СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение……………………………………………………………………….…...3 2.
Основная часть…………………………………………………………………….5
2.1.
История создания самолетов -
пожарников.…………………………….…5
2.2.
Виды самолетов – пожарников.………
……………………………………7
2.3.
Профессия
летчик-наблюдатель.……………………………………….......9
2.4.
Авиапожарные
службы - надежный заслон от пожаров………...…….…10
2.5.
Создание
всемирного МЧС - координатора ликвидации
последствий
стихийных бедствий и техногенных
катастроф…….……...11
2.6.
Основные методы и предложения для
использования авиации
в
борьбе с пожарами………………………………………………………..13
2.7. Анализ
обстановки с пожарами на территории
городского округа
город
Агидель……………………………………………………………….14
3.
Заключение……………………………………………………………………….16
4.
Список литературы………………………………………………………………18
5.
Приложение № 1…………………………………………………………………19
Приложение
№ 2…………………………………………………………………20
Приложение
№ 3…………………………………………………………………21
Приложение
№ 4…………………………………………………………………22
Приложение
№ 5………………………………………………………………....23
Приложение
№ 6………………………………………………………………....24
1. ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно на
нашей планете гибнет от огня до 520 тыс.
км2 леса.
Эти стихийные бедствия причиняют
серьезный экологический ущерб, приносят
огромный убыток, а самое главное –
уносят человеческие жизни. Многие страны
создали специальные службы, которые
прилагают огромные усилия, чтобы
предупредить возникновение и ликвидацию
пожаров. Но если этого все-таки сделать
не удалось, то огонь необходимо как
можно раньше обнаружить и локализовать
на возможно меньшей площади, а для этого
следует максимально быстро достичь
района возгорания.
Находясь на
земле в больших лесных массивах, это
сделать очень трудно или вообще
невозможно. Поэтому уже многие десятилетия
для борьбы с огнем привлекается авиация,
на которую в наши дни возлагается самый
широкий круг задач – от обнаружения
очага пожара и передачи сведений о нем
наземным службам до полного подавления
огня.
Для того
чтобы эффективно бороться с лесными
пожарами, а так же пожарами на больших
площадях, нужна авиация. Авиация
– это та основа, на которой строится
мобильность и эффективность действий
МЧС России.
Итак, применение
авиации позволяет решить сразу две
фундаментальные задачи:
Цель
исследовательской работы:
рассмотреть и показать эффективность
применения авиации для обнаружения и
тушения пожаров.
Задачи
исследовательской работы:
рассмотреть
виды самолетов-пожарников;
провести
сравнительный анализ использования
малой и большой авиации при обнаружении
и тушении пожаров;
изучить
профессию летчик-наблюдатель;
доказать
эффективность использования авиации
на пожарах;
сформировать
методы и предложения для использования
авиации в обнаружении и тушении пожаров.
Актуальность
исследовательской работы:
полученные результаты можно применить
в природоохранных мероприятиях,
направленных на предупреждение и
локализацию пожаров.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. История создания самолетов - пожарников
Зарождение авиационной охраны лесов в
России относится к 1922 г., когда были проведены первые опыты по использованию
самолетов для аэрофотосъемки, учета усыхания лесов, обследования и выявления
лесосырьевых баз и путей транспортировки древесины. Крупнейшие лесные пожары в
европейской части России 1920 и 1921 г. показали, что своевременное их обнаружение
и тушение невозможна традиционными
наземными методами. 25 марта 1931 г. на заседании лесоавиационной секции Ленинградского
научно-исследовательского лесопромышленного института был рассмотрен вопрос об организации
специальной авиаслужбы по охране лесов от пожаров.
Возможностями самолетов для борьбы с огнем в СССР заинтересовались почти
одновременно с США. Самые первые самолеты были легкие двухместные бипланы У-2 (позднее их стали
называть По-2, по фамилии
конструктора - Н.Н. Поликарпова)
(См.
Приложение № 1). Первый полет с целью обнаружения лесного пожара
продолжался 1,5 ч. в условиях облачности и плохой видимости. Это было 7 июля 1931 г. на самолете У-2. Эту дату принято считать началом авиационной охраны лесов. Очень
заманчивой была идея применить самолеты не только для наблюдения, но и для
тушения пожара. Попробовали разбрызгивать с У-2 химический раствор, который
приостанавливал движение огня, испытали и специальные авиабомбы, начиненные
огнетушащим раствором. В 1938 г. появились первые пожарные-парашютисты.
В феврале 1936 г. был образован
Всесоюзный государственный трест лесной авиации «Лесавиа», который, наряду с
другими видами авиационного обслуживания, выполнял работы по охране лесов от
пожаров. Работы по охране лесов выполняли с использованием собственных
самолетов типа У-2 (ПО-2). В 1947 г. указом Президиума Верховного Совета СССР
«Лесавиа» был расформирован, его отряды и авиация переданы образованному
27.03.1947 г. Минлесхозу СССР, а в 1949 г. постановлением СМ СССР собственная авиация
Минлесхоза СССР с лётными, инженерно - техническими кадрами, административно - управленческим
персоналом, самолетно-моторным парком, зданиями и оборудованием была передана в
ведение вновь образованного Главного управления гражданского воздушного флота.
Экономический
кризис в стране негативно отразился и в
защите лесных массивов. Постоянное недофинансирование, переделы собственности в
авиационной отрасли, реформы в лесном ведомстве, сокращение штатов – всё это привело к снижению
эффективности работы авиапожарной службы. Численность десантников - пожарных за
последние 5-6 лет снизилась в 2 раза, количество арендуемых воздушных судов - в
1,5 раза, кратность авиапатрулирования и налет часов - более чем в 3 раза.
Следствием ослабления авиалесоохраны явилось заметное ухудшение результатов ее
работы и снижение общего уровня противопожарной защиты лесов. Служба наземной
лесной охраны в силу крайне слабой оснащенности средствами пожаротушения, связи
и транспорта оказалась недостаточно подготовленной к возросшим объемам работ по
борьбе с огнем в районах с огромной площадью лесов. Следствием этого явилось
существенно возросшее число выходящих из-под контроля лесных пожаров,
принимающих характер стихийного бедствия.
При
такой засухе, которая наблюдается в последние 3-4 года, никакая пожарная охрана
не смогла бы в полной мере предотвратить пожарную катастрофу в лесах. Но она
смогла бы существенно сократить количество лесных пожаров, предотвратить гибель
большинства деревень и резко снизить количество погибших.
Если
бы в России существовала дееспособная и эффективная государственная лесная
охрана, для работников которой защита лесов была бы единственной обязанностью,
ущерб от пожарной катастрофы 2010 года можно было бы снизить в 5-10 раз.
Вывод. Давно уже назрел
вопрос о необходимо создать единую систему авиационной
охраны лесов и тушения крупных лесных пожаров, в том числе для обеспечения
быстрой переброски квалифицированных сил и техники в пожароопасные регионы.
2.2. Виды самолетов – пожарников
После Великой Отечественной войны пожарную
авиацию быстро восстановили. На смену устаревшему У-2 пришел самолет Ан-2,
специально приспособленный для лесопожарной службы. Для быстрой доставки
парашютных подразделений к месту загорания стали использовать также самолеты Ил-14, Ан-24, Ан-26. На
основе Ан-26 были созданы пожарные самолеты Ан-46, Ан-2ЛП.
( См.
Приложение № 2).
При тушении пожаров используется как малая, так и большая авиация.
Малая авиация позволяет тушить
лесные пожары огнегасящей жидкостью, десантирование парашютистов-пожарных,
специального оборудования, снаряжения и грузов к местам лесных пожаров,
ликвидация мелких и зарождающихся лесных пожаров. Здесь имеются определенные
недостатки:
пожары,
распространившиеся на площади более 20 га, не может потушить группа 4–5 человек
парашютистов-пожарных. Даже доставка пожарного десанта вертолётом –
малоэффективное и дорогое мероприятие, поскольку высадить десант на пожаре в
нужном месте не всегда возможно, а высаживать на удалении – теряется смысл быстрой
доставки.
С помощью большой авиации останавливаются
и сдерживаются распространения средних и
крупных лесных пожаров созданием заградительной полосы путем многократных
сбросов огнегасящей жидкости на кромку пожара; активное воздействие на облака с
целью искусственного вызывания осадков над зоной горения; доставка в район
бедствия и возвращение на базу пожарных команд и средств пожаротушения путем
посадки на заранее выбранную аэродром.
Здесь тоже имеются определенные
недостатки: пожарная авиация в основном может быть использована только днем и в
хорошую погоду. Ее работа при верховых пожарах опасна, сброс воды с больших
высот малоэффективен, а места базирования пожарной авиации порой далеко
расположены от мест пожара. Опыт применения на тушении больших самолетов типа
Ил-76 показал, что кромку пожара не видно из-за задымления, а полет над пожаром
на низкой высоте невозможен из-за восходящих потоков. Вода приостанавливает
горение на 2-4 часа, после чего пожар возобновляется снова. Использование
самолетами-амфибиями морской воды приводит к сильному засолению грунта и почвы.
И если через несколько лет после пожара, потушенного обычной речной или озерной
водой, на его месте вырастет новый лес, то на солончаках не взойдет даже трава.
В
конце 90-х годов МЧС России освоило технологию тушения пожаров с применением
самолетов Ил-76ТД, который
является самым большим российским - водяным «бомбардировщиком» оснащенным выливным
авиационным прибором.
( См.
Приложение № 3).
Впервые самолет использовался на
реальных пожарах в Красноярском крае летом 1990 г., затем ликвидировал
последствия взрывов на складах боеприпасов во Владивостоке и Ереване весной
1992 г. Став настоящими - стратегическими пожарными авиации МЧС, эти самолеты
использовались для локализации и тушения лесных пожаров на Сахалине, в
Приморье. Хабаровском крае и Забайкалье. Замечательно
показали себя противопожарные самолеты Бе-12П-200
и Бе-200П.
(См.
Приложение № 4).
Первый серийный самолет Бе-200ЧС построили в июне 2003 г., а к
началу 2006 г. уже три такие машины поступили на службу авиации МЧС. Впервые
для борьбы с лесными пожарами Бе-200ЧС применили в России в конце июня 2005 г
на Дальнем Востоке, а в сентябре-октябре – в Подмосковье и на северо-западе
страны. Амфибиям удалось ликвидировать возгорания в районе населенных пунктов
Троицкое, Николаевск-на-Амуре, Советская гавань, на мысе Терней, а также
торфяные пожары под Каширой и Орехово-Зуево. По оценке специалистов МЧС, новые
пожарные амфибии доказали свою эффективность и оправдали возлагавшиеся на них
надежды.
Для тушения лесных пожаров также широко
применяются вертолеты Ми-8 (модификаций Т, МТ, МТВ) со специальными мягкими
водосливными устройствами.
(См.
Приложение № 5).
Несколько комплектов таких
устройств в 1996-97 гг. закупило МЧС России.
Вывод. Таким образом, для ликвидации
пожаров необходимо применение комплексного использования авиации, создать в
стране несколько центров, оснащенных пожарными самолетами и вертолетами,
использовать гидроспуски и стояночные площадки для самолетов-амфибий.
2.3.
Профессия летчик - наблюдатель
Ещё
в 1931 году после проведения первых экспериментальных полётов выяснилось, что
экипажи воздушных судов не могут дать правильную оценку поведения пожара,
определить все его параметры, и выработать тактический план тушения. Для этого
необходимы специальные лесные и пожарные знания. Так определилась необходимость
в создании новой профессии, получившей название «лётчик-наблюдатель» – специалист,
обладающий лесным и лесапожарным образованием и имеющий лётную подготовку.
Летчиков-наблюдателей
готовят на курсах при Центральной базе авиационной охраны лесов в городе
Пушкино Московской области. Обязательное условие наличие высшего или
специального лесохозяйственного образования, опыт работы на тушении пожаров не
менее года, пригодность по состоянию здоровья к летной работе. По окончании
летчик - наблюдатель получает лётное свидетельство, признанное федеральной
авиационной службой России. Во время облета территории летчиком - наблюдателем, кроме
полетной информации в него заносятся и необходимая детальная лесапожарная
информация: местоположение пожара, его площадь и состояние, лесорастительные
условия, динамика распространения и опасные направления, требуемые силы для
тушения и их расстановка, принятые меры, ведение радиосвязи с наземными
командами и диспетчерскими службами лесхоза и авиаотделения. Фактически по
данным бортового журнала можно проследить хронологию тушения любого пожара и
принимаемые меры.
Вывод. Профессия лётчика-наблюдателя
– уникальный «гибрид» лесника с летчиком, является необходимой в наше время.
2.4.
Авиапожарные службы - надежный заслон от
пожаров
В стране ежегодно возникает более 30
тыс. лесных пожаров на площади 1–2 млн. га. Борьба с ними – процесс сложный,
требующий огромных людских и материальных ресурсов. Стоимость тушения одного
крупного пожара исчисляться миллионами рублей. Используя все вышесказанное,
докажем необходимость использования авиации для обнаружения и тушения пожаров.
1.
Когда площадь пожара лишь несколько соток, для его тушения необходимо всего 2–3
человека и час работы. Следовательно затраты и ущерб минимальный. Добиться
этого можно, только используя авиацию.
2.
Главный принцип, заложенный в организации авиапожарной службы «Авиалесоохраны»
– это предотвращение развития возникающих мелких пожаров в крупные, путём их
оперативного обнаружения и ликвидации. Это достигается патрулированием лесов
воздушными судами с наличием сил пожаротушения на борту.
3.
При проведении авиапатрулирования на борту ВС летчик-наблюдатель имеет группу
авиапожарной службы. В случае обнаружения пожара он незамедлительно сообщает
информацию о пожаре в диспетчерский пункт лесхоза и принимается решение о
направлении наземных пожарных команд или группа парашютистов-пожарных
производит высадку.
4.
Авиация и сетчатая структура организации авиаотделений по всей территории
России дают ещё одно преимущество – тактическая и стратегическая мобильность
персонала. Если в каком-то районе сложившаяся пожарная ситуация незамедлительно
требует привлечения дополнительных сил, они могут быть направлены с соседних авиаотделений
в течение 2-3 часов. 5.
Если ситуация становится серьёзной, главная роль переходит к большой авиации.
Вывод. Только комплексная пространственная информация, для получения
которой существует только один способ – осмотр с воздуха, позволяет добиться
эффективной борьбы с крупными пожарами.
2.5. Создание всемирного МЧС -
координатора ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф
В
нынешнем веке количество бедствий, с которыми сталкивается человечество, ничуть
не уменьшилось. Часто для того, чтобы справиться с разбушевавшейся стихией,
недостаточно возможностей одной страны. Достаточно вспомнить гигантские лесные
пожары, бушевавшие на юге Австралии в конце 2001 – начале 2002 гг. Их общий
фронт оценивался в 600 км. причем большая часть охваченных огнем лесов горела
совершенно бесконтрольно.
Не менее масштабными были лесные
пожары в 2002-2003 гг. и в США. Поэтому на повестку дня выходит создание - всемирного
МЧС – Международного агентства по чрезвычайным ситуациям, которое могло бы
координировать действия различных стран при ликвидации последствий стихийных
бедствий и техногенных катастроф.
Не дожидаясь образования такой
структуры, российское МЧС стало прилагать усилия по продвижению различных
авиационных средств и технологий на международный рынок гуманитарных услуг. В
1999 г. в этом направлении удалось реализовать ряд мероприятий. Весной был
подписан контракт с Грецией на применение в этой стране одного Ил-76ПП и
вертолета Ка-32. Самолет базировался на базе ВВС Греции в
Элевсине. а вертолет – в городе Ираклион на о. Крит. В августе три Ил-76ПП с
первого захода потушили пожар на крупном нефтеперерабатывающем заводе в
турецком городе Измите, пострадавшем от землетрясения. В сентябре на встрече
министров экологии стран АСЕАН было принято решение о привлечении авиации
российского МЧС в случае возникновения в этом регионе крупномасштабных лесных
пожаров.
В Греции находилась российская авиагруппа
в составе восьми вертолетов Ми-26, Ми-8 и Ка-32.
( См.
Приложение № 6). Она действовала под
оперативным руководством противопожарного департамента Греции в районе Салоник,
Элевсины, а также на островах Родос и Крит. Вертолеты выполнили в общей
сложности 4245 сбросов воды на очаги лесных пожаров, вылив около 33386 т. воды.
В 2001-2002 гг. российские винтокрылые машины так же тушили пожары в Греции.
Неплохие
перспективы для применения во всемирном МЧС имеет амфибия Бе-200ЧС. Весной 2000
г. Бе-200 наряду с другими авиационными средствами пожаротушения продемонстрировал свои возможности в Таганроге представителям Франции, Греции и
Израиля.
Греческое
правительство обратилось с просьбой к МЧС России предоставить пожарный самолет
Ил-76ТД с экипажем и техническим персоналом на период с 15 июня по 31 августа
1999 года для тушения лесных пожаров, которые обычно происходят в это время в
Греции.
Ил-76ТД
показал свою высокую эффективность в тушении горевших лесных массивов в Греции.
Тушение пожаров проходило порой в крайне трудных условиях, когда самолету
приходилось на скорости 300 км/час в условиях ограниченной видимости и большой
задымленности сбрасывать воду с высот от 50 до 100 метров над верхушками
пылающих деревьев, взмывать вверх, не располагая возможностью маневрировать в
зажатых горами долинах. В ряде случаев для подавления огня было достаточно
одного многотонного залпа Ила-76.
Огромную
роль в успешной работе авиации МЧС по тушению пожаров в различных регионах
играют прежде всего личный состав авиации МЧС - летный, инженерный и
технический состав.
2.6.
Основные методы и предложения для использования авиации в борьбе с пожарами
Изучая
литературу, я выяснила, что за всю историю в области борьбы с лесными пожарами
было предложено много новых способов и методик тушения. Но, к сожалению,
довольно часто случалось, что новые способы оказывались значительно менее
эффективными, чем проверенные старые, а подчас и несоизмеримо дороже, чем уже
отработанные технологии.
Поэтому
считаю, что в данном случае верна поговорка «все новое - это забытое старое» и
применение авиации на тушении лесных пожаров - это самый высокоэффективный
метод, его выполнение сводит к минимуму число «затратных в тушении» пожаров.
Для обнаружения и тушения пожаров необходимо
совершенствовать авиапожарную службу, т.е: ·
снизить себестоимость летных часов,
затрачиваемых на тушение пожаров; ·
использовать новые, более
производительные воздушные суда; ·
внедрять новые альтернативные способы
обнаружения, которые будут дополнять основную технологию применения авиации;
·
более широко использовать цифровые
технологии.
Вывод.
Необходимо использовать комплексное применение авиации. Затраты, идущие на
раннее обнаружение и тушение пожаров, авиация своими действиями способна
окупить многократно, и без неё в лесном хозяйстве просто не обойтись.
2.7.
Анализ обстановки с пожарами на территории городского округа город Агидель
В период с 01 января по 30 сентября
2012 года на территории городского округа г. Агидель, охраняемого ПЧ-52
ФГКУ «26 отряда ФПС по Республике
Башкортостан», зарегистрированы 3 пожара. За аналогичный период 2011 года
произошло 6 пожаров. Не допущено случаев гибели и травмирования людей на
пожарах. Пожары возникали на небольших площадях, которые
сразу локализировались наземными пожарными службами.
Для тушения пожаров в районе выезда
других подразделений дежурные караулы ПЧ привлекались 8 раз. Пожары произошли в
жилом секторе г. Агидель: ·
15.02.2012г. Пожар потушен силами
дежурного караула. Ущерб ориентировочно составляет 50 тысяч рублей;
·
18.03.2012г. Пожар потушен силами
дежурного караула. Ущерб ориентировочно составляет 2 тысяч рублей; ·
28.09.2012г. Пожар потушен силами
дежурного караула. Ущерб ориентировочно составляет 200 тысяч рублей;
Для профилактики и стабилизации обстановки с
пожарами в городском округе город
Агидель разрабатывается целая программа по обеспечению пожарной безопасности в
жилом секторе на период 2012-2015 гг. Организовано проведение профилактической
операции «Жилище».
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я живу в Республике Башкортостан, в
городе Агидель. Лесная зона занимает 40 % территории нашей Республики. В
пожароопасное время специалистами
министерства ведется наземное и авиационное патрулирование лесов. Суммарное время полетов по
установленным маршрутам в этот время составляет примерно 360 часов. С начала
этого пожароопасного периода произошло 216 лесных пожаров. Общая площадь лесов,
пройденная огнем, составляет 1558 га. За 2012 год оперативность тушения пожаров
в лесах Башкирии составляет 72-73 % . От
пожаров пострадало большое количество людей. Я, так же как и все жители республики,
наблюдая за пожарами, переживала за
погорельцев. Меня очень волнует вопрос раннего обнаружения и тушения пожаров, а
без применения авиации этого невозможно.
В
нашем городе и близ него случаются пожары. В прошлом году горели торфяные болота
вблизи деревень Кузгово и Саклово. Площади были небольшие, и они были
локализованы силами наземной службы и ПЧ-52. В
результате исследовательской работы ·
рассмотрены различные типы
самолетов-пожарников, показана необходимость применения комплексного
использования авиации; ·
изучена история создания «авиалесохраны»,
доказана необходимость ее восстановления; ·
изучена малоизвестная профессия летчика -
наблюдателя;
·
доказана необходимость применения
авиации для обнаружения и тушения пожаров; ·
предложены методы для совершенствования
авиапожарной службы.
Вывод. Практика показала, что
летательные аппараты имеют значительные преимущества перед наземными средствами
тушения лесных пожаров. По воздуху можно быстро достичь очага возгорания в
любом месте, в том числе и там, где доступ с земли просто невозможен, пока
огонь еще не распространился на значительную площадь. Применение авиации
требует привлечения значительно меньшего количества людей, чем борьба с огнем
на земле. Причем большая часть задействованного персонала находится, так
сказать, в «тылу». В наиболее опасных местах, непосредственно над очагом, работают
только летные экипажи.
4.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коровин
Г.Н., Исаев А.С. Охрана лесов от пожаров
как важнейший элемент национальной
безопасности России. «Лесной бюллетень»,
№8-9, 1998 2. Лужкин И.П.
Основы безопасности жизнедеятельности,
Санкт-Петербург, 1995 3. Чумаков
С.В., Зубков Б.В. Энциклопедический
словарь юного техника.- М.: Педагогика,
1980 ИНТЕРНЕТ
– ИСТОЧНИКИ
2.
www.
airwar.ru.
Приложение
№ 1
Рис. 1-У-2
(учебный)
Для создания
заградительных полос применялись
самолетыУ-2 (По-2 ). Полезная нагрузка для
них составляла 174 кг. В фюзеляже самолета
устанавливался бак-разбрызгиватель.
Раствор выбрасывался через трубу,
загнутую назад в сторону хвоста. Такая
конструкция трубы предохраняла самолет
от набрызгивания раствором. Емкость
бака для раствора составляла всего 200
л. и обеспечивала создание заградительной
полосы длиной всего 75—100 м.
Приложение
№ 2
Рис.2- Ан-2ЛП
Самолеты-танкеры
Ан-2П, способен доставить около 1200 л
воды, Ан-2ЛП с 1250-литровыми баками внутри
поплавков. Ан-32П при сбросе 8 т огнегасящей
жидкости из двух баков с высоты 40-50 м со
скоростью 240-260 км/ч на поверхности земли
создается водяное пятно с концентрацией
жидкости более 1 л/м 2
длиной 120-160 м и шириной 10-35 м. Слив
огнегасящей жидкости может происходить
одновременно (залпом) или последовательно
из двух отсеков каждого бака с
автоматической задержкой.
Приложение
№ 3
Рис. 4. Ил-76
ТД
Пожарное
оборудование для Ил-76 было разработано
в ОКБ Ильюшина в инициативном порядке.
При этом основными принципами, заложенными
в эту систему, стали простота конструкции
и эксплуатации, а также возможность ее
установки на любом транспортном Ил-76.
Экспериментальный образец ВАП изготовили
в начале 1989 г. Он представлял собой два
цилиндрических резервуара, расположенных
по всей длине грузовой кабины и вмещавших
16000 л воды. Резервуары имели на одном
конце систему заправки, а на другом –
систему слива. Жидкость свободно
сливалась через грузолюк самолета, при
этом покрывалась площадь размером
400x100 м.
Приложение
№ 4
Рис
3. Бе-12П-200
В режиме
глиссирования самолет заправлял свои
шеститонные емкости водой а 14-16 секунд,
в том числе и на волне высотой до 0,8 м. И
расставался с ней менее чем за 1,5 секунды.
Самолет очень экономичен – за одну
заправку топлива он способен обрушить
на очаг пожара 320 тонн воды
Они садятся на реку, озеро или море и,
продолжая двигаться, как катер-глиссер,
за 16 секунд набирают в свои емкости от
6 до 12 тонн воды. Затем взмывают в воздух,
долетают до очага пожара и за полторы
секунды сбрасывают на него всю водную
массу.
Приложение
№ 4
Рис
3. Бе-12П-200
В режиме
глиссирования самолет заправлял свои
шеститонные емкости водой а 14-16 секунд,
в том числе и на волне высотой до 0,8 м. И
расставался с ней менее чем за 1,5 секунды.
Самолет очень экономичен – за одну
заправку топлива он способен обрушить
на очаг пожара 320 тонн воды
Они садятся на реку, озеро или море и,
продолжая двигаться, как катер-глиссер,
за 16 секунд набирают в свои емкости от
6 до 12 тонн воды. Затем взмывают в воздух,
долетают до очага пожара и за полторы
секунды сбрасывают на него всю водную
массу.
Приложение
№ 5
Рис.
5. Ми-26Т
Рис.6. Ми-8МВ-1
Вертолеты
(МИ-6, МИ-8 и др.), которые могут вывозить
5-8 т воды, доставлять и спускать десант
из 60-70 чел. С режима «зависания», а также
доставлять к месту пожара пожарные
тракторные агрегаты массой до 8 т. При
свободном сливе воды через рукав
диаметром 700 мм на скорости 60-100 км/ч с
высоты 10 м над кронами деревьев создается
заградительная полоса шириной 10-4 м и
длиной 75-150 м при интенсивности подачи
воды 1,75-2,1 л/с. Основная масса воды
сливается за 7-9 с, а время заправки водой
15 с. 10 марта 1994 г. в Москве была поставлена
на боевое дежурство специальная пожарная
часть, оснащенная вертолетами Ка-32А1,
на которой установлена спасательная
лебедка грузоподъемностью 300 кг с набором
сидений, носилок, спасательных плотов.
Он снабжен мощной пушкой-водометом,
способной выстреливать струю воды при
помощи порохового заряда с уникальной
точностью – с зависнувшего вертолета
можно попасть в окно горящего высотного
дома. Однако дальность стрельбы не
превышает 50 м, что не обеспечивает
безопасность полета вблизи пожара.
Приложение
№6
Рис.7. Ка-32А
Пожарные
вертолёты Ка-32А1, Ка-32А разработаны
фирмой "Камов". Сборка вертолетов
этой модели производится Кумертауским
вертолётным заводом. Они предназначены
для тушения пожаров и спасения людей.
Конструкция Ка-32А1
аналогична базовому вертолёту Ка-32А. В
состав противопожарного оборудования
входят: складные транспортно-спасательные
кабины на 2, 10 и 20 человек (поднимаются
с помощью троса длиной 10-70 м, могут
перевозиться как снаружи, так и внутри
вертолёта), складная ёмкость на 5000 л
воды (крепится на тросе внешней подвески),
гидропневматическая пушка с залповым
выбросом воды на расстояние до 100 м,
переносные огнетушители, аэрозольные
гранаты. На борту установлены 2 прожектора
мощностью по 600 Вт (один в обтекателе по
левому борту, второй - в проёме грузовой
двери). На правом борту размещена
установка внешнего вещания ЗСВС мощностью
500 Вт. Вертолет Ка-32А многоцелевого
назначения создан на базе транспортного
вертолета Ка-32Т и предназначен для
перевозки людей и грузов в транспортной
кабине и крупногабаритных грузов массой
до 5000 кг на внешней подвеске, эвакуации
больных и пострадавших, выполнения
поисково-спасательных и аварийно-спасательных
работ, строительно-монтажных операций,
обучения и тренировки летчиков и других
целей. Кроме того, вертолет Ка-32А
предназначен для тушения пожара на
верхних этажах здания и установки
защитных пенных полос. Вертолет
укомплектован специальным оборудованием
для проведения аварийно-спасательных
работ.
|