Автор: Ласточкин Георгий Игоревич
Возраст: 16 лет
Место учебы : МБОУ СОШ ЗАТО п.Видяево , ученик 10-А класса
Руководитель : Переродова Анастасия Евгеньевна (учитель физики и астрономии МБОУ СОШ ЗАТО п.Видяево ).
Почему возрождаются полипланные схемы крыльев
на современных самолетах?
Первые попытки создать крыло, которое сочетало бы такие важные свойства как жесткость , длина и вес были предприняты одним англичанином. Его звали Горацио Фредерик Филлипс. Машина представляла собой тележку с паровым двигателем мощность 5,5 л.с. , на которой была установлена рама длиной 6,8 м и высотой 2,8 м, внутри которой располагались одна над другой 50 узких пластинок с вогнутым профилем. Свой первый полет техника совершила в 1893 году . Машина ездила по круговому треку приподнимаясь над землей . Проведенный опыт подтвердил высокую эффективность такой системы крыльев .
Но у данной системы крыльев авторитетные производители и конструкторы самолетов не увидели будущего и система была забыта .
В середине 1950-х годов группа ученых под руководством профессора С. М. Белоцерковского начала развивать новое научное направление в авиации и ракетостроении - полипланные несущие системы, так называемые решетчатые .Они стали полноправными конструктивными элементами боевых ракет, космических кораблей и других технических объектов.
Один из решетчатых стабилизаторов опытной многофункциональной тяжелой ракеты Н-1
Космический летательный аппарат "Решетка 62" на этапе аэродинамического маневрирования
(тормозной зонт и носовой обтекатель сброшены, решетки раскрыты)
Первым, кто поверил в новые несущие системы, был Главный конструктор А. Д. Надирадзе. Он рассказал о них С. П. Королеву и порекомендовал "не проходить мимо". Позже, уже в начале 1960-х годов, именно Надирадзе сыграл решающую роль в их реализации. Он получил правительственное задание - создать тактические ракеты на твердом топливе, в отличие от жидкого топлива оно не требует регулярных замен. Но тут возникла проблема: как обеспечить стабильную устойчивость и управляемость ракеты, если из-за выгорания пороха центр масс в полете существенно смещается? Предложили простой и надежный способ сохранения устойчивости ракеты на атмосферном участке траектории: нужно использовать решетчатые стабилизаторы, а их геометрические параметры можно определить методом подбора.
В настоящее время эта схема крыльев используется только как вспомогательная , но находятся энтузиасты , которые создают самолеты с основным крылом щелевого типа. Я уверен , что в ближайшем будущем для создание компактных самолетов будет использоваться именно данная схема, но перед этим и молодым энтузиастам ,и ветеранам авиастроительной промышленности предстоит долгая работа по накапливанию опыта и поиску решений для решения задач , которые поставит новое крыло.
|