Четверг, 28.03.2024, 11:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год)

Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?

Автор: Митюшов Лев Викторович

Возраст: 16

Место учебы: Гимназия №80 Сормовского р-на

Город, регион: Город Нижний Новгород, Сормовский р-н, пр. Кораблестроителей, дом 1-201

 

Руководитель: Панкратов Александр Николаевич, МБУ дополнительного образования «ЦДТ Сормовского района» г. Нижнего Новгорода

 

Историко - исследовательская работа «Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?»

 


Содержание.

  1. Введение.
    1. Что такое пилотаж?
    2. Виды пилотажа.
    3. Фигуры пилотажа.
    4. Виды пилотажа.
    5. Первые в мире попытки высшего пилотажа.

 

  1. Основная часть: «Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?»
    1. Воздушный бой советских летчиков на начало Второй Мировой Войны.
    2. Воздушный бой советских летчиков во время Войны во Вьетнаме.
    3. Спортивный пилотаж в СССР и России.

 

  1. Заключение:
  2. Список литературы.

 

 

 

Что такое пилотаж?

Пилотаж – «концентрация всего самого красивого, захватывающего дух…», но в первую очередь, пилотаж - пространственное маневрирование летательного аппарата, с целью поражение противника или выполнения определенных фигур в воздухе.

Пилотаж делится на низший и высший.

Низший пилотаж – простейшие фигуры и маневры.

Высший пилотаж – фигуры и маневры сложного и высшего пилотажа.

 

 

 

Виды пилотажа.

Пилотаж в целом состоит из несколько видов:

1. Боевой

2. Спортивный

3. Демонстрационный

4. Показательный

Боевой пилотаж – искусство завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки и поражения летательного аппарата противника. Фигуры боевого пилотажа рваные, то есть резко обрывается одна фигура и резко начинается другая. Кто не овладеет этим видом пилотажа, тот проиграет воздушный бой.

Спортивный пилотаж – один из видов авиационного спорта, заключающийся в состязании летчиков в выполнении фигур пилотажа.

Демонстрационный вид – испытание различных нештатных ситуаций на определенном самолете. «Лучший экспромт тот, который подготовлен»

Показательный вид – продемонстрировать, «прорекламировать» определенный самолет специалистам, а так же публике, поднять его рейтинг в народе, то есть этот вид направлен на публику, на народ.

Показательный вид пилотажа сочетает в себе несколько видов:

1. Групповой пилотаж

2. Одиночный пилотаж

3. «Небесное шоу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фигуры пилотажа.

Фигуры пилотажа делятся на простейшие, сложные и высшие.

Фигуры простейшего пилотажа:

  1. Вираж (с креном 15° и 30°)
  2. Горизонтальная восьмёрка
  3. Спираль
  4. Пикирование (с углами пикирования до 45°)
  5. Горка (с углами кабрирования до 45°)
  6. Боевой разворот

Фигуры сложного пилотажа:

  1. Виражи с креном более 45°
  2. Переворот
  3. Мёртвая петля
  4. Иммельман
  5. Пикирование (с углом пикирования до 60°)
  6. Горка (с углом кабрирования до 60°)
  7. Бочка
  8. Переворот на горке
  9. Поворот на горке
  10. Переворот на вертикали
  11. Поворот на вертикали
  12. Штопор
  13. Штопорная бочка

 

Фигуры высшего пилотажа:

  1. Кобра
  2. Колокол
  3. Хук
  4. Чакра Фролова
  5. Разворот на кобре
  6. Переворот на колоколе

 

 

 

Первые в мире попытки высшего пилотажа.

Первая фигура высшего пилотажа была показана знаменитым военным летчиком Петром Николаевичем Нестеровым в Киеве 9 сентября 1913 года над Сырецким полем. П.Н.Нестеров исполнял «мертвую петлю» на самолёте «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» мощностью 70 л. с.

«Мертвая петля» получила свое название из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. До Петра Николаевича Нестерова даже горизонтальные развороты на самолётах делали без крена «блинчиком». Его заслуга в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Он так доверял своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые — центробежная сила прижимала лётчика к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали.

 

Однако в мире нет единого мнения относительно того, кто был первым исполнителем этого трюка. В частности, во Франции и ряде других западноевропейских стран принято считать, что это был французский пилот Адольф Пегу, выполнивший трюк 6 сентября 1913 года на самолёте Blériot XI. Причина в том, что Адольф Пегу был довольно популярным лётчиком, известным своим шоу, в то время как Нестеров был малоизвестным военным. В России считается, что Пегу выполнил не «мёртвую петлю», а S-образную фигуру, на короткое время оказавшись головой вниз.

 

 

Воздушный бой советских летчиков на начало Второй Мировой Войны.

На начало Второй Мировой Войны советских летчиков обучали на самолете – биплане У-2 конструктора Н.Н. Поликарпова, первый вылет которого состоялся в 1927 году. Данный самолет находился на эксплуатации более 40 лет. На самолете У-2 можно было выполнить все фигуры пилотажа, кроме штопора. Про него говорили: «В штопор входит легко и так же легко из него выходит».

После Н.Н. Поликарповым был разработан самолет – моноплан И-16 «Ишак». Он был гораздо труднее в управлении, чем У-2, но на нем все так же можно было выполнять все фигуры боевого пилотажа. 1 и 2 марта 1934 года был проверен на вход и выход из штопора. Проверку прошел успешно.

На протяжении многих лет советских летчиков обучали на данных самолетах, многие летчики воевали на некоторых типах данных самолетов. Из-за дешевизны данных самолетов, количество их было очень высоко, что говорит нам о том, что большинство летчиков владели искусством боевого пилотажа.

Тем самым воздушный бой летчиков СССР состоял из постоянных маневров и фигур пилотажа. Фигуры выполнялись обрывочно, т.е. выполняя одну фигуру, летчик резко начинал делать другую фигуру для сбития противника с толку.

 

Воздушный бой советских летчиков во время Войны во Вьетнаме.

Во время войны во Вьетнаме советские летчики летали на реактивных самолетах МиГ-17 и МиГ-21.

МиГ-17 советский реактивный истребитель, разработанный в конце 1940-х годов ОКБ Микояна и Гуревича. Самолет мог развивать скорость звука, высокая маневренность обеспечивала ему «неуязвимость» в воздухе. Во время Вьетнамской войны, американцы высоко оценили возможности МиГ-17. Он по всем характеристикам был лучше американских «Фантомов».

МиГ-21 еще один советский реактивный самолет, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. После передачи самолета США Израилем в 1966 году, американцы провели множественные испытания МиГ-21. Испытатели очень высоко оценили МиГ-21. Недостатков американские летчики нашли совсем немного: плохой обзор из кабины, низкая приемистость двигателя, тряска в полете на малой высоте с трансзвуковой скоростью, отсутствие стабилизации по крену, курсу и тангажу, сложность полетов строем, тусклые навигационные огни. МиГ-21 был гораздо лучше американских «Фантомов». Дать отпор МиГ-21 был способен только F-5A.

Они во многом превосходили американские реактивные самолеты. В бою на виражах им не было равных. Но из-за своих высоких скоростей, главными проблемами советских летчиков стали перегрузки. Поэтому во время Вьетнамской войны зародился новый вид ведения боя, который основывался на «Атака - уход». Зачастую бой состоял из выхода на траекторию противника и пуска ракет. Именно тогда «Истребитель превращается в пусковую установку».

 

Спортивный пилотаж в СССР и России.

Соревнования по высшему пилотажу — наиболее зрелищный и популярный вид самолётного спорта, связанный с выполнением комплексов фигур высшего пилотажа пилотами-спортсменами, качество исполнения которых оценивается судьями по специальной системе оценок.

Первые соревнования по высшему пилотажу в СССР состоялись в 1949 году. Осенью 1949 года состоялись первые всесоюзные соревнования лётчиков-спортсменов на аэродроме Тушино. Первые соревнования включали в себя в том числе и программу фигур высшего пилотажа. Начиная с этого времени и до 1953 года соревнования проводятся почти каждый год, а с 1957 года всесоюзные соревнования именуются Чемпионатом СССР и с этого года начинается рост числа участников и усложнение программы соревнований.

Соревнования на реактивных самолётах начали проводиться с 1967 года.

Первый Чемпионат Европы состоялся в 1977 году.

В разные годы абсолютными чемпионами мира в классе unlimited (высший уровень) становились наши спортсмены: Владимир Мартемьянов и Галина Корчуганова (1966), Игорь Егоров и Светлана Савицкая(позднее дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР) (1970), Виктор Лецко и Лидия Леонова (1976), Валентина Яикова (1978), Виктор Смолин (1982), Халидэ Макагонова (1984), Любовь Немкова (1986), Неоднократными чемпионами и призерами чемпионатов мира и Европы становились Витольд Почернин, Алексей Пименов, Людмила Мочалина, Николай Никитюк (трижды абсолютный чемпион Европы), Ирина Адабаш, Евгений Фролов (в настоящее время ведущий летчик-испытатель ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России), Юргис Кайрис, Александр Любарец, Светлана Кабацкая, Елена Климович, Сергей Рахманин (Абсолютный чемпион Европы - 1999), Светлана Федоренко (Абсолютная чемпионка Европы 1999, 2004), Михаил Мамистов (Абсолютный чемпион Европы - 2004), Николай Тимофеев, Александр Кротов, Олег Шполянский, Валентина Дрокина, Лариса Радостева и другие.С 1991 года проводится Кубок мира Breitling -соревнования, в которых спортсмены выполняют трех- четырехминутную программу фристайла под музыку, в критерии судейства включена хореография, а с 1997 года - Гран-При Международной авиационной федерации. С 1995 г. чемпионаты мира и Европы проводятся в классе advanced. Алла Чекалова стала абсолютной чемпионкой Европы 1998 г., Владимир Попов-абсолютным чемпионом Мира 2000г.

В России действую такие пилотажные группы, как «Русские Витязи», «Русь», «Стрижи».

Пилотажная группа "Русские Витязи" входит в состав Центра показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба и была образована 5 апреля 1991 года из лучших военных летчиков Кубинской авиабазы. Уникальность "Русских Витязей" состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелых истребителей.

Командир эскадрильи - подполковник А. Личкун, имеет квалификацию "Военный летчик-снайпер". В. Ковальский - заместитель командира эскадрильи, военный летчик 1-го класса.

Наблюдавший за выступлением пилотажной группы российских ВВС "Русские витязи", летающей на самолетах Су-27, натовский генерал сказал: "Я не хотел бы в воздушном бою встретиться с этими русскими асами". Это признание вполне могло бы стать визитной карточкой группы.

  Пилотажная группа "Русь" была создана на базе Вяземского авиаклуба в 1987 году. В составе "Руси" десять экипажей: девятка группового пилотажа и один "солист". Пилотажная группа "Русь" выступает на авиашоу в различных городах России. Летают на учебно-тренировочных самолетах L-39.

В мае 1991 появилась на свет пилотажная группа "Стрижи" российских ВВС, летающая на самолетах МиГ-29. Пилотажников из Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба хорошо знают любители авиации не только России, но и Франции и Германии, Бельгии и Швеции, Финляндии и Норвегии, Филиппин и Малайзии, Монголии и Вьетнама, Лаоса и Таиланда.

О программе этой стоит сказать особо. Двадцать восемь минут в воздухе с огромным количеством фигур и перестроений. Причем отличие наших пилотажников от их зарубежных коллег состоит в том, что все перестроения выполняются на глазах у зрителей. Они как бы вплетены в общую картину и составляют часть программы. Обилие фигур говорит само за себя: "пирамида", "молот", "звезда", "стрела", "крест", "крыло". Главное отличие «Стрижей»: весь пилотаж производится не на спортивных или же учебно-тренировочных самолетах, а на серийных боевых машинах. В мире по пальцам можно пересчитать пилотажные группы, летающие на боевых самолетах.

 

Заключение.

В заключение хочу сказать, что высший пилотаж является и боевым искусством и спортом. Невозможно представить воздушный бой без выполнения фигур высшего пилотажа. В свою очередь, самолетный спорт не может существовать без высшего пилотажа.

 

 

Список литературы.

http://olymp.aviaschool.net/

https://ru.wikipedia.org/

http://dic.academic.ru/

http://www.airwar.ru/

http://topwar.ru/

http://www.e-reading.mobi/

Фильм: «Высший пилотаж: фильм 1», «Высший пилотаж: фильм 2»

Энциклопедии: «Энциклопедия авиации», «Большая авиационная энциклопедия», «Авиация», «Истории конструкций самолетов в СССР»

И др.

Категория: Тринадцатая олимпиада (2015/16 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2016) | Автор: Митюшов Лев Викторович E W
Просмотров: 2010 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1980)
Фурсов Максим (1760)
Егор Андреевич Попов (1339)
Штриккер Артур (1097)
Григорьев Павел Сергеевич (580)
Медведкин Иван (464)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (346)
Трунов Артём Николаевич (343)
Ефимова Софья Алексеевна (331)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024