Четверг, 28.03.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

Отражение идеи полета в искусстве и литературе
 ИСТОРИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
"Отражение идеи полета в искусстве и литературе"
Выполнила: ученица 9 "Б" класса МОУ СОШ №13 имени С.В. Залетина г.Щекино
                   Пронина Екатерина

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, что отметил А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете». Гуманистические идеалы, жизнеутверждающий пафос придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей. Наиболее распространен тематический принцип классификации сказки, по которому можно выделить следующие группы: 1) сказки о животных; 2) сказки волшебные; 3) сказки бытовые.
Волшебная сказка сложилась в своих основных чертах в тот период, когда представления первобытного человека о мире развивались одновременно в двух измерениях: существовал видимый, реальный мир, в котором жил человек, и мир воображаемый, ирреальный, населенный злыми и добрыми силами, оказывающими, как ему представлялось, прямое влияние на жизнь. Волшебная сказка в дошедших до нас записях XVIII – XX вв. – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла, с идеализированным героем, который, выдержав предварительные испытания, при помощи волшебного средства достигает желаемого: получает царство, невесту, или то и другое сразу. Фантастическое причудливо переплетается с действительным, благодаря чему человек смог заглянуть далеко вперед. Потенциально реальный характер человеческой мечты, обгоняющей действительность (ковер-самолет, скатерть-самобранка , живая и мертвая вода и т.д.), А.М. Горький связывает с неиссякаемым оптимизмом народа – творца, создателя всех духовных и материальных ценностей. С давних пор человек, наблюдая за полетом птиц, мечтал подняться в небо. Идея полета не могла обойти и русские народные сказки. Подняться выше других в небо человек пытается привычными ему способами, но наделяет их особыми фантастическими способностями. Например, герой достает до облаков, имея волшебного коня. Самой яркой сказкой, описывающей такого коня, является «Сивка-бурка». Даже само описание этого чудесного животного чем-то напоминает современному человеку реактивный двигатель. «Сивка бежит, только земля дрожит, из ноздрей дым столбом».
 В сказках способностью летать обладают и мифологические существа-противники положительного героя: Баба Яга, Змей, Кощей Бессмертный.
 Наиболее разработан в этой группе образ Бабы Яги, корни которого в эпохе матриархата, где почиталось божество женского рода. Она может  быть помощницей героя. Но значительно чаще Баба Яга – злой противник. В целом ее образ олицетворяет обобщенный, враждебный человеку тип. Она коварна, дает герою ложные советы. Яга – обладательница чудесных предметов: огня, живой и мертвой, сильной и бессильной воды, она беспрепятственно передвигается по воздуху, ей подвластна стихия.
 Передвижение Бабы Яги в ступе почти дословно повторяется из сказки в сказку. «Запрыгнула баба-яга в ступу и помчалась в погоню за девочкой – пестом погоняет, помелом след заметает…»
 Другой страшный враг человеческого рода – Змей. Он может в сказках появляться из моря, но чаще всего все-таки прилетает по воздуху. Вот как описывается появление Змея в сказке «Зорька, Вечорка и Полуночка». «Прилетел трехглавый змей, ударился о сырую землю, обернулся молодцем и закричал:
  - А! Русским духом пахнет… кто у тебя в гостях?
   - Кому у меня быть? Ты по Руси летал , там русского духу набрался – оттого и здесь тебе чудится.»
Подобным образом в сказках показывается и Кощей. Кощей – злой  чародей и оборотень. Сказка рисует  подробности его жизни. У него есть дом, дворец, замок, город. Иногда сообщается, что он богат. Дома он бывает только вечером, он постоянно в отлучке : «Дома не случилось», «На Русь летал», «На войну летал», «В отлучке был». Кощея побеждает герой Иван, узнавший секрет его чудесной силы.
  Наиболее ярко мечта человека о полете воплотилась  в таком сказочном атрибуте как ковер- самолет. Его устройство предельно просто. «Сел солдат на ковер-самолет и полетел».  Но это изобретение  сказочной фантазии  прочно вошло в сознание русского народа. Поэтому, когда в начале  ХХ века  в России началось строительство летательных аппаратов, за ними вскоре  утвердилось название «самолет». И современным жителям нашей страны это слово более привычно,  чем иноязычное «аэробус».
 Однако, среди русских сказок есть одна, которая в основе своего сюжета содержит именно идею полета по воздуху. Это сказка «Летучий корабль».   Человек прошлого пытается  в этой сказке разрешить проблему перемещения по воздуху  так же, как он решил ее для плавания по морям. В начале сказки царь ставит перед своими подданными задачу: «кто построит царю корабль,чтоб и по морям ходил и под облаками летал, - за того царь свою дочку выдаст». В это время человек еще не может  представить никакой другой силы, которая помогла бы ему подняться в небо, кроме силы ветра. По этому принципу и создается летательный аппарат в сказке «Летучий корабль». «…а дурень на летучий корабль сел, паруса расправил. Надулись паруса, взмыл корабль в небо, полетел быстрее сокола. Летит чуть пониже облаков ходячих, чуть повыше лесов стоячих…» 
  Как только сказки  стали издаваться в печатном виде, появилась потребность в иллюстрациях к ним. Сложилась целая группа художников, которые профессионально занимаются этим. Но в когорте этих людей самым главным сказочником русской живописи остается, конечно, Виктор Михайлович Васнецов.
Писать картины на темы героических событий русской истории Виктор Михайлович Васнецов начал не сразу. Как и других художников – передвижников, его в большей степени интересовали жанровые сцены из жизни народа. Он пробовал писать и портреты, но не получал удовлетворения от этих работ. Со временем он заметил, что лучше всего у него получаются сцены фольклорного характера, особенно из далекого исторического прошлого. И он посвятил свою жизнь созданию картин на темы летописей, сказок, народных песен и былин.
 Васнецов родом из Вятской губернии, он был старшим сыном в семье православного священника и собирался идти по стопам своего отца. Некоторое время Виктор учился в духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии и одновременно рисовал, помогал сосланному в Вятку польскому художнику Михаилу Андриолли в росписи местного собора. Тогда-то и зародилось у него желание стать профессиональным живописцем. Но для этого нужно было учиться в столице.
 В 1867 году Васнецов приехал в Санкт – Петербург, поступил в школу рисования Ивана Крамского, затем учился в Академии художеств и в 1876 году окончил ее. Его младший брат, Апполинарий, впоследствии также стал известным художником. В том же году он отправился в длительную заграничную командировку. Побывал во Франции и Италии. Он рисовал «типажи», простых людей, создавал жанровые сценки. Его картины приобретали заграничные музеи, его имя стало известно широкой европейской публике, но настоящего удовлетворения от своих работ Васнецов не испытывал. Он искал свой путь в искусстве.
 Переосмысление творчества произошло после возвращения в Россию. Васнецов с семьей поселился в Москве. Ему захотелось создать нечто значимое, народное, что было бы интересно широкому зрителю. Разговор с критиком В. Стасовым нацелил его на прошлое российской действительности, на героические события ее истории. И он приступил к написанию большой картины, посвященной борьбе русских с половцами. Так в 1880 году появилось полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
Особое место в его творчестве занимала книжная иллюстрация. Он выполнил циклы картин и рисунков к изданиям русских сказок, выпущенных крупнейшими русскими издательствами И.Кнебеля и И.Сытина. Оформленные им книги считались шедевром полиграфического искусства.
Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим". 
"Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова, написанная им следом за известной картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами". 
                             "Ковер-самолет"
 Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства. 
 Ковер на картине Васнецова плавно плывет в воздухе, величаво паря над землей, возносясь над туманами и лесными далями, разгоняя своими краями, как могучими крыльями, испуганных сов. Широки просторы необъятной страны, преодолеваемые ковром-самолетом, обладающим чудесной силой движения. Концы летящего ковра раскинуты по диагонали, его силуэт напоминает птицу. Васнецов изображает чудеса сказки так же просто, как повествует о них народный сказитель. Отсутствие фантастичности в форме и в стилизации способствует убедительности образа.
Эту картину заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз, получивший название Абрамцевского кружка. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, которые должны были украсить помещение кабинета правления картинами, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дорогой богатого Донецкого края. Одной из тем картин стал "Ковер-самолет" - сказочно быстрое средство передвижения. 
"Путем расспросов и разговоров разузнав, о чем я мечтаю, - рассказывал впоследствии художник, - Савва Иванович предложил мне, якобы для стен правления будущей дороги, просто написать то, что мне хотелось". Правление не согласилось иметь у себя картины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам - "Ковер-самолет" и "Три царевны подземного царства", а его брат приобрел "Битву скифов со славянами". 
"Ковер-самолет" был показан на VIII выставке передвижников, вызвав бурю журнально-газетных и зрительских споров. Никто из ведущих передвижников не выслушивал столь полярных, зачастую исходящих из одного и того же круга, мнений в отношении своих работ. Нельзя сказать, чтобы Виктор Михайлович был равнодушен и к популярности, и к критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли "истинным богатырем русской живописи". 
Позднее Васнецов вновь обращается к этому сюжету при работе над своей «Поэмой семи сказок». Здесь изображен Иван со своей суженой Еленой-Прекрасной (в вариантах сказок – Еленой-Премудрой, Василисой-Прекрасной и др.) Картина исполнена романтизма и нежности. Соединяются любящие сердца, и герои, после множества испытаний, наконец обретают друг друга. 
                                                                  "Ковер-самолет"
 В «Поэму семи сказок» входят семь картин: « Спящая царевна», « Баба Яга», « Царевна-лягушка», « Кощей Бессмертный», « Царевна-Несмеяна»,  «Сивка Бурка», «Ковер-самолет». Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве. 
                                   "Сивка-бурка"
В картине «Сивка-бурка» В.М.Васнецов, чтобы показать полет волшебного коня в воздухе, использует удачное композиционное решение: в нижней части картины распожена толпа людей, а в верхней – облака. Сивка-бурка как бы парит над землей. Еще больше этот эффект усиливает тень коня, бегущая по стенам башни,  и полы кафтана, развивающиеся на ветру.
                                     "Баба-Яга"
Совсем иначе художник  изображает полет Бабы-Яги  на одноименной картине. Она пролетает в  ступе низко над болотом среди дремучего леса. Отказавшись от показа неба в этой картине, Васнецов  достигает ощущения движения за счет развевающихся одежд и косматых волос Бабы-Яги. То, что здесь нет неба, а воздух, словно напоен смрадом  болотных испарений, неслучайно. Живописец таким образом решает задачу показа отрицательного персонажа русских сказок.
                                                                      "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем"
Подобный прием художник использует и в картине «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем». В.М.Васнецов вэтом произведении не отказывается полностью от изображения неба, но окрашивает его  в красно-лиловые тона. Этим он как бы говорит о той страшной угрозе, которую несет  Змей-Горыныч на русскую землю. Само чудовище почти неподвижно нависло над богатырем. Чтобы усилить эффект опасности, автор этого полотна наделяет змея черными крыльями, по форме напоминающими летучую мышь. Живописец , избрав для показа семиголового змея, в его изображении скорее приближается к виду многоголовой гидры, какой  мы привыкли видеть ее в древнегреческих мифах.
 Связь с древнегрческими мифами прослеживается и еще в одной картине В.М.Васнецова -  «Сирин и Алконост. Песня радости и печали».
Алконо?ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье, в апокрифах и сказаниях птица светлой грусти и печали. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы (Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в.) и лубочным картинкам. 
По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь.
Алконост изображается на русских лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью.
Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. 
Си?рин [от греч. seir?n, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. 
 Это цветовое решение и использует художник в своем произведении. Сирин на его картине опустил крылья и слонил голову, зато ввысь устремляет свою песнь Алконост и уже взмахнул крыльями, словно стремясь подняться к вратам рая. 
                                  "Сирин и Алконост. Птица Радости и Птица Печали."
В данном случае крылья дев-птиц олицетворяют уже не мечту человека о полете, а идею победы добра над  злом, что было всегда главной  темой творчества Виктора Михайловича Васнецова. Дуализм веселья и печали, легший в основу этой работы, - в данном случае дань эпохе перелома веков.
Почти сто тридцать лет прошло со времени появления первых сказочных картин Васнецова, и ныне искусство «гусляра живописи» Виктора Васнецова слито в нашем представлении с русской сказкой,  с самой историей Руси. И детское, и взрослое сердце трепещет, увлекаемое бегом Серого Волка по темному лесу, полетом ковра-самолета, завораживающим танцем Царевны –лягушки.
«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! – писал о Васнецове Федор Шаляпин. – Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди,как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом, богатыри…»
  Васнецову выпало жить в переломное для России время; все его творчество – попытка сформулировать идеал национальной красоты и следовать ему, чтобы избежать катастрофы, которую предчувствовали многие.
  Его картины обращены и к ныне живущим, и  к будущим поколениям русских людей. Маленькие мальчишки и девчонки каких бы успехов ни достигла техника  всегда свой первый полет будут совершать на ковре-самолете, благодаря сказкам и замечательному живописцу – Виктору Михайловичу  Васнецову.
Список литературы:
1) М.А. Вавилова, В.А.Василенко, Б.А.Рыбаков «Русское народное поэтическое творчество», М., «Высшая школа» 1978г.
2) «Васнецов», ж. «50 художников», 3-2010
3) А. Жукова «Сказочник, былинник, гусляр живописи», ж. «Юный художник» 12-1978
4) «Золотая книга русских сказок», Санкт-Петербург, «Лениздат» 2005г.
5) . «Изобразительное искусство в начальной школе» М., «Дрофа» 1996г.
6) М.Н. Кубеев « 100 великих имен России», М., «Вече» 2009г
7) Н.Д. Кузнецов «Дом-музей В.М. Васнецова» 2010г.
Интернет-ресурсы
1) www.tanais.info/art/vasnetsov




Источник: http://www.tanais.info/art/vasnetsov
Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (20.12.2010) | Автор: Пронина Екатерина E W
Просмотров: 6721 | Комментарии: 1 | Теги: Олимпиада по истории авиации, Идея полета | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 1
1 @нтон  
Хороший текст, качественные картинки!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1986)
Фурсов Максим (1765)
Егор Андреевич Попов (1344)
Штриккер Артур (1100)
Григорьев Павел Сергеевич (580)
Медведкин Иван (464)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (343)
Ефимова Софья Алексеевна (331)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024