Пятница, 29.03.2024, 07:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Каково прошлое и будущее авиамоделизма

Автор: Шлеин Никита, 14 лет

МОУ СОШ №4

г. Тюмень

Историко-исследовательская работа: Каково прошлое и будущее авиамоделизма

 

План:

            Введение

I. Авиамоделизм как феномен технического прогресса

1.1 Исторические предпосылки развития системы проектирования летательных аппаратов;

1.2 «Период моделей» в развитии отечественной авиации.

II. Проблемы и перспективы развития авиамоделизма в нашей стране

2.1. Современное состояние авиамоделизма в России;

2.2.  Государственная поддержка и регулирование авиамоделизма

           Заключение

           Источники

 

Введение

С незапамятных времен человек стремился покорить высоту, летать, подобно птице. Одна из красивейших легенд далекого прошлого – легенда об Икаре, как известно из греческих рукописей, именно он первым сумел подняться над землей на такую высоту, что приблизился к солнцу.

Полет Икара был недолгим, но возможно, именно этот миф позволил будущим поколениям не оставлять попыток в создании летательных приспособлений и аппаратов. В современном мире все, что связно с воздухоплаванием, имеет в названии красивейшую составляющую - АВИА - (от лат. avis - птица).

Актуальность данной исследовательской работы определена следующим тезисом: в разные времена люди создавали летательные модели с разными целями, но неоспорим тот факт, что авиамоделизм сыграл определяющую роль в развитии мировой авиапромышленности.

Предмет исследования – развитие авиамоделизма в контексте научно-технического прогресса.

Объект исследования – проблемы и перспективы развития авиамоделизма в прошлом и будущем.

Рабочая гипотеза данного исследования состоит в том, что авиамоделизм является актуальным средством развития технического прогресса и подготовки профессиональных кадров для авиапромышленности.

 

II.Авиамоделизм как феномен технического прогресса

 

1.1 Исторические предпосылки развития системы проектирования   летательных аппаратов

Термин «авиамоделизм» - сложносоставленное обозначение современного увлечения многих людей проектированием, строительством и испытанием моделей летательных аппаратов.

Возникновение авиамоделизма неизменно связано с историей и развитием проектирования летательных аппаратов в воздухоплавании, одним из ярчайших представителей которого является знаменитый Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 – 1519г.г.)- итальянский художник, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

Одной из самых интересных страниц в многогранном творчестве Леонардо да Винчи являются исследования, посвященные проблеме полета человека. Леонардо был первым из ученых, кто всерьез занялся изучением этой темы. В его рукописях встречаются рисунки и краткие описания различных летательных аппаратов. К этой теме он возвращался на протяжении всей своей творческой деятельности: первые проекты летательных машин относятся к середине 80-х гг. XV века, а последние датируются вторым десятилетием XVI века. В основу летательных проектов Леонардо да Винчи легло убеждение в том, что "человек, преодолевающий сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может подняться в воздух".

Первый известный проект летательной машины Леонардо да Винчи - это проект орнитоптера Рис. 1 , где человек должен находиться в лежачем положении (1485-1487 гг.).

Говоря об изысканиях Леонардо да Винчи в области полета, нельзя не упомянуть еще о двух пионерских проектах - проекте парашюта (рис.2) и проекте вертолета (рис. 3). Оба они сделаны в 1480-е гг., одновременно с первыми предложениями по созданию орнитоптеров.

Рис. 2                                                                           Рис. 3 

Рисунок спускающегося на пирамидовидном парашюте человека. Леонардо сопроводил надписью: «Если у человека шатер из прокрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя».

Современные испытания летательных аппаратов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо.

Идею создания модели вертолета в 1754 году с успехом воплотил в жизнь наш великий соотечественник, академик Российской Академии наук Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765г.г.) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик.

Его  модель, т. е. уменьшенная копия летательного аппарата, принесла человечеству чрезвычайную пользу, содействуя научным открытиям.

Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежит идея создания аппарата для подъема метеорологических приборов на большие высоты, известного нам как «маленькая летающая машинка». Этот маленький летательный аппарат имел пружинный механизм, приводивший в быстрое вращение две пары крыльев, которые, вращаясь в разные стороны, создавали достаточную подъемную силу, чтобы модель могла быстро подниматься кверху Рис. 4 

Данная модель является прообразом современного вертолета, что позволило еще в XVIIIвеке доказать возможность полета аппарата тяжелее воздуха.

Система проектирования летательных аппаратов складывалась долгое время на основе все новых и новых открытий в области самых разных наук, однако успешность и право на жизнь того или иного изобретения во все времена наиболее успешным образом подтверждалась после испытания не оригинального летательного аппарата, а именно его модели.

 

1.2. «Период моделей» в развитии отечественной авиации.

 

Модели летательных аппаратов сыграли неоценимую роль в научных исследованиях. В истории авиации существует период развития авиационной мысли и практики, который с полным основанием можно назвать «периодом моделей».

Александр Фёдорович Можайский (1825 – 1890 г.г.) - русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации осуществлял активную работу над проектом первого в мире самолета. В 1876 году А. Ф. Можайский совершил несколько полётов на изготовленном им планере-змее, буксируемом тройкой лошадей, а осенью 1876 года в Санкт-Петербурге  публично, в частности, в манеже Берейторской кавалерийской школы, проводил опыты с летающими моделями самолёта, оснащёнными пружинным двигателем или же двигателем на основе резинового шнура. Одна из моделей демонстрировала способность взлетать после разбега на собственном шасси, совершать довольно устойчивый полёт со скоростью до 5,2 м/с (17 фут/с), а также летать с полезной нагрузкой, в качестве которой служил кортик морского офицера.

Основатель космонавтики Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 г.г.) с целью исследования поведения летательных аппаратов и их взаимодействия со всеми слоями атмосферы использовал воздушный змей небольших размеров. Также в первых летательных экспериментах он использовал тепловой воздушный шар с оболочкой, склеенной из бумаги.

Постепенно процесс моделирования и испытания летательных аппаратов сформировался в отдельную область знаний, обрел соревновательную основу, в результате чего в авиамоделизме возникла новая составляющая – авиамодельный спорт.

Днем рождения отечественного авиамодельного спорта второе января 1910 года. Именно в этот день произошли первые соревнования по авиамоделизму. Организатором этих соревнований был Николай Егорович Жуковский(1847 –1921г.г.) - русский механик, создатель аэродинамики как науки, «отец русской авиации», как называл его В. И. Ленин.

Все начиналось с постройки и запуска простейших моделей. В начале XXвека началось накапливание опыта создания моделей и двигателей внутреннего сгорания, развернулось изучение аэродинамики малых скоростей, отработка технологий, формирование костяка преподавательских и инструкторских кадров. Продолжительность, дальность и высота полета - вот основные критерии авиамоделизма того времени.

Начало спортивному авиамоделизму в СССР было положено "Неделей Красного воздушного флота" летом 1923 г. Первые кружки были созданы в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Оренбурге и некоторых городах Северного Кавказа. Тогда же были проведены первые состязания летающих моделей. В первых Всесоюзных состязаниях летающих моделей в августе 1926 г. участвовало 70 спортсменов, а в 36-м первенстве СССР по авиамодельному спорту в 1967 г. - около 500 чел.

Во второй половине XXвека авиамодельный спорт входит в Единую спортивную классификацию СССР и становится равноправным видом спортивной деятельности. Это в значительной степени способствовало его развитию и массовости.

Анализируя данные, приведенные выше, необходимо сделать вывод, что развитие авиамоделизма осуществлялось на протяжении длительного исторического периода параллельно с развитием научно-технического прогресса и способствовало не только созданию новейших летательных аппаратов, но и объединению единомышленников, занимающихся авиамодельным спортом.

 

II. Проблемы и перспективы развития авиамоделизма

 

2.1. Современное состояние авиамоделизма в России

С приходом в современную Россию рыночных отношений любителям и профессионалам авиамоделизма стали доступны передовые зарубежные технические новинки: системы радиоуправления, двигатели, модели, топливо, аксессуары, журналы. Сегодня любой человек, не обладающий какими-либо знаниями в области проектирования и строительства летательных аппаратов, может с легкостью позволить себе приобрести любую понравившуюся модель. Безусловно, данный факт является положительным веянием современности, и, казалось бы, должен способствовать развитию авиамоделизма как массового явления. Однако, зачастую обладатели моделей не спешат обзаводиться единомышленниками и данное увлечение так и остается всего лишь одним из видов досуга.

В современной постсоветской России отношение к авиамоделизму претерпело значительные изменения: утрачена его основная предпосылка -  основа для технической подготовки будущих инженеров и работников авиапромышленности, тогда как еще в недавнем прошлом авиамоделизм был важной частью профессиональной ориентации подрастающего поколения.

В городах значительно снизилось количество кружков авиамоделирования для школьников и студентов, т.к. во-первых, отсутствуют типовые программыдополнительного образования для данного направления, во-вторых, за несколько последних десятилетий не было издано ни одного учебника по популярному авиамоделированию, в третьих, отсутствует институт подготовки профессиональных педагогических кадров, способных обучать всех желающих основам авиамоделизма.

 

2.2. Государственная поддержка и регулирование авиамоделизма

Говоря о государственной поддержке и регулировании авиамоделизма в России,не стоит оставлять без внимания и экономическую составляющую данной проблемы.

Снижает заинтересованность в занятиях данным видом технического творчества тот факт, что система дополнительного образования, в рамках которой сегодня существуют авиамодельные кружки, является в большинстве случаев платной. Актуальным является вопрос финансирования и для любительских объединений, и для профессиональных спортивных команд, т.к. в нашей стране отсутствует комплексная государственная программа по поддержке и развитию авиамоделизма.

Обратимся к изначальной идее создания модели летательного аппарата: такой идеей во все времена являлось испытание и демонстрация технических возможностей модели.

С развитием авиаиндустрии в нашей стране и за рубежом постепенно появилось понятие «беспилотный летательный аппарат» (БПЛА), возможности которого могут быть широко использованы как в мирной промышленности, так и в военных целях. Наряду с этим возник ряд проблем, связанных с определением законных случаев использования БПЛА.

В настоящее время с помощью беспилотников осуществляются такие действия, как тушение пожаров, разминирование, измерение метрологических условий и многое другое.

Однако бывают случаи использования БПЛА в интересах шпионажа, совершения терактов и т.д.  Именно с целью предотвращения данных случаев  22 декабря 2015 года Государственная Дума РФ приняла проект Федерального закона о внесении поправок в Воздушный Кодекс Российской Федерации. 25 декабря законопроект с новыми поправками одобрен Советом Федерации РФ.

Суть поправок такова:

  • беспилотники весом свыше 250 грамм подлежат государственной регистрации;
  • все беспилотники подлежат обязательной сертификации;
  • все беспилотники допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности;
  • операторы (внешние пилоты) всех беспилотников обязаны иметь свидетельства персонала, выданные уполномоченным органом.

Согласно текущим формулировкам в законодательстве, любая авиамодель, включая кордовые, свободнолетающие и даже воздушные змеи - это беспилотное воздушное судно (БВС), поэтомулюбой владелец БВС должен пройти сложное обучение, получить массу документов на себя и на своего воздушного змея или модель.

Из этого можно сделать вывод, что данные поправки впрямую затрагивают существование авиамодельного спорта, но не обсуждены с авиамодельным сообществом в лице Федерации авиамодельного спорта или Министерством спорта, поправки не обсуждены с профессиональным сообществом развивающегося реального сектора экономики - Беспилотных авиационных систем. Введение предлагаемых норм станет непреодолимым барьером для школьников и молодежи – тех, кто в будущем способен составить профессиональную инженерную основу российской авиации.

Таким образом, современную систему государственной поддержки и регулирования авиамоделизма можно охарактеризовать как нерациональную,  требующую комплексного пересмотра в связи с отсутствием государственного финансирования дополнительного образования по данному направлению, а также в связи с необоснованностью предлагаемых требований по обязательной регистрации и сертификации моделей, используемых в качестве обучающих средств.

 

Заключение

 

Авиамоделизм, наряду с общетехнической ролью, выполняет функцию отбора и воспитания будущих инженеров. И отношение государстваавиамоделизму лучше всего показывает его потребность в этих самых инженерах.

Авиамоделизм оказал большое влияние на авиаконструирование и всю историю летательных аппаратов. К концу XX века он плавно перешел в средство выявления и обучения новых инженеров. Учитывая научно-технический прогресс, можно смело сказать, что авиамоделизм не утеряет, а только повысит интерес к себе и приобретёт немного иной вид, в котором радиоуправляемые модели будут занимать основную часть всего моделирования.

Таким образом, рабочая гипотеза о том, что авиамоделизм является актуальным средством развития технического прогресса и подготовки профессиональных кадров для авиапромышленности, подтвердилась в процессе данного исследования.

 

 

Источники

 

  1. Капра. Ф. НаукаЛеонардо. Мирглазамивеликогогения. — М.: София, 2011. — 383 с.;
  2. Шавров. В.Б.  История конструкция самолетов в СССР до 1938 г. – 3-е изд., исправл. – М.: Машиностроение, 1986 – 752 с., ил.;
  3. http://aviamodeling.narod.ru/history.htm.
  4. http://otvinta-f1.narod.ru/aviamodelizm.html
  5. http://aviamodeling.ru
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (12.01.2016) | Автор: Шлеин Никита E W
Просмотров: 2633 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.4/8
Всего комментариев: 2
1 щур  
Автор: Шлеин Никита, 14 лет
МОУ СОШ №4
г. Тюмень
Должно быть в основном тексте работы!

2 Shwarch_Tod  
Все, исправил

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1770)
Егор Андреевич Попов (1351)
Штриккер Артур (1101)
Эжиев Руслан Мухаммедович (653)
Григорьев Павел Сергеевич (582)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024