Александр Протасов, 18 лет, город Новосибирск, Российская Федерация
Руководитель: Г.В.Косачёва
Министерство образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
"Новокузнецкий транспортно-технологический техникум"
1-й курс
654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 47, тел . +7(3843)70-18-84, E-mail: nttt2012@mail.ru
Нам разум дал стальные руки-крылья…
Содержание
Введение
- Так начиналась авиация в Сибири
- Становление аэроклубов в Кузбассе
- Новокузнецкий аэроклуб
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Авиация – это вершина интеллектуального и технического творчества, самое прогрессивное направление развития науки и техники. Авиация – это реальное воплощение давней мечты человечества о полёте, стремления людей к высоте, облакам, к звёздам. Лётчики, штурманы, инженеры, авиаконструкторы всегда были на переднем крае науки, техники, инженерной мысли и лётного мастерства. Мужество и талант этих людей с начала XX века, века авиации и космонавтики, поднимают авиацию к вершинам в прямом и переносном смысле.
Молодое поколение, охваченное патриотическим порывом, возможностями обновлённого времени в тяжелейших экономических условиях после войн, Первой мировой (1914-1918 г.г.) и Гражданской (1918-1920 г.г.), строило новое государство – могучую Советскую державу. Это было поистине историческое время – время пролетарской молодёжи, её самозабвенного труда в восстановлении народного хозяйства, в создании индустриальной страны. Это было время мечтаний и учёбы, когда молодым рабочим и крестьянам открылись горизонты науки и знаний. Они, преодолевая через Всеобуч малограмотность, шли учиться в Промакадемии и Рабфаки, чтобы стать специалистами. И в этой многомиллионной армии строителей и мечтателей были наши кузбассовцы, влюблённые в небо, ставшие прославленными лётчиками, Героями Советского Союза и России и даже космонавтами. И всё это благодаря Октябрьской революции. Чувство собственного достоинства и гордости испытывала трудовая молодёжь в том, что они от сохи и лопаты, преодолев все трудности, сумели освоить сложнейшую авиационную технику, сели за штурвалы самолётов, стали лётчиками и вошли в особую когорту Вооружённых сил страны, именуемую «Сталинские соколы». Именно так называли покорителей воздушного пространства, и пилоты Советского Союза гордились этим.
Целью работы было собрать информацию о первых аэроклубах Кузбасса и людях, связанных с ними.
Задачи:
- изучить историю становления и развития воздушного флота в Сибири;
- найти сведения о первых аэроклубах;
- расширить знания по истории родного города.
1. Так начиналась авиация в Сибири
Гражданская авиация Сибири начала формироваться в 20-е годы XX века. В апреле 1923 года было образовано первое Сибирское содружество воздушного флота. А уже через три года в Сибири появился первый самолет фирмы «Юнкерс».
В мае 1929 года на территории Западной Сибири началась работа авиационных станций в Новосибирске и Омске. Эти авиационные станции занимались обустройством и обслуживанием полетов на новой авиалинии Москва-Иркутск. Сибирские авиационные маршруты на то время еще не были досконально изучены и пропущены. Именно поэтому командование планировало нанять немецких летчиков для изучения и освоения воздушных трасс. Тем не менее услуги германских ассов стоили немалых денег, поэтому пришлось привлекать собственные резервы. В число воздушных работников, освоивших авиационные линии Западной Сибири, вошли Владимир Романов, Федор Каноненко и Иосиф Лапоногов. Последнему принадлежит слава основания гражданской авиации Кузбасса.
Гражданская авиация Сибири развивалась стремительно. Уже в 1930 году авиаторы транспортировали более 700 кг грузов и несколько тонн почты. К 1933 году авиационное управление Западной Сибири гражданского аэрофлота было признано первым во Всесоюзном соревновании, участие в котором принимали другие авиационные управления СССР. В течение последующих лет Сибирская авиация развила систему полетов до такой степени, что в день совершалось не менее десяти вылетов (Приложение 1).
В начале 30-х годов велось освоение авиационных линий, пролегающих в небесном пространстве Западной Сибири. 17 августа 1930-го года был совершен авиационный перелет, положивший начало всей гражданской авиации Кузбасса.
Сложный на тот момент авиационный маршрут Новосибирск-Новокузнецк с посадкой в городе Кемерово был выполнен профессиональным советским летчиком Лапоноговым Иосифом Семеновичем. Перелет был совершен на советском биплане У-1 «Авро» (Приложение 2). В состав экипажа также вошел бортмеханик – П. К. Колесник. Именно этот день вошел в историю Кузбасса и всей Западной Сибири как день рождения Кузбасской гражданской авиации.
Воздушные пространства Западной Сибири изначально представлялись крайне сложными для изучения. В первую очередь из-за масштабов и климатических условий, поэтому было решено привлечь западных специалистов. Однако после невозможности этого союза командование обратилось к советским воздушным ассам (Приложение 3). Одним из них был Лапоногов Иосиф Семенович – крайне опытный и титулованный советский летчик. Лапоногов проложил немалое количество авиалиний в воздушном пространстве Западной Сибири. Ниже представлена часть заслуг и наград Лапоногова:
- С 1914 по 1919 проходил обучение в Гатчинской авиационной школе;
- Был назначен в отряд истребителей;
- Проходил службу в рядах Красной армии, а также участвовал в Гражданской войне;
- Лауреат двух орденов Красного Знамени (за мужество и героизм);
- Основоположник сибирской гражданской авиации;
- Одним из первых советских летчиков налетал миллион километров.
А потом были 1941-1945 годы Отечественной войны. Ещё недавно прошедшие курсы в аэроклубах и только что окончившие лётные училища, не имея никакого опыта, молодые лётчики-кузбассовцы столкнулись в воздушных боях с фашистскими асами Геринга, воевавшими в Европе, на счету которых были сотни сбитых самолётов. И наши ребята не дрогнули перед размалёванными «мессершмиттами» и «юнкерсами». Воспитанники Кемеровского аэроклуба: Степан Брюханов, Африкант Ерофеевский (в 1944 г. командовал авиаполком), Василий Лыков, Александр Сарыгин, Пётр Седельников, Иван Фатеев (стали Героями Советского Союза) и другие вступили в смертельное единоборство с немцами. Фашистские стервятники, имея превосходство в самолётах, рассчитывали на лёгкую победу, на безраздельное господство в воздухе, но не тут-то было. В первых воздушных боях, познав русский характер, мужество и отвагу советских лётчиков, гитлеровцы почувствовали, что это не воздушные просторы Европы, где они безнаказанно творили злодеяния. И запылали кострами скоростные «мессершмитты», «юнкерсы» и «хейнкели» от тихоходных советских самолётов И-16, И-153, У-2, которые были на вооружении авиации в начале войны. Мужественно и храбро дрались с врагом лётчики-выпускники кузбасских аэроклубов: Новокузнецкого – Александр Амосов, Иван Бойков, Пётр Ефимов, Алексей Зинченко, Валентин Козлов, Евграф Селиванов, Сергей Сомов (Герой России), Семён Черновский; Тайгинского – Пётр Кузнецов, Алексей Миронов, Геннадий Новиков, Фёдор Прокопенко (Герой России), Михаил Шатило, Александр Шокуров; Прокопьевского – Фёдор Буслов, Валерий Полуновский, Иван Черных, Михаил Чеченев; Ленинск-Кузнецкого – Дмитрий Бизяев, Пётр Шакурин; Анжеро-Судженского – Алексей Дергач, Леонид Иванов, Николай Юркин; Беловского – Михаил Журавков, удостоенные звания Героя Советского Союза, и многие другие лётчики из кузбасских аэроклубов, удостоенные боевых наградам. Немало было истреблено живой силы и техники противника ночными бомбардировщиками ПО-2, которыми управляли женщины, прославленные лётчики Отечественной войны. Эти фанерные самолёты, названные немцами «швейными машинками», а лётчицы – «ночными ведьмами», наводили ужас и страх на врагов, когда ночью с бреющего полёта на их головы сыпались бомбы. Среди таких отважных лётчиц были воспитанницы кузбасских аэроклубов: из Кемеровского – Валентина Кравченко (Герой России), а также выпускница Новокузнецкого – Анна Язовская (погибла в бою в 1943 г.), – которые воевали в одном из единственных женских полков пикирующих бомбардировщиков (командир, Герой СССР Марина Раскова). В таких же женских авиационных соединениях воевали Мария Толстова и Лидия Егорова из Новокузнецка, Раиса Суранова из Тайги и многие кузбасские девушки, прошедшие хорошую лётную подготовку в аэроклубах. Своим мужеством и храбростью прославили страну и Кузбасс прокопчане Евгений Азаров; мариинцы Григорий Баламуткин, Алексей Киреев (в 1943 г. командовал авиаполком); кемеровчанин Степан Марковцев (стал генералом); топкинец Павел Фурс (стал генералом); анжеросудженец Леонид Туйгунов; тисульчанин Иван Пашков и Василий Жихарев (в 1944 г. командир авиаполка) из Яйского района. Наши земляки за ратный труд в воздушных боях стали Героями Советского Союза. Первые советские бомбы посыпались на Берлин в начале войны от дальнебомбардировочной авиации, где в составе группы самолётов вёл свою эскадрилью на логово врага бывший анжерский шахтёр, лётчик Василий Тихонов, который ещё несколько раз совершал налёты на столицу рейха и дарил сибирские «гостинцы» из Кузбасса. За этот беспримерный подвиг наш земляк, один из первых лётчиков- кузбассовцев, 16 сентября 1941 г. был удостоен звания Героя Советского Союза (в 1943 г. стал генералом, командовал авиадивизией). А в январе 1942 г. такое же высокое звание было присвоено (посмертно) комсомольцу, командиру экипажа Ивану Черных из Киселёвска, повторившего подвиг Н. Гастелло. А через год там же под Ленинградом, земляк Ивана, киселевчанин, командир эскадрильи Ириней Беляев, имея на счету более двадцати сбитых самолётов врага, схватился с десятью вражескими стервятниками, троих подбил, но и сам погиб в неравном бою (Звание Героя СССР присвоено 05.05.1991 г.). Не увидели светлого дня Победы новокузнечане Александр Амосов (погиб в 1944 г.), Евграф Селиванов (погиб в 1945 г.), и всего пять дней не дожил до конца войны кемеровчанин Степан Брюханов, уничтоживший на своём штурмовике ИЛ-2 десятки танков и несколько тысяч гитлеровцев (посмертно всем лётчикам присвоено звание Героя Советского Союза). Огромный вклад в Победу внесли лётчики-кузбассовцы. Они в воздушных боях уничтожили около двухсот самолётов противника и столько же на аэродромах (несколько авиадивизий), сожгли сотни танков, орудий и другой техники, разбомбили десятки железнодорожных станций и мостов врага, вогнали в гроб десятки тысяч гитлеровцев. В успехах наших земляков-пилотов при разгроме врага немалая заслуга Сергея Голубева, который в Кемерово готовил лётчиков для фронта. А потом в составе штурмовой авиации воевал на многих фронтах, сбивал «крестовых», уничтожал технику и живую силу противника, за что был награждён медалью «Золотая Звезда». В дальнейшем Герой СССР С.В. Голубев стал генерал-полковником, командовал авиационными соединениями.
2. Становление аэроклубов в Кузбассе
К нам в Кузбасс в первых пятилетках индустриализации и становления народного хозяйства из европейской части страны, с Украины и Белоруссии, с азиатских республик, из соседних областей прибыло большое число мигрантов, которые расселялись в кузбасских городах и принимали участие в развитии региона. В те тридцатые годы прошлого столетия для рождающейся авиации нужны были качественно обученные кадры и в большом количестве. Тогда в промышленных городах Кузбасса стали образовываться аэроклубы. Первым в Западной Сибири был Новокузнецкий, а за ним последовали другие – Прокопьевский, Беловский, Ленинск–Кузнецкий, Кемеровский, Анжеро– Судженский, и даже в станционном посёлке Тайга деповские рабочие организовали аэроклуб, который был единственным на железнодорожном транспорте, таким он и по нынешнее время остался в истории страны неповторимым. И в этом масштабном привлечении молодёжи в авиацию ни одна область Советского Союза не могла сравниться с нами по численности созданных аэроклубов в одном регионе.
Эти учебные авиационные организации ОСОАВИАХИМа из кузбасской рабоче-крестьянской молодёжи подготовили для Военного и Гражданского воздушного флотов сотни пилотов и техников, среди которых многие стали прославленными лётчиками Отечественной войны и были награждёны правительственными наградами. Тридцать пять воспитанников аэроклубов удостоились звания Героя Советского Союза и России, из них четверо выдающиеся лётчики–испытатели современной реактивной техники, участники создания ядерного щита – безопасности страны. К этой плеяде лётчиков, Кемеровский аэроклуб воспитал десятки спортсменов мирового и международного классов, один из них стал абсолютным чемпионом мира по высшему пилотажу, до сих пор которому нет равных на планете.
3. Новокузнецкий аэроклуб
Первый в Западной Сибири и в Кузбассе. В 1932 г. на обширнейшей территории от Урала до Енисея в г. Сталинске (ныне Новокузнецк), где шло грандиозное строительство металлургического комбината, был образован аэроклуб, начальником которого стал работник горкома комсомола П.В. Назин. Этот первенец, основоположник Кузбасских аэроклубов, открыл путь в небо многим молодым людям из рабочих и крестьянских семей, вырастил яркое созвездие Героев Советского Союза, выдающихся лётчиков страны Советов. Первоначально сформировалась планерная станция, а через три года в марте 1935 г. состоялся первый выпуск пилотов, и первым выпускником стал электромонтёр КМК Виктор Мещеряков. Учебной частью аэроклуба были самолёты У-2 и три парашютных вышки. Для подготовки лётчиков в Осинниках (ныне город) и в Кузедеево были созданы филиалы. С первого выпуска и до войны аэроклуб ежегодно готовил для авиации до двухсот пилотов, десятки авиатехников и других специалистов из трудовой пролетарской молодёжи. С началом Отечественной войны все лётчики - аэроклубовцы, создав экипажи, на учебных самолётах вылетели к местам назначения, где шло формирование авиационных соединений. Вместе с тем Новокузнецкий аэроклуб продолжал свою деятельность в подготовке авиационных кадров для фронта. Обучение лётному делу вели в основном женщины - инструкторы, чьи успехи стали результатом в завоевании первого места по области (Новосибирской) с вручением Красного знамени. Лётчики - новокузнечане, прошедшие аэроклубовскую школу, доблестно воевали с врагом на всех фронтах Отечественной войны: А. Мерзляков – в истребительном полку; Александр Роганов, Иван Мавренкин, Михаил Мухин и Пётр Воротилин – в бомбардировочной авиации, а Георгий Пьянков в штурмовой защищал небо Заполярья. Встретили Победу дошедшие до Берлина бывший начальник аэроклуба Дмитрий Белоусов и лётчица . штурмовой авиации Маша Толстова, поставившая свою подпись на стене рейхстага. Героически сражались на фронте и завершили войну аэроклубовцы: Иван Бойков, Пётр Ефимов, Алексей Зинченко, Валентин Козлов, Семён Черновский, ставшие Героями Советского Союза, и Сергей Сомов, впоследствии удостоенный звания - Герой России. Не увидели светлого дня Победы пилоты: Александр Амосов, Евграф Селиванов, Герои СССР (посмертно), Михаил Орлов, Сергей Пожидаев, лётчицы Анна Язовская, Лидия Егорова и другие воспитанники аэроклуба. Они погибли в воздушных боях, защищая Родину, и их имена навечно вписаны в историю авиации страны. Они живы в памяти новокузнечан и всех кузбассовцев.
Осенью 1942 года в связи с уходом на фронт авиаспециалистов аэроклуб расформировали.
Заключение
В становлении отечественной авиации, образовании могучей космической державы немалая заслуга и вклад наших земляков. В Кузбассе был создан первый за Уралом центр по подготовке авиационных кадров, здесь работали семь аэроклубов: Новокузнецкий, Прокопьевский, Беловский, Ленинск–Кузнецкий, Кемеровский, Анжеро– Судженский и Тайгинский, который по нынешнее время в авиационной истории страны был и остался единственным аэроклубом на железнодорожном транспорте. У истоков образования авиации Пограничных войск был наш земляк из Мариинска, авиатор – пограничник Алексей Киреев командир авиазвена 1-го пограничного авиационного отряда, участник Великой Отечественной войны, командовал авиаполком, Герой Советского Союза. Сотни лётчиков выпустили кузбасские аэроклубы в довоенное время, а когда пробил час испытаний, наши кузбасские соколы показали образцы мужества и героизма в годы Великой Отечественной войны. 37 лётчикам-кузбассовцам в том числе 28 воспитанникам аэроклубов, присвоено звание Героя Советского Союза (пятерым посмертно).
Литература
- Авиару http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/uchebnye-samolety-2/uchebnye-samolety-1920-e-1940-e-gody/uchebno-trenirovochnyj-samolet-u-1/
- Livejournal https://v-krimoff.livejournal.com/49705.html
- Livejournal https://v-krimoff.livejournal.com/49705.html
- Библиотека сибирского краеведения http://bsk.nios.ru/content/my-krylatyy-narod
Приложение
Приложение 1. Тренировка парашютистов. Аэроклуб Сталинск
Приложение 2. Учебно-тренировочный самолет модели У-1
Приложение 3. Курсанты на инструктаже в Сталинском аэроклубе
|