Пятница, 26.04.2024, 20:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Являются ли конкурентоспособными забытые проекты истребителей?

Автор: Самонина Валерия Германовна

Возраст: 15 лет

Место учебы: МБОУ ЛАП 135

гамара

Руководитель: Самсонова Наталья Юрьевна

Историко-исследовательская работа «Являются ли конкурентно-способными забытые проекты истребителей?»

 

 

 

 

 

Убийца авианосцев

Осенью 1961 Министерство обороны вышло с предложением о создании самолета-истребителя авианосцев. Госкомитет по авиационной технике (ГКАТ) поручил эту разработку КБ Туполева, Яковлева и Сухого.

Вскоре как варианты на конкурс был предложен Ту-135 с крейсерской скоростью 2300 км/ч (с планером из алюминиевых сплавов), проект КБ Сухого Т-4 и Як-35 оба — с крейсерской скоростью 3200 км/ч (с планером из стали и титана).

Рассмотрим более подробно Т4

ТУ 4

Принято считать, что самыми быстрыми самолетами являются истребители. Однако в 70-х годах в Советском Союзе был построен тяжелый ракетоносец, соревноваться в скорости с которым не мог ни один истребитель в мире. Это был Т-4, который сконструировали в ОКБ им. П. Сухого.

 

История создания самолета Т-4

В начале 60-х годов СССР достиг стратегического паритета со своим основным соперником в глобальном противостоянии − Соединенными Штатами Америки. Это произошло благодаря ускоренному развитию бомбардировочной авиации и ракетно-ядерных систем. Обе стороны на этом не остановились и продолжили гонку вооружений.

 

Самолет Т-4

 

Соединенные Штаты совершенствовали свои стратегические арсеналы и добились в этом серьезных успехов. Поднялись в небо прототипы стратегического бомбардировщика XB-7 Valkirie и самолета-разведчика SR-71 Blackbird. Пентагон приступал к созданию стратегического бомбардировщика B-1, в потенциале самого совершенного авиационного ударного комплекса. Один за другим входили в состав американского военно-морского флота атомные подводные лодки и мощные плавучие аэродром-авианосцы. Игнорировать такую угрозу СССР не мог.

 

 

 

В 1963 году советские военные поставили задачу – создать стратегический авиационный ударно-разведывательный комплекс, который на дальностях до 7 тысяч километров мог находить и с помощью управляемых ракет уничтожать любые цели. Приоритетными среди них были авианосные группировки потенциального противника. Среди конструкторских бюро объявили конкурс. Свои проекты представили КБ Павла Сухого, Андрея Туполева и Александра Яковлева. Победителем признали модель Т-4, предложенную Сухим.

 

 

 

Это было неожиданное решение, ведь КБ Сухого специализировалось на легких фронтовых истребителях и перехватчиках, а здесь – стратегический ракетоносец весом в 100 тонн. Главным козырем Т-4 стала высочайшая крейсерская скорость полета – 3200 км/ч (три скорости звука). Это обещало полную неуязвимость машины при прорыве ПВО противника.

 

Самолет Т-4

 

Патриарх советской бомбардировочной авиации Андрей Туполев резко возражал против передачи проекта Павлу Сухому. Неофициально самолет Т-4 назвали «соткой» из-за взлетного веса машины. Разработку проекта возглавил Наум Черняков. Он уже имел опыт работы над стратегическими межконтинентальными системами. В 50-х годах он был главным конструктором сверхзвуковой беспилотной двухступенчатой крылатой ракеты «Буря». Она могла летать на расстояния несколько тысяч километров со скоростью 3500 км/ч.

 

 

 

При создании «Бури» впервые широко использовался титан – легкий металл, который выдерживает огромные температуры. Он стал незаменимым в условиях продолжительного полета на сверхзвуковых скоростях. Проект был закрыт в 1960 году, но многие наработки по «Буре» (термостойкие материалы, технологии их обработки) использовались при строительстве Т-4.

 

 

 

Конструкция Т-4

 

 

 

Практически все в конструкции этой машины было новым и неизведанным. Поэтому работа над самолетом позволила поднять на новую высоту многие отрасли науки и техники. Т-4 стал своеобразным техническим университетом, через который прошли участники его создания. В целом, при создании Т-4 было внедрено 600 изобретений. Ни один самолет, построенный к тому времени в СССР, не имел такого большого количества оригинальных разработок.

 

Самолет Т-4

 

Вместе с КБ Сухого над разработкой «сотки» активно работали ученые Центрального аэрогидродинамического института. Они принимали участие в разработке аэродинамической схемы и уникальной системы управления. Конструкторы выбрали компоновку по схеме «утка», в состав которой входило переднее горизонтальное оперение. Для снижения лобового сопротивления носовую часть решили сделать подвижной. На взлете и посадке летчик наклонял бы ее вниз, в полете закрывал, пилотируя самолет только по приборам. Это было крайне рискованное решение. Однако оно обещало большой прирост скорости.

 

 

 

Корпус машины решили сделать смешанным – из титана и стали. Оригинальный самолет требовал не менее оригинальных двигателей, которые способны выполнять нормальную работу в жесточайших температурных условиях и разреженном воздухе. Такие силовые установки сделали в Рыбинске. Воздухозаборники и четыре двигателя установили под фюзеляжем «сотки» одним пакетом. Острословы тут же прозвали такую схему «коммунальной постелью». Впервые в отечественной практике на самолете была применена сверхнадежная электро-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием.

 

 

 

Летные испытания самолета Т-4

 

 

 

22.08.1972. Летчик-испытатель Владимир Ильюшин вместе со штурманом Н. Алферовым заняли места в кабине первого опытного экземпляра Т-4. На аэродроме летно-исследовательского института имени Громова в городе Жуковском собрались конструкторы, инженеры, ученые, представители военно-воздушных сил. Машина легко взлетела и быстро набрала высоту. «Сотка» оказалась проста в пилотировании, обладала хорошей устойчивостью и управляемостью.

 

Самолет Т-4 зима

 

Первый сорокаминутный полет прошел успешно и без каких-либо замечаний. «Это самолет двадцать первого века», − сказал Владимир Ильюшин после мягкой посадки. По плану летных испытаний первого этапа прошло девять полетов ракетоносцев Т-4. Их результаты привели заказчиков из Министерства обороны буквально в состояние эйфории. Километр в секунду – с такой скоростью противовоздушные средства любого противника справиться не в состоянии сегодня, в двадцать первом столетии.

 

 

 

Стотонная машина управлялась так же легко, как обычный истребитель. Полученные летные характеристики полностью совпадали с расчетными. Главнокомандующий ВВС СССР, главный маршал авиации Павел Кутахов так оценил самолет Сухого: «Это настоящее русское чудо».

 

По итогам первого этапа испытаний военные заказали промышленности 250 машин. Их должны были строить на заводе в Казани – основной производственной базе КБ Туполева. Но в 1974 году по указанию Министерства авиационной промышленности работы над самолетом Т-4 были приостановлены. Генеральный конструктор Павел Сухой пытался выяснить основания для такого решения у министра обороны маршала Гречко.

 

 

 

15.09.1975. Генеральный конструктор умер, так и не получив внятного ответа. Официально тему закрыло постановление Совета Министров СССР от 19.12.1975. В нем указывалась такая причина прекращения работ по «сотке» − «в целях сосредоточения сил и средств на создание Ту-160 как основного стратегического многоцелевого самолета».

 

 

 

Модификации Т-4

 

 

 

На базе Т-4 в начале 70-х годов было создано еще два проект: модернизированный ракетоносец Т-4М, имеющий крыло изменяемой стреловидности, а также Т-4МС, так называемая «двухсотка» − стратегический двухрежимный ударный самолет. Первый летный экземпляр Т-4 находится на вечной стоянке в Центральном музее ВВС в поселке Монино Московской области.

 

Самолет Т-4 схема

 

Усилия, затраченные на постройку самолета Т-4, не были напрасными. Многие технические идеи, достижения, которые были воплощены в нем, в дальнейшем использовались в конструкциях многих ударных самолетов следующих поколений. После прекращения работ по тематике Т-4 КБ П. Сухого сосредоточилось на создании истребителей и фронтовых ударных самолетов.

 

Самолет Т-4 характеристики:

 

 

 

Модификация  Т-4

Размах крыльев, м  22.0

Длина, м  44.0

Высота, м  11.2

Площадь крыла, м2  295.7

Масса, кг

 пустого самолета  55600

 нормальная взлетная, кг  114000

 максимальная взлетная, кг  135000

Тип двигателя  4 ТРД РД36-41

Тяга, кгс  4 х 16000

Максимальная скорость, км  3200

Крейсерская скорость, км  3000

Дальность полета, км  7000

Разбег, м  950-1050

Пробег, м  800-900

Практический потолок, м  18000

Экипаж, чел  2

Вооружение:  2 стратегические ракеты воздух-поверхность

По своим характеристикам среди советских образцов этот самолет намного обогнал свое время. Но, к сожалению, в результате обилия новшеств по стоимости он стал «золотым». Это и предопределило его дальнейшую судьбу

Существующие конкуренты т4

КОНКУРЕНТЫ Т 4

Со времён Первой мировой войны и до наших дней в ВВС разных стран мира служило огромное количество самолётов. Но какие из этих машин лучшие? Предлагаю вашему вниманию самые известные образчики военной авиации за всю её более чем вековую историю, хотя в разных странах могут быть разные мнения по этому вопросу.

Avro Lancaster

Авро 683 Ланкастер – британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, находившийся на вооружении Королевских ВВС. Впервые поднялся в воздух в начале 1941 года.

Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая крепость»)

Первый серийный американский цельнометаллический тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик был спроектирован в 1934 году.

Messerschmitt Me.262

Мессершмитт Me.262 – немецкий реактивный истребитель, самолёт-разведчик и бомбардировщик времён Второй мировой войны. Стал первым в мире серийным реактивным самолётом, а также первым в мире реактивным самолётом, который участвовал в боевых действиях.

 

 

Вывод: сравнив существующих конкурентов с забытым проектом т4, можно сделать вывод, что в наше время он так же является конкурентно способным, и некоторые идеи его создания можно использовать в наше время

Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (17.01.2016) | Автор: Самонина Валерия Германовна W
Просмотров: 1585 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2658)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1986)
Егор Андреевич Попов (1718)
Штриккер Артур (1290)
Григорьев Павел Сергеевич (685)
Медведкин Иван (622)
Азарин Николай (563)
Трунов Артём Николаевич (496)
Ефимова Софья Алексеевна (477)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024