Воскресенье, 28.02.2021, 15:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Восемнадцатая олимпиада посвящена 100-летию наследия Н.Е.Жуковского
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Какова роль самолёта-разведчика U-2 в холодной войне?

Автор: Печорин Тимофей Павлович
Возраст: 16 лет
Место учёбы: ГБОУ лицей номер 486
Город: Санкт-Петербург
Руководитель: Черняк Ольга Викторовна (место работы: ГБОУ лицей 486 СПБ)

Какова роль самолёта-разведчика U-2 в холодной войне?

План:

  1. Вступление
  2. История создания самолёта
  3. Биография первого сбитого лётчика
  4. Инцидент 1 мая
  5. Роль в “Карибском кризисе”
  6. Выводы

Вступление

После создания первого самолёта, военные разных стран мира сразу же задумались  – какую роль в войнах может сыграть новый вид техники? Поначалу эти крылатые машины выполняли только разведку и корректировку артиллерийского огня, чуть позже придумали бомбы - так появились бомбардировщики, ещё позже на них установили пулемёты и пушки - и появились истребители и штурмовики, в задачи которых входили уничтожение наземных целей (у штурмовиков) и уничтожение других самолётов всех классов (задача для истребителей). Тем более, сегодня речь пойдёт о самолёте, который, несмотря на развитие всех классов самолётов, выполнял первоначальную задачу для военных – разведку.

Самолёт-разведчик U-2 ВВС США был специально разработан для этих целей, но об этом надо рассказать подробнее.

В этой работе я отвечу на вопрос: на сколько велика роль самолётов-разведчиков U-2 во время холодной войны. Я думаю, что данная тема актуальна, потому что разведка с воздуха будет востребована всегда. Нужна она будет потому что, узнать информацию с самолёта намного дешевле чем со спутника, и намного безопаснее чем отправлять человека. Лично мне эта тема интересна, так как я люблю разные истории со времён холодной войны, связанные с самолётами. Так же я собираюсь поступать в авиационный институт (возможно военный), где любая информация о противнике будет важна.

История создания самолёта

Сама идея самолёта для разведки пришла после показа стратегических бомбардировщиков М-4 на параде в Москве в 1954 году.

Самолёт-разведчик U-2 проектировался американской компанией Lockheed Martin, а главным конструктором был Келли Джонс, который недавно спроектировал самый скоростной истребитель для тех лет – F-104 “Старфайтер”.

Главным требованием к самолёту была высота полёта – в теории пролетая на высоте 20-21 км над уровнем моря – разведчик становился недосягаем для средств противовоздушной обороны противника. Так как высота была приличная, спроектировали специальное оборудование для аэрофотосъёмки поверхности – уникальная фотокамера “Perkin-Elmer” (камера имела 1800 метров плёнки. На снимках с камеры возможно было рассмотреть объекты размером меньше метра). Для полёта на заданной высоте был спроектирован летательный аппарат с размахом крыльев в 24,38 метра. Фюзеляжем являлся цельнометаллический монкок (Моноко́к  - тип пространственной конструкции, в которой (в отличие от каркасных или рамных конструкций) внешняя оболочка является основным и, как правило, единственным несущим элементом) с несущей обшивкой. Хвостовое оперение было свободнонесущим и цельнометаллическим. Основное  шасси было велосипедного типа и при взлёте убиралось внутрь фюзеляжа, так же было и вспомогательное шасси – при взлёте на него ставились концы крыльев, а при взлёте “колёсики” оставались на ВПП. Тормоза были на основном шасси, а сзади был тормозной парашют (в контейнере).

Почему же самолёт называли U-2? По обычаю в ВВС США первая буква означает назначение аппарата, но из соображений секретности вместо R (R-от англ. Reconnaissance - разведка) было решено дать марку U (от англ. Utility – общего назначения). Но почему именно 2? Всё ещё проще: U-1 и U-3 уже были в строю.

Самолёт был спроектирован за несколько месяцев, но было решено множество непростых задач и потеряно несколько человек в ходе испытаний. Полностью разведчик готов был к апрелю 1956 года. Полёты над СССР начались 4 июля 1956 года. Эти разведчики были неуязвимы для советских ПВО до 1 мая 1960 года. В этот переломный момент для самолётов марки U-2 в кабине пилота находился молодой пилот Френсис Гэри Пауэрс. Его биография заслуживает особого внимания.

Биография первого сбитого пилота

Френсис Гэри Пауэрс -  родился в 1929 году 17 августа в семье шахтёра. Окончил колледж Миллиган недалеко от города Джонсон-Сити, штат Теннеси. В мае 1950 года поступил на добровольную службу в армию США. Отучился в школе военно-воздушных сил в городе Гринвилл, штат Миссисипи, потом обучался на военно-воздушной базе в окрестностях города Финикса, штат Аризона.  Во время учёбы летал на самолётах T-6 и Т-33, а также на самолёте F-80. После окончания школы служил лётчиком на различных военно-воздушных базах США, тогда он был в звании старшего лейтенанта. Должен был участвовать в корейской войне, но у него нашли аппендицит и он остался в США на лечение. После операции его завербовало ЦРУ. После корейской войны (в 1956 году) полностью покинул ВВС и ушёл работать в ЦРУ. Там он летал на вышеупомянутом самолёте-разведчике U-2. ЦРУ платило неплохие деньги, если сравнивать с армией (в ЦРУ – 2500 долларов в месяц, в армии – 700 долларов в месяц).

После обучения пилотирования самолётом, был направлен на американо-турецкую базу, недалеко от города Аданы. И с 1956 года систематически выполнял разведывательные полёты над в границами Советского Союза с Турцией, Ираном и Афганистаном.

Здесь начинается наша история.

Инцидент 1 мая

1 мая 1960 года. Френсис Гэри Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Цель полёта -      фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза, включая полигон Байконур и центр разработки ядерного оружия Арзамас-16, а также запись сигналов советских радиолокационных станций. Маршрут начинался на  военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20 000 метров по маршруту: Аральское море — Челябинск — Свердловск — Киров — Архангельск — Кандалакша — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Буде, Норвегия.

5:36 утра (по московскому времени) – U-2 пересекает государственную границу СССР в двадцати километрах юго-восточнее Кировабада (ныне поселок Пяндж) Таджикской ССР, на высоте 20 км.

8:53 – самолёт сбит ракетами класса “земля-воздух” ЗРК С-75. Ракета взорвалась позади самолёта, повредив двигатель осколками.  Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). Также, сначала на перехват отправились два истребителя МиГ-19. Один из них был случайно сбит одной из ракет. Пилот МиГа погиб.

Итак, U-2 был сбит ракетой на высоте чуть больше 21 км. Самолёт потерял управление, вошёл в штопор и начал падать с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и покинул самолёт, перевалившись через борт, не используя катапульту. Затем на пяти километрах привёл в действие парашют (по версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом, однако не сделал этого, так как знал от одного из техников, что при этом сработает заряд взрывчатки). После приземления его задержали двое местных жителей. Они думали что упал советский истребитель на испытаниях. Но когда нашли у пилота шлемофон, из которого звучала речь на другом языке его скрутили. Позже был найден пистолет с глушителем, серебряный доллар с ядом и некоторые другие средства выживания. Пауэрс был препровожден в Москву, где дал военным следственным органам показания.

Как только стало известно об уничтожении самолёта, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён военной колонией верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

10 февраля 1962 в Берлине на мосту Глинке Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель).

После возвращения в США успел поработать лётчиком испытателем, а после работал пилотом вертолёта. Погиб 1 августа 1977 года в авиакатастрофе из-за недостатка топлива.

Роль в “Карибском кризисе”

Для начала нужно разобраться в том, чем является “карибский кризис”. Карибский кризис это самая горячая точка холодной войны. Момент, когда чуть не началась ядерная война. А всё началось с того что, пролетая над “островом свободы”, разведчик на U-2 заметил размещение ракет СССР средней дальности. В начале сентября американцы получили снимки с самолета U-2, на которых было запечатлено строительство позиций для зенитных ракет. Эти ракеты имели дальность 2400 км следовательно, могли достать почти до всех стратегических точек США.

Но эта информация досталась США ценой жизни пилота. Вот некоторые записи в советском центре, сбившем самолёт: "...майор Герченов приказал мне: "Цель уничтожить тремя, очередью!" Я перевел все три стрелковых канала в режим БР и нажал кнопку "Пуск" первого канала. Ракета сошла с пусковой установки. После я доложил: "Есть захват!" Первая ракета уже летела 9-10 секунд, когда командир скомандовал: "Вторая, пуск!" Я нажал кнопку "Пуск" второго канала. Когда разорвалась первая ракета, на экранах появилось облако. Я доложил: "Первая, подрыв. Цель, встреча. Цель поражена!" После подрыва второй ракеты цель начала резко терять высоту, и я доложил: "Вторая, подрыв. Цель уничтожена!" Пилот U-2 майор Рудольф Андерсон погиб”. Это записи из книги “Белые пятна Карибского кризиса”. Хотя на самолётах тогда уже стояла система, позволяющая вовремя заметить, что вы на прицеле и начать маневрирование, похоже, что в тот момент её отключили. Может быть это сделали для того чтобы под предлогом мести вторгнуться на Кубу и свергнуть коммунистический режим, неясно. Но ясно одно: после этого инцидента карибский кризис вошёл в самую острую стадию. К счастью всё закончилось хорошо, и война не началась.

Выводы

Исходя из всех данных, можно сказать, что разведка в холодной войне играла далеко не последнюю роль. Конечно, воздушная разведка была одним из самых приоритетных видов добычи информации. Самолёты-разведчики не несли ни ядерное оружие, ни какое-либо другое, они просто добывали информацию, которая иногда бывает важнее, чем численное превосходство, потому что из данной информации разрабатывается тактика. Правильная тактика позволяет побеждать без численного превосходства. СССР не мог пользоваться воздушной разведкой, за неимением баз рядом с США. А вот американцы могли и пользовались этой возможностью.

Лично я думаю, что на исход холодной войны эти два инцидента не повлияли. Но из-за этих происшествий чуть не началась третья мировая война. Первый значительно охладил, и без того плохие, отношения. А второй почти стал началом конца. Впрочем, всё успокоилось и это главное.

Список литературы:

Сайты:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_U-2
  2. http://www.airwar.ru/enc/spy/u2.html

Книги:

  1. "Белые пятна Карибского кризиса" Авторы: В.А.Бубнова и М.В.Гаврилова
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (28.12.2020) | Автор: Печорин Тимофей Павлович E W
Просмотров: 96 | Теги: 1960 г., 1962, U-2, Карибский Кризис, самолёт-разведчик, холодная война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...

Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПЕРВЫЙ ТУР
18-й ОЛИМПИАДЫ
ЗАВЕРШЁН!

Календарь
Их многие читают
Шишкин Кирилл Ярославович (889)
Каширина Марина Сергеевна (762)
Вдовенков Иван Николаевич (714)
Сёмина Дарья Владимировна (594)
Водолазов Николай Александрович (396)
Приб Сергей Вадимович (281)
Ульбашев Мухаммат Масхутович (276)
Рахматуллин Эльдар Рафаэлович (274)
Расторгуев Даниил Игоревич (273)
Пухов Андрей Валерьевич (249)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2021