Вторник, 19.03.2024, 08:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Семнадцатая олимпиада (2019/20 уч.год)

Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?

Автор: Аскеров Михаил Тарланович
Возраст: 16 лет
Место учебы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Сибирский авиационный кадетский корпус им. А.И. Покрышкина (школа-интернат)»
Город, регион: г. Новосибирск, Новосибирская область
Руководитель: Варава Александр Юрьевич, преподаватель авиационной подготовки.

Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?

Иллюстрации на сайт участником закачаны не все. Отображение не гарантируется. (Прим. Модератора)

План исследовательской работы:

1. Введение
2. Высший пилотаж, история возникновения и становления
   2.1. Простой пилотаж
   2.2. Сложный пилотаж
   2.3. Высший пилотаж
3. Заключение
4. Источники информации.

1. Введение

ПИЛОТА́Ж (франц. pilotage, от piloter – вести самолёт), пространственное маневрирование летательного аппарата с целью выполнения фигур в воздухе.

Пилотаж принято различать по степени сложности на простой, сложный и высший, по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.

Высший пилотаж является самым зрелищным и технически сложным видом самолетного спорта, требующим использования предельных возможностей как самолета, так и летчика.

Первый чемпионат мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах был проведен в Венгрии в 1960 году, первый Чемпионат Европы - в 1977 году. Чемпионаты Мира и Европы проводятся, чередуясь, раз в два года. Советская, а затем и Российская, команда является одной из ведущих в мире. Команду отличает ярко выраженный стиль пилотажа, школа, созданная выдающимися спортсменами. В разные годы абсолютными чемпионами мира в классе unlimited (высший уровень) становились спортсмены России.

В основу работы положена гипотеза о том, что первопричиной появления всех фигур пилотажа является боевое искусство, а не спорт.

 

https://diletant.media/upload/rosteh/7/3-fa46ec0d73dae3e260245316b3d5a3e1.png https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Nesterov_marka_SSSR_1963.jpg/220px-Nesterov_marka_SSSR_1963.jpg

Российский асс Петр Николаевич Нестеров

До П. Н. Нестерова горизонтальные развороты на самолётах делали без крена — «блинчиком». Заслуга Нестерова в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. Он так доверял своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, — центробежная сила прижимала лётчика к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали. Впервые в мире фигура была выполнена 27 августа (9 сентября) 1913 года в городе Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеровым на самолёте Ньюпор-4 с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

«Мое увлечение авиацией началось с 1910 года... - вспоминал П. Н. Нестеров. - Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота".

 

https://encyclopedia.mil.ru/files/morf/1(4).jpg

 

https://fs.znanio.ru/methodology/images/17/04/17040badfedb90ea458850d6ddba16f8f928fba6.jpg

Траектория «мёртвой петли», лично вычерченная П. Н. Нестеровым

2. Высший пилотаж, история возникновения и становления

1. Простой пилотаж

1) К фигурам простого пилотажа относятся:

  1. Вираж (с креном до 60°)
  2. Горизонтальная восьмёрка
  3. Боевой разворот
  4. Спираль
  5. Пикирование (с углами пикирования до 45°)
  6. Горка (с углами кабрирования до 45°)

Уже фигурах простого пилотажа просматривается боевое предназначение маневра: выход в тактически выгодное положение относительно самолета противника для прицельной стрельбы. Как правило, это цель достигалась выходом в заднюю полусферу («в хвост») противника в горизонтальной плоскости при выполнении виража или горизонтальной восьмёрки. Либо с использованием маневров в вертикальной плоскости (пикирование, горка, спираль, боевой разворот).

Эти же фигуры пилотажа использовались и для выхода из-под удара противника.

Кроме того, использование пикирования и горки позволяет выполнять прицельные бомбометания по наземным целям.

2. Сложный пилотаж

По мере развития самолетов, увеличения мощности двигателей дальнейшим развитием пилотажа – стал сложный пилотаж.

К фигурам сложного пилотажа относятся:

  1. Бочка;
  2. Переворот (полупереворот);
  3. Петля Нестерова;
  4. Штопор;
  5. Полупетля (Иммельман);
  6. Поворот на горке (Ранверсман).

Впервые бочку выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь. Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед, и «акробат» оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту. Этот пример и является одним из подтверждений правильности гипотезы моей работы. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.

https://s10.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/705446/wx1080.jpg

Бочка

 

Впервые полупетля (Иммельман) была выполнена на моноплане Фоккер Е.III 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики, лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.

Фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.

 

https://a.d-cd.net/a84a878s-960.jpg

Полупетля (Иммельман)

Предположительно фигура пилотажа Поворот на горке (Ранверсман) («опрокидывание» - так переводится название фигуры с французского), появилась в 1930-х. Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.

Поворот на горке (Ранверсман)

Фигура делается примерно так же, как и Поворот на вертикали (Хаммерхед), но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона). Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку.

Поворот на вертикали (Хаммерхед)

Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х. Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

  1.  

3. Высший пилотаж

На сегодняшний день существуют два направления создания истребителей: сверхманевренные и малозаметные. Для каждого типа истребителей разрабатываются свои тактические приемы ведения воздушного боя. Малозаметные («невидимки») рассчитывают на победу в дальнем воздушном бою за счет внезапности. Расчет строится на том, что противник увидит «невидимку» уже после того, как он выполнить атаку. Однако учитывая современное развитие радиолокационных средств обнаружения и наведения, трудно добиться внезапности. Кроме того, «невидимость» - это технологическое решение, оно не требует дополнительной подготовки летчиков. Любые технологические «хитрости» в конце концов становятся достояние всех. Гораздо сложнее решать задачу сверхманевренности – создать боевой самолет, способный выполнять фигуры высшего пилотажа.

Я считаю, что в большинстве случаев воздушный бой после отстрела всех ракет «воздух-воздух» перейдет в ближний (маневренный) бой, в котором преимущество будет у маневренных (сверхманевренных) истребителей. Зная все хитрости высшего пилотажа, тогда легко можно будет выйти из схватки победителем.

А пока нет реальных воздушных боев, оттачивать боевое маневрирование можно и нужно на показательных выступлениях.

Колокол

Впервые фигура пилотажа в исполнении боевого истребителя была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур. Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в том, что на время прохождения нулевой скорости самолёт становится незаметным для доплеровских радаров и головок ракет с радиолокационным наведением на цель. Также используется при работе по поверхности для погашения скорости и последующего прицеливания. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».

Плоский штопор

В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете Ньюпор-XXI на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения. В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Обучение штопору несет в себе психологическую составляющую. При выполнении фигур сложного и высшего пилотажа возможен срыв самолета в штопор при ошибках в пилотировании, и, следовательно, каждый лётчик должен уметь выводить самолет из штопора. В истории воздушных боев есть случаи, когда летчик сознательно вводил самолет в штопор в неравном воздушном бою, а когда противник, посчитав, что самолет уничтожен, выходил из боя, летчик выводил самолет из штопора и продолжал нормальный полет.

Чакра Фролова

Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.

Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Выполнение фигура позволяет занимать тактически выгодное положение в воздушном бою за счет малого времени и радиуса маневра. Ее также демонстрируют во время показательных выступлений на выставках и авиационных праздниках, доказывая аэродинамическое совершенство российских истребителей поколения 4+.

Практическое значение этой фигуры пилотажа для истребительной авиации заключается в возможности атаковать противника «за спиной» или, если он совсем близко, пропустить его вперёд, самому заняв атакующее положение.

Кобра Пугачева

Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.

Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения.

По данным австрийского исследователя Тома Купера, подобная фигура впервые была случайно выполнена пилотом ВВС Сирии на истребителе МиГ-21 в 1967 году, и использовалась арабскими лётчиками в воздушных боях во время арабо-израильской войны 1973 года.

Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в возможности экстренного сброса скорости (аэродинамическое торможение — второе название «кобры»), что позволяет «стряхнуть с хвоста» истребитель противника в ближнем бою и «обмануть» РЛС с селекцией движущихся целей.

3. Заключение

Рассматривая фигуры пилотажа, можно отметить что в каждой фигуре пилотажа видно её практическое назначение для боевого применения (см. по тексту выделенный фрагменты). Первыми все фигуры пилотажа выполняли боевые летчики, а уж потом в силу своей необычности и красоты они переходили в разряд спортивного пилотирования.

Таким образом, гипотезу о том, что первопричиной появления всех фигур пилотажа является боевое искусство, а не спорт следует считать доказанной.

4. Источники информации

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пилотаж
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чакра_Фролова
  1. Яндекс
  1. https://pikabu.ru/story/figuryi_vyisshego_pilotazha__kak_kogda_i_zachem_4401738
  1. http://www.vokrugsveta.ru/article/233441/
  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мёртвая_петля
  1. https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11834927%40cmsArticle
Категория: Семнадцатая олимпиада (2019/20 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2020) | Автор: Аскеров Михаил Тарланович E W
Просмотров: 1353 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 4
2 медведь9763  
посмотрите еще раз я все сделал

4 Gvozdev  
Михаил, не все из твоих картинок находятся на нашем сайте (например, первая). Некоторые отображаются по ссылкам с внешних сайтов и будут в работе видны только до тех пор, пока они есть на этих самых внешних сайтах.
Изменить это можно было до 15 января. Теперь поздно. Учти ошибки в следующем году.

1 sveta  
-1
Михаил, смотри как правильно оформить работу http://olymp.as-club.ru/publ....-1-0-75
Картинок нет

3 медведь9763  
я сделал как вы сказали но почему то картинок нет

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Фурсов Максим (1708)
Сальников Егор Олегович (1470)
Егор Андреевич Попов (1266)
Штриккер Артур (791)
Григорьев Павел Сергеевич (554)
Медведкин Иван (441)
Азарин Николай (366)
Горбунов Кирилл Антонович (331)
Трунов Артём Николаевич (320)
Ефимова Софья Алексеевна (306)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024