Четверг, 25.04.2024, 16:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Публикации » Об олимпиаде говорят и пишут

Быть вместе - значит вместе что-то делать

           - Не стал победителем, а хотелось очень. Нужно было. А что теперь? И Генриха Васильевича подвел… Хотел посвятить победу своему деду, он у меня всю войну прошёл! - это слова одного из участников Международного симпозиума, который подвел итоги Седьмой ежегодной Олимпиады по истории авиации и воздухоплавания, посвященной 65-летию Победы.

           Грусть в глазах этого совсем еще молодого человека говорила о многом: и о том, чего ему стоила подготовка к симпозиуму, и о том, сколько волнений позади, но, главное, о том, что для него это важно! Важно еще и потому, что выступать с защитой своей работы ему пришлось перед таким жюри, составу которого позавидует любая дипломная комиссия в вузе – известные на весь мир специалисты, признанные герои, люди, посвятившие авиации всю свою жизнь.

            Переживания участника, конечно, понятны, но вряд ли имеют под собой основу: ведь он уже победитель, он стал одним из десяти участников олимпиады – победителей первого тура. А в первом туре участвовали юноши и девушки из 45 регионов России и Казахстана. В течение всего 2009/10 учебного года ему пришлось много работать. Изучить специально опубликованные на сайте курсы «История авиации и воздухоплавания», «Люди и судьбы российской авиации», «Теоретические и инженерные основы аэрокосмической техники», пройти тестирование, подготовить историко-исследовательскую работу на одну из более ста предложенных методической комиссией тем, защитить ее перед сетевым жюри, под руководством консультантов подготовить презентацию, приехать в Москву на симпозиум, защищать свою работу перед высоким жюри очно. И… не войти в тройку лучших! Да-да, всего лишь не войти в тройку лучших! И что теперь? Изменить своему увлечению авиацией? Нет, это не про него. Он уже в течение четырех лет в проекте: были поражения, но были и победы. Он умеет идти вперед и добиваться цели. Отрицательные эмоции, так поглощающие его сейчас, пройдут быстро. А что останется? Останется то, что в олимпиаде и есть главное: он уже полноценный член профессионального сообщества авиастроителей. Он в авиации! Его знают лично, с ним общаются, его уважают специалисты такого уровня, который и опытному инженеру-то иной раз кажется недостижимым. Разве временные трудности на пути не стоят этого?

            Нашему проекту семь лет. Это вполне достаточный срок для того, чтобы понять – он удачен. Прежде всего потому, что удалось найти мотивы и инструменты для создания взаимообогащающего детско-взрослого сообщества. Удалось преодолеть то, что некоторым кажется непреодолимым – тот самый злополучный барьер между поколениями, который мешает сегодня передаче знаний и опыта от «стариков» к молодежи.

            В то время, когда наша страна переживала перестройку и создавалось  новое общество, когда взрослые поколения были заняты тем, как выжить, во всем мире произошла «революция»: с огромной скоростью стали развиваться коммуникационные технологии. Новые поколения оказались к ним гораздо более готовы. Мобильные телефоны, интернет, мультимедийные средства визуализации, компьютерные игры – это стало неотъемлемой частью жизни молодежи. А «старики»? Они оказались ко всему этому гораздо менее приспособленными. Вот и противоречия, вот и барьер. Сегодня старшие поколения – носители опыта и знаний – готовы передать и свои знания, и свой опыт молодежи, но… не готовы использовать современные технологии для этого. А молодежь? Она совершенно не согласна принимать опыт и знания старыми способами. Однако, как свидетельствует наш опыт, все это становится абсолютно неважным, когда люди из разных поколений вместе заняты тем, что для каждого из них интересно, когда в основе их взаимоотношений – увлечение любимым делом. Вот тогда старшее поколение начинает осваивать интернет, а молодые люди с энтузиазмом изучают основы аэродинамики.

            Именно благодаря тому, что в нашем проекте удалось создать атмосферу терпимости друг к другу, атмосферу взаимного уважения и взаимопомощи, появилось новое сообщество единомышленников – Клуб авиастроителей, в котором самому «взрослому» из членов – Льву Павловичу Берне, главному редактору журнала «Крылья Родины» - 92 года, а самому молодому – Ивану Владимировичу Глубокому, школьнику из Сыктывкара – 12 лет. Между ними 80 лет! Но стоит ли говорить о пренебрежении к молодому возрасту или о юношеском нигилизме, если и тот, и другой – члены одного клуба и заняты в одном проекте?

            Часто приходится слышать, что «виртуальная жизнь» подростков приносит гораздо больше вреда, чем пользы. Вряд ли стоит спорить с этим в тех случаях, когда она совершенно не сопряжена с реальной деятельностью. В олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания интернет – главное средство коммуникации. Без всемирной сети просто невозможно было бы организовать «точки входа» в наше сообщество, найти ребят, увлеченных авиацией и авиастроением. Невозможно было бы организовать их взаимодействие с профессионалами, обучение основам тех наук, которые не преподаются в школе, дать доступ к информации. Но ведь дело этим не ограничивается! Личные встречи на симпозиумах и на заседаниях клуба -  они ведь реальны! Думаю, что все дело в целях использования коммуникаций – если они инструмент общения, средство совместной работы, то вообще не стоит говорить об их отрицательном воздействии на то или иное поколение.

Тот факт, что первый тур олимпиады проходит в интернете, а второй финансируется спонсорами и меценатами, позволяет подросткам участвовать в мероприятиях независимо от благосостояния их семей. А то, что второй тур проходит в виде очного симпозиума, позволяет его участникам не считать олимпиаду полностью виртуальной, не связанной с реальной жизнью в реальном обществе. Сама тематика  историко-исследовательских работ составлена таким образом, что в ней нет места скучному дублированию известных фактов. Ребятам действительно предлагается провести исследования, и они с удовольствием это делают, изучая и литературу, и дебри виртуальной сети, и архивные материалы. Какой же взрослый устоит перед таким натиском и не увлечется сам? В результате – интересные работы, интересные презентации. На последнем симпозиуме при обсуждении одной из работ Степан Анастасович Микоян обратился к докладчику с просьбой разъяснить принцип действия одного из приборов, который был ему неизвестен. А после того, как подросток все подробно объяснил, поблагодарил его за новую информацию. Разве это не та совместная деятельность представителей разных поколений, о которой мы сегодня все мечтаем?

            К сожалению, здесь не удастся перечислить все имена участников проекта. Их тысячи. Но те имена, которые «формируют узнаваемость» олимпиады, безусловно, стоят упоминания. Ограничусь лишь членами жюри: Президент Академии наук авиации и воздухоплавания, Генеральный конструктор ОКБ им. С.В. Ильюшина, дважды Герой Социалистического Труда, Генрих Васильевич Новожилов; Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, Генерал-лейтенант Степан Анастасович Микоян; Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Владимир Николаевич Кондауров; Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, Заместитель Генерального директора по летным испытаниям ОКБ «Сухой» Виктор Георгиевич Пугачев; подполковник морской авиации, летчик-истребитель, писатель Лев Михайлович Вяткин; военный летчик, авиажурналист, Почетный член Авиационного содружества «Свети Илия», Кавалер Почетного Золотого знака пилота ВВС и ПВО Армии Сербии Радмила Дмитриевна Тонкович (Республика Сербия). Председатель жюри - доктор философских наук, профессор Надежда Гегамовна Багдасарьян.

            А вот имена победителей VII олимпиады:

- Карпов Андрей Сергеевич (Лицей № 1550, г. Москва, 16 лет), с презентацией на тему «Самолеты легенды: ТУ-154» – 1-е место;

- Глубокий Иван Владимирович (ГОУ ДОД «Республиканский Центр дополнительного образования», г. Сыктывкар, Республика Коми, 12 лет) с презентацией на тему «Самолет Можайского»  – 2-е место;

- Котряхов Артем Андреевич (МОУ СОШ № 56, г. Киров, 17 лет) с презентацией на тему ««Женщины и дети на авиационных предприятиях страны в период войны»» - 3 место.


Статья С.В.Гвоздева опубликована в журнале "Одаренные дети в онлайне" №4 2010 г.

По теме: http://detionline.com/journal/authors/articles/gvozdev

Категория: Об олимпиаде говорят и пишут | Добавил: Gvozdev (30.04.2011) | Автор: Гвоздев Сергей Валентинович
Просмотров: 1984 | Комментарии: 1 | Теги: Сергей Гвоздев, сообщество | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 mechanik  
Отлично! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2630)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1974)
Егор Андреевич Попов (1711)
Штриккер Артур (1287)
Григорьев Павел Сергеевич (684)
Медведкин Иван (616)
Азарин Николай (562)
Трунов Артём Николаевич (494)
Ефимова Софья Алексеевна (473)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024