Сверхзвуковой Пассажирский транспорт: вчера, сегодня, завтра
Нурсултан Д. Е., школа-лицей №35, Республика Казахстан, г. Уральск Почему, несмотря на все имеющиеся попытки, сверхзвуковой пассажирский транспорт пока не стал главным средством передвижения и каковы перспективы? Что бы ответить на этот вопрос необходимо сравнить все минусы и плюсы сверхзвукового пассажирского транспорта. Плюсы: Во-первых, это сверхзвуковая скорость, которая является важнейшим фактором рыночной экономики. Во-вторых, протяженность множества полетных трасс превышает 7000 километров и среднее полетное время до звуковых пассажирских самолетов 8-9 часов, а на сверхзвуковой скорости это расстояние можно преодолеть за 3-4 часа. В-третьих, с экономической точки зрения это очень выгодно потому, что в наше время технологии далеко ушли вперед и уже затраты на эксплуатацию СПС сравнимы с обычными дозвуковыми самолетами. В четвертых, создание сверхзвукового пассажирского самолета поднимает всю науку и технику страны-производителя. В пятых, так как сверхзвуковые пассажирские самолеты очень и экономичны, то их продажа на международном рынке выгодна. Минусы: Сверхзвуковые пассажирские самолеты разрушают озоновый слой, что вредно для экологии. Необходимость длинной взлетно-посадочной полосы. Эксплуатация самолетов Ту-144 и Ту-160 показала целесообразность ограничения крейсерской сверхзвуковой скорости числом М=2,0 и ограничения высоты крейсерского полета, что обеспечивает ресурс конструкции Были исследованы такие Сверхзвуковые пассажирские самолеты. Ту-144, Конкорд, ту-244, ту-344, ту-444, Боинг 2707 В конце 50-х в США, Англии, Франции и в СССР начались исследовательские работы по созданию сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС). В начале 60-х уже появились первые эскизные проекты СПС. В СССР эта работа велась под общим руководством А.Н. Туполева. В 1956 году в Англии основным разработчиком первого поколения СПС стала компания Bristol Aeroplane Company, действовавшая в партнёрстве с двигателестроительной компанией Bristol Siddeley. Конечной целью программы было создание скоростного пассажирского самолёта, способного перевозить не менее 100 пассажиров через Атлантику с максимально возможной скоростью. Во Франции похожую программу вела компания Sud Aviation в партнёрстве со SNECMA и Dassault. Французы начали свои работы несколько позже англичан. Рабочее название программы Super Caravelle. Окончательный дизайн этой программы был близким к английскому и незначительно отличался размерами, взлётным весом, пассажровместимостью и отсутствием отклоняемого носового обтекателя. Кроме того, французский дизайн предполагал использование крыла оживальной формы. Реакция правительства США на начало проектирования СПС была незамедлительной, и уже в январе 1963 г. начал работать комитет по программе создания пассажирского самолета с крейсерской скоростью М= 2,7-3,0, и дальностью 6400 км. К январю 1964 г. три фирмы представили эскизные проекты – Boeing, Lockheed и «Норт Америкен». Из них Boeing был допущен к дальнейшим разработкам. В сознании многих сверхзвуковой пассажирский транспорт не привычен и вызывает большие опасения. На то что бы сломать стереотипы требуется время. Но со временем стереотипы будут преодолены. Это зависит от финансирования и от самих людей. Технологии продвигаются вперед, сейчас многие авиастроительные корпорации задумываются, а некоторые уже и проектируют сверхзвуковые пассажирские самолеты следующих поколений.
|