Воскресенье, 26.03.2017, 12:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 2-го тура » Тексты выступлений

«Возможно, ли научиться летать, тренируясь только на авиатренажере?»

Слайд 1 (Титульный лист)

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и участники симпозиума! Вашему вниманию представляется работа: «Возможно,  ли научиться летать, тренируясь только на авиатренажере?» 

 

Слайд 2 (Автор, руководитель, консультант)

Автор – Колесников Михаил Александрович, учащийся СДТТ «МАК»           

Руководитель – Колесников Александр Петрович,  педагог доп. образования СДТТ «МАК» г. Таганрог

Консультант – Кондауров Владимир Николаевич, Герой Советского Союза, полковник, лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС

 

Слайд 3 (Цель работы)

Цель моей работы ответить на вопрос: Возможно,  ли научиться летать, тренируясь только на авиатренажере? 

 

Слайд 4 (Цитата Н. Е. Жуковского)

Своё выступление я хотел бы начать со слов советского авиаконструктора Николая  Егоровича  Жуковского,

«Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов,   а на силу своего разума»

 

Слайд 5 (Диаграмма причин авиакатастроф)

Безопасность полетов до сих пор остается наиболее критической областью эксплуатации летательных аппаратов. Статистика авиационных происшествий и катастроф свидетельствует о том, что какие бы передовые технологии не использовались при разработке новой, более совершенной и безопасной летательной техники, в конечном итоге именно хорошо подготовленный летчик всегда будет оставаться гарантом безопасности полета. 80процентов  авиапроисшествий  происходит по вине человеческого фактора.

 

Слайд 6 (Первые тренажеры)

Самыми первыми «тренажёрами» были старые или разбитые в авариях аэропланы. Их слегка ремонтировали, сдирали обшивку с крыльев, и курсанты могли отрабатывать азы управления на почти настоящем самолете, неуклюже бегавшем по летному полю.

Эти тренажёры имели один серьезный недостаток: для обучения использовалась настоящая авиационная техника, слишком дорогая, чтобы позволить курсантам ее разрушить в процессе тренировки.

Целью таких тренажеров было  копирование наиболее важных функций, управление которыми осуществлялось одним или несколькими людьми. Задача подобных устройств состояла в формировании соответствующих навыков и реакций, которые люди могли бы в дальнейшем использовать в своей работе.

Слайд 7  («Учебная бочка Antoinette»)

1909 г.  был создан  аппарат, получивший название «Учебная бочка Antoinette».Оператор вручную приводил «тренажер» в действие, имитируя движение по тангажу, крену и рысканию. Благодаря столь простой конструкции пилот мог удержать «самолет» в равновесии, только правильно манипулируя всеми рычагами управления. Так постепенно приобретались навыки   выполнения разнообразных тонких маневров на моноплане.

Слайд 8  (Тренажер Гильшера)

В 1916 году русский инженер и летчик-ас Юрий Владимирович Гильшер потерпел авиационную катастрофу, приведшую к ампутации левой ступни. Не желая расставаться с авиацией, он сконструировал тренажер кабины, который позволял ему заново учиться летать с протезом — но уже на земле, где он был в безопасности. Аппарат Гильшера, вероятно, стал первым наземным стрелковым тренажером для одноместных самолетов в истории авиации.

Слайд 9 (Тренажер Плахова)

Симулятор Плахова образца 1935 года обучал пилотов управлению самолетом следующим образом. Обучаемый садился в задней части установки, где он приводил в действие ручку управления и педали. Перед собой он видел управляемую при помощи кабеля миниатюрную модель биплана У-2, который точно следовал за его управляющими движениями.  Развивал навыки управления.

Слайд 10 (Тренажер Платонова)

В1936г.Константин Платонов создал полную обучающую систему для учебного самолета У-2. Она состояла из имитатора приборной доски, который использовался для первоначального обучения, и многоцелевой подвижной кабины, помещенной над имитирующим подстилающую поверхность ленточным конвейером — для более продвинутого обучения. Тренажер Платонова был первой советской наземной системой подготовки летчиков, в которой применялся комплексный подход для обучения курсантов навыкам пилотирования.

Слайд 11 (Тренажер Эдвина Линка)

Революционной стала конструкция известного изобретателя Эдвина Линка. 1929г Первый авиационный тренажер Эдвина Линка представлял собой деревянный фюзеляж с кабиной и специальным механизмом, способным накачивать или спускать воздух для того, чтобы тренажер кренился, набирал высоту или пикировал. Так был построен ANT–18 Link Trainer, способный моделировать управляемое движение самолета.

Слайд 12 (Ленинградское экспериментальное КБ 470)

В 1946 году в Ленинграде было создано Экспериментальное конструкторское бюро 470 специально с целью разработки авиационных тренажеров. В 1947 году был создан первый тренажер ТКЛ-47, отличающийся осредненными характеристиками винтовых самолетов конца Второй мировой войны. Тренажер состоял из кабины с 3-DOF системой подвижности и рабочего места инструктора.

Слайд 13 (Пензенское КБ моделирования)

В 50-е годы на основе аналоговой техники в мировой практике создаются тренажеры, имитирующие кабину самолета и управление полетом в реальных условиях.

История становления Пензенского КБ Моделирования уходит в далекий 1946 год. Все начиналось с  изготовления  отдельных  частей  конструкции самолетов, а в дальнейшем и приборного оборудования. К разработкам первых тренажеров КБ приступило в начале 50-х годов. Свои первые тренажеры КБ разработало: для ВВС – «ТЛ-2» тренажер летчика самолета МиГ-19 в 1957 году, для ГА – «ТЛ-4» тренажер летчика самолета Ил-14 в 1961 г. Основное назначение полёт по приборам. Недостаток тр. ненадёжность потециометрических датчиков это приводило к частым отказам системы.

 

Слайд 14 (SR-71 Blackbird)

В 60-х — 70-х годах создаются еще более совершенные моделирующие системы на базе гибридных цифро-аналоговых устройств. 1965г.( SR-71чёрный дрозд) Тренажер Blackbird вполне можно считать первым в мире интерактивным военным симулятором с набором сценариев боевых действий, в котором впервые использовались секретные полетные записи бортовых регистраторов. Тренажер Blackbird использовался в качестве исследовательского стенда для отладки и доводки программного обеспечения системы навигации самолета-разведчика. А еще тренажер послужил важным инструментом подготовки к полетам на скоростях с числом Маха более 3.

Слайд 15 (Ленинградское КБ 470)

Тренажер для самолета Ту-22M2 .Основное назначение приобретение навыков управления ,   разобраться в приборах, отработать координацию действий.

Слайд 16 (Тренажер ЦАГИ ПСПК-102)

В 80-х – 90-х годах прошлого столетия бурное развитие компьютерных технологий позволило впервые создать тренажеры, максимально адекватно имитирующие условия реального полета.

В ЦАГИ был создан пилотажный стенда ПСПК-102, который был разработан для исследований пилотажных характеристик космического самолета «Буран». Он имел шестистепенную (6-DOF) систему подвижности, цифровой вычислительный комплекс, оптическую коллимационную систему визуализации и универсальную многоцелевую электромеханическую систему индикации. Это была установка мирового класса.

Слайд 17 (Тренажеры ГП «Антонов»)

В1995г.создан тренажерный  комплекс на ГП «Антонов» , который обеспечивал подготовку экипажей в полном объеме их функциональных обязанностей по летной эксплуатации воздушного судна конкретного типа.

Слайд 18 (ЦНТУ «Динамика», Тренажер Су-33)

ЦНТУ «Динамика» был основан в 1989 году на базе отделения динамики полета и управления «ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского». Поворотным моментом в истории предприятия стало получение в 2001 году от авиации ВМФ РФ заказа на создание первого тренажера нового поколения, позволяющего отрабатывать в полном объеме режимы пилотирования и боевого применения самолета Су-33.

 

Слайд 19 (Структура современного тренажера)

Авиационные тренажёры состоят из трёх основных частей: подвижного макета кабины с органами управления и контроля, системы визуализации обстановки за пределами кабины и математической модели, которая, реагируя на действия пилота, имитирует условия полёта.

Слайд 20 (Создание математической модели)

Работа над тренажёром начинается одновременно с началом проектирования нового самолёта. До принятия самолёта в эксплуатацию тренажёр называют инженерным. Его конструкция и параметры многократно меняются, по мере того как меняется и совершенствуется конструкция самолёта.

После первых продувок самолёта в аэродинамической трубе появляются данные, позволяющие создать математическую модель динамики полёта. Она-то и становится базой для дальнейшей работы над тренажёром. Модель постоянно уточняется, и соответственно приходится менять параметры тренажёра. Чтобы инженеры могли делать это гибко и оперативно, используют специальные программы.

Так, постепенно меняясь и совершенствуясь, инженерный тренажёр сопровождает весь процесс проектирования, строительства и испытания самолёта. Последние уточнения вводятся по результатам испытательных полётов. Для этого используют данные записи в устройствах, напоминающих принципом работы «чёрные ящики», но следящих за гораздо большим числом параметров полёта. В ряде случаев изменения в конструкцию тренажёра приходится вносить по замечаниям пилотов.
 

Слайд 21 (Современные тренажёры)

В 2010 – 2015 годах используя компьютерный синтез, авиатренажеры полностью имитируют реальный полет.

Таким тренажером Является Airbus A320, которому была присвоена повышенная степень сложности класса D.   Уровень D является самым высоким в классификации комплексных пилотажных тренажеров. Также претендующий на уровень D российский  комплексный пилотажный тренажер самолета Sukhoi Superjet 100 .

Слайд 22 (Мои исследования)

Рассмотрим систему «Человек-РЭС» 

На «входе» человека имеются рецепторы, преобразующие энергию внешнего воздействия в нервные импульсы.В центральной нервной системе происходит сравнение поступивших сигналов с некоторыми эталонными, хранимыми в памяти, и происходит принятие решения по управлению, которое производится на основе определенных навыков.
Эффекторы производят обратное преобразование энергии импульсов в энергию движения и через органы управления РЭС управляют объектом управления или самой РЭС, состояние которой отображается на СОИ. Так происходит один цикл управления;
Для нормального функционирования СЧМ необходимо обеспечить оптимальное согласование двух участков: 1 и 2. Это и является главной задачей .Особенность этой системы состоит с том, что «вход» и «выход» человека изменить нельзя. Следовательно, для обеспечения согласования при проектировании РЭС можно менять только «вход» или «выход» РЭС. Поэтому требования к проектированию РЭС (СЧМ) формулируются на основе знаний особенностей «входа» и «выхода» человека, то есть знаний особенностей построения рецепторов и  эффекторов, их характеристик и особенностей восприятия человеком информации.           

Слайд 23 (Виды анализаторов)

Внешние: зрительный,  слуховой,  тактильный и др..

Внутренние: давления,  вестибулярный, специальный и др..

Слайд24 (Наиболее значимые для лётчика)

Наибольшее значение для деятельности лётчика представляет  зрительный анализатор, за ним следуют слухо­вой  тактильный и вестибулярный  анализаторы.

Слайд 25 (Модели полёта)

Информация, отображаемая на приборах, а также поступающая к летчику с помощью технических средств   образует информационную модель полета

Летчик, считывая информацию с приборов, а также получая ее иным способом (посредством своих зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, болевых и других ощущений), формирует в своем сознании оперативную (перцептивную ) модель полета. . Именно перцептивная модель отображает то состояние воздушного судна, которое летчик принимает за основу своих действий. Точность перцептивной модели зависит от объема, точности и интенсивности поступающей к летчику информации, и от его

Сведения о требуемом положении воздушного судна летчик черпает из так называемой концептуальной модели полета. Концептуальная модель полета и все составляющие ее элементы формируются в сознании летчика в п процессе его обучения, приобретения личного опыта, а также в ходе всех видов (общей, предварительной, предполетной) подготовки к полету, поэтому ее содержание определяется уровнем профессиональной подготовки летчика, опытом его летной работы, а также качеством подготовки к конкретному полету.

Слайд 26 (Модели и ошибки )

Ошибки в деятельности летчика будут неизбежны в случаях, когда имеет место хотя бы одно из следующих условий:

информационная модель полета не соответствует реальному положению и состоянию воздушного судна (летчик получает неверную или неполную информацию);

перцептивная модель не соответствует информационной модели (летчик неверно воспринимает правильную информацию);

концептуальная модель полета не соответствует полетному заданию (летчик неверно понял полетное задание);

Слайд 27 (Мой тренажёр)

Свой тренажер я демонстрировал на выставках и там проводил опрос среди летчиков, которые желали попробовать себя на данном тренажере. Результат опросов таков: летчики за 45 лет на вопрос "можно ли научиться летать на самолете, тренируясь только на тренажере?" говорят нет, а летчики 30-его возраста, особенно малой авиации, больше склонны к положительному ответу. 

Слайд 28  (Заключение)

На  основе выше изложенного и ранее (степень визуализации, подвижные системы, шумы идр.)  можно утверждать , что на современном этапе развития лётчик сможет   соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т.е. правильно реализовать полученную информацию. Из этого я делаю вывод:

что можно научиться летать, тренируясь только на тренажёре.

Приведённый  мной график наглядно это подтверждает.

Слайд 29  (Список используемой литературы)

1. http://www.nkj.ru/archive/articles/15095/ (Наука и жизнь, В небо, не отрываясь от земли)

2. http://www.dinamika-avia.ru/company/history/ (История)

3. https://www.youtube.com/watch?v=eldz2qjfslE  (Авиатренажёры - Документальный фильм)

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Авиационный_тренажёр  (Авиационный тренажер)

5. http://www.infovek.ru/Edinaya_sistema_chelovek-mashina  (Система человек-машина)

6. http://www.studfiles.ru/preview/5519912/page:3/   (Инженерная психология)

7. http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o413_page_19.html 

8. http://works.doklad.ru/view/ry7K2aFpqi4/all.html  (Средства отражения информации)

9. http://interpretive.ru/dictionary/1019478/word/penzenskoe-konstruktorskoe-byuro-modelirovanija  (Пензенское КБ моделирования)

10. http://pkbm.e58.ru/about_ist.html  (Историческая справка)

11. http://www.ngpedia.ru/id511634p3.html  (Вычислительная техника)

12. https://vk.com/video-24015082_167867546 (Разведчик SR-71)

13. http://www.transportrussia.ru/podgotovka-spetsialistov/nebo-nachinaetsya-s-zemli.html  (Небо начинается с земли)

14. http://www.dp.ru/a/2000/11/03/Tranzas_izgotovil_aviat2/  («Транзас»)

15. Т. П. Зинченко:  Когнитивная и прикладная психология МОДЭК  2000 г.

16. http://biofile.ru/his/25632.html (Обучение авиационного персонала)

17. http://www.aviaport.ru/digest/2010/11/13/205597.html (Современные тренажерные технологии)

18. Энциклопедия пилота. Издательский дом «Осоавиахим» Москва, 2011г.

19. Автоматизированное исследование свойств сенсорного внимания человека. (Методические рекомендации). – Орел: ВНИИОТСХ, 1985 г.

20. В. А. Булатов: Учебное пособие Авиационные приборы, 2004 г.

21. Журнал  Military Simulation & Training (MS&T)

22. http://cosvat.ru (Авиационный тренажер)

23. http://archive.is/j4pi6 (ЦАГИ)

24. Н. О. Кабельков: Методика применения перспективных средств подготовки экипажей. 1997г.

25. https://yandex.ru/images/

26. http://www.airhorse.narod.ru/public/poterya_orient.html (Потеря пространственной ориентировки)

27. Пленцов А.П, Абрамов Л.И: Особенности подготовки к выполнению приборных полетов.

28. http://lib.rus.ec/b/374622/read (Мир авиации)

Слайд 30 (Спасибо за внимание)

Категория: Тексты выступлений | Добавил: _Misha_ (14.04.2016) | Автор: Михаил
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ ЗАВЕРШЁН!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАВЕРШЁН!

Google+
Их многие читают
Щур Илья Андреевич (8133)
Бадакова Анастасия (5650)
Кузьминова Анастасия Олеговна (5492)
Чеховская Алена Алексеевна (4242)
Кошманов Илья Игоревич (3726)
Иванов Семен Владимирович (3643)
Беляева Александра Сергеевна (3584)
Ахметшин Тимур (3414)
Пушинская Кристина Валерьевна (3257)
Постникова Арина Олеговна (2806)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017