Среда, 01.05.2024, 09:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год)

История покорения неба женщинами пилотам

Автор: Великоцкая Полина Евгеньевна
Возраст: 16 лет
Место учебы: ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»
Город, регион: Белгородская область, г. Белгород
Руководитель Бобрышева Ирина Викторовна, преподаватель ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»

Воздушные амазонки - первые женщины в авиации

Содержание

1. Введение
2. Первые женщины в авиации
    2.1. «Из актрис в пилотессы» - первая женщина покорившая небо.
    2.2. Запоминающиеся женщины-пилоты в мире зарубежной авиации
    2.3. Отечественные женщины-пилоты
3. Наши современники женщины-пилоты 
4. Заключение 
5. Используемая литература  

1. Введение

«Смелость — это цена, которую требует от человека жизнь в обмен на внутренний покой.  Душа, не ведающая этого, обречена никогда не выпутаться из мелочей». 
А.Эрхарт

В мире есть много профессий в который мы привыкли, в большей части, видеть мужчин. Одна из таких профессий- пилот. Пилот- это концентрированная воля, характер, сила духа, безграничное мастерство. Профессиональная жизнь пилотов коротка. Профессия летчика — это постоянный стресс, профессия летчика-испытателя — стресс втройне. С этой опасной и тяжелой профессией с успехом справляются женщины. Цель моей работы изучить историю, биографию жизни, тяжелые испытания судьбы и роль женщин пилотов в авиации с самого зарождения и по сегодняшний день.

2. Первые женщины в авиации

В наши дни женщина за штурвалом самолета, а тем более на его борту никого не удивляет. Ну, в самом деле, что тут удивительного? Взлетела – приземлилась. А во время полета, благодаря автопилоту можно и макияж поправить и даже проверить, как там дети на земле, выучили ли уроки, поужинали, собрали ли ранец в школу, благо и это современные технологии позволяют в полной мере. Но еще 100 – 150 лет назад сообщения о том, что кто-то в юбке совершил перелет (и не верхом на метле, а что ни на есть на самом настоящем воздухоплавательном средстве), вызывали бурю эмоций. Я решила провести историческое исследование о прекрасной половине пионеров-авиации, променявших уют кухни на бескрайние просторы небес.
По подсчетам между 1910 и 1914 годами пилотские свидетельства получили 38 женщин: 11 из Франции; 9 из США; 6 из России; 3 из Великобритании; 3 из Германии; 2 из Чехии; по 1 женщине из Италии, Бельгии, Нидерландов и Венгрии.

2.1. «Из актрис в пилотессы» - первая женщина покорившая небо

До своей известности в разных сферах своей деятельность Раймонду де Ларош называли Элизой Раймонд Дерош. В детсве девушка мечтала отдаться искусству и посвятить свою дальнейшую жизнь сцене. Но также юная Элиза стремительно проявляла свой интерес к мотоспорту и автомобилям. С течением своего взросления Раймонд стала актрисой. Уверенно войдя в актерское дело, Элиза поняла, что ее собственное имя со всем не звучит с ее внутреннем «Я» и решила взять себе сценический псевдоним «Раймонда де Ларош». Даже будучи успешной актрисой, страсть к технике набирала оборот в жизни хрупкой девушки. Братья Райт в 1900-х годах имели бешенное внимание к своей персоне, их вхождение в историю авиации вдохновило многих будущих летчиков. Не стала исключение и Раймонда де Ларош. В это время один из братьев, а именно Уилбур Райт посетил Париж для демонстрирования полета. Он предлагал посетителям данного зрелища занять место пассажира в своем полете. Неудивительно, что Ларош не смогла пройти мимо такого предложения. Этот полет и стал ключевым в судьбе молодой и перспективной актрисы и положил начало ее достижений в авиации.

В начале своего покорения неба Де Ларош, поднимаясь в воздух на воздушном шаре и изучая самолеты с земли познакомилась с авиастроителем Шарлем Войзеном. После своего первого полета, который вызвал бурю эмоций у девушки она попросила Шарля научить ее управлять самолетом. Войзен вместе со своим братом построили самолет, который был рассчитан только на одного, поэтому Раймонду пришлось обучать с земли. Свое первое покорение неба на самолете Раймонда совершила над полем.  Первый «незаконный» полет Раймонд состоялся 22 октября 1909 года, а уже 8 марта 1910-го, в Гелиополисе Аэролклуб Франции, получила свое удостоверение пилота и имела номер 36 — так она стала первой летчицей Франции. Получив лицензию пилота, Раймонда не позабыла свою актерскую деятельность и смогла совместить актерское мастерство с небом и создала собственный «Летающий цирк» над Парижем. Но Раймонд не всегда шла в ногу с удачей, так 8 июля 1910 года девушка пережила первую серьезную авиакатастрофу, после которой Ларош восстанавливалась два года. А осенью 1912 неудача снова настигла летчицу, снова произошла авиакатастрофа, в которой девушка серьезно пострадала, а Шарль Вузен погиб. Но даже после столь трагичных обстоятельств авиация не ушла из жизни Раймонды де Ларош. Несколько лет своей жизни де Ларош посвятила «летающему цирку», с которым колесила в разные уголки мира. Во время Первой мировой войны, когда женщины строго по закону были отстранены от полетов, служила водителем в родной армии. Де Ларош сумела в один год поставить два рекорда среди женщин — на высоту и дальность полетов. Таким символичным годом был 1919.Символичным этот год запомнился не только с положительной стороны, но и роковым для жизни Раймонды де Ларош. 18 июля 1919 года Раймонда и пилот самолета, на котором девушка планировала сдавать профессиональный экзамен, попали в авиакатастрофу на аэродроме Кротуа.

2.2. Запоминающиеся женщины-пилоты в мире зарубежной авиации

Еще одной француженке можно отдать звание первой женщины-авиатору. В июле 1908 года она впервые поднялась в небо, но в качестве пассажира. Ею стала Тереза Пельтье. Она не имела прав для управления летательным аппаратом, но некоторые эксперты, основываясь на показаниях свидетелей, считали, что Леон Делагранж, который был за штурвалом, давал своей подруге «порулить» самолетом. После своего первого полета, Делагранж обучил Пелетье управлению своим бипланом и Терза стала выполнять ряд одиночных полетов, но так и не получив лицензию пилота. Франция заполнила ее первый самостоятельный вылет в Исси-ле-Мулино. Этот полет был запечатлен во французском авиационном журнале. В 1908 год Тереза сопровождала Делангранжа во многих авиационных соревнованиях и выставках, так во время одного тура она совершила одиночный полет на высоте 2,5 метра, пролетев 200 метров на военной площади Турина. Так она вошла в историю, как первая женщина в мире, которая смогла самостоятельно подняться в нею о на летательном аппарате тяжелее воздуха. В конце этого же года Леон предложил заманчивое предложение женщине-летчику, которая первая пролетит на самолете расстояние в один километр. Приз составлял 100 франков. Пельтье стала готовится к соревнованиям, но до борьбы за приз дело не дошло. 4 января 1910 года Леон Делагранд погибает в авиакатастрофе. После этой трагедии Тереза Пельтье покидает авиацию навсегда.

В историю авиации женщины-пилоты приходили из спортивных отраслей. До своего полета в кресле аэроплана, бельгийка Элен Дутрие была знаменита своими победами в скоростных велогонках и автомобильном спорте, а также своими каскадерскими трюками. 

Полеты она рассматривала как вид экстремального шоу. Элен выиграла множество воздушных состязаний, и первая из женщин освоила гидросамолет. Интересный факт заключается в том, что Элен Дутрие в декабре 1908 впервые поднялась в воздух, не имея никаких навыков в пилотирование, ее полет закончился крушением. После своего поражения бельгийка приняла решение пойти учится на пилота и поступила в школу «фарман». Публику Элен покорила многими своими достижениями. Она совершила сорока пятикилометровый беспосадочный полет из Бланкенберга до Брюгге и обратно, выигрывала множество соревнований, на одном из которых заняла первое место за самый продолжительный полет. Но и на этих рекордах она не останавливалась. В 1910 году она была первой женщиной, которая продержалась в воздухе более часа, он составлял час и семь минут, но буквально через несколько дней она побила собственный рекорд, пролетев в воздухе 2 часа 35 минут. А в 1911 бельгийка опередила свой предыдущий рекорд пролетев 254 километра за 2 часа 58 минут.

Сегодня имя Мари Марвен, также известную как «Невеста опасности», в значительной мере забыто. Марвен знаменитая француженка, которая прославилась не только в авиации, но и в медицина, помимо этого была спортсменкой и журналисткой. Мари смогла объединить две своих страсти- медицину и авиацию и в 1910 году с помощью друга-инженера разрабатывает медицинский самолет. После множества согласований Дирекция военной авиации одобряет этот проект.

За этот проект в 1914 после запуска в эксплуатацию первого медицинского самолета она получает прозвище «Невеста опасности». Ее по правде можно назвать так, ведь в день своего 80-летия Мари Марвен преодолела на реактивном самолете скорость звука, а позже смогла освоить управление вертолетом. Примечательна, это летчица и тем, что участвовала в двух мировых войнах. После окончания первой мировой войны француженка вела журналистику и медицинскую деятельность в Северной Африке. Так же она успела стать одним из организаторов Международного конгресса по медицинской авиации. Прославилась также в режиссуре, написав сценарий и осуществив постановку документальных фильмов по истории медицинской авиации в 1935 году. Во время Второй мировой войны работала медсестрой.

Первая женщина-авиатор Соединенных штатов Америки Амелия Эрхарт детских лет предпочитала игре в куклы аэрошоу.

Некоторое время Эрхарт изучала в Колумбийском университете физику, химию и медицину, а также французскую классическую литературу (она знала четыре иностранных языка). В 1920 году воссоединившаяся семья переехала в Лос-Анджелес. На Рождество 1920 года Амелия попала на выставку летательных аппаратов в Лонг-Бич, штат Калифорния, и через три дня — на аэродроме Роджерс Филд — провела свой первый десятиминутный полёт, в качестве пассажира. Очарованная ощущением полёта, Амелия решила научиться летать сама и в январе 1921 года начала брать уроки лётного мастерства.

Её первым инструктором была Анита (Нета) Снук — одна из немногих в те годы женщин-лётчиц. Для обучения использовался подержанный Curtiss JN-4. Нета отметила естественность новой ученицы, спокойно и уверенно чувствовавшей себя в кабине; впрочем, отметила она и некоторую её склонность к авантюризму — несколько раз ей приходилось вмешиваться в управление, препятствуя попыткам Амелии при заходе на посадку пролететь под проводами линии электропередач, проходившей рядом с аэродромом.

Уроки стоили недёшево и, чтобы оплатить обучение, Амелия стремилась получить работу. Она играла на банджо в мюзик-холле, работала фотографом, кинооператором, учительницей, секретаршей, телефонисткой, автомехаником и водителем грузовика — и в то же время пыталась узнать всё, что могла об авиации, от теории полёта до устройства авиамотора. Летом 1921 года Эрхарт приобрела небольшой ярко-жёлтый биплан «Киннер Эйрстер» — её первый собственный самолёт. Нета Снук не одобрила приобретения. «Эйрстер» был опытным самолётом, существовавшим в единственном экземпляре, оснащённым 3-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения — одним из первых подобной конструкции в США. Один из цилиндров этого двигателя имел склонность к заклиниванию; в целом же многие считали, что это опасный самолёт, строгий и не прощающий ошибок в пилотировании. Тем не менее, Амелия высоко оценила приобретение и проводила много времени в воздухе, осваивая искусство воздушной акробатики под руководством одного из опытных отставных армейских пилотов.

22 октября 1922 года Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 14 000 футов (около 4300 м) — выше, чем это удавалось до сих пор любой женщине-пилоту. Постепенно она «нарабатывала профессиональную репутацию». Интерес публики к авиации в те годы был огромен и на аэродромах Калифорнии часто проводились авиашоу с имитацией воздушных боёв, разнообразными рискованными трюками и состязаниями в искусстве высшего пилотажа. Уже к концу года Амелия стала признанной звездой подобных воздушных родео, её имя стало всё чаще появляться в прессе, посвященной авиации. В тот период развития авиации в США для пилотирования личного самолёта ещё не требовалось обязательного наличия формальной лицензии. Тем не менее, 16 мая 1923 года Амелия Эрхарт получила лицензию (№ 6017) Международной авиационной федерации, став 16-й женщиной среди лицензированных пилотов.

Окончательный развод родителей в 1924 году и новое ухудшение финансового положения вынудили Амелию продать самолёт, чтобы купить автомобиль для поездки с матерью через всю страну в Бостон. Здесь Амелия получила работу преподавателя английского языка для детей иммигрантов в детском доме. Всё свободное время и деньги она использовала для лётной практики. Она быстро приобрела известность и уважение в местных авиационных кругах, поскольку не только хорошо летала, но и не брезговала технической работой, помогая механикам обслуживать и ремонтировать самолёты и авиадвигатели на аэродроме.

После перелёта Чарльза Линдберга через Атлантический океан в 1927 году жившая в Англии богатая американка Эми Гест выразила интерес к тому, чтобы стать первой женщиной, пересекшей Атлантику по воздуху. По её мысли, перелёт должен был символизировать дружбу между Великобританией и США. Перелёт был организован известным нью-йоркским издателем Джорджем Палмером Путнамом. Для перелёта был куплен 3-моторный «Фоккер» F-VII, названный «Friendship» («Дружба»), и наняты пилот Уилмер Стульц и бортмеханик Лу Гордон.
Однако узнавшие о приготовлениях родственники заставили Эми Гест отказаться от полёта. Тогда она решила подыскать «подходящую» девушку: «американку, умеющую пилотировать самолёт, и обладавшую симпатичной внешностью и приятными манерами». Ею и оказалась Амелия Эрхарт, рекомендованная для этого предприятия адмиралом Р. Белкнапом, который интересовался авиацией и знал Эрхарт по её «авиационной активности» в Бостоне.

В глубоком секрете, дабы не привлекать внимания конкурентов, трёхмоторный Фоккер был переоборудован в мастерских на окраине Бостона, оборудован всем необходимым для трансокеанского перелёта и — на всякий случай — переоснащён с колёс на поплавки.

Вылетев с Ньюфаундленда 17 июня 1928 года, самолёт пересёк океан за 20 часов 40 минут и приводнился у побережья Англии — в Барри-Порте (Уэльс). Из-за сочетания редкостно плохой погоды и отсутствия опыта управления тяжёлыми многомоторными самолётами, Эрхарт, к своему глубокому сожалению, проделала этот путь фактически в качестве пассажира. После посадки она с досадой сказала репортёрам: «Меня просто везли, как мешок с картошкой!». Она постоянно стремилась переключить внимание прессы на пилотов «Фоккера», однако публику интересовала только «первая женщина в трансатлантическом перелёте». Тем не менее, это было реальное начало блестящей карьеры Эрхарт в авиации. После перелёта Амелия написала о нём книгу «Двадцать часов сорок минут», посвятив его жене спонсора — Джорджа Палмера Путнама.

Приобретённую известность Эрхарт использовала как плацдарм для активной пропаганды своих взглядов и идей, в частности, борьбы за равноправие женщин и их активное привлечение в традиционно «мужские» профессии, в особенности в авиацию. За короткое время она опубликовала в прессе множество статей о развитии и перспективах авиации, на эту же тему она читала публичные лекции во многих городах страны. Эрхарт была убеждёна в большом будущем коммерческих авиаперевозок; она стояла у истоков организации нескольких крупных регулярных авиалиний США. Она любила заканчивать свои публичные выступления фразой, обращённой к слушателям: «До скорой встречи на трансатлантической авиалинии!».

В 1929 году Эрхарт помогла сформировать международную организацию пилотов-женщин, названную «Девяносто девять» — по числу первых её членов, и в 1930 году она была избрана первым президентом новой ассоциации (сегодня её членами являются тысячи женщин-пилотов из многих стран мира). В том же году она приобрела новый самолёт «Локхид-Вега»; это была новая скоростная машина — такая, в которой она нуждалась, если хотела ставить рекорды и оставаться «на переднем крае» развития авиации.

С точки зрения многих коллег Эрхарт, как и ранее с «Киннером», выбор был не бесспорен. Одна из её главных соперниц — Элинор Смит — считала этот самолёт слишком сложным в пилотировании, а в случае вынужденной посадки — просто опасным. По мнению Смит, при отказе двигателя лётные качества этого самолёта были «как у кувалды, летящей с горы». Тем не менее, в 1931 году Смит купила «Вегу», чтобы попытаться совершить на ней первый «сольный» женский перелёт через Атлантику, но вскоре разбила эту машину при посадке на аэродроме Гарден-Сити, Нью-Джерси. В итоге первый «сольный» женский перелёт был совершён на следующий год Амелией Эрхарт; позднее она по случаю выкупила разбитую «Вегу» Смит, и после восстановления установила на ней 3 мировых рекорда.

Пока же Эрхарт досталась десятая «Вега», выпущенная заводом «Локхид» в Калифорнии. Машина долго не летала и находилась в плохом техническом состоянии, но на новый самолёт у лётчицы просто не было средств. Совмещая освоение новой для себя машины с деловой поездкой, Амелия перегнала самолёт на Западное побережье, «сражаясь» по пути с многочисленными неисправностями и тяжёлым разрегулированным управлением. В Калифорнии самолёт был осмотрен на заводе «Локхид», где Уайли Пост — знаменитый лётчик-рекордсмен и «фирменный» пилот-испытатель «Локхида» — поднял его в воздух. После посадки он заявил, что самолёт по своему техническому состоянию представляет собой «хлам», не пригодный к полёту и почти не поддающийся управлению. То, что Амелия Эрхарт сумела на нём пересечь страну и остаться в живых, он отнёс на счёт счастливой комбинации удачи и выдающихся способностей пилота. В результате смущённое руководство «Локхида» бесплатно заменило самолёт на более новый.

В августе 1929 года Эрхарт участвовала в первой женской воздушной гонке Калифорния — Огайо. Перед последним этапом она имела лучшее время и все шансы на приз, однако произошёл несчастный случай. При выруливании на старт Эрхарт увидела, что у самолёта её главной соперницы Рут Николс загорелся двигатель. Заглушив мотор, Эрхарт бросилась к самолёту Николс; вытащила её из кабины горящего самолёта и оказала первую помощь. Когда к месту инцидента прибыли медики, она, наконец, смогла взлететь и продолжила участие в гонке, однако пришла лишь третьей.

Однако скоро она вознаградила себя за потерю «золота», установив в ноябре 1929 года в Калифорнии мировой рекорд скорости на демонстрационном экземпляре «Веги» с двигателем мощностью 425 л. с., специально предоставленном руководством «Локхида». Амелии удалось разогнать машину до 197 миль в час (предыдущий рекорд составлял 156 миль в час). Одновременно лётчица продолжала осваивать тяжёлые многомоторные машины; в 1929 году она получает наиболее престижную и «профессиональную» Транспортную лицензию Национальной Ассоциации Аэронавтики США, сдав экзамены на пассажирском «Ford Trimotor».

Карьера первой женщины-летчицы на Кавказе Лейлы Мамедбековой началась после окончания ею Бакинскоого аэроклуба. Свой первый полет она совершила в 1931 году.

        

Лейла Мамедбекова родилась в семье революционера Алескера Зейналова, соратника Наримана Нариманова. По национальности — азербайджанка. Она потеряла маму в довольно раннем возрасте. В годы революции, когда Лейла была еще ребёнком и не привлекала внимание жандармов, ей поручали доставлять письма и документы по нужным адресам.

Лейла Мамедбекова получила профессиональное образование в Бакинском аэроклубе и совершила свой первый полёт в 1931 году. В авиаклуб Мамедбекова поступила, уже будучи матерью двух детей и работая на ткацкой фабрике. В этом же году, 6 августа, она окончила Бакинскую школу авиации. Это был первый выпуск Бакинской авиашколы.

С 1932 года она продолжила обучение в Тушинском лётном училище в Москве. 17 марта 1933 года Мамедбекова добровольно спрыгнула с парашютом с борта самолёта У-2, став второй, после Нины Камневой, женщиной-парашютистом в Советском Союзе. Первый прыжок мог бы стать для нее и последним. Девушка запуталась ногами в стропах, и парашют не раскрылся. Не потеряв мужества, она дернула за второе кольцо и успешно приземлилась, хотя на земле уже думали, что она разобьется. В этом же году она окончила Московскую школу авиации.

«Своей жизнью она сломала стереотип о мусульманских женщинах, типичный для Азербайджана — страны, в которой женщины получили право голосовать раньше, чем в США», — говорится в статье американского издания Huffington Post, которое указало имя азербайджанской летчицы Лейлы Мамедбековой среди известных женщин-пилотов, принимавших участие в войне.

В 1934 году она стала победительницей соревнования по прыжкам с парашютом среди представителей закавказских республик. В связи с 15-летней годовщиной Азербайджанской ССР награждена орденом «Знак Почета» (27.01.1936).

К 1941 году Мамедбекова была уже майором авиации. В дальнейшем она готовила авиационные кадры в Бакинском аэроклубе.

В 14 лет Лейла выйдет замуж за 19-летнего Бахрама Мамедбекова. В годы Великой Отечественной войны Мамедбековой как матери четырёх несовершеннолетних детей (всего их у неё было шесть) было отказано идти на фронт. Бакинский аэроклуб был закрыт, но Мамедбекова добилась разрешения открыть курсы десантников и парашютистов, где она за годы войны подготовила около 4 тысяч парашютистов-десантников и сотни лётчиков. За это она была награждена медалью «За доблестный труд», причем награду утверждал сам Верховный Совет СССР. В 1943 году была начальником планерно-парашютного клуба Азербайджанской ССР.

После войны Мамедбекова была командиром отряда в Бакинском аэроклубе. Свой последний полет она совершила в 1949 году.
Берилл Маркхэм - первая женщина-пилот Африки, получившая свидетельство пилота в 1933 году. На протяжении многих лет Берил совершала полеты по африканскому континенту со спасательными миссиями, самостоятельно покоряя неизведанные территории. 9 сентября 1936 года Маркхэм стала первой женщиной-пилотом, решившей отправиться в одиночный трансатлантический полет с востока на запад, из Англии.

 

Берилл Маркхэм родилась в 1902 году в Ашвеле, Великобритания. В 1904 году семья Берил переехала из Англии в Кению, на ферму в округе Нджоро. Была первой женщиной в Кении, получившей лицензию на обучение верховой езде. В 1942 году она опубликовала свои мемуары в книге «На запад, вслед за ночью», они легли в основу сценария фильма, «Тень на солнце».

Международный астрономический союз назвал ее именем ударный кратер Маркхэм на планете Венера.

2.3. Отечественные женщины-пилоты

Лидия Виссарионовна Зверева - первая летчица России

$IMAGE10$     

Авиация среди женщин тоже набирала популяцию. Среди первых отечественных летчиц есть выпускница Мариинского института благородных девиц Лидия Зверева. С детства Лидия тянулась к авиации: она поднималась на аэростатах, где служил отец, самостоятельно создавала подели летательных аппаратов, хотя в то время об авиации мало где писали и говорили. В 1910 году Зверева исполняет свою мечту, несмотря на снисходительное мнение родителей на ее увлечения и поступает в первую частную авиашколу «Гамаюн». В июле 1911 года Лидия Зверева впервые совершила самостоятельно полет на самолете «Фарман-4» на высоте 30 метров.23 августа этого же года девушка получает диплом пилота-авиатора под номер тридцать один. И получает звание первой дипломированной женщиной в российской авиации. После нее несколько женщин получили подобные дипломы. Как писала Лидия Зверева в своей автобиографии:» «Женщины начинают быстро выдвигаться в авиации, в этом новом пока деле. Вслед за мной пилотские дипломы получили спортсменка Евдокия Анатра и певица Любовь Голанчикова. Горячо верю, что года через два-три женщины будут иметь большие успехи и на этом поприще». Так же Лидия Зверева является первой женщиной, в мире которая выполнила маневр «мертвая петля» в 1914 году и вошла в историю.

Любовь Голанчикова

 

Еще удивительнее биография второй российской дипломированной летчицы Любови Голанчиковой. Для нее, эстрадной певицы, известной под сценическим псевдонимом Милли Море, увлечение авиацией началось со случайности. В 1910 году она познакомилась с одним из пионеров российского воздухоплавания Михаилом Ефимовым, который пригласил ее полетать в качестве пассажирки. Вскоре после этого Голанчикова записалась в школу «Гамаюн», где чуть раньше училась Зверева, и получила диплом пилота за номером 59. А вскоре журнал «Вестник воздухоплавания» уже сообщал, что артистка Любовь Голанчикова бросает сцену в пользу авиации.

«Полет ведь это тоже сцена, только очень больших размеров, и чувство на взлете сродни чувству первого выхода на сцену перед незнакомой публикой, — писала она в дневнике. — Тот же трепет, перехватывает дыхание, ничего и никого не видишь. Но стоит только отбросить волнения, как перед тобой широкая взлетная полоса — взлетай, покажи, на что способна.

Как и Зверева, карьеру авиаторши Голанчикова начала с показательных полетов. Первый чуть не закончился трагически.
«Я поднялась благополучно, — вспоминала она в дневнике. — За оградой ипподрома стояла большая толпа зрителей, тех, у кого не было денег купить билет. Во время снижения я находилась невысоко над этой толпой. Якобы в порыве восторга (так писали газеты) публика начала бросать в аппарат чем попало. Одна палка, брошенная в аппарат, попала по пропеллеру и разбила его вдребезги. Самолет упал, меня выбросило вперед. Многие решили, что я разбилась насмерть. Я же отделалась легкими ушибами».

Уже в 1912 году имя Голанчиковой становится известно всему миру. 22 ноября в Берлине она почти втрое бьет рекорд высоты, ранее принадлежавший немецкой летчице, и устанавливает новый мировой рекорд высоты для женщин — невиданные 2200 метров.

В следующий раз имя Голанчиковой попало в газеты в июле 1913 года, когда она в качестве навигатора сопровождала французского летчика Леона Летора, только что совершившего беспосадочный перелет Париж — Берлин, на обратном пути. В Париже журналисты первым делом задали Летору вопрос: «Не осложнила вам перелет женщина на борту?» Но Летор был не намерен поддерживать сексистские предубеждения.

«Хотя вопрос бестактен, — резко ответил пилот, — желание не дать повод для кривотолков заставляет меня удовлетворить ваше любопытство. Возьму на себя смелость заметить, господа, что никто из вас не выдержал бы и части испытаний, которые выпали на долю отважной авиатрисы».

Голанчикова мечтала о большем, чем просто показательные полеты: ей хотелось стать летчицей-испытательницей. Поначалу заводы ей отказывали (видимо, считая это неженским делом), но в 1913 году ей всё же удалось заключить контракт с небольшой аэропланной мастерской Ф. Ф. Терещенко на испытание аппаратов «Фарман-22». «Я, нижеподписавшаяся, — сказано в контракте, — Любовь Александровна Голанчикова, обязуюсь в течение года от сего числа летать на аппаратах, которые будут даны мне фирмой Червонской аэропланной мастерской, на других же аппаратах производить полеты не представляю себе права».

После революции летная карьера Голанчиковой закончилась. Она эмигрировала сначала во Францию, а потом в Америку, где первое время работала на автомобильном заводе, а потом водила такси. До самой смерти в 1961 году сесть за штурвал самолета ей больше не довелось.

Софья Долгорукова (Бобринская)

   

Дочь графа, сенатора, председателя Императорской археологической комиссии Алексея Бобринского, жена князя Петра Долгорукова, фрейлина императорского двора Софья Бобринская (в замужестве Долгорукова) всегда выбирала «неженские» профессии. Окончив петербургский Женский медицинский институт, она несколько лет работала хирургом, ездила на фронт в составе русской медицинской миссии во время Второй балканской войны, была волонтеркой в сербских холерных лагерях, за что позже получила награду из рук сербского короля. Страстная автомобилистка, она была членом Императорского автомобильного общества и была единственной женщиной среди полусотни участников Киевского автопробега 1910 года, преодолев за рулем 3200 км за две недели. Она не остановилась, даже когда в нескольких километрах от финиша ее автомобиль попал в аварию.

Увлекшись авиацией, Долгорукова в 1912 году прошла начальную летную подготовку в школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба в Шартре, а потом продолжила обучение в школе пилотов Императорского российского аэроклуба, получив удостоверение за номером 234.

К тому времени началась Первая мировая война, и Долгорукова приложила множество усилий, чтобы попасть в военную авиацию. Но все прошения были отклонены, и княгине пришлось ехать на фронт лишь в роли сестры милосердия. Только весной 1917-го Долгоруковой удалось записаться в 26-й корпусный авиационный отряд (вместе с другой авиаторшей Еленой Самсоновой). Правда, точной информации о том, совершили ли они хоть один боевой вылет, нет.

Как и у Голанчиковой, ее карьера пилотессы закончилась с приходом советской власти. Княгиня эмигрировала во Францию, где подрабатывала таксисткой, гидом-переводчицей, секретарем. В воздух Долгорукова больше не поднималась.

Княгиня Шаховская - военный летчик и комиссар

«Русская княгиня Евгения Шаховская в 1914 году стала первой женщиной — военным летчиком. Совершила разведывательные полеты.», именно так называется статья в энциклопедии Britannica про Евгению Шаховскую, как про одну из 300 женщин, изменивших мир. О личности Шаховской можно несомненно много сказать, а ее биография не оставит равнодушным никого. Своей знакомство с авиацией Евгения начала в 1910 году, тогда девушка впервые увидела выступление летчика Николая Попова на авиационной неделе в Петербурге. После этого зрелища у княгини появилась страсть к полетам, хотя после своего выступления в Петербурге Попов потерпел крушение и попал в госпиталь с тяжелыми ранами, это не отбило желание девушки научиться управлять аэропланом. Начала своего обучения Евгения Шаховская начинала в России под крылом авиатора Владимира Лебедева, а продолжила уже в Германии у Всеволода Абромовича. Там же она сдает экзамен в 1911 году на звание авиатора и получает диплом пилота и устраивается на работу инструктора на тот же аэродром, где работал Всеволод Абромович. Но вслед за первыми достижениями, Шаховскую достигла черная полоса в жизни: в 1913 году Шаховская и Абромович потерпели крушение с биплана во время тренировочного полета и рухнул с высоты 60 метров. Летчик погиб, а княгиня чудом выжила. Евгении Шаховской очень тяжело давалось пережить потерю Всеволода Абромовича, что ею было принято решении оставить авиацию навсегда. Как отмечают эксперты, именно авиакатастрофа с Абромовичем очень сильно подкосило настойчивую Шаховускую и особых успехов в авиации она не добилась. Но небо отпустить княгиню не смогло и уже через год девушка снова появляется за штурвалом. Так как появился серьезный повод,1 августа 1914 года Германия объявляет войну Российской Империи. Шаховская подала императору о зачислении ее во фронт авиации. Но получила отказ, так как у императора был принцип рисковать жизнью офицеров он мог, но отправлять на смерть женщин отказывался. Тогда Евгения обратилась за поддержкой к Великому князю Александру Михайловича.  пока ее дальнейшая судьба с авиацией решалась, княгиня записалась сестрой милосердия. В конце концов император сдался и 19 ноября Евгения написала новый рапорт, на которых монарх наложил благоприятную резолюцию. И уже 1 декабря Шаховская зачислена в качестве пилота-разведчика. Это ее вход в историю, она стала первым в мире военным-летчиком. Как говорила Шаховская: «Даже погибнуть при таких условиях – красивая смерть, а все равно я погибну рано или поздно. Я – обреченная».  Ее служба продлилась недолго. Вскоре пошли слухи о ее многочисленных романах с офицерами, а после и вовсе обвинили в шпионаже в пользу Германии.

«Добровольцем, женщиной-авиатором Армии Северо-Запада, княгиней Шаховской выполнен ряд дерзких авиарейдов над немецкой линией. В ходе одного из полетов ее машина была поражена выстрелом из ружья, авиатрисса была ранена. Русский Царь наградил ее военным орденом Святого Георгия». Именно так гласила надпись французского журнала в начале 1916 года. 

Лидия Литвяк - королева истребителей

   

В период Великой Отечественной Войны в историю входит Лидия Литвяк, более известную как «Белая Лилия». Как и предыдущая тезка девушка с детства любила небо, в 15 лет девушка совершила свой первый полет. Лидия окончательно решила связать свою дальнейшую судьбу с полетами и закончила летную школу и стала работать инструктором. В 1942 году Лидия добровольно вступает в авиаполк. В августе 1942 году «Белая Лилия» сбила немецкий бомбардировщик Ю-88..В историю вошел ее легендарный вылет в сентябре 1942 года, когда хрупкая девушка сбила истребитель Ме-109,которым управлял немецкий барон на счету которых 30 воздушных побед и Кавалер рыцарского креста! За эти месяцы боевых действий Лидия Литвяк стала одной из лучших летчиц. Но роковым днем для всеми известной «Белой Лилии» стало 1 августа 1943 года, тогда Литвяк совершила своей последний полет. Шли ожесточенные бои и в одном из столкновений самолет девушки был подбит немецким истребителем и пропал без вести. На счету Лидии Литвяк за 10 месяцев своей службе Отечеству насчитано 186 боевых, вылетов, лично сбитых 11 самолетов и 3 самолета в группе, а также один аэростат. По боевому налету она до сих пор держится на верхних строчках рейтингов летчиков-истребителей, не смотря на то что она воевала меньше года.

3. Наши современники женщины пилоты  

  

В своей семье Маргарита Сапунова стала первым авиатором. За свою карьеру покорения неба длиною в шесть с половиной лет Маргарита стала командиром Boeing-737-800. Как рассказывает сама девушка, в детстве она мечтала стать космонавтом, позже пилотом. Но так как девушка была родом из небольшого села в Тверской области, после школы пошла учиться на экономиста и стала работать по специальности, но детскую мечту не забывала. В 2010-м году девушка решила исполнять свою мечту, по совету подруги устроилась бортпроводником, а через год Сапунову принимаю в Краснокутское летное училище. Через четыре года после успешно выполненных заданий девушку назначают вторым пилотом. Но и на этом Маргарита Сапунова останавливаться не собиралась, что бы стать командиром судна девушка снова тренировалась на тренажерах, сдавала экзамены и зачеты, из-за пандемии время подготовки растянулось до четырех месяцев. В сентябре 2020 года Маргарита Сапунова становится командиром.

«Первая женщина-пилот истребителя F-22 ВВС США капитан Джемми Джемисон» В Военно-воздушную академию Джемми поступила в 19996 году. В 2000 году получила степень магистра государственной политики в области безопасности и политической экономии в Школе государственного управления им.Джона Ф.Кеннеди. В 2022 девушка закончила базовый курс F-22A на авиабазе Тиндалл. Три года летала на F-15C на Аляске, решила пройти курс F-22А в Тиндалле. Так же Джемми Джемисон работала инструктором по планерам.

«Леди-свобода», «Роковая женщина» и «Дева пустыни» под такими названиями знают первую в истории военной авиации ОАЭ женщину-пилота Марьям аль-Мансури. Девушка родилась в многодетной семье, закончила школу с отличием, а затем поступила в университет на специальность «английский язык». Как рассказывает сама Марьям, она с детства мечтала стать пилотом, эта стихия овладела ею полностью. Она начала свой путь к мечте с работы в Генеральном штабе армиии, где занимала разные должности. Каждый день в жизни девушки становился ее вдохновением для того что бы летать. В 2008 году окончила школу пилотов, которая ранее выпускала только мужчин. Однако её семья посчитала этот смелый поступок предательством и отказалась от неё. Но интерне-пользователи поддержали девушку, а после участия в спецоперации по борьбе с террористами ей дали прозвище «эмиратский сокол». Как говорит сама девушка: «Теперь же я служу в военно-воздушных силах своей страны и очень этим горжусь. Еще горжусь и тем, что я первая выпускница летной школы, в которой были только одни мужчины».

4. Заключение

Сейчас, как и прежде, женщины смело берутся за чисто мужские профессии и не отстают в них. Уникальна роль женщин разных стран в сфере развития авиации и космонавтики. Хотя до сих пор авиация считается преимущественно мужским делом, женщины всегда стремились занять прочное место в международном авиационном движении и успешно участвовать в космических полетах. Их было очень мало, но тем ценнее память о каждой из них, оставивших след в уходящем прогрессе.

5. Используемая литература

  1. Авиатриссы [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Русские авиатриссы [Электронный ресурс] URL: http://ljwanderer.livejournal.com/22431.html 
  3. Как женщины покоряли небо? [Электронный ресурс] URL:  https://knife.media/night-witches/
  4. Элен_Дютре [Электронный ресурс] URL:  https://ru.on1.click/tiki-index.php?page=info_ 
  5. Мария Марикян "Я с ней не полечу": женщины-пилоты рассказали о секретах профессии [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20220308/aviatsiya-1776686415.html 
  6. Женщины, потеснившие мужчин за штурвалом сверхзвуковых истребителей  [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20151014/1301074176.htm
Категория: Двадцатая олимпиада (2022/23 уч.год) | Добавил: Service (01.01.2023) | Автор: Великоцкая Полина Евгеньевна E W
Просмотров: 961 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 iron_mouse  
Хорошая и познавательная работа! Авиация - это дом для всех тех, кто любит небо, не зависимо от пола или национальности, поэтому важно хотя бы знать о существовании таких людей и о том труде, который они совершили ради своей мечты.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2686)
Фурсов Максим (2048)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2026)
Егор Андреевич Попов (1844)
Штриккер Артур (1310)
Григорьев Павел Сергеевич (703)
Медведкин Иван (651)
Азарин Николай (577)
Ефимова Софья Алексеевна (575)
Трунов Артём Николаевич (519)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024