Воскресенье, 28.04.2024, 19:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Двадцать первая олимпиада посвящена 130-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Форма входа
Логин:
Пароль:
...
Главное меню
Общаемся
Архив
Система Orphus
Главная » Статьи » Работы 1-го тура » Готовые работы

Забытый проект Як-141

Данила Дмитриевич Манахов, 15 лет, город Таганрог, Ростовская область, Российская Федерация

Забытый проект Як-141

План:

1.Введение
2.История Як-141
2.1 Главный конструктор 
2.2 Конструкторское бюро
2.3 Проектирование
2.4 Производство 
2.5 Двигатели
2.6 Первый полет
2.7 Предшественники
3. . F-35 сделанный по мотивам як-141
4. Заключение 
5. Литература

1. Введение

Мечта о том, чтобы подняться в воздух выше мачт корабля и заглянуть за линию горизонта, преследовала моряков на протяжении многих веков. Помимо извечного стремления человека к полету, эту мысль стимулировали проблемы морской войны. 

Из-за этого впервые во второй мировой войне прияли участие авианосцы. Их стали обслуживать самолеты укороченного взлета и посадки. Но уже после второй мировой в 1950-х, когда моторостроители изобрели первые турбореактивные двигатели, появился проект первого самолета вертикального взлета и посадки, который не увенчался успехом.
После всего этого Александр Яковлев выпускает Як-38 который был предшественником Як-141. Об этом самолете и пойдет речь в моей работе

2.История

2.1  Главный конструктор

Александр Сергеевич Яковлев был представителем первого поколения авиаконструкторов, воспитанных и реализовавшихся в советское время. 

Родился 19 марта  1906 года в семье служащего.. В 1914 году поступил в частную мужскую гимназию имени Н.П.Страхова. После Октябрьской революции гимназия была объединена с женской школой, стала государственной и получила название «Единая трудовая школа 2-ой степени». Буду че в школе Александр проявил интерес к технике и авиации. В 1921 году построил летающую модель планера успешно испытал её в школьном зале, а уже в следующем году открыл авиамодельный кружок. В возрасте 21 года (1927 год) построил свой первый самолет – АИР-1 (ВВА-1). В июле этого же года на нем были поставлены следующие рекорды – дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч. 30 мин.) полета.

Образование получил в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского окончил в 1931 году. В 1918 вступил в Красную армию. С 1931 работал инженером на авиационном заводе. С 1935 главный конструктор.

К сожалению 17 августа 1984 года А.С. Яковлев ушел на пенсию.

Дальнейшая работа была возложена на его сына Зам. Главного конструктора Сергея Александровича Яковлева.

2.2 Конструкторское бюро

Официально КБ Яковлева было основано 15 января 1934 г. Коллектив отличается наибольшей широтой тематики среди отечественных ОКБ. Под руководством генерального конструктора, академика А.С. Яковлева и его преемников создавались самолеты, вертолеты, планеры, БЛА военного и гражданского назначения и даже скоростные поезда.

Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева. Адрес: Москва, просп. Ленинградский, 68

В активе ОКБ − свыше 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1927 года самолеты «Як» находятся в непрерывном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 тысяч машин – это самая высокая цифра для российских фирм. Из них до Великой Отечественной войны − около 3 тысяч, в 1941-1945 годы − более 40 тысяч, после войны − 27 тысяч. Было выпущена 41 тысяча боевых машин, гражданских − 29 тысяч.

2.3 Проектирование

Летом 1974 года вышло постановление Совета Министров, в котором говорилось о начале создания нового СВВП. Здесь же были прописаны и сроки сдачи готового аппарата. Первоначально машина проектировалась с одним ПМД, который должен обеспечивать тягу в 15 тысяч кгс, но в дальнейшем было принято решение установить два двигателя.. На средину 80 года были решены все вопросы, которые касались компоновки аппарата, после чего конструкторское бюро Яковлева приступило к тщательной доработке всех устройств и агрегатов. В это время было начата проектировка альтернативного двигателя типа Д-30, но вскоре эти разработки были прекращены самим Яковлевым.

В первые самолёт Як-141 был показан на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже 15 июня 1991 года. В сентябре это же года начал проходить летные испытания на Северном море. В ходе испытаний як-141 поставил 12 мировых рекордов. 

5 октября 1991 г. при посадке на авианесущий крейсер из-за превышения скорости снижения произошла авария, летчик не пострадал, но самолет восстановлению не подлежал. Авария якобы послужила поводом для прекращения программы создания Як-141.Проект был окончательно закрыт в 2003 году. Всего было произведено 4 самолета.

2.4 Двигатели

Силовую установку Як-141 составляли: подъемно-маршевый Р79В-300 и два подъемных двигателя РД-41, установленных за кабиной пилота под углом в 10 градусов к вертикальной оси.

Р79В-300 – основной подъемно-маршевый двигатель, тягой 14000 кгс. Разрабатывался под руководством Кобченко Василия Кондратьевича в  АМНТК «Союз».

В дополнение к маршевому подъемному двигателю предусматривалось использование еще двух подъемных двигателей РД-41, разработанных на ОДК-Сатурн, конструктором Новиковым   Александром Сергеевичем.

2.5 Первый полет

Выполнить первый полет было поручено летчику-испытателю ОКБ им. Яковлева А. А. Синицыну. 9 марта 1987 истребитель впервые поднялся в воздух. 29 декабря 1989 года состоялся первый полёт в режиме висения.  С 21 сентября 1991 г. испытания самолётов проводились на борту ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».

2.6 Предшественники

Як-141 разрабатывался по концепции первого в советском союзе серийного самолета вертикального взлета и посадки Як-38. КБ Яковлева устранила ошибки которые присутствовали в Як-38, а именно улучшили характеристики и сделали Як-141 для использования в любых климатических условиях   

Первый полет Як-38 был совершен 18 ноября 1972. Всего было выпущено 241 машин. 

3. F-35 сделанный по мотивам Як-141

Як-141 призван был стать серьезным технологическим прогрессом в советской программе СВВП, активные работы по которой стали проводится в 1970-х годах, когда в СССР подметили успех программы британского самолета «Харриер». ОКБ имени Яковлева, что занималось разработкой Як-141, внезапно столкнулось с жесткими реалиями: чтобы получить необходимые запчасти требовались деньги, которых у бюро не было. 

Заключив договор с ОКБ Яковлева, американская корпорация получила доступ ко всем материалам и разработкам. Это стало возможным из-за кризиса в оборонно-промышленном комплексе в 1990-е годы. «Промышленный сектор во времена Бориса Ельцина переживал тяжелые времена, поэтому ОКБ Яковлева и его разработки практически умирали», — констатировал полковник в отставке Михаил Тимошенко.

Американцы признают силу и развитие интеллектуальной мощи нашего государства. Во-вторых, они это не скрывают, что кое-что могли взять на вооружение и сделать хорошую достаточно машину свою – F-35.

Внешне он конечно не является аналогом нашего Як-141, но внутренняя начинка, особенно газодинамический тракт, работа систем поворота струи, стабилизация его крену и тангажу на моментах взлета и посадки – безусловно могли сыграть положительную роль в ускоренном создании: 

4. Заключение

В своем заключении хочу рассмотреть причины по которым нужно помнить о забытых проектах.

Изучение и сохранение исторически значимых самолётов и проектов позволяет:

  • Запомнить и изучить технические и технологические решения, которые применялись в прошлом. Это позволяет инженерам и конструкторам извлекать и анализировать ценный опыт и применять его при создании новых проектов.
  • Понять причины неудач и избежать ошибок прошлого. Это позволяет сократить время и затраты на разработку новых проектов.

  • Восстановить и сохранить культурное наследие и историческое значение. Многие самолёты стали символами своего времени и знаковыми объектами для целых поколений.
  • Создать уникальные музейные экспонаты и туристические объекты.
  • Поддержать и развить отрасль авиационного энтузиазма и авиационной культуры.

 Як-141 был одним из первых российских самолетов с использованием композитных материалов. Изучение и сохранение такого проекта может помочь в развитии технологий композитных материалов, которые крайне важны для современного авиационного и аэрокосмического производства.

5. Источники

  1. Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1973.
  2. Яковлев А. С. Рассказы конструктора. — М.: Воениздат МВС СССР, 1950.
  3. ЯковлевС.А https://history.mai.ru/personalities/item.php?id=113524&referer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
  4. Представители палубной авиации России и СССР https://aviation21.ru/predstaviteli-palubnoj-aviacii-rossii-i-sssr/
  5. "Рождение палубной авиации": как разрабатывались самолеты вертикального взлета и посадки https://tass.ru/opinions/12487617
  6. https://naukatehnika.com/lyuk-ya-tvoj-otecz-rodstvennyie-svyazi-mezhdu-sovetskimi-yak-141-i-amerikanskimi-f-35.html
Категория: Готовые работы | Добавил: Service (26.01.2024) | Автор: Манахов Данила W
Просмотров: 289 | Рейтинг: 1.9/32
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Переводчик
...
ВНИМАНИЕ!
21-я ОЛИМИПИАДА
ЗАВЕРШЕНА!
ПРИЁМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ
В 22-Й ОЛИМПИАДЕ НАЧНЁТСЯ
1 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА!
Мини-чат
Техподдержка
E-mail отправителя *:


Тема письма:


Текст сообщения *:



Форум техподдержки
Их многие читают
Сальников Егор Олегович (2671)
Фурсов Максим (2037)
Эжиев Руслан Мухаммедович (2004)
Егор Андреевич Попов (1729)
Штриккер Артур (1300)
Григорьев Павел Сергеевич (693)
Медведкин Иван (639)
Азарин Николай (570)
Трунов Артём Николаевич (506)
Ефимова Софья Алексеевна (485)
Наш логотип
«Олимпиада Можайского»
QR-код сайта
Организатор

Copyright: Клуб авиастроителей ©2024