Историко-исследовательская работа "Пилотажные группы. Шоу и спорт".
Работу выполнила:
Ученица 11 класса МОУ"Языковская СОШ" Ульяновская область Лопатина Анастасиия.
Содержание:
1. Введение. 2. Цель работы.
3. Задачи.
4. Основная часть. 4.1. «Русские витязи». 4.2. «Стрижи».
4.3. «Русь».
4.4. «Небесные рыцари».
4.5. «Беркуты».
5. Заключение.
6. Источники информации. 7.Источники иллюстраций. 1.Введение.
В начале прошлого века братьями Райт была открыта эпоха самолетов. С той поры многое изменилось, и авиация в своем развитии шагнула далеко вперед. Во все времена пилотажные группы были элитой ВВС всех стран. Они являются кульминацией любого авиашоу. Зрелищность, профессионализм, захватывающие фигуры высшего пилотажа в исполнении современных учебных и боевых самолетов не могут оставить равнодушным ни одного зрителя.
2.Цель работы: сбор информации о российских авиационных группах высшего пилотажа
3.Задачи:
А) Собрать информацию о российских авиационных группах высшего пилотажа
Б) Проанализировать собранную информацию.
В) Обобщить и сделать выводы.
4.Основная часть.
4.1.
«Русские витязи» — авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба.
Группа уникальна тем, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель», а также в том, что истребители являются серийными образцами. Суммарный вес группы из шести самолетов при выполнении пилотажа составляет около 150 тонн, а размах крыльев группы - более 75 метров.
Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырёх, пяти и шести истребителей четвёртого поколения Су-27. Самолёты окрашены в цвета государственного флага России.
В мае 1989 года на вооружение 237-го смешанного авиаполка поступили истребители Су-27. Вскоре были выполнены первые тренировочные полеты в составе пары, тройки, а затем и четвёрки самолётов в строю «ромб». Ведущим первого ромба стал Анатолий Арестов, левым ведомым — Александр Дятлов, правым — Иван Кирсанов, хвостовым ведомым — Владимир Букин.
В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолётов: ведущий — Владимир Басов, левый ведомый — Александр Дятлов, правый — Сергей Ганичев, хвостовой — Владимир Букин, левый внешний — Владимир Баженов, правый внешний — Александр Личкун. Предстоял первый зарубежный визит в Великобританию. Решено было дать название новому подразделению, придумать эмблему, пошить комбинезоны, разработать окраску самолётов.
С момента своего основания «Русские Витязи» регулярно проводят показательные полеты в небе России и за ее пределами. Зрители Великобритании, Франции, Голландии, Бельгии, Германии, Австрии, Словакии, Польши, США, Канады, Китая, Малайзии рукоплескали мастерству летчиков, великолепию и грациозности их самолетов.
Первая большая трагедия случилась 12 декабря 1995 года при перелете в Россию из Малайзии после участия в международном авиасалоне «Лима-95» в районе авиабазы Камрань (Вьетнам). В тумане, из-за ошибки ведущего Ил-76, два Су-27 (бортовые №№7, 9) и один Су-27УБ (бортовой №19) врезались в горы. Погибли гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Hиколай Кордюков, Hиколай Гречанов. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 года на могиле погибших "Русских Витязей" был открыт памятник.
В 1999-2000 годах в состав группы вошли Виктор Ашмянский и Дмитрий Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступали Игорь Ткаченко и Эдуард Жуковец. В начале 2001 года группу возглавил Сергей Климов, но в мае 2002 года тяжелая болезнь унесла жизнь этого прекрасного человека и командира. Группу возглавил Игорь Ткаченко. В этот период времени к группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал "новый" ромб, в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов. Программу одиночного пилотажа выполнял начальник центра Анатолий Омельченко.
В апреле 2003 года А. Омельченко, И. Ткаченко, Д. Хачковский, И. Шпак и О. Ряполов выполнили практическое переучивание на самолет Су-35.
К 65-летию образования 237 гв. ЦПАТ в марте 2003 года четверка «Русских Витязей» совместно с пилотажной группой "Стрижи" выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов. 12 июня 2003 года в день Независимости России "десятка" прошла над Красной площадью. В её составе были: Н. Дятел, Г. Авраменко, М. Логинов, В. Селютин, В. Шмигельский, И. Соколов, И. Шпак, И. Ткаченко, Д. Хачковский и О. Ряполов. В августе на МАКС-2003 пилотажная группа "Русские Витязи" вновь выступила в составе шести самолетов, в состав которой внешними ведомыми вошли Олег Ерофеев и Андрей Алексеев.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи" в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, ведущий - Игорь Ткаченко. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.
В начале 2006 года состоялся визит в ОАЭ, где в небе Аравийской пустыни группа, с честью продемонстрировав летное мастерство и высочайшие качества самолета Су-27, заняла первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолетах. Летчики были награждены золотыми медалями FAI. "Витязи" выступили с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке "клин", такие как двойной боевой разворот, "ухо" и "бочка". В том же году левым внешним ведомым был подготовлен Виталий Мельник.
Знаменательным для пилотажников был МАКС-2007. Впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная "бочка" в составе 9 боевых самолетов. Состав "Кубинского бриллианта" с 2004 года оставался постоянным. Самолеты пилотировали: И. Ткаченко, Н. Дятел, И. Соколов, И. Шпак, О. Ерофеев, А. Алексеев, Г. Авраменко, В. Селютин и О. Ряполов.
Командир пилотажной группы "Русские Витязи" Игорь Ткаченко, погибший в результате столкновения двух Су-27 во время тренировочных полетов в Жуковском 16 августа, хотел видеть Андрея Алексеева ведущим группы. Об этом сам Ткаченко говорил незадолго до смерти.
«Русские витязи» на фестивале «Нашествие», 2009
Группа освоила весь комплекс фигур высшего пилотажа: петля Нестерова, «бочка», косая петля в «стреле», вираж на форсаже, «колокол» на встречных курсах (два истребителя одновременно уходят ввысь и замирают, слегка вибрируя, в самой верхней точке), роспуск «тюльпан». Фигуры выполняются на скоростях 800—900 км/ч и более, на высотах от 60-70 метров до 1,5 километров.
4.2.
«Стрижи»
6 мая 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка родилась авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-воздушных сил России «Стрижи». В ее состав входят лучшие лётчики подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России, аэродром базирования - Кубинка. «Стрижи» выполняют свои полеты на МиГ-29, который считается лучшим легким истребителем мира. Именно из-за прозвища МиГ-29 среди лётчиков — «стриж» — этой группе было дано такое название. Публичный дебют группы состоялся в мае 1991 года во Франции. С момента образования пилотажная группа успела выступить на крупнейших в мире авиасалонах и авиа-шоу, где завоевала зрительские симпатии. «Стрижи» также выступают с «Русскими витязями» с совместной пилотажной программой «большой девятки» в составе четырёх МиГ-29 и пяти Су-27. На авиасалоне МАКС-2007 группа выполняла бочку в пилотажном составе «Большой бриллиант». В смешанном строю из разных типов самолетов это еще не удавалось ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации. В настоящее время состав « Стрижей» таков: Валерий Морозов, Игорь Соколов, Сергей Осяйкин, Дмитрий Копосов, Дмитрий Селиванов, Денис Кузнецов.
4.3.
«Русь»
Пилотажная группа "Русь" создана в 1987 году на базе Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ, ныне РОСТО. За годы своего существования здесь было подготовлено более 4500 летчиков-истребителей для службы в ВВС и формирования резерва сначала на самолетах МИГ-15, МИГ-17, а затем и на самолетах Л-29 и Л-39. На Вяземском аэродроме в 1972-1973 годах осваивала реактивные самолеты летчик-космонавт Светлана Савицкая.
В первый состав группы вошли летчики: В. Архипов, В. Селявин, К.Норейка, Ф. Акчурин, Н.Чекашкин, С.Б. Бондаренко, А.Прядильщиков, Н.Жданов, С.П.Бондаренко.
Сегодня эскадрилья "Русь" - это команда мастеров синхронного пилотажа высочайшего международного уровня. В ее составе: ведущий группы Станислав Дремов, Сергей Бондаренко, Николай Жеребцов, Михаил Колле, Василий Когут, Анатолий Марунько, Александр Савлюк, Валерий Соболев. Все пилоты группы имеют квалификацию летчика-инструктора первого класса и налет на различных типах самолетов порядка 2000 часов. Инженерно-техническим составом руководят Виктор Воронцов, Виктор Гурченков, Александр Котов. С 1992 года Вяземский учебный авиационный центр и пилотажную эскадрилью "Русь" возглавляет летчик-инструктор первого класса Казимир Эдуардович Тиханович.
Пилоты эскадрильи "Русь" единственные в нашей стране выступают на самолетах Л-39 "Альбатрос" - легких реактивных штурмовиках, использующихся в российских военно-воздушных силах в качестве учебно-тренировочных. Показательная программа группы "Русь" представляет собой красочный воздушный спектакль, состоящий из наиболее зрелищных элементов группового и одиночного пилотажа. Неизменным украшением программы являются такие фигуры как встречный проход группы из шести и одиночного самолета, проход "пятерки" ромбом с выполнением одиночным самолетом "бочки" вокруг траектории "пятерки" ("вентилятор"), проход пары с выпущенными шасси, ведущий - в обратном полете ("зеркало"), "роспуск". Своеобразной визитной карточкой эскадрильи стало выполнение фигуры "сердца", пронзенного самолетом-стрелой. Пилоты работают на предельных режимах. Во время выполнения некоторых элементов расстояние от крыла до крыла в группе сокращается до 1 метра. Одиночный пилотаж представляет летчик-инструктор первого класса, мастер спорта Валерий Соболев. В программе сольного пилотажа - фигуры высшей категории сложности: "шторм", "колокол", "восходящая штопорная бочка". Соболев - первый, кто выполнил "восходящую штопорную бочку" на самолете Л-39.
Программа показательных выступлений эскадрильи "Русь" опробована во многих регионах России и за рубежом: в Чехии (1997 г.), Беларуси (1997 г.), Латвии (1998 г.). Группа выступала на всех авиасалонах МАКС (1992 -1999 гг.). Последние годы летчики принимают активное участие в деле возрождения воздушных праздников в нашей стране. При содействии некоммерческого партнерства "Аэрошоу проекты" пилоты эскадрильи "Русь" уже смогли продемонстрировать свое мастерство в более 150 городах России.
В настоящее время эскадрилья «Русь» выполняет полеты в составе 4 самолетов. Ведущий группы Анатолий Михайлович Марунько; Николай Михайлович Жеребцов, Михаил Алексеевич Колле, Станислав Львович Дремов. 4.4.
"Небесные рыцари"
Пилоты клуба "Фланкер", с первого дня прошедшие школу "Стрижей" вместе с летчиками аэроклубов "АвиаТех" и "Кондор-М" весной 2001 г. образовали авиационную пилотажную группу "Небесные рыцари" и продолжают выполнять полеты в группе реактивных учебно-тренировочных самолетов Л-29.
Несмотря на столь молодой возраст, пилотажная группа "Небесные рыцари" уже приняла участие в нескольких программах показательных выступлений. "Небесные рыцари" с блеском продемонстрировали отточенную групповую слетанность и безупречную технику выполнения элементов высшего пилотажа на международном празднике воздушных шаров в городе.
Формула пилотирования "Небесных рыцарей" достаточно проста - "высота-скорость-маневр", а особенности Л-29 позволяют выполнять маневры очень компактно, что практически недоступно другим "реактивным" пилотажным группам. Основной упор группа делает на зрелищность программы полетов и это ей удаётся.
Первый презентационный показ состоялся 2 июня 2001 года - в день рождения авиационной группы высшего пилотажа "Небесные рыцари". На слете Федерации любителей авиации, проходившем на аэродроме "Мячково" 4-ка самолетов продемонстрировала головокружительные фигуры высшего пилотажа. 12 июня на аэродроме "Великие Луки" состоялась б - я Международная встреча воздухоплавателей. АГВП "Небесные рыцари" была представлена тройкой самолетов. 25 и 26 мая в городе Липецке проходило торжественное открытие Центра Авиации общего назначения. АГВП "Небесные рыцари" выступала с одиночным высшим пилотажем. Выступали на Дне открытых дверей РСК "МиГ", в Международном Авиационно-космическом салоне 2001 г., на Днях городов. Серьезной проверкой стали два полета 4-ки "Небесных рыцарей" 2-го августа на аэродроме "Калуга" КАЛТУ. Здесь проводились зачетно-квалификационные полеты перед авиасалоном в Домодедово. 4.5.
"Беркуты"
12 апреля 2007 пилотажной группе "Беркут" Торжокского вертолетного центра исполнилось 18 лет. Это единственная в мире подобная группа, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и горизонтальной плоскостях на предельно малой высоте. Небольшой угол разворота помогает группе демонстрировать фигуры пилотажа прямо над аэродромом, так что в зрелищном плане они выигрывают перед самолетными группами. Организатором группы был Герой России генерал-майор Борис Воробьев, возглавлявший в 1992 г. Торжокский вертолетный центр.
Но без поддержки Командующего армейской авиацией Героя Советского Союза генерал-полковника Виталия Егоровича Павлова все задумки остались бы только на словах.
В первый состав пилотажной группы входили полковники Александр Рудых и Александр Чичкин, подполковник Владимир Калиш, капитаны Александр Бардаков и Николай Спичкин. Состав группы расширялся, приходили летчики, влюбленные в свою профессию: подполковник Сергей Золотев, Александр Новоченко. Полеты в составе группы выполняли майор В. Цымбалов, капитан А. Аникин, майор М. Илюйкин, майор А. Егоров и майор С. Яборов.
Первоначально группа делала упор на выполнение полетов в составе четырех вертолетов. Пилотаж в составе пары был уже достаточно хорошо освоен, тогда появилась идея выполнять синхронный пилотаж одиночно и в составе пар, Подготовка велась интенсивно. К 10 апреля 1992 г. она была завершена, и группа выполнила первые демонстрационные полеты на аэродроме Кубинка, на авиационно-спортивном празднике, посвященном Дню космонавтики. Были теплые поздравления, высокая оценка профессионалов, удовлетворение от того, что смогли воплотить в реальность свою мечту. Так родилась пилотажная группа "Беркуты", выполняющая полный комплекс фигур пилотажа на боевых вертолетах.
Участие летчиков Центра стало традиционным на авиакосмических салонах в Жуковском, на авиационных праздниках Москвы, Владимира, Тулы, Самары и, конечно, Сызрани - города, где многие получили путевку в небо, а оценка полетов летчиками-инструкторами училища имела для летчиков пилотажной группы огромное значение.
Вертолетчики демонстрировали свое мастерство на крупнейших авиасалонах мира - Фарнборо (Великобритания), МАКС (Россия), Лима (Малайзия) и других.
Пилотажная группа "Беркуты", в отличие от многих существующих, по отдельным сценариям демонстрировала элементы боевой подготовки. Например, тактика действия группы вертолетов по прикрытию высадки тактического воздушного десанта, блокирование района выполнения поисково-спасательных работ, групповой воздушный бой вертолетов и многое другое.
5. Заключение.
Авиашоу не только раскрывают красоту и грацию полета, но и показывают мощь Военно-воздушных сил страны и профессионализм пилотов. Российские авиационные группы высшего пилотажа являются одними из самых лучших пилотажных групп мира. На их счету немало мировых рекордов.
Самолет, закладывающий виражи и зависающий в «мертвой петле»…В этот момент замирают сердца у зрителей … А какого же пилоту, который каждую секунду рискует жизнью? Случаются и трагедии на выступлениях, но их это не останавливает вновь и вновь выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Ведь они люди безумно влюбленные в небо… 6.Источники информации: а)История российской авиации. Часть первая «Пилотажные группы мира: скорость и сближение» 2003г.студия «Крылья России»,документальный фильм.
б)http://ru.wikipedia.org/wiki/Стрижи_(пилотажная_группа)
в)http://www.maks-aviashow.ru
г)http://www.atlasaerospace.net/aviashow-gr.htm
д)http://legion.wplus.net/guide/air/i/su27rv.shtml
е)http://gopora.ucoz.ru/publ/26-1-0-588
ж)http://ru.wikipedia.org/wiki/Русь_(эскадрилья)
з)Сайт российской военной техники/http://www.rusarmy.com/avia/pilotgr/rus'/rus'_history.htm
и)Статья " Российские пилотажные группы" из журнала "Авиация и спорт" июль 2007
к)http://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_витязи
7. Источники иллюстраций:
а)http://avia-maksimka.narod.ru/foto_krylatyh/foto_krylatyh1.htm б)http://www.russianamerica.com/common/arc/story.php/253029?id_cr=98
в)http://www.vdvsn.ru/papers/vs/2010/07/22/81073/ г)http://www.vo3dyx.ru/dokument/teams/russian_flight_groups/
д)http://community.livejournal.com/ru_aviation/1092700.html
|