Четверг, 25.04.2024, 11:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Беспилотные ударные самолеты: перспективы развития

Автор: Завесин Виктор Владиславович

Возраст: 18 лет

Место учебы: УГАТУ

Город: Уфа

РуководителиКоберман Александр Ефимович (старший преподаватель учебно-военного центра),Каменев Сергей Иванович (начальник отдела УГАТУ).

 

Историко-исследовательская работа "Беспилотные ударные самолеты: перспективы развития".

План:

  1. Введение.
  2. История развития ударных БЛА.
  3. Российские ударные БЛА многократного применения.
  4. Требования к современным УБЛА.
  5. Перспективы развития УБЛА.
  6. Заключение.
  7. Источники.

 

1. Введение.

В последнее время беспилотные летательные аппараты все активнее вытесняют традиционные пилотируемые самолеты и вертолеты из различных сфер боевого применения авиации, включая нанесение ракетно-бомбовых ударов и реализацию мероприятий радиоэлектронного противодействия в целях обеспечения действий ударных групп пилотируемой авиации.

Перспективы развития боевой беспилотной авиации обусловлены целым рядом факторов, которые будут рассматриваться в данной работе.
 

Цель работы: Определить перспективы развития ударных беспилотных летательных аппаратов.

Задачи: 

  1. Изучить историю развития ударных БЛА.
  2. Определить состояние развития ударных БЛА в России, актуальность разработки "дронов".
  3. Выявить требования, стоящие перед современными ударными БЛА.
  4. Определить преимущества и недостатки в сравнении с пилотируемыми самолетами.
  5. Определить перспективы ударных БЛА и угрозы их распространения.

 

2. История развития ударных БЛА. 


Мысль о создании воздушного аппарата без экипажа появилась задолго до ХХ века, который стал по-настоящему временем воздушных войн и ударов с воздуха. И первое применение подобных летательных аппаратов состоялось даже задолго до самого появления военной авиации, во времена расцвета воздухоплавания.

Первое зафиксированное историками применение аэростатов в войне относится к периоду 1848–1849 годов – ко времени венецианской революции, попытки выхода Венеции из-под власти Австрии и провозглашения Венецианской республики.

 Австрийские войска подошли к Венеции и начали вести огонь по городу из осадных орудий. Однако город, расположенный на островах в лагуне, был недосягаем для артиллерии. Тогда по воздуху при подходящем ветре на город поплыли воздушные шары с бомбами. За один час 10 станций выпускали почти сотню аэробомб. Над Венецией воздушный шар автоматически сбрасывал бомбу. 

Больших разрушений такая бомбардировка не вызвала, но население было в панике. Венецианский флот, как только австрийцы запускали аэробомбы, выходил в открытое море. Причина страха заключалась как раз в том, что венецианцы знали о висящем над ними воздушном  шаре-бомбе. Неопределенность – когда и куда эта бомба упадет – и вызывала страх. Ведь все постройки города, да и флот были сплошь и рядом деревянными. Таким образом, беспилотные воздушные шары на современный взгляд, были скорее средством устрашения. 

В 1880-е гг. серб О. Костович, получивший опыт в русско-турецкую войну на стороне русской армии, разработал «воздушное торпедо», представлявшее собой гирлянду из воздушных шаров. К последнему аэростату гирлянды посредством электромагнитного замка подвешивался разрывной снаряд. С помощью «воздушного торпедо» также предполагалось бомбить осажденные крепости.


 
Особый толчок развитию беспилотных летательных аппаратов дало изобретение радиотелеграфа профессором А.С. Поповым и Гульельмо Маркони. Именно после этого многие ученые в разных странах начали работу над использованием беспроволочного способа связи для дистанционного управления летательным аппаратом. Из русских ученых Н.Д. Пильчиков, А.А. Холодковский, Ф.С. Материкин, А. Щенснович и др. предложили ряд весьма интересных схем управления на расстоянии самыми различными техническими объектами. Пионера авиации С.А. Ульянина можно считать первым изобретателем, обосновавшим идею управления летательным аппаратом с помощью электромагнитных волн. В 1903 г. К.Э. Циолковский также предложил «реактивный прибор», который мог бы летать «в атмосфере… по заранее намеченному плану».
  

В ХХ веке идея беспилотного оружия получила дальнейшее развитие.
В 1930-е гг. появились первые образцы дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, а в 1940-е  – первые крылатые ракеты. 
В 1944 году на вооружение немецкой армии поступили самолеты-снаряды Фау-1 (Fi-103). Успех данного БЛА предопределили пульсирующие воздушно-реактивные двигатели фирмы Аргус. В том же году состоялось первое боевое применение самолета-снаряда Фау-1, удар был нанесён по Лондону.
 * Термин "Самолет-снаряд" вышел из употребления, поскольку им же называли планирующие авиабомбы, что приводило к путанице. 
 

 
В это же время были завершены работы над советским самолетом-снарядом, разрабатывавшимся под руководством Владимира Николаевича Челомея. Данный самолет-снаряд получил обозначение 10Х. Однако на вооружение он так и не поступил.

В 1950-е  годы считалось перспективным создание межконтинентальных крылатых ракет. В СССР велись работы над «легкой» МКР – заводской шифр «350» или «Буря», разработка которой была поручена ОКБ301 Семена Алексеевича Лавочкина, и над «тяжелой» МКР «Буран», которую разрабатывало ОКБ23 Владимира Михайловича Мясищева. В тоже время в США разрабатывалась МКР «Навахо».  


Между тем, ещё в 1957 году успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение МБР Р-7, разработанная в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева. Это ставило под сомнение целесообразность продолжения работ по «Буре», которая по тактико-техническим характеристикам уступала Р-7: боеголовки были неуязвимы для систем ПВО того времени, тогда как крылатая ракета могла быть перехвачена этими системами. В 1960 году было принято решение о прекращении работ по МКР Буря и МКР Буран, хотя и имелись успешные запуски "Бури". Свою роль в прекращении работ сыграла смерть С.А. Лавочкина. 

В 1959 в СССР была принята на вооружение противокорабельная крылатая ракета П-5, положившая начало целому семейству подобного типа, таких как П-6, П-35, Аметист П-70, Малахит П-120, Базальт П-500, Гранит П-700 и Оникс/Яхонт.

Крылатая ракета П-5, созданная в ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея с целью перевооружения Военно-Морского Флота страны, стала первой ракетой с автоматическим раскрывающимся после старта крылом . Все разработанные ранее КР (как отечественные так и зарубежные) требовали предстартовой подготовки: сборки ракеты, раскрывание крыла и т.д. П-5 со сложенным крылом размещалась в контейнере небольшого диаметра, длина которого ненамного превышала длину самой ракеты. США подобных комплексов на вооружении не имели.

Также стоит отметить противокорабельную крылатую ракету «Оникс» (экспортное название – «Яхонт»). Ее основными особенностями являются: полная автономность ее боевого применения (принцип «выстрелил и забыл»), высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета, набор гибких траекторий полета, полная унификация ракеты для широкой номенклатуры носителей (наземные ПУ, надводные корабли всех классов, подводные лодки), малая заметность ракеты для современных РЛС.


 
Интересно, что все ракеты, начиная с П-5, имели двигатели Уфимского конструкторского бюро машиностроения (ныне НПП "Мотор"). Это двигатели КРД-26, КРДД-26, и КРДФ-26, разработанные под руководством генерального конструктора С.А.Гаврилова.

В 1970-е гг. в мире начались научно-исследовательские работы по ударным БЛА, в 1980-е на вооружение были приняты крылатые ракеты стратегического назначения наземного, морского и воздушного базирования.

В этот период конструкторы МКБ «Радуга» во главе с Александром Березняком смогли создать оригинальную ракету Х-55 со складывающимися крылом и оперением, которая была принята на вооружение 31 декабря 1983 г., поступив на оснащение стратегических авиационных комплексов Ту-95МС, а затем и Ту-160. Серийное производство Х-55 было освоено на авиазаводах в Харькове и Кирове (Вятке).


 
В дальнейшем появились ее различные модификации. Сегодня эти ракеты широко применяются Россией в  Сирийском конфликте. 

Особо стоит отметить еще одну работу «Радуги» -  стратегическую крылатую ракету Х-90. История Х-90 началась в 1971 году. Тогда разработчики обратились к правительству СССР с проектом постройки небольших стратегических крылатых ракет, которые могли бы действовать на небольших высотах, применяясь к рельефу местности. Это предложение не нашло тогда отклика у руководства, однако, после того как США в 1975 году начали разработку стратегических крылатых ракет, о нем вспомнили. Разработчики ракет получили приказ начать разработку в середине 1976. Завершиться она должна была к середине 1982. Уже к 31 декабря 1983 ракету предполагалось принять на вооружение. Одно из главных требований состояло в том, чтобы обеспечить ракете сверхзвуковую скорость.
 
В конце 70-х Х-90 достигла скорости 2,5-3М , а в 80-х уже 3-4 М. Посетители авиасалона МАКС-1997 могли полюбоваться в павильоне НПО “Радуга” на экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА).

ГЛА является прототипом новой крылатой ракеты. Она должна нести две боеголовки индивидуального наведения, которые могут самостоятельно поражать цели на расстоянии до 100 км. от точки отделения от основной ракеты. В качестве носителя предполагается бомбардировщик Ту-160М.

«Радуга» также разработала ПКР «Москит».


После старта ракета выполняет «горку», набирая высоту, а затем снижаясь до высоты 20 метров — эта высота полёта поддерживается на всём маршевом участке траектории. При подходе к цели «Москит» снижается до высоты 7 метров, двигаясь «над гребнем волн». Для прорыва противовоздушной обороны цели ракета может выполнять противозенитный манёвр «змейка» с углами поворота до 60 градусов и перегрузкой более 10 g. 

Весомый вклад в развитие отечественных крылатых ракет внесло ОКБ "Новатор".

В 1983 году началась разработка противокорабельной ракеты Альфа (ОКР Бирюза) для участия в конкурсе МО СССР (вместе с ПКР Яхонт) на создание новой противокорабельной ракеты, в котором и победила. Впервые представлена на МАКС-93. Впоследствии Альфа стала основой для ПКР 3М54 универсального комплекса Калибр (ОКР Калибр), дополненного стратегической КР 3М14, на основе разработанной в течение периода 1975 до 1984 года в СМКБ «Новатор» стратегической КР 3М10 с боевым радиусом 3000 км, а также противолодочной ракетой 91Р1 и 91РТ2.

Первым боевым крещением крылатых ракет 3М14 комплекса «Калибр НК» является российская военная операция в Сирии; ракеты запускались с кораблей Каспийской флотилии российского ВМФ.

Можно смело утверждать, что СССР являлся лидером в разработке тяжелых крылатых ракет и ракет морского базирования, а в остальных случаях Советскому Союзу удалось добиться паритета с США. Однако, Советский Союз незаслуженно обделил вниманием ударные БЛА многократного использования. Результатом работы США в этом направлении стали разведовательно-ударный БЛА MQ-1 «Predator» и MQ-9 «Reaper», успешно применяющиеся в различных конфликтах по всему миру. В свою очередь Россия сегодня стремится наверстать упущенное.

3. Российские ударные БЛА многократного применения.

В начале апреля 2012 года Министерство обороны России наконец-то утвердило техническое задание на создание многоразового ударного беспилотного летательного аппарата (дрона). По некоторым данным, российский БПЛА будут разрабатывать опытно-конструкторское бюро "Сокол" и компания "Транзас".
Точные характеристики будущего армейского ударного беспилотника неизвестны, говорится лишь, что он будет весить 5 тонн. Правда, непонятно – это вес пустого самолета или с максимальной нагрузкой. Если последнее, то "наш" беспилотник будет сравним с вышеупомянутым американским ударным БПЛА MQ-9 «Reaper» (около 4700 кг).  Это весьма удачная машина, о которой стоит сказать несколько слов.

Reaper отлично себя зарекомендовал во время войны в Ираке, Афганистане и охоте за террористами по всему миру. Он оснащен относительно простым и дешевым турбовинтовым двигателем и может находиться в воздухе до 24 часов. БПЛА может нести противотанковые ракеты, 250-кг бомбы и ракеты воздух-воздух. Подобные самолеты намного дешевле и проще в эксплуатации, чем реактивные, поэтому принятие на вооружение российской армии именно такого БПЛА оправдано. Также не стоит забывать, что подготовка операторов БПЛА требует меньше средств, чем подготовка пилотов.

Но главное: беспилотники находятся в воздухе намного дольше, чем любой пилотируемый самолет, ведь операторы могут работать посменно. В тактическом плане это означает, что над противником непрерывно висит дамоклов меч и неусыпное око беспилотной машины. 
Несмотря на невысокую скорость, Reaper способен выполнить запрос на огневую поддержку намного быстрее реактивного истребителя – за счет того, что БПЛА 24 часа "висит" над полем боя. Кроме того, потеря БПЛА не так трагична, как смерть людей. Американские операторы БПЛА зачастую никогда не покидают территорию США и вечером "после войны" идут домой. В финансовом плане это также огромная экономия: и на зарплатах, и на логистике.

Если российской "оборонке" удастся создать схожий по характеристикам аппарат и интегрировать его в структуру современной армии, это будет большой успех. Правда, достичь этой цели будет непросто. Сам по себе планер - вещь несложная, хотя и требует современных композитных материалов. Сложнее с электроникой. Бытует мнение, что во время "настоящей", а не партизанской войны беспилотники посыплются на землю после нажатия волшебной кнопки станции радиоэлектронной борьбы (РЭБ). На самом деле боевые БПЛА отличаются от любительских радиомоделей и частично подвержены лишь помехам сигналу GPS. Связь с БПЛА обеспечивается по спутниковому каналу, и его подавить очень сложно – в случае потери сигнала GPS беспилотник продолжит выполнять свою миссию или вернется на базу под прямым управлением оператора. Но в будущем защита от систем РЭБ у БПЛА будет не хуже, чем у современных истребителей. К тому же, ведется разработка совершенных инерциальных навигационных систем, например, на основе микрогироскопов, которые частично или полностью заменят датчики GPS, уязвимые к помехам.

В то же время, особенности современного положения России предопределяют необходимость собственного подхода, отказ от прямого копирования зарубежных концепций построения и применения комплексов с БЛА. 
Для ВВС представляют интерес, прежде всего,  комплексы с БЛА, возможности которых соответствуют зонам ответственности объединений ВВС, их задачам и характеру действий. В соответствии с этим ВВС в первую очередь необходимо иметь в своем составе комплексы с БЛА большой дальности действия (300 и более км) фронтового назначения. В перспективе не исключено использование комплексов с БЛА большей дальности для обеспечения действий пилотируемой авиации при решении задач в стратегической глубине. 

Как стало известно, российская армия в 2016 году начнет получать новые беспилотники (БЛА), способные преодолевать сверхдальние расстояния. В частности, аппараты поступят в подразделения беспилотной авиации Восточного военного округа. Ранее в СМИ появилась информация о том, что в 2016 году на вооружение будут приняты перспективные БЛА, способные преодолевать до тысячи километров.

Как предполагают эксперты, речь идет о тяжелых ударных комплексах массой от примерно 1 до 20 тонн. Тяжелые аппараты могут нести на борту несколько бомб и даже ракет «земля — воздух». В настоящий момент ударных и перспективных аппаратов, способных выполнять разведку на дальние расстояния, у российской армии нет.

Работы по созданию таких дронов российский оборонно-промышленный комплекс начал в середине 2000-х годов, однако дело ограничивалось демонстрацией прототипов или попыткой купить БЛА у Израиля. Полностью восполнить недостающее звено в системе Воздушно-космических сил РФ планируется к 2020 году.

В январе 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов объявил о том, что в России создан тяжелый БЛА, способный вести разведку и уничтожать цели. Тактико-технические характеристики аппарата держаться в секрете. По данным СМИ, над проектом тяжелого беспилотника работают «ОКБ Сухого» (Москва), ОКБ «Сокол» (Казань) и ЗАО «Транзас Авиация» (Санкт-Петербург).

В начале октября 2011 года в конкурсе Минобороны на создание БЛА массой до 1 тонны одержали победу проект «Иноходец», а до 5 тонн — проект «Альтиус-M».   

Ударный БЛА массой до 20 тонн разрабатывает «ОКБ Сухого» на основе проекта «Скат», которым с 2005 года занимался РСК «МиГ». Новый проект получил название «Охотник».
По неподтвержденным данным, «Охотник» одновременно будет истребителем шестого поколения. Первый его полет ожидается в 2018 году, а поступление в войска — в 2020-м. Подобно «Скату», новый дрон получит форму летающего крыла (так называемая «летающая тарелка»).


 
Одновременно с «Охотником» «Сухой» ведет опытно-конструкторские работы по созданию аппарата средней дальности «Зеница», скорость которого составит 800 километров в час. Предположительно, данный БЛА создается на основе разработанного в 1970-е годы Ту-143 «Рейс», который предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе.

Еще одним проектом российских ВКС является «Дозор-600», который относится к классу тяжелых средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета. Эксперты предполагают, что аппарат — прямой аналог американского MQ-1 Predator. Несмотря на то что вес «Дозор-600» составляет 720 кг, он способен выполнять функции ударного БЛА.

Российской армии ударный БПЛА, безусловно, нужен. Прежде всего, для участия в контр-террористических операциях. В конфликтах низкой интенсивности беспилотники стали основным средством борьбы с минированием дорог, засадами, они эффективно выслеживают группы боевиков, уничтожают базы и автотранспорт террористов. Кроме того, без развития беспилотных ударных систем невозможен прогресс в военном деле: сегодня, очевидно, что будущее за автоматизированными военными системами, гораздо более эффективными и надежными, чем живой солдат.

4. Требования к современным УБЛА. 


Прежде чем говорить о перспективах, необходимо определить задачи, к которым привлекаются ударные БЛА.
Итак, привлечение БЛА – носителей тех или иных видов авиационных средств поражения возможно для решения следующих задач:
•    разведывательно-ударная — осуществление разведывательно-поисковых действий в целях обнаружения заданной цели (типа целей) или оперативного выявления целей, представляющих опасность, и при необходимости выполнение их обстрела (атаки) в автоматическом режиме или по командам оператора БЛА;
•    ударная — нанесение ударов с применением стрелково-пушечного и/или ракетно-бомбового вооружения по заранее выявленным стационарным или мобильным целям с известными координатами или находящимися в ограниченном районе театра военных действий и не имеющими сильной системы ПВО/ПРО;
•    подавление системы ПВО/ПРО — нанесение ударов с применением высокоточного ракетно-бомбового вооружения по объектам системы противовоздушной и противоракетной обороны противника, особенно в тех случаях, когда решение той же задачи с применением пилотируемых летательных аппаратов затрудненного по различным причинам. 
При этом в первых двух случаях возможно применение как специализированных ударных БЛА, так и «беспилотников», разработанных изначально как летательные аппараты разведывательного назначения
Однако для решения третьей задачи применение выше указанных разведывательно-ударных БЛА не целесообразно или вовсе не возможно, поскольку решение данной задачи сопряжено с практически неизбежным попаданием под сильное огневое воздействие сил и средств ПВО/ПРО противника, а потому требует применения беспилотных летательных аппаратов специальной разработки, отличающихся более высокими летно-техническими и маневренными характеристиками (особенно при полете на малых и предельно малых высотах), существенно меньшей заметностью в различных диапазонах (включая активное применение «стелс»-технологий) и более высокой живучестью, включая высокую стойкость к различным боевым повреждениям. 

Следует отметить, что особенности задач, для решения которых предназначаются разведывательно-ударные и ударные БЛА, накладывают на них ряд дополнительных определенных требований, не указанных выше:
•    наличие высокозащищенной и устойчивой к различным помехам систем управления и обмена данными (особенно в случае с БЛА, предназначенными для действий в условиях непосредственного соприкосновения с противником, что предусматривает наличие сильного радиоэлектронного противодействия с его стороны);
•    поскольку обеспечить полную защищенность системы обмена данными (связи) по радиоканалу или каналу спутниковой связи от радиоэлектронного противодействия противника обеспечить не представляется возможным, данные БЛА должны обладать повышенной степенью автономности действий, в том числе возможностью эффективного реагирования на быстро меняющиеся условия тактической обстановки;
•    для БЛА, предназначенных для решения задач радиоэлектронного противодействия, дополнительно необходимо наличие в составе его бортового целевого оборудования высокоинтеллектуальной системы, способной выявлять различные известные и каталогизированные источники электромагнитного излучения противника и ставить им соответствующие помехи, а также имеющей возможность оперативной адаптации к изменяющимся условиям тактической обстановки — быстрой перестройке по частоте выставляемых помех, выявления и блокирования новых источников электромагнитного излучения, а также эффективного и своевременного реагирования на новую тактику действий, применяемую противником и т. п. В случае отсутствия такой системы, необходимо наличие помехоустойчивой системы обмена данными с высокой пропускной способностью, которая обеспечит решение всех выше указанных задач усилиями опытных специалистов РЭБ, находящихся на сопровождающих БЛА самолетах или на наземных (корабельных) пунктах управления.

5.Перспективы развития ударных БЛА. 


В БЛА-строении наблюдается устойчивая тенденция к росту массы и геометрических размеров летательных аппаратов и соответственно к увеличению полезной нагрузки, высоты, дальности и продолжительности полета. Уже сейчас характеристики БЛА впечатляют. Их боевой радиус сравним с радиусом боевой авиации при вдвое-втрое меньших массо-габаритных характеристиках. Конечно, на поле боя БЛА не смогут полностью заменить пилотируемые летательные аппараты. Но они могут быть использованы для решения большинства задач, которые несут угрозу жизни пилота, или там, где представляется нецелесообразным привлекать пилотируемую авиацию для исполнения «черновой работы».

Так, еще в 2008 г. на Международном симпозиуме Североамериканской ассоциации по беспилотным системам, проходившем в Сан-Диего, были обнародованы результаты внутриведомственного аналитического исследования по определению будущего облика авианосной авиации ВМС США, в котором утверждалось, что к 2025 г. на замену палубным самолетам «Хорнет», «Супер Хорнет» и F-35С придет уже полностью беспилотный истребительно-бомбардировочный авиационный комплекс.
Интересным является исследование концепции перехвата баллистических ракет на активном участке полета и на восходящей части пассивного участка траектории полета, проводимое командованием ВВС США совместно с ПРО Министерства обороны США. Один из проектов предусматривает создание БЛА – носителя противоракет.

В долгосрочной перспективе БЛА также являются дестабилизирующим фактором. Больше всего беспокоит то обстоятельство, что развитие новых видов вооружений на базе беспилотных летательных аппаратов проходит без каких-либо ограничений и самоограничений, причем с подавляющим преимуществом одного государства – США. А это уже нарушает стабильность и военное равновесие. По существу мы стоим на пороге или уже перешагнули порог новой гонки вооружений.

Существует и более зловещий фактор, требующий международного контроля над развитием БЛА. В настоящее время угроза использования беспилотных летательных аппаратов в террористических целях активно обсуждается экспертами и в средствах массовой информации. До недавнего времени эта угроза рассматривалась преимущественно в контексте возможного создания крылатых ракет для атаки наземных целей на основе модификации противокорабельных крылатых ракет и пилотируемых самолетов. Кроме того, до сих пор исследования касались в основном угроз, исходящих от государств-«террористов», но не террористических групп.
В настоящее время угроза использования беспилотных летательных аппаратов в террористических целях активно обсуждается экспертами и в средствах массовой информации.

Таким образом, развитие БЛА как нового класса вооружений чревато серьезными угрозами и является дестабилизирующим фактором, если не обеспечить его дальнейший прогресс рамками согласованных международно-правовых требований. Мировое сообщество должно уделить этой нарастающей проблеме должное и своевременное внимание с тем, чтобы предупредить нежелательные последствия с точки зрения новой террористической угрозы и нового направления гонки вооружений.


6. Заключение.


Таким образом, перспективными областями боевого применения БЛА в интересах различных видов вооруженных сил являются: уничтожение важных целей и объектов противника (самый распространенный на сегодня вариант – уничтожение лидеров террористов и полевых командиров, отдельных групп боевиков и складов оружия и пр.); противолодочные операции; подавление вражеской системы ПВО/ПРО. Рассматривается возможность создания многоцелевого боевого авиационного комплекса составного типа – с пилотируемой базовой платформой и интегрированными на борт БЛА разведывательного или ударного предназначения.
 Дальнейшее развитие разведывательно-ударных и ударных БЛА, как представляется, будет осуществляться в направлении наращивания их боевых возможностей, повышения массы и номенклатуры полезной нагрузки, расширения их возможностей по базированию и пр. В обозримой перспективе специалисты ведущих зарубежных стран планируют осуществить также включение в список решаемых боевыми БЛА задач новых сценариев, таких, как, например, борьба с воздушными целями. 

7. Источники информации:

  1.  М.Павлушенко, Г.Евстафьев, И. Макаренко. Беспилотные летательные аппараты: история, применение, угроза распространения и перспективы развития. http://www.pircenter.org/media/content/files/9/13464176800.pdf
  2. В.Щербаков. Ударные беспилотные летательные аппараты (статья журнала "Аэрокосмическое обозрение" ). http://www.id-bedretdinov.ru/journals/journal-aero/post-aero/211-udarnye-bespilotnye-letatelnye-apparaty.html
  3. Стратегическая крылатая ракета П-5. http://www.navy.su/subarms/rocket/p5/index.htm
  4. Ударная сила. Погоня за гиперзвуком (Х-90). http://rnns.ru/14898-udarnaja-sila-pogonja-za-giperzvukom.html
  5. Крылатая ракета Фау-1 (Fi-103). http://avia.pro/blog/krylataya-raketa-fau-1
  6. Мечта о неодушевленном ударе. http://vpk.name/news/44301_mechta_o_neodushevlennom_udare.html
  7. Догнать и перегнать: 7 российских беспилотников. http://www.popmech.ru/weapon/14818-dognat-i-peregnat-7-rossiyskikh-bespilotnikov/#full
  8. Роль беспилотных комплексов в современной армии. http://www.modernarmy.ru/article/280/rol-bespilotnih-kompleksov-v-sovremennoi-armii
  9. История и перспективы российской беспилотной авиации.http://www.arms-expo.ru/news/novye_razrabotki/istoriya_i_perspektivy_rossiyskoy_bespilotnoy_aviatsii/
  10. Межконтинентальная крылатая ракета "Буря". http://topwar.ru/37326-mezhkontinentalnaya-krylataya-raketa-burya.html
  11. Беспилотникам исполнилось 100 лет. http://nauka21vek.ru/archives/7396
  12. Крылатые ракеты "Калибр".http://wartools.ru/krylatye-rakety/kalibr-krylatye-rakety#rpoint5

 

 

Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2016) | Автор: Завесин Виктор Владиславович W
Просмотров: 4475 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.6/9
Всего комментариев: 1
1 щур  
Класс! up

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2628)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1971)
Егор Андреевич Попов (1710)
Штриккер Артур (1283)
Григорьев Павел Сергеевич (684)
Медведкин Иван (615)
Азарин Николай (562)
Трунов Артём Николаевич (494)
Ефимова Софья Алексеевна (472)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024