Четверг, 28.03.2024, 22:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Десятая олимпиада (2012/13 уч.год)

Коптева Екатерина. "Роль воздушных операций во Второй мировой войне"

Коптева Екатерина. "Роль воздушных операций  во Второй мировой войне"

План

введение

часть приказа

боевая авиация

самостоятельный вид ВВС

ВВС противника

важные этапы за господство в воздухе

развитие форм и способов применения организационной структуры ВВС в годы войны

Введение

ОПЕРАЦИЯ ВОЗДУШНАЯ составная, но очень важная часть стратегической операции на ТВД или операции фронта, совокупность согласованных взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени авиационных ударов, воздушных сражений и боев, проводимых одним или несколькими объединениями ВВС (ВВС и ПВО),соединениями других видов ВС по единому замыслу и плану для решения одной или нескольких оперативно-стратегических или оперативных задач. 

 К числу таких задач могут относиться:

-разгром (ослабление) авиационных и ракетно-ядерных группировок противника и завоевание господства в воздухе

-нанесение поражения резервам противника

-дезорганизация тыла и государственного управления

-ослабление военно-экономического потенциала противника

-разведовательные операции.

Соответственно различают те или иные разновидности воздушной операции. 

В зависимости от масштаба, характера намеченных целей, состава привлекаемых сил и средств, пространственного размаха воздушные операции могут быть стратегическими и оперативными, охватывать несколько ТВД, проводиться на одном или части ТВД или в рамках фронта (флота), а также действий на определенном стратегическом или воздушно-операционном направлении. Как правило, организуется в условиях обычной войны и проводится с использованием боеприпасов в обычном снаряжении. Но может осуществляться и с использованием ядерного оружия.

Каждая воздушная операция обычно включает: ведение разведки воздушного противника; нанесение первого и последующих (5-8) массированных авиационно-ракетных ударов по аэродромам, базам хранения авиационного топлива и боеприпасов, пунктам управления, средствам ПВО, другим объектам в зависимости от целей операции; групповые удары и эшелонированные действия авиации между массированными ударами; воздушные сражения по отражению ответных действий ВВС противника; демонстративные и отвлекающие удары; систему обеспечивающих мероприятий.

Как правило, операция расчленяется на ряд последовательных этапов, каждый из которых может включать 1-2 массированных авиационно-ракетных удара. Продолжительность современной воздушной операции колеблется в широких пределах: от 2-3 сут. до 1 мес. и более, как это имело место в проведенной союзными державами операции «Буря в пустыне» против Ирака.

Как особая форма военных действий воздушная операция стала широко применяться обеими воюющими сторонами во Второй мировой войне. В начале ХХI века приобрела качественно новое содержание. Ее роль постоянно растет, а способы осуществления быстро совершенствуются.

Характерными чертами операции становятся: решительность целей, большой пространственный размах, участие в операции разнородных сил и средств, широкое использование крылатых ракет и других систем высокоточного оружия, высокая напряженность и активность действий, разнообразие приемов и способов выполнения боевых задач, гибкий перенос усилий с одного направления (района) на другое в зависимости от складывающейся обстановки. В перспективе, в случае развертывания боевых космических систем может принять форму крупномасштабной воздушно-космической операции.

Оснавная часть

Роль Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне показана в приказе Верховного Главнокомандующего от 19 августа 1945 года No 51:
"В Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии наша авиация с честью выполнила свой долг перед Родиной. Славные соколы нашей Отчизны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хваленую немецкую авиацию, чем и обеспечили свободу действий для Красной Армии ... Вместе со всей Красной Армией они наносили сокрушающие удары по врагу, уничтожая его живую силу и технику; Умелые действия нашей доблестной авиации постоянно способствовали успеху наземных войск и помогли добиться окончательного разгрома врага ... Советский народ, народ-победитель законно гордится боевой славой своих летчиков".
Это стало возможным благодаря исключительно большому вниманию, которое уделяла Коммунистическая партия Военно-воздушным силам в предвоенные годы и в ходе Великой Отечественной войны. Накануне войны партией и правительством был принят ряд решений, направленных на дальнейшее развитие ВВС, повышение их боевого потенциала. С учетом положений советской военной доктрины велась разработка вопросов применения ВВС в операциях будущей войны.
Предвоенные взгляды советского искусства на возможный характер операций и применение в них Военно-воздушных сил. Состояние ВВС накануне войны
В предвоенные годы вопросам вооруженной борьбы в начальный период войны уделялось значительное внимание. Эти вопросы обсуждались в военной печати, освещались в трудах видных военачальников и военных теоретиков М. Тухачевского, Р. Эйдемана, В. Меликова, Е. Шиловского, А. Лапчинского, В. Хрипина и др.
Наступление рассматривалось как главный и решающий вид военных действий. Теория глубокой наступательной операции, разработанная в предвоенные годы в нашей стране, явилась выдающимся достижением советского военного искусства. Сущность этой теории заключалась в том, что фронтовые объединения, используя резко возросшую огневую и ударную мощь авиации, сухопутных и воздушно-десантных войск, должны были наносить сокрушительные удары и поражать противника на всю глубину его оперативного построения. При этом авиация рассматривалась как мощное маневренное средство поддержки и прикрытия сухопутных войск на поле боя и как основное дальнобойное средство уничтожения вражеских объектов в оперативной глубине.
"Боевая авиация, взаимодействуя с наземными войсками, - отмечалось в проекте Полевого устава Красной Армии 1941 г., - мощными ударами подавляет огневые средства обороны ... сопровождает наступление танков и пехоты, подавляя артиллерию, скопления войск и подходящие резервы".
Советская военная наука наряду с разработкой теории наступательной операции исследовала вопросы организации и ведения оборонительных действий. В то время наиболее полно была разработана теория армейской оборонительной операции. Что же касается фронтовой оборонительной операции, а тем более стратегической обороны, то они в должной мере исследованы не были. Считалось, что фронтовые объединения могут переходить к обороне только в исключительных случаях.
В соответствии с нашими предвоенными взглядами перед ВВС в начальный период войны ставились задачи уничтожать воздушного противника на всю глубину его расположения и срывать мобилизацию вооруженных сил врага. Предусматривалось наносить удары по экономическим, административным и политическим центрам противника, которые должны были оказать влияние не только на ход начального периода, но и на исход войны в целом.
Разгром авиационных группировок, срыв железнодорожных, автомобильных, морских и речных перевозок, разрушение военно-экономических центров предусматривалось осуществлять проведением специальных воздушных операций с участием сил фронтовой и дальнебомбардировочной авиации, а на приморских направлениях - и ВВС флотов.
Теория борьбы за господство в воздухе разрабатывалась с учетом опыта, полученного в межвоенных локальных вооруженных конфликтах и в первом периоде второй мировой войны. Борьба за господство в воздухе рассматривалась не изолированно от военных действий, а как часть всей вооруженной борьбы. В проекте Полевого устава Красной Армии подчеркивалось, что
"... главнейшей задачей авиации является содействие успеху наземных войск и обеспечение господства в воздухе".
Борьбу за господство в воздухе предполагалось вести уничтожением авиационных.группировок, запасов авиационного горючего, боеприпасов и других материальных средств, разрушением предприятий авиационной промышленности, а также срывом планомерной подготовки летно-технических кадров.
С учетом все возрастающей роли авиации в войне Военно-воздушные силы строились как самостоятельный вид Вооруженных Сил. Они включали авиацию Главного Командования - дальнебомбардировочную, фронтовую - ВВС военных округов, армейскую - ВВС общевойсковых армий и войсковую - корпусные авиаэскадрильи (схема 1). Удельный вес авиации Главного Командования составлял 13,5 процента, фронтовой - 40,5 процента, армейской - 43,7 процента, войсковой - 2,3 процента. В боевом составе ВВС западных военных округов истребители составляли 59 процентов, бомбардировщики - 31 процент, штурмовики - 4,5 процента, разведчики - 5,5 процента.
В результате реализации мер, принятых Коммунистической партией, боевая мощь советских ВВС к моменту нападения фашистской Германии на СССР значительно повысилась. Было сформировано 79 авиационных дивизий и пять авиационных бригад. Основным тактическим соединением стала авиационная дивизия преимущественно смешанного состава. Число авиационных полков увеличилось к июню 1941 года по сравнению с началом 1939 года более чем на 80 процентов.
В состав западных приграничных военных округов к началу войны входили 32 авиационные дивизии, 119 авиационных полков и 36 корпусных авиационных эскадрилий. Дальнебомбардировочная авиация на западном направлении была представлена четырьмя авиационными корпусами и одной отдельной авиационной дивизией в составе 1346 самолетов. Она предназначалась для решения самостоятельных оперативно-стратегических задач.
Следует отметить, что авиационная промышленность Германии ко времени нападения на СССР выпускала самолеты новых типов. Наша же авиационная промышленность только осваивала их производство. К началу войны было произведено в общей сложности 2739 самолетов Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2. Из них немногим более половины находились в составе ВВС западных приграничных военных округов. Однако авиационные полки только приступили к их освоению.
Великая Отечественная война подвергла суровой проверке разработанные перед войной основные положения советской военной науки о роли и значении авиации в войне. В целом они подтвердились.
Завоевание господства в воздухе - составная часть всей вооруженной борьбьь, первоочередная задача советских ВВС, одно из непременных условий успешного проведения операций
Советские Военно-воздушные силы в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, силами флота и самостоятельно успешно громили врага в воздухе, на суше и на море. Своими действиями они оказывали существенное влияние на ход и исход вооруженной борьбы. При их непосредственном участии Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительное поражение немецко-фашистским группам армий "Север", "Центр", "Юг", "Дон","Северная Украина", "Южная Украина", "А" "Б", "Висла", действовавшим на советско-германском фронте в различные периоды Великой Отечественной войны.
Решительность целей операций, проводимых противоборс. вующими сторонами, предопределила напряженный, бескомпромиссный характер невиданной в истории битвы в воздухе, развернувшейся на советско-германском фронте от Баренцева до Черного морей. Именно здесь происходили крупнейшие воздушные сражения и бои второй мировой войны, в ходе которых
немецко-фашистские люфтваффе потерпели сокрушительное поражение.
Советские летчики, несмотря на трудности и сложности создавшейся обстановки в начале войны, смело действовали на всех стратегических направлениях. Это были вынуждены признать даже бывшие фашистские генералы и офицеры - авторы книги "Мировая война 1939-1945 гг." Они писали:
"... потери немецкой авиации не были такими незначительными, как думали некоторые. За первые 14 дней боев было потеряно самолетов даже больше, чем в любой из последующих аналогичных промежутков времени. За период с 22 июня по 15 июля 1941 г. немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля - 477. Эти потери говорят о том, что, несмотря на достигнутую немцами внезапность, русские сумели найти время и силы для оказания решительного противодействия".
Горя ненавистью к врагу, посягнувшему на свободу и независимость любимой Родины, наши летчики с самого начала войны демонстрировали высокую воздушную выучку, отвагу и героизм, шли на самопожертвование. Уже 22 июня 1941 года летчики шестнадцать раз таранили фашистские самолеты. Поэтому вполне закономерно, что именно летчики М.П. Жуков, С.И. Здоровцев и П.Т. Харитонов первыми в Великой Отечественной войне были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Советские Военно-воздушные силы в войне решали три основные задачи: завоевание стратегического господства в воздухе, авиационная поддержка и прикрытие сухопутных войск и сил флота, ведение воздушной разведки. Периодически советская авиация решала задачи по уничтожению объектов глубокого тыла противника.
Борьба за стратегическое господство в воздухе явилась составной и неотъемлемой частью всей вооруженной борьбы на советско-германском фронте, первоочередной задачей советских ВВС. На решение этой задачи только фронтовая авиация израсходовала более 35 процентов общего количества самолето-вылетов. Она велась под общим руководством Ставки Верховного Главнокомандования в интересах войны в целом и включала два периода {схема 2).
Первый период - с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года характерен ожесточенной борьбой в воздухе, перевооружением советских ВВС, совершенствованием организационной структуры авиационных объединений, соединений и частей, возрастанием роли централизованного управления силами авиации, поиском путей наиболее эффективных форм борьбы за господство в воздухе и авиационной поддержки войск.
В начале войны массированным налетам гитлеровской авиации советское командование противопоставило активные наступательные воздушные бои истребительной авиации и периодические удары по вражеским аэродромам в границах, каждого фронта. Эти вынужденные меры оказывали зачастую существенное влияние на развитие обстановки в полосах фронтов. Об этом свидетельствуют результаты массированного авиационного удара, нанесенного советской авиацией по 20 вражеским аэродромам с целью срыва готовившегося на 12 - 13 октября 1941 года удара противника по нашим оборонявшимся войскам и объектам в районе Москвы. Активность действий гитлеровской авиации в полосе Западного фронта значительно снизилась.
По мере увеличения ударной моши советских ВВС на отдельных стратегических направлениях, где позволяла обстановка, наносились массированные удары силами авиации смежных фронтов, соединениями авиации дальнего действия, авиации флота и ПВО страны. Эти действия в ряде случаев носили форму воздушных операций.
Важными этапами борьбы за стратегическое господство в воздухе в этот период явились активные действия авиации в ходе битвы под Москвой и оборонительного сражения под Сталинградом. Борьба в воздухе велась в исключительно трудных для нас условиях при качественном и количественном превосходстве врага. Учитывая это, Ставка Верховного Главнокомандования считала возможным завоевать господство в воздухе за счет сосредоточения крупных сил авиации. В результате принятых мер второму немецко-фашистскому воздушному флоту, насчитывавшему до 700 самолетов, противостояла группировка советской авиации в составе около 1200 боевых самолетов. Это явилось главной предпосылкой для того, чтобы постепенно инициатива в воздухе перешла к советским ВВС. К концу ноября 1941 года впервые в Великой Отечественной войне удалось завоевать оперативное господство в воздухе. Тем самым были созданы условия для перехода сухопутных войск в контрнаступление. Был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской авиации. Весь мир облетела тогда слава о советских летчиках В.В. Талалихине и А.Н. Катриче, совершивших в небе Москвы впервые ночной и высотный тараны, а также В.А. Шишове, А.Ф. Локтионове, Ф.М. Фаткулине, Е.М. Гор6атюке и других мужественных воздушных бойцах.
В течение зимы и лета 1942 года продолжалась напряженная борьба за стратегическое господство в воздухе. Однако она уже носила другой характер. Понеся значительные потери в боевой технике и в наиболее подготовленном летном составе, гитлеровское командование было вынуждено отказаться от одновременных активных действий авиации на всем советско-германском фронте, а сконцентрировало ее усилия лишь на главных направлениях.
Летом 1942 года центр борьбы за господство в воздухе переместился на южное крыло советско-германского фронта. К началу оборонительного сражения под Сталинградом немецко-фашистское командование сосредоточило на этом направлении 1200 самолетов. Тем самым было достигнуто более чем двукратное превосходство над группировкой советской авиации. Однако и в этих условиях действия советской авиации носили решительный характер, летчики проявляли героизм и самоотверженность. Фашистским стервятникам надолго запомнилось небо над Сталинградом. Здесь начался славный героический путь летчиков В.Д. Лавриненкова, А.А. Алелюхина, И.Н. Степаненко, Амет-Хан Султана и многих других. Это они смело вступали в жестокие схватки с превосходящим во много раз противником, наводили ужас на врага, уничтожали его или вынуждали к позорному бегству. Летчики-сталинградцы никогда не забудут героические подвиги летчика-истребителя В.Е. Пятова, дважды в одном воздушном бою таранившего вражеский самолет и благополучно произведшего посадку на своем аэродроме, летчиков-штурмовиков Н. Абдирова, А.А. Рогалъского, повторивших подвиг Н.Ф. Гастелло; В.М. Голубева, И.П. Бахтина; мастеров бомбовых ударов А.И. Молодчего, В.С. Ефремова, В.В. Сенько. Здесь проявились новаторские способности И.С. Полбина.
В результате активных действий советских ВВС в первом периоде Великой Отечественной войны немецко-фашистской авиации было нанесено тяжелое поражение. Фашистская Германия и ее союзники потеряли 15,7 тысяч самолетов, значительную часть наиболее опытного летного состава. За это же время на всех других театрах второй мировой войны их потери составили всего 3,4 тысяч самолетов, т.е. в 4,6 раза меньше. Второй период, борьбы за господство в воздухе охватывал время с 19 ноября 1942 года по 23 августа 1943 года. Он был характерен качественным и количественным превосходст-вом над ВВС противника, применением более решительных форм борьбы - воздушных операций, проводимых по плану Ставки ВГК, крупных воздушных сражений, повышением про-фессиональной подготовки командных кадров и боевой выучки летного состава. Важными этапами борьбы за стратегическое господство в воздухе в этом периоде были боевые действия авиации в контрнаступлении советских войск под Сталинградом, воздушные сражения на Кубани и Курская битва.
Ставка Верховного Главнокомандования ставила в прямую зависимость от завоевания господства в воздухе исход контр-наступления наших войск под Сталинградом. Верховный Главно-командующий писал в связи с этим 12 ноября 1942 года пред-ставителю Ставки Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову:
"... Опыт войны с немцами показывает, что операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превос-ходство в воздухе ... " и далее предлагал: "... лучше отложить на некоторое время операцию и накопить побольше авиации".
В результате принятых мер авиационная группировка под Сталинградом была усилена до 1350 самолетов. Поступившие на вооружение новые скоростные истребители Ла-5, Як -7б. Як-9 позволили вести эффективные воздушные бои с новыми немецкими самолетами типа Ме-109, ФВ-190. Почти одинаковое соотношение сил и качественное состояние самолетного парка позволили в первые же дни контрнаступления завоевать оперативное господство в воздухе, а затем и удерживать его до окончания стратегической наступательной операции. Совет-ская авиация внесла существенный вклад в разгром одной из крупнейших стратегических группировок противника. Всего в ходе оборонительного сражения и контрнаступления под Ста-линградом в воздушных боях и на аэродромах советские ВВС совместно с войсками ПВО страны и войсками фронтов унич-тожили свыше 4,4 тысяч боевых и транспортных самолетов. В ходе Сталинградской битвы советскими ВВС было положено начало коренному перелому в борьбе за стратегическое гос-подство в воздухе на советско-германском фронте. В последующем ни в одной крупной операции немецко-фашистской авиации так и не удалось перехватить инициативу в воздухе на сколько-нибудь длительный промежуток времени.
Героической страницей в летопись боевых действий советских Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне вошли воздушные сражения на Кубани. Они явились составной частью операций Северо-Кавказского фронта по освобождению от захватчиков Таманского полуострова и разгрому остатков немецко-срашистской группы армий "А".
Как известно, противник для действий по войскам и объектам Северного Кавказа на аэродромах Таманского полуострова. Крыма, юга Украины и Донбасса сосредоточил до 1200 самолетов 4-го воздушного флота. Это составляло около 40 процентов всей авиации, действовавшей в то время на советско-германском фронте. При этом немецко-фашистским командованием основной упор делался на массированное применение преимущественно бомбардировочной авиации. В составе группировки советских ВВС на этом направлении было 900 боевых самолетов. В ходе боевых действий противник постоянно наращивал свою авиационную группировку и, например, к началу третьего воздушного сражения, которое проводилось в период с 26 мая по 7 июня 1943 года, ее боевой состав был доведен уже до 1400 самолетов. В результате гитлеровское командование добилось полуторного количественного превосходства авиации в свою пользу.
Применение новых тактических приемов, позволивших в наибольшей мере использовать возросшие боевые возможности советских истребителей, высокие морально-боевые качества наших летчиков, централизованное управление явились главными составляющими победы советской авиации на Кубани. Здесь враг потерял 1100 самолетов. Из них 835 были уничтожены в воздушных боях. Потери наших истребителей составили 396 самолетов.
В те дни над Кубанью гремела слава выдающихся мастеров воздушного боя А.И. Покрышкина, братьев Д.Б. и Б.Б. Глинка, В.И.Фадеева, В.Г. Семенишина, Г.А. Речкалова и многих других.
Победа советской авиации на Кубани стала важной предпосылкой для завершения борьбы за стратегическое господство в воздухе. Следует отметить, что к середине 1943 года враг окончательно лишился качественного превосходства в авиационной технике.
Наивысшего накала борьба за господство в воздухе в стратегическом масштабе достигла при подготовке и в ходе Курской битвы. Немецко-фашистское руководство считало, что война далеко еще не проиграна и что тяжелое положение, в котором оказались вооруженные силы, можно поправить за счет большого летнего наступления. Они надеялись в ходе его разгромить главные силы Советской Армии, вновь овладеть стратегической инициативой и добиться изменения хода войны в свою пользу. На карту было поставлено все. Гитлеровское командование сосредоточило на курском направлении наиболее боеспособные авиационные соединения - 4 и 6-й воздушные флоты. Для их усиления из Германии, Франции, Норвегии и Польши было переброшено дополнительно около 400 самолетов. Из 2980 самолетов противника, находившихся в то время на советско-германском фронте, более двух тысяч предназначались для участия в наступательной операции на Курской дуге.
Ставка Верховного Главнокомандования, готовя Вооруженные Силы к летним сражениям 1943 года, придавала исключительно большое значение завершению борьбы за стратегическое господство в воздухе. В этих целях была создана авиационная группировка, превосходившая в полтора раза группировку авиации противника. В условиях чрезвычайно ожесточенной борьбы наши летчики в воздушных боях и на аэродромах уничтожили более 3700 самолетов. Это почти двойной состав авиации, которой располагал враг к началу операции "Цитадель". В летопись истории тех суровых дней вошли имена таких прославленных воздушных бойцов, как А.Е. Боровых, В.Л. Попков, В.А. Зайцев, И.П. Витковский, И.П. Лавейкин, М.З. Бондаренко, Ф.В. Химич и многие другие. В небе над Курском открыл список своих побед И.Н.Кожедуб. Незабываем подвиг А.К.Горовца, сбившего в одном воздушном бою девять вражеских бомбардировщиков. Мы преклоняемся перед мужеством и отвагой А.П. Маресьева. Только человек сильного духа, преданный коммунистическим идеалам, мог, лишившись обеих ног, снова вернуться в боевой строй и продолжить счет побед.
Беспримерный героизм и мужество советских летчиков, нанесенные противнику невосполнимые потери позволили завершить в нашу пользу борьбу за стратегическое господство в воздухе. В целом за два года ожесточенной и бескомпромиссной борьбы советской авиацией в воздушных сражениях и боях на аэродромах было уничтожено 35,7 тысяч вражеских самолетов. Для сравнения необходимо привести такие цифры. ВВС США и Англии за этот период вывели из строя немногим более 10 тысяч самолетов, т.е. в 3,5 раза меньше.
О результатах борьбы в воздухе свидетельствует постоянное снижение боевого состава немецко-фашистских ВВС на советско-германском фронте. Если к началу нападения на СССР фашистская Германия имела около 5000 боевых самолетов, в ноябре 1942 года 3500, то в июле 1943 года - лишь 2980. Наш самолетный парк действующей армии постоянно возрастал. В конце 1942 года он составлял уже около 4,5 тыс., а летом 1943 года - около 10 тыс. самолетов.
С завоеванием стратегического господства в воздухе были созданы благоприятные условия Советским Вооруженным Силам для проведения крупнейших стратегических наступательных операций одновременно на нескольких направлениях, а Военно-воздушным силам - для более решительного массирования сил и ведения непрерывных наступательных действий. Вражеская авиация, наоборот, была вынуждена значительно снизить свою активность. До конца войны она уже не могла осуществлять эффективную поддержку своих сухопутных войск, надежно прикрывать их в операциях, а также производить налеты на объекты глубокого тыла нашей страны.
С битвы под Курском немецко-фашистская армия перешла к стратегической обороне как на земле, так и в воздухе. Переход гитлеровских ВВС к оборонительным действиям наглядно демонстрируется также изменением удельного веса родов авиации. Если в начале войны в составе ВВС Германии 58 процентов составляли бомбардировщики, а на долю истребителей приходился только 31 процент самолетного парка, то к концу 1944 года количество бомбардировщиков снизилось в 4 раза, а истребителей возросло более чем в 2 раза и составляло 68 процентов от всего боевого состава ВВС.
В советских же ВВС проходил обратный процесс. В начале войны на долю бомбардировщиков и штурмовиков фронтовой авиации приходилось 35,5 процента, а на 1 июля 1943 года около 60 процентов, включая и самолеты По-2. Боевой состав ВВС приобрел наступательный характер. Костяком их стали ударные силы.
С завоеванием господства в воздухе потери вражеской авиации резко возросли, а нашей - значительно снизились. В 1941 году на один потерянный нами самолет в среднем приходилось 32 самолето-вылета, в 1943 году - 72, в 1945 году - 165. У противника, наоборот, в 1942 году на один уничтоженный самолет приходилось 25,5 самолето-пролета, в 1943 - 22,5, а в 1945 году 11.
Советским военным искусством, оперативным искусством ВВС в годы войны были успешно решены вопросы авиационной поддержки войск в наступательных операциях фронтов (групп фронтов). Если в большинстве наступательных операций 1941 - 1942 годов боевые действия авиации на поле боя сводились главным образом к кратковременной авиационной подготовке атаки, то с 1942 года стало широко применяться авиационное наступление. Переход к нему был обусловлен, с одной стороны, изменениями в характере обороны противника, а с другой возросшими боевыми возможностями авиации. Сущность авиационного наступления заключалась в непрерывной поддержке сухопутных войск на всю глубину наступательной операции. Зародившись в контрнаступлении под Сталинградом, оно в последующем стало неотъемлемой частью наступательных операций Советских Вооруженных Сил.
Следует сказать, что у истоков теоретической разработки этой формы оперативного применения ВВС во фронтовых наступательных операциях стоял командующий ВВС Красной Армии генерал А.А. Новиков и его штаб во главе с генералами С.А. Худяковым и Ф.Я. Фалалеевым.
Большая заслуга в практическое внедрение авиационного наступления в жизнь принадлежит командующим воздушными армиями товарищам С.И. Руденко, С.А. Красовскому, Т.Т. Хрюкину и их штабам во главе с М.М. Косых, К.И. Тельновым, Н.Г. Селезневым.
В ходе Великой Отечественной войны были разработаны вопросы применения авиации в наступательных операциях на приморских направлениях, организации и ведения боевых действий во фронтовых оборонительных операциях..
Заслуживают особого внимания вопросы применения авиации в операциях на окружение. В контрнаступлении под Сталинградом, в Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской, Белорусской, Берлинской и других операциях советские ВВС приобрели опыт организации и осуществления круговой многозональной воздушной блокады, гибкого маневрирования авиационными объединениями и соединениями для отражения контрударов противника на внешнем и внутреннем фронтах окружения, массированного использования авиации для ликвидации окруженных группировок. На решение задач авиационной поддержки войск в операциях были направлены главные усилия авиации дальнего действия. Этого требовала обстановка и сложившийся характер вооруженной борьбы. В интересах сухопутных войск было израсходовано 40,4 процента всех самолето-вылетов.
Развитие форм и способов применения организационной структуры ВВС в годы войны
На основе глубокого анализа боевых действий авиации оперативным искусством ВВС осуществлялась разработка наиболее эффективных форм и способов боевых действий ВВС. Основными формами применения авиационных объединений, соединений и частей являлись систематические боевые действия в рамках фронтовых наступательных и оборонительных операций, воздушные операции, авиационные удары, воздушные сражения и бои.
Известно, что основной урон гитлеровской авиации был нанесен при действиях ВВС в рамках операций фронтов. Однако опыт свидетельствует о том, что весьма эффективной формой борьбы с вражеской авиацией явилась воздушная операция. В годы войны с этой целью было проведено девять воздушных операций (схема 3). Как правило, они осуществлялись перед началом стратегических операций и оказывали существенное влияние на их исход. Так, важную роль в развернувшейся борьбе за господство в воздухе перед началом битвы под Курском сыграла воздушная операция, проведенная по указанию Ставки ВГК в период с 6 по 8 мая 1943 года. Это была одна из крупнейших воздушных операций Великой Отечественной войны. Она проводилась с участием шести воздушных армий (1, 15, 16, 2, 17 и 8-й) на фронте 1200 км. В ходе операции советские летчики совершили 1400 самолето-вылетов, вывели из строя свыше 500 самолетов противника. Это составило 25 процентов от исходного боевого состава к началу операции.
Опыт организации и проведения операции является весьма поучительным. Он показал исключительную необходимость скрытого планирования и организации воздушных операций, достижения внезапности в нанесении особенно первых массированных ударов. Практика проведения воздушной операции показала, что на первый массированный удар приходилось 42,5 процента всех уничтоженных самолетов, на второй - 31,2, на третий - 23,1 и на четвертый удар - только 3,2 процента. Если в первом ударе на один уничтоженный самолет противника приходилось 2 самолето-вылета, то во втором - 2,4, в третьем - 3,2 и в четвертом - 30,2. В то же время наши потери от удара к удйру увеличивались.
Анализ боевых действий авиации говорит о том, что наибольшие результаты достигались в тех случаях, когда достаточно глубоко прорабатывались вопросы одновременного уничтожения вражской авиации как на аэродромах, так и в воздухе при строгой централизации управления крупными силами авиации в руках Ставки Верховного Главнокомандования.
С завоеванием стратегического господства в воздухе воздушные операции по разгрому авиационных группировок противника не проводились. Действия авиации были сосредоточены главным образом на поддержке и прикрытии войск. Задача удержания господства в воздухе успешно решалась нанесением отдельных массированных авиационных ударов, проведением воздушных сражений и боев как в рамках фронтовых операций, так и самостоятельно.
Воздушное сражение, как форма боевого применения истребительной авиации, окончательно сложившееся во втором периоде Великой Отечественной войны, стало новым явлением в оперативном искусстве ВВС.
Впервые элементы воздушных сражений имели место при отражении налетов гитлеровской авиации в системе противовоздушной обороны Москвы и Ленинграда. Во втором и третьем периодах войны они приобрели широкий размах, особенно в небе Кубани, на Курской дуге и в Берлинской наступательной операции. Например, 2 июня 1943 года при отражении массированного налета 543 немецких самолетов на железнодорожный узел Курск участвовало 386 советских истребителей фронтовой авиации и Войск ПВО страны. В этот день было уничтожено 145 фашистских стервятников.
В ходе воздушных сражений и боев Военно-воздушные силы уничтожили 44 тыс. вражеских самолетов. Анализ боевых действий авиации показал высокую эффективность воздушных боев, проведенных в годы войны наиболее подготовленными летчиками. Так, например, летчиками-истребителями Героями Советского Союза было сбито свыше 10,5 тыс. самолетов, что составляет почти четвертую часть всех вражеских самолетов, уничтоженных советской авиацией в воздушных боях. Результативность проведенных ими воздушных боев в 3,5 - 4 раза превышала среднюю результативность.
Одновременно совершенствовались и способы боевых действий. Ударной авиацией широко применялись сосредоточенные удары, эшелонированные действия, самостоятельный поиск и уничтожение объектов в заданном районе или полосе ("охота"), а также блокирование аэродромов противника. Истребительная авиация при решении боевых задач действовала главным образом тремя способами: патрулированием в воздухе, вылетом из положения дежурства на аэродроме и непосредственным сопровождением бомбардировщиков и штурмовиков. Развитие способов боевых действий осуществлялось в основном в направлении повышения активности при отражении массированных налетов вражеской авиации за счет выноса зон дежурства за линию фронта, применения наивыгоднейших боевых порядков, эшелонирования сил по высоте, создания групп различного тактического назначения, совершенствования тактических приемов воздушного боя парами, звеньями, более крупными группами, широкого применения в воздушном бою вертикального маневра.
Высокий накал вооруженной борьбы требовал от летного состава постоянного поиска новых, неожиданных для противника тактических приемов выполнения боевых задач и боевых порядков. Так, в бомбардировочной авиации стало широко применяться бомбометание с пикирования, а прием нанесения ударов по целям был назван "вертушкой Полбина". Летчики штурмовой авиации разработали и стали широко применять новый тактический прием "круг самолетов". Он обеспечивал непрерывное огневое воздействие штурмовиков на цель и взаимную огневую поддержку между самолетами (подразделениями). Высокоэффективным боевым порядком истребителей была знаменитая "этажерка".
Развитие форм и способов применения авиационных объединений, соединений и частей осуществлялось в органической взаимосвязи с изменениями организационной структуры Военно-воздушных сил, оснащением их новой авиационной техникой. Советским военным искусством были сделаны важные выводы о необходимости перехода от ВВС фронтов к воздушным армиям и создания мощных авиационных резервов. Всего за годы войны было сформировано 17 воздушных армий фронтовой авиации и одна - дальней авиации. Создание воздушных армий как крупных авиационных оперативных объединений было новым направлением в строительстве советских ВВС. Сложившаяся организационная структура фронтовой авиации и авиации дальнего действия в ходе войны полностью себя оправдала, показала свою жизненную силу, докончила с распыленностью авиации, позволила повысить маневренность соединений и частей, массировать усилия на важнейших направлениях, поддерживать тесное взаимодействие с войсками и устойчивое централизованное управление силами авиации в проводимых операциях.
С самого начала Великой Отечественной войны Ставка испытывала необходимость иметь в своих руках крупные резервные силы авиации для наращивания авиационных группировок на важнейших направлениях. Полтора года войны потребовалось для того, чтобы найти наиболее приемлемую форму организационной структуры авиационных резервов. Практика боевых действий подтвердила целесообразность создания однородных авиационных корпусов и дивизий резерва Ставки ВГК (схема 4). Все возраставшие возможности авиационной промышленности, наличие подготовленных авиационных кадров позволили осуществлять формирование авиационных резервов с большой интенсивностью. Уже к концу 1942 года было сформировано 11 авиакорпусов и одна отдельная авиадивизия, в 1943 году - еще 12 корпусов и 15 дивизий. Всего за годы войны было сформировано 30 авиакорпусов и 27 отдельных авиадивизий. Удельный вес соединений РВГК в составе действующих ВВС был довольно большим и до второй половины 1944 года непрерывно увеличивался. Если в начале второго периода Великой Отечественной войны на их долю приходилось 25 процентов, то во второй половине 1944 года этот показатель достиг 52 процентов. Это как раз тот период, когда Советские Вооруженные Силы провели целый ряд последовательных крупнейших стратегических наступательных операций, в результате которых была полностью освобождена территория нашей страны и Советская Армия приступила к освобождению народов Европы от фашистских захватчиков.
Наличие мощных оперативных авиационных объединений и резервных соединений ВВС позволяло советскому командованию обеспечивать необходимое соотношение авиации сторон, использовать авиацию массированно для решения главных задач на важнейших направлениях, осуществлять широкий манёвр с целью сосредоточения основных усилий для завоевания и удержания господства в воздухе и решения других стратегических задач.
Эффективность боевых действий Военно-воздушных сил обусловливалась не только развитием в ходе войны форм и способов их применения, организационной структуры, приобретением командными и летными кадрами боевого опыта, но и оснащением ВВС новыми типами самолетов. Советская авиационная промышленность с честью выдержала испытания войны.
Было налажено серийное производство 25 типов новых самолетов, в том числе МиГ-3, Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, Ил-2, Ил-10, Пе-2, Ту-2, Пе-8 и др. По своим боевым качествам они не только не уступали лучшим немецким самолетам" но и по отдельным показателям превосходили их (схема 7). В самые напряженные годы борьбы за стратегическое господство в воздухе в 1941 1943 годах в Советском Союзе в обшей сложности было произведено около 60 тысяч боевых самолетов. В фашистской же Германии - немногим более 39 тысяч. Этим в значительной степени была обусловлена убедительная победа советских ВВС над немецко-фашистской авиацией.
За годы войны наша авиационная промышленность произвела более 112 тысяч боевых самолетов, в то время, как промышленность фашистской Германии - 89,5 тысяч.
Непрерывное расширение военного производства дало возможность командованию и Военному совету Военно-воздушных сил постоянно увеличивать количество боевых самолетов в действующей армии, постепенно изменяя соотношение сил авиации сторон в пользу советских ВВС. Начиная с ноября 1942 года, они по своему боевому составу значительно превосходили ВВС фашистской Германии. С этого времени не только количественное, но и качественное соотношение постоянно было на нашей стороне, а в самый кульминационный момент борьбы за стратегическое господство в воздухе - на 1 июля 1943 года - оно было 3,4:1 в нашу пользу.

Заключение

Успех начальных операций как на континентальных, так и на морских театрах военных действий был неразрывно связан с боевой деятельностью военно-воздушных сил. Их особое значение в совместных операциях видов вооруженных сил как на суше, так и на море проявилось с необычайной силой. Впервые в истории войн боевая деятельность сухопутных и военно-морских сил утратила свою относительную самостоятельность и оказалась в зависимости от третьей силы — авиации.  

Гитлеровское военное командование, учитывая большую огневую мощь, глубину проникновения и маневренность авиации, стремилось до дна использовать ее возможности в начальных операциях. В значительной мере благодаря применению военно-воздушных сил ему удавалось достигать внезапности первого удара, захватывать стратегическую инициативу с начала кампании, срывать или нарушать развертывание неприятельских войск. В конечном счете именно авиация, тесно взаимодействуя с танковыми и механизированными соединениями на суше и кораблями на море, придавала начальным операциям огромный размах и стремительность.

Однако боевые возможности авиации могли использоваться в полную силу лишь при условии завоевания и удержания господства в воздухе. Борьба за господство в воздушном пространстве с начала войны, как, впрочем, и на всем ее протяжении, составляла неотъемлемую часть любой наступательной операции. Это было первой задачей немецко-фашистской авиации.

Второй важнейшей задачей немецко-фашистских военно-воздушных сил в начальном периоде являлся срыв мобилизации и развертывания вооруженных сил противника. Эту задачу фашистская авиация решала путем нанесения массированных ударов по административно-политическим центрам, узлам железных и шоссейных дорог, по важнейшим военно-морским базам, портам и стоянкам кораблей, по коммуникациям, военным городкам, а также колоннам войск, выдвигавшимся к фронту.

Наконец, третья задача, которую решала немецко-фашистская авиация в начальных операциях, заключалась в непрерывной поддержке наступления сухопутных войск, а на морских театрах — в обеспечении боевой деятельности флотов. После решения первых двух задач, на которое отводились первые дни войны, третья задача становилась основной до конца начальных операций.

Выполняя эту задачу, авиация прикрывала войска от ударов воздушного противника, вела воздушную разведку и информировала командование о возникающей угрозе ударов противника с фронта или флангов. Наиболее эффективным способом помощи наступавшим войскам являлись удары с воздуха по выдвигающимся резервам противника.

Немецко-фашистское командование в боевом использовании авиации, как и в применении танковых войск, придерживалось принципа массирования сил на главном направлении в решающий момент. Об этом наглядно свидетельствуют, например, действия гитлеровской авиации при форсировании реки Маас. Утром 13 мая 1940 г. 1-я немецкая танковая дивизия подошла к реке и приступила к подготовке ее форсирования. Артиллерия дивизии отстала, а французские подразделения открыли по врагу сильный артиллерийский огонь. О форсировании реки не  могло быть и речи, пока не будет подавлена французская артиллерия. К полудню над полем боя появилось около тысячи немецко-фашистских самолетов. Пикирующие бомбардировщики полностью подавили французские батареи, создав тем самым условия для преодоления водной преграды. 

Большую роль играла авиация и в борьбе с окруженными группировками противника, а на морских театрах фактически определяла успех завоевания флотом господства на море.

Одно лишь перечисление задач, выполнявшихся авиацией в начальном периоде, показывает, насколько разнообразна и вместе с тем существенна была ее помощь наземным войскам и военно-морским силам.

Воздушно-десантные войска. Применение воздушных десантов в первых операциях второй мировой войны было столь же новым явлением, как и массированное использование авиации и танковых войск.

Быстрое развитие в предвоенные годы авиации, в частности военно-транспортной, создало реальные предпосылки для применения воздушных десантов. Большое внимание строительству воздушно-десантных войск уделялось в Советском Союзе. В середине 30-х годов на ряде крупных учений на Украине и в Белоруссии были продемонстрированы достижения и огромные возможности воздушно-десантных войск. Немецко-фашистское командование в конце 30-х годов, используя опыт Советского Союза, с большой тщательностью готовилось к применению воздушно-десантных войск в боевых действиях. 

Впервые воздушные десанты были применены гитлеровским командованием в операциях по захвату Дании и Норвегии. Это были десанты тактического назначения, которые, захватив аэродромы, мосты, узлы дорог и несколько плацдармов на побережье Северного моря, способствовали успешной высадке морских десантов и быстрому продвижению сухопутных войск.

Весьма результативной была выброска воздушных десантов в ближайший тыл противника во время наступления немецко-фашистских войск в Бельгии и Голландии. В Бельгии главной целью воздушных десантов являлся захват мостов через Маас и особенно форта Эбен-Эмаэль. Расположенный в районе слияния Мааса и канала Альберта, этот форт прикрывал как подступы к мостам на Маасе, так и оборонительные позиции бельгийских войск, проходившие по каналу Альберта. Успешные действия воздушных десантов явились решающим условием быстрого форсирования реки Маас, проникновения немецко-фашистских подвижных соединений в глубь Бельгии и упреждения  бельгийских войск в занятии оборонительных позиций по каналу Альберта. 

Воздушный десант, высаженный в Голландии, несмотря на утрату внезапности и тяжелые потери, успешно выполнил свою задачу. Он захватил несколько аэродромов, овладел рядом переправ через Маас, Ваал и Нижний Рейн, помешал голландской армии организовать прочную оборону на восточных и южных подступах к Гааге.

Успех десантных операций гитлеровской армии во многом зависел не только от действий самих десантников, но и от активной помощи авиации. Она снабжала десантников оружием, боеприпасами и другими видами материального довольствия, когда им приходилось вести затяжные бои в отрыве от главных сил, как это было в Норвегии; ударами по противнику с воздуха содействовала отражению его атак в районе действий десантов, например в районе форта Эбен-Эмаэль; вела борьбу с воздушным противником, если он мешал продвижению десантов, в частности воздушные бои с английской авиацией на подступах к Гааге, и т. п.

Опыт применения воздушных десантов в Дании, Норвегии, Голландии и Бельгии показывал, что действия даже тактических десантов, высаживаемых (выбрасываемых) одновременно на ряде участков в ближайшей оперативной глубине или на более удаленном расстоянии от линии фронта, приобретали большое оперативное значение. В сочетании с одновременными ударами авиации и решительным наступлением танковых и пехотных соединений с фронта воздушные десанты могли сорвать или нарушить планомерное стратегическое развертывание вооруженных сил противника, дезорганизовать его оборону, посеять панику среди местного населения и армии, обеспечить высокие темпы развития наступательных операций. Когда начиналось преследование противника, воздушные десанты, выброшенные на пути его отхода, оказывали большую помощь наземным войскам в завершении разгрома отступавших войск.

Тем не менее прогресс советского авиастроения в сложные военные годы неоспорим. И главное его достижение в том, что нашим истребителям удалось отвоевать у противника малые и средние высоты, на которых действовали штурмовики и ближние бомбардировщики — основная ударная сила авиации на линии фронта. Этим была обеспечена успешная боевая работа «илов» и Пе-2 по немецким оборонительным позициям, узлам сосредоточения сил и транспортным коммуникациям, что, в свою очередь, способствовало победоносному наступлению советских войск на заключительном этапе войны.

Источноки информации

интернет и книги

Категория: Десятая олимпиада (2012/13 уч.год) | Добавил: Service (14.01.2013) | Автор: Коптева Екатерина E W
Просмотров: 3307 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 рпг-7  
Нужно больше картинок!!!

1 sveta  
Скучно читать, разбавьте текст картинками!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 21-й ОЛИМПИАДЕ ЗАКРЫТ!
ТЕСТИРОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО!
ПРИЁМ РАБОТ ЗАКРЫТ!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (1988)
Фурсов Максим (1766)
Егор Андреевич Попов (1349)
Штриккер Артур (1100)
Григорьев Павел Сергеевич (581)
Эжиев Руслан Мухаммедович (488)
Медведкин Иван (465)
Азарин Николай (389)
Горбунов Кирилл Антонович (347)
Трунов Артём Николаевич (344)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024