Воскресенье, 28.04.2024, 00:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Воздушное противостояние конструктора Лавочкина с немецкими истребителями в период Великой Отечественной войны

Автор: Протасов Кирилл Константинович
Возраст: 15 лет
Место учебы: МАОУ Лицей 48
Город, регион: г. Краснодар, Краснодарский край
Руководитель (Ф.И.О., место работы): Тхорь Сергей Павлович

Воздушное противостояние конструктора Лавочкина
с немецкими истребителями в период Великой Отечественной войны

План:

Введение
Глава 1. И-301 (ЛаГГ-1)
Глава 2. ЛаГГ-3
Глава 3. Ла-5
Глава 4. Ла-7
Глава 5. Ла-9
Заключение

Введение

Относительная неожиданность начала военных действий со стороны гитлеровской Германии, а также необходимость достойного ответа на вызовы того времени обозначили острую необходимость проектирования военных истребителей, способных отразить нападение врага. Боевые столкновения советских и немецких истребителей в небе Испании, а также испытания трофейных немецких самолётов показали превосходство немецких истребителей. Результаты исследований Bf 109 отложили свой отпечаток на будущий ЛаГГ-3, в частности на самолёт устанавливался мотор, в который можно было установить мотор-пушку. Новый советский истребитель проектировался так, чтобы использовать минимальное количество дефицитного в то время металла.
В процессе своей профессиональной деятельности Лавочкин, по воле судьбы, смог поработать на авиационном заводе в Филях, в конструкторском бюро французского инженера Ришара, в бюро особых конструкций у В.А. Чижевского, у профессора Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, у создателя динамо-реактивных пушек Л.В. Курчевского, где он стал главным конструктором артиллерийского завода №38. Имея такой разнообразный опыт за плечами и постоянно находясь в поиске, в размышлениях о самолете - «Не о том, который уже летает, а о том, которого еще нет, который еще должен быть» [5, с. 8], он смог создать самолеты, которые, наряду с машинами других конструкторов, внесли большой вклад в победу над гитлеровской Германией.
Деятельность Лавочкина протекала на одном из труднейших участков самолетостроения. Он создавал самолеты-истребители, прокладывающие пути к большим скоростям и высотам. Многие его новаторские идеи не потеряли своей ценности и по сей день. [1, с. 1]

Гипотеза: техническое развитие немецких истребителей, среди прочих факторов, было одной из причин ускоренного развития советского военного самолетостроения (на примере самолетов серии Ла).

Цель: проанализировать изменения истребителей Лавочкина и сравнить их основные модификации с немецкими истребителями того времени.

Задачи:

  • изучить информацию о представителях самолетов серии Ла;
  • выявить основные вносимые изменения для обновления модификации;
  • провести сравнительный анализ с немецкими истребителями того времени.

В своей историко-исследовательской работе я рассмотрю изменения истребителей С. А. Лавочкина в период Великой Отечественной войны, а также сравню их с актуальными в тот период самолетами-противниками немецкого производства. Стоит отметить, что по государственной нумерации истребители носили тогда нечетные номера. Четные присваивались бомбардировщикам.

Эпиграф:
«Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами где-то в глубине Германии, в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним... Что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше... чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». [4, с. 240]

Глава 1. И-301

И-301 получил своё название в честь ОКБ-301, в котором разрабатывался. Согласно эскизному проекту, истребитель «К» предназначался для ведения активного воздушного боя, для поражения и уничтожения самолетов противника мощным огнем в сочетании с большей скоростью полета. [5 с.12]

Рисунок 1. И-301

Отличительной особенностью конструкции было широкое применение дельта-древесины, металл применялся крайне ограниченно, только там, где без него было не обойтись.
На самолёте стоял двигатель М-105П, мощностью 1050 Л.С., топливо располагалось в одном фюзеляжном и двух центропланных баках, что обеспечивало дальность полёта 560 км. После требования увеличить дальность были установлены два крыльевых бака. По огневой мощи И-301 превосходил все имеющиеся на тот момент советские одномоторные истребители. Вооружение самолёта состояло из 23-мм пушки ПТБ-23 с боекомплектом 81 снаряд, установленной в развале цилиндров, над мотором были установлены два 12,7-мм синхронных пулемёта Березина БС с боекомплектом 230 выстрелов на ствол.

Рисунок 2. 23-мм пушка ПТБ-23 в развале цилиндров мотора М-105П

Со своим главным на тот момент «противником» - немецким Ме-109Е (так обозначался самолет в советских документах на протяжении 50 лет, Bf 109 E-1) выходило следующее сравнение:

Таблица 1. Сравнение И-301 и Bf 109 E-1. (Данные в таблице приведены на основании источника [2 с.110-111], [3 с.153], 7)
  И-301 Bf 109 E-1
Вес, кг 2968 2605
Максимальная скорость 605 км/ч 570 км/ч
Время виража, с 25 21
Скороподъемность, м/с 14,25 17,8
Потолок, м 9600 11000
Вооружение 1х23-мм, 2х12,7-мм, 2х7,62-мм 4х7,92-мм
Дальность, км 556 660

о маневренности, скороподъёмности и потолку И-301 уступал Bf 109 E-1, Мессер был ещё и легче ЛаГГа, зато по скорости и вооружению И-301 на голову превосходил Ме 109.

Рисунок 3. Bf 109 E-1

28 марта 1940 года опытный И-301 под управлением лётчика-испытателя А. И. Никашина, успешно совершил свой первый полёт. Было построено два экземпляра И-301, которые проходили испытания в 1940-1941 годах. Первый прототип был сильно повреждён во время аварийной посадки 4 января 1941 и восстановлению не подлежал.
И-301 не принимал участия в боевых действиях, не был принят на вооружение, но был рекомендован в серию после доработок и присвоения названия ЛаГГ-1.

Глава 2. Лагг-3


Рисунок 4. ЛаГГ-3-1

ЛаГГ-3 производился с 1940 по 1941 год, за 4 года производства было выпущено 6528 самолётов всех серий. ЛаГГ-3 - низкоплан, конструкция планера цельнодеревянная, все детали соединялись клеем, обшивка выполнялась из берёзового шпона и ткани.

Таблица 2. Серии ЛаГГ-3. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])
  Вооружение Запас топлива, кг Другие изменения
ЛаГГ-3-1 3х 12,7-мм и 2х 7,62-мм 405 увеличены воздухозаборники
ЛаГГ-3-4 1х 20-мм, 1х 12,7-мм и 2х 7,62мм 405 скорость упала на 25 км/ч, скороподъёмность на 140 м/мин, дальность на 230 км
ЛаГГ-3-7 1х 20-мм, 1х 12,7-мм и 2х 7,62мм 340 новый мотор М-105ПА, более крупные колёса размером 650х200 мм
ЛаГГ-3-8 1х 20-мм и 1х 12,7-мм 340 получила фотокамеру
ЛаГГ-3-11

1х 20-мм и 1х 12,7-мм
ФАБ-50, ФАБ-100, АО-25, ХАБ-25, АОХ-15, ВАП-6М, ЗАП-6, РС-82, РС-132

260
ПТБ-100 ( подвесной топливный бак на 100 литров)

сняты крыльевые баки
ЛаГГ-3-23 1х 20-мм и 1х 12,7-мм 240 новый винт ВИШ-105СВ, изменено хвостовое оперение
ЛаГГ-3-28,
ЛаГГ-3-29
1х 20-мм и 1х 12,7-мм 340 новый двигатель М-105ПФ, мощностью 1260 л.с., восстановлены консольные баки, радиостанция РСИ-3 заменена на РСИ-4
ЛаГГ-3-34 1х 37-мм и 1х 12,7-мм 340  
ЛаГГ-3-35 1х 20-мм и 1х 12,7-мм 340 установлены автоматические предкрылки, увеличены воздухозаборники, трубка Пито перенесена под крыло, хвостовое колесо сделано убирающимся
ЛаГГ-3-66 1х 20-мм и 1х 12,7-мм 340 облегчённая рама, бронестекло 55мм.

В серию ЛаГГ-3 пошёл с ослабленным вооружением. В связи с ухудшением качества производства, ЛТХ самолёта тоже ухудшились. У ЛаГГ-3-8 - вооружение снова сократилось, были сняты ШКАСы. Пять самолётов серии использовались для испытаний мотор-пушек, в том числе ВЯ-23. Часть машин получила фотокамеру и использовались, как фронтовые разведчики. На ЛаГГ-3-11 были упразднены крыльевые топливные баки, что сократило запас топлива до 260 кг и дальность до 620 км. Боекомплект был немного снижен, зато появилась возможность нести ФАБ-50 и ФАБ-100, от четырёх до восьми РС-82 или РС-132, химические 25 кг бомбы и ПТБ-100. ЛаГГ-3-66 - последняя серия ЛаГГ-3, имел облегчённую раму, бронестекло доведено до 55 мм. ЛаГГ-3-66 по совокупности характеристик стал лучшим среди различных серий ЛаГГ-3, скорость 542-591 км/ч, скороподъёмность 890 м/мин.

Рисунок 5. ЛаГГ-3-11 с ПТБ-100 и РС-82

Ниже приведены сравнительные характеристики разных серий ЛаГГ-3. Исходя из таблицы можно наглядно увидеть, что на ЛаГГ-3 пытались нарастить скорость, облегчая конструкцию, ослабляя вооружение, снижая количество топлива, затем потребовалось нарастить дальность, запас топлива увеличился, конструкция стала ещё легче, а новый мотор позволил не только сохранить, но и повысить скорость самолёта.

Таблица 3. Сравнительная характеристика серий ЛаГГ-3. (Данные в таблице приведены на основании источника [3, 7, 8, 9, 10])
Параметр/Серия ЛаГГ-3-1 ЛаГГ-3-4 ЛаГГ-3-7/8 ЛаГГ-3-11 ЛаГГ-3-23 ЛаГГ-3-28/29 ЛаГГ-3-34/35 ЛаГГ-3-66
Масса
Пустого, кг 2573 2610 2560 2530 2430 2650 2480
Взлётная, кг 3340 3280 3080 3040 3160 3360 2990
Топлива, кг 405 340 260 240 340
Силовая установка
Двигатель М-105П М-105ПА М-105ПФ
ЛТХ
Скорость у земли, км/ч 500 475 460 480 500 540
Скорость на высоте, км/ч 575 550 540 550 565 560 590
Дальность, км 1100 870 705 620 570 610 650
Скороподъёмность, м/мин 735 590 620 605 730 780 685 890

ЛаГГ-3, конечно, был далеко не лучшим истребителем, сами лётчики часто негативно отзывались о нём. Не очень хорошее качество производства и технические недочёты сказывались на характеристиках машины. И всё же советским лётчикам удалось одержать на ЛаГГ-3 немало побед, в том числе и против известных немецких асов.

Таблица 4. Сравнение ЛаГГ-3 и Bf 109. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])
  ЛаГГ-3-8 ЛаГГ-3-11 ЛаГГ-3-35 ЛаГГ-3-66 Bf 109 E-1 Bf 109 E-3 Bf 109 F-1
Вес, кг 2610 2560 2650 2480 2510 2510 3100
Скорость 554 км/ч 561 км/ч 566 км/ч 589 км/ч 570 км/ч 566 км/ч 575 км/ч
Время виража 24 с 24 с 21 с 21 с 20 с 20,2 с 19,6
Скороподъемность 10,5 м/с 10,6 м/с 13,8 м/с 12,5 м/с 17,8 м/с 17,3 м/с 16,7 м/с
Потолок 9000 м 9000 м 9500 м 9800 м 10000 м 11000 м 10000 м
Вооружение 1х20-мм ШВАК, 1х12,7-мм 4х7,92-мм MG-17 2х20-мм, 2х7,92-мм 1х20-мм, 2х7,92-мм

В большинстве своём немецкие истребители были легче ЛаГГов, имели чуть лучшее время виража, а также отличались в лучшую сторону по потолку и скороподъёмности, по скорости разные модификации самолётов были сопоставимы, а вот вооружение было тяжелее на советских самолётах.

Рисунок 6. Bf 109 F-1

В 1942 году ЛаГГ-3 уже не мог на равных бороться с новыми модификациями истребителей противника, вооружение было слабое, а после его улучшения, возросла масса самолёта, что ещё хуже сказалось на и так посредственных ЛТХ ЛаГГа. Моторов М-105 не хватало, к тому же они уже не отвечали требованиям времени, поэтому на новый самолёт было решено поставить «бомбардировочный» двигатель М-82 (АШ-82), носовую часть от Су-2 пристыковали к фюзеляжу ЛаГГ-3.

«Несомненно, – рассказывал Николай Федорович, – ЛаГГ-3 не был лучшим детищем конструкторской мысли С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. Главными недостатками этого истребителя были плохой обзор задней полусферы и слабая бронезащита. ЛаГГ-3 несколько уступал «мессеру» в скорости, следовательно, и в вертикальном маневре. При знакомстве с машиной прежде всего бросались в глаза своеобразная форма фюзеляжа, дававшая острякам повод называть истребитель «таранькой с икрой», и непомерно большое хвостовое колесо. На самом же деле у «лагга» помимо недостатков имелись существенные достоинства: на машине стоял исключительно надежный мотор, истребитель был проще в управлении, чем, скажем, МиГ-3, великолепно выполнял фигуры сложного пилотажа» [5, с. 46]

Глава 3. Ла-5

Ла-5 сменил на конвейере ЛаГГ-3 почти без задержек. Ла-5 был создан в 1942 году и выпускался с июля 1942 вплоть до ноября 1944, когда его в производстве вытеснил Ла-7. Было выпущено 9920 самолётов всех модификаций.

Рисунок 7. Ла-5

На ЛаГГ-5 (так первоначально называли ЛаГГ-3 с мотором М-82), наряду с И-185 Н.Н. Поликарпова, получилось удачнее всех объединить звездообразный мотор и планер истребителя. [5, c. 40] 21 апреля 1942 ЛаГГ-5 вышел на государственные испытания, а 8 сентября уже был запущен в серию с названием Ла-5.

Рисунок 8. 20-мм синхронные пушки ШВАК

С августа 1942 года все новые машины начали комплектовать радиоприемниками, радиополукомпасами. Ла-5 был, безусловно, значительным достижением отечественной авиапромышленности, но появился с опозданием.

Ла-5 имел модификации:

Таблица 5. Модификации Ла-5. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])
  Вооружение Запас топлива Другие изменения
Ла-5

две 20-мм пушки ШВАК,
боекомплект 340 снарядов

540  
Ла-5Ф две 20-мм пушки ШВАК,
боекомплект 340 снарядов
460-465 новый двигатель (АШ-82Ф), сняты крыльевые баки, улучшен обзор назад благодаря новому фонарю кабины
Ла-5ФН две 20-мм пушки ШВАК,
боекомплект 340 снарядов
464 новый двигатель (АШ-82Ф), сняты крыльевые баки, улучшен обзор назад благодаря новому фонарю кабины

В новых модификациях Ла-5 продолжали улучшать отдельные характеристики: улучшили обзор назад. Двигатель АШ-82Ф повысил ЛТХ самолёта, возросла скорость и скороподъёмность, АШ-82ФН развивал уже 1850 л.с. и поддерживал форсажный режим в течении 10 минут.

Рисунок 9. Ла-5Ф

Рисунок 10. Ла-5ФН

В апреле 1943 была проведена серия учебных боёв между Ла-5ФН и Bf 109, которые показали подавляющее превосходство советского истребителя на основных высотах воздушных боёв. В процессе производства самолёт был немного облегчен, мощность двигателя возросла, а с ней и скорость, потолок, дальность и скороподъёмность.

Таблица 6. Сравнение Ла-5, Bf 109 и Fw 190. (Данные в таблице приведены на основании источника [2, 7, 8, 9, 10])
  Ла-5 Ла-5Ф Ла-5ФН Bf 109 F-2 Bf 109 F-4 Fw 190 A-3 Fw 190 A-4
Вес, кг 2800 2810 2706 3100 3150 2845 2960
Скорость 580 км/ч 592 км/ч 620 км/ч 575 км/ч 623 км/ч 612 км/ч 603 км/ч
Время виража 21 с 21 с 19 с 19,6 с 20,7 с 22,1 с 23,9 с
Скороподъемность 13,8 м/с 15,9 м/с 21,5 м/с 16,7 м/с 16,3 м/с 10,9 м/с 10,6 м/с
Потолок 9600 м 9000 м 11350 м 10000 м 11600 м 13228 м 12000
Вооружение 2х20-мм ШВАК 1х15-мм, 2х7,92-мм 1х20-мм, 2х7,92-мм 2х20-мм, 4х7,92-мм 4х20-мм, 2х7,92-мм

Ла-5 были легче и маневреннее немецких истребителей. Потолок был лучше у «немцев», но Fw 190 имели худшую скороподъёмность, а Bf 109 с появлением Ла-5ФН утратили своё по ней превосходство. Вооружение советских истребителей оставалось лучше, чем у Bf 109, но хуже, чем у Fw 190.

Рисунок 11. Fw 190 A

Глава 4. Ла-7

Ла-7 был разработан в 1943 году и является дальнейшим развитием Ла-5ФН. Так как не было возможности установить новый двигатель, улучшать лтх стали путём улучшения аэродинамики. Были герметизированы планер и винто-моторная группа, полностью закрыты ниши шасси, масло-радиатор перенесён под фюзеляж, улучшена форма зализов крыла, доработан капот двигателя. Нехватка алюминия постепенно пропадала, поэтому замена лонжеронов с деревянных на дюралевые позволила облегчить самолёт на 100 кг.

Рисунок 12. Ла-7

В январе 1944 был изготовлен «эталонный» Ла-5ФН, 2 февраля лётчик-испытатель Г. М. Шиянов поднял его в воздух, 16 февраля самолёт начал государственные испытания, с 15 сентября по 15 октября проходил войсковые, а в мае 1944 уже был запущен в серию под названием Ла-7. Самолёт производился до 1945 года, за это время было построено 5905 экземпляров. С вооружения самолёт был снят только в 1947 году. На Ла-7 стоял тот же двигатель, что и на Ла-5ФН, вооружение так же две 20мм пушки ШВАК с боезапасом 170 выстрелов, имелась возможность подвески бомб до 100 кг. В 1945 году в серию пошёл Ла-7 с изменённым вооружением. ШВАКи заменили на три 20-мм пушки Б-20. Б-20 была легче ШВАКа, а также она была проще в производстве.

Таблица 7. Сравнение Ла-7, Bf 109 и Fw 190. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])
  Ла-7 Ла-7Б-20 Bf 109 G-6 Fw 190 D-9
Вес, кг 2605 2605 3196 3490
Скорость 627 км/ч 612 км/ч 616 км/ч 655 км/ч
Время виража 19 с 20 с 22,1 с 22,4 с
Скороподъемность 14 м/с 14,1 м/с 14 м/с 11,3 м/с
Потолок 10450 м 10450 м 11500 м 12000 м
Вооружение 2х20-мм ШВАК 3х20-мм Б-20 1х20-мм, 2х13-мм 2х20-мм, 2х13-мм

Немецкие истребители были тяжелее Ла-7, но при этом имели сравнимые скорость и скороподъёмность. Они были лучше и по максимальной высоте, вооружение было чуть сильнее, но по маневренным качествам Ла-7 превосходил Bf 109.

Рисунок 13. Bf 109 G-6

Рисунок 14. Fw 190 D-9

Глава 5. Ла-9

Ла-9 стал итогом развития поршневых самолётов Лавочкина. В отличие от Ла-7 он имел цельнометаллическую конструкцию, увеличенный объём топливных баков. Вооружение тоже было усилено. На Ла-9 стоят четыре 23-мм пушки НС-23, с боезапасом 75 снарядов на ствол. Двигатель остался тот же АШ-82ФН, мощностью 1850 л.с.

Рисунок 15. Ла-9

Самолёт был разработан в 1945 году, но первый полёт совершил только в 1946. Производился с 1946 по 1949. Произведено 1882 самолёта Ла-9.

Рисунок 16. 23-мм синхронные пушки НС-23

Таблица 8. Сравнение Ла-9 и Bf-109. (Данные в таблице приведены на основании источника [7, 8, 9, 10])

 

Ла-9

Bf 109 K-4

Вес, кг

2600

3375

Скорость

642 км/ч

665 км/ч

Время виража

21 с

21,1 с

Скороподъемность

14,3 м/с

18 м/с

Потолок

13000 м

12800 м

Вооружение

23-мм НС-23

1х30-мм, 2х13-мм

Ла-9 стал лучше немецких самолётов почти по всем показателям. По скороподъёмности Bf 109 лучше, но Ла-9 был намного легче, имел большую максимальную скорость и гораздо более мощное вооружение. Время виража и потолок отличались незначительно.

Рисунок 17. Bf 109 K-4

Заключение

Самолеты конструкции Лавочкина стали основными истребителями Военно-воздушных сил СССР во время войны; авиационная промышленность выпустила почти 16 000 самолетов Ла, в том числе 10000 Ла-5. Этот истребитель появился впервые под Сталинградом и сбивал вражеские самолеты, которые пытались прорваться на помощь осажденной армии Ф. Паулюса. За несколько месяцев напряженной работы конструкторское бюро Лавочкина разработало новый тип истребителя Ла-5ФН с более мощным двигателем, который принимал участие в боях на Курской дуге.
С 1944 года вошел в серийное производство Ла-7 - более маневренный, чем немецкие истребители. Во время его фронтовых испытаний летчики сбили 55 самолетов противника и потеряли лишь четыре Ла-7; специалисты считали этот самолет одним из лучших истребителей той войны и самой надежной машиной военно-воздушных сил страны.
Можно сделать вывод, что ОКБ Лавочкина почти все время на протяжении всей войны отставало в совершенствовании боевых истребителей. Однако необходимо помнить об условиях, в которых вынуждены были работать люди: очень сжатые сроки, нехватка материалов, недостаток людей. Также стоит учесть, что кроме германского воздушного флота на советско-германском фронте действовали ВВС Румынии (отправили 423 машины), Финляндии (использовали при нападении 307 боевых самолетов), Словакии (использовали 51 самолет), Хорватии (задействовали в нападении до 60 самолетов), Венгрии (отправили около 100 самолетов), Италии (примерно 100 самолетов). И всё же к концу войны ОКБ Лавочкина удалось создать истребитель, который мог на равных сражаться с немецкими истребителями, а по некоторым параметрам их даже превосходил.

Список использованных источников и литературы:

  1. Арлазоров М. С. Фронт идет через КБ / Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Знание, 1975. — 224 с. (Творцы науки и техники). Тираж 100000 экз. ( Первое издание: «Знание», 1969 г.) URL: http://militera.lib.ru/bio/arlazorov_ms3/index.html (дата обращения: 23.01.2024). - Текст электронный
  2. Яковлев А. С. Советские самолёты. - М.: Наука, 1978. - 400. с., ил.
  3. Якубович Н.В. Самолеты С.А. Лавочкина. - М.: «Русское авиационное общество» (РУСАВИА), 2002. 160 с.
  4. Феликс Кандель Книга времен и событий. История евреев Советского Союза (1939-1945). Том 4. М.: Мосты культуры, 2004. - 328 с.
  5. Якубович Н. В. Неизвестный Лавочкин / Н. В. Якубович — «Яуза», 2012 — (Война и мы. Авиаконструкторы)
  6. Якубович Н.В. Все самолеты Лавочкина, Коллекционное издание / Николай Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2013. - 160 с. - (Военно-воздушная энциклопедия).
  7. Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 26.01.2024). - Текст: электронный.
  8. Истребители КБ Лавочкина. - URL: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/1940-e-1950-e-gody/istrebiteli-kb-lavochkina/ (даты обращения: 23, 25 и 26.01.2024). - Текст: электронный.
  9. Военная авиация в период с 1937 по 1945 г. - URL: https://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi (даты обращения: 23, 25 и 26.01.2024). - Текст: электронный.
  10. Авиация Второй мировой. - URL: http://airpages.ru/ (даты обращения: 23, 25 и 26.01.2024). - Текст: электронный.
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (28.01.2024) | Автор: Протасов Кирилл Константинович W
Просмотров: 211 | Рейтинг: 1.5/21
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2666)
Фурсов Максим (2033)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2000)
Егор Андреевич Попов (1723)
Штриккер Артур (1295)
Григорьев Павел Сергеевич (689)
Медведкин Иван (631)
Азарин Николай (567)
Трунов Артём Николаевич (502)
Ефимова Софья Алексеевна (480)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024