Пятница, 15.12.2017, 18:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

исследовательская работа на тему "Преодоление."
Исследовательская работа на тему: «Выдающиеся летчики-испытатели авиационной техники. Преодоление.»
Выполнил: Попов Виктор Геннадьевич, ученик 9 класса МОУ СОШ №33 г.Тамбова.
Руководители: Бетина Надежда Николаевна, учитель физики МОУ СОШ №33 г.Тамбова, Кулик Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №33 г.Тамбова.
Почтовый адрес: 392028 г.Тамбов, ул.Бастионная, д.10, кв.49 Телефон: 8+4752442490
Адрес электронной почты: beginlug@mail.ru
 
Содержание:
 
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………..1
1. Выше неба ……………………………………………………………………………………………………………………………….........1
1.1. Первые рекорды высоты …………………………………………………………………………………………………............2
1.2. Послевоенные годы …………………………………………………………………………………………………………............6
2. Эра МиГов ………………………………………………………………………………………………………………………………….......7
2.1. Высоты Александра Федотова …………………………………………………………………………………………...........7
3. « Не женская это работа»………………………………………………………………………………………………………….... 8
3.1. «Я люблю тебя, небо!..................................................................................................8
3.2. Американская легенда – Жаклин Кокран ………………………………………………………………………..........11
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………………….12
Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………………...13
 
Введение.
 
    История перелетов, история покорения воздушных пространств – увлекательнейший раздел общей истории воздухоплавания и авиации. «Летающие люди» преподали современникам, да и грядущим поколениям, немало уроков истинного мужества. Анализ прогресса летательных аппаратов как инженерных сооружений отчетливо показывает, что любое улучшение их летно-технических характеристик тут же воплощалось в новые достижения и рекорды. Различных видов соревнований в авиации было всегда предостаточно. Летчики всего мира постоянно сражались и сражаются за рекорды скорости, высоты, дальности, продолжительности полета, скоро– и грузоподъемности. Достижение рекордных цифр в любом из этих соревнований было на заре авиации и остается сегодня результатом предельного напряжения всех духовных и физических сил. Одним из наиболее серьезных испытаний волевых качеств летчиков, очевидно, следует считать полеты по достижению наибольшей высоты подъема самолета. Именно этот вид воздушных соревнований прославил большинство знаменитых летчиков. Много славных имен золотыми буквами вписано в историю мировой авиации, среди них наша землячка – Наталья Абрамовна Проханова (Глотова).

1. Выше неба.
1.1. Первые рекорды высоты.
 
    Соперничество в покорении высоты свой счет ведет с 1909 года, с первой международной авиационной недели, проведенной близ Парижа, в Реймсе. В ходе соревнований, а в них участвовал 21 летчик, выше всех взлетел англичанин Губерт Латам, на самолете «Антуанетт» он поднялся на 155 метров. В том же году Латам поднимает высоту до 453 м, отбирая рекорд у француза Шарля де Ламбера - 300 м. Созданный в Петербурге в 1908 г. Всероссийский аэроклуб уже через два года провел международную неделю, в ходе которой наш соотечественник Николай Попов устанавливает российский рекорд высоты - 600 м. В 1910-м рекорды множатся, как грибы. Их зарегистрировано 12. 8 декабря 1910 г. француз Ж.Леганье на самолете Блерио поднялся на 2.998 м. В конце 1913-го, за полгода до первой мировой войны, когда самолеты стали более совершенными, Ж.Леганье на Ньюпоре взмывает на 6.120 м.
    Прежде чем продолжать рассказ о рекордах, для тех, кто не знаком с тонкостями авиационной терминологии, поясним, что потолок самолета - это предельная высота, на которую самолет может подняться. На ней он может совершать горизонтальный полет. Эта высота называется теоретическим потолком. Различают также практический потолок - высоту, на которой летательный аппарат еще обладает некоторой условно принятой вертикальной скоростью (для поршневых самолетов - 0,5 м/сек, для реактивных - 5 м/сек). Существует также понятие динамического потолка: высота, достигаемая самолетом не только за счет полной мощности или тяги двигателей, но и за счет запаса кинетической энергии, которая приобретается при разгоне самолета до набора высоты. Динамический потолок - высота существенно больше, чем теоретический потолок. Рекорды высоты фиксируются в полете без груза и с коммерческим грузом.
    После первой мировой войны, в 1920 г. американец майор Р. Шредер на самолете Лепер с двигателем 400 л. с. шагнул в стратосферу, достигнув высоты 10.093 м. Француз Сади Лекуэнт - на Ньпор-Деляж-129 в октябре 1923 года "взял" 11.145 м. Дальнейший рост потолка ограничивался трудностями, с которыми столкнулись конструкторы, пытаясь создать еще более эффективную систему высотного авиадвигателя. Намечалось ограничение высоты полета и из-за физиологических возможностей человека. Поэтому к весне 1934-го, почти за 15 лет, удалось поднять рекорд высоты только на 4 км. В апреле 1934-го итальянец майор Р.Доноти на биплане Капрони-161 устанавливает рекорд высоты в 14.433 м.
    И все же штурм высоты во второй половине тридцатых шел активно. 21 ноября 1935 года советский летчик Владимир Коккинаки достиг на своем И-15, специально подготовленном для штурма стратосферы, высоты 14 575 м. Это было рекордное достижение для самолетов такого класса, вершина возможностей тогдашней авиации и подвиг пилота, навечно вписанный в историю отечественной и мировой аэронавтики. С истребителя И-15 сняли все вооружение и приборы, вместо кресла в кабине устроили брезентовую подвеску, педали управления и ручку сделали наполовину из дерева. Сам летчик вознесся в царство вечного 50-60-градусного мороза в легоньком комбинезоне, кислородной маске и шлеме. Теперь, с дистанции в несколько десятилетий, рекордные 14 575 м — рядовая высота нынешней боевой авиации — кажутся робкой попыткой штурма стратосферы. Не забывайте: они были первыми — эти достижения советских летчиков на советских самолетах, открывшие счет великолепных достижений нашей авиации 30-х годов. В открытых кабинах, превозмогая отчаянный мороз, с малоприспо-собленным для таких условий оборудованиием, в примитивных кислородных масках пионеры высот- полетов упрямо карабкались в стратосферу, готовя ее для будущих каждодневных рейсов обычных самолетов, ведомых рядовыми пилотами. Представьте: одиночный самолет, накручивая спираль за спиралью, надсадно ревя двигателем, карабкается на высоту. Падает плотность атмосферы, а вместе с ней уменьшается аэродинамическое сопротивление машины. До некоторой высоты эти изменения в условиях полета на руку летчику : двигателю приходится работать уже не в таком напряженном режиме, ему легче преодолевать меньшее сопротивление воздуха. А вот выше мотор начинает захлебываться : ему не хватает кислорода, в цилиндры поступает чересчур богатая топливом смесь, обороты падают, винт не в силах уже тянуть так, чтобы удержать машину в разреженной, вялой атмосфере. Было время, когда авиаторам казалось, что стратосферу можно «перехитрить», взять ее не в лоб, а маневром. Вообразите некую абстрактную картину: источник тяги находится на подходящей для него оптимальной высоте, а крылья, благодаря которым и совершается подъем, гораздо выше, на пути к стратосфере. Что за бред, скажете вы! Что это за летатель-ный аппарат, который расчленяется, так сказать, по функциональному назначению частей? Нет, не бред, а вполне здравая и многообещающая идея, реализованная в середине 30-х годов в нашей стране. Был такой, условно говоря, летательный аппарат, и назывался он стратопоездом, или «цепочкой». Роль источника тяги играл самолет-буксировщик, а крыльев — буксируемый планер. Только в отличие от обыкновенного аэропоезда летели эти машины на разных высотах. Внизу, на 5000 м — буксировщик, выше — почти в стратосфере — безмоторный аппарат. По идее автора проекта советского инженера А. Щербакова, таким образом можно было бы достичь 20—25 км высоты. Первый полет «цепочки» состоялся 30 марта 1936 года и проходил в полном соответствии с описанной схемой. На буксировщике летел летчик-испытатель В. Шевченко, на планере — известный паритель К. Венслав. На самолете находился инженер А. Мэйеров, заведовавший сцепным буксировочным хозяйством: по мере удаления планера от буксировщика нужно было стравливать трос. Без каких-либо происшествий планер быстро набрал высоту 8000 м, летя на 2000 м выше самолета. В последующих полетах П. Стефановский на планере Г-9 при буксировке за И-15 с летчиком Э. Преманом достиг 10 360 м, а В. Федоров на том же планере при буксировке за PZ с летчиком П. Логиновым достиг 12 105 м. Полеты «цепочки» полностью подтвердили реальность «многоэтажных» стратопоездов. Завод «Авиахим» начал готовиться к последнему этапу испытания — созданию и испытаниям специальных стратопланеров, способных набрать высоту в 20—25 км. Их должны были оборудовать герметическими камерами с системами жизнеобеспе-чения пилотов. И все-таки, несмотря на многообещающее начало, штурм стратосферы пошел иным, менее «экзотическим» путем. Соблазнительно обойтись обычным, невысотным самолетом и забросить планер в стратосферу, но это всего лишь экспериментальные полеты, носящие скорее научный, нежели прикладной характер. В стратосферу должны проникнуть полностью автономные машины, способные выполнить широкий круг задач, в том числе военных. Авиаконструкторы создавали уже специальные самолеты, оснащенные высотными винтомоторными установ-ками, гермокабинами — прообразами нынешних гигантских герметических салонов рядовых пассажирских машин. На одном из них — БОК-1 конструкции В. Чижевского — летом 1936 года летчик-испытатель Петр Михайлович Стефановский достиг высоты 14 100 м. Силовая установка БОК-1 состояла из редукторно-наддувного мотора М-34РН с двумя турбокомпрессора-ми: благодаря им двигатель не задыхался на высоте, в разреженной атмосфере. Для нормальной жизнедеятель-ности пилота на самолете установили гермокабину — прообраз нынешних кабин, позволяющих летчику даже в стратосфере находиться в привычных земных атмосферных условиях. Как вспоминал в своей книге «Триста неизвестных» П. Стефановский, «БОК-1 был самолетом экспериментальным. Всего в одном экземпляре. И свое назначение оправдал: общие принципы герметизации пилотских кабин были найдены». Гермокабинами конструкции А. Щербакова оснащали и знаменитые истребители И-15, и И-153 «Чайка». Наддув как средство повысить высотность двигателей применяли и на серийном самолете — бомбардировщике АНТ-42 (ТБ-7). Конструкторы разработали для этого гиганта агрегат центрального наддува — отдельный двигатель с компрессором, снабжавшим воздухом четыре основных мотора. Шаг за шагом, метр за метром завоевывали высоту пилоты, конструкторы, ученые, подготовив ее не только для нынешних самолетов, но и для космических кораблей и околоземных лабораторий, начавшихся когда-то с тесных несовершенных гермокабин поршневых аэропланов.
    В августе 1936 г. французский летчик Ж.Детре покоряет 14.863 м, а уже в сентябре рекорд вновь переходит к англичанам, майор С. Свейн поднимается на 15.223 м.
    В мае 1937 г. победу празднует итальянец подполковник Марио Пецци - 15.655 м. Июль 1937-го. Высотный полет (на 16.450 м) совершает летчик военно-воздушных сил Англии лейтенант Дж. Адам. Октябрь 1938-го. Итальянец Марио Пецци на рекордном высотном самолете Капрони Са.161 бис с герметичной кабиной достигает высоты - 17.083 м. Это не только наивысшее достижение перед второй мировой войной, но и нынешний рекорд для самолетов с поршневыми двигателями.
 
1.2.Послевоенные годы. 

   В годы второй мировой войны было не до рекордов. После ее окончания погоду стали диктовать самолеты с турбореактивными двигателями, у которых тяга с высотой падает значительно менее интенсивно, чем у поршневых. Все это позволило существенно повысить высоту полета. В списке рекордсменов - летчики СССР, США, один пилот Франции.
   Первый послевоенный рекорд высоты (18.119 м) установлен англичанином асом второй мировой Джоном Каннингхэмом в марте 1948-го на самолете Де Хэвиллепд «Вампир-1». С 1953 по 1957 г. англичане еще трижды превышали мировой рекорд высоты на самолете Инглиш Электрик "Канберра". Два раза это делал летчик У.Джибб :в мае 1953-го - 19.406 м и в августе 1955-го - 20.083 м. А через два года после последнего достижения Джибба рекорд установил его соотечественник Майкл Рандруп, достигший высоты 21.430 м. Двадцатикилометровый рубеж был пройден. В борьбу за освоение новых рубежей высоты полета включаются французы, американцы и советские авиаторы.
   8 апреля 1958 г. американец капитан-лейтенант Г.Уоткинс на палубном истребителе F-11F-1F "Тайгер" фирмы "Грумман" покоряет 23.449 м. Менее чем через месяц французский летчик Р. Карпантье поднимается на высоту 24.217 м. А еще через пять дней, 7 мая американец майор Г.Джонсон бросает специальную модель многоцелевого истребителя Локхид F-104А "Старфайтер" на высоту 27.811м.
   В 1959 г. майор Владимир Ильюшин на Т-431 (рекордный вариант истребителя Су-9) поднимает самолет на высоту 28.852 м.
   Однако в том же 1959-м, в декабре, американский пилот Л.Флинт на многоцелевом истребителе F4H-1F фирм "Макдоннел" и "Дуглас" (впоследствии получивший наименование F-4 "Фантом" II) перекрывает результат Владимира Ильюшина и впервые достигает 30.040 м. А 14 декабря его соотечественник капитан Дж. Джордан (спецвариант Локхид F-104С "Старфайтер") идет дальше - 31.515 м. А затем... 
   Затем наступает эра истребителей ОКБ имени А.И.Микояна.
 
 2. Эра МиГов.
 
   28 апреля 1961-го подполковник Георгий Мосолов на Е-66А (опытный экземпляр МиГ-21) достигает высоты 34.714 м.Этот рекорд держался 12 лет. Только 25 июля 1973 года полковник Александр Федотов на самолете Е-266 (прототип МиГ-25) поднимается выше - на 36.240 м.
 
 2.1. Высоты Александра Федотова.

   Штурм высоты... Летчик устремляет свой самолет в бесконечность неба. Он бросает машину на такую высоту, где замолкают, задохнувшись от недостатка кислорода, турбореактивные двигатели. А истребитель все продолжает по инерции бесшумно рваться вверх, пилот продолжает борьбу за рекордные метры в ледовом безмолвии небесной бездны. Потолок современного истребителя, как никогда ранее, зависит не только от хорошей аэродинамики машины и качества ее двигателей, но и от воли, мужества и мастерства летчика. Александру Федотову было не занимать ни первого, ни второго, ни третьего.37.650 м он возьмет штурмом 31 августа 1977-го.
   Александр Федотов родился в 1932-м в Сталинграде в семье рабочего. С 1950-го - в Советской Армии. В 1952-м окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков и был оставлен в нем летчиком-инструктором. В 1958-м оканчивает Школу летчиков-испытателей и начинает работать в ОКБ А.И. Микояна, испытывает опытные сверхзвуковые самолеты, в том числе МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25. В 1965-м без отрыва от испытаний оканчивает Московский авиационный институт. В июле 1966-го в 33 года удостаивается звания Героя Советского Союза - за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм. Через десять лет становится мастером спорта международного класса. В 1981-м получает Ленинскую премию. К слову, науке учить самолеты летать он отдал жизнь не только в переносном, но и в прямом смысле - погиб при испытании очередного опытного образца.
В мировой авиационной табели о рангах имя генерал-майора авиации Федотова неотделимо от наивысших достижений. 18 мировых рекордов, в том числе 3 абсо-лютных, принадлежат ему. Он обладатель Золотой авиационной медали, 3 медалей Анри де Лаво (ФАИ).
   "Федотов - особый человек. Он - исследователь крупного масштаба, явление в практике летных испытаний, - сказал о нем генеральный конструктор академик Ростислав Беляков. - Это - выдающийся летчик, воспитавший плеяду пилотов и создавший свою школу". Александр Васильевич Федотов подготовил к мировым рекордам летчиц-спортсменок Лидию Зайцеву, Евгению Мартову, Марину Соловьеву, Наталью Проханову, Светлану Савицкую.
 
3.«Не женская это работа».
3.1. «Я люблю тебя, небо!».

    АБСОЛЮТНЫЙ рекорд высоты среди женщин принадлежит нашей землячке - Наталье Абрамовне Прохановой (Глотовой). Наталья Абрамовна Проханова (Глотова) родилась в городе Тамбове в 1939 году. Отец Наташи не вернулся с фронта: погиб под городом Ленинградом. Мать работала вахтером в рабочем общежитии на окраине города Тамбова. Порой мать недоедала-берегла лучший кусок для детей. Наташа ходила в школу №2,нянчила брата Кольку и училась доить корову, которая кормила всю семью. Жили Прохановы в полутемном бараке. Но слабенькая девочка мечтала о небе, хотела быть очень сильной. Наташа начинает активно заниматься спортом и становится чемпионкой области по лыжам. В 8 классе она поступает в Тамбовский аэроклуб. В анкете детской рукой выводила: ученица 8 класса тамбовской школы №2.Вскоре она сдает свой первый экзамен на мужество: совершает самостоятельный полет на планере и первый в жизни прыжок с парашютом. В 10 классе осваивает спортивный самолет. Закончен 10 класс. Получен аттестат зрелости. Чему себя посвятить? Кем быть? И Наташа твердо решает стать летчицей. Однако не так – то легко девочке стать летчицей. Из летной школы ДОСААФ девушке документы вернули вместе с отказом. Пришлось Наташе побывать в Москве у генерала Куцевалова. В школе ДОСААФ она учится упорно, отличается трудолюбием, аккуратностью. С особой благодарностью вспоминала она родную школу, которая научила ее усидчивости, настойчивости. По окончании школы в городе Саранске она возвращает-ся в родной Тамбов. Становится летчиком-инструктором аэроклуба. Труд летчика, упорный, кропотливый, отнимает много времени, но в этом труде Наташа Проханова нашла свое призвание. Вид у Наташи совсем не героический. Она невысокого роста, хрупкая, а такие совершает полеты, что бывалые асы ахают. За два года она подготовила немало спортсменов-разрядников. Не забывет она и о тренировках. Успешно выступает на республиканских и Всесоюзных соревнованиях. На соревнованиях летчиков-спортсменов в Орле принимали участие 34 спортсмена. Среди них единственная женщина – Наталья Проханова. Она выполняла упражнения лучше всех. Присутствующие, как зачарованные смотрели на красивые фигуры, умело выполняемые девушкой. В 1963 году Наташа зачислена в сборную команду СССР. Здесь она продолжает совершенствовать мастерство, тренируется на современных учебных реактивных самолетах. Она умеет пилотировать самолеты «ЯК-18»,»МИГ-15»,»МИГ-17». Стремительные машины уносят ее очень высоко. А ей хотелось подняться еще выше. Вечером после полетов брала в руки томик Байрона или Шелли на английском языке : готовилась к экзаменам за второй курс педагогического института. Потом она познакомилась с новым сверхзвуковым самолетом «Е-33».Она подошла к нему на аэродроме, заглянула в кабину, провела ладошкой по серебристому фюзеляжу и подумала:»Ну вот, Наташка, теперь работать, много работать!».Она внимательно изучала новую для нее машину. Училась управлять ею в специальном высотном костюме. Проходила испытания в барокамере. Катапультировалась. Однажды в летной столовой она услышала, как за соседним столиком летчик рассказывал о ней.»Уж поверьте мне, хлопцы, ничего из этого у нее не выйдет, не летать ей на сверхзвуковом самолете».С тех пор она стала еще требовательнее к себе. У Прохановой было свыше тысячи часов налета, но, готовясь подняться в небо на сверхзвуковом «Е-33»,она спрашивала с себя строже, чем это делали, быть может, даже ее придирчивые инструкторы. С каждым полетом все больше вживалась в машину. Стремительно взлетающий и садящийся на землю самолет она, казалось чувствовала всем своим телом, каждой своей жилкой, каждым нервом. Свою мгновенную реакцию на показания того или иного прибора она доводила до автоматизма. И самолет, разрезающий воздух со скоростью, почти вдвое большей скорости звука, словно норовистый конь, чувствующий твердую руку седока, послушно выполнял приказы летчицы. Наташа с каждым полетом все больше и больше вживалась в машину. Фиолетовое небо видели лишь космонавты, а теперь его увидела и Наташа. Наконец наступил день рекордного полета. Проханова надела высотный костюм. Поправила перед зеркалом белый металлический шлем, похожий издали на шлем древних рыцарей, и неторопливо пошла к самолету. Поднялась в его кабину. Включила радиостанцию. Глубокий вздох турбины разорвал предрассветную тишину. Протяжный свист двигателя окреп. Летчица отпустила тормоз, и самолет плавно покатился на старт. У широкой поперечной линии машина на какой-то момент затихла, затем с надрывным воем рванулась вперед и ввысь. Стрелка высотомера делала круг за кругом. Вот и высота, на которой предстоит разогнать «Е-33». Проханова разворачивает машину к мерной базе, где за ее полетом будут следить кинотеодолиты, дожимает сектор газа. Скорость самолета все ближе и ближе к расчетной. Пора! Ручку управления на себя! Задрав нос, самолет устремляется вверх. Тело летчицы вдавило в кресло. Наконец перегрузка свалилась с плеч. Теперь летчица почти лежит на спине лицом вверх и не выпускает глаз со стрелок высотомера. Проглатывая километры, ее машина продолжает штурмовать высоту. До земли- двадцать километров, двадцать два, двадцать три…Уже давно побит рекорд американской летчицы-миллионерши Жаклин Кокран, а Проханова ведет свой самолет все дальше и дальше от земли… Высота- более двадцати четырех километров. Летчица заставляет самолет перевалиться на нос. Внизу лежит освещенная солнцем земля. Послушно теряя высоту, «Е-33» спускается к ней. Где-то в глубине души нарастала большая и звонкая радость. Все в порядке… Курс - на аэродром… Плавно посадив самолет на бетон, Наташа выключила двигатель, откинула колпак. Глубоко вздохнула и улыбнулась. Ведь только что она поднялась на сверхзвуковом самолете выше всех летчиц мира! Россиянка превзошла тогда достижение американки Жаклин Кокран, которая в октябре 1961-го взлетела на 17.091 м.
 
 3.2. Американская легенда - Жаклин Кокран.
 
    Жаклин Кокран - знаменитая американская летчица, родилась 11 мая 1908 года недалеко от Пенсаколы (Флорида). Она была основателем и директором Службы женщин-пилотов ВВС США в годы Второй мировой войны, а 18 мая 1953 года стала первой женщиной в мире, преодолевшей на самолете звуковой барьер. В 1961 году ее признали пилотом с наибольшим количеством рекордов скорости в мире, а в 1964 году Кокран уже в два раза превысила на самолете скорость звука. Опять-таки, первой из женщин. С октября 1961 года Жаклин Кокран принадлежал также женский рекорд высоты подъема на самолете - 17091 м, который был побит советской летчицей Ниной Прохановой только спустя 3,5 года (24336 м 22 мая 1965 года). Скончалась Жаклин Кокран 9 августа 1980 года.
 
Заключение.

    Рекордные высоты... Чего не сделаешь ради утверждения превосходства авиации своей державы над авиацией других стран. И летчики поднимались выше и выше. Более того, они чувствовали, что поднимают потенциал всей мировой авиации, всей отрасли мировой техники. И среди тех, кто стоял у истоков развития авиации и ракетостроения, были и наши земляки.
 
Литература
 
1. Автографы в небе. М:»Русские Витязи»,2004
2. Арлазоров М.С. "Гражданская реактивная создавалась так…”. Москва, 1976.
3. Атлас пилотажных групп мира. М:Фонд «Русские Витязи»,2004
4. Баев Л.К. "Реактивные самолеты”. Москва, 1958.
5. Воздухоплавание в фалеристике. М:Фонд «Русские Витязи»,2005
6. Жилякова А.В.История авиации и воздухоплавания.Москва,1967
7. Новиков А.А. "Реактивная техника в транспортной авиации”. Ленинград, 1963.
8. Хлопопов О.Д.История военной авиации. Самолеты реактивного века. Библион-Россия,2002
 
Приложение
 
                               
Наталья Абрамовна Проханова (Глотова)
 
                               
Н.А.Проханова-чемпионка Тамбовской области по лыжам
 
                               
                             Сборная СССР
 
                               
                    Инструктаж перед вылетом
 
                                
                         Мой любимый ЯК-18
 
                               
  Н.А.Проханова (Глотова) после рекордного полета
 
                                
Н.А.Проханова - участница парада 12 апреля 1965 года
 
 
 
 
 
 
Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (10.12.2010) | Автор: Попов Виктор Геннадьевич E W
Просмотров: 3276 | Комментарии: 2 | Теги: Летчики-испытатели, Олимпиада по истории авиации | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 2
2  
Хорошо сделано!

1  
Работа понравилась!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35177)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20399)
Щур Илья Андреевич (19142)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17885)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17453)
Перемота Алексей Юрьевич (14342)
Миргазетдинова Розалия (13580)
Комлев Фёдор Михайлович (13130)
Щур Илья Андреевич (12962)
Киселёв Андрей Валерьевич (12957)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017