Автор: Митюшов Лев Викторович
Возраст: 16
Место учебы: Гимназия №80 Сормовского р-на
Город, регион: Город Нижний Новгород, Сормовский р-н, пр. Кораблестроителей, дом 1-201
Руководитель: Панкратов Александр Николаевич, МБУ дополнительного образования «ЦДТ Сормовского района» г. Нижнего Новгорода
Историко - исследовательская работа «Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?»
Содержание.
- Введение.
- Что такое пилотаж?
- Виды пилотажа.
- Фигуры пилотажа.
- Виды пилотажа.
- Первые в мире попытки высшего пилотажа.
- Основная часть: «Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?»
- Воздушный бой советских летчиков на начало Второй Мировой Войны.
- Воздушный бой советских летчиков во время Войны во Вьетнаме.
- Спортивный пилотаж в СССР и России.
- Заключение:
- Список литературы.
Что такое пилотаж?
Пилотаж – «концентрация всего самого красивого, захватывающего дух…», но в первую очередь, пилотаж - пространственное маневрирование летательного аппарата, с целью поражение противника или выполнения определенных фигур в воздухе.
Пилотаж делится на низший и высший.
Низший пилотаж – простейшие фигуры и маневры.
Высший пилотаж – фигуры и маневры сложного и высшего пилотажа.
Виды пилотажа.
Пилотаж в целом состоит из несколько видов:
1. Боевой
2. Спортивный
3. Демонстрационный
4. Показательный
Боевой пилотаж – искусство завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки и поражения летательного аппарата противника. Фигуры боевого пилотажа рваные, то есть резко обрывается одна фигура и резко начинается другая. Кто не овладеет этим видом пилотажа, тот проиграет воздушный бой.
Спортивный пилотаж – один из видов авиационного спорта, заключающийся в состязании летчиков в выполнении фигур пилотажа.
Демонстрационный вид – испытание различных нештатных ситуаций на определенном самолете. «Лучший экспромт тот, который подготовлен»
Показательный вид – продемонстрировать, «прорекламировать» определенный самолет специалистам, а так же публике, поднять его рейтинг в народе, то есть этот вид направлен на публику, на народ.
Показательный вид пилотажа сочетает в себе несколько видов:
1. Групповой пилотаж
2. Одиночный пилотаж
3. «Небесное шоу»
Фигуры пилотажа.
Фигуры пилотажа делятся на простейшие, сложные и высшие.
Фигуры простейшего пилотажа:
- Вираж (с креном 15° и 30°)
- Горизонтальная восьмёрка
- Спираль
- Пикирование (с углами пикирования до 45°)
- Горка (с углами кабрирования до 45°)
- Боевой разворот
Фигуры сложного пилотажа:
- Виражи с креном более 45°
- Переворот
- Мёртвая петля
- Иммельман
- Пикирование (с углом пикирования до 60°)
- Горка (с углом кабрирования до 60°)
- Бочка
- Переворот на горке
- Поворот на горке
- Переворот на вертикали
- Поворот на вертикали
- Штопор
- Штопорная бочка
Фигуры высшего пилотажа:
- Кобра
- Колокол
- Хук
- Чакра Фролова
- Разворот на кобре
- Переворот на колоколе
Первые в мире попытки высшего пилотажа.
Первая фигура высшего пилотажа была показана знаменитым военным летчиком Петром Николаевичем Нестеровым в Киеве 9 сентября 1913 года над Сырецким полем. П.Н.Нестеров исполнял «мертвую петлю» на самолёте «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» мощностью 70 л. с.
«Мертвая петля» получила свое название из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. До Петра Николаевича Нестерова даже горизонтальные развороты на самолётах делали без крена «блинчиком». Его заслуга в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Он так доверял своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые — центробежная сила прижимала лётчика к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали.
Однако в мире нет единого мнения относительно того, кто был первым исполнителем этого трюка. В частности, во Франции и ряде других западноевропейских стран принято считать, что это был французский пилот Адольф Пегу, выполнивший трюк 6 сентября 1913 года на самолёте Blériot XI. Причина в том, что Адольф Пегу был довольно популярным лётчиком, известным своим шоу, в то время как Нестеров был малоизвестным военным. В России считается, что Пегу выполнил не «мёртвую петлю», а S-образную фигуру, на короткое время оказавшись головой вниз.
Воздушный бой советских летчиков на начало Второй Мировой Войны.
На начало Второй Мировой Войны советских летчиков обучали на самолете – биплане У-2 конструктора Н.Н. Поликарпова, первый вылет которого состоялся в 1927 году. Данный самолет находился на эксплуатации более 40 лет. На самолете У-2 можно было выполнить все фигуры пилотажа, кроме штопора. Про него говорили: «В штопор входит легко и так же легко из него выходит».
После Н.Н. Поликарповым был разработан самолет – моноплан И-16 «Ишак». Он был гораздо труднее в управлении, чем У-2, но на нем все так же можно было выполнять все фигуры боевого пилотажа. 1 и 2 марта 1934 года был проверен на вход и выход из штопора. Проверку прошел успешно.
На протяжении многих лет советских летчиков обучали на данных самолетах, многие летчики воевали на некоторых типах данных самолетов. Из-за дешевизны данных самолетов, количество их было очень высоко, что говорит нам о том, что большинство летчиков владели искусством боевого пилотажа.
Тем самым воздушный бой летчиков СССР состоял из постоянных маневров и фигур пилотажа. Фигуры выполнялись обрывочно, т.е. выполняя одну фигуру, летчик резко начинал делать другую фигуру для сбития противника с толку.
Воздушный бой советских летчиков во время Войны во Вьетнаме.
Во время войны во Вьетнаме советские летчики летали на реактивных самолетах МиГ-17 и МиГ-21.
МиГ-17 советский реактивный истребитель, разработанный в конце 1940-х годов ОКБ Микояна и Гуревича. Самолет мог развивать скорость звука, высокая маневренность обеспечивала ему «неуязвимость» в воздухе. Во время Вьетнамской войны, американцы высоко оценили возможности МиГ-17. Он по всем характеристикам был лучше американских «Фантомов».
МиГ-21 еще один советский реактивный самолет, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. После передачи самолета США Израилем в 1966 году, американцы провели множественные испытания МиГ-21. Испытатели очень высоко оценили МиГ-21. Недостатков американские летчики нашли совсем немного: плохой обзор из кабины, низкая приемистость двигателя, тряска в полете на малой высоте с трансзвуковой скоростью, отсутствие стабилизации по крену, курсу и тангажу, сложность полетов строем, тусклые навигационные огни. МиГ-21 был гораздо лучше американских «Фантомов». Дать отпор МиГ-21 был способен только F-5A.
Они во многом превосходили американские реактивные самолеты. В бою на виражах им не было равных. Но из-за своих высоких скоростей, главными проблемами советских летчиков стали перегрузки. Поэтому во время Вьетнамской войны зародился новый вид ведения боя, который основывался на «Атака - уход». Зачастую бой состоял из выхода на траекторию противника и пуска ракет. Именно тогда «Истребитель превращается в пусковую установку».
Спортивный пилотаж в СССР и России.
Соревнования по высшему пилотажу — наиболее зрелищный и популярный вид самолётного спорта, связанный с выполнением комплексов фигур высшего пилотажа пилотами-спортсменами, качество исполнения которых оценивается судьями по специальной системе оценок.
Первые соревнования по высшему пилотажу в СССР состоялись в 1949 году. Осенью 1949 года состоялись первые всесоюзные соревнования лётчиков-спортсменов на аэродроме Тушино. Первые соревнования включали в себя в том числе и программу фигур высшего пилотажа. Начиная с этого времени и до 1953 года соревнования проводятся почти каждый год, а с 1957 года всесоюзные соревнования именуются Чемпионатом СССР и с этого года начинается рост числа участников и усложнение программы соревнований.
Соревнования на реактивных самолётах начали проводиться с 1967 года.
Первый Чемпионат Европы состоялся в 1977 году.
В разные годы абсолютными чемпионами мира в классе unlimited (высший уровень) становились наши спортсмены: Владимир Мартемьянов и Галина Корчуганова (1966), Игорь Егоров и Светлана Савицкая(позднее дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР) (1970), Виктор Лецко и Лидия Леонова (1976), Валентина Яикова (1978), Виктор Смолин (1982), Халидэ Макагонова (1984), Любовь Немкова (1986), Неоднократными чемпионами и призерами чемпионатов мира и Европы становились Витольд Почернин, Алексей Пименов, Людмила Мочалина, Николай Никитюк (трижды абсолютный чемпион Европы), Ирина Адабаш, Евгений Фролов (в настоящее время ведущий летчик-испытатель ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России), Юргис Кайрис, Александр Любарец, Светлана Кабацкая, Елена Климович, Сергей Рахманин (Абсолютный чемпион Европы - 1999), Светлана Федоренко (Абсолютная чемпионка Европы 1999, 2004), Михаил Мамистов (Абсолютный чемпион Европы - 2004), Николай Тимофеев, Александр Кротов, Олег Шполянский, Валентина Дрокина, Лариса Радостева и другие.С 1991 года проводится Кубок мира Breitling -соревнования, в которых спортсмены выполняют трех- четырехминутную программу фристайла под музыку, в критерии судейства включена хореография, а с 1997 года - Гран-При Международной авиационной федерации. С 1995 г. чемпионаты мира и Европы проводятся в классе advanced. Алла Чекалова стала абсолютной чемпионкой Европы 1998 г., Владимир Попов-абсолютным чемпионом Мира 2000г.
В России действую такие пилотажные группы, как «Русские Витязи», «Русь», «Стрижи».
Пилотажная группа "Русские Витязи" входит в состав Центра показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба и была образована 5 апреля 1991 года из лучших военных летчиков Кубинской авиабазы. Уникальность "Русских Витязей" состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелых истребителей.
Командир эскадрильи - подполковник А. Личкун, имеет квалификацию "Военный летчик-снайпер". В. Ковальский - заместитель командира эскадрильи, военный летчик 1-го класса.
Наблюдавший за выступлением пилотажной группы российских ВВС "Русские витязи", летающей на самолетах Су-27, натовский генерал сказал: "Я не хотел бы в воздушном бою встретиться с этими русскими асами". Это признание вполне могло бы стать визитной карточкой группы.
Пилотажная группа "Русь" была создана на базе Вяземского авиаклуба в 1987 году. В составе "Руси" десять экипажей: девятка группового пилотажа и один "солист". Пилотажная группа "Русь" выступает на авиашоу в различных городах России. Летают на учебно-тренировочных самолетах L-39.
В мае 1991 появилась на свет пилотажная группа "Стрижи" российских ВВС, летающая на самолетах МиГ-29. Пилотажников из Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба хорошо знают любители авиации не только России, но и Франции и Германии, Бельгии и Швеции, Финляндии и Норвегии, Филиппин и Малайзии, Монголии и Вьетнама, Лаоса и Таиланда.
О программе этой стоит сказать особо. Двадцать восемь минут в воздухе с огромным количеством фигур и перестроений. Причем отличие наших пилотажников от их зарубежных коллег состоит в том, что все перестроения выполняются на глазах у зрителей. Они как бы вплетены в общую картину и составляют часть программы. Обилие фигур говорит само за себя: "пирамида", "молот", "звезда", "стрела", "крест", "крыло". Главное отличие «Стрижей»: весь пилотаж производится не на спортивных или же учебно-тренировочных самолетах, а на серийных боевых машинах. В мире по пальцам можно пересчитать пилотажные группы, летающие на боевых самолетах.
Заключение.
В заключение хочу сказать, что высший пилотаж является и боевым искусством и спортом. Невозможно представить воздушный бой без выполнения фигур высшего пилотажа. В свою очередь, самолетный спорт не может существовать без высшего пилотажа.
Список литературы.
http://olymp.aviaschool.net/
https://ru.wikipedia.org/
http://dic.academic.ru/
http://www.airwar.ru/
http://topwar.ru/
http://www.e-reading.mobi/
Фильм: «Высший пилотаж: фильм 1», «Высший пилотаж: фильм 2»
Энциклопедии: «Энциклопедия авиации», «Большая авиационная энциклопедия», «Авиация», «Истории конструкций самолетов в СССР»
И др.
|