Суббота, 27.04.2024, 06:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

История развития авиационного стрелково-пушечного вооружения после ВоВ.

Пушки среди прочего авиационного вооружения занимают особое место. Такие их свойства как универсальность применения, постоянная готовность к стрельбе, неподверженность воздействию помех, медленное моральное старение и относительно невысокая стоимость позволяют пушкам на протяжении многих лет успешно конкурировать с другими видами вооружения.

Накопленный в ходе Второй мировой войны опыт применения авиационного стрелково-пушечного вооружения в послевоенный период был широко использован при совершенствовании уже имевшихся на вооружении и разработке новых артиллерийских систем. Первые их образцы, созданные в конце 1940-х - начале 1950-х, представляли собой улучшенные модели военного времени.

    Совершенствование авиационных пушек шло, в основном, по пути уменьшения их массы и повышения скорострельности. Если требование весового совершенства оставалось общим для авиационной техники, то необходимость существенного роста скорострельности была порождена послевоенным скачком скоростей полета реактивной авиации. Возросшие скорости сближения самолетов и их относительные перемещения делали воздушную атаку скоротечной, и для надежного поражения противника в секунды огневого контам требовалось увеличение массы залпа. Помимо повышения темпа стрельбы, этому способствовало усиление поражающего действия ci мих снарядов при увеличении их калибр, Сразу после войны было принято решение о том, что калибр 23 мм должен стать минимальным вместо прежнего - 20 мм, уже недостаточного для поражения большинства ц лей, включая и новые самолеты. Соответствующее постановление  Правительства былопринято осенью 1947 г. и основывалось на указании И. В. Сталина (при выработке задания на один из новых самолетов спор о том, какими пушками его оснастить - 20 или 23 мм -Сталин разрешил однозначно, пообещав снять свою подпись под документом, если машина не получит 23-мм пушки). Незначительное, на первый взгляд, увеличение калибра на деле позволяло вдвое повысить массу снаряда и мощность его действия.

В то же время, задача улучшения баллистики не ставилась - считалось, что достигнутые начальные скорости снаряда (порядка 800 - 900 м/с) достаточны, так как в воздушном бою при высоких скоростях самолетов стрельба с больших расстояний будет неэффективной - противник успеет выйти из-под огня, а быстрое сближение, напротив, позволит даже сократить дистанции прицельной стрельбы. Соответственно, первые послевоенные пушки конструировались под патроны уменьшенной баллистики, более легкие и с меньшей начальной скоростью снаряда.

Для пушек ВЯ-23 военного времени использовался 23-мм патрон, разработанный Наркоматом Боеприпасов в 1938 г. Новый патрон калибра 23 мм, предложенный ОКБ-16, был создан с использованием гильзы 14,5 мм патрона для противотанковых ружей, дульце которой переобжималось под штатный 23-мм снаряд. Масса нового патрона со звеном ленты по сравнению с прежним была снижена вдвое. Подобную доработку прошел и патрон для 37-мм пушек: штатный, находившийся в производстве, комплектовался новой легкой гильзой, которая была взята от патрона 37-мм зенитной пушки, но укорочена и переобжата с переделкой закраины. Легкие и компактные патроны позволили создать пушки меньших размеров и массы с одновременным увеличением скорострельности, упростилась их установка.

Принятая на вооружение в 1947 г. 37-мм пушка Н-37, созданная в ОКБ-16 под руководством А. Э. Нудельмана, представляла собой развитие пушки НС-37 образца 1942 г. Построенная по обычной схеме (один ствол и один патронник, соединенные в один общий агрегат, Н-37 выгодно отличалась от предшественницы меньшим весом (103 кг против 150 кг у НС-37) и более высоким темпом стрельбы (400 выстр./мин у Н-37 и 250 -у НС-37). Выигрыш был достигнут за счет конструктивных усовершенствований и снижения начальной скорости снаряда, что уменьшило нагрузку на детали и узлы пушки и повысило их подвижность.

Ведущим конструктором Н-37 являлся В. Я. Неменов. Работа автоматического тормоза и обозначались Н-37Л. За счет удлинения ствола баллистика орудия и начальная скорость снаряда достигла у Н-37Л 725 м/с против 690 м/с у Н-37Д.

Для установки на скоростной перехватчик Як-27 пушка была усовершенствована и поступила на вооружение в 1957 г. под наименованием НН-37 (Нудельмана-Неменова). Скорость самолета стала сопоставимой с начальной скоростью полета снаряда, что потребовало изменить конструкцию ствола: чтобы снаряды не теряли устойчивости в полете, нарезы в канале ствола приобрели большую крутизну. Темп стрельбы НН-37 возрос более чем в полтора раза и достиг 600 - 7000 выстр./мин за счет ускорения наката, осуществлявшегося новым механизмом - пневматическим ускорителем. Резкое повышение скорострельности сказалось на живучести агрегатов, скорости соударения которых и контактные нагрузки возросли. Для сохранения ресурса кинематики пришлось переконструировать запирающий агрегат и перейти на более прочные стали.

Повышения скорострельности НР-23 удалось достичь сокращением цикла автоматики с использованием резерва времени отдельных операций, «сжатых» по продолжительности, и внедрением новых механизмов. Избыток энергии движения ствола был использован в узле ускорителя наката и отката затвора, а подача патронов производилась прямо из звеньев ленты в лапки затвора.

Применение на НР-23 ускорителей позволило получить скорострельность 870 выстр./мин (у НС-23 - 550 выстр./мин). Резко возросшие скорости движения подвижных частей повысили нагрузки на агрегаты, особенно ускоритель, ударник и затвор, что потребовало повысить усталостную прочность и живучесть. Ресурс серийной пушки, первоначально установленный в 3000 выстрелов, уже через год удалось поднять вдвое. Для этого в конструкции использовали новые легированные стали, в производство внедрили кадрирование поверхностей для снижения трения, дробеструйную обработку, штамповку и ковку с учетом направления волокон металла.

Другой проблемой стала возросшая отдача, «гулявшая» по мере расстрела боекомплекта (с уменьшение числа патронов в ленте снижался расход энергии на ее подачу и сильна становился удар ствола при откат в крайнее заднее положение). Это привело к рассеиванию снарядов при стрельбе, возраставшему с удлинен* ем очереди. В конструкцию был веден гидробуфер, снизивший усилием отдачи вдвое - до 26 кН, а в тех условиях военной приемки на заводе добавили контроль этого параметра, прежде остававшегося без внимания.  НР-23 стала одной из первых отечественных авиапушек, полностью управляющейся электроспуском и оборудованной датчикам положения ствола и ударника. Обычное прежде ручное управление огнем при достигнутых уровнях темпа стрельбы станов* лось неэффективным: задержка палица на гашетке доже на полсекунды приводила к пустой трате десятка снарядов, а затянутая очередь могла привести к износу ствола и выходу пушки из строя. В системе электроспуска регулировка длины очереди обеспечивалась устройством ее отсечки в соответствии с условиями живучести орудия и экономии боеприпасов.

 Так, соединение 1,5-мм стальных штампованных звеньев ленты НР-2Й позволяло шарнирно сложить ее поп»

Для снижения трения, дробеструйную обработку, штамповку и ковку с учётом направления волокон металла.

Другой проблемой стала возросшая отдача, «гулявшая» по мере расстрела боекомплекта (с уменьшений числа патронов в ленте снижался ран ход энергии на ее подачу и сильна становился удар ствола при откате в крайнее заднее положение). Это привело к рассеиванию снарядов при стрельбе, возраставшему с удлинением очереди. В конструкцию был введён гидробуфер, снизивший усилие отдачи вдвое - до 26 кН, а в тех условиях военной приемки на заводе добавили контроль этого параметра, прежде остававшегося без внимания;

В системе электроспуска регулировка длины очереди обеспечивалось устройством ее отсечки в соответствии с условиями живучести орудия и экономии боеприпасов.        

Потребовалась также доработка системы питания пушки - подач с большой скоростью ленты, шедшее со множеством перегибов от патронного ящика, повысила требование к прочности, шарнирности и веерносш Два последних параметра определяю гибкость ленты в своей плоскости (в* ер) и в поперечной (шарнир).

Так, соединение 1,5-мм стальных штампованных звеньев ленты HP-23 позволяло шарнирно сложить ее пополам практически без петли (патронам» наружу) и скрутить на 90° через 12 звеньев. С целью унификации при установке на самолет НР-23 обеспечивала двустороннее питание с правой или левой подачей ленты.

На пушку НР-23 ее создателям было выдано авторское свидетельство №7770, приоритет от 13 сентября 1947 г. Естественно, что речь не шла о защите авторских прав советских оружейников на мировом рынке и само соревнование между нашими и зарубежными конструкторами шло отнюдь не в правовой сфере - в небе Кореи и Вьетнама звучали совсем

другие аргументы). Свидетельства помогали регулировать отношения между работниками разных КБ, конкуренция между которыми была достаточно острой, а отстаивание своих позиций выплескивалось в обращения на самый «верх».

За годы производства пушек НР-23 их было выпущено рекордное количество - более 80 тыс., а разработчики удостоились Сталинской премии за 1951 г.

В течение ряда лет пушки Н-37 и НР-23 были основными образцами артиллерийского вооружения истребителей. Для оценки эффективности их огня по вероятному противнику - американским стратегическим бомбардировщикам В-52, В-36 и В-50 - были проведены отстрелы Н-37 по «тупо-левскому «Боингу» -Ту-4. Результаты оказались впечатляющими: попадание всего одного 37-мм снаряда выводило бомбардировщик из строя.

Наличие на реактивных истребителях первого поколения двух пушек калибра 23-мм и одной 37-мм пушки объяснялось особенностями бытовавшей в то время тактики применения артиллерийского вооружения истребителей. Так, предполагалось, что оружие меньшего калибра, обладающее большей скорострельностью и высокой начальной скоростью снаряда, будет использовано для борьбы с маневренными и скоростными истребителями, а крупный калибр - для уничтожения больших и малоподвижных бомбардировщиков, а также для штурмовки наземных целей. Кроме того, 23-мм | пушки можно было использовать для | пристрелки цели, а оружие калибра 30 | и 37 мм-для полного ее уничтожения, добивая тяжелыми снарядами (подобная тактика применялась во время | Второй мировой войны). ;       Помимо    истребителей,    пушки НР-23  использовались   в  качестве > оборонительного  вооружения  бомбардировщиков. Основу второго варианта оборонительного вооружения I Ту-4 (система «Звезда») составляли 10 пушек НР-23 в подвижных установках  (первый  вариант -  11   пушек В-20Э образца 1944 г.). Фронтовой бомбардировщик   Ил-28   нес   две i НР-23 в неподвижной носовой установке и две - в подвижной кормовой установке Ил-Кб с электрогидравлическими приводами.

Пушки оснастили автоматической перезарядкой, которая при возникновении задержки обеспечивала продолжение стрельбы.

Для обеспечения работы автоматики пушки классической схемы имеют внутренний энергопривод, обходясь «своими силами», без внешнего источника. Он может использовать энергию отдачи (механический привод, использованный в пушках Н-37 и НР-23), либо энергию отводимых из канала ствола пороховых газов . Темп стрельбы у первых ограничивается массой затворного механизма, перемещающегося вместе со стволом. При этом потенциальные возможности ствола пропустить максимальное число снарядов в единицу времени, используются не полностью. Пушки с газовым приводом позволяют достичь более высокой скорострельности в основном благодаря тому, что в работе автоматики участвуют детали  с меньшей общей массой, которые могут двигаться быстрее. Считается, что в таких пушках возможности ствола и подвижной системы хорошо сбалансированы.

Поступившая на вооружение в 1952 г. 23-мм пушка АМ-23 (конструкторы Н. М. Афанасьев и Н. Ф. Макаров) имела автоматику, использующую энергию отводимых пороховых газов. Она предназначалась для подвижных огневых установок тяжелых бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов (в вооружении истребителей основную роль уже начинали играть ракеты). Для своего времени АМ-23 была наиболее совершенным образцом авиационной пушки обычной схемы. В соответствии с уровнем технологии начала 1950-х, теоретически достижимый темп стрельбы 23-мм пушки классической схемы считался ограниченным 1300 - 1500 выстр./мин. При весе 43 кг пушка АМ-23 имела скорострельность 1300 выстр./мин, находясь практически на вершине тогдашних возможностей. Этого удалось достичь за счет совмещения ряда операций и дальнейшего их «сжатия» по времени. Применение рычажного ускорителя в механизмах экстракции гильзы и досылания патрона, подающего его в патронник пушки, позволило сделать длину хода ползуна меньше длины патрона и уменьшить скорость и энергию удара подвижных частей при их приходе в крайние положения. Применение в пушке АМ-23 газового буфера, также использующего отводимые из ствола пороховые газы, вместо использовавшихся ранее пружинных и гидробуферов, позволило уменьшить массу и габариты оружия, хотя и привело к более сильному загрязнению пушки пороховым нагаром.

Пушка АМ-23 стала основой комплексов оборонительного вооружения самолетов Дальней авиации. Ту-16, Ту-94 и М-4 имели одинаковую систему пушечного вооружения - комплекс ПВ-23, состоявший из верхней и нижней башен и кормовой установки, на каждой из которых монтировались по две АМ-23.

На самолетах Ан-8 и Ан-12 имелась одна кормовая установка ПВ-23У с парой пушек АМ-23 в башне ДБ-65У.

Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (16.01.2011) | Автор: Литов Владимир E W
Просмотров: 2705 | Теги: вооружение, Олимпиада по истории авиации, авиация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2660)
Фурсов Максим (2030)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1986)
Егор Андреевич Попов (1719)
Штриккер Артур (1290)
Григорьев Павел Сергеевич (686)
Медведкин Иван (624)
Азарин Николай (563)
Трунов Артём Николаевич (498)
Ефимова Софья Алексеевна (477)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024