Суббота, 20.04.2024, 01:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Публикации » Об олимпиаде говорят и пишут

Юные знатоки авиации начинают - и выигрывают

Герой Советского Союза, летчик-испытатель Виктор Пугачев - победителю олимпиады Андрею Киселеву: Авиация - это страна романтики, труда и мужества. Желаю в ней новых счастливых путей!

В этот день, 14 мая, дом культуры "Чата" ММПП "Салют" заполнила молодежь - здесь собрались московские школьники, учащиеся лицеев и профессиональных училищ на праздник подведения итогов Первой региональной олимпиады по истории авиации и космонавтики, посвященной 100-летию со дня полета первого моторного самолета братьев Райт и 100-летию со дня рождения выдающегося летчика-испытателя Валерия Чкалова.

Инициатором и главным организатором проведения олимпиады выступил "Авиакосмофонд" (Фонд авиационно-космических технологий). Эта некоммерческая организация, председателем Совета которого является генеральный директор крупнейшего предприятия российской аэрокосмической промышленности - ММПП "Салют" Юрий Елисеев, среди направлений своей деятельности одним из главных считает активное участие в воспитании достойной смены для отечественного авиастроения, разработке и реализации общеобразовательных и профессионально-образовательных программ. Такой прославленной фирме, как "Салют", вот уже 92 года выпускающей двигатели для самолетов, составляющих славу отечественной авиации, не безразлично, кто придет на смену нынешнему поколению авиастроителей, кто будет развивать и укреплять аэрокосмическую мощь нашей Родины. Поэтому к работе в рамках "Авиакосмофонда" на предприятии относятся очень серьезно. Прошедшая олимпиада школьников - одно из многочисленных мероприятий, призванных активизировать интерес молодежи к авиации и космонавтике, выявить талантливых, интересно и самостоятельно мыслящих ребят. К проведению олимпиады подключились и такие ведущие московские вузы, как МГТУ им. Баумана, МАТИ, МАИ, Российский государственный гуманитарный университет.

Олимпиада, продолжавшаяся в течение 2003-2004 учебного года, состояла из двух этапов. Вначале по Интернету школьникам от 12 до 18 лет были предложены вопросы по истории авиации и космонавтики. Это был в каком-то смысле "выстрел наугад": обращались ко всем, кто интересуется этой областью знаний. Ответы ребят не заставили себя ждать. Откликнулись школьники из Москвы, Нижнего Новгорода, Тюмени, других регионов России, а также с Украины. Затем ребятам предложили написать рефераты по интересующей их теме. Жюри олимпиады рассмотрело 29 рефератов, авторы 7 из них стали финалистами - участниками молодежного симпозиума по истории авиации и космонавтики.

Как же волновались эти ребята из семерки финалистов! Ведь им предстояло сделать научные доклады в присутствии высокого жюри под председательством доктора философских наук, декана гуманитарного факультета МГТУ им. Баумана Н. Г. Багдасарян. Среди членов жюри - проректор РГГУ, директор Центра "История науки и новые технологии образования" С. В. Кувшинов, преподаватель лицея N1550, автор курса истории авиации и космонавтики А. В. Жилякова и другие ведущие специалисты в этой области.

Первым делает свой доклад учащийся лицея N1550 Андрей Киселев, заявляя интереснейшую тему: "История развития самолетов с дисковым крылом. Дископланы". Не будет преувеличением сказать, что сообщение Андрея присутствующие слушали, затаив дыхание, - юноша блистал эрудицией, рассказывая о летательных аппаратах, основанных на одной из самых оригинальных и интересных конструктивных идей в истории авиации. Оказывается, впервые принцип "самолета" с дисковым крылом предложил три века назад шведский изобретатель Эммануель Сведенберг. Тогда летать, как птица, человек мог только в мечтах. К идее дискового крыла вернулся великий Циолковский, в развитие проекта Сведенберга разработавший свой проект авиационной летательной машины, а в 1909 году русский конструктор Анатолий Уфимцев реально использовал эти идеи и поднял в воздух свой дископлан.

Думаете, на этом дело и закончилось, и самолеты с абсолютно круглым или "в половину блина" крылом остались курьезом в истории авиации? Отнюдь. Великолепные иллюстрации к докладу Андрея Киселева показали множество интереснейших дископланов: Фокке-Вульф-500 "Шаровая молния", истребитель "Скиммер", Avrokar AVRO VZ-9AV, беспилотные "диски Беллуццо", самолеты вертикального взлета и посадки... А также российский ЛА "Экип", способный перемещаться в непосредственной близости от земли и воды на воздушной подушке и при этом развивать приличную скорость.

Дископланы - настоящие "земные НЛО"! Они и похожи на "неопознанные летающие объекты" уфологов и авторов фантастических фильмов. И не окажется ли в будущем, что наши братья по разуму из всех возможных конструкций летательных аппаратов выбрали и усовершенствовали именно дископлан? Поэтому-то и направляют к нашей Земле все новые и новые "летающие тарелки"...

Не менее серьезно отнесся к подготовке своего доклада другой участник молодежного симпозиума - ученик 222-й московской школы Денис Гусев. Выбранная им тема - "Летающие ядерные реакторы". Примечательно, что и Дениса побудило обратиться к этому направлению авиации то, что возможности использования энергии атома в интересах развития авиации реализованы пока очень незначительно, лишь на уровне отдельных экспериментов. Хотя понятно, что этому виду энергии в дальнейшем научно-техническом прогрессе человечества будет принадлежать бесспорный приоритет. И вполне в духе нашего века Денис увязывает использование ядерных реакторов, в том числе и в авиации, с экологическими проблемами - обеспечением защиты окружающей среды от радиоактивного загрязнения.

Глубокие познания в истории развития инженерной науки, вкладе в мировое авиастроение знаменитых авиаконструкторов показал воспитанник лицея N1550 Степан Жилин. Он рассказал, что, приступая к отбору материала для своего выступления, решил, что рассказывать только о наших - советских и российских - конструкторах "было бы нечестно". Поэтому в докладе Степан приводил интересные факты об англичанине де Хевиленде - создателе "деревянного щита Британской империи" самолета DH-98 "Москито" и первого в мире реактивного пассажирского самолета "Комета", его соотечественнике Митчелле - конструкторе самолета "Спитфайер", который называли "победителем битвы за Британию" в воздушной войне с фашистами. Отметил он и вклад американца Дональда Дугласа в развитие мировой гражданской авиации: его Dc-3 "Дакота" стал первым в мире рентабельным пассажирским самолетом, с появлением которого объем авиаперевозок стал стремительно расти. Причем конструкция лайнера оказалась настолько удачной, что 500 Dс-З продолжают эксплуатировать и поныне. С увлечением рассказывал Степан и о русских конструкторах - авторах прославленных, уникальных самолетов И. Сикорском, С. Лавочкине, С. Ильюшине, О. Антонове.

Участники симпозиума попали в финал, потому что поняли и воплотили в своих работах очень важную мысль: все дороги будущего начинались и начинаются в истории. Тем более, в истории столь грандиозной области человеческого знания, какой является авиация и космонавтика. И все-таки молодежь по своей сути ориентирована на будущее: ребята заглядывают далеко вперед и на удивление четко формулируют задачи, которые им бы хотелось решить.

- В современной авиации возможности аэродинамики и традиционных материалов для создания самолетов практически исчерпаны, - сказал Никита Мартынович (школа N672, Москва.). - Поэтому для создания летательных аппаратов новых поколений должны использоваться материалы с совершенно новыми свойствами и принципиально новые, пока не используемые физические принципы движителя, например, гравитация.

Тринадцатилетняя Настя Голощапова из московской школы "Знак" в докладе, посвященном двухсредным летательным аппаратам, очень эмоционально заметила: "Молодежь не забывает "Энергию - Буран"! Настя считает, что аппаратам, способным перемещаться в двух (и даже трех) средах, принадлежит будущее.

Слушая доклады ребят, присутствующие задавались вопросом: как и где школьники находили такие увлекательные материалы и малоизвестные факты по истории авиации?

- Это оказалось не так просто, - ответил Никита Мартынович. - В общедоступных библиотеках таких материалов совсем мало. Зашел в Интернет - тоже не густо. За всю более-менее интересную информацию надо платить. Поехал на "Горбушку" - там ведь есть все! Все-то все, а по истории авиации почти ничего не нашел. А ведь это интересно не только мне, но и многим другим ребятам. Предлагаю создать специальный сайт по истории авиации и космонавтики, доступный всем школьникам!

Предложение Никиты заслуживает внимания. Интерес молодежи к авиации снова растет, и ей, чувствующей себя в виртуальном мире легко, как птица в поднебесье, нужно полноценное "информационное питание".

Все финалисты олимпиады продемонстрировали творческий подход к подбору и обработке материала. Например, Татьяна Грищенко из профессионального лицея N329, изучая тему советской авиации в годы Великой Отечественной войны, не только использовала печатные и киноматериалы, но и встречалась с летчиками-ветеранами войны, брала у них интервью, записывала воспоминания. Маша Чапурина из московской школы N 96 представила на симпозиуме героико-романтический рассказ о жизни и подвиге первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Получился не просто доклад, а выступление с элементами публицистики.

Симпозиум закончился, члены жюри удалились на совещание, а Большой зал ДК "Чайка" стали заполнять ребята и девчата, приглашенные на заключительный праздник олимпиады. Организаторы постарались создать здесь праздничную обстановку. И вот исполнительный вице-президент "Авиакосмофонда" С. В. Гвоздев объявляет праздник открытым и предоставляет слово председателю Оргкомитета олимпиады, заместителю генерального директора ММПП "Салют" по науке, доктору технических наук, профессору В. В. Крымову. Валентин Владимирович обращается к ребятам:

- Региональная олимпиада по истории авиации и космонавтики - первая по счету. Она прошла успешно, и мы уверены, что теперь эта олимпиада станет ежегодной. Приглашаем всех вас - а вас вон сколько, 600 человек! - принять участие в следующей. Авиация и космонавтика - это огромный и очень интересный мир. И вам, молодым, предстоит в будущем конструировать и строить новые летательные аппараты и двигатели для них, покорять новые высоты и расстояния. Пусть олимпиада станет для вас взлетной полосой!

В зале присутствуют почетные гости - дочери легендарного летчика В. Чкалова Валерия и Ольга, Герои Советского Союза, заслуженные летчики-испытатели СССР В. Г. Пугачев и В. Н. Кандауров, летчик и писатель Л.В. Вяткин. И мальчишки завороженно смотрят фильм, в котором воздушные асы демонстрируют чудеса мастерства и мужества. На экране - "кобра Пугачева", а в зале - сам прославленный автор этой сложнейшей фигуры высшего пилотажа Виктор Георгиевич Пугачев.

Музыкальные приветствия, выступления гостей, спонсоров... Но все с нетерпением ждут волнующего момента - объявления итогов и награждения победителей олимпиады. В лучших традициях знаменитых конкурсов - от "Оскара" до "ТЭФИ" - интрига идет по нарастающей. Специальные награды спонсоров получают Анастасия Голощапова и Никита Мартынович. Насте приз вручает начальник отдела клиентских операций Национального промышленного банка Е. Ю. Грачева, а Никите - заместитель гендиректора страховой компании АСТО - Гарантия С. В. Горбачев.

И вот - чествование лауреатов! Диплом III степени за третье место вручается Денису Гусеву. Второе место - у Степана Жилина. А победителем олимпиады стал Андрей Киселев. Чтобы добиться успеха, ребята проделали очень серьезную работу. И призы за такую работу тоже серьезные - портативные мультимедийные компьютеры. У Андрея Киселева - самый "крутой", способный вместить информацию объемом в 100 книг и узнающий своего пользователя по отпечаткам пальцев!

Счастливые обладатели таких замечательных призов, похоже, ничего вокруг не замечают, а вот остальные ребята с удовольствием участвуют в продолжающемся празднике: выступления известных певцов и артистов, музыка, танцы...

Спасибо - спонсорам, спасибо - "Авиакосмофонду", салют - "Салюту"!

***

Уважаемые дамы и господа!

От имени учредителей и организаторов Некоммерческой организации "Фонд авиационно-космических технологий (Авиакосмосфонд)" обращаюсь к вам с предложением о сотрудничестве и финансовом содействии.

Вам известно, что авиапромышленность России всегда была предметом гордости нашей страны, однако к настоящему времени сложилась ситуация, когда российские достижения базируются на том заделе, который создавался десятилетиями, а задел для новых достижений почти не воспроизводится. Плачевное состояние науки, образования, промышленности не позволяет нам рассчитывать на сохранение первенства в этой области уже через 5-10 лет.

Мы создали Фонд с целью объединения усилий специалистов и организаторов в области авиастроения для решения задач развития фундаментальных исследований, создания современных систем профессиональной ориентации подростков, систем подготовки и переподготовки кадров, информационного обмена, обмена опытом, а также пропаганды российских достижений. Сегодня поддерживаемая нами образовательная программа включает в себя ряд вузов, школ, лицей, колледж и профессиональное училище. Все поддерживаемые организации имеют статус некоммерческих государственных образовательных учреждений и работают на бесплатной для детей основе.

Мы рассчитываем на ваше понимание важности этих целей и задач.

Мы приглашаем к сотрудничеству производственные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, учебные заведения, издательства, финансовые институты, частных предпринимателей, специалистов, всех, кто считает поддержание и развитие российского авиастроения делом престижа России.

Мы просим финансовой и организационной помощи в создании и развитии учебных и научных баз, проведении симпозиумов, конференций, выпуске литературы с целью обмена опытом и пропаганды российских достижений в области авиастроения.

Мы рассчитываем на вашу поддержку и доверие.

С уважением

Ю. С. Елисеев, председатель Совета Фонда, генеральный директор ФНПЦ ММПП "Салют"

Алена ТАТЬЯНИЧЕВА

"Воздушный транспорт" N 020 стр. 1, 11 от 28.05.2004



Источник: http://prazdnikinfo.ru/5/33/i21_4275.htm
Категория: Об олимпиаде говорят и пишут | Добавил: sveta (21.01.2011) | Автор: Александрова Светлана
Просмотров: 1995 | Комментарии: 2 | Теги: Виктор Пугачёв | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 mechanik  
Очень интересно! Читая такие материалы я всё больше люблю авиацию

1 sveta  
Из архивных источников!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2497)
Фурсов Максим (1997)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1853)
Егор Андреевич Попов (1669)
Штриккер Артур (1255)
Григорьев Павел Сергеевич (661)
Медведкин Иван (588)
Азарин Николай (545)
Трунов Артём Николаевич (464)
Ефимова Софья Алексеевна (439)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024