Суббота, 27.04.2024, 04:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Двенадцатая олимпиада (2014/15 уч.год)

Этапы развития авиационного стрелково-пушечного вооружения

Автор: Бердников Даниил
Возраст: 12 лет
Место учебы: МБОУ "Гимназия №3"
Город, регион: г. Уфа, Республика Башкортостан

Руководитель: Каменев Сергей Иванович, доцент кафедры авиационных двигателей Уфимского государственного авиационного технического университета

Историко-исследовательская работа: Этапы развития авиационного стрелково-пушечного вооружения

Оглавление:

1. Введение
2. История вооружения самолетов от Максима до шестистволки
3. История вооружения вертолетов
4. Выводы
5. Источники

Введение
Стрелково-пушечное авиационное вооружение – это вид авиационного вооружения, в состав которого входят авиационные пушки и пулеметы с их установками, боеприпасы к ним, прицельные и другие обеспечивающие системы, устанавливаемые на летательных аппаратах. На вертолетах огневой поддержки могут также устанавливаться гранатометы. В своей работе хотел бы рассказать о развитии авиационного стрелково-пушечного вооружения, или как его еще называют авиационного артиллерийского оружия.
Авиационное артиллерийское оружие делят на несколько типов:
- авиационные пулеметы
- авиационные пушки
-авиационные гранатометы
Авиационные пулеметы и пушки устанавливаются почти на все виды боевых летательных аппаратах и используются, в основном, в ближнем воздушном бою, при дальности до 2 км., для уничтожения воздушной техники противника. Так же пушки и пулеметы принимаются для уничтожения наземной или надводной техники или сооружений.
Авиационное гранатомёты по конструкции аналогичны сухопутным. Для крепления вооружения на ЛА, питания патронами и наводки на цель применяются специальные установки. Они могут быть как подвижными, так и неподвижными, встроенными и съёмными (подвесными). Используются как для уничтожения наземного и надводного противника, так и для установления дымовой завесы или пометки важной цели и др.

История вооружения самолетов от «Максима»
до шестиствольной пушки

На раннем этапе развития военной авиации в качестве авиационных пулеметов использовались обычные пехотные. Их устанавливали на турелях для стрельбы в задней полусфере самолета при наличии двух и более двигателей у самолета. При тянущем винте для стрельбы вперед на бипланах первоначально применялась стрельба поверх винта, когда стрелок вставал на сидение кабины и вел огонь из пулемета, закрепленного на верхнем крыле. В 1911 году на самолет был поставлен пулемет. На Авиационной неделе в Москве авиатор Б.С. Масленников летал на своем самолете с пассажиром – офицером, вооруженным пулеметом. Летом 1913 года поручик Поплавко осуществил шкворневую установку тяжелого пулемета в передней точке гондолы самолета «Фарман-15». Было успешно испытано несколько вариантов таких установок на различных самолетах, но в серию они не попали. Значительным событием в вооружении самолета явилась установка неподвижного пулемета, стреляющего через винт, так появился одноместный самолет – истребитель. Эта идея оформилась не сразу. В 1913 году Франц Шнейдер запатентовал схему и конструкцию синхронного пулеметного привода для всех типов двигателей. Аналогичный проект русского студента Ананьина в России в 1914 году, как часто бывало, признания в военном ведомстве не получил.
С началом войны, авиацию стали применять в основном для разведки или доставки важных донесений и посылок. Начали вооружать самолеты передовые русские летчики, такие как Нестеров, Крутень и многие другие, они сооружали различные импровизированные устройства в виде троса с гирькой или «кошкой» - якорем на конце, пилы на костыле и т.п. Все эти средства быстро отпали, и летчики стали брать с собой ручное оружие и при встрече с противником в воздухе обменивались выстрелами, но как правило безрезультатно. Затем стали приспосабливать пехотные пулеметы, что повысило эффективность. Лишь к 1916 году установка для стрельбы через диск винта, через ось коленчатого вала и редуктора были осуществлены путем ряда последовательных приближений. Первоначально был только кулачковый привод к пулемету без синхронизации с постановкой броне плиток – «отсекателей» или «отклонителей» пуль на задней стороне лопастей винта. Темп стрельбы не совподал с числом оборотов двигателя. Стрельба через винт достигалась, но 10-15% пуль отбрасывалось и рассеивалось отсекателями различных конструкций (Кулебакина, Бартошевича и др.). Следующим шагом был полностью синхронизированный привод для стрельбы через диск винта, причем пули в винт уже не попадали. Россия опоздала примерно на год в этом. В.В.Иордан выполнил первые вполне оригинальные конструкции установок для стрельбы вне диска винта. После этого появился ряд устройств для стрельбы через диск винта как с применением отсекателей, так и синхронных. В последних было мало оригинального, так как они пришли в Россию вместе с истребителями «Нюпор» и «Спад» в конце 1916 года. Однако оставался еще простор для творчества в части улучшения и усовершенствования синхронизаторов, и над этим работали русские конструкторы. Поскольку на истребителях стояли в основном ротативные двигатели, общий тип конструкции пулеметного привода был следующим. На картере двигателя был кулачок, по ободу картера катился ролик, установленный на раме двигателя и толкавший посредством тяги гашетку пулемета.
Нужно сказать, что идея авиационного вооружения тесно связаны с боевым применением авиации. Расширение сферы действий авиации в ходе боевых операций, превращение ее из разведывательного средства в мощный род войск, выполняющий широкий круг задач, подтвердили необходимость вооружения самолетов. Уже в годы Первой мировой войны во всех воюющих странах происходит установка на них сначала стрелкового, а затем и пушечного вооружения. В практике вооружения авиации наиболее широкое распространение получили несколько типов установок в зависимости от места их размещения и назначения в бою. Турельные пулеметы предназначались для стрельбы с подвижных установок, которые могли монтироваться в различных точках самолета и обеспечивали ведение огня под любым углом к линии полета. Крыльевые пулеметы в отличие от турельных предназначались для стрельбы с жестких неподвижных установок, размещавшихся, как правило, в крыле самолета. Синхронные пулеметы размещались в носовой части фюзеляжа в непосредственной близости от мотора и механически через синхронизатор были связаны с ним для стрельбы через площадь, сметаемую воздушным винтом.
К середине 1920-х годов ускоренное развитие авиации потребовало оснащения новых боевых самолетов стрелково-пулеметным вооружением. Однако собственные конструкции специальных пулеметов отсутствовали. Перед оружейниками стояла задача скорейшего создания современных образцов авиационных пулеметов. Поэтому не случайно первым советским образцом авиационного оружия явился пулемет «Максим», приспособленный для этой цели путем изменения некоторых деталей.
Первым к переделке отечественного 7,62-мм станкового пулемета «Максим» обр. 1910 года под авиационный вариант приступил по собственной инициативе летчик и авиаконструктор авиационного вооружения Московского авиационного завода «Авиаработник» Александр Васильевич Надашкевич. Он разработал несколько образцов авиационного вооружения. Одной из первых его работ в этой области стал авиационный пулемет ПВ-1. В 1924 году к этой работе подключились конструкторы Тульского оружейного завода Третьяков, Пастухов, Ярцев и
А.В.Надашкевич Владимиров. Созданный конструкторами-оружейниками синхронный пулемет в отличие от «Максима» стал весить почти на 6 кг меньше за счет использования более короткого и тонкого ствола с воздушным охлаждением, темп стрельбы был увеличен с 600 до 750 выстр/мин. Использование пружинного буфера было новинкой, еще не применявшейся при конструировании авиационных пулеметов за рубежом. Для механического отвода подвижных частей пулемет имел ручку перезаряжания системы АНИИ-1 или системы Владимирова и Ярцева.
к которому относились неподвижные пулеметные установки Надашкевича с пулеметами ПВ-1, Военно-воздушным силам требовалось и новое оборонительное вооружение для подвижных турельных установок на самолетах-бомбардировщиках и самолетах-разведчиках. Оригинальными конструкциями в новом пулемете являлись подающий механизм, рассчитанный на применение металлической рассыпной звеньевой ленты и спусковой механизм, приспособленный для синхронной стрельбы через плоскость, сметаемую винтом самолета. Пулемет конструкции Надашкевича, получил обозначение ПВ-1 (пулемет воздушный 1-й модели). Этим пулеметом вооружались первые советские истребители И-3 и И-4. Пулеметы ПВ-1 устанавливались на самолетах для стрельбы через винт с неподвижных установок и вне плоскости вращения винта с неподвижных или ограниченно подвижных установок. С целью максимального облегчения пулемета ПВ-1 наряду с отечественным наступательным авиационным вооружением для истребителей,
Уже в начале 1930-х годов стало отчетливо ясно, что эффективность поражения быстродвижущихся и внезапно появляющихся воздушных целей из авиационных пулеметов «нормального» винтовочного калибра постоянно снижается, поскольку наиболее уязвимые места самолетов наших вероятных противников прикрыты броней и для их поражения требуется увеличенный калибр бортового оружия. Поэтому на вооружение советских ВВС был принят 12,7-мм крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК
М.Е. Березин конструкции Б. Шпитального и С. Владимирова. Но он требовал изменений, так к проектированию аналогичной системы, но под более перспективный 12,7-мм патрон приступили еще три конструкторских коллектива — Дегтярева, Таубина и Бабурина-Березина. В 1935 году тульским конструктором Г. Никитиным. Масса пулемета Березина в синхронном варианте составляла 21,45 кг, крыльевом — 21,14 кг, турельном — 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте — 700-800 выстр/мин, крыльевом и турельном — 800-1050 выстр/мин. В годы Великой Отечественной Березин работал также над созданием авиационных пушек. Стремясь создать более эффективное оружие, чем штатная 20-мм авиационная пушка ШВАК, Березин вместе с группой конструкторов в 1943 году разрабатывает на базе универсального пулемета УБ-12,7 новую авиационную пушку под 20-мм патрон от пушки ШВАК. Масса пушки составляла всего 25 кг. Темп стрельбы для синхронного варианта 600 выстр/мин, для турельного и крыльевого — 800 выстр/мин. Новая 20-мм авиационная пушка, Б-20, дала возможность использовать ее как для подвижных установок с дистанционым управлением, так и для встроенных неподвижных стрелковых установок.

Отсюда ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при движении вперед. В затыльнике монтировались пружинные буферы затворной рамы и затвора. Они не только смягчали удар подвижной системы в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с малой длиной хода затвора и совмещением по времени операций перезаряжания это уменьшало длительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы. ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему ПВ-1 Надашкевича, ДА и ДА-2. Равно как впервые в одноствольных системах был достигнут такой темп стрельбы. В самом деле: 7,62-мм французский авиационный пулемет Дарн с ленточным питанием давал 1100-1200 выстр./мин, английский 7,7-мм Виккерс-Р (магазинное питание) – 1000, американский 7,62-мм Кольт-Браунинг (ленточное) – 900, германский 7,92– мм MG-17 (ленточное) – 1100.

ШКАС применялся в трех вариантах. Первым получил это оружие истребитель И-16 – в виде крыльевых пулеметов без прицельных приспособлений, с тросовым механизмом перезаряжания и системой тросов для спуска. В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (или переднего визира), на кожухе – стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике – рукоятка удержания.
В 1939 г. был принят и выпускался в небольшом количестве сверхскорострельный Ультра-ШКАСС – время цикла автоматики в нем сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. На СБ ставили носовые установки со спаренными ШКАС. В 1935 – 1937 гг. К.Н.Руднев, В.Н.Полюбин, А.А.Тропенков отрабатывали так называемую механическую спарку ШКАС (МСШ) – органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000-6400 выстрелов в минуту. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней – цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. Но показательно, что дальнейшие работы в этом направлении были прерваны в связи с планировавшимся переходом на крупнокалиберные пулеметы. Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне. Применялся ШКАС и в Великой Отечественной. Именно из ШКАСа сбил в одном бою шесть самолётов самый результативный воздушный стрелок Андрей Пихота.
Однако, к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, в борьбе с вражескими самолётами резко снизилась, они могли разрушить вражеский самолёт только при очень большом числе попаданий. Совершенствование авиационной техники к началу 1940-х годов настоятельно требовало повышения мощности бортового
С.А. Ярцев авиационного оружия. Вслед за Шпитальным и Владимировым и другие советские конструкторы-оружейники пытались решить этот вопрос путем увеличения мощности секундного залпа самого оружия, в том числе созданием новых авиационных артиллерийских орудий. В это же время тульские конструкторы Александр Волков и Сергей Ярцев разработали авиационную пушку калибра 23 мм с высокой начальной скоростью снаряда.
К достоинством пушки ВЯ-23 относился высокий темп стрельбы – 525- 650 выстрелов в минуту при большой мощности выстрела для такого калибра. К ее недостаткам относилась большая отдача и резкая работа механизмов. Большая отдача вызывала необходимость внедрить в конструкцию пушки пружинный амортизатор. Резкая работа механизмов снижала живучесть деталей и вызывала задержки, многие из которых не могли быть устранены в воздухе. В боекомплект пушки Волкова-Ярцева входили осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Масса всех снарядов составляла примерно 200 г, то есть в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочно-зажигательные снаряды обеспечивали выведение из строя жизненно важных узлов и агрегатов самолета, зажигание бензина в протектированных бензобаках, а бронебойно-зажигательные могли на расстоянии 400 м по нормали пробивать броню толщиной от 16 до 25 мм, зажигали бензин в бензобаках, находящихся за броней. 16 мая 1941 года, в самый канун войны, она была принята на вооружение ВВС РККА под индексом «ВЯ-23». Единственным ее носителем стал самолет-штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке Волкова-Ярцева с боекомплектом по 150 патронов на ствол. Солдаты с гордостью называли Ил-2 «самолетом-солдатом» и «летающим танком». Немцы дали этому самолету название «черная смерть», причем подобная характеристика в большой степени относилось к оружию, установленному на Ил-2, и в первую очередь к пушке ВЯ-23, значительно усилившей боеспособность штурмовика.
В 1946 году американская компания General Electric получила контракт на разработку авиапушек повышенной скорострельности под кодовым названием "проект Вулкан". Первыми экспериментами инженеров GE стала установка электромоторов на старые
Шестиствольный «Вулкан» картечницы Гатлинга с ручным приводом, извлеченные из музеев, что сразу же позволило достигнуть темпа стрельбы до 4000 выстрелов в минуту. С вступлением США в ряд войн в Индо-Китае (Корея, Вьетнам) выяснилось, что обычные пулеметы, изначально использовавшиеся для вооружения вертолетов и легкой авиации, имеют недостаточную плотность огня, поэтому на основе пушки М61 был разработан ее уменьшенный вариант под названием М134 "Миниган" (M134 Minigun) калибра 7.62мм НАТО. Пулемет имел электрический привод и перключаемый темп стрельбы - 2000 или 4000 выстрелов в минуту.
В 1931–1935 гг. советская авиация не имела не только пушек и реактивных снарядов, но и крупнокалиберных пулеметов. Курчевским в апреле 1929 года был изготовлен опытный экземпляр однозарядной пушки которая получила название АПК - 1 (авиационная пушка
Самолет И-7 Курчевского №1). Первая официальная демонстрация АПК-1 состоялась в апреле 1930 г. Первые наземные стрельбы с самолета были проведены на стареньком разведчике Р-1. Пушку закрепили на средних стойках бипланной коробки. После первого выстрела лопнуло полотно на стабилизаторе, после второго выстрела лопнула обшивка в районе кабины летнаба, после третьего выстрела появились трещины в деревянной конструкции самолета. Четвертый выстрел из АПК-1 по отзыву присутствующих привел самолет в «безусловную негодность». Затем АПК-1 была установлена и испытана на разведчике Р-3 №4052, причем также с ущербом для самолета. Становилось ясно, что предлагаемые ДРП по своему разрушающему воздействию совсем небезопасны для самого
Самолет И-7,вооруженный двумя 76-мм
пушками АПК-4
носителя. Поэтому необходимо разработать специальный самолет, особенно прочный в районе хвостового оперения или созданный по особой схеме. Для пушек Курчевского Григоровичем специально был создан истребитель И-7. Позже его стали называть И-Z (или И-ЗЕТ), а то и просто ЗЕТ. Во всех своих безоткатных (динамореактивных) орудиях Курчевский использовал только одну схему — нагруженный ствол. Для первых образцов Курчевский просто брал какую либо обычную пушку, отрезал казенную часть, а вместо него вставлял сопло Лаваля (воронку). При этом внутреннее устройство ствола оставалось без изменений. Недостатками нагруженного ствола являлись большой вес и высокая стоимость. Кстати, после 1945 г. ни одна страна мира не приняла на вооружение безоткатное орудие с нагруженным стволом. Курчевским была разработана и система заряжания безоткатных орудий. Все авиационные пушки были устроены одинаково. Заряжание производилось с дула унитарными патронами с гильзами из нитроткани. Патроны перемещались к дулу по цилиндрическому магазину, расположенному над стволом, а далее попадали в лоток перед дульным срезом, оттуда специальным устройством досылались в канал ствола. Все операции производились пневматическим приводом, сжатый воздух подавался из специального баллона. Понятно, такая автоматика не могла обеспечить высокий темп стрельбы. Гильза из нитроткани по проекту должна была полностью сгорать, но делать этого она не хотела, да ещё и рвалась в магазине при подаче. В результате происходили систематические отказы при подаче и разрывы ствола. Кстати, проблема создания полностью сгорающих гильз до сих пор до конца не решена.
Л.В.Курчевский на автомобиле с 152-мм безоткатной
Пушкой своей конструкции
История вооружения вертолетов (МИ-24, КА-50, КА-52)
Идея боевого вертолета имеет в России давнюю историю. Еще пионеры отечественного вертолетостроения предлагали использовать винтокрылые летательные аппараты, помимо транспортных операций, также для разведки, артиллерийской корректировки, бомбометания и, даже, непосредственного огневого воздействия на войска противника на поле боя. С самого начала постройки первых советских винтокрылых аппаратов предусматривалась возможность их военного применения и вооружения. Военные заказчики предпочитали рассматривать такие машины как вертикально взлетающие самолеты и предъявляли к ним требования, аналогичные боевым самолетам-разведчикам. Большинство отечественных проектных разработок автожиров и вертолетов 30-х годов предусматривало, в отличие от аналогичных иностранных исследований, бомбовое и пулеметное вооружение. Благодаря этому, вооруженный "до зубов" крылатый автожир-корректировщик А-7-За стал первым в мире боевым винтокрылым аппаратом и единственной летательной машиной подобного рода, принявшей участие во второй мировой войне. Одним из первых вертолетов ОКБ И.П.Братухина - разведчике-корректировщике Б-10. Круговой обстрел на нем обеспечивался в ущерб пилотажным и летно-техническим характеристикам вертолета. В результате, Б-10 оказался неудачным, а советские военные вертолеты не вышли из стадии опытных исследований. В тоже время, запущенные в массовое производство первые зарубежные серийные вертолеты, за редким исключением, оружия не несли.
Успешное применение американских вертолетов в Корее изменило отношение к вертолетам. Вертолетостроение получило большую поддержку и в 1952 г. поступил десантно-транспортный Ми-4, созданный в ОКБ, возглавляемом выдающимся создателем винтокрылой техники Михаилом Леонтьевичем Милем. В отличие от иностранных предшественников Ми-4 изначально нес вооружение, но состав этого вооружения не выходил из разумных пределов. Оно состояло только из размещенной в под-фюзеляжной гондоле подвижной пулеметной установки НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом А-12,7. Она предназначалась для подавления сопротивления противника в месте высадки десанта, однако, в дальнейшем, оказалась эффективной и при выполнении значительно более широкого круга задач.
Пулеметная установка Ми-4 хорошо себя зарекомендовала во время использования этих вертолетов для непосредственной огневой поддержки сухопутных войск во время отражения десанта на Плайя-Хирон, боев у острова Даманский и т.д. Таким образом, необходимость размещения разумного комплекса вооружения на многоцелевом войсковом вертолете была очевидной для конструкторов фирмы "Ми" с самого начала массового внедрения винтокрылой техники. В этом отношении отечественные вертолетостроители значительно опередили своих зарубежных коллег.

Вооруженный вариант вертолета Ми-1МУ

Бомбовое вооружение

Пулемет Калашникова в кабине Ми-1МУ

Новая эра в истории вооруженных вертолетов началась в середине 50-х годов, когда руководство иностранных армий на основе опыта боевых действий в Корее, Индокитае и Африке приступило к опытному оснащению существующих винтокрылых машин различными вариантами комплексов ударного вооружения. Началась работа над штурмовым вертолетом для огневой поддержки войск. Исследования проводилиись в ОКБ М.Л.Миля и ОКБ Н.И.Камова. Так в 1958 г. были созданы первые опытные вооруженные модификации легких вертолетов Ми-1МУ и Ка-15. Они были оснащены установленными на боковых кронштейнах тяжелыми реактивными снарядами ТРС-132. Вооруженный двенадцатью такими снарядами в двух блоках вертолет Ми-1МУ прошел в октябре-ноябре 1959 г. наземные и летные огневые испытания. Ка-15 нес по одному ТРС-132 на каждом борту, а так же вариант Ми-1МУ, оснащенный системой бомбового вооружения для подвески двух 100-кг осколочно-фугасных бомб или двух агитационных бомб АГИ-ТАБ-250-В5 или двух агитационных контейнеров типа П-121. Кроме того, в окнах вертолета мог устанавливаться на шкворневых турелях ручной пулемет Никитина или Калашникова. Предусматривался и вариант вооружения Ми-1 крупнокалиберными авиационными пулеметами в боковых подвесных контейнерах. В 1960 г. командованием ВВС ОКБ М.Л.Миля построило две вооруженные модификации десантно-транспортного вертолета Ми-4А. Одна из них несла на боковых кронштейнах двенадцать реактивных снарядов ТРС-132 в двух подвесных блоках, другая - 96 легких реактивных снарядов КАРС-57 в шести блоках УБ-16-57.
В 1960 г. была представлена и разработанная ОКБ М.Л.Миля новая модификация Ми-1МУ. Она была предназначена для борьбы с танками противника и впервые несла на боковых кронштейнах два противотанковых радиоуправляемых реактивных снаряда новейшего противотанкового комплекса "Фаланга" с ручной системой наведения.

Ми-4, вооруженный 128 НУР С-5М (С-5К) и 12,7-мм пулеметом

Перегрузочный вариант вооружения Ми-4

Пусковая установка НУ PC ТРС-132 на Ми-1

В 1966-1967 годах в ОКБ Миля был разработан новый комплекс вооружения К4В, включавший четыре управляемые противотанковые ракеты 9М17М комп-леса "Фаланга" и 96 неуправляемых реактивных снарядов С-5М калибра 57 мм в шести блоках УБ-16-57У. Вместо блоков на бомбодержателях могли подвешиваться шесть бомб по 100 кг или четыре бомбы по 250 кг либо баки с зажигательным веществом. Предусматривался и вариант подвески пушечных и пулеметных контейнеров. В проемах боковых окон и дверей монтировались шкворневые пулеметные установки. Оснащенные комплексом Ми-4АВ уже не могли использоваться по своему первоначальному назначению. Вооружение составило всю боевую нагрузку вертолета. Всего было переоборудовано 185 аппаратов. Эксплуатация в войсках вооруженных Ми-4АВ позволила накопить опыт боевого использования таких вертолетов, обучить для них экипажи.
С самого начала создания вертолетов второго поколения Ми-2 и Ми-8 в ОКБ М.Л.Миля предусматривалась возможность их вооружения. Оснащенный 64 реактивными снарядами КАРС-57 в четырех блоках УБ-16-57У десантно-транспортный Ми-8Т успешно прошел в 1965 г. испытания и был запущен в серию.

Транспортио-боевой вертолет Ми-8МТВ-2

Во время войны в Афганистане вертолеты Ми-8МТ были дооборудованы дополнительным вооружением (едиными общевойсковыми, крупнокалиберными и авиационными пулеметами, гранатометами в дверных и оконных проемах, над кронштейнами крепления вооружения, в подвесных гондолах и т.д) в самых разных вариантах. Для легкого многоцелевого вертолета Ми-2 ОКБ М.Л.Миля разработало в том же 1965 г. систему вооружения, включавшую, как и ранее на Ми-1, шесть противотанковых управляемых ракет комплекса "Фаланга".
Новый этап в разработке вертолетов с комплексом вооружения на борту наступил во второй половине 60-х годов. После использования вертолетов в военных конфликтах в Алжире, Вьетнаме и Египте, вертолетостроители пришли к выводу о необходимости замены вооруженных модификаций. М.Л.Миль был одним из ведущих советских специалистов по разработке концепций проектирования и применения боевых винтокрылых аппаратов. Изучая историю военного искусства, он выявил тенденцию постоянного повышения мобильности и боевой оснащенности сухопутных войск. С древних времен существовала тенденция пересадить как можно больше пехотинцев на лошадей и конные повозки. После первой мировой войны началась механизация армии, в сухопутных войсках тягловую силу заменил автомобиль, а затем пехотинцы пересели на бронетранспортеры. Следующим шагом в повышении мобильности сухопутных войск был переход на "летающие транспортеры", т.е. вертолеты. Американская армия получила на рубеже 50-60 годов такие "летающие транспортеры" как Белл UH-1 "Ирокез" и Вертол СН-47 "Чинук", рассчитанные на перевозку и посадочное десантирование пехотного отделения и пехотного взвода соответственно. Они достаточно эффективно выполняли свои задачи во время боев во Вьетнаме при отсутствии хорошо организованного противодействия противника. В случаях же плотного зенитного огня и умело организованной противодесантной обороны аэромобильные части несли высокие потери и остро нуждались в средствах непосредственной огневой поддержки, а также проведении комплекса работ по повышению боевой живучести десантно-штурмовых вертолетов и защиты их экипажей. Выявилась необходимость замены в аэромобильных частях "летающих транспортеров" на "летающие бронетранспортеры" и их прикрытия в воздухе и на земле "летающими танками".

Первый в мире боевой вертолет Белл АН-J

Макет В-24 - ранний вариант с одним двигателем

Установка вооружения на макете В-24

Усиление боевой защищености и огневой мощи пехотных подразделений происходило одновременно и "на земле". В 60-е годы началась разработка боевых машин пехоты, оснащенных в отличие от безоружного автомобиля и легковооруженного бронетранспортера целым комплексом многоцелевого вооружения. Естественно, у ряда конструкторов винтокрылой техники зародилась концепция создания не "летающего бронетранспортера", а сразу "летающей боевой машины пехоты", способной не только транспортировать к месту боя пехотное отделение, но и оказывать ему непосредственную огневую поддержку. Наличие такого многоцелевого армейского вертолета позволяло обойтись без дорогого специально спроектированного "летающего танка". Ведущие вертолетостроительные фирмы "Сикорский" и "Уэстленд" приступили в середине 60-х годов к постройке универсальных транспортно-боевых вертолетов S-67 и WG-13 по концепции "летающей БМП". Однако американская армия в избытке обладала громадным парком легких "Ирокезов" и в новом средстве перевозки отделения солдат не нуждалась. Это определило выбор не S-67, а значительно более дешевого узкоспециализированного вертолета Белл АН-1 "Кобра", созданного на базе агрегатов "Ирокеза". Причем, "Кобра" изначально рассматривалась только как временная альтернатива будущему специально спроектированному боевому вертолету. Дуэт "летающего транспортера" Белл UH-1 "Ирокез" и "летающего танка" Белл АН-1 "Кобра" в армии США в скором времени заменил дуэт "летающего бронетранспортера" Сикорский UH-60 "Блек Хок" и "летающего танка" Хьюз АН-64 "Апач". "Взводный транспортер" СН-47 "Чинук" продолжает до сих пор успешно выполнять свои функции.
Совсем по-другому развивалась концепция армейской вертолетной авиации в СССР. В середине 60-х годов вертолета, способного перевозить отделение солдат в будущих советских аэромобильных частях, не было, так как Ми-4 в скором времени подлежал списанию, а грузоподъемность и вместимость Ми-2 оказались для таких целей недостаточными. В отличие от американских коллег, советским энтузиастам армейской вертолетной авиации опереться было не на что. Разрабатываемый в ОКБ Миля аналог "Ирокеза" - легкий вертолет В22 (Ми-22) существовал только в макете. Концепция узкоспециализированного боевого "летающего танка", получившего с 1968 г. условное обозначение Ми-28, оставалась пока неопределенной. В середине 60-х годов М.Л.Милем появилась идея создания "летающей (воздушной) боевой машины пехоты", позволяющая оснастить будущие советские аэромобильные части универсальным вертолетом, способным выполнять функции как "летающего бронетранспортера", так и "летающего танка". К сожалению, последующие трагические события: смерть М.Л.Миля не позволили воплотить все замыслы великого вертолетостроителя.

Макет вертолета Ми-24 (окончательный вариант)

Разработка эскизного проекта вертолета В-24 (в ОКБ его изначально называли Ми-24, а в заводской документации: "изделие 240") 1968 г. , руководство всеми работами по вертолету осуществляли генеральные конструкторы М.Л.Миль, а затем, после его смерти, М.Н.Тищенко. Непосредственно возглавлял создание нового вертолета заместитель главного конструктора Вячеслав Александрович Кузнецов, один из старейших советских вертолетостроителей. Ведущим конструктором был В.М.Ольшевец, ведущими инженерами по летным испытаниям: В.Д.Зернов, Б.В.Смыслов и др. В августе того же года началось рабочее проектирование, а затем и постройка опытной машины. В феврале 1969 г. правительственная комиссия утвердила макет боевого вертолета. Проектирование и постройка велись быстрыми темпами . Двухдвигательный вертолет В-24 имел классическую одновинтовую схему с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Крыло служило не только консолью для подвески вооружения, но и несло на установившемся полете 19-25% веса машины. Внешние обводы вертолета имели хорошо обтекаемые аэродинамические формы. Особое внимание при проектировании было обращено на снижение лобового сопротивления, площадь эквивалентной пластинки миделя вертолета в транпортном варианте составила 2-2,15 м2, а в боевом - 2,75 м2(на Ми-8: 3 м2) Компоновка была выбрана с учетом назначения вертолета. В общей передней двухместной кабине размещались вместе летчик и стрелок-оператор, летчик сзади с некоторым смещением влево. В ОКБ этот тип пилотской кабины получил название "веранды". Оператор производил обнаружение и распознание цели, управление подвижной пулеметной установкой, пуск и наведение противотанковых ракет, сброс бомб. На случай выхода из строя летчика место оператора оборудовали вторым управлением. Летчик мог вести огонь из неподвижного оружия на подкрыльевых подвесках и фиксируемого по оси вертолета носового пулемета. В дальнейшем, во время эксплуатации вертолета в воинских частях экипаж вертолета также включал бортмеханика. В средней части вертолета располагалась вмещающая до восьми солдат грузовая кабина с двустворчатыми открываемыми вверх и вниз дверями на правом и левом борту. Нижняя створка содержала ступеньки, чем облегчалось десантирование на земле или при висении в непосредственной близости от поверхности. Открывающиеся окна кабины были оборудованы шворневыми установками, позволявшими десанту вести огонь из штатного стрелкового оружия. Вертолет Ми-24 был построен значительно раньше чем комплекс вооружения под который он разрабатывался. Ввиду неготовности комплекса "Штурм" и высокотемпного пулемета М.Л.Миль решил установить на первых образцах боевого вертолета оружие комплекса К4В, хорошо зарекомендовавшее себя на вооруженных модификациях Ми-4 и Ми-8. На съемные боковые рамы с каждой стороны фюзеляжа В-24 получил по паре противотанковых управляемых ракет 9М17 комплекса "Фаланга-М" с ручной системой наведения. Оператор осуществлял их наведение с помощью танкового визира 9Ш121, имевшего телескопическую оптику с кратностью 8 и радиокомандной линии управлении. В носу В-24 была смонтирована подвижная пулеметная установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом А-12,7 и простейшим коллиматорным' прицелом. К четырем балочным держателям, установленным по два под каждой консолью крыла, могли крепиться блоки неуправляемых реактивных снарядов, по 32 ракеты С-5 в каждом, либо бомбы весом по 100, 250 кг. Более тяжелые виды вооружения: бомбы по 500 кг или баки с горючей жидкостью подвешивались по одному с каждой стороны. Оператор имел бомбовый прицел ОПБ-1Р. Летчик для стрельбы неуправляемыми снарядами пользовался коллиматорным прицелом ПКВ.

Один из первых полетов опытного В-24

В-24 на демонстрационной площадке с вариантами вооружения
Кроме того, в процессе разработки новой прицельной системы и вооружения конструкторы выявили, что кабина В-24 слишком тесна для размещения в ней системы "Радуга Ф" для полуавтоматического наведения противотанковых ракет и оборудования высокотемпного пулемета. В ОКБ было принято решение удлинить на опытном производстве МВЗ передние кабины на двух опытных прототипах. На них же впервые были установлены и крылья новой конструкции. Так в конце 1970 г. появилась первая модификация В-24. Вертолеты строились с удлиненными кабинами и V-образными крыльями. Кроме того, по требованию заказчика кабина оператора была оснащена педалями и ручками управления на случай выхода из строя летчика. Однако, из-за задержки с доводкой нового комплекса вооружения, первые серийные вертолеты Ми-24 строились с комплексом "Фаланга-М" с ручным наведением и пулеметом А-12,7. Они получили поступили в войска под названием Ми-24 А (Изделие 245): Транспортно-боевые вертолеты Ми-24А строились заводом в Арсеньеве в течение пяти лет. Всего их было выпущено около двух с половиной сотен. Некоторое количество вертолетов было выпущено в учебном варианте Ми-24У (Изделие 244), прошедшем испытания в 1972 г. и отличавшемся от боевого отсутствием носового пулемета. Вместо него в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценные рычаги управления и пилотажно-навигационное оборудование. Вертолеты Ми-24А поставлялись за рубеж, приняли участие в боях в Афганистане и локальных африканских конфликтах. Опыт эксплуатации этих машин внес большой вклад в их дальнейшее совершенствование и доводку, повышение надежности и эффективности вертолета.

Ми-24Л

Ми-24 А на учениях Советских Войск

Параллельно с внедрением в серийное производство вертолетов Ми-24А ОКБ продолжало совершенствование комплекса вооружения. Новая опытная модификация получила название Ми-24Б (Изделие 241). От Ми-24 и Ми-24 А она отличалась подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с высокотемпным (4000-4500 выстр/мин) пулеметом ЯКБ-12,7 (Якушев-Борзов), управляемой дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АВ. На установке была реализована возможность автоматизации введения поправок при стрельбе. В состав системы подвижного стрелкового вооружения (СПСВ-24) вошел аналоговый вычислитель, сопрягаемый с системой бортовых датчиков параметров. Кроме того, на Ми-24Б был установлен комплекс противотанковых ракет "Фаланга-П" с полуавтоматической системой наведения "Радуга-Ф". Это повысило частоту попадания ракет в цель в три-четыре раза. Гиростабили-зированный прибор наведения позволил вертолету маневрировать в пределах плюс-минус 60 град, по курсу в процессе наведения ракеты на цель,что существенно повысило его боевую эффективность.

Ми-24Д

Вид на Ми-24Д сзади

Вид на турель с четырехствольиым пулеметом ЯкБ-12,7

Два опытных прототипа В-24 были оснащены новой носовой частью на опытном производстве МВЗ в начале лета 1972 г. На них предусматривалась установка помимо высокотемпного пулемета и нового комплекса сверхзвуковых управляемых противотанковых ракет "Штурм". Этот промежуточный между Ми-24А и Ми-24В серийный вертолет получил обозначение Ми-24Д. Его опытные прототипы получили высокую оценку на совместных испытаниях в 1973-1974 годах. Таким образом, на доводку вертолета ушло почти восемь лет. На базе Ми-24В в последующие годы был разработан ряд опытных модификаций, отличавшихся новым оборудованием. В частности, в 80-е годы проведена большая исследовательская работа по оснащению Ми-24В средствами ночного видения, обеспечивающими возможность эксплуатации вертолета в любое время суток. Огромный полученный опыт используется в настоящее время при создании "ночного охотника" Ми-28Н. После создания вертолета Ми-24В ОКБ им.М.Л.Миля приступило к давно запланированной разработке модификации, оснащенной пушкой. Целью такой модификации было повысить боевые возможности вертолета в борьбе с бронетанковой техникой противника. Непосредственные работы над модификацией Ми-24П (пушечный) (Изделие 243) начались с 1974 г. В качестве орудия была выбрана авиационная двуствольная скорострельная 30 мм пушка ГШ-2-30 (Грязева-Шипунова), применявшаяся ранее на истребителях-бомбардировщиках. Так как из-за большого веса и отдачи ее подвижная установка была невозможна, пушку было решено расположить неподвижно вдоль правого борта в носу фюзеляжа и вести огонь путем прицеливания всем вертолетом. Модификация Ми-24П продемонстрировала целесообразность пушечного вооружения вертолета, но неподвижное орудие существенно ограничивало эффективность его применения. В то же время мощь орудия ГШ-30 оказалась даже чрезмерной. Для выполнения ряда операций вполне достаточной была пушка калибром 23 мм. Поэтому, в 1989 г. в серийное производство пошла последняя модификация вертолета: Ми-24ВП (Изделие 258). Двуствольное авиационное автоматическое орудие ГШ-23Л было установлено на подвижной установке НППУ-24 в носу аппарата вместо пулеметной установки УСПУ-24. Таким образом, под конец серийного производства вертолет Ми-24 получил то оружие, которое проектировал с самого начала его первый создатель Генеральный конструктор М.Л.Миль.

Опытный Ми-24П

Подвеска ПТУР "Штурм-В" и блоков 80-мм НУ PC

Установка 30-мм пушки ГШ-2-30 на Ми-24П

Для защиты задней полусферы вертолета в 1985 г. ОКБ им.Миля построило опытную модификацию Ми-24В с расположенной сзади фюзеляжа на месте радиоотсека хвостовой пулеметной точкой с крупнокалиберным пулеметом НСВТ-12,7 "Утес". Стрелок попадал в нее через узкий лаз из грузовой кабины вертолета. Однако при расположении стрелка в кабине нежелательно смещалась назад центровка вертолета и загазованность кабины при стрельбе превышала все допустимые нормы. Поэтому от хвостовой пулеметной точки пришлось отказаться и ввести систему зеркал для обзора задней полусферы.

Вертолеты Ми-24В на учениях

Опытный, вертолет В-24 с рулевым винтом типа фенестрон

Ми-24 с кормрвой турелью

12,7-мм пулемет "Утес"на кормовой турели

Для наращивания огневой мощи вертолетов Ми-24 для них в в конце 70-х годов были разработаны подкрыльевые контейнеры ГУВ с двумя вариантами оснащения:либо один пулемет ЯКБ-12,7 и два таких же высокотемпных пулемета ТКБ-621 калибром 7,62 мм, либо гранатомет АГС-17 "Пламя" калибром 30 мм. Все серийные военные вертолеты Ми-24А, Ми-24В, Ми-24Д, Ми-24П и Ми-24ВП применялись для решения задач общеармейского характера в трех основных вариантах: боевом - для борьбы с танками, огневой поддержки наземных войск и тактических десантов, уничтожения точечных целей, опорных пунктов и десантов противника; тран-портном - для высадки тактических десантов, перевозки войск и грузов и снабжения передовых частей; санитарном -для эвакуации с поля боя и тыла раненных и больных (два лежачих и два сидячих при одном сопровождающем). В то же время ОКБ не прекращало разработки специализированных модификаций вертолета Ми-24.

Ми-24Р

Вертолеты Ми-24 всех модификаций в настоящее время являются одним из основных летательных аппаратов армейской авиации России и других государств.

КА-50

Тридцать лет назад, 17 июня 1982 года, состоялся первый полет опытного вертолета В-80, получившего впоследствии название Ка-50 ("Черная акула").
Ка‑50 "Чёрная акула" (Hokum A по классификации НАТО) - российский боевой одноместный ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронированной и небронированной техники, малоскоростных низколетящих воздушных целей, а также живой силы на поле боя. Вертолет способен действовать в высокогорье при высоких температурах наружного воздуха; способен двигаться в любом направлении. Выполняет мертвую петлю и другие фигуры высшего пилотажа, в том числе фирменную боевую "воронку". При выполнении "воронки" может перемещаться с большой скоростью по кругу и одновременно вести непрерывный огонь по точечной цели. Способен с большой скоростью перемещаться боком и назад, при этом перемена направления движения происходит за несколько секунд.
Вертолёт оснащён несъёмной одноствольной автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм. Питание пушки ленточное, селективное. Пилот имеет возможность выбора бронебойных или осколочно-фугасных снарядов, а также темпа стрельбы (550 или 350 выстрелов в минуту). Максимальный боекомплект пушки, в двух патронных ящиках, составляет 460 патронов. Очереди идут с автоматической отсечкой по 20 или 10 выстрелов. Для пушечной установки используется гидравлический следящий привод, который, в отличие от электрического, имеет большее быстродействие и меньший удельный вес, а кроме того привод отчасти демпфирует колебания оружия при стрельбе и, в связи с малым энергопотреблением, не «сажает» электрическую сеть вертолёта при работе. Патронные ящики установлены в фюзеляже вертолёта, что позволяло вдвое увеличить боекомплект и отказаться от гибких рукавов питания — постоянной причины задержек в стрельбе. Расход снарядов не приводит к изменению центровки вертолёта. Решение использовать не стандартную авиационную пушку ГШ-301, а более тяжёлую пушку, изначально разработанную В. П. Грязевым для БМП-2, было продиктовано стремлением обеспечить максимальную надёжность стрельбы, в условиях сильной запылённости и плохого охлаждения (отсутствие набегающего потока) на низких скоростях и высотах. Пушка размещена в районе центра масс вертолёта, что обеспечивает точность наведения на цель порядка 1—2 мрад (четырёхкратная по сравнению с подвижной пушкой на AH-64A). При нацеливании с помощью комплекса «Шквал-В» пушка способна отклоняться на −2°..+9° по горизонтали и +3°..-37° по вертикали. Ввиду высокой стабильности статического полёта, а также общей подвижности вертолёта, малые углы наведения не вызывают затруднений при прицеливании. При помощи пушки возможно поражение целей на дистанции в четыре километра, то есть без входа в зону ближней ПВО противника. На внутренние пилоны крыла могут подвешиваться контейнеры УПК–23–250 с пушками ГШ-23Л калибром 23 мм и общим боезапасом 500 патронов. Главным же калибром вертолёта являются противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» разработки Тульского КБ Приборостроения, расположенные по шесть штук на двух подвижных устройствах УПП-800, способные поражать сильно укреплённые и бронированные цели на дистанции 8000-10000 м. Для прицеливания по лазерному лучу без изменения высоты полёта возможно отклонение установок на −12° по вертикали. Идеология комплекса вооружения, что для пушки, что для НАРов, что для «Вихрей» практически одинакова, прицельные марки только разные, которые и являются признаком выбранного оружия, а алгоритм действия лётчика одинаков, поэтому никаких дополнительных сложностей при пуске неуправляемых ракет лётчик не испытывает. Возможна подвеска ракеты Х-25МЛ на пусковом устройстве АПУ-68-УМ2. Существует возможность использовать ракету малого радиуса действия Р-73, подвешенную на пусковом устройстве АПУ-62-1М. Неуправляемое ракетное вооружение представлено четырьмя блоками Б-8В20А (двадцать ракет С-8 калибром 80мм) либо двумя блоками Б-13Л5 (пять ракет С-13 калибром 122 мм). Возможна подвеска НУРС С-24. Вертолёт способен нести широкую номенклатуру бомбового вооружения, как то: фугасные авиабомбы ФАБ-100, -120, -250, -500, рассеивающие бомбовые кассеты РБК-500, -250, зажигательные баки ЗБ-500, контейнеры малогабаритных боеприпасов КМГУ-2. Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерно-лучевым каналом управления (ЛЛКУ), блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака (ПТУР)» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерной системой наведения (ЛСН), управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.


КА-52
Еще в 1984 г., когда полным ходом шли сравнительные испытания В-80 и Ми-28, ОКБ им. Н.И. Камова выступило с предложением о создании специализированного вертолетного оптико-электронного и радиолокационного комплекса, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых вертолетов-штурмовиков Носителем такого комплекса должен был стать новый вертолет В-60, который проектировался также в многоцелевом, транспортном и корабельном вариантах (в настоящее время он получил развитие в виде армейского многоцелевого вертолета Ка-60). Подобный комплекс был призван повысить эффективность применения групп боевых вертолетов, не оснащенных столь сложными и дорогими средствами разведки и наблюдения.
К сожалению, известные события в экономике страны на рубеже 1980-1990-х гг. и в последующие годы значительно затормозили программу разработки нового вертолета. В связи с этим Генеральный конструктор ОКБ им Н И Камова С В Михеев принял решение о перенесении комплекса разведки и целеуказания на модификацию уже запущенного в серийное производство Ка-50, которая, с учетом сохранения на ней системы вооружения, могла бы использоваться не только для разведки, но и для ведения самостоятельных боевых действий, в частности, ночью и в ограниченно сложных метеоусловиях. Для управления комплексом оптико-электронного и радиолокационного разведывательного оборудования потребовался второй член экипажа. Его решено было разместить рядом с пилотом, а не друг за другом, как принято на большинстве армейских боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно было облегчить их взаимодействие, особенно на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, исключалась необходимость дублирования ряда приборов.
Первый вариант двухместной разведывательно-ударной модификации Ка-50, представленный в сентябре 1994 г. макетной комиссии, был выполнен с максимально возможным использованием агрегатов и деталей серийной машины. Так, остекление кабины собиралось из готовых элементов, применяемых на Ка-50. Широкая кабина с угловатыми очертаниями ухудшала обтекаемость вертолета и увеличивала его радиолокационную заметность. Поэтому такой вариант (его полноразмерный макет демонстрировался на МАКС-95) был отвергнут макетной комиссией, которая рекомендовала переделать переднюю часть фюзеляжа двухместного вертолета, оснастив кабину новым остеклением. Подобная компоновка была выполнена к середине 1996 г., когда на опытном производстве фирмы "Камов" началось изготовление первого образца Ка-52.
Для постройки первого Ка-52 решено было использовать серийный Ка-50 ╧01-02, носивший ранее бортовой ╧ 021. У вертолета была демонтирована, передняя часть фюзеляжа до шпангоута ╧ 18, вместо которой в стапеле началась сборка и пристыковка новой. Работы были завершены к ноябрю 1996 г., одновременно машину оснастили сразу несколькими обзорно-прицельными системами с целью выбора наиболее рационального варианта оборудования. В таком виде Ка-52, окрашенный в черный цвет и получивший новый бортовой номер 061 ("изделие 806", ╧ 01), был впервые представлен журналистам 19 ноября 1996 г Буквально накануне этого, пока только наземного показа, он обрел новое звучное имя "Аллигатор", которое крупными белыми буквами нанесли на левый борт фюзеляжа.

КА-52

Что же представляла собой первая двухместная модификация "Черной акулы"'' По заявлениям разработчиков, на 85% Ка-52 был унифицирован с серийным Ка-50. От него "Аллигатор" унаследовал силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие - новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом на катапультируемых креслах К-37-800 - таких же, как на Ка-50. В кабину они попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря. Ручки управления вертолетом есть как на левом месте, так и на правом. Приборное оборудование кабины стало новым - большую часть традиционных электромеханических указателей заменили жидкокристаллические дисплеи. Необходимая пилотажная и прицельная информация выводится также на ИЛС летчика. В распоряжении штурмана-оператора имеется бинокуляр-перископ оптической системы с большой кратностью увеличения, визир которой расположен в сферическом обтекателе под кабиной.

Перед колонкой несущих винтов на верхней поверхности фюзеляжа смонтировали ГОЭС "Самшит-Э" в подвижном шаре диаметром 640 мм. Она включала дневную телевизионную систему, тепловизор (французского производства), лазерный дальномер-целеуказатель и пеленгатор лазерного пятна. Кроме того, на первом экземпляре Ка-52 под носовым обтекателем фюзеляжа на поворотной (в пределах ╠110╟) установке была размещена круглосуточная обзорно-прицельная система "Ротор" с двумя оптическими окнами, в одном из которых устанавливался датчик французского тепловизора "Виктор" В дальнейшем вместо ОПС "Ротор" в доработанном носовом обтекателе предполагалось разместить часть модулей многофункционального радиолокационного комплекса "Арбалет", включая антенну обнаружения наземных целей. Другую часть этого комплекса, предназначенную для обнаружения воздушных целей, планировалось установить в обтекателе над колонкой несущих винтов. Вооружение вертолета дополнили аналогично Ка-50Ш. Наличие в кабине второго рабочего места позволяет использовать вертолет для тренировок летчиков одноместных Ка-50.
.Что касается летных характеристик двухместного варианта, то вполне понятно, что по сравнению с Ка-50 они несколько ухудшились Оборудование рабочего места штурмана-оператора и размещение ряда новых систем привели к увеличению взлетной массы с 9800 до 10400 кг, что при сохранении прежней силовой установки повлекло, например, уменьшение статического потолка с 4000 до 3600 м, а динамического - с 5500 до 5000 м. В дальнейшем фирма "Камов" планирует повысить летные характеристики Ка-52 за счет применения более мощных двигателей ВК-2500 (ТВЗ-117ВМА-СБЗ) совместной разработки санкт-петербургского "Завода им. В.Я. Климова" и ОАО "Мотор Сич", развивающих мощность 2500 л.с на взлетном и 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режимах. Первый экземпляр Ка-52 в декабре 1996 г., еще до начала летных испытаний, был продемонстрирован на авиационной выставке "Аэро<Индия-96" в городе Бангалор. После возвращения домой подготовка к первому вылету была возобновлена 25 июня 1997 г вертолет поднял в воздух летчик-испытатель А. Смирнов. Эта машина в дальнейшем неоднократно переделывалась и поныне остается единственным двухместным аппаратом семейства. С угасанием корейского тендера программа Ка-52К утратила для фирмы "Камов" актуальность. Тем не менее, опыт работ по ней не пропал даром, и полученные на испытаниях результаты были использованы для дальнейшего совершенствования Ка-52 для Российской армии. Опытный экземпляр вертолета снова переоснастили для отработки различных вариантов бортового оборудования. Так, на МАКС-2003 он демонстрировался в следующем варианте комплектации: радиолокационный комплекс "Арбалет" (модуль "воздух-поверхность" в носовой части фюзеляжа и модуль "воздух-воздух" над колонкой несущих винтов), система "Самшит-БМ-1" для круглосуточного обзора, обнаружения и распознавания объектов, решения прицельных задач, захвата и автосопровождения наземных целей по телевизионному и тепловизионному каналам (в сферическом обтекателе на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной перед колонкой несущих винтов), пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС на базе ГОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий (в сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа слева за радиопрозрачным обтекателем РЛС). К настоящему моменту Ка-52 уже завершил этап Государственных совместных испытаний в части подтверждения летно-технических характеристик и сейчас проходит этап ГСИ по отработке комплекса нового оборудования. Серийное производство Ка-52 уже давно подготовлено на заводе "Прогресс" в Арсеньеве.
Выводы
В результате нашего исследования я познакомился с этапами развития стрелково-пушечного вооружения авиации. Узнал, какие виды пушек, пулеметов и ракет использовались и используются на вооружении ВВС, боеприпасы: бронебойные, осколочные и другие. Современная авиационная пушка (пулемёт) - это многоствольное, скорострельное, подвижное орудие с мощной вычислительной системой, позволяющей обеспечивать высокую точность стрельбы и возможностью выбора типа снарядов в зависимости от типа цели. Система прицеливания обладают высокой точностью в различных условиях современного боя и в различное время суток. Вместе с этим предел совершенства ещё не достигнут, и ведущие державы мира ведут работы по усовершенствованию авиационного артиллерийского вооружении, в том числе и Россия. В настоящее время особое внимание уделяется таким направлениям как: повышение «живучести» бортового вооружения, применение пластмассового ведущего пояска; совершенствование системы охлаждения, и возможность беспрерывного ведения огня; компактное сочетание размеров и «мощности» оружия; разработка корректируемых боеприпасов для авиационных пушек, что значительно увеличит результативность стрельбы; повышение бронепробиваемости боеприпасов и увеличение относительной приведённой площади поражения. Так американская фирма «Дженерал дайнэмикс» продолжает полномасштабную разработку артиллерийской установки для перспективного разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч». В ее состав входят новая автоматическая трехствольная 20-мм пушка ХМ-301, система боепитания к ней, турельная установка и прицельно-вычислительный комплекс. Пушка ХМ-301 предназначена для стрельбы по наземным и воздушным целям. Германская фирма «Рейнметалл» осуществляет разработку многофункциональной автоматической 35-мм одноствольной пушки 35/1000 авиационного, морского и наземного базирования, предназначенной для поражения широкого спектра воздушных целей. Во Франции фирма «Жиат» продолжаетразработку одноствольных 30-мм автоматических АП для многоцелевого ударного вертолета «Тигр» национальных ВС и истребителя «Рафаль».Использование новых материалов и технологий приведёт, по мнению иностранных военных специалистов, к созданию нового поколения лёгких авиационных пушек с двумя-тремя стволами, обладающих высокой скорострельностью и не уступающих (или превосходящих) по эффективности современным пушкам с пятью — семью стволами.
Из всего этого можно сделать вывод, что по мере роста требований к авиации возрастали и требования к вооружению, установленных на этих аппаратах. Если в первоначальном этапе это были пулеметы винтовочного калибра, то с ростом надежности и живучести самолетов, росла скорострельность и калибр оружия. Вместе с этим изменялись и конструкция самих пуль. На мой взгляд, в будущем будет развиваться многоствольное, скорострельное авиационное оружие с подвижной системой. Оружие, которое позволит увеличить не только скорострельность оружия, но и значительно расширит спектр поражения как воздушных, так и наземных целей.

Источники

1. http://www.oruzie.su/contact
2. http://www.airwar.ru/weapon/guns/shkas.html
3. http://www.arms-expo.ru/
4. http://deltaplanerist.ru/ 
5. http://www.airwar.ru/
6. http://www.redov.ru/
7. Московский музей космонавтики.

 

Категория: Двенадцатая олимпиада (2014/15 уч.год) | Добавил: Service (27.12.2014) | Автор: Даниил Бердников E W
Просмотров: 2687 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2660)
Фурсов Максим (2030)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1986)
Егор Андреевич Попов (1719)
Штриккер Артур (1290)
Григорьев Павел Сергеевич (686)
Медведкин Иван (624)
Азарин Николай (563)
Трунов Артём Николаевич (497)
Ефимова Софья Алексеевна (477)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024