Пятница, 29.03.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

Огненный таран - оружие русских.


ГОУ Лицей МКШ

9  д   класс

   





Тема:  Огненный таран – оружие русских.

          



                               


                                Ученик:  Александровский С.


Байконур

2010



С О Д Е Р Ж А Н И Е.


1.Введение.

   Первые в мире воздушные тараны.


2. Основная часть.

    Огненный таран – оружие русских.


                  2.1. Советские летчики с первых дней войны

                            самоотверженно шли на таран.

                  2.2. Воздушный таран и его герои.

                  2.3. Танковый таран.

                  2.4. Другие виды таранных ударов.


3. Вывод.

    Таран - ныне история и в то же время нынешний день.

              

4. Список литературы.




                                                    Помни войну!  Далека она и туманна.
                                                    Годы иду,  командиры уходят в запас, -
                                                    Помни войну!  Это, право же вовсе не странно –
                                                    Помни все то,  что когда-то касалось всех нас.
                                                                                                         Юрий Визбор.

1.Введение. Первые в мире воздушные тараны.


История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран – по существу всего человечества. Поэтому вечен  и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую победу.
Подвиг – героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. Эталоном по праву стал воздушный таран, когда летчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивает во имя победы удар своей машины на самолет  врага.
Таран – оружие отважных, боевой прием, который ввели в практику и использовали советские летчики. У него есть история – родоначальником таранного боя является замечательный русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров. 26 августа ( 8 сентября) 1914 г.  над русским аэродромом в Галиции появился австрийский самолет-разведчик «Альбатрос». Чтобы помешать врагу, в воздух поднялся командир 11-го авиаотряда штабс-капитан П.Н. Нестеров. Его самолет был не вооружен. Но это не смутило отважного офицера. В воздушном бою он протаранил колесами своего самолета вражеский аэроплан «Альбатрос». Героизм Нестерова оставил непревзойденный на протяжении всей мировой войны. Ни один немецкий, французский или английский летчик не рискнул повторить его подвиг.
Выдающийся  русский летчик-новатор, впервые в истории авиации выполнивший в 1913 г. «мертвую петлю», давно думал над тем, как превратить летательный аппарат в оружие воздушного боя. Не раз он высказывал предположение и о возможности применения таранного удара. И вот это момент наступил.
 Уже тогда многие поняли значение воздушного тарана. В приказе № 106 по 3-й авиационной роте говорилось: «Слава ему,  геройски исполнившему свой долг перед Родиной. Да будет его подвиг всем примером, и да найдет в себе каждый силу поступить, как поступил штабс-капитан Нестеров, если обстоятельства этого потребуют».
Прошли годы, но воздушный таран как высшая форма проявления мужества и воли к победе не забывалась.
Еще до Великой Отечественной войны в небе Испании лейтенант Е.Н.Степанов  и капитан Н.П. Жердев уничтожили неприятельские самолеты таранными ударами. Е.П.Степанов совершил свой подвиг осенью 1937г. в ночном полете.
При оказании интернациональной помощи китайскому народу  старший лейтенант  А.А.Губенко в 1938 г. недалеко от Ханькоу встретил  воздухе два японских истребителя. Ведущего он сбил огнем пулеметов. Продолжая воздушный бой, Антон Губенко израсходовал все патроны и второго японского истребителя таранил винтом.
В воздушных боях над Монгольской Народной Республикой в 1939 г. таранные удары по японским самолетам нанесли лейтенанты В.Ф.Скобарихиу,  А.Ф.Мошин, В.П.Кустов, а батальонный комиссар М.А.Ююкин  направил свой горящий бомбардировщик на японский дзот. До начала боев на Халхин-Голе Ююкин был инструктором Николая Гастелло. В период советско-финляндского вооруженного конфликта командир эскадры 31-го скоростного бомбардировочного авиаполка капитан К.П.Орлов  11 марта 1940 г. подбитый и загоревшийся самолет направил на скопление живой силы и боевой техники противника. 7 апреля 1940 г.  ему посмертно было присвоено звание Героя  Советского Союза.
История Великой Отечественной войны хранит немало подобных примеров.

2. Основная часть. Огненный таран – оружие русских.

2.1. Советские летчики с первых дней войны самоотверженно шли на таран.


Впервые дни Великой Отечественной войны, пользуясь преимуществом внезапности нападения, немецко-фашистская авиация подвергла массированным бомбовым ударам советские войска, ряд городов, железнодорожных станций, аэродромов.
Советские летчики мужественно вступали в смертельную борьбу с противником. Они вели бои до последнего снаряда, до  последнего патрона, а когда боезапас кончался, самоотверженно шли на таран. Только за день 22 июня 1941 г. таранный удар совершили 12 отважных воздушных бойцов, а всего в годы Великой Отечественной войны было произведено более 300огненных и более 400 воздушных таранов.
 На весь мир разнеслась весть о самоотверженном подвиге экипажа бомбардировщика 207-го  дальнебомбардировочного авиаполка  во главе с капитаном Н.Ф. Гастелло, направившим 26 июня 1941 г. свою пылающую машину на колонну фашистской техники.
Каждый школьник в нашей стране знает о легендарном таране Н.Гастелло. Но  не каждому  взрослому известно, что перед событиями  на Халхин-Голе  инструктором героя был М.А. Ююкин. Во  время  боев с японскими агрессорами самолет батальонного комиссара М.А. Ююкина был подбит зенитным снарядом,  и отважный пилот бросил его на вражеский дот. Вот они, истоки: ученик повторил подвиг учителя, а его пример вдохновил и повел за собой других. Поистине эстафета бессмертия…
Но как стало известно позднее, во время Великой Отечественной войны это был не первый огненный таран. Еще 24 июня 1941 г. капитан Г.А. Храпай совершил  подобный подвиг. На следующий день совершил огненный таран по танковой колонне  врага капитан  А.П.Авдеев со штурманом  П.В. Стреленко.
Советские летчики шли на самопожертвование ради великой цели – защиты социалистической  Родины от врага. Они порой гибли, но побеждали. Великая цель, сознание правоты своей борьбы давали им силы идти на самоотверженный подвиг. Наши летчики любили жизнь, сражались ради жизни, но обстоятельства складывались так, что они вынуждены были идти  на огненный  или воздушный таран.
Как быть, если в воздушном бою отказали пушки, пулеметы или кончались снаряды,  враг готов нанести удар по нашим войскам, мирным жителям или самолету товарища? В таких ситуациях вражеские летчики выходили из боя. Советские же уничтожали фашистские самолеты собственной машиной. Еще более бескомпромиссная ситуация складывалась, когда самолет получал сильное повреждение в бою и спасение собственной жизни было связано с невыполнением задания или  возможностью попасть в руки противника. И тогда советские летчики позорному плену предпочитали героическую смерть.
Таранные удары являлись неотъемлемой частью общей  борьбы советских людей против немецко-фашистских захватчиков.

2.2. Воздушный таран и его герои.


Воздушный таран не был предусмотренный воинским уставом. Советские летчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство  долга и личной ответственности за судьбу страны.
Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А.Новиков, бывший главком ВВС в 1942-1946 гг. так говорил: «Воздушный таран – это не только молниеносный расчет, исключительная храбрость  и самообладание. Таран в небе – это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления морального фактора, присущего советскому человеку, который не учел и не мог учесть враг».
Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов. Более 2/3 из них приходится на 1941 – 1942 гг. самый тяжелый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 м во избежание тарана.
Советские лётчики применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках. Тараны совершались в групповых и одиночных боях, днем и ночью, в чистом небе и в облаках, на малых и больших высотах, над своей территорией и над территорией противника.
Алексей Толстой в  одном из своих фронтовых очерков «Таран» писал: Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчетливее его движения, тем  стремительнее его рефлексы… Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины».
При совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своем самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Известен даже случай, когда лётчику-истребителю О.Кильговатову, чтобы уничтожить  врага, пришлось нанести четыре таранных удара. 35 лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С.Хлобыстов – по три, Б.И.Ковзан – четыре, а летчик И.Е. Федоров таранил 6 раз и остался жив.
Командир эскадрильи 161-го истребительного авиационного полка (43-я  истребительная авиационная дивизия, Западный фронт) старший лейтенант Терёхин Н.В. утром 10 июня 1941 года во главе звена И-16 вылетел на отражение налёта вражеских бомбардировщиков на аэродром. Над городом Могилёвом шестерка И-16 уже вела бой с группой вражеских бомбардировщиков  Ju-88. Звено Терёхина поспешило к ним  на помощь. Сам он выбрал себе цель и атаковал её. Он растратил весь боезапас, но «Юнкерс» продолжал лететь. Чтобы не дать ему уйти, Терёхин решил таранить. Он подошёл к противнику вплотную и винтом отрубил ему хвостовое оперение. Бомбардировщики шли плотным строем. Падая,  «Юнкерс» ударил крылом своего ведущего. Оба самолёта противника рухнули на землю. Терёхин приземлился на парашюте. Рядом приземлился экипаж сбитого «Юнкерса». Ещё в воздухе немцы открыли огонь из пистолетов. Терёхин отстреливался. К месту приземления подоспели колхозники, которые помогли обезоружить и связать фашистов. На КП дивизии Терехин появился с пистолетом в руке и  с верёвкой, которой были связаны пленные, - другой. За этот подвиг он награжден орденом Ленина. 18 июля 1941 года в воздушном бою на подступах к Ленинграду таранным ударом сбил третий вражеский самолёт. Майор Терёхин погиб в воздушном бою 30 декабря 1942 года. Всего совершил 250 боевых вылетов, сбил 17 самолётов противника.
Хлобыстов Алексей Степанович на фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал на Карельском перешейке. Свой боевой счет открыл 28 июля 1941 года, уничтожив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Осенью1941 года в воздушном бою сбил свой четвёрный самолёт, но и сам был вынужден сесть на верхушки сосен. 8 апреля 1942 года  его принимали в Члены ВКП(б). Во время собрания поступила команда на взлёт. Посты ВНОС обнаружили большую группу самолетов противника, шедших к Мурмнску. На перехват была поднята шестерка истребителей Р-40 «Томахок-ПВ» под командованием гвардии  капитана Позднякова А.П. В районе поселка Рестикент наши летчики обнаружили 15 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 5 истребителей Ме-110. Завязался упрный воздушный бой. В ходе боя самолет гвардии лейтенанта Фатеева И.Д. был атакован «мессершмиттом». Ему на помощь пришли лётчики Бычков Е.М. и Семеньков В.Р. Спасаясь от их пулеметных очередей, немец отвернул в сторону и оказался перед Хлобыстиным. Времени на прицеливание не было. Не желая упускать гитлеровца невредимым, он левй плоскостью своего самолета ударил по хвосту  «мессершмитта». Тот, потеряв управление, врезался в сопку.Затем из бортового оружия Хлобыстов сбил ещё один самолёт. Вскоре к немцам подошло подкрепление: 8 «мессершмиттов». В критический момент боя на таран пошёл капитан Поздняков и при этом погиб. Желая отомстить за  своего командира, Хлобыстов сошёлся в лобовой атаке с двумя «мессершмиттами» и вторично применил таран, ударив одного из них вновь правой плоскостью. На поврежденном, едва управляемом самолете дотянул  до своего аэродрома и благополучно произвел посадку. 14 мая 1942 года гвардии старший лейтенант Хлобыстов вылетел  в составе группы  истребителей на отражение налета вражеской авиации на Мурманск. В первые же минуты боя он был ранен в руку и ногу. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Резким маневром  Хлобыстов попытался сбить пламя, но безуспешно. Заметив, что самолет капитана Соломонова В.Д. атакует МЕ-109, довернул свой самолёт, увеличил газ и таранным ударом уничтожил противника. 6 июня 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Ковзан   Борис   Иванович  лётчик 42-го истребительного авиационного полка,  младший лейтенант. 29 октября 1941 года на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с 4 Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88. Ковзан решил таранить. Он зашёл "юнкерсу" сзади снизу, Ковзан справился с управлением. "Юнкерс" пошёл к земле. 22 февраля 1942 года старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил бомбардировщик противника, а сам сел на повреждённом самолёте. 8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области в воздушном бою таранил вражеский истребитель. Совершил посадку на повреждённом самолёте. К  середине июля 1942 года совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 и в группе 1 самолёт противника. 24 августа 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. 13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Ковзан устремился к "юнкерсам". Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался "юнкерс" и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Это был его четвёртый по счёту огненный таран.
 12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Зеленко на лёгком бомбардировщике Су-2 сбила  тараном один немецкий истребитель Ме-109. Это воздушный таран, совершенный женщиной.
Алексей Севастьянов 5 ноября 1941 года произвел первый ночной таран вражеского бомбардировщика над Ленинградом, за что ему 6 июня 1942 года присвоено звание Герой Советского Союза.
При нанесении бомбардировочных ударов по мотомеханизированным колоннам противника в районе Даугавпилса огненный таран совершил и экипаж 73-го авиационного полка ВВС КБФ во главе с лейтенантом П. П. Пономаревым. На подходе к цели фашистские истребители атаковали и подожгли советский самолет. В таком положении комсомолец направил свой бомбардировщик на вражеские танки и автомашины, скопившиеся у переправы через реку Западная Двина.
 Охраняя небо Москвы, 25 летчиков-истребителей ПВО столицы применили воздушный таран.
История Великой Отечественной войны знает немало примеров, когда советские летчики, стремясь во что бы то ни стало победить врага, применяли воздушный таран. Ненависть к гитлеровским захватчикам, настойчивое стремление по зову Коммунистической партии и Советского правительства победить врага вдохновляли наших летчиков на героические подвиги. К таранам прибегали в первые же дни войны летчики Л. Г. Бутелин, И. И. Иванов, Д. В. Кокорев, П. С. Рябцев, П. Т. Харитонов, С. И. Здоровцев, М. П. Жуков, С. С. Гошко, а позднее Б. И. Ковзан, Грул, А. В. Колесников и многие другие.
         Существовали различные способы нанесения таранных ударов. Лётчики наносили удары колёсами шасси, винтом по хвостовому оперению, плоскостью по плоскости или фюзеляжу и, наконец, всей массой своего самолёта.
Удар колёсами шасси.  Способ тарана, при котором удар наносится колёсами шасси сверху по крылу, предложил П.Н.Нестеров. Попытка самого реализовать этот способ оказалась неудачной: он не рассчитал скорость сближения и его самолёт врезался мотором между плоскостей вражеского. Спустя полгода идею Нестерова реализовал другой русский лётчик - штабс-ротмистр А.А.Казаков.
Удар воздушным винтом.  Ещё в 1925 году во время учений В.П.Чкалов стал свидетелем аварии, когда выруливающий по аэродрому самолёт налетел на другой. При этом стоящий самолёт  был  изрублен  вращающимся  винтом,  а  виновник аварии остался невредим.  Чкалов запомнил  это  и  решил  при случае  использовать в бою. Такой случай ему вскоре представился. Однажды во время учений он вылетел с заданием сбить мишень - воздушный шар. После нескольких неудачных попыток расстрелять шар из пулемёта он рубанул его винтом.
Удар крылом.  дар крылом мог наносится по крылу, по хвостовому оперению,  по фюзеляжу самолёта противника как в лобовой атаке, так и на догонном курсе.
Удар фюзеляжем. Это самый  рискованный  способ таранного удара. Чаще всего наносился в лобовой  атаке.  В большинстве случаев он вёл к гибели лётчика, хотя бывали и исключения. Главный маршал авиации А.А.Новиков писал  в  своей  книге  "В небе Ленинграда":  Лобовой  таран - верная смерть. Две машины на огромной скорости несутся навстречу друг другу. Счёт жизни измеряется секундами. У кого окажутся крепче нервы? Кто сдаст первым? Но и в случае, если кто-то свернёт первым, возможность столкновения велика.
Таран И.Ш.Бикмухаметова. Необычным способом таранил Бикмухаметов И.Ш. В разгар  боя от  поздно  заметил  приближающийся  к  нему  Me-109,  но  не  растерялся, сделал  горку  и  с резким  разворотом  пошёл в лобовую атаку.  Противник попытался отвернуть в сторону, но Бикмухаметов  довернул и нанёс удар хвостом по крылу "мессершмитта". От удара немец вошёл в штопор и рухнул на землю.  Не  смотря  на сильные повреждения,  Бикмухаметову удалось долететь до своего аэродрома и благопо-лучно совершить посадку.
Необычным способом таранил и капитан Куляпин В.А. Он подошёл к противнику сзади снизу и участком фюзеляжа за кабиной нанес удар по стабилизатору и обломил его. Сам Куляпин катапультировался, хотя позже признал, что этого можно было и не делать: двигатели работали, самолёт рулей слушался.                                                                                               
Комбинированный удар. В отдельных случаях тараны совершались способом представлявшим собой комбинацию указанных выше способов таранного удара. В случае так называемых «двойных» таранов иногда повторный ударнаносился иначе, чем первый и это тоже можно считать комбинированным тараном.
Угроза тарана. Иногда для того,чтобы сбить противника, не требовалось наносить самого удара. Достаточно было совершить маневр, демонстрирующий решимость нанести такой удар, и противник начинал суетиться, паниковать и допускал ошибку в пилотировании, которая становолась для него роковой.
Специальные таранные истребители.  Массовые применение в воздушных боях таранов во время Второй мировой войны привело конструкторов разных стран (СССР, Германии, США) к идее создания специального самолёта-перехватчика, который должен был бы  уничтожать цель при помощи тарана.
Проекты советского и немецкого перехватчиков, на смотря на различия в конструкции, создавались по сходным принципам: небольшие размеры, простота конструкции, использование недефицитных материалов(и следовательно дешевизна производства), простое управление, доступное пилоту низкой квалификации, безаэродромный вертикальный старт.
Несколько иначе к проблеме подошли американцы (из фирмы «Нортроп»). Их ХР-79  предназначался для многоразового использования, поэтому они пошли путем усиления конструкции(особенно передней кромки крыла,который и должен был наносить удар).
Из-за своей необычности эти проекты не вызвали большог интереса у военных. В СССР проект перехватчика Л.Г.Головина так и остался на бумаге. Американский ХР-79В был построен в одном экземпляре. Он разбился в первом же полёте, работы по нему были свёрнуты. Дальше всех в  этом направлении продвинулись немцы.После ряда экспериментов, прошедших  далеко не гладко (было несколько катастроф), они всё же выпустили небольшую серию перехватчиков БахемВа.349 и даже построили них пусковые установки, но до окончания войны применить их на деле так  и не успели.
Никуда не денешся и от того факта, что к июню 1941 года 70-80 % самолётов  СССР уступали по своим летно-техническим качествам однотипных машин Германии. И тем немногим летчикам, которые все-таки смогли взлететь  вступали в бой с превосходящими силами противника, часто оставалось применять лишь «секретное русское оружие» - таран..
Однако это оружие того же сорта, что и попытка пехотинца закрыть амбразуру вражеского дота собственной грудью. Таран, как правило приводил одновременно и к потере собственной машины, несмотря на все инструкции, а то и к гибели пилота. Не случайно наши пилоты прибегали к этому крайнему средству по большей части лишь в начале войны, когда противник имел подавляющее превосходство в воздухе. Если в первый год войны было сделано 192 тарана, то в последний – всего 22…
С наступлением эпохи реактивной авиации пропал и такой способ боя, как воздушный таран. Летчики больше не летят навстречу друг другу, как рыцари средневековья, теперь все решают ракеты. Воздушный таран остался легендой Великой Отечественной войны и страшным оружием советских летчиков.

2.3. Танковый таран.


Танковый таран – тактический прием танкового боя, предназначенный для выведения из строя бронетехники противника путем столкновения. Таран приводит к опрокидыванию или обездвиживанию бронетехники (потере гусеницы – в случае танка или САУ). Среди подвигов, совершенных танкистами, особое место занимают тараны, совершённые экипажами. К сожалению, как-то так получилось, что о героях-танкистах – мастерах таранов знают очень немногие. Но такие тараны совершались на протяжении всей войны. Одним из первых совершил экипаж лейтенанта П.Гудзя. 
Это случилось 22 июня 1941 года в 8 км от Яворва: танк КВ таранил немецкие Т-III и бронетранспортер  лейтенант Павел Гудзь.
Особенно много таранов было в 1943 году. Например, в сражениях в районе Прохоровки 12 июля советские воины совершили более 20 танковых таранов, а за 50 дней Курской битвы – более 50. Такими ударами уничтожались не только легкие и средние бронированные машины врага, но иногда «тигры» и «пантеры». При ударе корпусом  немецкие танки выходили из строя.  У них лопалась броня, рвались гусеницы, деформировались ведущие и опорные катки.
Прямые удары   совершались, как правило, в исключительных случаях, когда кончались боеприпасы,  повреждалась пушка, а бой  продолжался. Иногда на них шли при внезапной встрече  с вражескими машинами на улицах  городов и поселков, а также в ближнем танковом бою, когда танки врывались в боевые порядки противника.
Таранить стремились в борт танка, иногда это приводило к переворачиванию машины противника. Часто машины взрывались либо из-за детонации боекомплекта, либо из-за возгорания топлива, пролившегося из поврежденных баков. При взрыве обычно страдали обе машины.
Нередко, чтобы выполнить боевую задачу, экипажи шли на таран преднамеренно. Случалось это обычно при плохой видимости (туман, снег, дождь) или ночью, когда прицельный огонь  из пушки вести нельзя. Особенно эффективными были преднамеренные тараны, нацеленные на уничтожение вражеских колонн. Боевые машины  внезапно врывались в них и ударами корпуса крушили врага, вызывая панику. Такой вид таранов – одна из вершин мужества и мастерства танкистов, действовавших в разведке, в авангардах и  в передовых отрядах. Они, как правило, наносили противнику большой ущерб.
В годы войны такие тараны совершали экипажи Героев Советского Союза капитана В.Богачева из 43-й танковой дивизии под  Дубно (26 июня 1941г.),старшего лейтенанта А.Умникова из 50-й гвардейской танковой бригады под Краматорском (7феврля1943г.), лейтенанта И.Киселева из 65-й ТБ у польского населенного пункта  Юзефув (15 января 1945г.).
Известны несколько случаев таранов танками бронепоездов. 24 июня 1944 года под Бобруйском на станции Черные Броды таран бронепоезда совершил экипаж танка гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова 15-й гвардейской танковой бригады, а 4 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме - капитана Леонида Малеева, командира роты 47-го гвардейского тяжелого танкового полка.
Врываясь на вражеские аэродромы, воины таранили самолеты. Механики-водители 24-го  танкового корпуса в наступательной операции Сталинградской битвы, преодолев с боями за 5 суток свыше 240 км, утром24 декабря 1942 года прорвались к  станции Тацинская. Здесь находились тыловая база снабжения и 2 аэродрома противника, где размещались более 300 самолётов. Боеприпасов оставалось мало, поэтому самолеты уничтожали в основном таранными ударами. Танкисты 1-го танкового батальона 54-й  танковой бригады капитана С.Стрелкова и 2-го танкового батальона 130-й ТБ капитана М.Нечаева уничтожили около 300 самолетов на аэродромах и 50 – на железнодорожных станциях в эшелонах. С участие  танкистов был разрушен «воздушный мост», по которому шло снабжение окруженной  в Сталинграде группировки Паулюса. Лишилась необходимой поддержки с воздуха и группировка Манштейна, пытавшаяся деблокировать окруженные  армии.
Тараны танков против самолётов применили также 11 января 1944г. воины 49-й ТБ на аэродроме г. Любек (Польша), где сожгли  17  самолётов. 28 марта 1944г. 64-я гвардейская ТБ на аэродроме г. Черновцы таранными  ударами и огнем уничтожали 30 самолётов. 17 января 1945г. И.Кравченко из 47-й гвардейской ТБ на аэродроме под г. Сохачев (Польша) таранными ударами и огнем истребила 20 самолетов.
Танковые тараны совершались как днем, так и ночью. 26 июня 1941года ночной таран под Дубно совершили танкисты 43-го отдельного разведывательного батальона. Колонна одного из полков противника, вооруженного танками Т-II  и Т- III, остановилась для заправки горючим. При наступлении темноты  машины капитана Архипова сделали залп из пушек и ворвались в  колонну. Противник понес значительные потери, поднялась паника.
Танки, прорываясь на вражеские огневые позиции, таранили артиллерийские батареи, крушили шестиствольные реактивные минометы и другую  боевую технику. При невозможности обхода или для выигрыша времени воины успешно громили мощные берлинские баррикады, и даже кирпичные стены зданий. Результативность танковых таранов во многом зависела от подготовки командиров танков и механиков-водителей. Чтобы совершить такой удар, от экипажей, особенно механиков-водителей,  требовались высокое профессиональное мастерство, предельное напряжение духовных и физических сил,  мужество и отвага. Поэтому тараны совершались преимущественно опытными танкистами,  уверенными  боевых и технических возможностях техники, готовыми до конца выполнить свой воинский долг перед Родиной.
Наибольшее число таранов совершено экипажами  танков КВ и Т-34. Они, обладая значительной массой, скоростью и мощной, качественной броней, сокрушали ударом корпуса вражеские танки, бронетранспортеры, штурмовые орудия и другие  бронированные машины и равноценные им боевые объекты противника. Иногда экипаж, используя последнюю возможность для уничтожения врага, совершал «огненный таран»  в объятой пламенем машине. Известны случаи, когда одним экипажем было совершено несколько танковых таранов. При обороне Москвы в ноябре 1941 года 4 тарана совершил экипаж танка КВ Героя Советского Союза А.Босова, 3 тарана совершил механик-водитель КВ Н.Томашевич в одном бою 12 июля 1941 года , выручая  попавшего в беду под Лугой танк командира оперативной группы подполковника Вязникова. Трижды таранил врага И.Рогозин  под городом Кривой Рог, дважды – экипажи танков лейтенанта И.Бутенко и старшего лейтенанта П.Захарченко.
Надо ли учить танкистов применению в бою танковых таранов? Опыт минувшей войны показывает, что надо. В ряде танковых частей на фронте, да и в некоторых училищах во время войны этому специально учили и правильно делали. В результате таранов экипажи иногда выходили победителями в самых  сложных условиях боевой обстановки, нанося врагу значительный  урон.
Танковый таран – это  оружие смелых людей. В нем сочетается беспредельная  храбрость с высоким воинским мастерством, с точным расчетом. Чувство товарищества и высочайшая ответственность за выполнение воинского долга перед Отечеством являлись основным побудительным мотивом их применения  танкистами в годы войны.
Советские воины  совершили свыше 60 танковых таранов, и 14 раз командиры бронекатеров таранили немецкие подводные лодки, самоходные баржи с живой силой и техникой врага.

2.4.Другие виды таранных ударов.


А  еще забыли про пехотный таран – это когда с криком «ура», люди бросаются на все, до чего дотянуться могут, на танки, на поезда, на живую силу противника… и  орденов там поменьше давали.
Советские воины в борьбе с врагом на сухопутных участках  фронта также широко  применяли таранные удары. Они совершали их, когда на  боевых машинах не оставалось боеприпасов или выходило из строя оружие. В подобных случаях, казалось бы,  беззащитная техника превращалась в грозное оружие поражения противника. 
Известны случаи, когда советские воины наносили таранные  удары автомашинами, катерами, подводными лодками. Героические таранные удары – подвиги людей большого мужества   и отваги,  беспредельной преданности своей Отчизне.

3. Вывод.     Таран - ныне история и в то же время нынешний день.

              
        Впервые в мире воздушный таран совершил в августе 1914 года русский летчик П. Н. Нестеров против австрийского самолёта-разведчика.   В 1939 году в боях на Халхин-Голе М. А. Ююкин впервые в истории авиации таранил наземную цель. Ночной таран впервые совершил в августе 1941 года В. В. Талалихин. Первой женщиной, совершившей воздушный таран, стала Е. И. Зеленко.
        Воздушный таран широко использовался в годы Великой Отечественной войны; известен лётчик, таранивший вражеские самолёты четыре раза (Борис Ковзан). Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель (Гастелло, Николай Францевич, Грибовский, Александр Прокофьевич). В японских войсках времён Второй мировой войны существовали специальные подразделения камикадзе — лётчики таранили корабли противника на самолётах, начинённых взрывчаткой.
 С развитием реактивной авиации и ракетного вооружения использование тарана сошло на нет, хотя имелись случаи тарана и реактивными самолётами: так, немецкий унтер-офицер Эдуард  Шалльмозер  в 1945 году на своём Me.262 три раза таранил самолёты противника.
  И в послевоенное время совершались подобные этим подвиги.
       28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ был совершён таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государствен-ной границы СССР в районе Муганской долины АзССР) капитаном Г. Елисеевым, пилот погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
      18 июля 1981 года — советский перехватчик Су-15ТМ (пилот - Куляпин, Валентин Александрович) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении. Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, хотя, по его позднейшим воспоминаниям, самолёт  слушался  рулей,  двигатель работал, так что можно было попробовать  дотянуть  до  аэродрома  и  приземлиться. За таран награждён орденом Красного Знамени. Это второй случай тарана реактивным  самолётом  нарушителей границы в истории советских ВВС.
      У советского летчика есть еще одно грозное оружие, разящее фашистов, - это таран! Воздушный таран - ныне история и в то же время нынешний день, потому что герои-таранщики живут среди нас. И от встреч с ними, седыми ветеранами, остается даже после долгих дотошных расспросов удивление: такой необычный подвиг - и такой обычный, простой человек!
В войнах 20 века таран стал приемом, применявшимся в воздушном бою: удар фюзеляжем (винтом или крылом) самолета, по вражеской боевой технике. Таран применялся в исключительных случаях, когда не было иной возможности уничтожить противника.
       Впервые в мире воздушный таран соверши
Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (31.12.2010) | Автор: Александровский Сергей W
Просмотров: 5749 | Комментарии: 3 | Теги: история, Олимпиада по истории авиации, авиация, таран | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
2 stepanzhilin  
Применение тарана в ВВС СССР говорит только о том, что наши лётчики поначалу стрелять не умели. И гордиться здесь нечем. Тут горевать надо, что необученных в бой кидали.

3 Gvozdev  
Стёпа, ну что так мрачно-то?!!
В твоих словах есть правда, но можно и по другому сказать: сложная ситуация во время войны, особенно в ее начале, не сломила дух народа, который любыми способами наносил удар врагу. Недостатки подготовки к войне никак не умаляют значимость и героическую сущность действий летчиков!

1 Alex652  
Что-то как-то про танки не особо понятно на олимпиаде по истории авиации...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2006)
Фурсов Максим (1774)
Егор Андреевич Попов (1357)
Штриккер Артур (1102)
Эжиев Руслан Мухаммедович (700)
Григорьев Павел Сергеевич (583)
Медведкин Иван (467)
Азарин Николай (392)
Трунов Артём Николаевич (348)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024