Воскресенье, 17.12.2017, 15:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Пятнадцатая олимпиада
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Свободные публикации » Свободные статьи

КАКИЕ ПОДВИГИ СОЕТСКИХ ЛЕТЧИКОВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ТЕПЕРЬ ОКАЗАЛИСЬ ЗАБЫТЫ?
КАКИЕ ПОДВИГИ СОЕТСКИХ ЛЕТЧИКОВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ТЕПЕРЬ ОКАЗАЛИСЬ ЗАБЫТЫ?

Битюков Сергей Сергеевич
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №8 г. Курска
им. К.К. Рокоссовского
Научный руководитель: к.и.н., учитель истории и обществознания. В.А. Паньков

В настоящее время история Великой Отечественной войны стала предметом пристального внимания всего российского общества. В последнее время некоторые политические деятели предпринимают попытки пересмотра характера и итогов войны. Разворачивающиеся на наших глазах события отчетливо показывают, что борьба за историческую память является такой же важной задачей, как и укрепление обороноспособности страны. Об этом, в частности, 5 ноября 2014 г. на встрече с молодыми учеными и преподавателями истории говорил Президент России В.В. Путин: «Мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество нашей страны, а это не может быть не связано с попытками историю переписать, причесать ее под чьи-то геополитические интересы»[1]. Эффективно противостоять таким попыткам спекулировать на истории можно только с помощью скрупулезного изучения истории Великой Отечественной войны, и в частности, героической борьбы наших летчиков в с немецко-фашистскими захватчиками.
Особый интерес, выбранная нами тема, представляет в свете боевой работы наших авиаторов в Сирийской Арабской Республике. Последние события показывают, что использование авиации в боевых действиях исключительно важно. Применение высокоточного оружия (управляемых бомб, крылатых ракет) позволяет Российской Армии вести бесконтактные войны. Тем не менее, даже ведение таких боевых действий не обходится без потерь материальной части и что еще хуже – летного состава. Поэтому обращение к опыту прошлого столь важно сейчас. Исследования подвигов советских летчиков, обращение к героическим страницам их ратной службы имеет важное значение для патриотического воспитания молодежи, необходимость которого все настоятельнее осознается в современном российском обществе.
Несмотря на особый интерес к войне, в современном российском обществе существует и много негативных тенденций, освещению истории войны сильно вредит налет политической конъюнктуры. Негативные последствия предвзятых подходов и оценок, сложившихся в 90-е годы, в общественном сознании, ведущих к искажению образа Победы, в последние годы становятся очевидными.
Такому же искажению подверглись и образы советских летчиков. У наших сверстников сейчас невозможно узнать кто такой Покрышкин, Кожедуб, Гулаев, Мыльников. В своей работе мы попытаемся приоткрыть страницы истории осветить героические и трагические страницы боевой работы отечественных летчиков в годы Великой Отечественной войны. Однако не стоит останавливаться только на известных летчиках. В нашей работе мы попытаемся осветить боевую деятельность и знаменитых и малоизвестных советских летчиков сражавшихся в годы войны на территории Курской и соседних областей.
На территории Курской области в годы войны сражались части и соединения пяти Воздушных армий и соединения Военно-воздушных сил Брянского и Юго-Западного фронтов. Советские летчики неоднократно проявляли образчики героизма и бесстрашия. Так, например, случилось 2 июля 1942 г. во время немецкого наступления на территории Курской области, когда сержант 41-го ШАП 267-й ШАД, М.А. Демьянов, произвел огненный таран. Об этом позднее написал бывший летчик 41-го ШАП А.И. Тесемников: «Рано утром 2 июля группа в составе 6 Ил-2 во главе с командиром авиаэскадрильи ст. лейтенантом Е.В. Pесслером вылетела на штурмовку живой силы и техники врага в районе станции Роговое. Штурмовики точно вышли на цель, с хода атаковали ее и замкнули боевой «круг». Первые же попадания авиабомб подожгли головные машины, и на дороге образовалась «пробка» – хорошая цель для штурмовки… Но в ходе штурмовки группа была атакована большой группой истребителей противника, а своего прикрытия у штурмовиков не было. Почти сразу же был подбит самолет ведущего, но он видел, что загорелся самолет сержанта Демьянова и летчик направил свой горящий самолет в гущу вражеских танков на дороге. Мощный взрыв потряс воздух и над танковой колонной взметнулся столб огня и дыма[2].
К сожалению, подобные случаи в июле 1942 г. повторялись все чаще. Так экипаж пикирующего бомбардировщика лейтенанта А. Оганджаняна повторил подвиг Гастелло, направив горящий Пе-2 на немецкие танки. А будущий Герой Советского Союза Н.С. Гуляев на поврежденном бомбардировщике Пе-2 поразил бомбовым ударом зенитную батарею противника и сумел дотянуть до своего аэродрома[3].
К сожалению, боевая работа таила в себе опасности повсюду. Зачастую боевые вылеты ночных бомбардировщиков были столь же опасны, как и у штурмовиков. Так 17 января погиб один из лучших экипажей 646-го НБП 208-й НАД (командир подполковник И.Я. Летучий). Среди воинов этого полка и даже дивизии славился экипаж Шалико Васильевича Козаева и Евгения Васильевича Овчинникова. За проявленные героизм и отвагу эти летчики одними из первых в дивизии были награждены орденом Отечественной войны I степени[4].
«16 января командир 646-го полка приказал командиру эскадрильи капитану Салову подготовить экипаж Козаева для выполнения ответственного задания Военного совета Воронежского фронта по установлению связи с передовыми частями 15-го танкового корпуса 3-й Танковой армии.
Ночь на 17 января выдалась на редкость ясная, погода была безветренная и экипаж достаточно быстро нашел штаб корпуса. Самолет благополучно приземлился. Экипаж передал приказание командующего фронтом и через 15-20 минут вылетел обратно. Когда самолет возвращался на свой аэродром с донесением от танкового корпуса, начался рассвет. К сожалению, самолет был замечен противником и обстрелян с земли. Экипажу удалось посадить горящий самолет вблизи вражеского аэродрома Евстратовский. После посадки со стороны Евстратовского аэродрома к самолету направились фашистские солдаты с овчарками. Козаев и Овцинников покинули самолет. Козаев приказал Овчинникову выполнять задание и доставить донесение, сам же стал отстреливаться у самолета. Первых двух подбежавших немцев Козаев в упор расстрелял из пистолета. Последний патрон мужественный летчик оставил для себя. Вскоре гитлеровцам удалось поймать и Овчинникова. На допросе советский летчик не выдал врагу цели полета. Фашисты убили отважноголетчика в тот момент, когда наша артиллерия открыла огонь по вражеским позициям близ аэродрома, а через полчаса в хутор вошла наша пехота»[5].
В период подготовки к Курской битве прославились многие летчики. Свой боевой путь на Курской земле начал и лейтенант Н.Д. Гулаев. Будущий дважды Герой Советского Союза, лейтенант Гулаев в мае 1943 г. служил в 27-м ИАП 205-й ИАД (5-й ИАК) [6].
Четырнадцатого мая 1943 г. в 17.30, 9 Ю-87 под прикрытием 6 Ме-109 пытались бомбардировать аэродром Провороть. По сигналу воздушной тревоги на перехват противника вылетело 10 Як-1б. При подходе к аэродрому, самолеты противника были рассеяны огнем зенитной артиллерии, после чего стали разворачиваться и беспорядочно сбрасывать бомбы вне аэродрома.
Взлетев со своего аэродрома, лейтенант Гулаев обнаружил в воздухе две группы вражеских самолетов, 6 Ме-109 и группу Ю-87, пользуясь тем, что истребители противника находились значительно выше группы Юнкерсов. Гулаев укрылся за самолетами Ю-87, а после ухода истребителей противника в сторону, Гулаев атаковал ведущего группы гитлеровских бомбардировщиков в хвост снизу, сбоку. Огонь был открыт с дистанции 100 метров и двумя длинными очередями наш истребитель сбил первый вражеский самолет [7].
Второй самолет Ю-87, Гулаев атаковал под ракурсом одна четверть снизу, с дистанции 100 метров. После двух очередей по мотору и кабине самолет был подбит, но продолжал полет в направлении Белгорода. К этому времени все боеприпасы были израсходованы и советский летчик решил таранить не добитый самолет противника. Удар был нанесен правой плоскостью по левой плоскости вражеского самолета, на скорости 380-400 км в час. В результате удара самолет противника был разбит в воздухе и упал в расположении 6-й Гвардейской Армии. Як-1б лейтенанта Н.Д. Гулаева после удара стал неуправляем и вошел в штопор, летчик выбросился на парашюте и благополучно приземлился в расположении частей 52-й стрелковой дивизии [8].
За все время пребывания на Курской дуге Николай Гулаев сбил в воздушных боях больше десяти самолетов противника. Прославился он и на других фронтах Великой Отечественной войны, совершив до конца войны 240 боевых вылетов, проведя в них 69 воздушных боев, сбив при этом 57 вражеских самолетов лично и три в группе. Достойным венцом его заслуг перед Родиной явилось присвоение звания дважды Героя Советского Союза [9].
Приведенные выше примеры – лишь малая часть огромного массива фактов боевого мужества и отваги советских летчиков продемонстрированных в годы Великой Отечественной войны. Лобовые атаки, воздушные тараны, огненные тараны – этот список можно продолжать еще очень долго. Но почему мы так редко вспоминаем наших героев, почему забыли подвиги наших дедов и прадедов?
По нашему мнению ответ прост – нас просто заставили это сделать. 90-е ХХ века – время смуты Российского государства, именно в это время были сильно искажены образы солдат освободителей, принижена значимость Победы советского народа над фашистской Германией. «Большой вклад» в это мерзкое дело внесли давние недруги нашей Родины, постарались и наши сограждане, раболепствующие перед «Западом». Так, некоторые псевдо историки, как В. Суворов, В.В. Бешанов, Н.К. Сванидзе, М.С. Солонин и др. со страниц своих книг откровенно оболгали подвиг Русского народа в годы Великой Отечественной войны.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Цит. по: Встреча с молодыми учеными и представителями истории // Официальный сайт Президента России. – URL: http://pba.kremlin.ru/news/46951 (дата обращения: 5.11.2014).
2. Шендриков Е.А. Командующий 2-й воздушной армией С.А. Красовский в боях на воронежском направлении в июне – июле 1942 г. / Историческая память о событиях 1941 года: Курский военно-исторический сборник. Вып. 6. – Сборник научных статей: в 2 ч.; ч. 2. / Ред. кол.: В.В. Коровин (отв. ред.) [и др.]. – Курск, 2011. – С. 95.
3. Воронежский фронт: история, люди, победы. Историко-монографическое исследование. / Под ред. A.M. Аббасова и В.А. Шамрая. – Воронеж, 2005. – С.109; Герои Советского Союза: Краткий словарь в двух томах. Т.1 – М., 1987. – С. 390.
4. 2-я воздушная армия в боях за Родину / Группа авторов. Военно-воздушная Краснознаменная академия. – Монино, ВВКА, 1965. – С. 50-54. Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/2va_monino/index.html.
5. Там же.
6. Паньков В.А. Героизм советских летчиков, сражавшихся на территории Курской области в годы Великой Отечественной войны // Патриотизм и единение общества в истории России. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 г. (г. Белгород 21 декабря 2012 г.). – Белгород, 2013. – С. 94.
7. ЦАМО РФ. – Ф. 302. – Оп. 4196 – Д. 26. – Л. 112.
8. Там же.
9. Герои Советского Союза: Краткий словарь в двух томах. Т.1 – М., 1987. – С.389.
Категория: Свободные статьи | Добавил: бит (30.12.2015) | Автор: Битюков Сергей Сергеевич E
Просмотров: 490 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
0
1  
бит, статьи, опубликованные в разделе "Свободные статьи", не участвуют в конкурсе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ОТКРЫТО!
ПРИЁМ РАБОТ ОТКРЫТ!

Google+
Их многие читают
Ахметшин Тимур Рамилевич (35183)
Зарипова Рузиля Ильфатовна (20407)
Щур Илья Андреевич (19154)
Нурсултан Данияр Ербулатович (17902)
Нурсултанов Данияр Ербулатович (17476)
Перемота Алексей Юрьевич (14353)
Миргазетдинова Розалия (13622)
Комлев Фёдор Михайлович (13137)
Щур Илья Андреевич (12978)
Киселёв Андрей Валерьевич (12970)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017