Пятница, 03.05.2024, 12:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Какие летательные аппараты опередили свое время и почему?

Автор: Сараева Екатерина Александровна

Возраст:14 лет
Место учебы: МБОУ ЛАП 135
Город, регион:Самара,Самарская Область

 

Руководитель (Шацкая Людмила Александровна,МБОУ ЛАП 135)
 
 

Историко-исследовательская работа на тему:

Какие летательные аппараты, опередили свое время и почему?”

 

Кто знает - тот может. Только бы знать - и крылья будут

Леонардо да Винчи

 

План

Введение

1. Циолковский – начало эры космонавтики

2. Система многоразового использования “Энергия - Буран”

– задачи, поставленные перед Бураном

– особенности системы “Энергия - Буран”

3. Уникальные технологии, примененные при конструировании и строительстве.

– раскрой плиток

– единственный полет Бурана

Заключение

- Идеи и конструкторские решения, заложенные в системы многоразового использования “Спираль“ и “Энергия - Буран” и сегодня востребованы в авиации и космонавтике

 

Введение

В своё время Советский Союз создавал уникальные самолёты и вертолёты, которые прославили не только отечественную авиапромышленность, в частности, но и нашу страну в целом. До настоящего, некоторые из них эксплуатируются в разных странах мира.

Но при этом мало кто понимает, что многие советские авиационные комплексы намного опередили своё время. Даже сегодня, изучая их возможности и сопоставляя лётно-технические характеристики, ясно, что они были прорывными.

Во время работы над темой, нас заинтересовали несколько летательных аппаратов, которые на многие годы опередили свое время. Среди них:

– Советский ракетоносец Т-4 опередил своё время минимум на 20-25 лет. Впервые в СССР для кабины Т-4 был разработан индикатор навигационно-тактической обстановки, где на телевизионном экране данные бортовых радаров накладывались на электронное изображение микрофильмированных карт, охватывающих поверхность почти всего земного шара. На самолёте впервые была установлена электрическая дистанционная следящая система управления двигателями, работающая как от рук пилота, так и от автомата тяги. Кроме того, был установлен перископ для обзора вперёд — на случай аварийного отказа механизма отклонения носовой части. Подобное решение впоследствии нашло применение на гражданских лайнерах Ту-144 и «Конкорд». Максимальная скорость Т-4 достигала 3200 км/ч, бомбардировщик поднимался на высоту до 25000 метров, дальность полёта составляла 6000 км.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 и МиГ-27К, оснащённый прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К. На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся лучшим истребителем-бомбардировщиком в мире. Всего было выпущено 764 МиГ-27 (в том числе 197 МиГ-27К).

– 1976 году советская противолодочная авиация получила вертолёт-амфибию Ми-14 с современным оборудованием и вооружением, которое позволяло успешно бороться не только с подводными лодками, но и надводными целями. Кроме того, машина несла на борту тактический ядерный заряд мощностью в одну килотонну.

– 1968 года первый полёт совершил В-12 (Ми-12) – самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью винтокрылой машины являлось боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводились в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ. В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью свыше 30 тонн, для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Но самым уникальным и на многие годы опередившим свое время аппаратом является система “Энергия – Буран”. Буран – космический корабль многоразового использования, вошедший в книгу рекордов Гиннесса как первый, выполнивший полностью беспилотный полет

Можно сказать, что история создания космической системы многоразового использования “Энергия-Буран “ началась в начале ХХ века революционными работами К.Э.Циолковского. Она полна героическими и драматическими событиями в создании новых технологий, материалов и в конечном итоге космического корабля “Буран “.

Цель работы:

Показать достижения советской (российской) науки в создании теоретических работ и космических технологий, опередивших своё время.

Рабочая гипотеза:

Проект “Спираль” и “Энергия-Буран” – космические системы опередившие свое время

Объект исследования:

Космический корабль многоразового использования “Буран “

 

  1. Циолковский – начало эры космонавтики

Формула Циолковского – основное уравнение движения ракеты, определяющее её характеристическую скорость; опубликована Циолковским в 1903 году в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами». По формуле Циолковского определяется максимальная скорость, которую может получить одноступенчатая ракета в идеальном случае, когда её полёт происходит не только вне пределов атмосферы, но и вне пределов поля тяготения Земли. Циолковский считает начальную скорость ракеты равной нулю.

Вторая часть исследования по ракетостроению была опубликована в 1911 году. Этим трудом Циолковский произвёл фурор в научной среде. Ему удалось вычислить работу по преодолению силы земного тяготения, определить скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость») и время полета.

В 1929 году Циолковский издает новую книгу - «Космические ракетные поезда». «Ракетные поезда» Циолковского – это комплексы ракет, которые по мере отработки топлива сбрасываются на землю. Ученый предположил, что благодаря такому принципу к моменту отсоединения последней ракеты скорость поезда будет позволять ему унестись в космос. В 1935 году в своей работе «Наибольшая скорость ракеты» Константин Эдуардович доказал, что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение остается верным до сих пор, но проверить на практике теорию Циолковского смогли только в 1944 году, когда немцы запустили «Фау-2» - в первый в истории суборбитальный космический полёт.

Теоретические исследования космоса и возможности его освоения, проведенные Циолковским, не могут не поразить: полагаясь лишь на расчёты, ученый описал невесомость, необходимость скафандра при выходе из ракеты, определил оптимальные траектории полёта при спуске на Землю, предсказывал создания искусственных спутников Земли и орбитальных станций.

Многое из описанного Циолковским – от заселения Вселенной до разума атома и бессмертия - так далеко уходит за пределы современной науки, что трудно предположить, насколько реальны эти гипотезы. Однако и опровергнуть их наука не может.

 

  1. Система многоразового использования “Энергия - Буран”

12 апреля 1981 года Америка отправила в космос, пилотируемый многоразовый шаттл «Колумбия», этим они открыли новую страницу космонавтики. Это событие дало мощный импульс космической отрасли СССР по решению проблемы использования многоразовых систем.

Но ещё в середине 60-х годов в СССР стартует секретная программа по созданию уникальной космической системы многоразового использования – «Спираль». Запуск орбитальной ступени должен был происходить на высоте свыше 20 км на скорости в шесть раз больше скорости звука с гиперзвукового носителя, горизонтальный старт, которого, должен был осуществляться с разгонной тележки на скорости 380-400 км/час. Приземляться «Спираль» должна была, как обычный самолет. К началу 70-тых, тема «Спираль» оказалась вытеснена на второй план обычными ракетоносителями.

Проект “Спираль” являлся действительно передовой разработкой того времени. В частности, важнейшим ее достоинством была относительная большая масса полезной нагрузки, которая в 2-3 раза превышала аналогичные показатели для одноразовых носителей. Стоимость же выведения груза, согласно расчетам, была в 3-3,5 раза ниже, чем при выводе на орбиту с помощью традиционных ракет-носителей. Преимуществом системы также являлась и возможность широкого выбора направлений старта, маневрирования на орбите и самолетная посадка в любых погодных условиях. Проект “Спираль” предусматривал возможность проведение самого широкого круга научных и практических работ в космосе.

Для отработки конструкции и основных систем космического самолета проектировался одноместный экспериментальный орбитальный самолет многоразового использования. Он создавался таким же образом, как и основной аппарат, но имел значительно меньшие размеры и массу, и должен был выводиться на орбиту с применением ракеты-носителя “Союз”.

В ходе программы для отработки создания орбитального самолёта и демонстрации его реализуемости был созданы подпроекты самолёта-аналога МиГ-105.11, суборбитальных аппаратов-аналогов БОР-1 (Беспилотный орбитальный ракетоплан), БОР-2, БОР-3 и космических аппаратов-аналогов «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт) БОР-4 и БОР-6.

БОР-1 первый и единственный запуск 15 июля 1969 года.
БОР-2 первый запуск в декабре 1969, всего 4 запуска.
БОР-3 первый запуск в мае 1973, всего 2 запуска.

Работы по созданию «Спирали», в том числе аналогов её орбитального самолёта, прерванные в 1969 году, были возобновлены в 1974 году . В 1976-1978 было проведено 7 испытательных полётов Миг-105.11.

На дозвуковом аналоге орбитального самолёта МиГ-105.11 проводили испытания лётчики Петр Остапенко,Игорь Волк,Валерий Меницкий,Александр Федотов. МиГ-105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К Авиард Фастовец окончательный этап испытаний аналога проводил Василий Урядов.

Запускавшийся уже в рамках программы «Буран», космический аппарат БОР-4 представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией орбитального самолёта «Спирали» в масштабе 1:2.

 

МиГ-105.11— дозвуковой самолёт-аналог орбитального самолёта в авиамузее в Монино (Московская область)

 

С 1976 г. в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета - «Бурана» и к 1979 г. все работы по теме «Спираль» и изд.105 были прекращены.

На программу «Спираль» было затрачено более 75 миллионов рублей. Но эти труды не пропали даром. Была создана материальная база, методики испытаний, подготовлены специалисты. Это они создавали «Буран». Не пропали даром и БОРЫ, с существенной доработкой они оснащались новой системой теплозащиты, близкой по характеристикам к ТЗП «Бурана», и сбрасываемой тормозной двигательной установкой для схода с орбиты.

Опыт, накопленный при проектировании, постройке и летных испытаниях проекта «Спираль», послужил ступеньками к новым многоразовым авиационно-космическим системам.

Разработки жаростойких теплозащитных материалов, «типа пенокерамика», в рамках проекта «Спираль», велись за 15 лет до начала полётов по американской программе "Спейс-Шаттл”, а также за 16 лет до первого испытания советских кварцевых плиток на БОРе-4 и за 22 года до полёта "Бурана". На БОРе-4 отрабатывалась теплозащита для «Бурана».

Технические решения, полученные специалистами ОКБ Завода Климова в ходе разработок бортовых жидкостных ракетных двигателей, также были использованы при создании «Бурана».

 

– Задачи, поставленные перед «Бураном»

Советский космоплан будет противодействовать мероприятиям вероятного противника по освоению околоземного пространства в военных целях, выполнять военно-прикладные эксперименты, работать грузовиком при создании военных и гражданских орбитальных систем, доставлять на орбиту и возвращать на Землю космонавтов и космические аппараты.

 

– Особенности системы “Энергия - Буран”

Космопланы “Шаттл” и “Буран” похожи только внешне. Конструкция аппаратов принципиально отличается. Если “Спейс-Шаттл” конструировался исключительно как система вывода на орбиту челнока, и не мог быть использован как либо еще (он является единой блочной системой), то ракетно-космическая система “Энергия” представляла собой универсальную разработку, и была предназначена для доставки в космос любого крупного объекта. Достоинством ракетоносителя “Энергия” является последовательный запуск первой и второй ступени, тогда как на “Спейс-Шаттл” стартовые и маршевый двигатели срабатывают сразу одновременно в момент старта.

Ракетоноситель "Энергия" может вместо "Бурана" выводить на орбиту любой другой 100-тонный груз. Носитель шаттла способен вывести на орбиту лишь те 20 тонн, которые влезают в его орбитальный самолет.

Кроме того, в отличие от шаттлов, в "Буране" предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах работает катапульта для первых двух пилотов, на достаточной высоте, в случае нештатной ситуации, "Буран" отделяется от ракеты-носителя и совершает экстренную посадку.

Наконец, наш “Буран” был способен к беспилотному полету. Посадку он совершил только под управлением ЭВМ. Беспилотный полет "Бурана" занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Космическое излучение и радиация вызывают случайные токи и возмущения в полупроводниках, поэтому обе установленных на космическом корабле компьютерных системы управления: центральная и периферийная, - были четырехкратно дублированы, сохраняя работоспособность при отказе половины систем. По той же причине элементную базу компьютеров "Бурана" изготовили не из кремния, а из других, более дорогих, но надежных материалов. Для синхронизации восьми вычислительных машин использовался кварцевый генератор, подававший единую сетку тактовых сигналов частотой 4 мегагерца. Он был дублирован пятикратно, и при разнице показателей работала система голосования "три из пяти".

Объем программного обеспечения бортовых компьютеров составлял 100 мегабайт - сумасшедшая по тем временам величина.

Грузоподъемность советского космоплана оказалась в полтора раза выше “Шаттла”:  он мог поднять на орбиту 30 и вернуть на Землю 20 тонн груза.

"Шаттл" мог садиться только в ручном режиме, "Буран" был способен совершать весь полет под управлением автоматики (ручное управление посадкой в него добавили по настоянию пилотов).

Орбитальный корабль «Буран» в отличие от «Шаттл» мог находиться в космосе в два раза дольше до 30 суток.

Для транспортировки космоплана был создан самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия". В 1989 году он совершил полет с грузом массой 156,3 тонны, в котором было побито 110 мировых рекордов, что само по себе является уникальным достижением. В общей сложности Ан-225 установил более 250 мировых рекордов.

Характеристики орбитального корабля «Буран»

Стартовая масса- 105 тонн

Полезная нагрузка- 30 тонн

Длина – 36 м

Размах крыла- 24 м

Высота – 16 м.

Объем кабины экипажа – 73 м3

Экипаж без катапультных кресел – до 10 человек

Кратность использования, (ресурс) – 100 полетов

Минимальное время подготовки к повторному пуску – 20 суток

Строение:

1 - стыковочный узел;

2 - носовая часть фюзеляжа (НЧФ);

3 - переходный отсек;

4 - герметичный модуль кабины;

5 - носовой блок двигателей управления;

6 - средняя часть фюзеляжа (СЧФ);

7 - хвостовая часть фюзеляжа (ХЧФ);

8 - створки грузового отсека с панелями радиационного  теплообменника

 

Для пилотируемого полета "Бурана" был создан экипаж в составе командира Игоря Волка и второго пилота Римантаса Станкявичуса. Экипаж совершил 12 полетов на прототипе БТС-002 ОК-ГЛИ (Большой транспортный самолет второй. Орбитальный корабль для горизонтальных летных испытаний) в "самолетном" режиме. После закрытия программы "Буран" БТС-002 периодически экспонировался на Московском авиакосмическом салоне, побывал на открытии Олимпиады 2000 года в Сиднее и в 2008 году был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм, став центром экспозиции.

Другой прототип, БТС-001, созданный для отработки транспортировки орбитального комплекса по воздуху, установлен в Центральном парке культуры и отдыха Москвы на Пушкинской набережной. Еще несколько полноразмерных макетов, создававшихся для разного рода испытаний и измерений, находятся в профильных НИИ. В 2014 году макет орбитального корабля «Буран БТС-001» был перемещен на ВДНХ. Транспортировка состоялась в ночь с 5 на 6 июля. Главный космический экспонат России весом 50 тонн за 6 часов преодолел расстояние 15 км от парка Горького до ВДНХ.

Слетавший в космос "Буран" погиб в 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Второй готовый к старту космоплан по имени "Буря" - он предназначался для следующего автоматического полета, - находится в музее космодрома Байконур. Третий корабль, построенный наполовину, "Байкал", хранится в Жуковском и позирует на МАКС. Задел на четвертый имеется на заводе в Тушино.

 

  1. Уникальные технологии, примененные при конструировании и строительстве.

Над созданием «Бурана» 12 лет работали более 2,5 миллионов рабочих, инженеров, конструкторов и ученых из 1300 предприятий! А для его строительства было изобретено 80 новых материалов. Специальная керамическая плитка на обшивке ракетоплана выдерживала прохождение корабля сквозь плотные слои атмосферы и предотвращала его сгорание.

В феврале 1976 г. вышло Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы. В состав системы входили ракетоноситель «Энергия» и орбитальный корабль «Буран». Министерство авиационной промышленности (МАП) координировало работу по созданию планера орбитального самолета и его теплозащиты,  средств его воздушной транспортировки и посадочного комплекса.

Сотрудникам Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) была поручена  разработка принципиально новых высокоэффективных материалов и технологий. Разработкой конструкции многоразового корабля занималось НПО «Молния», специально созданное в системе Минавиапрома в феврале 1976 г., во главе с Генеральным директором, главным конструктором Г.Е. Лозино - Лозинским.

Сложность задачи состояла в том, что многие проблемы приходилось решать впервые в мировой и отечественной практике. Ученые ВИАМ  разработали более 70 материалов и технологий, которые полностью соответствовали  техническим заданиям и были применены на корабле «Буран». Исходя из требования минимизации массы конструкции планера и многоразовости его использования, в нем были применены металлические сплавы с низкой плотностью: алюминиевые и титановые, а для отдельных агрегатов были разработаны гибридные конструкции. В них, наряду с металлическими материалами, использовались армированные пластики.

Ключевой проблемой, исходя из условий эксплуатации корабля «Буран», явилось создание многоразовой комплексной плиточной теплозащиты, которая включала материалы и технологии получения специальных плиток с плотностью 0,12–0,25 г/см3 из супертонкого кварцевого волокна. Сложность состояла в том, что к началу проектирования «Бурана» в стране не было необходимого сырья для производства волокна. Ученые ВИАМ разработали уникальную технологию изготовления теплозащитных плиток, которые по теплофизическим и физико-механическим характеристикам имели лучшие показатели, чем зарубежный аналог.

Впервые в нашей стране было создано уникальное не уносимое теплозащитное покрытие, которое выдерживает без разрушения более 100 циклов перепада температур от 150 до 1250°С и при плотности менее 0,15 г/см3 имеет прочность более 0,2 МПа. Теплозащитное покрытие изготовлялось в виде отдельных элементов-плиток, вырезанных из блоков, в которых только 10% объема занимали супертонкие кварцевые волокна, а до 90% –воздух (В.Н. Грибков, Б.В.Щетанов, Р.А. Яковлева и др.).

Не менее сложной и ответственной задачей явилось создание силикатных эрозионно-стойких терморегулирующих влагозащитных покрытий черного и белого цветов (С.С. Солнцев, В.А. Розененкова, М.Н. Трохина). Поскольку теплозащитное покрытие (ТЗП) работает в высокотемпературном воздушном потоке, который может разрушать поверхность плиток, на каждый теплозащитный элемент размером 150×150 мм наносился наружный слой силикатной обжиговой эмали. Эта эмаль способна обеспечивать требуемые оптические характеристики для эффективного переизлучения теплового потока, эрозионную защиту материала и защиту материала плитки от попадания воды и влаги. Было синтезировано соединение с уникальными свойствами –тетраборид кремния. Эта активная добавка обеспечивала стеклокерамическим покрытиям устойчивые излучательные характеристики и способность к отвердеванию при высоких температурах обжига.

Для защиты наружных поверхностей носового обтекателя и передних кромок крыльев планера от температурных нагрузок в интервале 1590–1780°С разработаны жаростойкие углерод-углеродные материалы Гравимол и Гравимол-В, в которых в качестве наполнителя использована углеродная ткань.

Важнейшей проблемой для обеспечения надежной работы плиточной теплозащиты явилось создание термостойких фетров и специальных клеев. За короткие сроки учеными ВИАМ (А.П. Петрова, Л.П. Козлова, М.Г. Лурье) совместно с ГНИИХТЭОС разработан клей -герметик Эластосил 137-175М, который использовался для склеивания термостойкого калиброванного фетра с плиткой и фетра с обшивкой, предварительно покрытой специально разработанной эпоксикаучуковой грунтовкой ЭП-0214 (Д.С. Лялюшко, В.В. Чеботаревский). При этом не менее сложной задачей явилась разработка технологии применения клея, а также организация его промышленного производства. Разработаны и применены гидрофобизирующие жидкости для плиток и фетра и антикоррозионные влагозащитные лакокрасочные покрытия, гибкая теплоизоляция, уплотнительные и другие материалы, обеспечивающие работоспособность конструкции при циклической нагрузке в температурном диапазоне от -150 до +1250°С, а на участках кромок крыльев и носового обтекателя до +1780°С.

 "Буран" в полете

 

– раскрой плиток

Из 38800 элементов ТЗ примерно 28000 являлись простыми трапециевидными в плане, но имели, как правило, сложную по контуру внешнюю теоретическую и внутреннюю прилегающую поверхность двойной кривизны.

В отличие от ОК "Спейс- Шаттл" на некоторых агрегатах планера ОК "Буран" применялся веерный раскрой, что позволило избежать треугольных и остроугольных в плане плиток невысокой прочности. В наиболее нагретой зоне (нижняя часть крыла и фюзеляжа) направления поясов, то есть продольные щели, "отслеживали" ортогональное направление к местным линиям тока, что позволило избежать "разгара" в продольных щелях, "затянуть" ламинарный режим обтекания и уменьшить тепловые потоки в пограничном слое.

 

 

 Плитки размером в плане от 150 х 150 мм до 200 х 200 мм монтировались с зазорами размером 0,5... 5,0 мм с жестким допуском. Примерно 6000 плиток были "нерегулярными" (далее на схемах раскроя они выделены красным или зеленым цветами), то есть многоугольными по форме в плане и формировали сложные "узоры" на люках, около сопел двигателей, на краях агрегатов.

 

 

Примерно 4800 плиток сложной формы имели пазы, выточки, выступавшие грани для образования замковых соединений на краях люков, на ребрах и стыках агрегатов, в зоне подвижных соединений. Около 200 плиток относились к особо сложным и изготавливались нетрадиционным образом.

 

– Единственный полет Бурана

Полет "Бурана" назначенный на 29 октября 1988 года был отменен за 51 секунду до старта, когда не отошла площадка с приборами прицеливания. После устранения причин отказа, новый старт назначили на 15 ноября. Он прошел в штатном режиме, несмотря на штормовое предупреждение и обледенение ракеты.

Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована взлетно-посадочная полоса на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный (Хороль) в Приморье, а также построены или усилены ВПП ещё в четырнадцати запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР (на Кубе, в Ливии).

В 5.36 на "Буране" включились бортовые ответчики системы навигации и управления воздушным движением "Вымпел-К". Взошедшее в 5.47 солнце из-за плотной облачности выглядело серым пятном на темном небе. В 5.50 с аэродрома "Юбилейный" взлетел МиГ-25 с телеоператором для наблюдением за стартом над слоем облаков. Вокруг Байконура на разной высоте барражировали пять самолетов метеоразведки и измерений.

В 5.50 испытатель лаборатории комплекса автономного управления Владимир Артемьев нажал кнопку "Пуск", запуская циклограмму старта. С этого момента и до самой посадки все происходило без участия человека. За минуту и 16 секунд до запуска комплекс "Энергия-Буран" перешел на автономное энергопитание. Старт прошел точно по графику - команда "Контакт подъема", фиксирующая отключение последних коммуникаций между кораблем и Землей, прошла в 6.00. Ракета к тому времени поднялась на 20 сантиметров.

Полет продолжался 205 минут, "Буран" совершил два витка вокруг Земли. Большую часть пути он летел "на спине", подставив Солнцу свое термозащищенное днище. При посадке бортовые компьютеры корабля устроили сюрприз наземным службам, отклонившись от заданного курса. Звучали мнения, что "обезумевший" корабль пора взрывать - на "Буране" была система самоликвидации, - но челнок четко развернулся на ВПП и ювелирно приземлился в 9.24. "Разбор полетов" показал, что автоматика приняла наиболее верное решение, исходя из текущих метеоусловий и реальных параметров траектории.

Незабываемый "буранный" день 15 ноября 1988 года.

 

Заключение

В России работы ведутся сразу по нескольким многоразовым космическим системам. Однако совершенно очевидно, что самой перспективной будет так называемая аэрокосмическая система. В идеальном варианте космический корабль должен будет совершать взлет с аэродрома, как обыкновенный самолет, выходить на околоземную орбиту и возвращаться назад, расходуя лишь топливо. Однако – это самый сложный вариант, который требует большого количества технических решений и предварительных исследований. Быстро данный вариант не может быть реализован ни одним современным государством. Хотя у России и существует достаточно большой научно-технический задел по проектам подобного рода.

Существует также промежуточный вариант, в котором космическая система состоит из многоразового космического аппарата и многоразовой же разгонной ступени. Аналогично системе «Спираль» и «Энергия-Буран». Существуют и гораздо более новые наработки. Но и данная схема многоразовой космической системы предполагает наличие достаточно долгого цикла конструкторских и исследовательских работ по многочисленным направлениям. 

Поэтому основное внимание в России сосредоточено на программе МРКС-1. Данная программа расшифровывается как «многоразовая ракетно-космическая система 1 этапа». Несмотря на этот «первый этап», создаваемая система будет очень даже функциональной. Просто в рамках достаточно большой общей программы по созданию новейших космических систем данная программа обладает наиболее близкими сроками конечной реализации.

Предлагаемая проектом МРКС-1 система будет двухступенчатой. Основное ее предназначение – это выведение на околоземную орбиту абсолютно любых космических аппаратов (транспортных, пилотируемых, автоматических) массой до 25–35 тонн, причем как уже реально существующих, так и находящихся лишь в процессе создания. Выводимый на орбиту вес полезной нагрузки больше, чем у «Протонов».

Однако принципиальным отличием от существующих ракет-носителей будет другое. Система МРКС-1 не будет одноразовой. Ее 1-я ступень не будет сгорать в атмосфере или падать на землю в виде набора обломков. Разогнав 2-ю ступень (является одноразовой) и полезную нагрузку, 1-я ступень осуществит посадку, наподобие космических челноков ХХ века. На сегодняшний день это наиболее перспективный путь развития космических транспортных систем.

 

Литература

  1. http://www.rg.ru/2013/11/15/buran-site.html
  2. http://vdnh.ru/map/4270/
  3. И.М. Демонис, А.П. Петрова. Материалы ВИАМ в космической технике. 2011
  4. http://www.buran.ru/htm/raskroy.htm
  5. http://masterok.livejournal.com/511642.html  
  6. http://oko-planet.su/history/historysng/36646-k-stoletiyu-gleba-evgenevicha-lozino-lozinskogo.html
  7. http://slavkrug.rusvideo.org/obschii-razdel/istorija-programy-spiral.html
  8. http://studopedia.ru/8_194290_dzhi-i-ego.html
  9. http://www.sdelanounas.ru/blogs/39585

 

Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (13.01.2016) | Автор: Сараева Екатерина Александровна E W
Просмотров: 1650 | Рейтинг: 4.4/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2708)
Фурсов Максим (2056)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2050)
Егор Андреевич Попов (1854)
Штриккер Артур (1319)
Григорьев Павел Сергеевич (707)
Медведкин Иван (659)
Азарин Николай (584)
Ефимова Софья Алексеевна (582)
Трунов Артём Николаевич (527)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024