Четверг, 28.03.2024, 20:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Восемнадцатая олимпиада (2020/21 уч.год)

Нам разум дал стальные руки-крылья…

Александр Протасов, 18 лет, город Новосибирск, Российская Федерация
Руководитель: Г.В.Косачёва

Министерство образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
"Новокузнецкий транспортно-технологический техникум"
1-й курс

654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 47, тел . +7(3843)70-18-84, E-mail: nttt2012@mail.ru

Нам разум дал стальные руки-крылья…

Содержание    

Введение

  1. Так начиналась авиация в Сибири
  2. Становление аэроклубов в Кузбассе
  3. Новокузнецкий аэроклуб

Заключение
Литература
Приложение

Введение

Авиация – это вершина интеллектуального и технического творчества, самое прогрессивное направление развития науки и техники. Авиация – это реальное воплощение давней мечты человечества о полёте, стремления людей к высоте, облакам, к звёздам. Лётчики, штурманы, инженеры, авиаконструкторы всегда были на переднем крае науки, техники, инженерной мысли и лётного мастерства. Мужество и талант этих людей с начала XX века, века авиации и космонавтики, поднимают авиацию к вершинам в прямом и переносном смысле.

Молодое поколение, охваченное патриотическим порывом, возможностями обновлённого времени в тяжелейших экономических условиях после войн, Первой мировой (1914-1918 г.г.) и Гражданской (1918-1920 г.г.), строило новое государство – могучую Советскую державу. Это было поистине историческое время – время пролетарской молодёжи, её самозабвенного труда в восстановлении народного хозяйства, в создании индустриальной страны. Это было время мечтаний и учёбы, когда молодым рабочим и крестьянам открылись горизонты науки и знаний. Они, преодолевая через Всеобуч малограмотность, шли учиться в Промакадемии и Рабфаки, чтобы стать специалистами. И в этой многомиллионной армии строителей и мечтателей были наши кузбассовцы, влюблённые в небо, ставшие прославленными лётчиками, Героями Советского Союза и России и даже космонавтами. И всё это благодаря Октябрьской революции. Чувство собственного достоинства и гордости испытывала трудовая молодёжь в том, что они от сохи и лопаты, преодолев все трудности, сумели освоить сложнейшую авиационную технику, сели за штурвалы самолётов, стали лётчиками и вошли в особую когорту Вооружённых сил страны, именуемую «Сталинские соколы». Именно так называли покорителей воздушного пространства, и пилоты Советского Союза гордились этим.

Целью работы было собрать информацию о первых аэроклубах Кузбасса и людях, связанных с ними.

Задачи:

  1. изучить историю становления и развития воздушного флота в Сибири;
  2. найти сведения о первых аэроклубах;
  3. расширить знания по истории родного города.

1. Так начиналась авиация в Сибири

Гражданская авиация Сибири начала формироваться в 20-е годы XX века. В апреле 1923 года было образовано первое Сибирское содружество воздушного флота. А уже через три года в Сибири появился первый самолет фирмы «Юнкерс».

В мае 1929 года на территории Западной Сибири началась работа авиационных станций в Новосибирске и Омске. Эти авиационные станции занимались обустройством и обслуживанием полетов на новой авиалинии Москва-Иркутск. Сибирские авиационные маршруты на то время еще не были досконально изучены и пропущены. Именно поэтому командование планировало нанять немецких летчиков для изучения и освоения воздушных трасс. Тем не менее услуги германских ассов стоили немалых денег, поэтому пришлось привлекать собственные резервы. В число воздушных работников, освоивших авиационные линии Западной Сибири, вошли Владимир Романов, Федор Каноненко и Иосиф Лапоногов. Последнему принадлежит слава основания гражданской авиации Кузбасса.

Гражданская авиация Сибири развивалась стремительно. Уже в 1930 году авиаторы транспортировали более 700 кг грузов и несколько тонн почты. К 1933 году авиационное управление Западной Сибири гражданского аэрофлота было признано первым во Всесоюзном соревновании, участие в котором принимали другие авиационные управления СССР. В течение последующих лет Сибирская авиация развила систему полетов до такой степени, что в день совершалось не менее десяти вылетов (Приложение 1).

В начале 30-х годов велось освоение авиационных линий, пролегающих в небесном пространстве Западной Сибири. 17 августа 1930-го года был совершен авиационный перелет, положивший начало всей гражданской авиации Кузбасса.

Сложный на тот момент авиационный маршрут Новосибирск-Новокузнецк с посадкой в городе Кемерово был выполнен профессиональным советским летчиком Лапоноговым Иосифом Семеновичем. Перелет был совершен на советском биплане У-1 «Авро» (Приложение 2). В состав экипажа также вошел бортмеханик – П. К. Колесник. Именно этот день вошел в историю Кузбасса и всей Западной Сибири как день рождения Кузбасской гражданской авиации.

Воздушные пространства Западной Сибири изначально представлялись крайне сложными для изучения. В первую очередь из-за масштабов и климатических условий, поэтому было решено привлечь западных специалистов. Однако после невозможности этого союза командование обратилось к советским воздушным ассам (Приложение 3). Одним из них был Лапоногов Иосиф Семенович – крайне опытный и титулованный советский летчик. Лапоногов проложил немалое количество авиалиний в воздушном пространстве Западной Сибири. Ниже представлена часть заслуг и наград Лапоногова:

  • С 1914 по 1919 проходил обучение в Гатчинской авиационной школе;
  • Был назначен в отряд истребителей;
  • Проходил службу в рядах Красной армии, а также участвовал в Гражданской войне;
  • Лауреат двух орденов Красного Знамени (за мужество и героизм);
  • Основоположник сибирской гражданской авиации;
  • Одним из первых советских летчиков налетал миллион километров.

А потом были 1941-1945 годы Отечественной войны. Ещё недавно прошедшие курсы в аэроклубах и только что окончившие лётные училища, не имея никакого опыта, молодые лётчики-кузбассовцы столкнулись в воздушных боях с фашистскими асами Геринга, воевавшими в Европе, на счету которых были сотни сбитых самолётов. И наши ребята не дрогнули перед размалёванными «мессершмиттами» и «юнкерсами». Воспитанники Кемеровского аэроклуба: Степан Брюханов, Африкант Ерофеевский (в 1944 г. командовал авиаполком), Василий Лыков, Александр Сарыгин, Пётр Седельников, Иван Фатеев (стали Героями Советского Союза) и другие вступили в смертельное единоборство с немцами. Фашистские стервятники, имея превосходство в самолётах, рассчитывали на лёгкую победу, на безраздельное господство в воздухе, но не тут-то было. В первых воздушных боях, познав русский характер, мужество и отвагу советских лётчиков, гитлеровцы почувствовали, что это не воздушные просторы Европы, где они безнаказанно творили злодеяния. И запылали кострами скоростные «мессершмитты», «юнкерсы» и «хейнкели» от тихоходных советских самолётов И-16, И-153, У-2, которые были на вооружении авиации в начале войны. Мужественно и храбро дрались с врагом лётчики-выпускники кузбасских аэроклубов: Новокузнецкого – Александр Амосов, Иван Бойков, Пётр Ефимов, Алексей Зинченко, Валентин Козлов, Евграф Селиванов, Сергей Сомов (Герой России), Семён Черновский; Тайгинского – Пётр Кузнецов, Алексей Миронов, Геннадий Новиков, Фёдор Прокопенко (Герой России), Михаил Шатило, Александр Шокуров; Прокопьевского – Фёдор Буслов, Валерий Полуновский, Иван Черных, Михаил Чеченев; Ленинск-Кузнецкого – Дмитрий Бизяев, Пётр Шакурин; Анжеро-Судженского – Алексей Дергач, Леонид Иванов, Николай Юркин; Беловского – Михаил Журавков, удостоенные звания Героя Советского Союза, и многие другие лётчики из кузбасских аэроклубов, удостоенные боевых наградам. Немало было истреблено живой силы и техники противника ночными бомбардировщиками ПО-2, которыми управляли женщины, прославленные лётчики Отечественной войны. Эти фанерные самолёты, названные немцами «швейными машинками», а лётчицы – «ночными ведьмами», наводили ужас и страх на врагов, когда ночью с бреющего полёта на их головы сыпались бомбы. Среди таких отважных лётчиц были воспитанницы кузбасских аэроклубов: из Кемеровского – Валентина Кравченко (Герой России), а также выпускница Новокузнецкого – Анна Язовская (погибла в бою в 1943 г.), – которые воевали в одном из единственных женских полков пикирующих бомбардировщиков (командир, Герой СССР Марина Раскова). В таких же женских авиационных соединениях воевали Мария Толстова и Лидия Егорова из Новокузнецка, Раиса Суранова из Тайги и многие кузбасские девушки, прошедшие хорошую лётную подготовку в аэроклубах. Своим мужеством и храбростью прославили страну и Кузбасс прокопчане Евгений Азаров; мариинцы Григорий Баламуткин, Алексей Киреев (в 1943 г. командовал авиаполком); кемеровчанин Степан Марковцев (стал генералом); топкинец Павел Фурс (стал генералом); анжеросудженец Леонид Туйгунов; тисульчанин Иван Пашков и Василий Жихарев (в 1944 г. командир авиаполка) из Яйского района. Наши земляки за ратный труд в воздушных боях стали Героями Советского Союза. Первые советские бомбы посыпались на Берлин в начале войны от дальнебомбардировочной авиации, где в составе группы самолётов вёл свою эскадрилью на логово врага бывший анжерский шахтёр, лётчик Василий Тихонов, который ещё несколько раз совершал налёты на столицу рейха и дарил сибирские «гостинцы» из Кузбасса. За этот беспримерный подвиг наш земляк, один из первых лётчиков- кузбассовцев, 16 сентября 1941 г. был удостоен звания Героя Советского Союза (в 1943 г. стал генералом, командовал авиадивизией). А в январе 1942 г. такое же высокое звание было присвоено (посмертно) комсомольцу, командиру экипажа Ивану Черных из Киселёвска, повторившего подвиг Н. Гастелло. А через год там же под Ленинградом, земляк Ивана, киселевчанин, командир эскадрильи Ириней Беляев, имея на счету более двадцати сбитых самолётов врага, схватился с десятью вражескими стервятниками, троих подбил, но и сам погиб в неравном бою (Звание Героя СССР присвоено 05.05.1991 г.). Не увидели светлого дня Победы новокузнечане Александр Амосов (погиб в 1944 г.), Евграф Селиванов (погиб в 1945 г.), и всего пять дней не дожил до конца войны кемеровчанин Степан Брюханов, уничтоживший на своём штурмовике ИЛ-2 десятки танков и несколько тысяч гитлеровцев (посмертно всем лётчикам присвоено звание Героя Советского Союза). Огромный вклад в Победу внесли лётчики-кузбассовцы. Они в воздушных боях уничтожили около двухсот самолётов противника и столько же на аэродромах (несколько авиадивизий), сожгли сотни танков, орудий и другой техники, разбомбили десятки железнодорожных станций и мостов врага, вогнали в гроб десятки тысяч гитлеровцев. В успехах наших земляков-пилотов при разгроме врага немалая заслуга Сергея Голубева, который в Кемерово готовил лётчиков для фронта. А потом в составе штурмовой авиации воевал на многих фронтах, сбивал «крестовых», уничтожал технику и живую силу противника, за что был награждён медалью «Золотая Звезда». В дальнейшем Герой СССР С.В. Голубев стал генерал-полковником, командовал авиационными соединениями.

2. Становление аэроклубов в Кузбассе

К нам в Кузбасс в первых пятилетках индустриализации и становления народного хозяйства из европейской части страны, с Украины и Белоруссии, с азиатских республик, из соседних областей прибыло большое число мигрантов, которые расселялись в кузбасских городах и принимали участие в развитии региона. В те тридцатые годы прошлого столетия для рождающейся авиации нужны были качественно обученные кадры и в большом количестве. Тогда в промышленных городах Кузбасса стали образовываться аэроклубы. Первым в Западной Сибири был Новокузнецкий, а за ним последовали другие – Прокопьевский, Беловский, Ленинск–Кузнецкий, Кемеровский, Анжеро– Судженский, и даже в станционном посёлке Тайга деповские рабочие организовали аэроклуб, который был единственным на железнодорожном транспорте, таким он и по нынешнее время остался в истории страны неповторимым. И в этом масштабном привлечении молодёжи в авиацию ни одна область Советского Союза не могла сравниться с нами по численности созданных аэроклубов в одном регионе.

Эти учебные авиационные организации ОСОАВИАХИМа из кузбасской рабоче-крестьянской молодёжи подготовили для Военного и Гражданского воздушного флотов сотни пилотов и техников, среди которых многие стали прославленными лётчиками Отечественной войны и были награждёны правительственными наградами. Тридцать пять воспитанников аэроклубов удостоились звания Героя Советского Союза и России, из них четверо выдающиеся лётчики–испытатели современной реактивной техники, участники создания ядерного щита – безопасности страны. К этой плеяде лётчиков, Кемеровский аэроклуб воспитал десятки спортсменов мирового и международного классов, один из них стал абсолютным чемпионом мира по высшему пилотажу, до сих пор которому нет равных на планете.

3. Новокузнецкий аэроклуб

Первый в Западной Сибири и в Кузбассе. В 1932 г. на обширнейшей территории от Урала до Енисея в г. Сталинске (ныне Новокузнецк), где шло грандиозное строительство металлургического комбината, был образован аэроклуб, начальником которого стал работник горкома комсомола П.В. Назин. Этот первенец, основоположник Кузбасских аэроклубов, открыл путь в небо многим молодым людям из рабочих и крестьянских семей, вырастил яркое созвездие Героев Советского Союза, выдающихся лётчиков страны Советов. Первоначально сформировалась планерная станция, а через три года в марте 1935 г. состоялся первый выпуск пилотов, и первым выпускником стал электромонтёр КМК Виктор Мещеряков. Учебной частью аэроклуба были самолёты У-2 и три парашютных вышки. Для подготовки лётчиков в Осинниках (ныне город) и в Кузедеево были созданы филиалы. С первого выпуска и до войны аэроклуб ежегодно готовил для авиации до двухсот пилотов, десятки авиатехников и других специалистов из трудовой пролетарской молодёжи. С началом Отечественной войны все лётчики - аэроклубовцы, создав экипажи, на учебных самолётах вылетели к местам назначения, где шло формирование авиационных соединений. Вместе с тем Новокузнецкий аэроклуб продолжал свою деятельность в подготовке авиационных кадров для фронта. Обучение лётному делу вели в основном женщины - инструкторы, чьи успехи стали результатом в завоевании первого места по области (Новосибирской) с вручением Красного знамени. Лётчики - новокузнечане, прошедшие аэроклубовскую школу, доблестно воевали с врагом на всех фронтах Отечественной войны: А. Мерзляков – в истребительном полку; Александр Роганов, Иван Мавренкин, Михаил Мухин и Пётр Воротилин – в бомбардировочной авиации, а Георгий Пьянков в штурмовой защищал небо Заполярья. Встретили Победу дошедшие до Берлина бывший начальник аэроклуба Дмитрий Белоусов и лётчица . штурмовой авиации Маша Толстова, поставившая свою подпись на стене рейхстага. Героически сражались на фронте и завершили войну аэроклубовцы: Иван Бойков, Пётр Ефимов, Алексей Зинченко, Валентин Козлов, Семён Черновский, ставшие Героями Советского Союза, и Сергей Сомов, впоследствии удостоенный звания - Герой России. Не увидели светлого дня Победы пилоты: Александр Амосов, Евграф Селиванов, Герои СССР (посмертно), Михаил Орлов, Сергей Пожидаев, лётчицы Анна Язовская, Лидия Егорова и другие воспитанники аэроклуба. Они погибли в воздушных боях, защищая Родину, и их имена навечно вписаны в историю авиации страны. Они живы в памяти новокузнечан и всех кузбассовцев.

Осенью 1942 года в связи с уходом на фронт авиаспециалистов аэроклуб расформировали.

Заключение

В становлении отечественной авиации, образовании могучей космической державы немалая заслуга и вклад наших земляков. В Кузбассе был создан первый за Уралом центр по подготовке авиационных кадров, здесь работали семь аэроклубов: Новокузнецкий, Прокопьевский, Беловский, Ленинск–Кузнецкий, Кемеровский, Анжеро– Судженский и Тайгинский, который по нынешнее время в авиационной истории страны был и остался единственным аэроклубом на железнодорожном транспорте. У истоков образования авиации Пограничных войск был наш земляк из Мариинска, авиатор – пограничник Алексей Киреев командир авиазвена 1-го пограничного авиационного отряда, участник Великой Отечественной войны, командовал авиаполком, Герой Советского Союза. Сотни лётчиков выпустили кузбасские аэроклубы в довоенное время, а когда пробил час испытаний, наши кузбасские соколы показали образцы мужества и героизма в годы Великой Отечественной войны. 37 лётчикам-кузбассовцам в том числе 28 воспитанникам аэроклубов, присвоено звание Героя Советского Союза (пятерым посмертно).

Литература

  1. Авиару http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/uchebnye-samolety-2/uchebnye-samolety-1920-e-1940-e-gody/uchebno-trenirovochnyj-samolet-u-1/
  2. Livejournal https://v-krimoff.livejournal.com/49705.html
  3. Livejournal https://v-krimoff.livejournal.com/49705.html
  4. Библиотека сибирского краеведения http://bsk.nios.ru/content/my-krylatyy-narod

Приложение


Приложение 1. Тренировка парашютистов.  Аэроклуб Сталинск

Приложение 2. Учебно-тренировочный самолет модели У-1 

Приложение 3. Курсанты на инструктаже в Сталинском аэроклубе

Категория: Восемнадцатая олимпиада (2020/21 уч.год) | Добавил: Service (14.12.2020) | Автор: Протасов Александр E W
Просмотров: 961 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1986)
Фурсов Максим (1765)
Егор Андреевич Попов (1346)
Штриккер Артур (1100)
Григорьев Павел Сергеевич (580)
Медведкин Иван (464)
Эжиев Руслан Мухаммедович (425)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (344)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024