Вторник, 22.08.2017, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Четырнадцатая олимпиада посвящена 100-летию выдающегося советского авиаконструктора Р.Е.Алексеева
QR-код сайта
Форма входа
...
Главное меню
ОБЩАЕМСЯ
Архив
...
Грант Президента
Поиск
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Беспилотные ударные самолеты: перспективы развития

 

Ф.И.О: Салемгареев Альмир Фаязович

Возраст: 15 лет

Место учебы: МБОУ Гимназия №1, 9 в класс

Город: село Верхнеяркеево;Республика: Башкортостан

Руководитель: ЯхинаФинаФаатовна

 

Историко-исследовательская работа по теме:

Беспилотные ударные самолеты: перспективы развития.

 План:

1 Введение.

2 Актуальность темы.

3 Цели и задачи.

4 Основная часть:

   4.1 Что такое беспилотные ударные самолеты.

   4.2. Корни будущего- в далеком прошлом.

   4.3. Современные Российские БПЛА.

   4.4. Перспективы развития.

   4.5 Станут ли беспилотные ударные самолеты основой военно-воздушных сил будущего?

   4.6 Как и против кого будут воевать истребители шестого поколения.

Заключение.

6 Источники информации.

1. Введение

Что такое беспилотные ударные самолеты? В своем исследовании я определил их как одно из наиболее перспективных направлений развития современной военной авиации.В данной работе я хочу доказать, что польза от применения беспилотных ударных самолетов огромная. И их применение уже привели к значительным изменениям в тактике ведения боевых действий. И уже в ближайшем будущем их значение увеличится еще больше.

2. Актуальность.

Созданию летающих ударных самолетов без пилота в кабине уже много лет будоражат умы людей. Считается, чтоосновным преимуществом беспилотных ударных самолетов  по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами является их низкая стоимость (в частности, по оценкам Министерства обороны США, боевой беспилотник стоит, как минимум, в 10-12 раз дешевле по сравнению с пилотируемым летательным аппаратом). Кроме того, военные беспилотники минимизируют (в реальности – практически до нуля) вероятность человеческих потерь, намного проще и дешевле в обслуживании и не требуют создания дорогостоящей специализированной инфраструктуры.Такжеподготовить специалиста по управлению с земли беспилотным летающим комплексом проще и дешевле, чем пилота самолета. И наконец, беспилотники можно создавать значительно меньшими по своим размерам, чем обычные военные самолеты, а значит — и менее заметными для противника основным преимуществом которых по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами .

3. Цели и задачи.

Цель работы:  получить информацию о прошлом и будущем беспилотных ударных самолетах; узнать об их роли в современном мире  и попытаться доказать пользу перспективы их развития
Задачи: 1) Определить – что такое беспилотные ударные самолеты
               2) Изучить историю создания беспилотных ударных самолетов .
               3) Рассмотреть наиболее интересные проекты беспилотных ударных самолетов
               4) Показать перспективы развития беспилотной ударной авиации.
               5) На основании проведенного исследования сделать вывод: Есть ли польза в применении беспилотных летательных ударных самолетов?

4.Основная часть.

4.1 Что такое беспилотные  ударные самолеты.

Изучив литературу , я выяснил, что «беспилотник» — общее название беспилотных летательных аппаратов, разработанных для применения вооруженными силами. Главным предназначением беспилотных летательных  аппаратов долгое время являлась разведывательная деятельность, но со временем сфера их применения значительно расширилась.Современные беспилотные летательные аппараты предназначены для выполнения миссий, представляющих существенную опасность для людей. Беспилотники могут быть запрограммированы на выполнение различных задач в автономном режиме, то есть без участия человека.Так сложилось, что гражданские БПЛА, появившиеся относительно недавно, принято называть «дронами», а аппараты военного назначения, конструктивно схожие с гражданскими образцами, называются «беспилотниками».

Основными задачами беспилотных летательных аппаратов являются:

-разведывательно-ударная — осуществление разведывательно-поисковых действий в целях обнаружения заданной цели (типа целей) или оперативного выявления целей, представляющих опасность, и при необходимости выполнение их обстрела (атаки) в автоматическом режиме или по командам оператора БЛА;

-ударная — нанесение ударов с применением стрелково-пушечного и/или ракетно-бомбового вооружения по заранее выявленным стационарным или мобильным целям с известными координатами или находящимися в ограниченном районе театра военных действий и не имеющими сильной системы ПВО/ПРО;

-подавление системы ПВО/ПРО — нанесение ударов с применением высокоточного ракетно-бомбового вооружения по объектам системы противовоздушной и противоракетной обороны противника, особенно в тех случаях, когда решение той же задачи с применением пилотируемых летательных аппаратов затрудненого по различным причинам (например, нанесение удара по объектам системы ПВО/ПРО требует от атакующего летательного аппарата выполнения маневров, превыщающих лимит, установленный для летчиков), либо же сопряжено с высоким риском человеческих потерь. В данном случае удары могут наноситься как по объектам с заранее известными координатами (данная задача в зарубежной литературе обозначается как « pre-emptive SEAD» и подразумевает реализацию таких сценариев, как, например, «расчистка» определенного коридора в системе ПВО/ПРО противника перед применением в данном районе ТВД группы пилотируемых самолетов или вертолетов), так и по объектам, оперативно выявляемым в процессе проведения той или иной операции («reactive SEAD»). Например, в процессе нанесения массированного авиаудара с применением пилотируемых самолетов.В последние годы очень широкое распространение стали получать ударные беспилотники,когда военные ведущих стран осознали всю пользу от беспилотных летательных  ударных аппаратов.

4.2.  Корни будущего - в далеком прошлом.

Наблюдая мир живой природы, стремительные полеты птиц, человек давно стал мечтать о возможности  летать по воздуху.  Оставляя в стороне многих предшественников, делавших попытки летать, используя силу мускулов, я хочу вернуться к пионерам авиации, к тем, кто создавал первые самолеты и положил начало осуществлению дерзновенной мечты человечества- летать, как птицы, и даже быстрее птиц и выше птиц.

     Летом 1882 года военное поле в Красном Селе под Петербургом выглядело необычно. На склоне одного из холмов была построена деревянная дорога, а на его вершине стояло странное сооружение, похожее  на лодку с крыльями.  В полдень лодку подтащили к склону. Заработали машины. Скатившись с горы, она набрала скорость и «подпрыгнула» в воздух. Изобретателем этого аэроплана был морской офицер, капитан I ранга Александр Федорович Можайский.Так состоялась  первая попытка полета человека на аппарате тяжелее воздуха, проложена первая тропинка в воздушный океан. Первым, кто предоставил на обозрение общественности миниатюрное воздушное судно на радиоуправлении, был известный физик и инженер Никола Тесла. Это произошло в году 1899 и произвело настоящий восторг в научном мире.

Через 21 год Чарльз Кеттерин, военный инженер из США предложил свой вариант «беспилотника». Разработанная им конструкция управлялась с помощью обычного часового механизма. Предназначенное непосредственно для боевого применения устройство, в определенном месте должно было, подобно бомбе, падать вниз на противника, разрушая все на своем пути. Проект талантливого изобретателя был одобрен американским правительством, но, спустя некоторое время, так и не достигнув массового производства, Кеттерин прекратил свои разработки.

В 1933 году английские ученые и инженеры по заказу правительства сконструировали первый беспилотный летательный аппарат, главным преимуществом которого являлось не только радиоуправление, но и возможность многократного использования. Устройство получило наименование DH.82B QueenBee. Что касается области применения, то данный БПЛА многие годы использовался в качестве мишени для зенитчиков.

Вторая мировая война внесла свои коррективы в развитие истории мировой авиации, ведь внимание было акцентировано исключительно на вооружении. Три главных участника: Германия, СССР и США боролись за первенство в разработках беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы использовать в качестве радиоуправляемого оружия.Во время войны  наиболее значимых успехов в разработке ударных беспилотников  добились США с их проектом- Interstate TDR-1, в то время как другие страны занимались разработками крылатых ракет и летающих бомб.

Немецкие бомбы HenschelHs 293 и Fritz X, сконструированные на базе механизма беспилотника, не получили массовое признание военных специалистов, однако существенно повлияли на ход войны, в частности, успешно применялись во время действий на Средиземноморье. Более востребованными оказались беспилотные комплексы Фау-1, с возможностью запуска с земли или воздуха. 

 

ФАУ-1

В России, которая в те времена считалась ведущей республикой Советского Союза, авиаконструктор Василий Никитин создал проект автоматической беспилотной торпеды со скоростью полета 700 км/ч и дальностью от 100 км. К сожалению, этой модели БПЛА российского производства, так и не суждено было реализоваться. Что касается США, то военными инженерами было разработано несколько дистанционно управляемых авиабомб, а также запущено производство Radioplane OQ-2 – аппарата-мишени для военных тренировок армии.После войны США и СССР лидируют в мире по производству беспилотных аппаратов. В настоящее время, первенство в этой сфере принадлежит Америке .

4.3.Современные Российские  БПЛА.

 На настоящий момент наиболее перспективные БПЛА России представлены следующими основными моделями: «Иноходец». Взлетный вес – одна тонна, что для беспилотника не так уж мало. Проектной разработкой занимается фирма «Транзас». В настоящее время идут летные испытания опытных образцов. Схема компоновки:  V-образное оперение, широкое крыло, способ взлета и посадки (самолетные), и общие характеристики примерно соответствуют показателям наиболее распространенного в настоящее время американского «Предатора». БПЛА России «Иноходец» сможет нести разнообразную аппаратуру, позволяющую вести разведку в любое время суток, аэрофотосъемку и телекоммуникационную поддержку. Предполагается возможность производства ударной, разведывательной и гражданской модификации.

 

«Иноходец«Дозор» Главная модель – разведывательная, она оснащается радиолокационной станцией, видео- и фотокамерами, тепловизором и другим регистрационным оборудованием. На основе тяжелого планера также могут производиться и ударные БПЛА. России «Дозор-600» нужен больше как универсальная платформа для отработки технологий производства более мощных беспилотников, но исключать запуск в массовую серию именно этого дрона тоже нельзя. В настоящее время проект находится на стадии разработки. Дата первого полета – 2009 год, тогда же образец представлялся на международной выставке «МАКС». Проектируется фирмой «Транзас».

 

Примерный аналог Reaper MQ-9 «Дозор-600»

«Альтаир» Можно предположить, что на настоящий момент самые крупные ударные БПЛА России - «Альтаир», разработки ОКБ «Сокол». Проект имеет и другое название – «Альтиус-М». Взлетный вес этих беспилотников – пять тонн, строить его будет Казанский авиазавод имени Горбунова, входящий в Акционерное общество «Туполев». Стоимость контракта, заключенного с Министерством обороны, составляет примерно миллиард рублей. Известно также, что эти новые БПЛА России имеют размеры, соизмеримые с габаритами самолета-перехватчика: длина – 11 600 мм; размах крыла – 28 500 мм; размах оперения – 6 000 мм. Мощность двух винтовых авиационных дизелей – 1000 л. с. В воздухе эти разведывательно-ударные БПЛА России смогут находиться до двух суток, преодолевая расстояние в 10 тысяч километров. Об электронном оборудовании известно мало

 

4.4 Перспективы развития

Перспективными областями боевого применения БЛА в интересах различных видов вооруженных сил являются: уничтожение важных целей и объектов противника (самый распространенный на сегодня вариант – уничтожение лидеров террористов и полевых командиров, отдельных групп боевиков и складов оружия и пр.); противолодочные операции; подавление вражеской системы ПВО/ПРО. Рассматривается возможность создания многоцелевого боевого авиационного комплекса составного типа – с пилотируемой базовой платформой и интегрированными на борт БЛА разведывательного или ударного предназначения.

 

БЛА «Гермес-450».

Дальнейшее развитие разведывательно-ударных и ударных БЛА, как представляется, будет осуществляться в направлении наращивания их боевых возможностей, повышения массы и номенклатуры полезной нагрузки, расширения их возможностей по базированию. В дальнейшей перспективе специалисты ведущих зарубежных стран планируют осуществить также включение в список решаемых боевыми БЛА задач новых сценариев, таких, как, например, борьба с воздушными целями.Так, еще в 2008 г. на Международном симпозиуме Североамериканской ассоциации по беспилотным системам, проходившем в Сан-Диего, были обнародованы результаты внутриведомственного аналитического исследования по определению будущего облика авианосной авиации ВМС США, в котором утверждалось, что к 2025 г. на замену палубным самолетам F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет» и F-35С придет уже полностью беспилотный истребительно-бомбардировочный авиационный комплекс.

 В России ведется разработка ударных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые до 2020 года поступят на вооружение Военно-воздушных сил России, заявил в опубликованном в среду интервью «Московскому комсомольцу» главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин. 
«До 2020 года мы планируем принять на вооружение ВВС ударные БЛА. Потребность в подобном высокотехнологичном комплексе сейчас высока», – сказал Зелин, передает «Интерфакс». 
Он сообщил, что на вооружении российских ВВС уже стоят несколько типов беспилотных летательных аппаратов, но все они принадлежат к легкому или среднему классу, что в значительной степени ограничивает спектр их боевого применения. 
По словам главкома ВВС, развитие мирового военного дела показывает, что необходимо иметь в строю и тяжелые беспилотные машины, способные не только «подглядывать» за противником, но и атаковать его. 
«У ударных БЛА хорошие перспективы, но на сегодняшний день ввиду отсутствия завершенных проектов пока рано говорить об их эффективности на поле боя», – сказал Зелин.

4.5 Станут ли  беспилотники  основой  военно-воздушных сил будущего?

 В России представлен первый беспилотник, полностью распечатанный на 3D-принтере. Сегодня без БПЛА не обходится ни один вооружённый конфликт, а специалисты ведут разработки по превращению в БПЛА истребителей и бомбардировщиков, которые смогут не только наносить удары по наземным целям, но и вести воздушный бой, маневрируя с перегрузками, которые не смог бы выдержать ни один человек.

 

Беспилотные летательные аппараты в последние годы стали непременным атрибутом всех вооружённых конфликтов. Они применяются всеми без исключения их участниками — регулярными войсками, частными военными компаниями, ополченцами или боевиками.

Всё большее число стран делает ставку на использование боевых ударных самолетов. Приведу  несколько только примеров:

-Британцы создадут беспилотное «летающее крыло»

-Иран представил беспилотный борбардировщик

-Израиль представил новую версию беспилотникаBIRD-EVE

-В Великобритании состоялся первый полет нового беспилотника

-В Деневре показали беспилотников с лазерным питанием

-Турция и США договорились о размещении на авиабазе Инджирлик боевых беспилотников

-Россия создает новейшиебеспилотники

-Беспилотные летательные аппараты-невидимки палубного базирования должны быть приняты на вооружение флота не позднее 2018 года, заявил начальник штаба ВМС США адмирал Гэри Рафхед

-Пентагон хочет получить невзломываемыедроны к 2018 году и т.д. Этот список с каждым днем растет.Стремительно растут и объёмы средств на их разработку, появляются новые фирмы-разработчики, расширяются области боевого применения.Отсюда можем  заключить, что в будущем беспилотники могут заменить истребители, штурмовики и даже бомбардировщики. То есть БПЛА будут не только наносить удары по наземным и воздушным целям, но и вести воздушный бой, маневрируя с перегрузками, которые не может выдержать человек. Есть возможность увеличения боевой загрузки и запасов горючего (и, соответственно, времени полёта) за счёт кабины пилота, её оборудования и бронезащиты.Стоит отметить, что разработчики готовы превратить в БПЛА уже существующие машины. Так, компания LockheedMartin предлагала переоборудовать истребитель F-16 в беспилотный вариант F-16UCAV.Также предлагалось превратить в БПЛА старый штурмовик А-10 и использовать его для ударов с предельно малых высот. Появлялась информация о возможности создания беспилотной модификации европейского истребителя EurofighterTyphoon.

Французская корпорация DassaultAviation объявила о работе над программой, в рамках которой пилотируемые боевые самолёты будут использоваться совместно с БПЛА. Так, многофункциональный истребитель DassaultRafale станет лидером группы беспилотных ударных и разведывательных аппаратов.

Стреляющие колибри будущего

Другим направлением развития беспилотных систем является создание сверхмалых БПЛА, микродронов весом от 100 граммов до нескольких килограммов. Такие беспилотники могут действовать в интересах небольших подразделений — отделений, разведпатрулей, ведя разведку даже в условиях урбанизированной местности, в том числе и в помещениях. Предполагается с их помощью обозначать обнаруженные цели тепловыми или лазерными метками, которые облегчат наведение высокоточного оружия.

Микродроны будут доставлять на объекты противника акустические датчики и видеокамеры, смогут проникать в здания через вентиляционные системы. Роботы-«колибри» смогут выполнять ударные функции, например, имея в своей конструкции небольшой автоматический пистолет. С его помощью можно устранять террористов.В целом следует отметить, что активная разработка разнообразных типов разведывательных и ударных БПЛА свидетельствует о возрастании их роли как перспективного средства вооружённой борьбы.

Сегодня  ударный БПЛА, безусловно, нужен. Прежде всего, для участия в контртеррористических операциях. В конфликтах низкой интенсивности беспилотники стали основным средством борьбы с минированием дорог, засадами, они эффективно выслеживают группы боевиков, уничтожают базы и автотранспорт террористов. Кроме того, без развития беспилотных ударных систем невозможен прогресс в военном деле: сегодня очевидно, что будущее за автоматизированными военными системами.

Широкое использование беспилотных ударных  аппаратов , я думаю, может привести к негативному эффекту. Почему? Так как люди, управляющие беспилотниками, находятся не в самолете и не на поле боя - операторы не осознают разрушительного эффекта своих действий. Нужно помнить, что управление БПЛА - это не компьютерная игра, а серьезная  боеваязадача. Ведь современные беспилотные летательные аппараты предназначены для выполнения миссий, представляющих существенную опасность для людей. Речь сегодня идет о постепенном переводе обычной войны – человека с человеком – в войну нового поколения – между человеком и машиной, где разведывательно-ударные и боевые авиационные комплексы с «беспилотниками» будут играть одну из ведущих ролей.

4.6 Как и против кого будут бороться истребители шестого поколения?

Сегодня боевая авиация является важнейшим фактором, который во многом определяет исход любого военного конфликта. Считаю, что подобная ситуация сохранится и в ближайшем будущем.Самой амбициозной задачей в обозримой перспективе является создание БЛА, предназначенного для завоевания господства в воздухе.Ипобеду в предстоящих войнах будет одерживать сторона, обладающая более совершенными и многочисленными военно-воздушными силами. Пока военные эксперты не могут внятно ответить на простой и главный  вопрос: для чего нужно это самое шестое поколение. Какие задачи будут выполнять эти истребители? Какие новые тактические приемы будут им по силам? Но уже многие страны готовят проекты своих будущих беспилотников.                                                  Что-то  сделано уже сегодня. Например, британский ударный БПЛА “Таранис”. В отличие от других беспилотников, являющихся большими радиоуправляемыми игрушками, этот демон способен сам выбирать цель и открывать огонь без подтверждения оператора.

 

Бритиш АэроспейсТаранис

Все это лишь эскизы истребителя будущего. Насколько будут оправданы ожидания? И, вообще, как скоро появится необходимость в таких машинах? Несомненно, при наличии соответствующих условий (новая “холодная война” или противостояние США и Китая), приказ о начале создания истребителя шестого поколения может быть отдан уже в начале следующего десятилетий.Точный облик “истребителя будущего” остается загадкой. Но уже известно одно — эти летательные аппараты будут революционным прорывом в будущее. При появлении шестого поколения вся техника «пятого поколения» будет вынужденно отправлена в отставку.                                                                                                                                 Истребитель 6-го поколения с лазерным оружием:

 

Неспособность F-35 противостоять новейшим истребителям России и Китая, подтолкнула США к разработке истребителей шестого поколения с лазерным оружием на борту.

Авиация ВМС СШАк 2025 году готова  на замену семейству истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет», а также перспективному F-35на  беспилотный истребительно-бомбардировочный авиационный комплекс палубного базирования с рабочим обозначением F/A-XX.

 

Единственный, кто имеет шанс остаться в небе, - российский ПАК ФА. Но он появится слишком поздно и, возможно, именно ему предстоит конкурировать с шестым поколением. Даже если и поздно, но лучше, чем его нету. Заявленные характеристики российского истребителя (не имеющий аналогов в мировой практике БРЛК с пятью антеннами или двигатели “второго этапа” со всеракурсный УВТ и тягой по 18 тонн) позволят причислить ПАК ФА к поколению 5+.

 

И тогда начнется самое интересное…

5.Заключение

Подводя итог моему небольшому обзору, можно сделать вывод о том, что в последнее время беспилотные ударные самолеты все активнее вытесняют традиционные пилотируемые самолеты и вертолеты из различных сфер боевого применения авиации, чему способствует целый ряд обстоятельств: более высокая живучесть БЛА (вследствие меньшей заметности в радиолокационном, инфракрасном, оптическом и акустическом диапазонах); большая продолжительность полета – исчисляется на сегодня уже сутками; меньшая – по сравнению с пилотируемыми ЛА – вероятность обнаружения и поражения средствами ПВО противника; достаточно высокая эффективность устанавливаемой на БЛА бортовой радиоэлектронной и целевой аппаратуры; способность осуществлять контролируемый безопасный полет на предельно малых высотах (порой недоступных для пилотируемых ЛА); возможность нахождения в высокой степени боевой (оперативной) готовности практически неограниченное время, а также существенно меньшая стоимость разработки, серийного производства и войсковой эксплуатации БЛА и подготовки операторов наземных или иных КП.

Высокая «конкурентоспособность» БЛА военного назначения обеспечивается также за счет более широкого применения при их разработке и производстве новейших достижений в различных областях науки и техники, таких как микроэлектроника, двигателестроение, композиционные материалы, средства связи и навигации.Кроме того, на всех крупных БЛА сегодня стоят современные высокоэффективные оптико-электронные, инфракрасные и радиолокационные средства, системы картографирования местности и распознавания целей (объектов), а также системы выдачи данных целеуказания на комплексы оружия.

Дальнейшее развитие разведывательно-ударных и ударных (боевых) БЛА будет осуществляться в направлении расширения их боевых возможностей, повышения массы и разнообразия полезной нагрузки, расширения их возможностей по базированию – создание ударных БЛА корабельного базирования, развитие линейки барражирующих

Впрочем, при современном уровне развития систем обнаружения и распознавания объектов бортовые системы управления разведывательно-ударными БЛА все же еще не способны в автономном режиме полноценно и с высокой точностью осуществить определение степени опасности различных выявленных целей (объектов) противника, выбор цели и принятие решения о целесообразности и времени ее атаки. Кроме того, если допоиск и атака стационарной цели по заранее разведанным координатам производится сегодня ударными или разведывательно-ударными БЛА с достаточно высокой степенью эффективности, то в случае если в ходе боя или в процессе спецоперации происходит непредвиденное изменение тактической обстановки, бортовая система управления современных ударных БЛА оказывается все еще не способна самостоятельно оперативно принимать адекватные решения, требуя вмешательства оператора – человеческий мозг все еще остается одним из «средств» ведения войны на современном этапе.

Я надеюсь, что человеческий  мозг  поднимется до таких высот, что он  не допустит самоистребления человечества. Что планы, которые мы сегодня выдвигаем, не обыденны, а дерзновенны и что в нынешний тревожный век наша жизненная стратегия нацелена на то, чтобы люди берегли планету, небесное и космическое пространство, осваивали его как новоселы мирной цивилизации, очистив жизнь от ядерных кошмаров, от террористов. Что ж, будем достойны времени. И настоящего, с его высокогуманными устремлениями, и будущего. Будущего, которое мы органически связываем с достижением великой цели- мира на Земле. Пусть над Землей летают беспилотные самолеты только в мирных целях!

Беспилотная техника — это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.

6. Источники информации.

1.Иванов А.С., Проказа А.Т. «Мир механики и техники: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение. 2003.-223 с.: ил.-ISBN 5-09-004020-6.

2.Крылов А.А. Мир людей и машин. Научно-художественная книга. Рис. Б. Стародубцева, Т.Оболенской. Л., «Дет.лит.», 2006.

3.Захарченко В.Д.. «Разговор с электрическим мозгом». Наука, худож. лит-ра. Рис. Ю.Макаренко. М., «Дет.лит.», 2007.

4.Пошатаев В.В. «Человек в эпоху НТР».-М.: Педагогика, 2007.-128 с.,ил.-(Б-чка Детской энциклопедии «Ученые-школьнику»).

5. Кошкин Р.П. Анализ и классификация тактико-технических характеристик беспилотных летательных аппаратов. Монография. г. Курск.: Кур-ский НИИ,- 2011.-С.334

6.Володин В.В. Самолеты 6-го поколения: китайский ответ на планы ВМС США. Независимое военное обозрение. 30.05.2008г.

7. MilitaryArms.ru.Военная техника. Авиация. Истребитель шестого поколения.

8. Кузык В.Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития. - М.: Институт экономических стратегий, 2008. – С.864

9. Ладыгин Ф.И. США – Россия: партнер или противник. – М.: Кучково поле, 2014.– С.432 10.Колин К.К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI. Стратегические приоритеты №1, -М.: 2014.- С.6-30

Категория: Готовые работы | Добавил: Service (15.01.2017) | Автор: Салемгареев Альмир Фаязович E W
Просмотров: 337 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
14-Я ОЛИМПИАДА ЗАВЕРШЕНА!
ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В 15-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЕТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА!

Google+
Их многие читают
Збарский Даниил Павлович (12319)
Щур Илья Андреевич (11640)
Кузьминова Анастасия Олеговна (9097)
Бадакова Анастасия (9058)
Чеховская Алена Алексеевна (5263)
Рафаэль (4812)
Иванов Семен Владимирович (4730)
Кошманов Илья Игоревич (4599)
Беляева Александра Сергеевна (4590)
Пушинская Кристина Валерьевна (4060)
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2017