Четверг, 24.08.2017, 06:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год)

Для чего и как использовались стратосферные аэростаты

Мнухин Андрей

МОБУ СОШ №9, 9 класс.

г. Таганрог, Ростовская область. 

Историко-исследовательская работа на тему: «Для чего и как  использовались стратосферные аэростаты»

План. Введение. Глава 1    1) Проекты стратостатов в CCCP в 30-е годы.2) Проекты стратостатов в СССР после ВОВ.3) Автоматические стратостаты и стратосферная обсерватория.4) Шары зонды и радиозонды.5) Привязные аэростаты.  Глава 2    1) Стратостаты за рубежом в 30-40г.2) Стратостаты за рубежом  в 50-80г3) Проекты 21 века за рубежом.4) Стратосферные аппараты – шпионы и борьба с ними. Заключение. Источники.

Введение:

Целью данного исследования является поиск областей применения стратосферных аэростатов. В исследовании будут решаться следующие задачи: 1 Сбор материала по интересующей теме. 2 Определение итогов полетов и выявление недоработок.3  Поиск аналогичных проектов полетов в стратосферу. 

 Подъёмы на   стратостатах могут быть использованы для научных исследований, астрономических наблюдений, в спортивных целях, для установления рекордов, в военных целях,  для тренировки парашютистов, как обзорные вышки; для связи и т.д. В стратосферу так же запускались беспилотные воздушные шары-зонды, а с 1931 г. и радиозонды.  Аппаратура зависела от целей полёта. 

В середине 20 века самолёты уже способны были достигать стратосферы, но по техническим причинам, они могли находиться там всего несколько минут. Стратостат мог находиться в стратосфере  в течение многих часов, благодаря чему знания, приобретенные в результате этих полётов, пригодились при отработке систем жизнеобеспечения во время космических полётов.

Глава 1.

Стратостаты в СССР В  30-40г.

Успешные полеты Огюста Пикара побудили многие страны к постройке стратостатов. СССР опередил многие из них и вот стратостат CCCP-1  поднялся в стратосферу 30 сентября 1933 г. Множество коллективов принимало участие в организации этого полета. Руководил  полетом командарм 1-го ранга Я.И. Алкснис  и военное ведомство (научно–технический персонал Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского), исследовательская программа готовилась гражданским ведомством - Академией Наук СССР. Руководил работой над проектом командир Отдельного воздухоплавательного дивизиона Г.А. Прокофьев.  Аппарат СССР-1 достиг высоты 19000 м.

                                                       

Итоги полёта: Был поставлен новый мировой рекорд подъёма на высоту, была измерена интенсивность космических лучей и подтверждена теория О. Пиккара о том, что эти лучи имеют внеземное происхождение, были взяты пробы воздуха, благодаря чему было установлено, что воздух стратосферы схож по составу с воздухом тропосферы. Это  в свою очередь  означало возможность использования для полета на этих высотах как двигателей внутреннего сгорания, так и воздушно-реактивных двигателей.

            Первый в истории зимний полёт стратостата состоялся 30 января 1934 года. Из Кунцева стартовал «Осоавиахим-1» с экипажем в составе А. Б. Васенко и И. Д. Усыскина. В полете в стратосферу  был  установлен новый мировой рекорд высоты. К сожалению, полет закончился катастрофой и не удалось выполнить научную программу полета. Но даже отрицательный результат дал много информации   относительно безопасности полетов и более мобильному спасению экипажа. В 1934 году аварией закончился полёт стратостата «СССР-2». Планировалось, что новый стратостат поднимется на высоту около 30 км.

26 июня 1935 стартовал стратостат «СССР-1-бис» с экипажем в составе К. Я. ЗиллеЮ. Г. ПрилуцкийА. Б. Вериго. Интересно, что  он был оборудован забортным парашютом диаметром 34 м и площадью до 1000 м². Такой парашют включался в комплект стратостата впервые. С его помощью гондола могла в аварийной ситуации спуститься, отделившись от оболочки стратостата. Гондола стратостата - небольшая современную ( по тем временам) летающая обсерватория, разделенная на восемь отсеков, начиненных исследовательской аппаратурой. Этот полет позволил собрать наибольшее колличество  материала для исследований и имел огромное значение для дальнейшего освоения пространства, согласно заключению Академии наук СССР. 

 30 августа 1937 г был совершен полет в стратосферу (на борту были военные инженеры 3-го ранга Я.Г. Украинский и В.Н. Алексеев ).  Это был субстратостат объемом 10800 м3 конструкции инженера Захарова. Максимально достигнутая высота в герметичной гондоле 15200 м. Основные итоги:   произведено испытание новой  аппаратуры в условиях герметичной кабины,  в частности испытана кислородная установка, испытана  фотокамера  (для съемки поверхности Земли в инфракрасных лучах),  испытан кварцевый  спектрограф (для получения солнечных спектров) (12).

Стратостат СССР-3 потерпел катастрофу при спуске и все уникальное оборудование было разбито, а люди не успели выпрыгнуть с парашютами. В 1935—39 годах, разрабатывался и проходил испытания стратостат-парашют конструкции Т.М. Кулинченко. Благодаря успешным испытаниям этой модели стала возможной постройка настоящего стратостата - СССР ВР-60 "Комсомол" (СП-2). 

Подготовку  стратостатаВР-60 «Комсомол» к полету  летом 1939 г возглавила  Академии наук СССР. Цели полета: испытание новой техники и проведение наблюдений над космическими лучами по специальной программе, оптические наблюдения и взятие проб воздуха.  В частности, предстояло испытать систему превращения стратостата в парашют. Аппаратом  была достигнута высота 16800 м. Экипаж начал спуск. В результате технических недоработок  начался пожар и гондола перешла в свободное падение. Однако система превращения в парашют сработала в целом. Требовались только дальнейшие доработки. Командир А.А. Фомин, помощник командира А.Ф. Крикун и научный сотрудник М.И. Волков не только полностью выполнили экспериментальную часть, но и своими действиями спасли аппарат.

 В дальнейшем, в целях безопасности полетов, было принято  постановление высших инстанций в качестве наполнителя баллона  использовать гелий.  После 1939 г программа освоения стратосферы в СССР на некоторое время была свернута. 

3 Стратостаты в СССР после ВОВ.

После второй мировой войны в военных кругах (ВВС СССР) опять заинтересовались практически полетами в стратосферу.

 В 1949 г.  М.И. Волков изобрел автоматический стратостат СА-1 и  осуществил его подъемы до 20 тысяч м, а  через два года разработал подобный стратостат СА-2, предназначавшийся для полетов с научной аппаратурой на высоту до 30 тысяч м.

 Первого ноября 1962 года состоялся  первый полет стратостата «Волга», который поднимался неоднократно. В ходе полетов  предполагалось испытать снаряжение для систем спасения. Этими системами  предполагалось оснастить высотные самолеты-разведчики Як-25 РВ. Также кроме рекордных прыжков с парашютом  и исследованиями состояния человека отрабатывались отдельные узлы и  целые системы механизмов, испытывались высотные компенсационные костюмы и скафандры.   Прыжок совершил Евгений Андреев с высоты 25 км. 

 В 1962 году, в целях отработки систем спуска космонавтов С. П. Королёв  предложил провести специальный секретный  эксперимент «Звезда». Суть эксперимента состояла в том, что два стратонавта, полковник Петр Долгов и подполковник Евгений Андреев, должны были совершить прыжок со стратостата, с высоты 25 километров 458 метров.                                                                                                         

                                                       

4 Автоматические стратостаты и стратосферная  обсерватория. В 1948 г. с летной площадки ЦАО впервые удалось поднять автоматический стратостат с грузом 125 кг до высоты в  22 км и обеспечить затем его нормальную посадку. Затем подобные научно-исследовательские полеты на аэростатах и субстратостатах стали для ЦАО регулярными. Полеты автоматических стратостатов позволили получить уникальные данные о радиационных и оптических характеристиках атмосферы и ее составе.

С середины 1960-х гг. начались интенсивные испытания воздухоплавательной техники второго поколения. В этот период были сконструированы, испытаны  и приняты на вооружение ВВС целый ряд новых аппаратов.  Стратосферные исследования с использованием автоматических стратостатов ЦАО продолжались вплоть до 1991 г.

 В первой половине 70-х годов  были проведены государственные испытания последних образцов второго поколения свободных автоматических аэростатов и средств их наземного обеспечения, а в 80-е годы уже появилось третье поколение  воздухоплавательной техники, которая была  принята на вооружение ВВС.  

Стали возрождаться  привязные аэростаты, возрождение которых началось с испытаний комплекса связи на сверхдлинных волнах «Астра».  С 1991 по 2011 г. сотрудники ЦАО приняли участие в организации и проведении практически всех осуществленных в Арктике международных кампаний аэростатных исследований атмосферы. Почти все проекты   изучали состояния озонного слоя земли.

22 сентября 1967 года состоялся второй полет стратостата с астрономической станцией. Большую научную ценность представляли и многочисленные спектрограммы, ведь спектроскопия - один из главнейших методов современной астрофизики. Летом 1970 года над территорией Советского Союза в третий раз поднялась в стратосферу большая автоматическая станция, снабженная телескопом системы Кассегрена. Итоги: во время полета,  в течении девять часов, впервые удалось получить два десятка спектрограмм отличного качества, позволяющих в деталях изучать тонкую структуру движения газа в солнечной атмосфере. 

 20 июня 1973 года  стратосферная обсерватория  совершила еще один полет. В  итоге астрономам удалось получить новые, исключительно интересные сведения о возникновении плазменных взрывов на солнце. В 1970-1991 г. на базе ЦАО в г. Рыльске и в других районах страны осуществлены полёты автоматических стратостатов конструкции ЦАО с высотами зондирования 25-33 км.  Результаты полетов: получены уникальные данные о газовом составе атмосферы, радиационных и оптических характеристиках атмосферы. 

4  Радиозонды

Одним из первых выдвинул идею радиозонда английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. Первый в мире радиозонд создал профессор Павел Молчанов. Запуск в небо  был произведен 30 января 1930 года в городе Павловск. В 1931 году Молчанов произвел четыре выпуска радиозондов с дирижабля «Граф Цеппелин», во время полета его в Арктику. Радиозонд достиг высоты около 17 км.  

                                       

Разработан аппарат для метеоразведки «МРЗ-3а». Он весит всего 300 граммов. Это миниатюрная станция.  В ней находятся  портативные высокочувствительных измерители, которые преобразуют полученную информацию в цифровые радиотелеметрические сигналы и передают их на локатор на земле. Радиозонд РЗ-049 с пеленгуемым передатчиком ПРБ-051 на частоте 204 МГц стал первым советским радиозондом в Антарктиде 12.02.1956 г. на станции Мирный.

Исследования космических лучей новым методом регулярного стратосферного зондирования были начаты по предложению С.Н. Вернова в середине 1957 г. Организаторами и руководителями этой работы вместе с Сергеем Николаевичем Верновым были Агаси Назаретович и Таисия Никаноровна Чарахчьяны. Также стратосферные наблюдения  проводились в Крыму, в Алма-Ате и на антарктической станции Мирный. В этих наблюдениях активное участие принимала группа сотрудников НИИЯФ МГУ под руководством Т.Н. Чарахчьян.  В мире на данный момент  существует много разных конструкций радиозонда.  

5 Привязные аэростаты.

Опыт использования привязных аэростатов велик и был накоплен десятилетиями, испытан в военные годы в оборонных целях. Вот теперь и до стратосферы добрались.  Энергетическое обеспечение осуществляется по кабелю с земли. При помощи челночной системы, можно снабжать аэростат несущим газом, можно доставлять аппаратуру, а можно и туристов. С конца 60-х гг. во Франции и США разрабатываются стратосферные П.А.(привязные аэростаты ) для подъёма на высоту 13 км и более с научной аппаратурой. Для этих П.А. применяются оболочки, используемые для автоматических аэростатов   с использованием из плёночных материалов. Подъём проводится на тросах из стеклонитей со специальным защитным покрытием, из нитей нейлона и других материалов.  Рекордным в 1971 г было поднятие  французского стратосферный П.А. на высоту 18 км с полезным грузом массой 60 кг.  На этой высоте он  находился 6 ч. Подъём таких П. а.  может проводиться при особо благоприятных атмосферных условиях. (11) 

Глава 2.

 1 Стратостаты за рубежом в 30-40г.

4 мая 1927 года впервые человек поднялся в стратосферу на аэростате. Это был американец капитан Хауторн Грей. Пробыв на высоте 12 945 метров около 30 минут, он пошел на снижение, которое вначале было медленное, но потом стало увеличиваться и дошло до девяти метров в секунду, что было опасно. На высоте около двух киллометров Грей покинул гондолу и опустился на парашюте. Летом 1930 года, серию запусков шаров-зондов с целью изучения космических лучей осуществил  профессор физики из Штутгарта Регекер. Его аппараты (аэростаты) достигли  высоты 28000 метров! Точных научных данных его приборы не дали  из-за низкого их качества. Спустя лишь несколько дней, 27мая 1931г Огюст Пикар и Пауль Кипфер на стратостате FNRS – 1  с герметичной гондолой совершили первый в истории полёт в стратосферу. Старт был произведен из города Аугсбург, в Германии.   Была достигнутая  высота 15785 м.

                                         

18 августа  1932г Пикар совершил второй более удачный рекордный полёт, вместе с бельгийским учёным Максом Козинсом. Стратостат стартовал из Цюриха и достиг высоты 16,2 км. Во время этих  полётов Пикар собрал важные данные о верхних слоях атмосферы и о космических лучах. Исследования Пикара также привлекли внимание и в США.  Его брат-близнец Жан Пикар, гражданин США, в 1933—1934 построил стратостат «Век прогресса», который совершил два полёта, внеся весомый вклад в исследование стратосферы. Во втором полёте  вместе с ним участвовала его жена Жанет, ставшая первой женщиной - стратонавтом.

28 июля 1934 г. в США стартовал стратостат объемом 85 000 м3, постройку и полет которого организовало Национальное географическое общество. В герметической гондоле диаметром 2,54 м находились стратонавты Стивенс, Кепнер и Андерсон. Общий вес научного оборудования составлял около 1000 кг. Первая попытка старта была неудачна.

11 ноября 1935 года американские исследователи А. Стивенс и О. Андерсон на стратостате Explorer-2 достигли высоты 22066 м, полёт водородного стратостата Explorer-1, состоявшегося за год до этого, завершился аварией, экипажу удалось спастись, выпрыгнув с парашютом. Полет стратостата «Эксплорер-II»  принес много открытий в области астрономии.

                                                             

Интересные исследования были поставлены над микроорганизмами в стратосфере во время этого полета.

С 1939 Япония разрабатывала автоматические стратостаты для заброса на территорию противника авиабомб. Аппарат имел автоматическое устройство, регулирующее высоту полёта (днём 11,5 км, ночью 6—9 км). Используя струйные течения в атмосфере на высоте 9—11 км, Стратостаты, запускавшиеся в Японии, могли долетать до центральных районов США и Канады, поджигая посевы и леса и производя разрушения. 

 ВВС США и правительство заинтересовал проект «Фарсайд»:  выстрел со стратостата. Сначала предполагалось просто произвести запуск ракеты со стратосферного аэростата   Rockoon, Rocket on Balloon  (ракета на воздушном шаре).  Этот проект был предложен М.Льюисом (M.L.Lewis), С.Сингером (S.Singer) и Дж.Халворсоном (G.Halvorson) в марте 1949 г. Идея состояла в том, чтобы поднять зондирующую ракету в верхние слои атмосферы на высотном воздушном шаре (стратостате). При достижении максимальной высоты ракета запускалась автоматически или по радиосигналу, прорываясь вверх прямо сквозь оболочку шара. Испытания происходили в 1957 г почти в тоже время, когда стартовал первый советский спутник. Из – за неудачных запусков, был заморожен проект «ФАРСАЙД – 2», который должен был таким же способом отправить зонд на обратную сторону луны. 

2 Стратостаты за рубежом в 50-80г.

В 1957—1958 годах  осушествлена программа«Man High».. Главенствующая роль здесь принадлежала военным. ВВС США провели  три стратосферных полёта на высоту около 30 км, получившие название «Man High». В проекте участвовали сотрудники центра разработки ракетного вооружения ВВС и авиамедицинской полевой лаборатории. Цели проекта: отработка систем жизнеобеспечения, контроль состояния пилота, катапультирования и посадки, исследование космической радиации и влияния условий высотного полёта на организм человека. Результаты этого проекта были использованы при создании серии американских космических кораблей «Меркурий».  

 Проект «Эксельсиор» — серия высотных парашютных прыжков со стратостата, совершенных капитаном ВВС США Джозефом Киттингером в 1959 и 1960 гг. для испытания многоступенчатой парашютной системы.  В проекте Киттенгер установил мировые рекорды высоты и продолжительности парашютного прыжка и самую высокую скорость, достигнутую человеком в свободном падении, оставшись  после этого в живых. После проекта Excelsior Киттингер  принял участие в проекте "Stargazer" ("Звездочет") в рамках которого в 1963 году  совершил 15-ти часовой полет на стратостате на высоте 25,1 км, во время которого они с астрономом Уильямом Уайтом совершали астрономические наблюдения.  

После второй мировой войны одним из  перспективных направлений изучения космического пространства  стала « баллонная астрономия». В 1951 года французский астроном Одуен Шарль Дольфус совершает  ряд высотных полетов на воздушных шарах в открытой и закрытой гондолах. В 1969 году Дольфус сумел достичь высоты в 13 км,  на аппарате, состоящем  из 105 метеорологических шаров, каждый из которых имел диаметр 183 см.

4 мая 1961 американские пилоты М. Росс и В. Пратер поднялись на стратостате с   с оболочкой объёмом 283,17 тысяч м3 на высоту 34668 м. Воздухоплаватели находились в гермокостюмах в открытой гондоле. Полёт продолжался 10 часов, космические скафандры показали в стратосфере свою надёжность.

Работы по проекту «STRATO - LAB», заключавшемуся в создании стратосферной лаборатории для проведения широкого круга исследований, начались в 1955 году. Всего было совершено 9 полётов, как с открытой гондолой с использованием специальных скафандров, так и с закрытой гондолой. 

В 1960-х годах руководство ВВС США попросили капитана Джозефа Киттингера совершить свободное падение со стратостата с использованием лишь маленького стабилизирующего парашюта. Капитан начал прыгать с высоты 22 000 м и закончил рекордной отметкой в 31 300 м. Падал Джозеф 278 секунд, а  парашют открыл только на высоте 5000 м. Максимальная скорость, с которой тело Киттингера неслось к земле, достигала 1150 км/час.

 В 19651966 американским парашютистом Николасом Пиантанида были предприняты три попытки побить рекорды, установленные Андреевым и Киттингером. Он инициировал проект «StratoJump». 

В США астрономические исследования на АА (Автоматических Аэростатов) проводятся с 50-хгодов.  С 1962г. научными организациями США, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и других стран, проводились большие международные программы по изучению атмосферы и физических явлений  с помощью  массовых запусков АА и применения высотных грузоподъёмных АА для астрономических исследований и других целей.

           В 1960 году в США был запущен при помощи ракеты-носителя спутник-аэростат связи "Эхо-1. На высоте 1680 километров спутник-аэростат "Эхо-1" просуществовал 9 лет и использовался как радиоотражатель. Аналогичный ему спутник-аэростат "Эхо-2" просуществовал на высоте 1030-1310 километров около 15 лет. 

3 Проекты 21 века за рубежом.

Стратостат Super-TIGER был запущен 8 декабря 2012 года со специально подготовленной площадки  около антарктической научно-исследовательской станции McMurdo.  Исследования происходили на высоте 39 километров выше поверхности Антарктиды. Ученых заинтересовали высокоэнергетические потоки тяжелых заряженных частиц,  которые бомбардируют  нашу планету.  Контейнер с научным оборудованием начал падение к поверхности Антарктики, а посадка была осуществлена с помощью парашютной системы. Стратостат Super-TIGER установил мировой рекорд по длительности полета. 

Red Bull Stratos  состоялся проект с участием австрийского скайдайвера Феликса Баумгартнера. 14 октября 2012 года Баумгартнер поднялся на высоту 39 километров над Розвеллом, Нью-Мексико на стратостате, наполненном гелием, и совершил свободное падение  на Землю.  Стратонавт был облачен в скафандр. В проекте принял участие 84-летний Киттингер в качестве.

                                            

13 сентября 2013 г. французские и канадские ученые впервые испытали стратостат нового поколения, высотой около 324 метров, который может стать дешевой альтернативой космическим аппаратам, он будет выводить высоту в 42 километра телескопы и другие научные приборы массой до 1,75 тонны, сообщает Канадское космическое агентство. Он был запущен из района канадского города Тимменс, поднялся до высоты 32 километров и  приземлился после 10 часов полета.

4 Стратосферные аэростаты - шпионы и борьба с ними.

Довольно часто стратосферные аэостаты запускались западными державами в послевоенный период в 50-60 годах с целью шпионажа над Советскими территориями. Для стартов использовались территории различных государств. Вопрос зашиты от непрощенных гостей подобного типа требовал немедленно начать разработки  средств защиты.  Было принято создать противозашитный комплекс мер на базе сравнительно легкого самолета для защиты от массированных налетов АДА на относительно малых высотах и для защиты от одиночных АДА на высотах до 25 км. 2. А на базе тяжелого самолета, гарантирующей уничтожение больших АДА, на высотах до 45 км.Стратостаты США использовались для фотосъемок территории СССР. Часто такие   шары запускались   из Австралии  для шпионажа за военными объектами. Военные тогда констатировали, что сбить их было практически невозможно, т.к. на высоту 25 км самолеты тогда не летали, а сбить с помощью ракет ПВО сложно. 

Заключение.

Стратосферные аэростаты позволили человечеству намного продвинуться вперёд в своём развитии.  Благодаря  этим полётам появилась возможность провести эксперименты, которые невозможно было бы провести на земле.  Подведем итоги и скажем  конкретно, что дали человечеству  полеты на стратосферных аэростатах:

1 Открытие Озонового слоя.2 Удачные и качественные фотосъемки с больших высот (Цветные съемки были впервые сделаны в стратосфере, вертикальные снимки из стратосферы. Впервые зафиксирован солнечный спектр на высоте до 22066 метров. Получены фотоснимки, на которых отчетливо прослеживалась граница тропосферы. Эти же снимки показывают выпуклость поверхности Земли) . 3 Испытаний парашютов и скафандров. 4 Испытания авиационных гермокостюмов и средств спасения. 5 Изучение состава воздуха в стратосфере. 6  Исследование космических лучей и атмосферного электричества (Установлена электропроводимость воздуха на высоте между 9000 и 22066 метров над уровнем моря). 7 Исследования с магнитометром. 8 Изучение верхних слоев атмосферы в арктических странах. 9 Исследования над микроорганизмами в стратосфере (живые организмы могут существовать даже в стратосфере («Эксплорер-II»). 10 Астрономические наблюдения и достижения (Впервые зафиксирован солнечный спектр на высоте до 22066 метров). 11 Подъем телескопов. 12 Метеорологические исследования ( взятие проб воздуха, измерение давления, влажности, прогнозирование погоды и. т .д.) 12 Установление рекордов. 13 Эксперименты по выживанию человека в условиях стратосферы. 14 Запуск различных видов стратосферных аэростатов (шары-зонды, стратостаты с открытой и закрытой гондолой, стратосферные метеозонды и радиозонды). 15 Появление стратосферных обсерваторий. 15 Применение стратостатов в военных целях. 16 Запуск стратосферных аппаратов стал возможен с земли, с надводных целей, с дирижаблей.Так же стал возможен запуск ракет со стратостата. 17 Создание новых  уникальных приборов  и усовершенствование старых для применения в стратосфере (Камера Вильсона для стратостата - аппарат был специально создан Усыскиным (ВИАХИМ)  для первого в истории зимнего полета). 18 Все неисправности, поломки и аварии стратосферных аэростатов оказали неоценимую  услугу в последующем спасая жизни следующих стратонавтов, научную и техническую ппаратуру. 19  Благодаря исследованиям в стратосфере в народнохозяйственных нуждах появились изделия из новых синтетических материалов (к примеру, стали использовать полиэтилен и др.).

                                             

 За всё время существования стратостатов, больше всего проектов было у СССР и США, и поэтому, начиная с 30-х годов 20 столетия  и до наших дней   продолжает существовать соперничество между державами за покорение стратосферы, а далее и космического пространства.  Несмотря на трудности в экономике и мировые кризисы продолжают появляться проекты для стратосферы и ее освоения и использования в разных нуждах и оборонно-наступательных мероприятиях. Основы же этим проектам были заложены в истории освоения стратосферы.                                                  

Источники.

1. Российский гидрометеорологический энциклопедический словарь под ред. А. И. Бедрицкого.

2.  http://eponim2008.livejournal.com/146216.html) 

3. «Квант» №3№4, 2010 

4  Прыжки из стратостаты http://www.popmech.ru/article/4824-pryizhki-iz-stratosferyi/

5  Ю. Дружинин, Д Соболев «Полеты в стратосферу»

6  А. Левин «Спринтеры глубокого космоса журнал « Популярная механика»№8 2012г. 

7  РИА Новости http://ria.ru/science/20130913/962979059.html#ixzz2pto9pK74

8  Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн 2006

9 Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

10  http://anomalia.kulichki.ru/text8/738.htm

11 http://www.popmech.ru/article/4575-stratosfernyie-dirizhabli/

12 Лебедев Г. А. Тренировочный полет субстратостата на высоту 15200 м «/ Техника воздушного флота». 1937. № 10. С. 112-113.

Категория: Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) | Добавил: Service (15.01.2014) | Автор: Мнухин Андрей Валерьевич E W
Просмотров: 3459 | Теги: радиозонды, стратостаты, прыжки из стратосферы. | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Збарский Даниил Павлович (12325)
Щур Илья Андреевич (11674)
Кузьминова Анастасия Олеговна (9144)
Бадакова Анастасия (9102)
Чеховская Алена Алексеевна (5272)
Рафаэль (4849)
Иванов Семен Владимирович (4741)
Кошманов Илья Игоревич (4602)
Беляева Александра Сергеевна (4601)
Пушинская Кристина Валерьевна (4062)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017