Пятница, 26.04.2024, 20:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Архив работ » Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год)

Роль самолетов-снарядов во Второй мировой войне

Автор: Любимцев Егор
Возраст: 14 лет
Место учебы: МОУДО Детско-юношеский центр Кольского района Мурманской области
Город, регион: п. Мурмаши, Кольский район, Мурманская область
Руководитель: Крендюкова Марина Владимировна

Роль самолетов-снарядов во Второй мировой войне

План

Введение
1.Из истории создания
1.1. Самолеты-снаряды Германии
1.2. Самолеты-снаряды СССР
1.3. Самолеты-снаряды Японии
Заключение
Информационные источники

Введение

На сегодняшний день противовоздушная оборона является одним из компонентов военной безопасности любого государства, одной из форм защиты его национальной независимости и суверенитета. Это актуально для любого государства. Противовоздушная оборона – это самолёты-снаряды, сегодня известные под такими названиями как баллистические ракеты, самолёты-беспилотники, крылатые ракеты, которые впервые показали себя во Второй мировой войне и являются на сегодня самым перспективным средством вооруженной борьбы. И альтернативы им на сегодняшний день нет.

Цель исследования: выявления влияния самолетов-снарядов на исход Второй мировой войны.

Задачи:
- Изучить литературу по истории создания и применения самолетов-снарядов;
- Произвести анализ эффективности применения самолетов-снарядов;
- Определить значение, которое они сыграли во Второй мировой войне.

Гипотеза: самолеты – снаряды не сыграли значительной роли в Второй мировой войне в связи с техническим несовершенством.

Объект исследования: самолеты-снаряды Второй мировой войны

Предмет исследования: использование самолетов-снарядов в военных действиях.

Методы исследования: изучение различных информационных источников.

Теоретическая значимость работы заключается в накоплении и систематизации материала по теме исследования.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и всеми, кого интересует данная тема. 

1.Из истории создания

Разработка первых самолетов-снарядов началась еще в начале 20 в. Проект первого самолета-снаряда был создан в 1910-1911 году французом Р. Лореном. Строительство самолетов-снарядов не прекращалось в период между двумя мировыми войнами. А с началом Второй мировой войны эта идея получила второе дыхание. Уже тогда и появилось впервые второе название - крылатая ракета.

Одна из основных причин создания крылатых ракет - стремление повысить эффективность поражения целей при одновременном сокращении потерь пилотируемой авиации. Основное преимущество такого вида оружия- его беспилотность.  Самолеты-снаряды должны были сохранять не только людей, но и уменьшить размеры и габариты. Так как все самолеты-снаряды рассчитаны на одноразовое применение, то к ним предъявляется меньше требований по ресурсу двигателя и других агрегатов.

Самолеты-снаряды были предназначены для однократного запуска. Траектория полета определялась аэродинамической подъемной силой крыла, а также тягой двигателя и силой тяжести. Существовали также и самолеты-снаряды, которыми могли управлять смертники. Подобные проекты разрабатывались в Японии, а в Германии в конце войны в пилотируемую версию было переделано некоторое количество самолетов-снарядов «Фау-1».

1.1. Самолеты-снаряды Германии

Немцы, создавшие самолет-снаряд «Фау-1», особенно преуспели в этом направлении. Они верили, что эти самолеты-снаряды, могут переломить исход войны.

Испытания немецкого Fi-103, начались в ракетном центре в Пенемюнде в декабре 1942г. В массовое производство планировалось запустить в сентябре 1943г. Но союзники внесли в планы коррективы. Начались систематические бомбёжки Германии. Промышленности Германии пришлось рассредоточиваться и рассеиваться. Всё это существенно замедляло процесс испытаний и производства. Только к марту 1944г. удалось наладить выпуск самолетов-снарядов.

Крылатая ракета Fi-103 представляла собой «свободнонесущий среднеплан с лёгким стальным фюзеляжем длиной приблизительно 6,5 метров. В передней части фюзеляжа устанавливали боезаряд весом свыше 800 килограммов со взрывателями, в средней – топливный бак, два баллона со сжатым воздухом, аккумулятор, автопилот и устройство контроля высоты и дальности полёта. Такая ракета могла лететь на 250 километров при высоте до 1000 метров» (2).

На рассвете 13 июня 1944 года был произведён первый боевой пуск десяти ракет по целям в Англии.

Немецкая пропаганда сразу же заговорила об оружии возмездия, Vergeltungswaffe – отсюда и знаменитое обозначение таких ракет как V-1 («Фау-1»).

Но «возмездие» оказалось довольно слабым. Почти треть всех выпущенных по Англии ракет была потеряна из-за конструктивных и технологических недоработок. Ещё треть – уничтожены истребителями ПВО и зенитными орудиями, показав свою полную беззащитность: управляемая автопилотом ракета представляла собой неманевренную цель, которой было не под силу даже просто уклониться от аэростата заграждения.

Лётчики, летавшие в составе английских RAF, разработали систему, которая позволяла им сбивать «Фау-1». Необходимо было просто сбить ракету с курса потоком воздуха, пролетев в опасной близости.

Итак, несмотря на то, что ничего подобного на тот момент не существовало во всей Европе, оправдать надежды немцев данное оружие было не в состоянии. Низкая надежность и большие размеры стартовых установок, а также небольшие дальность полета, скорость, а также метод, который позволял быстро сбивать ракеты - все это не позволило новому оружию дать тот эффект, который ожидали немцы.

1.2. Самолеты-снаряды СССР

Узнав о том, что фашисты испытали новое оружие, советским конструкторам А. А. Новикову и В. Н. Челомею поставили задачу по созданию нового вида оружия – беспилотной боевой техники и 5 февраля 1945 года сборочные цеха завода покинул первый серийный 10Х.

Устройствами для подвески новых самолетов-снарядов 10Х были оборудованы бомбардировщики Ер-2 и  Пе-8.

Заводские летные испытания нового оружия начались только 20 марта 1945 года. В рамках первого этапа испытаний осуществлялась проверка функционирования подвесных устройств на Пе-8, сбрасывания 10Х, а также работы его механизмов и двигателя в момент отрыва от самолета-носителя.

На втором этапе - определялись основные характеристики самолета-снаряда 10Х, проверялась работа различных агрегатов.

На третьем этапе - проверялась точность попадания самолетов-снарядов в цель и эффективность действия их боевых зарядов.

Так или иначе, летные испытания были завершены только 25 июля 1945 года. Точность самолетов-снарядов удалось довести до 88%  только к 1948г., а в 1945 она составила всего лишь 36% .

В итоге, только в конце войны, когда в СССР стали знакомиться с новейшими разработками Германии в области реактивной и ракетной техники, а также ядерного оружия, государство стало серьезно заниматься этим вопросом и начало проводить масштабные исследования и эксперименты в области крылатых ракет. До этого в СССР в основном сводилось все к разработке нового вида артиллерии типа «Катюши» и ее модификаций.

1.3. Самолеты-снаряды Японии

С начала 1943 года японцы начали уступать американцам в области боевой техники, поэтому превосходство в воздухе стало постепенно переходить к противнику. Исправить положение решили за счет разработок новых оригинальных тактических приемов. Во втором полугодии 1944 года начали осуществление массированных атак пилотов-самоубийц, которые вскоре стали известными во всем мире под японским названием камикадзе. Эти вылазки стали наиболее эффективными средствами борьбы с кораблями военно-морского флота США.

В начале действия камикадзе рассматривались как исключительная мера, но вскоре они стали повсеместной практикой. Использовать для атак камикадзе обычные машины было стишком расточительно, поэтому встал вопрос о создании "одноразового" самолета, который, во-первых, способен преодолеть мощную систему противовоздушной обороны противника, во-вторых, был бы дешев в производстве и легок в управлении.

С помощью специалистов из авиационного института Императорского токийского университета и был создал самолет, получивший обозначение MXY7 "Ока" (Цветок вишни). Предназначался он в основном для защиты Японских островов от возможного вторжения противника. В район местонахождения вражеских кораблей он должен был доставляться самолетом-носителем, а после отсоединения от него пилот должен был самостоятельно направить свой самолет на цель. Первоначально в качестве силовой установки планировалось использовать ракетный двигатель. Но поскольку японцы к тому времени не располагали отечественным двигателем такого типа, то было принято решение использовать сборку из трех размещенных в хвостовой части самолета твердотопливных ракетных двигателей Тип 4-1 Модель 20.

Это решение существенно ограничило оперативную дальность MXY7 и стало основной причиной того, что успехи, достигнутые при применении самолетов этого типа, оказались более чем скромными. Конструкция "Ока" была предельно упрощена с тем, чтобы обеспечить возможность выпуска самолетов на предприятиях, не располагающих квалифицированными кадрами. В ней широко использовались нестратегические материалы, в первую очередь дерево, а содержание дефицитных легких металлов было сведено к минимуму. Ограниченным был и состав приборного оборудования.

Создание десяти опытных самолетов заняло несколько недель, и уже к сентябрю 1944 года они были готовы. Первый безмоторный полет состоялся 23 октября, а еще через месяц начались испытания в режиме с работающими двигателями. Они прошли успешно.

Производство самолетов "Ока" продолжалось недолго - с сентября 1944 по август 1945 года японцы успели построить 854 экземпляра. Это стало возможным благодаря исключительной простоте конструкции, позволившей задействовать не очень загруженные военными заказами предприятия с неквалифицированными кадрами. Одновременно с выпуском самолетов специалисты работали над их совершенствованием, что привело к созданию ряда серийных модификаций и опытных образцов.

  • "Ока" Модель 11 - первая и самая массовая модификация;
  • "Ока" К-1 - одноместный планер для подготовки пилотов;
  • "Ока" К-1 KAI - двухместный учебно-тренировочный планер;
  • "Ока" Модель 22 - вторая боевая модификация.

Боевая судьба специальных штурмовых самолетов "Ока" сложилась неудачно. Они начали нести потери еще до того, как их доставили к первому месту базирования - на Филиппины. 29 ноября 1944 года американская подводная лодка "Арчфиш" потопила крупнейший авианосец "Синано" на его борту которого находились 50 самолетов "Ока". Первая операция с использованием "Ока" состоялась 21 марта 1945 года - во время боев за Окинаву. С баз на территории Японии под прикрытием истребителей взлетело 16 бомбардировщиков G4M с самолетами-камикадзе Модель 11 на борту. Примерно в 50 км от крупного соединения американского флота их перехватили около 50 истребителей Грумман F6F "Хелкет". В завязавшейся схватке все японские бомбардировщики были сбиты. Первый успех к реактивному cамолету-снаряду "Ока" пришел 1 апреля, когда им удалось повредить американский линкор "Вест Вирджиния" и один транспортник. Первым потопленным кораблем союзников стал эсминец "Маинерт Л. Абель", уничтоженный у Окинавы 12 апреля.

Японские cамолеты-снаряды "Ока" применялись вплоть до июня 1945 года довольно активно, но их успехи были очень скромными, несопоставимыми с огромными потерями, обусловленными в первую очередь уязвимостью самолетов-носителей.

Заключение

Проанализировав историю использования самолетов-снарядов во Второй мировой войне, считаю, что они не оказали значительного влияния на исход боевых действий. В Германии, которая активно работала над созданием самолетов–снарядов, все-таки не хватило времени завершить работы, несмотря на то, что ничего подобного на тот момент не существовало во всей Европе, оправдать надежды немцев данное оружие было не в состоянии. СССР стало серьезно заниматься этим вопросом и начало проводить масштабные исследования и эксперименты в области крылатых ракет только в конце войны. А японские самолёты-снаряды применялись в конце войны довольно активно, но их успехи были очень скромными, несопоставимыми с огромными потерями, обусловленными в первую очередь уязвимостью самолетов-носителей.

Источники информации:

  1. https://topwar.ru/19339-samolety-snaryady-sssr.html Самолеты-снаряды СССР
  2. http://warspot.ru/3681-bilet-v-odin-konets-po-nemetski Военно-исторический портал
  3. http://www.arms-expo.ru/articles/129/70554/ Оружие мира
  4. http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/nemetskiy-samolet-snaryad-fi-103-fau-1-v-1.html Военная энциклопедия
Категория: Пятнадцатая олимпиада (2017/18 уч.год) | Добавил: Service (13.01.2018) | Автор: Любимцев Егор Михайлович E W
Просмотров: 1156 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2658)
Фурсов Максим (2027)
Эжиев Руслан Мухаммедович (1986)
Егор Андреевич Попов (1718)
Штриккер Артур (1290)
Григорьев Павел Сергеевич (685)
Медведкин Иван (622)
Азарин Николай (563)
Трунов Артём Николаевич (496)
Ефимова Софья Алексеевна (477)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024