Пятница, 18.06.2021, 01:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Восемнадцатая олимпиада посвящена 100-летию наследия Н.Е.Жуковского
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

Из племени крылатых МОУ ДОД « Центр развития творчества детей и юношества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» г. Лермонтова Исследовательский проект: Из племени крылатых Номинация: Люди и судьбы Российской авиации Автор: Дмитрук Даниил Игоревич, 1996 года рождения Руководитель: Величко Нина Петровна, педагог дополнительного образования высшей категории Город Лермонтов Ставропольского края, 2010 год Объединение «Исток» Место основной учёбы: Ставропольский край, город Лермонтов, МОУ СОШ №5, класс 8 «а», ул. Комсомольская, 6, индекс: 357340 

ВВЕДЕНИЕ


В рамках проекта Центра Национальной Славы «Служение Отечеству: события и имена» реализована Благотворительная программа по увековечиванию памяти героя Великой Отечественной войны, полковника Энделя Карловича Пусэпа. Цель программы: привлечение общественного внимания к его личному вкладу в развитие лётного дела, освоение Арктики и борьбу с фашистскими захватчиками, на сохранение в исторической памяти поколений эпохального международного и межнационального значения Великой Победы над фашизмом.

Первым мероприятием этой программы стали торжества, посвящённые 65-летию перелёта советской делегации, уполномоченной для ведения переговоров по открытию Второго фронта в 1942 г. и летчику Энделю Пусэпу. Именно он поднял в небо самолет и через фронты и оккупированную Европу доставил советскую делегацию сначала в Англию, а потом в США. Возник вопрос: почему для этого ответственного и сложного полета выбрали именно его? Захотелось подробнее ознакомиться с биографией героя и выяснить подробности того уникального перелета, возможно, изменившего всю мировую историю.

Актуальность исследования. Воспитание достойного гражданина – это, прежде всего, воспитание патриота, способного не только любить свою Родину, но и встать на защиту ее независимости, жизни и свободы своих сограждан. Современная молодежь отделена от сражений и тягот Великой Отечественной войны многими десятилетиями. Все меньше непосредственных участников и свидетелей тех событий, живет среди нас. Примеры подвигов и героизма, проявленных народом и его защитниками в той страшной и Великой войне, – действенное средство воспитания. Особенно важно вспомнить о них в преддверии празднования 65-летнего юбилея Великой Победы.

Цель проведенного исследования – содействовать патриотическому воспитанию современной молодежи через популяризацию героической истории Великой Отечественной войны на примере описания жизненного пути легендарного летчика Энделя Карловича Пусэпа.

На основании цели определены задачи исследования:

  • собрать материалы по теме исследования из различных источников;

  • на основе анализа материалов провести отбор и систематизацию наиболее важных фактов биографии героя;

  • составить краткое описание жизненного пути легендарного летчика.

Методы исследования:

- теоретические (анализ и систематизация собранных материалов: справочной и исторической литературы, газетных статей и сайтов Интернета);

- эмпирические (изучение документов, книги воспоминаний, как продукта деятельности субъекта).


еждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Радуга» Адрес : 357340, город Лермонтов, Ставропольского края, ул. Решетника 2 «Б», телефон: 5-32-09(директор) Количество страниц: 20 Город Лермонтов Ставропольского края, 2010 год СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ЖИЗНЬ, СТАВШАЯ ЛЕГЕНДОЙ 5 Таежное детство 5 По ступенькам лётной науки 6 Всегда впереди 7 Над белым безмолвием 8 Грозное небо Великой Отечественной Служба в авиации дальнего действия Перелет Москва – Вашингтон 10 Не стареют душой ветераны 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 ЛИТЕРАТУРА 20 ВВЕДЕНИЕ В рамках проекта Центра Национальной Славы «Служение Отечеству: события и имена» реализована Благотворительная программа по увековечиванию памяти героя Великой Отечественной войны, полковника Энделя Карловича Пусэпа. Цель программы: привлечение общественного внимания к его личному вкладу в развитие лётного дела, освоение Арктики и борьбу с фашистскими захватчиками, на сохранение в исторической памяти поколений эпохального международного и межнационального значения Великой Победы над фашизмом. Первым мероприятием этой программы стали торжества, посвящённые 65-летию перелёта советской делегации, уполномоченной для ведения переговоров по открытию Второго фронта в 1942 г. и летчику Энделю Пусэпу. Именно он поднял в небо самолет и через фронты и оккупированную Европу доставил советскую делегацию сначала в Англию, а потом в США. Возник вопрос: почему для этого ответственного и сложного полета выбрали именно его? Захотелось подробнее ознакомиться с биографией героя и выяснить подробности того уникального перелета, возможно, изменившего всю мировую историю. Актуальность исследования. Воспитание достойного гражданина – это, прежде всего, воспитание патриота, способного не только любить свою Родину, но и встать на защиту ее независимости, жизни и свободы своих сограждан. Современная молодежь отделена от сражений и тягот Великой Отечественной войны многими десятилетиями. Все меньше непосредственных участников и свидетелей тех событий, живет среди нас. Примеры подвигов и героизма, проявленных народом и его защитниками в той страшной и Великой войне, – действенное средство воспитания. Особенно важно вспомнить о них в преддверии празднования 65-летнего юбилея Великой Победы. Цель проведенного исследования – содействовать патриотическому воспитанию современной молодежи через популяризацию героической истории Великой Отечественной войны на примере описания жизненного пути легендарного летчика Энделя Карловича Пусэпа. На основании цели определены задачи исследования: собрать материалы по теме исследования из различных источников; на основе анализа материалов провести отбор и систематизацию наиболее важных фактов биографии героя; составить краткое описание жизненного пути легендарного летчика. Методы исследования: - теоретические (анализ и систематизация собранных материалов: справочной и исторической литературы, газетных статей и сайтов Интернета); - эмпирические (изучение документов, книги воспоминаний, как продукта деятельности субъекта). ЖИЗНЬ, СТАВШАЯ ЛЕГЕНДОЙ Таежное детство Родился Эндель Карлович Пусэп 1 мая 1909 года на хуторе Самовольном, ныне Партизанского района Красноярского края. Да, почему же эстонский мальчишка очутился в Восточной Сибири? Тут надо вспомнить историю. Эстонцы, исконные крестьяне, всегда называли себя "детьми земли". Во время столыпинской реформы многие уезжали на край света в поисках лучшей доли. В тайге корчевали участки, ставили дома. Так появились Самовольные хутора. Рядом с эстонцами селились такие же безземельные латыши. Сибирь стала им второй родиной. Дед Энделя - Иозеп Соо много лет отрывал от семьи крохи для выкупа за маленький надел в родной Эстонии. А когда полностью погасил всю сумму, помещик без зазрения совести изрёк: "Ничего ты мне не платил, проваливай отсюда". Никаких документов, расписок у старого Иозепа не было. Нигде не смог доказать свою правоту, и тогда семья собралась в дальнюю дорогу. Обосновались в Енисейской губернии, тяжелым трудом подняли хозяйство. Подросшие дети во всем помогали родителям, учились премудростям крестьянской жизни. Советская власть для Энделя пришла на хутор в лице его отца Карла Пуусэппа, которого выбрали первым председателем сельсовета. Хуторянам-беднякам, поднятым нуждой с родных подворий на чужбину, пришлось драться за свою власть. Отбивались от бандитов и карателей. Хорошо помнит Эндель, как ему, 9-летнему мальчонке, командир партизанского отряда подарил японский карабин. Стрелять в тайге быстро научился: ни одной пули мимо цели. Так же успешно овладевал мальчишка и школьной наукой. Грамоте хуторских ребят обучал бывший ссыльный, учитель Вольдемар Карлович Оя потому что ходить в школу станицы Шалинской было далеко. Вместо учебников пользовались журнальным приложением "Гимназия на дому". В 1925 году Эндель поступил сразу в 5 класс шалинской школы, а через пару лет ему вручили свидетельство об окончании семилетки. Годом раньше, когда услышали горькую весть о смерти В. И. Ленина, трое парнишек пошли через заснеженную тайгу в станицу, попросили записать их в комсомол. "Пуусепп" в переводе с эстонского значит "столяр", хотя в роду все занимались хлебопашеством. Эндель, сколько себя помнит, мечтал подняться в голубые просторы бескрайнего неба. Это желание, как позже он напишет в своей книге, «никогда во мне не затухало, и ничто так и не смогло его погасить». Возможно, оно появилось после того, как Эндель своими руками по чертежам из журнала «Хочу все знать» собрал макет самолета, и тот неожиданно для всех полетел. В 1922 году мальчишка впервые увидел настоящий самолёт, летевший низко над тайгой к станице. Опрометью бросился во двор, схватил за уздечку лошадь, помчался без седла за 20 верст. Успел... Самолёт стоял на базарной площади, вокруг важно прохаживался механик - в кожаной куртке, тёплом шлеме. Не один час вертелся рядом докучливый мальчуган, засыпал вопросами: "А это что?", "А это зачем?", пока механик не посоветовал: "Учись на пилота, сам всё узнаешь". Легко сказать: "Учись". Только вот где? По ступенькам летной науки Дома желание Энделя стать летчиком не принимали всерьез, считая это пустой затеей. Мама хотела, чтобы он стал учителем, поскольку, по ее мнению, лучше и почетнее должности нет, а отец полагал, что самое верное - это работа агронома. Оно и понятно, надо было продолжать дело, начатое дедом. После окончания семилетки Эндель, наверное, стал бы помогать отцу по хозяйству, как делал уже давно. Но эстонская секция окружкома партии направила его как представителя бедняцкой семьи в эстонско-финский педагогический техникум в Ленинграде. Надо было только выправить свидетельство о рождении у секретаря сельсовета, который в то утро был не совсем «в себе». Благодаря этому Эндель смог прибавить себе еще один год, так как в летную школу принимали с восемнадцати, и попросил написать свою фамилию не «Пуусепп», какой она была в действительности, а «Пусэп». Проучившись год в техникуме, Эндель решил все же осуществить свою мечту и попросил директора отпустить его в военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил. Азы летного мастерства юноша познавал сначала в Вольске, затем в Оренбурге. Причем настолько успешно, что после окончания школы в Оренбурге его оставили в ней летным инструктором. Мечта претворилась в жизнь: эстонский парнишка с глухого сибирского хутора в 1930 году стал командиром Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии (ВВС РККА). Всегда впереди В своей книге воспоминаний «Тревожное небо» Пусэп писал: «... В Оренбургской военной школе летчиков и летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова я проработал более пяти лет — инструктором, старшим инструктором, командиром звена, исполнял обязанности командира учебного отряда… Мне очень приятно думать, что и мой скромный труд в какой-то мере помог многим посланцам комсомола овладеть летным мастерством, стать настоящими советскими соколами. Летчиками стали многие и многие комсомольцы, прославившие позднее свои имена в боях против фашистских захватчиков… Я вспоминаю Катю Зеленко. Это была первая женщина в мире, таранившая в бою вражеский самолет и погибшая 12 сентября 1941 года в неравном бою с семеркой фашистских истребителей над селом Глинское Сумской области. Среди них был такой прославленный ас и военачальник, как генерал-майор авиации Иван Семенович Полбин, бесстрашный воздушный боец, удостоенный за личные подвиги и умелое руководство гвардейским соединением два раза самой высокой награды Родины— Героя Советского Союза. Всего несколько месяцев не дожил он до славной победы над врагом. 11 февраля 1945 года, совершая 157 боевой вылет, Иван Полбин погиб смертью храбрых в районе Бреслау. Теперь Оренбургское авиационное училище носит его имя». Здесь, в Оренбурге Эндель женился на красавице-казачке, Ефросинье, ранее отбив ее у начальника летной школы. Не уйти к нему было невозможно: умен, надежен, всесторонне развит – как рисовал! Как на аккордеоне играл! Как рассказывал! Те, кому довелось его знать, восхищаясь, говорили, что человек он был многогранный. Как бриллиант отточенный! Молодой авиатор стремился в часть, а его оставили в Оренбурге инструктором. Он отличался необыкновенным спокойствием и казался медлительным, но, тем не менее, всегда в срок выполнял любое, даже самое трудное, задание. Летал Пусэп виртуозно. Рядом с ним курсанты невольно загорались, старались походить на своего наставника. Воспитывая курсантов, Эндель и сам шлифовал профессиональное мастерство. К служебным обязанностям инструктора добавлял "чуть - чуть от себя" - без разрешения пробовал подниматься в непогоду, выполнял сложные фигуры в условиях плохой видимости, за что неоднократно получал замечания. В те годы барьером в действиях авиации являлись слепые полёты и Энделя Пусэпа в июне 1935 года направили в Ейск в только что созданную эскадрилью по полетам «вслепую» (по приборам). Здесь он преодолел еще одну ступеньку летной науки, выполнив зачетный полет Ейск - Москва – Ейск. Вели самолёты под чёрными колпаками, только по приборам. Для посадок приборов не было, лишь сзади подвешивали к машине 30-метровую железную цепь. Она-то и давала знать лётчику о расстоянии до земли. Опыт помог - Пусэп заслужил "отлично". Над белым безмолвием В полярную авиацию Пусэп пришел в 1938 году уже сложившимся летчиком, специалистом «слепого» самолетовождения. Но еще раньше летал на поиск пропавшего в Арктике самолета Леваневского. Пропал Сигизмунд Леваневский, стартовав 12 августа 1937 года в Северную Америку через Арктику. Легендарного участника папанинской эпопеи, отважного пилота с Звездой Героя, прекрасного человека искали несколько месяцев, не считаясь с погодой, усталостью. Полеты над полярными льдами так захватили Пусэпа, что он остался работать на Севере. «...На моем рабочем столе лежит стопка тетрадей. Пожелтевшие от времени страницы их исписаны мелко-мелко то карандашом, то чернилами. Это сохранившиеся с той далекой поры дневники. Перебирая их страницы, я вспоминаю нелегкие дни, сопутствовавшие моему первому свиданию с Арктикой», которое, «прямо скажем, было не из приятных. Но именно это, все те трудности и неудачи, так упорно сопровождавшие нас в тяжелую полярную ночь 1937– 1938 годов, оказались неодолимой силой, которая втянула меня надолго на постоянную работу в «страну белого безмолвия», - вспоминал в своей книге «Тревожное небо» легендарный летчик. Довелось зимовать Энделю на острове Рудольфа, самом северном в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Это одновременно и самая северная точка суши нашей Родины. До Северного полюса отсюда лишь девятьсот километров. На острове расположена самая северная полярная станция в мире из находящихся на суше. Эту станцию основали советские люди летом 1936 года как крайнюю опорную точку для экспедиции на Северный полюс. Отсюда Пусэп несколько раз летал на дрейфующую станцию «Северный полюс-1», бывал на других арктических станциях, в том числе и тех, что были расположены на льдинах. «В те дни на острове вечной мерзлоты рождались подвиги, которые впоследствии люди называли легендарными», - написал Пусэп (1978) в воспоминаниях, скромно умалчивая о своем участии в этих полётах Настоящим подвигом можно считать спасение матроса со сломанной ногой, лежавшего без врачебной помощи в стойбище в устье Индигирки пятнадцать дней. Лететь пришлось в условиях низкой облачности над мало изученными вершинами хребта Черского, достигавшими четырехкилометровой высоты. А еще пришлось помогать доктору проводить операцию. У больного развивалась гангрена. Надежда сохранить жизнь оставалась только в том случае, если ногу немедленно ампутировать. Все закончилось благополучно. Утром 21 июня 1941 года экипаж Героя Советского Союза М.В. Водопьянова поднял тяжёлую летающую лодку в ледовую разведку над Карским морем. Э. Пусэп – второй пилот. Полярные летчики отыскивали пути для судов, совершавших первые проходки по Северному морскому пути, вели ледовую разведку. После 25 часов полёта, дотянули до базы. Все были довольны - рекорд беспосадочного перелета в Арктике побит. А через несколько минут узнали, что фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Сразу передали по радио рапорт о переводе экипажа на фронт. Грозное небо Великой Отечественной Служба в авиации дальнего действия К вечеру 23 июня на второй день войны группа полярных лётчиков прилетела в Москву. Всех полярников-добровольцев назначили в один полк. Вновь сформированную 1-ю бомбардировочную дивизию авиации дальнего действия возглавил сам Водопьянов. Тяжёлые бомбардировщики ТБ-7 летчики получали на Волжском заводе. Грозные машины, вооружённые скорострельными пушками и пулемётами, могли с большим грузом совершать рейды в несколько тысяч километров. Тяжёлый четырёхмоторный дальний бомбардировщик ТБ-7  (Пе-8). Ещё в период формирования дивизии, Генштаб планировал бомбовый удар по цитадели фашизма - Берлину. Геринг хвастливо заявлял, что ключи от Берлинского неба находятся у него в кармане. Ему вторил Геббельс, безудержно раздувая успехи гитлеровских армий в первые месяцы войны. Вечером 8 августа 1941 года тяжёлые машины поднялись в воздух. Пусэп - в кресле второго пилота, командир - Водопьянов. На максимальной высоте прошли над Балтикой. За 20 минут до Берлина отказал правый крайний двигатель. Альтиметр показывал 7000 высоты. Но летчики продолжили выполнение задания страны. Никогда не забыть Пусэпу тех мгновений: под крылом самолёта они видели разлив огней столицы фашистской Германии. Опьянённые военными успехами в Европе, нацисты считали Берлин недоступным для ударов с воздуха. «И вот со свистом тяжелые бомбы полетели вниз... Один за другим запылали в городе исполинские огненные цветы. Освещение моментально было выключено. Только тогда, когда мы легли на обратный курс, связки лучей прожекторов начали ощупывать небо и зенитные пушки нервно залаяли, вспарывая ночное небо рыжеватыми взрывами снарядов», - вспоминал Пусэп в своей книге. Самолетам удалось без потерь уйти от зенитного обстрела. При перелете через линию фронта вновь попали под сильный огонь зениток. Из пробитого бензобака потек бензин. Дотянули только до Эстонии, где на одной из лесных полян экипаж посадил машину. Так Эндель Пусэп впервые оказался на родине предков, и она не подвела его. Встретив мальчика-пастушонка, он на эстонском языке расспросил того, как добраться до линии фронта. По маршруту, указанному мальчишкой, через болота и леса летчики дошли до своих. Э. К. Пусэп  (справа).  Август 1941 года. После этого последовали новые полеты. Пусэп бомбил автоколонны, железнодорожные узлы, склады. Летал ночью, в любую погоду. Случались и казусы. 7 ноября 1941 года его экипажу было поручено сбросить бомбы на электростанцию в Данциге. Отбомбились успешно и взяли курс домой. Но, подлетая к линии фронта, попали под огонь зениток. Загорелся правый крайний мотор, началась бешеная тряска, машина стала разваливаться. «Всем покинуть корабль на парашютах», - приказал Пусэп. Отрегулировав автопилот на планирование, он выпрыгнул из самолета. Приземлились все, но несколько человек, включая Энделя, получили серьезные травмы. Кое-как добрались до больницы и оттуда дали телеграмму в часть. Когда прибыли к себе в полк, там их ждал сюрприз: тот самый самолет, из которого они выпрыгнули! Оказалось, что он сам приземлился вслед за ними на болотах. Залатали обгоревшее крыло, сменила мотор. Когда все было приведено в порядок, самолет подняли в воздух, и вскоре он снова занял свое место на опушке леса под маскировочными сетями. За первый год Великой Отечественной войны экипаж Пусэпа 30 раз бомбил военно-промышленные объекты в глубоком тылу врага. Год войны за три официально считается. Условное это мерило разве может выразить фронтовые будни авиационного полка, напряжённую обстановку полевого аэродрома, когда спят в комбинезонах и чутко ловят в ночной мгле знакомый рокот мотора самолёта возвращающегося товарища. Боевой летчик так оценивал свои чувства: «Можно говорить о хладнокровии, о презрении к опасности, о храбрости (это все имеет место), но инстинкт самосохранения и чувство страха присущи всем. Смелость — это отнюдь не отрицание опасности. Скорее, наоборот, она состоит в том, чтобы сделать все от тебя зависящее для уменьшения этой реально существующей опасности, найдя самый оптимальный вариант, обеспечивающий выполнение задания, когда известно, что на весы поставлена сама жизнь (Пусэп 1978)». Перелет Москва – Вашингтон Весной 1942 года не только военные стратеги, но и мальчишки в младших классах толковали про второй фронт: его так долго не открывали союзники, что название это стало нарицательным. Даже если хотели упрекнуть кого-либо в медлительности, зачастую добавляли: "Тянешь, как со вторым фронтом". Президент США Франклин Д. Рузвельт предложил Сталину послать в ближайшее время в Вашингтон наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова. 20 апреля 1942 года последовал ответ: «Советское Правительство согласно, что необходимо устроить встречу В. М. Молотова с Вами для обмена мнений по вопросу об организации второго фронта в Европе в ближайшее время. В.М. Молотов может приехать в Вашингтон не позже 10–15 мая с соответствующим военным представителем. Само собой понятно, что Молотов побудет также в Лондоне для обмена мнений с Английским Правительством...»1 И здесь потребовался опыт дальних полетов вслепую, отточенных Пусэпом ещё до войны: надо было доставить советскую правительственную делегацию во главе с Молотовым на переговоры в Великобританию, а затем в США. 19 мая 1942 года тяжёлый 4-моторный бомбардировщик взял курс на Великобританию и далее через Исландию и Канаду - в Вашингтон. Этот маршрут в Москве посчитали не только самым коротким, но и, как ни парадоксально, самым безопасным, поскольку проходил он через линию фронта на очень большой высоте. Известно, что немцы знали об этой операции. Но вот знали ли день и маршрут - большой вопрос. Вряд ли немецкая служба безопасности могла предположить столь дерзкий перелёт. Гитлер отдал приказ: уничтожить самолет. Абвер и люфтваффе поклялись фюреру любой ценой сделать это. Не получилось. Бомбардировщик Пе-8 благополучно приземлился в шотландском городе Данди, потом в Рейкьявике, а после добрался до Вашингтона. Риск оправдался сполна. Сам по себе перелет через оккупированную Европу да еще с таким "высоким пассажиром" на борту - подвиг. Это был не только полет по мало освоенному маршруту над огромным океаном. Это был еще опаснейший, смелый до дерзости полет над сражающимся миром, над государствами, утопающими в огне войны. Над Европой пробивались через грозовые шквалы и огненные сполохи молний, через обрушившийся град и густой снегопад. Там, в ночном небе, становилось действительно страшно, страшно от собственного бессилия перед разбушевавшейся стихией. На подлете к Вашингтону от тридцатипятиградусной жары закипели два мотора, и самолет, по словам самого Пусэпа, стал напоминать «пончик в масле». В Лондоне экипаж Э.К. Пусэпа был лично принят премьер-министром Великобритании У. Черчиллем. Пока длились дипломатические переговоры, советские авиаторы осматривали город. Личный пилот американского президента Рузвельта показал Энделю свой "Дуглас" и предложил совершить круг над столицей Великобритании. Минут 40 кружил он над Лондоном за штурвалом президентского самолета. В.М. Молотов поднимается на борт самолёта Э. Пусэпа 29 мая 1942 года дальний бомбардировщик Пе-8, пилотируемый Энделем Пусэпом, успешно приземлился в Вашингтоне. Президент Рузвельт, принимая советских летчиков, лично поздравил экипаж Пусэпа с благополучным прибытием из-за океана и выразил надежду на такой же успешный обратный перелет в москву. Полет на Родину был не менее сложным. Особенно после Великобритании, когда были опубликованы итоги переговоров и немцы могли ожидать возвращения делегации. Англичане предложили лететь через Африку. Но Пусэп от такого варианта отказался и решил продолжить полет по ранее проложенному маршруту. Причем днем и в совершенно безоблачном небе. Что русские способны на такую наглость, немцы не могли себе представить. 12 июня 1942 года "Правда" напечатала официальные сообщения о переговорах в Лондоне и Вашингтоне под общим заголовком "Укрепление боевого содружества Советского Союза с Великобританией и Соединенными Штатами Америки". 21 июня 1942 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза Э.К. Пусэпу "за отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания Правительства по осуществлению дальнего ответственного перелёта..." С фото на газетной странице серьёзно смотрел Майор Э. К. Пусэп, словно чеканил: "Готов выполнить любое задание Родины". Узнав о высокой награде, он удивленно заявил, что ничего особенного не сделал. Но без того полета могло бы не быть ни Тегерана, ни Ялты, ни Потсдама. Это понимают все люди доброй воли. Кстати, в 1980-х в США широко отмечали очередную годовщину полета Молотова. И когда американцы узнали, что в составе советской делегации есть тот самый летчик, который в далеком 1942 году вел самолет, то Пусэпа буквально засыпали цветами. Ему присвоили звание почетного гражданина одного из штатов США. В глазах американцев он был и оставался героем до конца. Но в 1942 году было еще далеко до Победы, и летчик Пусэп делал все, чтобы приблизить этот миг. Он бомбил вражеские войска под Сталинградом, Курском, Орлом, Белгородом. В октябре 1942 года по приказу командующего Авиации дальнего действия майор Пусэп Эндель Карлович стал командиром авиаполка. А еще несколько месяцев спустя — в январе 1943 года ему было присвоено очередное воинское звание — подполковник. В 1943 году 890-й авиационный полк дальнего действия, которым командовал Эндель Пусэп, был удостоен почетного наименования «Брянский». Несколько позже полк посетил Александр Фадеев, после чего в записной книжке писателя появились такие строки об Энделе Пусэпе: «Бывший полярник. Мастер полетов вслепую, прекрасно маневрирует под огнем, в снежных и грозовых тучах. Он - белесый, малого роста, коренастый, светлоглазый, и очень хороша улыбка на чудесном его лице...» В 1944 году Фадеев назвал Пусэпа "выдающимся лётчиком". Побывал Пусэп в побежденной столице третьего рейха. Ходил по улицам, рассматривая развалины зданий, обгорелые и разбитые автомашины, танки, опрокинутые и искореженные орудия, провалившиеся тоннели метро. Перед рейхсканцелярией обратил внимание на валявшийся в грязи и пыли символ фашистов - свастику в когтях орла. Простреленная и растрескавшаяся, она теперь служила ступенькой для входа в здание. Смотрел на искореженные железные кресты и читал надписи на фасадах разбитых зданий. Особенно запомнилась ему та, что лаконично была выведена на рейхстаге: «Я пришел. Иванов». Не стареют душой ветераны Прошагав по дорогам войны, а точнее, пролетав в боевом небе, Эндель Пусэп мечтал послужить Пятому континенту еще и в мирное время. Но повреждение позвоночника осколком зенитного снаряда и 5 перенесённых операций заставили его уйти в отставку. С 1946 года полковник Э. К. Пусэп – в запасе. Жил в городе Таллине. Возглавил управление автотранспорта в Эстонии. Засучив рукава, Пусэп решительно начал наводить порядок в разрушенном войной хозяйстве. Энергию, напористость бывшего летчика заметили: в 1951 году его избрали заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР. Позже работал министром социального обеспечения республики, Председателем республиканского комитета защиты мира. Депутат Верховного Совета СССР 4-го созыва. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Трудового Красного Знамени (трижды), Дружбы Народов, Красной Звезды (дважды), «Знак Почёта», медалями. Сам великий летчик старался оставаться в тени. Многочисленные ордена и Звезду Героя надевал только в исключительных случаях. В один из таких особенных дней он зашел к друзьям. И Зоя Корчемкина потом рассказывала, как, помогая ему снять китель, она охнула и присела чуть ли не до самого пола, ошеломленная его тяжестью. Так много было на этом кителе государственных наград. «Господи, - сказала она, - как ты носишь всю эту тяжесть?» Пусэп только улыбнулся... А ещё Эндель Пусэп – автор нескольких книг-воспоминаний, написанных живым языком. С большой точностью рассказывает он о пережитых им событиях, опираясь на дневниковые записи, которые вёл всю жизнь. Не стало Советского Союза, а новой Эстонии ни Пусэп, ни его подвиги стали не интересны. Поддержку ветерану оказывали ещё остававшиеся заводы союзного подчинения. Однако действительность, в которой былые враги стали героями, а герои - никем, все больше угнетала его. В 1996 году Эндель Пусэп умер. Эстонские власти постарались сделать так, чтобы его имя больше не звучало в республике. Но память о героях не умирают. Об этом еще раз напомнила Россия. В ходе акции, посвященной памяти Энделя Пусэпа, Центр национальной славы России намерен восстановил его памятник на кладбище Метсакальмисту в Таллине. В 2008 году вышел документальный фильм «Летчик для Молотова. Один шанс из тысячи» ветерана Великой Отечественной войны, фронтового кинооператора, Трижды Лауреата Государственной премии СССР, С.С. Школьникова, познакомившегося с Пусэпом еще в дни войны. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чем больше узнаёшь о жизни Энделя Пусэпа, тем больше поражает упорство и целеустремленность этого человека в достижении мечты, стремление доводить до совершенства свое мастерство, стать лучшим. Бесценный опыт дальних полетов вслепую, в том числе в сложных условиях Арктики, отточенный Пусэпом ещё до войны, и полетов на большой высоте через линию фронта для бомбардировки германских городов - в этом кроется ответ на вопрос: почему для сверхдальнего перелета в Вашингтон выбрали именно его. По судьбам таких людей мы лучше узнаем историю своей страны, а примеры честного, самоотверженного и героического служения Отечеству способствуют воспитанию патриотизма, гордости за свою страну, готовность защищать ее, служить ей и трудиться на ее благо. В работе использованы различные источники: справочная литература, газетные статьи, мемуары Пусэпа Э.К. «Тревожное небо», периодическая печать, ресурсы Интернета. Считаю, что собранные материалы будут интересны и полезны моим сверстникам. Данную работу и накопленные материалы планируем использовать для проведения различных мероприятий в ходе подготовки к празднованию 65-летия Великой Победы, а так же их можно использовать на уроках истории и во внеклассной работе в школе. . . ЛИТЕРАТУРА Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941—1942 гг.— М.: Воениздат, 1983. Гайчиков Д. Мы помним тебя, Эндель Пусэп! Красная звезда, 27.11.2007. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988. Достоин звания героя. - Красноярск: Красноярское кн. изд., 1975. «Летчик для Молотова. Один шанс из тысячи». Документальное кино.— Россия, 2008. Пусэп Э.К. Тревожное небо.— Таллин: Ээсти раамат, 1978. Советская военная энциклопедия. Т. П.— М.: Воениздат, 1985. Материалы Интернета: peoples.ru: Эндель Карлович Пусэп Биография Героя – на сайте «Красные Соколы» Пусэп, Эндель Карлович на сайте «Герои страны» 1 Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., т. II, М, стр. 21–22.
Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (10.12.2010) | Автор: Дмитрук Даниил E W
Просмотров: 2015 | Теги: Летчик, Олимпиада по истории авиации, авиация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
18-я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЁНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК
НА УЧАСТИЕ
В 19-й ОЛИМПИАДЕ
НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2021 ГОДА
Календарь
Их многие читают
Вдовенков Иван Николаевич (1755)
Шишкин Кирилл Ярославович (1454)
Каширина Марина Сергеевна (1258)
Сёмина Дарья Владимировна (1117)
Водолазов Николай Александрович (963)
Рахматуллин Эльдар Рафаэлович (914)
Расторгуев Даниил Игоревич (771)
Приб Сергей Вадимович (687)
Пухов Андрей Валерьевич (678)
Ульбашев Мухаммат Масхутович (644)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2021