать полный цикл изготовления и испытания приборов и комплектующих для ракетно-космической техники.
1.2.7. Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций
 Уфимский завод РТИ (ОАО «УЗЭМИК») основан в 1942 году на базе эвакуированных из прифронтовой полосы в Уфу Ярославского завода «Резинотехника» и ленинградского «Красного треугольника». В мае 1993 года предприятие реорганизовано в открытое акционерное общество «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций». 


При полетах первых космонавтов актуальной была и проблема оказания медицинской помощи в полевых условиях. Нужно было немедленно изолировать от внешнего мира, провести исследования, чтобы понять, как люди перенесли условия полета. В это время и возникла идея создания мобильных сооружений. 
Так одним из первых «космических» изделий УЗЭМИК стала медико-эвакуационная установка. Монтировалась она буквально за десять минут. На ее базе и проводились первые исследования. Даже мебель в ней была надувная.
ОАО «УЗЭМИК» обладает значительной конструкторской, научно-технической, технологической и производственной базой, что позволяет разрабатывать и производить широкий ассортимент современной и высококачественной продукции. В арсенале предприятия более двух тысяч наименований резинотехнических изделий. 
Широкий ассортимент и высокое качество продукции привлекают потребителей со всех регионов России, стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Продукция завода поставляется предприятиям различных отраслей промышленности (МЧС России, предприятиям нефтяной, авиационной, полиграфической, угольной, судостроительной, автомобильной, медицинской промышленности, стройиндустрии, сельского хозяйства), в том числе и на экспорт в 61 страну мира.
Таким образом, Башкортостан превратился в один из центров авиационной и ракетно-космической  промышленности страны.
1.3. Популяризация космических достижений 
1.3.1. «Космичесие» памятные места
    Помимо своих космонавтов-испытателей и производства техники, Башкортостан славится и другими достижениями в развитии космонавтики. 

  • О победах в космосе напоминают улицы города Уфы: Космонавтов, Гагарина, Королева, Байконурская. 

  • У корпуса № 9 Уфимского государственного авиационного технического университета в рамках благотворительного проекта «Аллея Российской славы» в 2011 году был открыт памятник первому космонавту Земли. 

  • Интерес уфимцев к космосу постоянно поддерживает активная работа специалистов Уфимского планетария, его ежегодно посещают более 50 тысяч зрителей в год. 

  • С Башкортостаном связаны названия ряда космических тел Солнечной системы. Так, в честь города Салавата названа малая планета № 5546, открытая 18 декабря 1979 года бельгийским астрономом А. Дебеоне, который посетил республику в 70-х годах ХХ века.

  •  Одним из курортов для восстановления космонавтов является санаторий «Красноусольск»,  расположенный в одном из самых живописных уголков Башкортостана

  •   Одним из сокровищ нашей республики является башкирский мед. Он входит в бортовое питание космонавтов.

  • Многим было известно, что космонавты во время полетов брились электробритвой «Агидель». Здесь первенство принадлежало директору Уфимского приборостроительного завода Н. Г. Ковалеву. Он хотел, чтобы космонавты пользовались именно уфимской бритвой. Но обычная бритва в космосе не годилась, так как там нет сети в 220 вольт, и к тому же в невесомости срезанные волоски будут разлетаться по всему кораблю. И заводские специалисты изобрели то, что требовалось космонавтам. «Космические» электробритвы, кроме электрического питания в 27 вольт постоянного тока, имели специальные отсосы: одним концом бритва подключалась к питанию, другим — собирала отходы бритья, как пылесос.

  •  Значительный вклад в пропаганду космических и авиационных достижений вот уже 4-й год вносит Международная аэрокосмическая школа им. космонавта-испытателя СССР У. Н. Султанова. Этоуникальный проект, не имеющий аналогов в России. Он направлен на популяризацию отечественной авиации и космонавтики, привлечение молодежи в авиационную и ракетно-космическую отрасли промышленности, патриотическое воспитание подрастающего поколения. За 4 года там побывали юные знатоки авиации из Германии, Беларуси, Колумбии, Индии, Москвы, Московской области, Ростова, Вологды, Челябинской области, Удмуртии, и, естественно, Башкортостана. Организуют эту совершенно необычную школу Башкортостанское региональное отделение Федерации космонавтики России, Уфимский государственный авиационный технический университет и Клуб спортивных охотников «Рада». В оргкомитет входят: Аброшенко В.В. – депутат Государственного Собрания – Курултая РБ, председатель организационного комитета; Каменев С.И. – начальник отдела трудоустройства и работы с выпускниками УГАТУ, доцент кафедры АД УГАТУ; Минигулов С.Г. – Председатель федерации сверхлегкой авиации РБ, директор учебно-методического центра малой авиации, председатель Регионального отделения ДОСААФ России РБ; Плюхов С.И. – исполнительный директор регионального отделения ФКР РФ.

1.3.2. Летчики и космонавты, с которыми я имела честь общаться 
Осенью 2011 года мне посчастливилось побывать на встрече, организованной по приглашению регионального отделения Федерации космонавтики России. Встреча проходила в селе КуяновоКраснокамского района. Туда прибыли: Владимир Васильевич Коваленок - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, Президент Федерации космонавтики России и Урал Назибович Султанов - военный летчик, космонавт-испытатель. Они говорили о работе Федерации, о незнании части молодежи о великих космических достижениях и героях  страны, о патриотическом воспитании школьников. Особый интерес вызвал рассказ Владимира Васильевича о его пути в космонавтику, когда мальчишка из маленького белорусского села, узнав о запуске первого искусственного спутника Земли, воскликнул: «Точно полетим!»


Небыстрым и нелегким был путь к космическим далям, но за смелость и упорство судьба вознаградила его сполна: он трижды увидел с орбиты родную Землю. Как рассказал Владимир Васильевич, в космосе, как и на Земле, были и трагичные, и комичные моменты. То со станцией не состыковались, то пожар тушили…Знаменитый космонавт открыл одну из «военных тайн». Как-то на одной из встреч со школьниками космонавтов спросили, горит ли в невесомости спичка. Впервые они не знали ответ и в одном из полетов на свой страх и риск провели уникальный и опасный эксперимент. Теперь весь мир знает: спичка горит!
 Урал Назибович рассказал на встрече байку. Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Владимир Ляхов рассказал ему забавный случай, который произошел с ним на орбитальной станции.
Владимир Афанасьевич выполнял плановую физическую нагрузку на велоэргометре (это что-то вроде велотренажера – прим. авт.) Для удобства снял наручные часы и сунул их под резинку, фиксирующую запястье, чтобы они не улетели в невесомости. Закончив упражнение, обнаружил отсутствие часов на том месте, где оставил. Стал искать по всей станции, но не нашел и решил, что они попали под приборный пульт. Он взял отвертку, отвернул все винты и откинул пульт. Там была приклеена записка: «Положи отвертку! Здесь ничего нет. Коваленок» Часы через несколько недель нашлись сами – застряли в решетке.
По словам Владимира Васильевича, с индустрией космических полетов республику связывает многое. В Уфе производится секретное оборудование для ракет, участники полетов восстанавливаются в башкирских здравницах. Но, к сожалению, своих космонавтов башкирская земля не вырастила. 
В конце встречи Владимир Коваленок дал нам мотивацию: «Встречаясь с детьми, — сказал он, — мы, космонавты, всех зовем с собой — в космос. Фантазируйте, мечтайте, фантазию превращайте в мечту, мечту — в цель, а к цели надо карабкаться изо всех сил. Тогда вы добьетесь всего». 
В аэрокосмической школе нам выпала уникальная возможность пообщаться(вживую!) с И. П. Волком и с С. Н. Ревиным.
Игорь Петрович Волк (родился 12 апреля 1937, Змиёв) — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник запаса (с 1987 г.),58-й космонавт СССР и России и 143-й космонавт мира.
Сергей Николаевич Ревин (род. 12 января 1966) — российский космонавт-испытатель отряда НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина. 113-й космонавт России (СССР) и 526-й космонавт мира. Совершил космический полёт на транспортном пилотируемом корабле «Союз ТМА-04М» в мае-сентябре 2012 года. Продолжительность космического полёта составила 125 суток 00 часов 50 минут. До поступления в отряд космонавтов работал инженером в НПО измерительной техники и НПО «Энергия». Герой Российской Федерации, кандидат наук.


Мы, участники аэрокосмической школы, с большим интересом пообщались с ними. Нас интересовало все до мелочей: страшно ли летать в космос, за сколько часов можно долететь до Луны, какую пищу едят в полете, каким здоровьем нужно обладать летчикам-испытателям, каким должен быть характер космонавта. В конце встречи мы взяли драгоценные автографы у своих «космических» гостей.
И, как заметил Игорь Волк, «именно общение с детьми, популяризацияроссийской космонавтики являются главными целями поездки космонавтов по городам и регионам. Мы рассказываем малышам о космосе, кораблях и самолетах. Кто знает, может среди них находятся будущие космонавты и гордость России!Жаль только, что время нашего пребывания ограничено и встречи со школьниками очень уж коротки».
Пусть и короткую, но очень занимательную беседу с нами провел и Кондауров Владимир Николаевич (род.1942) — Герой Советского Союза (1990), полковник, лётчик-испытатель ГКНИИ ВВС.Он рассказал нам о своем жизненном пути, о том,  как он стал летчиком и об особенностях этой нелегкой профессии. 
В том, что профессия летчика действительно нелегкая, я убедилась осенью 2013 года. Тогда мне посчастливилось полетать на легкомоторном самолете «Саванна S». За штурвалом был Минигулов Сергей Георгиевич - пилот-инструктор,председатель Спортивной федерации сверхлегкой авиации Республики Башкортостан, генеральный директор АНО «Уфимский учебно-методический центр малой авиации», председатель Регионального отделения ДОСААФ России Республики Башкортостан. Этот полет оставил у меня массу воспоминаний, я была просто счастлива, впервые увидев землю с высоты птичьего полета, ведь это была мечта моего детства. Во время полета мы разговаривали, Сергей Георгиевич спрашивал об учебе, об ощущениях на такой высоте.
Летом 2014 года мне удалось полетать на 4-хместном легкомоторном  самолете «Саванна», пилотом был Сергей Георгиевич. 


Еще мне удалось пообщаться с Александром Борисовичем Лынником (помощник председателя ФКР по Республике Башкортостан, лётчик-инструктор аэродрома «Первушино», радиоведущий, шоумен, бард). Летом он прилетел в аэрокосмическую школу на легкомоторном самолете «Саванна», рассказал о профессии летчика, об аэродроме «Первушино». Затем был пусть и маленький, но великолепный концерт, состоящий из авторских песен Александра Борисовича. 
Я очень рада, что мне удалось пообщаться с такими многоуважаемыми людьми. Они поделились опытом,вселили дух патриотизма и дали огромную мотивацию к самосовершенствованию. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стремительное развитие космической техники в той же степени реально, как и удивительно. Космическое пространство  всегда окрыляло человеческую фантазию,  вызывало бесконечное множество предложений и гипотез. Одни из них подтверждались практикой, от других приходилось отказываться,  немало и таких, которые до сих пор занимают и волнуют умы ученых, посвятивших себя космонавтики.
 Штурм космоса только начался. Но то, что уже достигнуто, открывает для человеческой мысли широчайшие просторы. Пройдет время – и, может быть земляне начнут совершать регулярные рейсы в космос,  найдя пути к далеким планетам. И гарантия этого – осуществленные фантазии людей,  создавших космические корабли и поручившим своим первопроходцам проверить их прочность, смело шагнуть в бездну Великого космоса.
Моя республика Башкортостан вносит весомый вклад в развитие космонавтики. Большую роль играют заводы. Многие уроженцы Башкортостана участвовали в строительстве космодромов, в обслуживании ракетно-космической техники, достойно несут службу в Военно-космических войсках. Башкортостанское отделение Федерации космонавтики России ведет активную работу по пропаганде космических достижений. 
Таким образом, Башкортостан вносит весомый вклад в развитие космонавтики. Хочется надеяться, что эта плодотворная работа по созданию космической техники, проведению научных исследований в области космонавтики будет востребована и получит достойное продолжение. Наша великая страна и один из ее ведущих регионов - Башкортостан этого заслуживают.
С работой ознакомлены все обучающиеся  моей школы. Они были удивлены, узнав, что уроженцы Башкортостана стали космонавтами-испытателями, работали на космодроме Байконур. Я провела с ними разъяснительные беседы, познакомила с биографией наших земляков и показала фотографии.

Просветительскую деятельность я организовала и на уровне своего Краснокамского района и республики, опубликовав материалы про аэрокосмическую школу.
В перспективе своей работы планирую выпустить небольшую книжку о роли Башкортостана в освоении космоса. Пусть и подрастающее  поколение, и взрослые знают о многих значимых предприятиях, и о героях  нашей республики. 
В заключении я увидела, что достигла своей цели, выполнила все поставленные задачи и узнала много нового и интересного, тем самым расширив свой кругозор.


ЛИТЕРАТУРА
1.    Филимонов М. А., Ширинкин С. А. Башкортостан и развитие космонавтики /Вестник ВЭГУ. - 2011. 
2.    Космос – моя работа. Сборник документов и художественных произведений. М.,  Профиздат.1099.
3.    Вклад Башкортостана в развитие космонавтики / М. А. Филимонов. –
Уфа: Антаир, 2012. 
4.    С. П. Королев и его дело: Свет и тени в истории космонавтики. – М.:
Наука, 1998. 
5. Всемирная история авиации / Авторы-составители Г. А. Соболева, Ю. В. Рычкова. - М.: Вече, 2002. 
6.    Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. ред. М. А. Ильгамов. Т. 1: А – Б. Уфа, 2005.
7.    Хакимов М. Байконур, год 1961-й // Бельские просторы. - 2011. - № 8. -С. 155-159.
8.    Соколов Е. Урал Султанов: «Риск – обычное дело» // proufu.ru›society-archive…riskobychnoe-delo.html:
9.    Сайт "ProUfu.Ru"
10.    http://www.obrazovanie-ufa.ru
11.    http://www.fkr02.ru/

 

 

 

 

Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (30.12.2015) | Автор: Глимьянова Айсылу Ильсуровна E W
Просмотров: 3068 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 4.6/289
Всего комментариев: 13
12  
ВЕЛИКОЛЕПНО!
УДАЧИ!

13  
Спасибо большое!!!

10  
Огромное спасибо за Вашу работу!
Желаю победы!

11  
Спасибо за пожелания !!!

8  
Желаю победы!!!

9  
Спасибо большое!!!)))

5  
up Отлично!!! Успехов!!!

7  
Спасибо!

4  
Очень здорово! Удачи!

6  
Спасибо!!!

2  
smile Работа классная!!!

1  
Автор: Глимьянова Айсылу Ильсуровна, 17 летМесто учебы: МБОУ Школа-интернат с.Новый КаинлыкРеспублика Башкортостан, Краснкоамский районРуководитель: Глимяьнова Айгуль Шарафутдиновна, учитель физики 

ДОЛЖНО БЫТЬ В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ РАБОТЫ!!!

3  
Спасибо!!! Хорошо, перенесу)))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Збарский Даниил Павлович (12185)
Щур Илья Андреевич (10825)
Кузьминова Анастасия Олеговна (8310)
Бадакова Анастасия (8286)
Чеховская Алена Алексеевна (5082)
Иванов Семен Владимирович (4558)
Кошманов Илья Игоревич (4532)
Беляева Александра Сергеевна (4411)
Рафаэль (4182)
Пушинская Кристина Валерьевна (4013)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017