Пушки среди прочего авиационного вооружения занимают особое место. Такие их свойства как универсальность применения, постоянная готовность к стрельбе, неподверженность
воздействию помех, медленное моральное старение и относительно невысокая стоимость позволяют пушкам на протяжении многих лет успешно конкурировать с другими видами
вооружения.
Накопленный
в ходе Второй мировой войны опыт применения авиационного стрелково-пушечного вооружения в послевоенный период был широко использован при совершенствовании уже имевшихся на
вооружении и разработке новых
артиллерийских систем. Первые их образцы, созданные в конце 1940-х -
начале 1950-х, представляли собой улучшенные
модели военного времени.
Совершенствование авиационных пушек шло, в основном, по
пути уменьшения их массы и повышения
скорострельности. Если требование весового совершенства оставалось общим для авиационной техники, то необходимость
существенного роста скорострельности была порождена послевоенным скачком скоростей полета реактивной авиации. Возросшие скорости сближения самолетов и их относительные
перемещения делали воздушную атаку
скоротечной, и для надежного поражения
противника в секунды огневого контам требовалось увеличение массы залпа.
Помимо повышения темпа стрельбы, этому
способствовало усиление поражающего действия ci мих снарядов при увеличении их калибр, Сразу после войны было принято решение о том, что калибр 23 мм должен стать минимальным вместо прежнего - 20 мм, уже недостаточного для поражения большинства ц лей, включая и новые самолеты. Соответствующее постановление
Правительства былопринято
осенью 1947 г. и основывалось на указании И. В. Сталина (при выработке задания на один из новых самолетов спор о том, какими пушками его оснастить - 20 или 23 мм -Сталин
разрешил однозначно, пообещав снять свою подпись под документом, если машина не
получит 23-мм пушки). Незначительное, на
первый взгляд, увеличение калибра на деле позволяло вдвое повысить массу
снаряда и мощность его действия.
В
то же время, задача улучшения баллистики не ставилась - считалось, что достигнутые
начальные скорости снаряда (порядка
800 - 900 м/с) достаточны, так как в
воздушном бою при высоких скоростях самолетов стрельба с больших расстояний будет неэффективной - противник успеет выйти
из-под огня, а быстрое сближение,
напротив, позволит даже сократить дистанции прицельной стрельбы. Соответственно, первые послевоенные пушки
конструировались под патроны уменьшенной баллистики, более легкие и с меньшей
начальной скоростью снаряда.
Для пушек ВЯ-23
военного времени
использовался 23-мм патрон, разработанный Наркоматом Боеприпасов в
1938 г. Новый патрон калибра 23 мм, предложенный
ОКБ-16, был создан с использованием
гильзы 14,5 мм патрона для
противотанковых ружей, дульце которой переобжималось под штатный 23-мм снаряд. Масса нового патрона со звеном ленты по сравнению с прежним была снижена вдвое. Подобную
доработку прошел и патрон для 37-мм пушек:
штатный, находившийся в производстве, комплектовался новой легкой гильзой,
которая была взята от патрона 37-мм зенитной
пушки, но укорочена и переобжата с переделкой
закраины. Легкие и компактные
патроны позволили создать пушки меньших размеров и массы с одновременным
увеличением скорострельности, упростилась их
установка.
Принятая на вооружение
в 1947 г. 37-мм пушка Н-37, созданная в ОКБ-16 под руководством А. Э. Нудельмана, представляла собой развитие пушки
НС-37 образца 1942 г. Построенная по
обычной схеме (один ствол и один патронник, соединенные в один общий агрегат, Н-37 выгодно отличалась от
предшественницы меньшим весом (103 кг
против 150 кг у НС-37) и более высоким темпом стрельбы (400 выстр./мин у Н-37 и 250 -у НС-37). Выигрыш был достигнут за счет конструктивных усовершенствований и
снижения начальной скорости снаряда, что
уменьшило нагрузку на детали и узлы пушки и повысило их подвижность.
|