- Не стал победителем, а хотелось очень. Нужно было. А что теперь? И Генриха Васильевича подвел… Хотел посвятить победу своему деду, он у меня всю войну прошёл! - это слова одного из участников Международного симпозиума, который подвел итоги Седьмой ежегодной Олимпиады по истории авиации и воздухоплавания, посвященной 65-летию Победы.
Грусть в глазах этого совсем еще молодого человека говорила о многом: и о том, чего ему стоила подготовка к симпозиуму, и о том, сколько волнений позади, но, главное, о том, что для него это важно! Важно еще и потому, что выступать с защитой своей работы ему пришлось перед таким жюри, составу которого позавидует любая дипломная комиссия в вузе – известные на весь мир специалисты, признанные герои, люди, посвятившие авиации всю свою жизнь.
Переживания участника, конечно, понятны, но вряд ли имеют под собой основу: ведь он уже победитель, он стал одним из десяти участников олимпиады – победителей первого тура. А в первом туре участвовали юноши и девушки из 45 регионов России и Казахстана. В течение всего 2009/10 учебного года ему пришлось много работать. Изучить специально опубликованные на сайте курсы «История авиации и воздухоплавания», «Люди и судьбы российской авиации», «Теоретические и инженерные основы аэрокосмической техники», пройти тестирование, подготовить историко-исследовательскую работу на одну из более ста предложенных методической комиссией тем, защитить ее перед сетевым жюри, под руководством консультантов подготовить презентацию, приехать в Москву на симпозиум, защищать свою работу перед высоким жюри очно. И… не войти в тройку лучших! Да-да, всего лишь не войти в тройку лучших! И что теперь? Изменить своему увлечению авиацией? Нет, это не про него. Он уже в течение четырех лет в проекте: были поражения, но были и победы. Он умеет идти вперед и добиваться цели. Отрицательные эмоции, так поглощающие его сейчас, пройдут быстро. А что останется? Останется то, что в олимпиаде и есть главное: он уже полноценный член профессионального сообщества авиастроителей. Он в авиации! Его знают лично, с ним общаются, его уважают специалисты такого уровня, который и опытному инженеру-то иной раз кажется недостижимым. Разве временные трудности на пути не стоят этого?
Нашему проекту семь лет. Это вполне достаточный срок для того, чтобы понять – он удачен. Прежде всего потому, что удалось найти мотивы и инструменты для создания взаимообогащающего детско-взрослого сообщества. Удалось преодолеть то, что некоторым кажется непреодолимым – тот самый злополучный барьер между поколениями, который мешает сегодня передаче знаний и опыта от «стариков» к молодежи.
В то время, когда наша страна переживала перестройку и создавалось новое общество, когда взрослые поколения были заняты тем, как выжить, во всем мире произошла «революция»: с огромной скоростью стали развиваться коммуникационные технологии. Новые поколения оказались к ним гораздо более готовы. Мобильные телефоны, интернет, мультимедийные средства визуализации, компьютерные игры – это стало неотъемлемой частью жизни молодежи. А «старики»? Они оказались ко всему этому гораздо менее приспособленными. Вот и противоречия, вот и барьер. Сегодня старшие поколения – носители опыта и знаний – готовы передать и свои знания, и свой опыт молодежи, но… не готовы использовать современные технологии для этого. А молодежь? Она совершенно не согласна принимать опыт и знания старыми способами. Однако, как свидетельствует наш опыт, все это становится абсолютно неважным, когда люди из разных поколений вместе заняты тем, что для каждого из них интересно, когда в основе их взаимоотношений – увлечение любимым делом. Вот тогда старшее поколение начинает осваивать интернет, а молодые люди с энтузиазмом изучают основы аэродинамики.
Именно благодаря тому, что в нашем проекте удалось создать атмосферу терпимости друг к другу, атмосферу взаимного уважения и взаимопомощи, появилось новое сообщество единомышленников – Клуб авиастроителей, в котором самому «взрослому» из членов – Льву Павловичу Берне, главному редактору журнала «Крылья Родины» - 92 года, а самому молодому – Ивану Владимировичу Глубокому, школьнику из Сыктывкара – 12 лет. Между ними 80 лет! Но стоит ли говорить о пренебрежении к молодому возрасту или о юношеском нигилизме, если и тот, и другой – члены одного клуба и заняты в одном проекте?
Часто приходится слышать, что «виртуальная жизнь» подростков приносит гораздо больше вреда, чем пользы. Вряд ли стоит спорить с этим в тех случаях, когда она совершенно не сопряжена с реальной деятельностью. В олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания интернет – главное средство коммуникации. Без всемирной сети просто невозможно было бы организовать «точки входа» в наше сообщество, найти ребят, увлеченных авиацией и авиастроением. Невозможно было бы организовать их взаимодействие с профессионалами, обучение основам тех наук, которые не преподаются в школе, дать доступ к информации. Но ведь дело этим не ограничивается! Личные встречи на симпозиумах и на заседаниях клуба - они ведь реальны! Думаю, что все дело в целях использования коммуникаций – если они инструмент общения, средство совместной работы, то вообще не стоит говорить об их отрицательном воздействии на то или иное поколение.
Тот факт, что первый тур олимпиады проходит в интернете, а второй финансируется спонсорами и меценатами, позволяет подросткам участвовать в мероприятиях независимо от благосостояния их семей. А то, что второй тур проходит в виде очного симпозиума, позволяет его участникам не считать олимпиаду полностью виртуальной, не связанной с реальной жизнью в реальном обществе. Сама тематика историко-исследовательских работ составлена таким образом, что в ней нет места скучному дублированию известных фактов. Ребятам действительно предлагается провести исследования, и они с удовольствием это делают, изучая и литературу, и дебри виртуальной сети, и архивные материалы. Какой же взрослый устоит перед таким натиском и не увлечется сам? В результате – интересные работы, интересные презентации. На последнем симпозиуме при обсуждении одной из работ Степан Анастасович Микоян обратился к докладчику с просьбой разъяснить принцип действия одного из приборов, который был ему неизвестен. А после того, как подросток все подробно объяснил, поблагодарил его за новую информацию. Разве это не та совместная деятельность представителей разных поколений, о которой мы сегодня все мечтаем?
К сожалению, здесь не удастся перечислить все имена участников проекта. Их тысячи. Но те имена, которые «формируют узнаваемость» олимпиады, безусловно, стоят упоминания. Ограничусь лишь членами жюри: Президент Академии наук авиации и воздухоплавания, Генеральный конструктор ОКБ им. С.В. Ильюшина, дважды Герой Социалистического Труда, Генрих Васильевич Новожилов; Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, Генерал-лейтенант Степан Анастасович Микоян; Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Владимир Николаевич Кондауров; Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, Заместитель Генерального директора по летным испытаниям ОКБ «Сухой» Виктор Георгиевич Пугачев; подполковник морской авиации, летчик-истребитель, писатель Лев Михайлович Вяткин; военный летчик, авиажурналист, Почетный член Авиационного содружества «Свети Илия», Кавалер Почетного Золотого знака пилота ВВС и ПВО Армии Сербии Радмила Дмитриевна Тонкович (Республика Сербия). Председатель жюри - доктор философских наук, профессор Надежда Гегамовна Багдасарьян.
А вот имена победителей VII олимпиады:
- Карпов Андрей Сергеевич (Лицей № 1550, г. Москва, 16 лет), с презентацией на тему «Самолеты легенды: ТУ-154» – 1-е место;
- Глубокий Иван Владимирович (ГОУ ДОД «Республиканский Центр дополнительного образования», г. Сыктывкар, Республика Коми, 12 лет) с презентацией на тему «Самолет Можайского» – 2-е место;
- Котряхов Артем Андреевич (МОУ СОШ № 56, г. Киров, 17 лет) с презентацией на тему ««Женщины и дети на авиационных предприятиях страны в период войны»» - 3 место.
Статья С.В.Гвоздева опубликована в журнале "Одаренные дети в онлайне" №4 2010 г.
По теме: http://detionline.com/journal/authors/articles/gvozdev