Суббота, 20.04.2024, 11:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год)

Только он не вернулся из боя...

 

МАОУДОД «Центр детского творчества №16 «Огниво»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

 

                  Только  он 
         не  вернулся  из 
         боя…

  

 Цыганова Ксения  Александровна                     

 воспитанник детского объединения    

  «Наследники» МАОУДОД  ЦДТ №16 «Огниво»,

 ученица 10 «А» класса МОУ "СОШ №3"  Пр.Казанский д.18 кв.8  г. Набережные Челны,

 423808  Республика Татарстан,

 Тел. 77-03-17

Руководитель:

Кузьминых Валентина Анатольевна,

педагог дополнительного образования,

руководитель детского объединения

«Наследники» МАОУДОД ЦДТ № 16 "Огниво"

 

 

 

 

 

                                                                
 
                   
                             

Глава
1. Обзор литературы по исследуемой работе
 

          В музее боевой славы «СОШ №3» собрана
библиотечка книг  по истории Великой Отечественной
войне, авиации и космонавтике. Особый интерес для меня представляла книга
«Крылья Победы» маршала авиации Сергея Игнатьевича Руденко о становлении
военного лётчика. С.И. Руденко вспоминает учёбу в Качинском  авиационном училище: «… Летать тогда учили,
главным образом, отпираясь на физические данные курсанта, надо было иметь
отличное зрение, слух, чувство равновесия. Самым главным качеством считалась
воля и сообразительность. Ведь оборудование самолёта состояло из нескольких
приборов: контроля двигателя, показателя скорости, компаса, и высотомера. Все
остальные характеристики полёта лётчик должен был определять чутьём, проявлять сообразительность».
Считаю все эти качества имел студент третьего курса Уральского горного института
Загидуллин  Хай Губайдуллинович  (Приложение №3). В книге «Жизнь в авиации»
автор В.С. Петренко описывает самые тяжёлые дни 8-ой Воздушной Армии, в которой
воевал Загидуллин Х.Г. – лётчик 136 гвардейского штурмового авиационного полка.
«Ночью лётчики отдыхали не более 4-5 часов, но они понимали, что угрожает
Родине в случае, если замыслы фашистов осуществятся, и сражались не на жизнь, а
на смерть». В книге «Полководцы и военачальники Великой Отечественной»
составитель А.Н.Киселев один из очерков посвящен дважды Герою Советского Союза
генерал - полковнику авиации Тимофею Тимофеевичу Хрюкину.   Авиация под командованием Хрюкина
Т.Т.активно и успешно действовала в Восточной Пруссии по овладению
Кенигсбергом, где в одном из воздушных боев погибает экипаж самолета гвардии
капитана Загидуллина Х.Г. Днем и ночью истребители и штурмовики вели штурм
крепости, которую гитлеровцы считали неприступной. В ночь с 9 на 10 апреля 1945
года остатки гарнизона крепости и города Кенигсберга капитулировали.

      Изучая копии учётно – послужной карты, карты
безвозвратных потерь и копии наградных карт на Загидуллина Хая из Центрального
Архива Министерства Обороны России, а так же документы из семейного архива и
Уральского горного института «искатели» устанавливали следующие факты из
биографии летчика.

1. Загидуллин Хай Губайдуллинович (Приложение №
4) приказом № 107 по УГИ от 16.06.1931 года зачислен в число студентов майского
набора на специальность:  «эксплуатация
пластовых (угольных) месторождений»  в
группу № 27. В 1932 году ему присвоено почетное звание «Ударник 4-го года
пятилетки», с первого января 1933 года Загидуллину Х.Г. назначена повышенная
стипендия – 110 рублей ( Приложение №5).      

2. В июне 1933 года Загидуллин Х.Г. вступил на
службу в Красную Армию, мобилизован в военно-летную школу имени Ворошилова
города Оренбурга. Сохранилось два документа, в одном говорится, что Районный
комитет партии г.Свердловска мобилизует Загидуллина Х.Г. и еще 3-х студентов на
учебу в военно-летную школу по особому набору ЦК ВКП (б) (Приложение №6), в
другом- Загидуллин Х.Г. утвержден Областной отборочной комиссией в
военно-летную школу (Приложение № 7).

3. В действующей армии Загидуллин Х.Г. со 2
января 1943 года в качестве командира звена в 410-ой авиационной эскадрильи
(Приложение №8).

4. С 3 декабря 1943 года Загидуллин Х.Г. -
летчик 136 гвардейского штурмового авиационного полка.

5. 11 декабря 1944 года Загидуллин Х.Г. -
гвардии капитан 136 шап 126 штурмовой авиационной дивизии (Приложение № 9).

6.  Загидуллин
Х.Г. награжден (Приложение №10) орденами:

Красного Знамени – приказ 8 ВА от 27.03.44 г.

Красного Знамени – приказ 8 ВА от 21.05.44 г.

Александр Невский – приказ 1 ВА от 27.08.44 г.

медалью:

«За боевые заслуги» Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 02.11.44 г.

7. Сохранился документ, в котором говорится, что
Загидуллин Х.Г.- командир звена, капитан в бою за Социалистическую Родину,
верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 4 марта 1945 года.
Похоронен с воинскими почестями в районе Хермсдорфа Восточной Пруссии   (Приложение
№11).

8. «Государственный архив документов по личному
составу Забайкальского края» сообщает, что документы  по личному составу военной школы пилотов
г.Читы на хранение не поступили, поэтому подтвердить факт обучения в военной
школе пилотов гр. Загидуллина Х.Г. не представляется возможным. Архив города
Оренбурга на наш запрос не ответил.

         
Вместе с тем, пока нам не удалось установить количество вылетов и
количество уничтоженных целей противника экипажем самолета Ил-2, командиром
которого был Загидуллин Х.Г.  Есть
вопросы и по другим темам.

           
 В основе данной работы лежат
записи встреч и интервью с сыном воздушного стрелка Халиуллина А.Х. и дочерью
летчика Загидуллина Х.Г., благодаря которым представления о гвардии - капитане
расширились. «Искатели» разыскали семью воздушного стрелка и радиста Халиуллина
Ахата Хайрулиновича, который в течение восьми месяцев летал на самолёте Ил-2 с
лётчиком Загидуллиным Х.Г. Встреча сына  Халиуллина А.Х  с дочерью летчика состоялась на квартире Светланы
Хаевны через 64 года после гибели отца  (Приложение №12). Оба пожилых человека были
сильно взволнованы этой встречей. Талгат Ахатович рассказал о своём отце
следующее. Халиуллин Ахат Хайрулинович (Приложение № 13) родился 7 сентября
1923 года в деревне Бегишево Заинского района Республики Татарстан, после
окончания семилетки уехал в Казань на учёбу в ФЗУ. Во время войны работал на
военном заводе, в 1943 году направлен на учёбу в воздушное училище,  после учебы - на Белорусский фронт в 136 штурмовой
авиационный полк. 20 февраля 1945 года во время битвы за Кенигсберг Ахат
Хайрулинович был тяжело ранен в голову, о гибели своего командира узнал в
госпитале. Из госпиталя воздушный стрелок вернулся в родную деревню Бегишево
инвалидом
II
группы. Здесь прожил всю жизнь, в 1984 году 
умер. Часто своим детям Ахат Хайрулинович рассказывал о войне, о своём
командире, которого называл «мой лётчик». Талгат Ахатович запомнил  рассказы отца на всю жизнь. Командир у отца
был добрым, заботливым, пайки у летчиков были «усиленными» и он всегда делился
с отцом. Отец говорил: «Как только в столовую заходил «мой лётчик» в столовой
сразу становилось светло». Этот свет и сегодня сохранился в душе  Талгата Ахатовича.   Вспоминая
о штурме Кенигсберга, отец всегда плакал. Это было настоящее пекло. Город весь
был в развалинах, немцы не хотели сдавать крепость.

 В 2008 году копии,  собранных  документов о Загидуллине Х.Г., были направлены
в музей истории горного института города Екатеринбурга. 9 мая 2009 года у
мемориала памяти  погибшим в Великую
Отечественную войну студентам и сотрудникам состоялся митинг и торжественная
церемония установки мемориальной плиты с фамилией бывшего студента горного
института, нашего земляка, летчика Загидуллина Хая Губайдуллиновича    (Приложение № 14).

  Музей истории горного института готовит 3-е
издание книги «Летопись военных лет». Фотодокументы о Загидуллине Х.Г. будут
использованы в этой книге.

 

Глава
2. Только он не вернулся из боя…

2.1. Из
истории боевого пути 136 гвардейского штурмового

авиационного
Сталинского Краснознамённого  полка

 

     
История 136  гвардейского штурмового
авиационного Сталинского Краснознамённого полка составлена на основе записей из
журнала боевых действий, которые сделал в 1985 году в Центральном Архиве
Минобороны СССР Загидуллин Элерон Хаевич – сын, погибшего летчика Загидуллина  Хая Губайдуллиновича.

     История 136 шап начинается с 5 ноября 1941
года, когда на базе Невинномысской авиационной школы первоначального обучения,
был создан 655 НЛБП. Через 55 дней после приказа о формировании в ночь с
31.12.1941 года на 01.01.1942 года полк  вступил на путь борьбы с немецко-фашистскими
оккупантами на Южном фронте за Донбасс. На боевом счету полка числилось 19
самолётов У-2 ( Приложение № 15).

Самолёт У-2 спроектирован и
построен в 1927 году, он выполнял функции легкого ночного бомбардировщика.
Личный состав полка выдержал бешеный напор врага и 29 мая 1942 года полк с
боями отступил под Сталинград. Превосходство в воздухе было на стороне
фашистов.

      В
период с октября 1942 года полк был на переформировании и готовился принять
участие в Сталинградской битве. Личный состав изучал новую технику одноместные
Ил – 2, который стал в полном смысле слова воздушным пехотинцем, самолётом-
солдатом (Приложение № 16).

Промышленность быстро развернула серийный выпуск
штурмовиков, но фронту нужно было всё больше «илов». Поэтому в1941 году И.В.
Сталин направил директиву в Куйбышев такого содержания: «Самолёты Ил -2 нужны
нашей Красной Армии теперь, как воздух, как хлеб». Уже в августе 1941 года
штурмовик Ил – 2 показал свои превосходные боевые качества и стал грозой,   «
чёрной смертью» для фашистской пехоты и танков.

     17
июля 1943 года в составе 1-ой гвардейской Сталинградской штурмовой авиационной дивизии
8-ой Воздушной Армии с аэродрома Красный Порас полк начал боевые действия по
прорыву оборонительной полосы противника на реке Миус и за освобождение
Донбасса. За особые заслуги, отличную работу по разгрому войск противника на
реке Миус, при освобождении Донбасса и города Сталин, 655 шап преобразован в
136 гвардейский с присвоением собственного наименования «Сталинский» (приказ
НКО №302 от 23.10.43). Заместитель командующего 8-ой Воздушной Армии генерал-
майор  авиации М.И.Самохин вручил Боевое
Красное Знамя полку. В 1944 году 136 штурмовой авиационный полк произвёл 1982
успешных боевых вылета, участвовал в операциях по освобождению Крыма,
Белоруссии, Севастополя, Каунаса и Вильнюса. Полк действовал на направлении
главного удара, за что указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён
орденом Красного Знамени. Орден вручил командующий
I Воздушной Армии генерал- полковник авиации
Т.Т.Хрюкин.

Героями боёв на 3-м Белорусском
фронте являются: гвардии майор  Кондаков
Виктор Александрович, гвардии капитан  Козенков
Василий Георгиевич, а также Полуянов, Буслов, Бугин, Загидуллин, Ветров, Белов,
Проворов (Приложение №17).

      24
июня 1944 года Козенков В.Г. бомбил артиллерийские позиции противника в районе
Бабичи. В этот момент его группу из 4-х Ил-2 атаковали 6 немецких истребителей
4
ME-109 и 2 ФВ-190.
Штурмовики дружным огнём  отбили
нападения врага, подбив при этом 2 его самолёта. Гитлеровцы, потерпев
поражение, оставили поле боя. Тогда Козенков снова повёл свои экипажи в атаку
наземных целей, где произвёл 8 заходов. Своими бомбами, метким и расчётливым
пулемётным огнём они долгое время держали фашистов прижатыми к земле, сея в их
рядах панику и страх. За смелые и умелые действия командир группы Козенков,
командирующим 1-ой Воздушной Армией, генерал-полковником авиации Т.Т.Хрюкиным
награждён орденом Красной Звезды. Орден был ему вручён в тот же день. Ведомому
гвардии старшему лейтенанту Загидуллину, гвардии лейтенанту Овчинникову и
гвардии младшему лейтенанту Тарасову объявлена благодарность.

           В январе 1945 года войска генерала Армии
Черняховского, в состав которых входил и 136 шап, начала наступление в
Восточной Пруссии. Полк сопровождал «Тацинский» танковый корпус, вошедший в
прорыв. Железной дверью перед Кенигсбергом была линия «Дайме»,  она строилась 40 лет по берегу реки Дайме.
Немцы считали эту линию непреодолимой.

     С 1
по 15 марта 136 штурмовой авиационный полк готовился к решительному штурму
Кенигсберга. С 24 по 26 марта велась интенсивная боевая работа по окруженной
кенигсбергской группировке. Особенно отличились в этот период такие лётчики,
как майор Григоренко, старший лейтенант Ветров, капитан Козенков, капитан
Коровин, Пятери, Желтухин, Фролкин, Лебедев, Буслов, Асадчих. Летчики Кондаков,
Полуянов, Загидуллин к тому времени погибли. Кондакову и Полуянову посмертно
было присвоено звание Героя Советского Союза. Самолёт Загидуллина , загоревшись
в воздухе, штопоря упал у шоссейной дороги на территории противника, в 2-х км
от Хермсдорфа  (Приложение № 18).

        6 мая 1945 года 136 штурмовой авиационный
полк был в Курляндии. Едва самолёты приземлились, немцы, видимо услышав о том,
что специально для их вразумления сюда перебросили Сталинскую штурмовую дивизию
генерала Пруткова, о боевых делах которой они многое слышали – сложили оружие.
Это было 7 мая 1945 года, а 8 мая кончилась война. Из Растенбурга полк
перелетел в Барановичи, где закончился боевой путь 136 гвардейского штурмового
авиационного Сталинского Краснознаменного полка.
 

2.2.
Уехал… в вечность
 

          Загидуллин
Хай Губайдуллинович не мечтал стать летчиком, трудное детство и юность заставляли
заниматься сугубо земными делами (Приложение №19). 

В семейном архиве сохранилась автобиография,
которую Загидуллин Х.Г. написал в 1933 году.

    « 
Загидуллин Х.Г. родился в сентябре 1913 года (Приложение № 20), в
деревне Казанбаш Арского района Татарстана, в семье рабочего. Отец до 55 лет
работал на Московско-Казанской железной дороге в качестве чернорабочего. С 7
лет начал работать батраком и одновременно с братом учился в сельской школе.
После окончания школы 1-ой степени вступил в ряды пионерской организацией.
Затем с братом уезжал в Мензелинский район, где занимался  самоучкой, и по возможности работал. После
потери братом трудоспособности (инвалид труда) возвратились в Арский район, где
поступил работать трактористом в родной деревне. В1929 году вступил в комсомол
и вёл активную общественно- политическую работу, был секретарём комсомольской
ячёйки колхоза, работал по коллективизации в Арском районе.

        В ноябре 1930 года РК ВЛКСМ направляет
в город Казань на курсы по подготовке поступления во ВТУЗ (высшее техническое
учебное заведение). Окончив курсы, РК ВЛКСМ направляет на учёбу в Уральский
горный институт (Приложение № 21). Во время учёбы в Уральском горном институте
избирался секретарем комсомольской ячейки, председателем комитета ВЛКСМ. Два
года был членом Пленума
I
Райкома ВЛКСМ г. Свердловска. Неоднократно премирован за хорошую учёбу и
общественную работу (Приложение №22). В горном институте стажировался на
командира взвода артиллерии. В партию вступил в 1931 году, с 1933 года - в
Красной Армии».

       
После окончания школы летчиков имени Ворошилова в г. Оренбурге
Загидуллин Х.Г. служит в разных частях Военно-Воздушных Сил СССР, в Чите, в
Монголии, Краснодарском крае, Поволжском районе. Везде он совершенствовал свои
знания и навыки, отшлифовывал технику пилотирования, работал инструктором. В
1939 году вступает в брак с Лукиной Марией Евдокимовной. 13 ноября 1939 года в
Краснодаре у них родился мальчик, которого назвали Элерон, в честь детали
самолета, которая отвечает за направление полетов. В 1942 году в семье
появляется второй ребенок- это девочка, которую называют Светланой.

       
Загидуллин Х.Г. рвётся на фронт из запаса и 2 января 1943 года получает
назначение в 410 авиационную эскадрилью командиром звена. В декабре 1943 года
он летчик 136 гвардейского штурмового авиационного Сталинского Краснознамённого
полка. 11 декабря 1944 года ему присваивают звание гвардии  капитан. Хай Губайдуллинович  участвует в боевых действиях по освобождению
Севастополя, Белоруссии и Восточной Пруссии, проявляя особую храбрость,
самоотверженность и мужество. На счету смелого и отважного летчика два ордена Красного
Знамени, орден Александра Невского и медаль «За боевые заслуги» (Приложение № 23).

             
О воздушном бое 4 марта 1945 года, когда погиб экипаж Ил -2, ведомый
гвардии капитаном Загидуллиным Х.Г., в журнале боевых действий 136 шап, опись
436 491 с, дело 2, лист 2-3 записано: « полк имел задачу: уничтожить артиллерию
 противника в районе 2 км  по шоссе Хермсдорф. Командир полка решил
выполнить задачу группами 11 Ил-2. На выполнение поставленной задачи назначены
ведущие группы: гвардий старший лейтенант Полуянов, гвардий майор Коровин под
прикрытием 6 Як-9.                                                    Обстановка. Получено сообщение, что район
боевых действий прикрывается значительным количеством истребительной авиацией
противника. Погода: облачность 7-8 баллов, видимость 5-8 км, высота – 1200-1500 м.

             
Группа Полуянова и Коровина при подходе к цели на змейке в районе леса,
что в 3 км
восточнее Хермсдорфа, были внезапно из-за облачности атакованы 6 МЕ – 109 и 6
ФВ – 190. Воспользовавшись, когда группы находились на змейке и не успели
замкнуть оборонительный круг, немцы стали производить атаки сверху и снизу.
После выхода из атаки истребительная авиация противника набирая высоту с
переворотом снова производила атаку. Несмотря на яростные атаки противника,
группам Полуянова и Коровина удалось замкнуть круг. В результате воздушного боя
первой атакой немцы сбили гвардии капитана Загидуллина в тот момент, когда
последний пикировал на цель. Загоревшись в воздухе, штопоря под углом, самолет
врезался в землю, взорвавшись на своих бомбах. Вторым был сбит гвардий младший
лейтенант Смирнов, самолет также загорелся в воздухе, упал в лес. Экипаж погиб.
Третий экипаж гвардии старшего лейтенанта Буслова, имея сильное повреждение от
авиации противника с трудом перетянул линию фронта, произвел вынужденную
посадку. Экипаж вернулся на свой аэродром».

             Мария Евдокимовна, жена Хая
Губайдуллиновича, получила письмо из войсковой части № 15441 ( Приложение № 24)
такого содержания:

«Уважаемая
Мария Евдокимовна! Ваш муж Загидуллин Хай, принимая активное участие в борьбе с
немецкими захватчиками, проявил исключительное мужество и отвагу, без устали и
метко наносил противнику большой урон в живой силе и технике, отдавая все свои
силы на дело быстрейшего разгрома врага. Громя противника в его собственной
берлоге в Восточной Пруссии, 4 марта 1945 года при выполнении боевого задания
был атакован истребителями противника и в яростной воздушной схватке он погиб
смертью храбрых в Восточной Пруссии, в районе населенного пункта Хермсдорф.
Летающие с ним экипажи возвратились и рассказали о случившемся. На место гибели
не представлялось возможности выехать, так как территория была занята немцами.
Никаких завещаний перед полетом на Ваше имя не делал.

                                           
Начальник ОСК  в/ ч п.п. №
15441      

                                            Гвардии капитан  Попов»

         
Читаются эти  документы с трепетом,
как свидетельство бессмертного подвига человеческой души, вступившей в
непримиримый бой с лютым врагом любимой Родины- матери и победившей в этом бою
ценой собственной земной жизни.

        Как
быстро летят дни, месяцы, годы? Сын и дочь Загидуллина Х.Г. прожили большую и
счастливую жизнь. Сын Элерон – кандидат технических наук, работал доцентом в
Казанской инженерно- архитектурной академии, имеет несколько патентов на
изобретения. Сейчас на заслуженном отдыхе. Дочь Светлана окончила Пермский
государственный педагогический институт, всю жизнь работала учителем русского
языка и литературы, проживает в Набережных Челнах. Выросли внуки. Память об
отце и дедушке живет в их сердцах. Элерону было 4 года, когда отец ушел на
фронт. Фотографии из семейного альбома помогают ему вспомнить отца и гордиться
им. Внучка Венера в 2005 году посетила братскую   могилу в поселке Корнево Калининградской
области, где похоронен капитан Загидуллин Хай Губайдуллинович (Приложение № 25).
Имя летчика Загидуллина Х.Г. занесено в книгу Памяти «Назовем поименно»
Калининградской области (Приложение № 26), а также в книгу Памяти Республики
Татарстан (Приложение №27).

        Частыми
гостями в музее являются Светлана Хаевна и Талгат Ахатович, которые
участвуют  в школьных праздниках и устных
журналах, продолжают воспитывать патриотов, ребят, которые будут достойны славы
своих отцов и дедов (Приложение №28). Об этом свидетельствуют наши стихи:

«Родина великая моя!

Тебе я предан сердцем и душою.

От

Категория: Восьмая олимпиада (2010/11 уч.год) | Добавил: Service (23.12.2010) | Автор: Цыганова Ксения E W
Просмотров: 2825 | Теги: история, Летчик, Олимпиада по истории авиации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2500)
Фурсов Максим (2001)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1870)
Егор Андреевич Попов (1672)
Штриккер Артур (1257)
Григорьев Павел Сергеевич (662)
Медведкин Иван (590)
Азарин Николай (546)
Трунов Артём Николаевич (465)
Ефимова Софья Алексеевна (442)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024